Птицы зимой
Оценка 4.7

Птицы зимой

Оценка 4.7
Документация
docx
окружающий мир
3 кл
26.01.2023
Птицы зимой
Окружающий мир
Птицы зимой.docx

Птицы зимой

Практическое занятие. Изготовление поделки «Птичка»

Разработала Байзигитова В.С.

(Начальная школа, 1-2 классы. Конспект занятия в группе продленного дня. Материалы занятия могут быть использованы на уроках окружающего мира и технологии.)

Цели и задачи: расширять знания о зимующих птицах родного края, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц;

закреплять умение детей работать с шаблонами, пользоваться ножницами; развивать мелкую моторику рук, глазомер, усидчивость и аккуратность при работе с бумагой;

формировать творческое воображение.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- формирование интереса к изучению родной природы;

- осознание необходимости помогать птицам зимой.

Предметные УУД:

знание определения перелетных и зимующих птиц;

- умение правильно подбирать корм для птиц;

- умение пользоваться инструментами и материалами при работе с бумагой.

Познавательные УУД:

умение перерабатывать информацию из разных источников, выбирать главное;

- умение наблюдать, анализировать и делать выводы;

- узнавание зимующих птиц родного края

Коммуникативные УУД:

- осуществление сотрудничества с педагогом и сверстниками;

- умение приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

- умение грамотно строить высказывания.

Регулятивные УУД:

- определение и формулирование цели своей деятельности на каждом этапе занятия,

- умение давать самооценку своей деятельности на уроке.

Тип занятия (урока): открытие новых знаний на основе жизненного опыта.

Методы и формы работы учащихся: проектный (частично-поисковый), практический; фронтальная и индивидуальная работа.

Оборудование: рисунки (фотографии) птичьих следов на снегу, снегиря, синички, воробья; презентация «Помоги птицам зимой»; шаблоны птиц, цветной картон, цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей-карандаш; рисунок или макет дерева с кормушкой (формат А-1) на доске, желтые кружочки для смайлов по количеству учащихся .

Подготовительная работа: учащиеся готовят сообщения о птицах.



Ход занятия

  1. Организационный момент

- Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы попадём в удивительно интересный мир животных.

II. Проблемная ситуация (самостоятельное формулирование темы и целей занятия)

- А вот о ком пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку (на доске открывается рисунок птичьих следов на снегу):

Кто рисует на снегу длинные цепочки,

Кто расставил на бегу крестики и точки? (Птицы).

- Конечно же, это птицы. О каком времени года идет речь в загадке? (О зиме).

- Кто догадался, как называется наше занятие? (Как птицы зимуют, зимовка птиц, птицы зимой…)

- Что можно узнать о птицах, которые с нами зимуют? (Какие птицы зимуют, почему они не замерзают, где находят корм, какая помощь нужна птицам…) Сегодня мы не только будем говорить о птицах зимой, но и сделаем птичку своими руками.



III. Актуализация знаний

- Итак, на дворе зима. Как изменилась природа с наступлением зимы? (Стало холодно, морозно, дует холодный ветер, идет снег, дни стали короче, вода в реках замерзла).

- Какие изменения произошли с растениями? (Деревья и кустарники стоят без листьев, трава высохла и покрылась снегом).

- А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах? (Есть, но очень мало).

- Можно ли увидеть зимой насекомых? (Нет).

- Насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям - птицам стало холодно и голодно.

- Скажите, все птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм? (Нет).

- Действительно, многим птицам приходится очень трудно и они покидают родные места, улетая в теплые края. Как мы называем тех птиц, которые улетают на юг? (Перелетные).

- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

- Как вы думаете о каких птицах, зимующих или перелетных, пойдет речь? (О зимующих, об этом говорят следы на снегу).

- Правильно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. Они всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками.

- Ребята, вы никогда не задавали себе вопрос: как же птицы переносят морозы? (Ответы детей).

- Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). Вот и птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое, густое и длинное - зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух, который не подпускает холод и задерживает тепло. Вот они и не мерзнут!
- Кто из вас видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись? Покажите, как сидят нахохлившиеся птички на веточках. Они распушат перышки, молча сидят, песен не поют. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики.

- Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? (Ответы детей). Оказывается, птицы не летают в мороз,  потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Покажите, как она это делает. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся в дуплах, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. Покажите, как птички друг друга греют.

В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

IV. Беседа - презентация «Помоги птицам зимой»

Слайд 2. Помощь птицам зимой помогает воспитывать у людей доброту и душевную щедрость.

Примерное сообщение ученика: Во время подкормки нельзя оставлять газеты, бумагу, полиэтиленовые пакеты и прочий мусор. Кормушки должны быть скромными, лучше не раскрашенными. Корма в кормушках должно быть не много и только полезного для птиц: семена дикорастущих трав, крошки белого хлеба, подсолнечные и арбузные семечки, кусочки несоленого сала. Кормить птиц надо регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место.

- Вспомнить зимующих птиц нам помогут загадки.

Слайд 3. Краской сероватая, походкой мешковатая,

Повадкой вороватая крикунья хрипловатая.

Слайд 4. Ворона.

Примерное сообщение ученика: Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая! А еще эту птицу называют санитаром города, иногда хозяйкой мусорных куч. По продолжительности жизни среди птиц она впереди всех- 120 лет! Настоящая рекордсменка! Знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая. И это разные птицы!

Слайд 5. Длиннохвоста, белобока,

А зовут ее…

Слайд 6. Сорока.

Примерное сообщение ученика: Сорока - очень общительная птица. Поселяется неподалеку от человеческого жилья. Глухих лесов она избегает. В России и Украине сороку частенько называют воровкой. В Британии она является символом почты вместе с голубем. А в Китае считают её счастливой птицей, приносящей удачу.

Слайд 7. Черный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор.

Слайд 8. Дятел.

Примерное сообщение ученика:  Дятел сидит на стволе по-особенному, не так как все - «солдатиком». Зацепится острыми коготками, подопрется твердым и упругим хвостом и лущит клювом шишки и кору, извлекает вредителей.

Слайд 9. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает.

Слайд 10. Воробей.

Примерное сообщение ученика: По воробьям на кормушке можно узнать температуру. Если воробьи гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Так воробьям теплее: вокруг тела между перьями больше воздуха, который удерживает тепло.

Слайд 11. В воде купался, да сух остался.

Когда плывет – прекрасен,

Когда шипит – опасен. (Лебедь)

А рядом по – соседству можно увидеть и другую птицу:

Пухом богата, клюв – лопата.

В речке бродит, в перевалочку ходит. (Утка)

Слайд 12. Примерное сообщение ученика: Лебедь – царь птица: грациозная, величественная и красивая . Большую часть жизни проводит на воде. Эти большие птицы выбирают партнера раз и на всю жизнь. Лебеди – заботливые родители.

Примерное сообщение ученика: Вы не поверите, но утки могут летать на высоте шесть километров и нырять на глубину более 6-и метров для добычи еды.! Крякают только самки уток. Самца утки зовут селезень. Утиные перья покрыты особым жиром и не смачиваются водой. 

Слайд 13. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Слайд 14. Примерное сообщение ученика: Зимой, когда деревья покрыты снегом, синицам приходится очень туго: из 10 синичек за зиму выживает только 1! Благодаря «птичьим столовым» к весне синиц останется гораздо больше. Зимой птицам не до песен. Однако в феврале можно услышать песню большой синицы.

Слайд 15.С первым снегом прилетает,

Красной грудкой щеголяет.

Слайд 16. Примерное сообщение ученика: Снегирь – один из немногих видов птиц, у которого поют и самки, и самцы. Он быстро привыкает к домашним условиям содержания. Держатся снегири обычно стайками по 8-10 птичек. Даже в самый лютый мороз снегири сидят на заснеженных деревьях почти неподвижно. Сорвут ягоду и замирают, и так целыми днями.

Слайды 17 -19.

Чтение стихотворения " Подкормите птиц зимой".

Подкормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин.

- Давайте не забывать о зимующих птицах, поможем им выживать в холодное время года.

V. Физкультминутка

Гуси серые летели,
На полянку тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.

VI. Практическая работа

Сегодня мы «заселим» птичью столовую. Предлагаю сделать модели снегирей, воробьев и синичек. Для этого нам понадобятся: шаблон, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш.

Ход работы:

  1. Обвести шаблон выбранной птички на картоне соответствующего цвета (для снегиря - серый, для синички - светло-зеленый, для воробья - коричневый ).
  2. Вырезать птичку по контуру.
  3. Оформить головку, клюв, глазки, вырезав детали из цветной бумаги.
  4. Обвести по шаблону крыло, вырезать и наклеить «верхние перышки» на него.
  5. Приклеить крыло к спинке птички.
  6. Поместить готовую птичку на дерево – выставку.

VII. Итог занятия

Давайте, ребята, устроим птицам праздник! Смотрите, на ветках висят кусочки сала, кормушки полны корма. Затаимся и посмотрим, сколько птиц прилетит. А вот и первые гости! (Учитель с помощью двустороннего скотча прикрепляет готовых птиц на дереве).



VIII. Рефлексия

Что нового узнали о птицах?

- Каких зимующих птиц сегодня вспомнили?

- Какую помощь мы можем оказать птицам?

- Чем правильно подкармливать птиц?

- Оцените свою работу на уроке: нарисуйте смайлик.

















































 

https://fhd.multiurok.ru/3/6/d/36d406837cffcd60d9f3c885cf5fe8414a64aa49/konspiekt-uroka-ptitsy-zimoi_1.jpeg









https://fhd.multiurok.ru/3/6/d/36d406837cffcd60d9f3c885cf5fe8414a64aa49/konspiekt-uroka-ptitsy-zimoi_2.jpeg















https://fhd.multiurok.ru/3/6/d/36d406837cffcd60d9f3c885cf5fe8414a64aa49/konspiekt-uroka-ptitsy-zimoi_3.jpeg

















 





https://fhd.multiurok.ru/3/6/d/36d406837cffcd60d9f3c885cf5fe8414a64aa49/konspiekt-uroka-ptitsy-zimoi_4.jpeg






 

Птицы зимой Практическое занятие

Птицы зимой Практическое занятие

А-1) на доске, желтые кружочки для смайлов по количеству учащихся

А-1) на доске, желтые кружочки для смайлов по количеству учащихся

Ребята, вы никогда не задавали себе вопрос: как же птицы переносят морозы? (Ответы детей)

Ребята, вы никогда не задавали себе вопрос: как же птицы переносят морозы? (Ответы детей)

Примерное сообщение ученика: Сорока - очень общительная птица

Примерное сообщение ученика: Сорока - очень общительная птица

Зимой птицам не до песен. Однако в феврале можно услышать песню большой синицы

Зимой птицам не до песен. Однако в феврале можно услышать песню большой синицы

Вырезать птичку по контуру

Вырезать птичку по контуру

Птицы зимой

Птицы зимой

Птицы зимой

Птицы зимой

Птицы зимой

Птицы зимой

Птицы зимой

Птицы зимой

Птицы зимой

Птицы зимой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2023