Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ
Оценка 4.9

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Оценка 4.9
Особые потребности +2
doc
Междисциплинарный 3
Все классы
18.04.2018
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ
В данной работе представлено описание опыта педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения. В работе представлены основные технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, специальные методы и приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ и практика их применения.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ.doc
Тема работы:  Психолого­педагогическое   с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения сопровождение     учащихся Направление:   Образование   детей   с   особыми   образовательными потребностями: опыт, знания, перспективы. АННОТАЦИЯ В   данной   работе   представлено   описание   опыта   педагога­психолога   по  психолого­ педагогическому   сопровождению   учащихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья   в условиях общеобразовательного учреждения. В   работе   представлены  основные   технологии   психолого­педагогического сопровождения   обучающихся   с   ОВЗ,  специальные  методы   и   приемы   коррекционного воздействия   на   эмоциональную   и   познавательную   сферу   детей   с   ОВЗ   и   практика   их применения. 2 СОДЕРЖАНИЕ   ИМЕЮЩИХ   ТРУДНОСТИ   В   1.  ИНДИВИДУАЛЬНАЯ/ГРУППОВАЯ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ …………………….. 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ   АСПЕКТЫ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ПЕДАГОГА­ПСИХОЛОГА   ПО ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ   СОПРОВОЖДЕНИЮ   УЧАЩИХСЯ   С ОГРАНИЧЕННЫМИ   ВОЗМОЖНОСТЯМИ   ЗДОРОВЬЯ   В   УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ …………………………………….…. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………. Приложение   ПСИХОЛОГО­ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ   КОРРЕКЦИОННО­РАЗВИВАЮЩАЯ   ПРОГРАММА   ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,   ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НЕДОСТАТКАМИ В ИХ ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИИ «УЧУСЬ УЧИТЬСЯ» (фрагмент)………………….. Приложение 2. КАБИНЕТ ПЕДАГОГА­ПСИХОЛОГА СОШ № 16 (фото)…………. Приложение 3. ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «УЧУСЬ УЧИТЬСЯ» (фото)………… Приложение   4.  КАРТА   ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКОГО   СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ (бланк)…………………………………………………………………… Приложение   5.   РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО   СОЗДАНИЮ   СПЕЦИАЛЬНЫХ   УСЛОВИЙ ДЛЯ   ОБУЧЕНИЯ   И   ВОСПИТАНИЯ   РЕБЕНКА   С   ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (по протоколу ПМПК) (образец)………………… Приложение 6. ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ (фото)……………………………………………………………………………………… Приложение 7. БРОШЮРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ………………………………………. Приложение 8. ТЕЗИСЫ К ВЫСТУПЛЕНИЮ……………………………………………. Приложение 9. ПРЕЗЕНТАЦИЯ (распечатка)…………………………………………. 4 4 5 8 9 11 11 15 16 19 35 38 40 42 47 3 ВВЕДЕНИЕ На   протяжении   последнего   десятилетия   в   образовательной   политике   России складываются значительные изменения: формируется культура поддержки и помощи ребенку в учебно­воспитательном процессе – психолого­педагогическое сопровождение. Связано это с тем,   что   одной   из   основных   функций   образовательного   Стандарта   общего   образования является  реализация права каждого ребенка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей,   кто   в   наибольшей   степени   нуждается   в   специальных   условиях   обучения   ­  детей   с ограниченными возможностями здоровья [35]. Доля детей  с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), нуждающихся в создании системы специальных условий обучения и воспитания растет. Проблема обучения детей   с   ОВЗ   в   условиях   общеобразовательной   школы   является   особенно   актуальной   в современном школьном образовании [4, 12, 21].  Каждый ребенок ­ особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности [17, 18, 33].  Таким   образом,   возникает  проблема:   необходимость   применения   психолого­ педагогических   технологий,   направленных   на   сопровождение   ребенка   с   ОВЗ   в   решении возникающих у него особых образовательных потребностей. В   связи   с   обозначенной   проблемой   мной   была   определена   тема   самообразования: «Психолого­педагогическое   сопровождение   учащихся   с   ограниченными   возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения». В рамках темы самообразования я поставила   перед   собой  цель:  определение   оптимальных   форм   и   методов   психолого­ педагогического сопровождения детей с ОВЗ по созданию комфортных условий для обучения данной категории обучающихся через включение их в общую образовательную среду. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ Научно­педагогическая   и   психологическая   практика   на   протяжении   многих   лет показали,   что   «особенный»   ребенок,   попадая   в   сообщество   здоровых   сверстников, продвигается   вместе   с   ними   и   достигает   более   высокого   уровня   социализации,   чем   при воспитании и обучении в изоляции, либо среди таких же детей, как он [7, 31]. Данные   факты   находят   подтверждение   не   только   в   трудах   зарубежных   ученых   – педагога­просветителя Иоганна Песталоцци, Самуила Гейнике, основоположника немецкой сурдопедагогики,   Александра   Бланше,   доктора   медицины,   отоларинголога,   педагога­ гуманиста Яна Амоса Каменского, но и в теоретических идеях и практических разработках выдающихся   российских   педагогов,   психологов,   дефектологов   –   К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского,   Л.М.Щипициной, М.Л.Семенович, Т.В.Фуряевой, Н.Я.Семаго, Е.А.Ямбургом, С.Г.Шевченко [2, 8, 16, 17, 25, 32].   Т.Л.Лещинской,   Э.И.Леонгарда,   Н.Д.Шматко, В результате проведенного теоретического исследования обозначенной проблемы мной были сделаны следующие выводы: 1.   Под   обучающимися   с   ОВЗ,   мы   рассматриваем   детей,   имеющих   недостатки   в   подтвержденные   психолого­медико­ физическом   и   (или)   психическом   развитии, педагогической   комиссией   и   препятствующих   получению   образования   без   создания специальных   условий   (согласно   пункту   16   статьи   2   Федерального   закона   Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273­ФЗ) [36]. 4 2. Под психолого­педагогическим сопровождением мы понимаем особый вид помощи ребенку, технологию, предназначенную для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса (Э.М.Алекандровская) [1, 34]. 3.   Под   технологией   (от   греч.   тechno   –   искусство,   мастерство,   loqos   –   наука)   мы понимаем совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами. Педагогическая технология (а психолого­педагогическое сопровождение можно в полном объеме отнести к педагогическим технологиям) – строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих   успех   педагогических   действий;   систематическое   и   последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно­воспитательного процесса [3, 22]. 4.  Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ  мы рассматриваем комплексную технологию   психологической   поддержки   и   помощи   ребенку,   родителям   и   педагогам   в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога­психолога [10, 34]. 5. Под  специальными условиями  для получения образования обучающимися с ОВЗ в Федеральном   законе   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   мы   понимаем   условия обучения,   воспитания   и   развития   таких   обучающихся,   включающие   в   себя   использование специальных   образовательных   программ   и   методов   обучения   и   воспитания,   специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного   и   индивидуального   пользования,   предоставление   услуг   ассистента (помощника),  оказывающего  обучающимся  необходимую  техническую   помощь,  проведение групповых   и   индивидуальных   коррекционных   занятий,   обеспечение   доступа   в   здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно   или   затруднено   освоение   образовательных   программ   обучающимися   с ограниченными возможностями здоровья [19, 29, 36]. 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА­ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют   отклонения   от   условной   возрастной   нормы.   В   результате   чего   назрела   острая необходимость   в   понимании   проблем   детей   с   ОВЗ,   уважении   и   признании   их   прав   на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество [20]. В нашей школе на сегодняшний день обучается 18 детей с ОВЗ, которые обучаются по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого­медико­педагогической комиссии (далее ПМПК). Таким «особенным» детям необходимы и особые условия, способствующие их социализации, реабилитации, личностному росту в социум. Обучение и воспитание детей с ОВЗ требует комплексного психолого­педагогического сопровождения.  В школе имеются специалисты, которые оказывают необходимую помощь ребенку и родителям в решении задач развития, обучения и воспитания. Все специалисты психолого­ педагогического сопровождения принимают участие в разработке и реализации Программы коррекционной работы как части  Основной образовательной программы основного общего образования   Муниципального   автономного   общеобразовательного   учреждения   «Средняя общеобразовательная   школа   №   16».  Программа   коррекционной   работы   направлена   на коррекцию   недостатков   психического   и  (или)   физического  развития   обучающихся   с  ОВЗ, 5 преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории. К основным технологиям психолого­педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, применяемых мной, можно отнести: 1. Технологии коррекционно­развивающей работы с детьми с ОВЗ. Среди  психолого­педагогические   технологии   коррекционно­развивающей   работы   с обучающимися с ОВЗ наиболее актуальны следующие технологии: • информационные, через применение которых формируются знания, умения и навыки. • операционные   технологии   обеспечивают   формирование   способов   умственных действий. • технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности. • эвристические – на развитие творческих способностей личности. • прикладные развивают действенно – практическую сферу личности [5, 11, 26]. Я как педагог­психолог провожу выявление индивидуальных личностных особенностей обучающихся  с   ОВЗ,   осуществляю   коррекцию  эмоционально­волевой,   поведенческой   и коммуникативной   сфер,   развиваю   когнитивные   процессы  обучающихся   с   ОВЗ.   Для осуществления   выше   обозначенной   деятельности   мною   была   разработана   и   внедрена Индивидуальная/групповая психолого­педагогическая коррекционно­развивающая программа для обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии «УЧУСЬ УЧИТЬСЯ» (Приложение 1) [3, 6, 28].  Цель программы – создание психолого­педагогических условий для развития личности обучающихся,  имеющих   трудности   в   освоении   образовательных   программ,   обусловленных недостатками в их психическом развитии. Коррекционные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете педагога­ психолога   (Приложение   2).   Пространство   кабинета   педагога­психолога   является   важной частью   развивающей   предметной   среды   образовательного   учреждения   и   включает   в   себя несколько зон, имеющих специфическое назначение. Психолого­педагогическое   воздействие   в   рамках   реализации   программы  «УЧУСЬ УЧИТЬСЯ» осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях (Приложение 3). Так   как   у   большинства   обучающихся   с   ОВЗ   отмечается   недостаточный   уровень познавательной   активности,   незрелость   мотивации   к   учебной   деятельности,   сниженный уровень   работоспособности   и   самостоятельности,   недостатки   в   развитии   личности (неуверенность, заниженная самооценка, пессимизм и др.), мной применяются специальные методы и приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ: ­ игровые ситуации, которые являться психотерапевтическим средством; ­   дидактические   игры,   которые   связаны   с   поиском   видовых   и   родовых   признаков предметов,  позволяют развивать у детей произвольность психических процессов, таких как внимание, восприятие, память; ­ игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; ­   психогимнастика   и   релаксация,   позволяющие   снять   мышечные   спазмы   и   зажимы, особенно в области лица и кистей рук; ­   песочная   игротерапия   –   прекрасная   возможность   выразить   свое   отношение   к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит; ­ сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребенка в окружающий мир, направленный на целостное развитие личности ребенка; ­ динамические упражнения и пальчиковые игры ­ способствуют развитию пальчиковой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения; 6 ­   образовательная   кинезиология   –   специально   организованные   движения, оптимизирующие   деятельность   мозга   и   тела   для   гармоничного   развития   и   творческой самореализации личности [9, 13, 14, 15, 27, 37]. Таким   образом,   применение   специальных   методов   и   приемов  коррекционного воздействия  повышает   познавательную   активность   учащихся,   развивает   их   творческие способности,   активно   вовлекает   обучающихся   в   образовательный   процесс,   стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ. 2. Технологию оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем. Мною   была   разработана   карта   психолого­педагогического   сопровождения обучающегося   с   ОВЗ,   в   которой   фиксируется   динамика   качественных   характеристик обучающегося, а так же его психологического профиля с момента получения заключения ПМПК о том, что ребенок имеет ограниченные возможности здоровья (Приложение 4). 3.   Технологию   проведения   междисциплинарных   консилиумов   специалистов, что   в   свою   очередь   способствует   выстраиванию   приоритетов   и   определению стратегии   психолого­педагогического   сопровождения   как   в   конкретные   моменты, так   и   на   длительные   периоды,   а   также   оценке   эффективности   той   или   иной стратегии сопровождения. Важную   роль   в   определении   образовательного   маршрута   ребенка   с   ОВЗ   играют рекомендации выданные ПМПК. Мы столкнулись с тем, что ПМПК выдает рекомендации образовательной   организации   и   родителям   в   зашифрованном   (закодированном)   виде,   что ставит родителей (а иногда и педагогов) в затруднение. Поэтому после получения протокола ПМПК родители зачастую не знают, в каких специальных условиях нуждаются их дети. Я взяла на себя ответственность в подготовке рекомендаций по созданию специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья (по протоколу ПМПК) (Приложение 5) с которыми знакомятся в рамках психолого­медико­педагогического консилиума   (далее   ПМПк)   педагоги,   работающие   с   ребенком   с   ОВЗ,   а   так   же   родители (законные представители) при индивидуальных консультациях [23, 24]. 4. Технологию оценки внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения   всех   субъектов   образовательного   пространства,   формирования эмоционального принятия и группового сплочения. Наряду с работой по достижению детьми с ОВЗ определенного уровня развития всех интеллектуальных   способностей   другой   важной   составляющей   является   формирование толерантного отношения к таким детям со стороны сверстников. Проведение   тренингов   и   деловых   игр   в   классах,   где   обучаются   дети   с   ОВЗ, способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная   компетентность,   толерантность,   навыки   решения   межличностных   проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать   проблему,   слушать   и   слышать   другое   мнение,   отстаивать   свою   точку   зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим» (Приложение 6) [2, 7, 9, 18]. 5.   Технологии   поддержки   участников   образовательного   процесса   (педагогов,   психологической   работы   с   родительскими   и   учительскими родителей), ожиданиями. Следует отметить, что родителям (законным представителям) детей с ОВЗ отводится большая роль в коррекционной деятельности, так как коррекционная деятельность с детьми с ОВЗ не будет успешной без поддержки родителей, которым сначала необходимо разъяснить особенности развития их ребенка, а затем научить эффективным способам взаимодействия с ним [30]. 7 С родителями детей с ОВЗ я провожу индивидуальные беседы по итогам диагностики, индивидуальные   консультации,   родительские   собрания   по   формированию   толерантного отношения к детям с ОВЗ, разрабатываю индивидуальные рекомендации (Приложение 7). Каждая из используемых мной технологий характеризуется конкретным содержанием, этапностью,   профессиональной   направленностью,   используемыми   методическими   и инструментальными   средствами,   индикаторами   и   критериями   оценки   результативности, планируемыми результатами на каждом этапе. Важным аспектом каждой технологии является ее междисциплинарный характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами   сопровождения,   а   также   определенная   включенность   непосредственно   в педагогическую деятельность. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество – это задача всех и каждого.  Результатом психолого­педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ следует считать не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций: ­ развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно   необходимом   жизнеобеспечении,   способности   вступать   в   коммуникацию   со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; ­ овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;  ­ овладение навыками коммуникации;  ­   дифференциация   и   осмысление   картины   мира   и   ее   временно­пространственной организации; ­ осмысление  своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. 8 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алехина   С.В.   Организация   образовательных   условий   для   детей   с   ограниченными   Методические возможностями   здоровья   в   общеобразовательных   учреждениях. рекомендации. // МГПУ – М, 2012. 2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. ­ М.: Совершенство, 1997. 3. Вергелес  Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший  школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд­во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд­во «Союз», 2000. 4. Вильшанская   А.Д.,   Прилуцкая   М.И.,   Протченко   Е.М.   Психолого­медико­ педагогический   консилиум   в   школе:   Взаимодействие   специалистов   в   решении   проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012. 5. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3­е Изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 6. Грудненко   Е.А.   Психологическая   готовность   ребенка   к   школе   ­   СПб.   ООО «Издательство «детство ­ пресс», 2013. 7. Данилина М., Лазарева В. Программа психологического сопровождения детей 10 – 14 лет с интеллектуальным недоразвитием, оставшихся без попечения родителей // Школьный психолог. – 2004 ­ №25 – 26 ­ С. 15 – 33.  8. Детская практическая психология. Под ред. Т.Д.Марципановской. М.,2001. 9. Дубровина И.В. ­ Психокоррекционная и развивающая работа с детьми ­ М., 1999. 10. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008. Сб. науч. тр., СПб., 2010. 11. Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.­ М., 2005. 12. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / 13. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры. Упражнения, техники – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 14. Катаева   А.А.,   Стребелева   Е.А.   –   Дидактические   игры   в   обучении   детей   с отклонениями в развитии. – М. – 2001. 15. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия Развития, 1996. 16. Левченко   И.Ю.,   Киселева   Н.А.   Психологическое   изучение   детей   с   нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013. 17. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация  условий  воспитания и обучения   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   в   условиях   инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.­ Москва: МГППУ, 2011. 18. Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе / Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008. 19. Лукянченко   Н.В.,   Аликин   И.А.   Социально­психологические   аспекты   помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. 20. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс» Диагностическая и коррекционная работа» Речь, С­П, 2007. 21. Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных   программ   для   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья//Сайт tzrruo.ru (дата обращения 12.11.2016). 9 22. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013. 23. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901­6   образовательного «О   психолого­медико­педагогическом   консилиуме учреждения»//http://www.lawmix.ru/pprf/71491   (дата обращения 20.10.2016). (ПМПк)     24. Приказ   Минобрнауки   РФ   от   20.09.2013г.   №   1082   «Об   утверждении   Положения   о  http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia­ психолого­медико­педагогической   комиссии»   // dok.html     (дата обращения 15.10.2016). 25. Психолого­педагогические   основы   инклюзивного   образования: монография / Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.   коллективная 26. Психолого­педагогическое   консультирование   и   сопровождение   развития   ребенка: Пособие   для   учителя­дефектолога   /   Под   ред.   Л.М.Шипициной.   –   М,:   Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003. 27. Развитие логической памяти у детей. — М., 1976. 28. Разработка   и   реализация   индивидуальной   образовательной   программы   для   детей   с ограниченными  возможностями  здоровья в  начальной   школе.  Методические   рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012. 29. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. 30. Семаго   М.М.,   Семаго   Н.Я.   Организация   консультативно­диагностической деятельности психолога образования. / Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис­Дидактика, 2004. 31. Семаго   Н.Я.   Инклюзивное   образование.   Выпуск   2.   «Технология   определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». ­ М, «МИРОС», 2010. 32. Семаго   Н.Я.   Технологии   определения   образовательного   маршрута   для   ребенка   с ограниченными   возможностями   здоровья.  Серия:   Инклюзивное   образование.   вып.   2.   –  М.: «Школьная книга», 2010. 33. Семаго   Н.Я.,   Семаго   М.М.   Организация   и   содержание   деятельности   психолога специального образования – М.: Аркти, 2005. 34. Создание   и   апробация   модели   психолого­педагогического   сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012. 35. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего образования (от 17.12.2010) №1897. 36. Федеральный закон Р.Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012. 37. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. 10 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1.  ИНДИВИДУАЛЬНАЯ/ГРУППОВАЯ ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИОННО­РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НЕДОСТАТКАМИ В ИХ ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИИ  «УЧУСЬ УЧИТЬСЯ» (фрагмент) Пояснительная записка В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии   и   испытывающих   вследствие   этого   трудности   в   обучении.   Поиск   наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Известно,   что   причиной   неуспешного   освоения   образовательных   программ обучающимися начальных классов является отставание данных обучающихся в психическом развитии   от   сверстников.   Эти   школьники   испытывают   большие   трудности   в   овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у обучающихся данной группы негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему. В  настоящее  время  современная  система   образования  позволяет  включить  каждого ребенка   в   образовательное   пространство   через   внедрение   психолого­педагогических коррекционно­развивающих   программ   для   обучающихся,   имеющих   трудности   в   освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии. Психолого­педагогическая   коррекционно­развивающая   деятельность   представляет собой   систему   средств,   направленных   на   преодоление   и/или  ослабление   недостатков   в психическом развитии у данной группы обучающихся. Задачи психолого­педагогической коррекционно­развивающей деятельности можно сформулировать как: Выявление  особых образовательных потребностей обучающихся, имеющих трудности в освоении   образовательных   программ,   обусловленных   недостатками   в   их   психическом развитии. Разработка   индивидуальных   коррекционно­развивающих   маршрутов   для   обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии. Осуществление  психолого­педагогической коррекционно­развивающей   деятельности   с   учетом  особенностей   психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии. Оказание   родителям   (законным   представителям)   и   педагогам   обучающихся,  имеющих трудности   в   освоении   образовательных   программ,   обусловленных   недостатками   в   их ориентированной индивидуально     11     психическом развитии консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их воспитанием и обучением. Характеристика основных направлений психолого­педагогической коррекционно­ развивающей деятельности: 1.  Диагностическая   деятельность,  которая  обеспечивает   выявление   особенностей развития   и   здоровья,   обучающихся,  имеющих   трудности   в   освоении   образовательных программ,   обусловленных   недостатками   в   их   психическом   развитии  с   целью   создания благоприятных   условий   для   овладения   ими   содержанием   основной   образовательной программы. 2.  Коррекционно­развивающая   деятельность,   которая   обеспечивает   организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования. 3.   Консультативная   деятельность,  обеспечивает   непрерывность сопровождения   обучающихся,  имеющих  трудности  в  освоении  образовательных   программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого­педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. которая  4.   Информационно­просветительская   деятельность,  которая   предполагает осуществление  разъяснительной   деятельности   в   отношении   педагогов   и   родителей   по вопросам,   связанным   с   особенностями   осуществления   процесса   обучения   и   воспитания обучающихся,  имеющих   трудности   в   освоении   образовательных   программ,   обусловленных недостатками в их психическом развитии, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др. Нормативно   правовую  по   психолого­педагогической   коррекционно­ развивающей деятельности обучающихся,  имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии составляют:  базу  Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99 ФЗ, от 23.07.2013 N 203 ФЗ), Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   общего   образования   для обучающихся с ОВЗ; Нормативно   методические   документы   Минобрнауки   Российской   Феде   рации   и   другие нормативно правовые акты в области образования, Примерная адаптированная основная образовательная   программа   общего   образования,   разработанная   на   основе   ФГОС   для обучающихся с ОВЗ Цель программы «Учусь учиться»  –  создание психолого­педагогических условий для   развития   личности   обучающихся,  имеющих   трудности   в   освоении   образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии. Для достижения поставленной цели нами поставлены следующие задачи: 1. Формирование учебной мотивации, развитие когнитивных процессов; 2. Развитие   самоконтроля   и   саморегуляции,   формирование   навыков   межличностного бесконфликтного общения; 3. Осознание обучающимся самого себя как «положительной», социально направленной личности, коррекция образа «Я»; 4. Отожествление себя с соответствующей возрасту и полу социальной ролью, изучение своих потребности и на этой основе выделение собственных мотивов поведения. 5. Развитие   потребности   и   способности   оценивать   поведение   как   нравственное   или безнравственно. 12    Основная   идея   программы   «Учись   учится»­  САМОДОСТАТОЧНОСТЬ.   Опора только на чужие ресурсы делает человека зависимым. Опора на свои собственные ресурсы – укрепляет. Адресат программы: Обучающиеся   1   –   6   классов,  имеющие   трудности   в   освоении   образовательных программ, обусловленные недостатками в их психическом развитии.  Структура программы: Программа   состоит   из   пяти   разделов,   занятия   в   которых   рассчитаны   как   для индивидуального, так и для группового применения:  1 РАЗДЕЛ – «Я и мой внутренний мир» – коррекция эмоционально­волевой сферы, повышение уверенности в себе. 2 РАЗДЕЛ – «Хочу все знать» – развитие когнитивных процессов. 3 РАЗДЕЛ – «Учусь владеть собой» – коррекция поведенческой сферы. 4 РАЗДЕЛ – «Круг знакомств» – коррекция коммуникативной сферы.  5 РАЗДЕЛ – «Диагностика» – выявление индивидуальных личностных особенностей обучающихся,  имеющих   трудности   в   освоении   образовательных   программ,   обусловленных недостатками в их психическом развитии до и после прохождения программы.  В   процессе   прохождения   программы   «Учись   учиться»   занятия   из   разных   разделов   установленной   индивидуальным   коррекционно­ чередуются   в   последовательности, развивающим маршрутом обучающегося, объем и характер диагностического обследования подбирается индивидуально. Основные методы программы На   каждом   занятии   закладывается   основа   для   формирующего   воздействия   на   ряд психических   сфер,   и   создаются   условия   для   расширения   межфункционального взаимодействия и образования новых функциональных систем и связей. Формирование пространственных представлений и схемы тела должно идти по пути усвоения устойчивых координат «право ­ лево» и «верх ­ низ», «впереди ­ сзади», сомато ­ пространственного гнозиса, зрительно­пространственного восприятия, тактильного гнозиса, зрительно   ­   моторных   координаций.   Применяются   следующие   методы:   рисования, конструктивной деятельности, предметных действий, игр и т.д. Формирование двигательной сферы (в частности, мелкой моторики) осуществляется следующими методами: подвижные игры, двигательные ритмы, рисование, лепка, аппликация, элементы телесно­ориентированной терапии. Выполнения движения по речевой инструкции, игрой «запрещенные движения». Метод   двигательных   ритмов.  Данный   метод   направлен   на   формирование межфункционального   взаимодействия:   формирование   слухомоторных   координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких   характеристик   моторики   детей,   как   плавность,   переключаемость,   быстрота   и координация движений рук и ног, прямохождение и т.д. Таким   образом,   повышается   эмоциональный   тонус,   работоспособность,   ускоряется продолжительность адаптационных механизмов к процессу обучения. Метод звукодыхательных упражнений. Направлен на стимуляцию отделов головного мозга,   развитие   межполушарного   взаимодействия,   развитие   лобных   отделов:   развивает самоконтроль   и   произвольность.   Ритмирование   организма   играет   существенную   роль   в формировании   межполушарных   связей.   Нейропсихологическая   коррекция   строится   на автоматизации и ритмировании организма ребенка через различные приемы. Метод   Образовательной   Кинесиологии.  Обеспечивает   развитие   межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий, мышечных зажимов. 13 В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой   двигательной   активности,   Перекрестные   движения   рук,   ног   и   глаз   активизируют развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое   количество   нервных   путей,   связывающих   полушария   головного   мозга,   что обеспечивает развитие психических функций. Медленное   выполнение   перекрестных   движений   способствует   активизации вестибулярного аппарата  и лобных долей мозга. В результате движений дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития. Метод визуализации. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга. Метод   формирует   произвольное   внимание,   развивает   способность   к   концентрации внимания, развивает воображение. Конструктивно­рисуночный   метод.  Формирует   устойчивые   координаты   (лево   – право,   верх   –   низ),   сомато   ­   пространственный   гнозис,   зрительно­пространственное восприятие, тактильный гнозис, зрительно­моторные координации. Релаксационный   метод.  Направлен   на   формирование   произвольного   внимания, дифференцированных   двигательных   и   психических   реакций,   что  придает   психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов, развивает чувствование своего тела. Регуляция   силы   мышечного   тонуса   должна   проходить   в   соответствии   с   законами развития движений: от головы к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног. Условия реализации программы:  Программа рассчитана на 60 часов, периодичность занятий – 1 – 2 занятия в неделю по 1 академическому часу. Сроки прохождения программы устанавливается индивидуально для каждого обучающегося, в зависимости от его возраста и психических возможностей. Программа может корректироваться под актуальный запрос обучающихся, в соответствии с их физическими и психическими особенностями. Планируемые результаты: К  концу занятий  у обучающихся,  имеющих  трудности в  освоении   образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии должны сформироваться следующие умения и навыки:  сформирована положительная мотивация на учебную деятельность;  развиты основных когнитивных процессов (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности) на доступном уровне; сформировано адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя; сформирована   адаптивность   поведения   обучающихся   в   соответствии   с   ролевыми ожиданиями других. 14     Приложение 2. КАБИНЕТ ПЕДАГОГА­ПСИХОЛОГА СОШ № 16 (фото) 15 Приложение 3. ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «УЧУСЬ УЧИТЬСЯ» (фото) Индивидуальное занятие (1 класс).  Тема:  Развитие   наглядно­образного   мышления, (устойчивость), мышления (процессы синтеза).   произвольного   внимания Индивидуальное занятие (3 класс).  Тема:  Развитие   зрительного   анализа,   словесного   синтеза,   понятийного   мышления, произвольного внимания. 16 Групповое занятие (1 класс). Тема: Укрепление уверенности в себе, своих силах, чувства своей значимости. Индивидуальное занятие (2 класс).  Тема:   Осознание   эмоциональной   жизни,   концентрация   на   себя,   чувственное восприятие. 17 Индивидуальное занятие (2 класс).  Тема: Развитие умения точно и правильно называть предметы. Развитие произвольного внимания и зрительных ощущений. Индивидуальное занятие (2 класс).  Тема:  Развитие   пространственных   представлений   (определение   местоположение объекта в строке и столбце). Развитие понятийного мышления. Формирование внимания. 18 Приложение 4. КАРТА ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ (бланк) Управление образованием Асбестовского городского округа Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 16» Асбестовского городского округа Карта психолого­педагогического сопровождения учащегося  Фамилия __________________________________________ Имя_______________________________________________ Отчество __________________________________________ Дата рождения __________________ 19 Карта хранится у педагога­психолога школы. Сведения карты конфиденциальны. 20 I. Психолого­педагогическая характеристика. ФИО учащегося  _______________________________________________ Дата рождения ________________________________________________ Домашний адрес, телефон: ___________________________________ Статус семьи: ______________________________________________ Мать: _____________________________________________________ _____________________________________________________________ Отец:_______________________________________________________ ____________________________________________________________ Взаимодействие семьи и школы:_______________________________ _______________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Образовательное учреждение: ________________________________ Класс: _____________________________________________________ Привычки, интересы: ________________________________________ ___________________________________________________________ Ведущая рука: _________________________________________________ Ведущая деятельность ребенка: _______________________________ ___________________________________________________________ Общение: ­ с одноклассниками __________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ­ с учителями _______________________________________________ ____________________________________________________________ ______________________________________________________________ Особенности поведения: _______________________________________ ____________________________________________________________ _______________________________________________________________ Сформированность социально­бытовой ориентации: ____________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ______________________________________________________________ ____________________________________________________________ Жалобы классного     руководителя: ________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 21 ______________________________________________________________ ____________________________________________________________ ______________________________________________________________ В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности: Поведение   во   время   психолого­педагогического   обследования: _______ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Анализ развития психических функций: Сформированность   функций   программирования   и   контроля: ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Развитие   моторных   функций   (динамическая   и   кинестетическая организация движений):_______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Пространственные отношения: _________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Восприятие: __________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Память: ______________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Мышление: ____________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Уровень учебной мотивации: _____________________________________ 22 ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Эмоционально­личностные особенности: __________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Основные трудности, отмеченные в обучении: Особенности обучаемости: ______________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ учебные     Сформированность универсальных учебных действий. Личностные универсальные действия: _____________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ действия: универсальные Регуляторные   _____________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Коммуникативные универсальные учебные действия: ________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Познавательные универсальные учебные: __________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 23 ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Результаты   освоения   учебных   программ   по   отдельным предметам: Математика: __________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Чтение: _______________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Русский язык: __________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Социально­бытовая ориентировка: _______________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Общетрудовые умения: _________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Особенности поведения и эмоциональных проявлений:_______________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Особенности психофизического развития: _________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 24 Педагогическое   заключение: _____________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Заключение   школьного   педагога­ психолога:________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________                                                                                                                                   Дата:       25 II. Рекомендации ПМПК 26 III. Сформированность общеучебных умений и навыков (обучаемость) обучающегося  Условные обозначения «3» ­ навыки сформированы,  «2»­ навыки сформированы недостаточно,  «1» ­ навыки не сформированы Перечень умений Учебный год (класс) н к н к н к н к н к н к н к н к н к 1.Механическое умение читать 2.Осмысленно читать,  принимать прочитанное 3.Счетно­расчетные умения 4.Монологические  высказывания 5.Вести учебный диалог 6.Читать карту, таблицу и т.д. 7.Отвечать на вопросы 8.Умение ставить вопрос 9.Запоминать и  воспроизводить по памяти  устный и письменный текст 10.Выделять главную мысль 11.Составлять  простой/сложный план 12.Составлять тезисы  конспект 13.Составлять структурные и  логические схемы 14.Записывать содержание  урока 15.Пересказ устно 16.Создать текст по образцу 17.Умение действовать по  алгоритму 18.Умение использовать  приобретенные знания в  аналогичной ситуации 19.Употребление знаний вне  стандартной ситуации 20.Сохранять учебную  активность в течение всего  урока 21.Способность работать в  едином темпе со всем классом 22.Сохранять  27 удовлетворительную  работоспособность в течение  всего учебного дня Итого: IV. Развитие универсальных учебных действий Условные обозначения «3» ­ навыки сформированы,  «2»­ навыки сформированы недостаточно,  «1» ­ навыки не сформированы Учебный год (класс) н к н к н к н к н к н к н к н к н к Универсальные учебные действия 1 1.1 Внутренняя позиция  Личностные УУД школьника 1.2 Самооценка – регулятивный  компонент 1.3 Мотивация учебной  деятельности 1.4 Нравственно­этическая  ориентация Регулятивные УУД 2 2.1 Умение учиться и способность к организации своей  деятельности  Познавательные УУД 3 3.1 Универсальные логические  действия  3.2 Постановка и решение  проблемы  Коммуникативные УУД 4 4.1 Коммуникация как общение  4.2 Коммуникация как  кооперация  4.3 Коммуникация как условие  интериоризации V. Данные ежегодного психологического обследования Психические процессы Учебный год (класс) Внимание      непроизвольное      произвольное 28 истощаемое Память      зрительная      слуховая      механическая      образная      смешанная Мышление      наглядно­действенное      наглядно­образное      конкретное Восприятие      пространственное      временное Эмоциональная  сфера      эмоции лабильные      зрелые      не зрелые      инфантилен      агрессивен      тревожен      расторможен      сексуально расторможен      лжив      импульсивен      дурашлив      негативен VI. Обследование уровня воспитанности и социальности 1 Характер занятости Показатель    * учеба в школе    *  участие в художественной      самодеятельности     * участие в спортивных  секциях     * участие в кружковой  работе 2 Поведение в школе Показатель    * примерное Учебный год (класс) Учебный год (класс) 29 * хорошее    * удовлетворительное    * неудовлетворительное    * состоит на учете в  милиции, школе 3 Общественная активность Показатель    *организатор коллективных  дел    *активный участник коллект. дел    *пассивный участник  коллект. дел   *не участвует в  общественной жизни   *бойкотирует, дезорганизует  коллективные мероприятия  4 Отношение к учебе Показатель    * заинтересованное    * избирательно­ заинтересованное    * равнодушное    * отрицательное    * крайне отрицательное Учебный год (класс) Учебный год (класс) 5   Степень   сознательности   и   дисциплинированности   по   отношению   к   учебной деятельности Показатель Учебный год (класс)     * отношение негативное, к  урокам не готовится,  пропускает занятия       * к урокам готовится  нерегулярно под контролем  взрослых 30 *отношение добросовестное, но без увлечения, не ради  знаний, ради оценок     * отношение сознательное,  добросовестное, интерес  проявляется избирательно     *отношение увлеченное,  сознательное, добросовестное 6 Отношение к сквернословию Показатель     *сквернословие,  употребление нецензурных  выражений в общественных  местах, в присутствии  девушек, женщин, взрослых     *эпизодическое  сквернословие («по случаю»)     *избежание нецензурных  выражений     *активное неприятие  сквернословия     *высокая культура речи,  богатый лингвистический запас Учебный год (класс) 7 Отношение к педагогическим воздействиям Показатель Учебный год (класс)     * резкая, грубая форма  неприятия любых  педагогических воздействий,  замечаний, порицаний     *неприятие педагогических  воздействий в форме  пассивного сопротивления,  игнорирования, упрямства     *избирательное отношение к педагогическим  воздействиям  в зависимости от характера  взаимоотношений с учителями     *к замечаниям учителей  склонен прислушиваться,  31 наказания и поощрения  правильно воспринимает     *чутко реагирует на  замечания учителей,  болезненно переживает  порицания, старается не  повторять осуждаемых  действий, поступков 8 Самокритичность, наличие навыков самоанализа Показатель Учебный год (класс) Учебный год (класс)     *навыков самоанализа и  самокритичности не имеет и не стремится их развивать     *самоанализ может иногда  возникнуть под влиянием  осуждения окружающих     *самоанализ отсутствует,  либо слабо выражено  критическое отношение к себе 9 Отношение к окружающим Показатель     *проявление жестокости по  отношению к товарищам  младшим, слабым, животным     *способность совершать  жесткие поступки «за  компанию», под влиянием  других     *равнодушие,  невнимательность в отношении с одноклассниками,  товарищами     *сопереживание по  отношению к близким, родным   *высоко развита действенная  эмпатия, выражающаяся в  способности сопереживать не  только близким, но и  окружающим в чужой боли,  радости, стремление помочь 32 *слепое подчинение чужому негативному влиянию,  импульсивность, слабая  волевая регуляция поведения     *стремление уходить от  ситуаций, требующих волевого начала, преодоления  трудностей, принятие  решений, сопротивление среде 10   Коллективистские   проявления,   способность   считаться   с   коллективными интересами, нормами коллективной жизни Показатель Учебный год (класс)     *бравирует своим негативным отношением  к нормам коллективной жизни, к  общественному мнению в классе     *к общественному осуждению относится  равнодушно       *внешне комфортное поведение, но не  живет интересами коллектива     *с большей частью класса сохраняет  товарищеские отношения, дорожит  общественным мнением     *развитое чувство справедливости,  товарищества, взаимовыручки и  взаимопомощи 11 Внешняя культура поведения Показатель     *неряшливость, запущенность одежды,  отсутствие культурных навыков  общественного поведения     *безвкусица внешнего вида, бравирование  псевдомодной одеждой, прической,  вульгарность манер     *безразличие к внешности, отсутствие  эстетического начала в отношении к своему  внешнему виду, к манере поведения     *аккуратный, подтянутый внешний вид,  высокая культура поведения      *эстетическая воспитанность, развитое  чувство вкуса проявляющееся в одежде,  33 Учебный год (класс) поведении, манера держаться   12 Склонность к вредным привычкам Показатель     *закрепившаяся привычка к курению     *эпизодическое курение     *воздержание от курения благодаря  запретам родите лей, учителей     *осознанный, самостоятельный отказ от  курения     *активное неприятие курения, как в  отношении себя, так и своих товарищей  (друзей)     *эпизодическое употребление алкоголя  либо токсических веществ Учебный год (класс) 13 Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений Показатель Учебный год (класс)      *профессиональные намерения и планы отсутствуют из­   за негативизма и циничного отношения к труду     *планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и  бездумности     *планы неопределенные, иногда нереальные     *планы и профессиональные намерения в основном  определились, но нет активной подготовки к будущей  профессии     *профессиональные планы выражены четко, осуществляется ознакомление с будущей профессией, подготовка к ней. 34 VII. Индивидуальный коррекционно­развивающий маршрут. учебный год ______________________________ Коррекционно­развивающая программа__________________________________________ _____________________________________________________________________________ № Дата занятия Содержание деятельности  Тема занятия Примечание 35 Заключение по результатам прохождения занятий___________________________________ _____________________________________________________________________________ Рекомендации:  ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Дата:  Подпись  36 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (по протоколу ПМПК) (образец) Приложение 5. Тришкин Анатолий Александрович Протоко Рекомендации а м м а р г о р п   я а н ь л е т а в о з а р б О 7.2 л № от__ № 402 25.12. 2017   и и ц а з и н а г р о и т с о н н е б о с О я и н а в о з а р б о е ы н ь л е т а в о з а р б о   е ы н ь л а и ц е п С я и в о л с у ­ о г о л о х и с п   я и н е л в а р п а Н   и и ц к е р р о к й о к с е ч и г о г а д е п   Специальная   организация 2.1. работы в классе:  Наличие   индивидуальных   правил для учащихся;  Использование невербальных средств   общения,   напоминающих о данных правилах;    Использование   поощрений   для учащихся,   которые   выполняют правила;  Оценка   организации   класса   в   Задержка 3.7. психического   развития. Образовательные потребности:  В побуждении     для образовательной активности формирования устойчивой познавательной мотивации; 37 Сопровождение психологическое, дефектологическое, логопедическое. 4.7   –   ЗПР.   Основные направления   психолого­ педагогического сопровождения   детей  с задержкой психического развития: 1. Формирование   Приме чание Дополн ительн ые рекоме ндации е и н е д ж о в о р п о с   е о к с н и ц и д е М в о т с и л а и ц е п с ­ й е ч а р в Психоне врологи ческое сопрово ждение. МРТ, повтор ная явка на ПМПК . соответствии учащихся;   с   нуждами  Близость учеников к учителю;  Наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг);  Сохранение   достаточного пространства между партами;  Распределение   учащихся   по партам при выполнении проектов и заданий;  Предоставление   учащимся   права покинуть   класс   и   уединиться   в так   называемом   «безопасном месте»,   когда   этого   требуют обстоятельства;  Игнорирование   незначительных поведенческих нарушений;  Разработка   мер   вмешательства   в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.   2.4.   Учет   работоспособности   и особенностей   психофизического развития обучающихся с ОВЗ:  Замедленность темпа обучения;  Упрощение   структуры   учебного материала   в   соответствии   с психофизическими возможностями ученика;  Рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;  В   расширении   кругозора, формировании разносторонних   понятий и   представлений   об окружающем мире;  В   совершенствовании психических   процессов (внимания,   зрительного, слухового,   тактильного восприятия,   памяти   и пр.);  В формировании/развитии у детей целенаправленной   функций деятельности, программирования и контроля   собственной деятельности;    В       совершенствовании общих   интеллектуальных (операций умений анализа, сравнения, обобщения,   выделения существенных   признаков и закономерностей, гибкости   мыслительных процессов);    В развитии личной сферы –   развитие   и   укрепление эмоций,   воли,   выработка навыков   произвольного волевой поведения, регуляции своих     38   стимуляции устойчивой познавательной мотивации, познавательной активности. 2.   Развитие   восприятия различной модальности. 3. Развитие внимания. 4.   Развитие   всех   видов памяти (слухо­речевой). 5. Развитие мыслительных процессов. 6.   Развитие   языковых   и речевых средств. 7.   Коррекция   нарушений устной и письменной речи. 8.   Развитие   произвольной деятельности. 9. Развитие эмоционально­ волевой сферы:   целеполагание, планирование прогнозирование деятельности. 10.   Развитие   контроля   и самоконтроля, оценивания и самооценивания. 11. Формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения. 12. Развитие пространственной и  Дробление   большого   задания   на этапы;  Поэтапное разъяснение задач;  Последовательное   выполнение с задания этапов контролем/самоконтролем каждого этапа;      Осуществление   повторности   при обучении на всех этапах и звеньях урока;  Повторение учащимся инструкций   к   выполнению задания;    Предоставление дополнительного времени   для   сдачи   домашнего задания;  Сокращенные задания, направленные   на   усвоение ключевых понятий;    Сокращенные тесты, направленные   на   отработку правописания работы;     диктантов  Выполнение  Предоставление дополнительного времени для завершения задания; в режиме; индивидуальном максимальная на чувственный   опыт   ребенка,   что обусловлено конкретностью мышления ребенка;   опора          Максимальная на практическую   деятельность   и опора     действий, самостоятельности ответственности собственные поступки;     и за           семьи,  В   развитии   и   отработке средств   коммуникации, приемов конструктивного и общения взаимодействия (с со членами   с сверстниками, взрослыми), в формировании   навыков социально   одобряемого поведения,   максимальное расширение   социальных контактов;    В усилении регулирующей   функции слова,   формировании способности   к   речевому обобщению,   в   частности, в   сопровождении   речью выполняемых действий;  В   сохранении   и   укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических 39       Формирование к ориентировки. 13. способности самостоятельной организации   собственной деятельности и осознанию возникших   трудностей.   умения Формирование запрашивать и   использовать помощь взрослого. 14. Специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации. 15.   Развитие   и   отработка средств   коммуникации, приемов   конструктивного общения и взаимодействия. 16. Формирование навыков социально   одобряемого поведения,   максимальное расширенное   социальных контактов. Формирование 17. социально активной   позиции,   нравственных   и общекультурных ценностей. опыт   ученика;   опора   на   более развитые способности ребенка. перегрузок, эмоциональных срывов. 40 Приложение 6. ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ (фото) Групповое занятие (5 класс).  Тема:   Формирование   представлений   о   том   или   ином   личностном   качестве   с использованием эмблемы (вымпела). Групповое занятие (5 класс).  Тема:   Эмоциональное   переживание   определенных   состояний   и   выражение   их   в поведении через моделирование ситуаций. 41 Групповое занятие (5 класс).  Тема: Тренинг на сплочение коллектива. 42 Развитие мелкой моторики в домашних условиях   наблюдательность,              Что такое мелкая моторика? Это система разнообразных   движений,   в   которых   участвуют мелкие мышцы кисти руки.        Мелкая моторика влияет на многие важные процессы   в   развитии   ребенка:   речевые способности, внимание, мышление, координацию в   пространстве,   память (зрительную   и   двигательную),   концентрацию   и воображение.  Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно   и   отлично   влияет   на   развитие   мелкой моторики рук.  Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие детей и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.  Изготовление   поделок   из   бумаги  – вырезание ножницами геометрических   фигур,   составление   узоров, выполнение   аппликаций.   Ребенку   нужно   уметь пользоваться ножницами и клеем.  Конструирование.  Развивается   образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.  Застегивание   и   расстегивание   пуговиц, кнопок,   крючков.   Хорошая   тренировка   для пальчиков,   совершенствуется   ловкость   и развивается мелкая моторика рук.  Завязывание   и   развязывание   лент, шнурков, узелков на веревке. Каждое  такое движение   оказывает   огромное   влияние   на развитие мелкой моторики рук малыша. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков   и   т.   д.   также   улучшает   развитие     самостоятельно Приложение 7. БРОШЮРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  Всасывание   пипеткой   воды.   Развивает мелкие   движения   пальчиков   и   улучшает   общую моторику рук.   Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов,   мелких   плодов   и   т.   д.   Интересное занятие   для   развития   воображения,   фантазии   и мелкой моторики рук.  Плетение   косичек   из   ниток,   венков   из цветов.   Все   виды   ручного   творчества:   для девочек   ­   вязание,   вышивание   и   т.   д.,   для мальчиков ­ чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!  Переборка   круп.   Насыпьте   в   небольшое блюдце,   например,   гороха,   гречки   и   риса   и попросите ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.  Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 16» Асбестовского городского округа РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  ПО ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ  ЗДОРОВЬЯ (ЗПР)                Ежедневно   предлагайте   детям   такие занятия! Такая всесторонняя тренировка отлично развивает   мелкую   моторику   рук   ребенка, движения   его   руки   будут   более   уверенные, школьные   занятия   будут   для   ребенка   не   столь утомительными. Обращайтесь за психоло­ педагогической помощью к специалистам школы, получите индивидуальную и семейную консультацию. 43 Разработчик: педагог­психолог Данильчук О.О. мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка. Что нужно знать?                Задержка психического развития (ЗПР) не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития.                  Важно   понимать,   что   ЗПР   –   это   не клиническая форма неизлечимого заболевания, а всего   лишь   происходящее   в   замедленном   темпе развитие,   в   результате   чего   возраст   ребенка   и уровень   его   интеллекта   не   соответствуют   друг другу.                Как утверждают специалисты,  в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность   структурно­функциональных мозговых   систем,   приобретенная   в   результате негрубого   повреждения   мозга.   Поэтому обследование   врачом–психоневрологом   такого ребенка необходимо! Он может выявить признаки органической   поврежденности   мозга   и медикаментозно   воздействовать   на   него,   может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность   или   возбудимость   ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.         Чаще всего дети с ЗПР визуально ничем не отличаются   от   сверстников,   поэтому   родители порой   даже   не   догадываются   о   проблеме, переоценивая возможности ребенка и не понимая, каким должно быть воспитание в семье. Важно, чтобы родители для себя поняли, что их ребенок не совсем такой, как другие, но это не повод его подгонять, критиковать и унижать!!! Ошибки родителей Общие рекомендации по оказанию               Многие   родители   при   формировании воспитания в семье, осознавая проблему ребенка, намеренно   стараются   развивать   в   нем   не заложенные   изначально   качества.   Естественно, они думают, что помогают ребенку, учат его быть сильным, волевым и целеустремленным, словом, готовым к условиям и испытаниям современного мира.                Вместо   того,   чтобы   позволить   ребенку спокойно   доделывать   начатое,   такие   родители выходят   из   себя   из­за   их   медлительности, подгоняют, таким образом подвергая испытаниям неокрепшую психику.        Наблюдая за тем, как родители раздражаются, ребенок   понимает,   что   он   и   его   действия   – главная причина их разочарования и злости. Он лишается ощущения защищенности, без которого сложно   говорить   о   полноценном   развитии. Именно потеря этого чувства становится главным препятствием   для   выполнения   даже   самых простых действий.               Дети   с   психическим   инфантилизмом нуждаются в контакте с родителями, и в первую очередь   с   матерью.   Воспитание   должно   быть построено на доверии и помощи – так взрослые помогут ребенку справиться со страхами.              Как  только  ребенок  найдет  в  себе  силы избавиться от страха, его интеллект перейдет на новый   уровень   развития   за   счет   исчезновения мешающего усвоению важных навыков барьера. 44     помощи ребенку с ЗПР заторможенности 1.   Не   следует   на   ребенка   смотреть   как   на маленького,   беспомощного.   Не   рекомендуется постоянно   опекать,   контролировать   каждое действие   ребенка   при   выполнении   домашних заданий.   Такая   гиперопека   детям   очень   вредна. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом». 2.   Не   предъявляйте   завышенные   требования   к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет   за   собой   не   только   снижение работоспособности, в понимании   ситуации,   но   может   проявиться агрессия,   срывы   в   поведении,   резкие   перепады настроения. 3.   Сделайте   учение   забавой.   Всегда   ищите способы превратить обучающие занятия в игру. 4.  Ребенок часто лучше  усваивает,  когда рядом нет   учителя.   Дети   часто   прилагают   большие усилия,   когда   им   чего­нибудь   очень   хочется,   а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка ­ важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать,   пробовать   свои   силы   и   самому делать для себя то, что он может. 5.   Развивайте   у   ребенка   специальные   умения   и навыки.   Помогайте   найти   скрытые   таланты   и возможности ребенка. Стимулируйте его в поиске скрытых возможностей. 6. Станьте для ребенка другом, а не человеком, который   все   запрещает.   Помогайте   ребенку   в сложных ситуациях. 7. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте   ему   какую­нибудь   маленькую   награду, когда у него что­нибудь получается или когда он очень старается. 45 46

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2018