Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС
Оценка 4.6

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

Оценка 4.6
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Детсад
25.02.2018
Психолого-педагогическое сопровождение  образовательного процесса в рамках реализации ФГОС
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения. Введение ФГОС ДО существенно меняет всю образовательную ситуацию в целом.
Психолого-педагогич. сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС (доклад).docx
Психолого­педагогическое сопровождение  образовательного процесса в рамках реализации ФГОС Выполнил: Командин Евгений Николаевич, педагог­психолог  высшей квалификационной категории  МБДОУ детского сада № 24 "Звездочка"  г. Пятигорска Важное место в образовательном процессе занимают психическое  здоровье   создание   индивидуализация   образовательных   маршрутов, воспитанников, психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность сопровождения образовательного процесса как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения. психолого­педагогического     организации   Хотелось   бы   немного   подробнее   остановиться   на   вопросе   психолого­ педагогического   сопровождения   образовательного   процесса   в   дошкольных образовательных   организациях,   на   примере   МБДОУ   детского   сада   №   24 "Звездочка" города Пятигорска. Наш   детский  сад   с  ласковым   названием «Звездочка»  расположен  в  центре Кавказских Минеральных Вод, в приветливом городе Пятигорске. По   описанию   М.Ю.  Лермонтова,   в   том   краю,  «где   по   кремням   Подкумок мчится, где за Машуком день встает, а за крутым Бештау садится».  Введение   ФГОС     дошкольного   образования   существенно   изменяет   всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении. В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее   востребованным   становится   психолого­педагогическое   сопровождение всех   участников   образовательного   процесса,   которыми   в дошкольных образовательных   учреждениях   являются   воспитанники,   родители   (законные представители) и педагогические работники. Психолого­педагогическое   сопровождение   сегодня   является   не   просто суммой   разнообразных   методов   коррекционно­развивающей   работы   с детьми,   но выступает как комплексная технология поддержки  и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. Объектом   психолого­педагогического   сопровождения   является образовательный процесс (учебно­воспитательный процесс) в детском саду. Предметом   деятельности —   ситуация   развития   ребенка,   как   система отношений   ребенка   с миром,   с окружающими   (взрослые,   сверстники)   и с   самим собой. Цель сопровождения в   нашем   ДОУ   ­   создать психолого   –   педагогические условия для   полноценного   развития   и   воспитания   личности   ребенка   в   рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Психолого­педагогическое   сопровождение   дошкольников   в   детском   саду реализуется по следующим направлениям: ­ обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;  ­  развитие   дружеских   взаимоотношений   через   игру,   общение   детей в повседневной жизни;  ­  коррекция   эмоциональных   трудностей   детей   (тревожность,   страхи, агрессивность, низкая самооценка);  ­  обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;  ­ расширение   знаний   педагогов   детского   сада   о различных   вариантах эмоционального   развития   детей,   о возможностях   преодоления   эмоциональных трудностей дошкольников;  ­  повышение   психолого­педагогической   компетентности   всех   участников образовательного процесса;  ­ информационно­аналитическое обеспечение;  ­ оказание   психолого­педагогической   помощи   участникам   образовательного процесса.  Отсюда вытекает  модель психолого­педагогического сопровождения детей в нашем детском саду:  ­  организация   работы   ПМП(к)   (выявление   психолого­педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);  ­  систематическое   наблюдение   за   детьми   в разных   видах   деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;  ­ осуществление   мониторинга   результативности   психолого­педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ. Последовательность работы  имеет следующий алгоритм:  ­ Постановка   проблем   (начинается   с поступления   запроса,   осознания   сути проблемы,   разработки   плана   сбора   информации   о ребёнке   и проведения диагностического исследования).  ­ Анализ   полученной   информации   (оценка   и обсуждение   со   всеми заинтересованными   лицами   возможных   путей   и способов   решения   проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).  ­ Разработка   плана   комплексной   помощи   (определение   последовательности действий,   распределение   функций   и обязанностей   сторон,   сроков   реализации: совместная   выработка   рекомендаций   для   ребёнка,   педагога,   родителей, специалистов).  ­  Реализация   плана   по   решению   проблемы   (выполнение   рекомендаций каждым участником сопровождения).  ­  Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.  Данный алгоритм требует от нас не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним, веры во внутренние силы и возможности.  Возникает вопрос, как организовать свою деятельность, чтобы не навредить ребенку,   а   психологически   помочь   ему,   сохраняя   привычный   круг   общения   с близкими  окружающими его взрослыми, войти в мир более широких и сложных социальных отношений, найти себя в этом мире? Как   предупредить   возможные   нарушения   в   психическом   и   личностном развитии ребенка и организовать развивающую среду? Таким   образом   выделяют   основные   этапы психолого   –   педагогического сопровождения: Первый   диагностический   этап   –   это   и   адаптационный   этап.   Адаптация   – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней. В   адаптационный   период   мы   знакомим   родителей   с   организацией   жизни ребенка   в   детском   саду,   режимом   питания,   режимом   дня,   с   образовательной программой,   с   воспитанием   у   ребенка   культурно   –   гигиенических   навыков   и навыков   самообслуживания,   с   особенностями   адаптационного   периода,   с показателями адаптации. Из   бесед   с   родителями,   анкетирования   и   наблюдения   мы   выяснили,   что каждый родитель желает, чтобы его ребенок был окружен атмосферой любви и понимания,   а   сотрудники   были   компетентны   и   доброжелательны   в   общении   с детьми   и   взрослыми.   Для   родителей   важно,   чтобы   педагог   мог   подробно   и заинтересованно   рассказать   о   ребенке,   выделить   его   особенности,   достижения, лучшие   качества.   Мы   понимаем,   что   работа   может   быть   по   –   настоящему результативной лишь в том случае, если родители будут являться его активными помощниками и единомышленниками. С целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания   уже   много   лет   на   базе   нашего   детского   сада   функционирует Консультативный пункт для родителей (законных представителей) воспитанников, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.  Задачей которого является: Оказание  консультативной  и  практической  помощи  родителям   по  различным вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего (от 1 года до 3 лет) и дошкольного (от 3 до 7 лет) возраста. Специалисты   консультативного   пункта   проводят   лекции,   теоретические   и практические   семинары   для   родителей   по   вопросам   воспитания,   обучения   и развития детей раннего и дошкольного возраста.   Продолжением   идеи   психолого­педагогического   сопровождения   стало создание   два года назад на базе детского сада № 24 "Звездочка" адаптационной группы  детей  ясельного  возраста  “Ступени”. Эта  группа,  работающая  в течение года, необычна тем, что ребенок приходит вместе  с мамой, и все мероприятия, которые мы проводим для малыша, идут в присутствии родителей. Они знакомятся с  педагогическим  коллективом,  видят,  какие   условия   созданы  в  нашем  детском саду, какое здесь отношение к детям, повышают свою психолого­педагогическую культуру, обсуждают вопросы, касающиеся индивидуального развития ребенка. Комнаты   сенсорного   развития   и   дидактическая   комнаты   представлены   и оборудованы   с   помощью   Монтессори   ­   материалов   и   игровыми   материалами Воскобовича,   для   комплексного   оснащения   развивающей   среды   в   дошкольных учреждениях.  На   коррекционно   –   развивающем   этапе   воспитатели   и   педагог – психолог проводит   коррекционно   –   развивающую   работу   с   детьми,   имеющими затруднения в развитии. Проводится консультативная работа с педагогами детского сада, воспитателями и родителями.  Например,   консультации   и   семинары   по вопросам   агрессивности дошкольников,   тревожности,   развитию   познавательных процессов, развитию волевых усилий и т. д. В   проводимых   нами   тренинговых   занятиях   родители,   воспитатели, администрация   являются   активными   участниками.   Им   дается   возможность поставить   себя   на   место   ребенка   и   проанализировать   собственную   реакцию   – чувства, мысли, возможное поведение.  Ежегодно на базе нашего детского сада проводится городской родительский университет,   на   котором   рассматриваются   различные   вопросы   психолого­ педагогического сопровождения ребенка в условиях семьи.  На   этапе   анализа   промежуточных   результатов сопровождения развития ребенка воспитатели, педагог – психолог, педагоги ДОУ проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка. На   слайде   представлены   сравнительные   результаты   за   два   года   работы МБДОУ   детского   сада   №   24   «Звездочка»   в   рамках   психолого­педагогического сопровождения учебно­воспитательного процесса, а именно работа адаптационной группы «Ступени», Консультативного пункта, а также результаты развития уровня родительской мотивации в плане сотрудничества с ДОУ. Отрадно говорить о том, что за последние годы значительно вырос уровень педагогического сознания родителей, которые интересуются не только возрастными особенностями, но и проблематикой развития ребенка. Итогом психолого­педагогического сопровождения ребёнка является:  ­ сформированность   у всех   участников   педагогического   процесса понятийного аппарата;  ­ разработка карт индивидуального развития дошкольников;  ­ разработка алгоритма психолого­педагогического сопровождения;  ­ разработка   схемы   взаимодействия   в работе   специалистов   детского   сада и воспитателей;  ­ организация работы ПМП(к), подготовка необходимой документации.  Таким образом, психолого­педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов,   психологической   культуры   родителей,   а это   в свою   очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до   уровня,   соответствующего   возрастным   особенностям   и требованиям современного мира.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение  образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение  образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение  образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение  образовательного процесса в рамках реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018