Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС
Оценка 4.6
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Детсад
25.02.2018
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.
Введение ФГОС ДО существенно меняет всю образовательную ситуацию в целом.
Психолого-педагогич. сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС (доклад).docx
Психологопедагогическое сопровождение
образовательного процесса в рамках реализации ФГОС
Выполнил:
Командин Евгений Николаевич,
педагогпсихолог
высшей квалификационной категории
МБДОУ детского сада № 24 "Звездочка"
г. Пятигорска
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье
создание
индивидуализация образовательных маршрутов,
воспитанников,
психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает
потребность
сопровождения
образовательного процесса как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого
образовательного учреждения.
психологопедагогического
организации
Хотелось бы немного подробнее остановиться на вопросе психолого
педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольных
образовательных организациях, на примере МБДОУ детского сада № 24
"Звездочка" города Пятигорска.
Наш детский сад с ласковым названием «Звездочка» расположен в центре
Кавказских Минеральных Вод, в приветливом городе Пятигорске.
По описанию М.Ю. Лермонтова, в том краю, «где по кремням Подкумок
мчится, где за Машуком день встает, а за крутым Бештау садится».
Введение ФГОС дошкольного образования существенно изменяет всю
образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования
наиболее востребованным становится психологопедагогическое сопровождение
всех участников образовательного процесса,
которыми в дошкольных
образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные
представители) и педагогические работники.
Психологопедагогическое сопровождение сегодня является не просто
суммой разнообразных методов коррекционноразвивающей работы с детьми, но
выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении
задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Объектом
психологопедагогического
сопровождения
является
образовательный процесс (учебновоспитательный процесс) в детском саду.
Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система
отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим
собой.
Цель сопровождения в нашем ДОУ создать психолого – педагогические
условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках
его возрастных и индивидуальных возможностей. Психологопедагогическое сопровождение дошкольников в детском саду
реализуется по следующим направлениям:
обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей
в повседневной жизни;
коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи,
агрессивность, низкая самооценка);
обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах
эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных
трудностей дошкольников;
повышение психологопедагогической компетентности всех участников
образовательного процесса;
информационноаналитическое обеспечение;
оказание психологопедагогической помощи участникам образовательного
процесса.
Отсюда вытекает модель психологопедагогического сопровождения детей в
нашем детском саду:
организация работы ПМП(к) (выявление психологопедагогических
особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по
развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);
систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности
и постоянная фиксация результатов наблюдений;
осуществление мониторинга результативности психологопедагогической
деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание
индивидуальных образовательных программ.
Последовательность работы имеет следующий алгоритм:
Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути
проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения
диагностического исследования).
Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми
заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы,
обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).
Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности
действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации:
совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей,
специалистов).
Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций
каждым участником сопровождения).
Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.
Данный алгоритм требует от нас не воздействия на ребенка, а взаимодействия
с ним, веры во внутренние силы и возможности.
Возникает вопрос, как организовать свою деятельность, чтобы не навредить
ребенку, а психологически помочь ему, сохраняя привычный круг общения с близкими окружающими его взрослыми, войти в мир более широких и сложных
социальных отношений, найти себя в этом мире?
Как предупредить возможные нарушения в психическом и личностном
развитии ребенка и организовать развивающую среду?
Таким образом выделяют основные этапы психолого – педагогического
сопровождения:
Первый диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация –
вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.
В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни
ребенка в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной
программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и
навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с
показателями адаптации.
Из бесед с родителями, анкетирования и наблюдения мы выяснили, что
каждый родитель желает, чтобы его ребенок был окружен атмосферой любви и
понимания, а сотрудники были компетентны и доброжелательны в общении с
детьми и взрослыми. Для родителей важно, чтобы педагог мог подробно и
заинтересованно рассказать о ребенке, выделить его особенности, достижения,
лучшие качества. Мы понимаем, что работа может быть по – настоящему
результативной лишь в том случае, если родители будут являться его активными
помощниками и единомышленниками.
С целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного
воспитания уже много лет на базе нашего детского сада функционирует
Консультативный пункт для родителей (законных представителей) воспитанников,
посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Задачей которого является:
Оказание консультативной и практической помощи родителям по различным
вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего (от 1 года до 3 лет) и
дошкольного (от 3 до 7 лет) возраста.
Специалисты консультативного пункта проводят лекции, теоретические и
практические семинары для родителей по вопросам воспитания, обучения и
развития детей раннего и дошкольного возраста.
Продолжением идеи психологопедагогического сопровождения стало
создание два года назад на базе детского сада № 24 "Звездочка" адаптационной
группы детей ясельного возраста “Ступени”. Эта группа, работающая в течение
года, необычна тем, что ребенок приходит вместе с мамой, и все мероприятия,
которые мы проводим для малыша, идут в присутствии родителей. Они знакомятся
с педагогическим коллективом, видят, какие условия созданы в нашем детском
саду, какое здесь отношение к детям, повышают свою психологопедагогическую
культуру, обсуждают вопросы, касающиеся индивидуального развития ребенка.
Комнаты сенсорного развития и дидактическая комнаты представлены и
оборудованы с помощью Монтессори материалов и игровыми материалами Воскобовича, для комплексного оснащения развивающей среды в дошкольных
учреждениях.
На коррекционно – развивающем этапе воспитатели и педагог
– психолог проводит коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими
затруднения в развитии. Проводится консультативная работа с педагогами детского
сада, воспитателями и родителями.
Например, консультации и семинары по
вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных
процессов, развитию волевых усилий и т. д.
В проводимых нами тренинговых занятиях родители, воспитатели,
администрация являются активными участниками. Им дается возможность
поставить себя на место ребенка и проанализировать собственную реакцию –
чувства, мысли, возможное поведение.
Ежегодно на базе нашего детского сада проводится городской родительский
университет, на котором рассматриваются различные вопросы психолого
педагогического сопровождения ребенка в условиях семьи.
На этапе анализа промежуточных результатов сопровождения развития
ребенка воспитатели, педагог – психолог, педагоги ДОУ проводят корректировку
индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого
ребенка.
На слайде представлены сравнительные результаты за два года работы
МБДОУ детского сада № 24 «Звездочка» в рамках психологопедагогического
сопровождения учебновоспитательного процесса, а именно работа адаптационной
группы «Ступени», Консультативного пункта, а также результаты развития уровня
родительской мотивации в плане сотрудничества с ДОУ.
Отрадно говорить о том, что за последние годы значительно вырос уровень
педагогического сознания родителей, которые интересуются не только возрастными
особенностями, но и проблематикой развития ребенка.
Итогом психологопедагогического сопровождения ребёнка является:
сформированность у всех участников педагогического процесса
понятийного аппарата;
разработка карт индивидуального развития дошкольников;
разработка алгоритма психологопедагогического сопровождения;
разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада
и воспитателей;
организация работы ПМП(к), подготовка необходимой документации.
Таким образом, психологопедагогическое сопровождение образовательного
процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства
педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь
разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности
до уровня,
соответствующего возрастным особенностям и требованиям
современного мира.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.