Птицы зимой
Практическое занятие. Изготовление поделки «Птичка»
Разработала Байзигитова В.С.
(Начальная школа, 1-2 классы. Конспект занятия в группе продленного дня. Материалы занятия могут быть использованы на уроках окружающего мира и технологии.)
Цели и задачи: расширять знания о зимующих птицах родного края, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц;
закреплять умение детей работать с шаблонами, пользоваться ножницами; развивать мелкую моторику рук, глазомер, усидчивость и аккуратность при работе с бумагой;
формировать творческое воображение.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- формирование интереса к изучению родной природы;
- осознание необходимости помогать птицам зимой.
Предметные УУД:
- знание определения перелетных и зимующих птиц;
- умение правильно подбирать корм для птиц;
- умение пользоваться инструментами и материалами при работе с бумагой.
Познавательные УУД:
- умение перерабатывать информацию из разных источников, выбирать главное;
- умение наблюдать, анализировать и делать выводы;
- узнавание зимующих птиц родного края
Коммуникативные УУД:
- осуществление сотрудничества с педагогом и сверстниками;
- умение приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- умение грамотно строить высказывания.
Регулятивные УУД:
- определение и формулирование цели своей деятельности на каждом этапе занятия,
- умение давать самооценку своей деятельности на уроке.
Тип занятия (урока): открытие новых знаний на основе жизненного опыта.
Методы и формы работы учащихся: проектный (частично-поисковый), практический; фронтальная и индивидуальная работа.
Оборудование: рисунки (фотографии) птичьих следов на снегу, снегиря, синички, воробья; презентация «Помоги птицам зимой»; шаблоны птиц, цветной картон, цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей-карандаш; рисунок или макет дерева с кормушкой (формат А-1) на доске, желтые кружочки для смайлов по количеству учащихся .
Подготовительная работа: учащиеся готовят сообщения о птицах.
Ход занятия
- Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы попадём в удивительно интересный мир животных.
II. Проблемная ситуация (самостоятельное формулирование темы и целей занятия)
- А вот о ком пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку (на доске открывается рисунок птичьих следов на снегу):
Кто рисует на снегу длинные цепочки,
Кто расставил на бегу крестики и точки? (Птицы).
- Конечно же, это птицы. О каком времени года идет речь в загадке? (О зиме).
- Кто догадался, как называется наше занятие? (Как птицы зимуют, зимовка птиц, птицы зимой…)
- Что можно узнать о птицах, которые с нами зимуют? (Какие птицы зимуют, почему они не замерзают, где находят корм, какая помощь нужна птицам…) Сегодня мы не только будем говорить о птицах зимой, но и сделаем птичку своими руками.
III. Актуализация знаний
- Итак, на дворе зима. Как изменилась природа с наступлением зимы? (Стало холодно, морозно, дует холодный ветер, идет снег, дни стали короче, вода в реках замерзла).
- Какие изменения произошли с растениями? (Деревья и кустарники стоят без листьев, трава высохла и покрылась снегом).
- А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах? (Есть, но очень мало).
- Можно ли увидеть зимой насекомых? (Нет).
- Насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям - птицам стало холодно и голодно.
- Скажите, все птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм? (Нет).
- Действительно, многим птицам приходится очень трудно и они покидают родные места, улетая в теплые края. Как мы называем тех птиц, которые улетают на юг? (Перелетные).
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)
- Как вы думаете о каких птицах, зимующих или перелетных, пойдет речь? (О зимующих, об этом говорят следы на снегу).
- Правильно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. Они всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками.
- Ребята, вы никогда не задавали себе вопрос: как же птицы переносят морозы? (Ответы детей).
- Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди
готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). Вот и
птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое, густое и длинное - зимнее
оперение. Между перышками у птиц – воздух, который не подпускает холод и
задерживает тепло. Вот они и не мерзнут!
- Кто из вас видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись? Покажите,
как сидят нахохлившиеся птички на веточках. Они распушат перышки, молча
сидят, песен не поют. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на
пушистые шарики.
- Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? (Ответы детей). Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.
А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Покажите, как она это делает. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.
Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся в дуплах, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. Покажите, как птички друг друга греют.
В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.
IV. Беседа - презентация «Помоги птицам зимой»
Слайд 2. Помощь птицам зимой помогает воспитывать у людей доброту и душевную щедрость.
Примерное сообщение ученика: Во время подкормки нельзя оставлять газеты, бумагу, полиэтиленовые пакеты и прочий мусор. Кормушки должны быть скромными, лучше не раскрашенными. Корма в кормушках должно быть не много и только полезного для птиц: семена дикорастущих трав, крошки белого хлеба, подсолнечные и арбузные семечки, кусочки несоленого сала. Кормить птиц надо регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место.
- Вспомнить зимующих птиц нам помогут загадки.
Слайд 3. Краской сероватая, походкой мешковатая,
Повадкой вороватая крикунья хрипловатая.
Слайд 4. Ворона.
Примерное сообщение ученика: Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая! А еще эту птицу называют санитаром города, иногда хозяйкой мусорных куч. По продолжительности жизни среди птиц она впереди всех- 120 лет! Настоящая рекордсменка! Знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая. И это разные птицы!
Слайд 5. Длиннохвоста, белобока,
А зовут ее…
Слайд 6. Сорока.
Примерное сообщение ученика: Сорока - очень общительная птица. Поселяется неподалеку от человеческого жилья. Глухих лесов она избегает. В России и Украине сороку частенько называют воровкой. В Британии она является символом почты вместе с голубем. А в Китае считают её счастливой птицей, приносящей удачу.
Слайд 7. Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.
Слайд 8. Дятел.
Примерное сообщение ученика: Дятел сидит на стволе по-особенному, не так как все - «солдатиком». Зацепится острыми коготками, подопрется твердым и упругим хвостом и лущит клювом шишки и кору, извлекает вредителей.
Слайд 9. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает.
Слайд 10. Воробей.
Примерное сообщение ученика: По воробьям на кормушке можно узнать температуру. Если воробьи гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Так воробьям теплее: вокруг тела между перьями больше воздуха, который удерживает тепло.
Слайд 11. В воде купался, да сух остался.
Когда плывет – прекрасен,
Когда шипит – опасен. (Лебедь)
А рядом по – соседству можно увидеть и другую птицу:
Пухом богата, клюв – лопата.
В речке бродит, в перевалочку ходит. (Утка)
Слайд 12. Примерное сообщение ученика: Лебедь – царь птица: грациозная, величественная и красивая . Большую часть жизни проводит на воде. Эти большие птицы выбирают партнера раз и на всю жизнь. Лебеди – заботливые родители.
Примерное сообщение ученика: Вы не поверите, но утки могут летать на высоте шесть километров и нырять на глубину более 6-и метров для добычи еды.! Крякают только самки уток. Самца утки зовут селезень. Утиные перья покрыты особым жиром и не смачиваются водой.
Слайд 13. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Слайд 14. Примерное сообщение ученика: Зимой, когда деревья покрыты снегом, синицам приходится очень туго: из 10 синичек за зиму выживает только 1! Благодаря «птичьим столовым» к весне синиц останется гораздо больше. Зимой птицам не до песен. Однако в феврале можно услышать песню большой синицы.
Слайд 15.С первым снегом прилетает,
Красной грудкой щеголяет.
Слайд 16. Примерное сообщение ученика: Снегирь – один из немногих видов птиц, у которого поют и самки, и самцы. Он быстро привыкает к домашним условиям содержания. Держатся снегири обычно стайками по 8-10 птичек. Даже в самый лютый мороз снегири сидят на заснеженных деревьях почти неподвижно. Сорвут ягоду и замирают, и так целыми днями.
Слайды 17 -19.
Чтение стихотворения " Подкормите птиц зимой".
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин.
- Давайте не забывать о зимующих птицах, поможем им выживать в холодное время года.
V. Физкультминутка
Гуси серые летели,
На полянку тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
VI. Практическая работа
- Сегодня мы «заселим» птичью столовую. Предлагаю сделать модели снегирей, воробьев и синичек. Для этого нам понадобятся: шаблон, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш.
Ход работы:
VII. Итог занятия
Давайте, ребята, устроим птицам праздник! Смотрите, на ветках висят кусочки сала, кормушки полны корма. Затаимся и посмотрим, сколько птиц прилетит. А вот и первые гости! (Учитель с помощью двустороннего скотча прикрепляет готовых птиц на дереве).
VIII. Рефлексия
- Что нового узнали о птицах?
- Каких зимующих птиц сегодня вспомнили?
- Какую помощь мы можем оказать птицам?
- Чем правильно подкармливать птиц?
- Оцените свою работу на уроке: нарисуйте смайлик.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.