Публикация мини-проекта "Этот сложный взрослый мир"

  • docx
  • 26.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Классный час на тему.docx

  Классный час на тему `Наши права и обязанности`

Цель:

обобщить знания детей об основных правах ребёнка;

развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам .

Оборудование :

Карточки-знаки по правам человека;

выставка литературы по правовому воспитанию;

на доске – кроссворд.

Ход занятия

1. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

Уч : Радостно от того, что мы, повзрослевшие ещё на один год, собрались снова вместе со взрослыми для серьёзного разговора.

В каком значении употреблено выражение «думать о себе и о других»? (Думать – размышлять; думать - заботиться о ком-то).

2. Целеполагание: (рассказывают 2 ученика)

Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!

- Как понимать последние слова?

- Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.

Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации» «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).

А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка

Наш разговор о том, какие права ребёнка вы знаете, как вы их понимаете. Здесь присутствуют ваши родители, они будут участниками нашей беседы, помощниками, арбитрами.

- Сегодня можно получить консультацию.

Что значит слово консультация?

- И не простую консультацию, а консультацию людей, которые по долгу своей службы, работы следят, чтобы не было нарушения прав человека ( представляю родителей – юрист, социальный работник).

- Вместе с нами - сказочный маленький человечек . Кто он такой?

(Герой книги А.Усачёва, «зелёный человечек», который боролся за права людей).

-Что такое право ?( Совокупность установленных и охраняемых

государственной властью норм и правил,

которые регулируют отношения между людьми ) Ожегов

Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни)

3. Игра по кругу «Подари шар человечку»

По тому же принципу, что и знаки дорожного движения, группа ребят сделала правовые знаки, которые отражают правовые статьи Декларации прав человека. Попробуем высказать своё мнение, что значит каждый знак Будем делать это по кругу. Если трудно, бери помощь соседа. Если трудно обоим, обращайтесь в «Юридическую консультацию». А знаки спрятаны на спинках ваших стульев ( уч-ся берут любой знак, прикрепляют, как шар, на доску и кратко обосновывают, какое право отражено в условных знаках)

Почему знаки двух цветов? (Разрешающие и запрещающие)

В книге про маленького человечка есть отрывок, где говорится, как наш герой решил лететь на международную конференцию на воздушных шариках, чтобы люди всей Земли видели, какие права для них существуют. Пусть он продолжает путешествовать. Где? (По школе, по городу). А мы подведём итоги.

Давайте все вместе скажем хором, кто из вас отвечал на вопросы (каждый называет громко своё имя в общем хоре).

- Какое право мы вспомнили?

Наши гости-юристы покажут нам сердечком, как мы знаем права

( красное – хорошо, полно, жёлтое – частично, синее - недостаточно)

Разведение понятий «права» и «обязанности»

Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанность?/ Круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения /

Какая самая главная обязанность у тебя в семье? А у папы? У кого их больше всего? ( Спросить родителей)

- А какие обязанности у учеников?

- А откуда вы это знаете? /Устав школы /

Давайте обозначим некоторые из обязанностей школьника ( учащиеся

называют, взрослый фиксирует на доске)

Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже»

- Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать?

(Каждая группа разбирает ситуацию, выслушав мнение каждого, распределив, обязанности: «аналитик», «секретарь»).

4.Анализ ситуаций ( после инсценирования её перед слушателями ):

Командир :- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася : - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика : - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна : Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник ( обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель : -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело?

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа : - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?

Покажите на «волшебной линеечке», как каждой группе удалось

реализовать право высказывать своё мнение («аналитики» каждой

группы отмечают успешность работы своей группы по анализу и

обоснованию ситуаций).

Родители - юристы снова подтверждают верность – неверность высказываний.

ИТОГ.

Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

П о р я д о ч н о с т ь

с п Р а в е д л и в о с т ь

Р А з у м н о с т ь

В о с п и т а н н о с т ь

О Б Я З А Н Н О С Т И

Вот поэтому мы и проводим с вами беседы, классные часы на тему «Думаем о…»

6.Творческое домашнее задание:

-Отвечая на вопросы анкеты, вы признавались в том, что вами чаще нарушаются обязанности. А почему? (высказываются дети, родители)

1. К нам обратились за помощью учителя первоклассников.

Некоторые ребята трудно приживаются в школе, т.к. им показалось, что в школе одни запреты. И вправду, нельзя то, другое. Не сможем ли мы эти же самые правила – запреты прописать, прорисовать для них по-другому: со словом МОЖНО, нужно?!

2. Чтобы вам было легче решить многие проблемы, чтобы вы больше знали о законах нашей жизни. Вам помогут также книги, изданные специально для вас ( обращаюсь к выставке).

И помните такие слова – обращение к каждому:

Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!

7. Рефлексия: Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказывания каждого).

Представители закона вручают каждому визитку - символ маленького человечка с надписью: « Живи по закону, поступай по совести» для дежурства по школе.

АНКЕТА

1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

2. Что обязан делать ученик?_____________________________

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_________________________________________

4.Что такое права?_____________________________________

5. Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?____________

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

Игра-путешествие «Россия – Родина моя»

Цель: закрепление знаний детей о символах государства, о правах и обязанностях граждан, об истории Российского государства.
Задачи:

Образовательные: знакомство с общественно-политической жизнью страны.

Развивающие: развитие чувства патриотизма.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к стране и людям, которые в ней живут.

Оборудование: картины с изображением родной природы, папки с сочинениями детей о родном городе, изображение флага и герба России, филворд на листе ватмана, магнитофон с записями, полоски цветной бумаги, клей, пазлы с изображением герба России, карта России, карта Ярославля и области, герб и флаг Ярославля, картинки с изображением паровоза и выгонов, лист ватмана с изображением маршрута и станций, клей, листы бумаги, маркеры.

Предварительная подготовка:  дети пишут сочинения о родном городе, подбирают и учат стихи о своей Родине, работают со словарями.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит мелодичная, медленная музыка, похожая на русские народные  песни. Ученик читает стихотворение:

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать?
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?

– Ребята, так что же такое Родина? Мы с вами много говорили об этом на уроках, на праздниках и играх, и сегодня пришло время подвести итог нашим знаниям.
– Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны.
– Как называется наша страна?
– Почему мы так много говорим о России?
– Начнём мы с вами с проверки домашнего задания.  Творческие группы нашли для нас стихи о Родине, слова, близкие по значению слову «Родина», высказывания великих людей о своей Родине. Давайте послушаем ребят.

– Сегодня у нас игра-путешествие. А на чём можно отправиться в путешествие? 
Мы с вами поедем на волшебном поезде, который может не только двигаться по рельсам, но и поможет заглянуть в прошлое и будущее нашей страны. Для этого путешествия мы рассядемся на 2 вагончика (2 команды). Наша игра-соревнование знаний, поэтому полученные сейчас баллы мы положим в общую копилку. А итоги путешествия подведёт жюри.
Итак, взяли свои знания, хорошее настроение, расселись по вагонам и отправляемся… (звучит музыка) в прошлое.

Станция «Историческая»

– Как называлась наша страна в древности?

– Русские люди всегда любили, защищали и заботились о своей Родине. Они создали много пословиц, поговорок о Родине.

Задание 1. «Собери пословицу»

Каждая команда из отдельных слов должна собрать пословицу.

Родина-мать, умей за неё постоять.

Чужбина-калина, Родина-малина.

Чужая сторона и без ветра сушит, и без зимы знобит.

Научит горюна чужая сторона.

За правильный ответ начисляется 1 балл.

– Но не только пословицы и поговорки создавали наши предки. Все мы любим, читать русские народные сказки. Сейчас проверим, знаете ли вы сказки.

Задание 2. «Отгадай сказку»

Каждая команда получает  по стихотворению о сказке, по которому вы должны догадаться, что это за сказка.

Чтобы Ванечке напиться,
Наклонился он к копытцу.
А, скажите, где ребёнок?
Рядом маленький козлёнок.

Ох, как короб мой тяжёл,
Много я, медведь, прошёл.
Сяду, сяду на пенёк,
Съем горячий пирожок.

– Звучит гудок поезда. Молодцы! Но наша стоянка заканчивается, и мы отправляемся дальше.

Следующая станция «Праздничная». Сейчас мы немного отдохнём! Отдыхать мы любим все, но лучше всего это делать в праздники. А знаете ли вы их? Проверим. Совместите, пожалуйста, названия праздников и их даты.

12 декабря
23 февраля
1 января
9 мая
12 июня
4 ноября
8 марта
1 мая

День Победы
Новый год
День защитников Отечества
День Конституции
Праздник Весны и Труда
Международный женский день
День народного единства
День независимости России

– Справились с этим заданием, и гудок паровоза зовёт нас в путь.

Станция «Гражданская»

– Мы только во 2 классе, но уже настоящие граждане своей Родины и, как настоящие граждане, должны  знать о своей стране все. На доску вывешивается филворд. Найдите в этом филворде слова, которые можно отнести к любому государству, это его символы. Каждое найденное слово вывешивается на доске. 

К

 

 

 

Ф

Л

О

Н

С

Т

И

А

 

 

Т

 

Т

Г

Г

 

О

 

У

 

Е

 

Л

 

Ц

 

Р

 

И

 

И

М

Б

 

Ц

 

Я

Н

 

 

А

 

 

 

Дети находят слова и объясняют их значение. Гимн, герб, флаг, столица, конституция.

Команды получают задания.

Задание 1 команде: из цветных полосок бумаги собрать Российский флаг.

Задание 2 команде: составить из пазлов  Российский герб.

– Ребята подготовили рассказы о гербе и флаге России.

– Кроме этих символов у нашей страны есть свой гимн.

– Что такое гимн страны?
– Кто авторы гимна России?
– Как нужно слушать гимн страны?

– Слушаем гимн Российской Федерации.

– Мы нашли слово «Конституция».

– Что это значит?

– Главное, что мы должны знать из нашей Конституции это наши права и обязанности. Сейчас одна команда напишет наши основные права, а вторая наши главные обязанности.

Права:                                                      Обязанности:

на жизнь;                                                защищать Родину;
на отдых;                                                 соблюдать законы;
на образование;                                     охранять природу 
на помощь;                                              платить налоги 
на защиту чести и достоинства

– Конституция это не только права и обязанности, но и наше правительство.

Задание «Вопрос-ответ». Командам по очереди будут заданы вопросы.

– Кто является  главой нашего государства?
– Кто сейчас действующий президент РФ?
– Какое событие состоялось 2 марта?
– Кто был избран президентом РФ?
– В каждой стране есть столица. Как называется столица нашей страны?
– А знаете ли вы, что наш город был столицей нашего государства?
– А то, что наш город старше Москвы?
– Чтобы об этом поговорить, отправляемся дальше.

Станция «Ярославль»

– Вот мы и прибыли на конечную станцию нашего путешествия – в наш родной город Ярославль.
– К какой праздничной дате готовится наш город?
– Почему мы должны знать историю Ярославля?

– К игре ребята подготовили сочинения о городе. Давайте их послушаем.

Задание «Вопрос-ответ»

– Как связан Ярославль и космос?
– Почему наш город называется родиной русского театра?
– Музей, какого поэта находится в Карабихе?
– Какой русский святой – покровитель учения родился на Ярославской земле?
– Наш город, как и многие другие, имеет свой флаг и герб.
– Кто изображён на гербе города Ярославля? Почему?
– Почему наш город носит такое название?
– Назовите города Ярославской области. Посмотрите на их гербы. Что вы заметили?

– Наше путешествие подошло к концу. Мы просим жюри объявить результаты. Мы побывали в прошлом нашей страны и нашего города, поговорили о символах государства, подвели итоги нашей работы по изучению своей страны. Мы всё время говорили о том, что вы – маленькие граждане огромной страны России. Что мы можем для неё сделать? Я думаю, что вы научитесь уважать свою страну, уважать и ценить окружающих нас людей, любить место, где родились и живём. Вы – будущее России. А теперь послушаем, с чего же начинается Родина? Звучит песня «С чего начинается Родина?»

 

Введение

Традиционная цель гражданско-правового воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребенок находится в социуме. В Концепции модернизации российского образования сформулированы задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников гражданской ответственности и правовой культуры, самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности. Опора на гражданско-правовое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения.

Однако репродуктивное усвоение правовой информации это не основная задача правового воспитания. Правовые знания нужны школьникам не только сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридический смысл. Дети должны получать гражданско-правовые знания в деятельности. Практическая направленность предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию – важно уметь ею пользоваться. Только тогда право защищает человека.

Работу по гражданско-правовому воспитанию следует начать с приходом ребенка в школу, в первый класс. Первоклассник – человек уже имеющий какой-то жизненный опыт и, опираясь на этот опыт и знания маленького человека, можно начать воспитательную работу в этом направлении. Работа может быть внеклассной, а так же проводиться на уроках. При планировании воспитательной работы целесообразно выделить модуль, посвященный гражданско-правовому воспитанию. В начальных классах в него включаются элементарные правовые знания, это база для дальнейшей работы. Знания дети получают на уроках, особенно активно можно работать на уроках литературного чтения и окружающего мира. Во внеклассной работе использовать тематические классные часы, выходы в музеи, туристические поездки и дидактические игры, а так же игровые занятия.  

Результатами работы по гражданско-правовому воспитанию в начальных классах должно быть формирование маленького гражданина своей страны, который знаком с ее символами, знает свои права и обязанности, умеет применить полученные знания, уважает окружающих людей.

  

 

Конспект классного часа для 6 класса на тему «Этот сложный взрослый мир»

Час общения в 6 классе на «взрослые» темы

«Чувство взрослости» - одно из центральных новообразований личности подросткового периода. Принято считать, что оно проявляется в стремлении подражать взрослым. Но, по наблюдениям ученых, традиционная взрослость не стала привлекательной для современного подростка - напротив, наблюдается расцвет особой подростковой субкультуры и в поведении, и в речи, и в одежде. Инфантильность как нежелание и неспособность быть взрослым - принимать решения и брать на себя ответственность за свою жизнь - становится особенностью современных подростков.

Исследователи отмечают такие признаки «чувства взрослости» у подростков:

• критическое отношение к взрослым;

• ощущение тревоги и страха перед реальным миром;

• чувство одиночества от потери контакта с родителями;

• ожидание равного общения со взрослыми.

Не в силах реализовать свое «чувство взрослости», подросток демонстрирует грубые формы подражания (сквернословие, курение, алкоголь, ранняя половая жизнь и прочее). Признание этого чувства со стороны взрослого помогает подростку снять напряжение, тревогу, агрессию и гармонично войти в мир взрослых без излишних конфликтов*.

Предлагаемый классный час - это обсуждение с детьми «взрослых» проблем (беспризорность, неполные семьи, разводы, безответственность и инфантилизм взрослых).

Важно дать высказаться всем желающим, разделить с детьми их критическое отношение к взрослым и тревогу по поводу несовершенства мира, помочь реализовать свое «чувство взрослости».

Цели: дать детям представление о том, что такое быть взрослым; развивать умение анализировать свои поступки; способствовать воспитанию чувства ответственности, долга; формировать активную жизненную позицию.

Подготовительная работа: попросить детей подготовить рассказ о крепкой семье (своей, или родственников, или знакомых), принести семейные фотографии.

Оформление: семейные фотографии детей, фотографии семейных торжеств, фотографии из совместных походов, путешествий и т. п. Можно сделать компьютерную презентацию «Семья - это высшая ценность».

План классного часа

I. Вступительная беседа «Когда уходит детство?».

II. Воспитывающая ситуация «Дети военного времени».

III. Дискуссия.

1.Современные беспризорники.

2. Эпидемия безотцовщины.

3. Почему люди разводятся?

IV. Рассказы детей: «Наша дружная семья», «Семья моей бабушки» и т. п.

V. Заключительная беседа «Жизнь пишется без черновика».

VI. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительная беседа «Когда уходит детство?»

Классный руководитель. Детство... Самая светлая пора жизни - радостная, веселая, безмятежная. Но приходит время, и человек открывает для себя взрослый мир, полный надежд и тревог, радостей и страданий.

- Как вы думаете, когда это происходит? Когда заканчивается детство и начинается взрослая жизнь?

(Дети высказываются.)

В Конвенции о правах ребенка записано, что ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. И в России человек достигает совершеннолетия в 18 лет, а паспорта вручают уже 14-летним. Но, по мнению психологов, прощание с детством начинается еще раньше, когда ребенок обнаруживает, что взрослые бывают слабыми, растерянными, несправедливыми, что во взрослом мире много порока и зла. Разочарование во взрослом мире рождает чувство одиночества, тоски, желание бросить вызов окружающим. Как жить в этом взрослом мире? Так ли уж он несправедлив и порочен? И что за существа эти взрослые? Эти вопросы мы будем обсуждать в ходе классного часа.

II. Воспитывающая ситуация «Дети военного времени»

Классный руководитель. Наши деды и прадеды вряд ли задавались вопросами о несовершенстве взрослого мира. В крестьянских семьях каждый мальчик знал, что он будет мужем, отцом и хозяином, знал, что от его труда и от Божьей помощи будет зависеть благополучие его семьи. И детство у мальчишек порой заканчивалось неожиданно, как, например, у героев романа Федора Абрамова «Пряслины». (Читает.)

...Во время войны в большом северном селе Пекашино остались старики, дети да бабы. Не обошла беда и семью Анны Пряслиной: погиб муж Иван, единственный кормилец. А у Анны-то ребята мал мала меньше - Лизка, близнецы Петька с Гришкой, Федюшка да Татьянка и старший - 14-летний Мишка. Прошло два дня после получения похоронки, и сел Мишка за стол на пустовавшее место отца. Мать смахнула с лица слезу и молча кивнула головой.

Самой ей было ребят не вытянуть - с утра до ночи пропадала она на пашне - людей-то мало, а фронту нужен хлеб. Неожиданно для всех незаменимым работником оказался Мишка Пряслин. Чего-чего не делал в свои четырнадцать лет. В колхозе работал за взрослого мужика, да еще и на семью. У его сестры, двенадцатилетней Лизки, дел да хлопот тоже были полны руки. Печь истопить, с коровой управиться, ребятишек покормить, в избе убрать, бельишко постирать...

Вот как приходилось взрослеть детям военного времени. (Задает вопросы.)

- В какое время происходят события?

- Почему мужиков не осталось в селе?

- Почему Мишка сел на место отца за столом? {Он дал понять, что теперь заменит отца - будет кормильцем и защитником для матери, сестер и братьев.)

- Почему мать не могла вытянуть семью?

- Почему Мишка оказался незаменимым работником? (Умел делать всю мужскую работу.)

- Какие обязанности легли на плечи 12-летней Лизки?

- Можно ли сказать, что детство Лизки и Мишки закончилось и они стали взрослыми?

- В чем проявилась взрослость Мишки и Лизки? {В том, что они сами взяли на себя ответственность за мать, за младших братьев и сестер, за колхоз.)

- Что заставило их помогать матери, работать? {Не было другого выхода, жизнь заставила.)

- Какое главное качество взрослого человека мы видим у Лизки и у Мишки? (Ответственность.)

(Дети высказываются.)

Можно сказать, что в суровые военные годы у всех детей закончилось детство. Нужно было не только выживать, но и заменять взрослых в поле, у станка и даже на фронте.

III. Дискуссия

1. Современные беспризорники

Классный руководитель. После войны прошло больше шестидесяти лет. С какими проблемами сталкиваются правнуки Мишки Пряслина, подростки современной России? Вот репортаж из полицейского участка.

.. .Андрей Петров, 12 лет, и два его ровесника сняты с поезда - бродяжничество. Корреспондент просит Андрея рассказать, как он дошел до жизни такой. И слышит историю, каких тысячи...

...Отца почти не помнит - родители разошлись, когда Андрею было 5 лет. Мать работает на трех работах: уходит, когда сын спит, и приходит за полночь. Все, что нужно для парня, покупает, дает денег на завтраки- обеды, на развлечения. Но ни поговорить, ни посмотреть в глаза сыну ей Некогда. Андрей сутками сидит в зале игровых автоматов, тут у него друзья, тут вся его жизнь.

Положение Андрея еще не самое худшее.

Вот у Сереги, - показывает он на соседа, - все то же, только мать еще и пьет, поэтому денег не то что на игровуху, а на еду не хватает. Серега ждет Не Дождется, когда получит паспорт и уедет к бабушке в деревню...

- А у Ромки еще страшнее, - Андрей кивает в сторону щуплого лохматого мальчугана, - живет с бабкой, а оба родителя - наркоманы, их Ромка не видел с самого рождения. Бабка постоянно попрекает внука, называет Дармоедом, вспоминает, как она в войну на военном заводе полбуханки в день зарабатывала. А куда он пойдет? Разве что воровать?

Троих приятелей полиция ссадила с поезда на Курском вокзале - они собирались ехать в Крым. Денег на поездку думали собрать в дороге попрошайничеством и жалостными рассказами.

Вот такое детство у наших современников. Эти ребята рано узнали, что такое реальная взрослая жизнь. Они ушли из дома в поисках лучшей жизни.

- Можно ли назвать этих ребят взрослыми?

- Какие опасности могут встретиться на пути безнадзорных детей?

- Если в дороге что-то случится с кем-нибудь из них, смогут ли они помочь или бросят на произвол судьбы?

- Есть ли у них ответственность - за себя, за родителей, друг за друга? Обоснуйте свое мнение.

- Можно ли сказать, что у них есть какие-то долгосрочные жизненные цели и планы?

- На что рассчитывают эти ребята?

- Как бы сложилась их жизнь, если бы их не задержала милиция?

- Что ждет этих ребят в дальнейшем?

- Что должно сделать общество, чтобы им помочь?

- Что могут сделать они для себя сами?

(Дети высказываются.)

Сироты при живых родителях - таких сейчас миллионы.

- Почему они обездолены? Войны? Эпидемии? Стихийные бедствия? Как вы объясните это явление?

- Можно ли назвать их родителей взрослыми и ответственными людьми?

(Дети высказываются.)

2. Эпидемия безотцовщины

Классный руководитель. Откуда появилось такое количество беспризорных детей в России? Ответ на этот вопрос станет понятным, если посмотреть на статистику разводов. На каждые 10 браков в Москве приходится более 5 разводов. В результате 18 000 детей ежегодно остаются без одного из родителей, чаще всего без отца. В других областях России картина похожая - от 1/2 до 2/3 браков распадается. Дети растут в неполных семьях. В стране наблюдается настоящая эпидемия безотцовщины.

- Давайте подумаем: что плохого в том, что дети остаются без отцов.

Примерные ответы детей:

- Материальные трудности - одна мать не сможет обеспечить ребенка.

- Маме приходится много работать, не остается времени на воспитание детей.

- Мальчику нужно мужское воспитание, а мама этого дать не может, поэтому мальчик может выбрать плохой пример для подражания.

- Девочка, воспитанная одной матерью, не видит, как должна вести себя жена (уступать, быть нежной, терпеливой, сдержанной). Это бы ей пригодилось, когда она решит создать свою семью.

Классный руководитель. А что может дать ребенку отец?

(Дети высказываются.)

Вот что пишут об этом психологи.

Отец - это зеркало для ребенка. И, если у мальчика нет отца, таким зеркалом для него становится другой мужчина. Бывает, что пример для подражания мальчик находит в книгах, фильмах или компьютерных играх. И тогда его "отцом" становится супергерой, ведь он такой сильный, смелый, находчивый, неуязвимый - в общем, настоящий мужчина. Но ни один супергерой не сможет рассказать мальчику о том, что быть мужчиной - это не только спасать мир с помощью фантастического оружия или мистических способностей. Быть настоящим мужчиной - это в первую очередь уметь решать свои проблемы без насилия и жестокости, не бояться своей слабости и уязвимости и при этом быть способным заботиться о близких людях, не причиняя вреда другим».

А вот информация, которая касается и мальчиков, и девочек: «Ребенку очень важно иметь позитивный образ настоящего отца, каким бы человеком тот ни был. Психологические исследования показывают, что дети из неполных семей, у которых остались приятные воспоминания об отце, развиваются более благополучно по сравнению с теми детьми, у которых сложился негативный образ своего отца».

3. Почему люди разводятся?

Классный руководитель. Безотцовщина во многом является следствием разводов.

- Как вы думаете, почему люди разводятся?

- В Евангелии есть фраза: «Претерпевший до конца спасется». Как вы думаете, имеет ли она отношение к семейной жизни, к разводам?

- Почему наши прабабушки и прадедушки не разводились?

- Большинство семей распадается, когда начинаются трудности - нехватка денег, неудачи на работе, болезни. Как пережить эти трудности?

- Если бы родители перед разводом спрашивали разрешения у детей, дети дали бы согласие?

- Как вы думаете, кто выигрывает от развода?

- Думаете ли вы, что вам придется стать родителями? Какую семью вы бы хотели создать?

- Как сохранить любовь?

(Дети высказываются.)

Семья дает человеку тепло, защиту, покой, уют, делает жизнь осмысленной и красивой. Наши прадеды умели сохранять семью, потому что они понимали, что семья - это великая ценность. Ради этой ценности они готовы были терпеть и все прощать друг другу.

IV. Рассказы детей

Классный руководитель. В нашей стране за последние 200 лет произошло немало трагических событий, которые переворачивали весь жизненный уклад людей. Но, к счастью, сохранились в России и хорошие семьи.

- Кто хочет рассказать о такой семье?

(Дети выступают, комментируют фотографии.)

Не так давно психологи Москвы захотели узнать у старшеклассников, какие ценности стоят у них на первом месте. И были очень удивлены результатами опроса - оказывается, у большинства ребят на первом месте стоят не дача, квартира, машина, путешествия и развлечения, а хорошая дружная семья.

V. Заключительная беседа «Жизнь пишется без черновика»

Классный руководитель. Проблемы, которые мы сегодня обсуждали, пытаются решить философы, психологи, врачи, учителя, религиозные деятели, политики. Но, очевидно, это очень непростые проблемы и решить их непросто, как все непросто в этом сложном взрослом мире. Взрослые люди умеют принимать его таким, каков он есть, потому что с годами многие становятся терпеливее, спокойнее, мудрее и, если бы можно было вернуть все назад, ни за что не повторили бы своих ошибок.

Но жизнь штука такая - нельзя повернуть время вспять, начать все с чистого листа. Жизнь сразу надо писать начисто.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Задумывались ли вы о проблемах, которые мы сегодня обсуждали?

- Какие факты вызвали у вас возмущение? удивление? радость?

- Возникала ли у вас в ходе обсуждения мысль о том, что взрослые люди иногда так же беспомощны, как и дети?

- Пришло ли понимание того, что в этом несовершенном взрослом мире много светлого и радостного?

(Дети высказываются.)

 

 

 

 

 

Развивающее занятие "Как преодолевать тревогу" Цели и задачи: обучение школьника приемам овладения волнением, повышенной тревожностью, формирование необходимых умений, знаний и навыков, ведущих к повышению работоспособности, к созданию «запаса прочности».

Ход занятия. - Дорогие, ребята! Вы знакомы с эмоциями и чувствами человека. Какие из них мешают человеку комфортно жить, с которыми ему неуютно? (Идет обсуждение. Учащиеся называют отрицательные эмоции: гнев, страх, отчаяние, скуку, обиду, чувство вины и др.)

- А когда человек чувствует надвигающуюся опасность, как вы думаете, у 36 него обостряется восприятие, повышается скорость реакции, сужается объем связей с внешним миром? (Обсуждение. Учащиеся называют беспокойство и тревогу.)

- Определенный уровень тревожности – это естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности. Это так называемая полезная тревожность. При каких обстоятельствах школьник испытывает тревожность в школе? (Обсуждение. Перед контрольной работой, экзаменом, опросом на уроке, публичным выступлением, то есть в ответственных ситуациях.)

- А можно ли себе помочь при повышенной тревожности? (Обсуждение. Можно, но этому нужно учиться.)

- Мы сегодня рассмотрим различные способы преодоления состояния тревожности. Способ 1. Сейчас прозвучит три типа мелодии: тревожная, успокаивающая, уверенная. (Звучат записи.) При сильном волнении сначала нужно вспомнить первую, потом вторую, а затем третью мелодию. Последнюю мелодию нужно вспомнить несколько раз. (Учащиеся выполняют задание психолога.)

Способ 2. Вам известно, что «...от улыбки хмурый день светлей». Чтобы улыбнуться в состоянии тревожности, нужно расслабить мышцы лица, попеременно растягивая мимические мышцы лица. (Выполняется упражнение.) А теперь улыбнитесь. Почувствовали, что напряжение снижается?

Способ 3. А теперь попробуйте вспомнить ситуацию, вызывающую у вас тревогу, например, вы в первый раз выступаете на сцене. Часто человек, который находится в состоянии тревоги, сосредоточивается на мысли о том, как он выглядит со стороны. Такие цели, как удачно выступить, выступить прекрасно во что бы то ни стало, еще больше повышают ответственность. А как лучше ставить цель? (Обсуждение, в ходе которого учащиеся приходят к выводу: перед выходом на сцену надо просто сказать себе: «Я вышел на сцену, чтобы прочитать стихи», «Сейчас я буду петь» и проч.)

Способ 4. Вы выступите на сцене или у доски более удачно, если отрепетируете свое выступление заранее. Представьте, что все происходит по- настоящему. Учитесь властвовать собой. При этом контролируйте свой голос, жесты. Все должно происходить спокойно. Почему вы должны тренироваться? (Обсуждение и вывод - чтобы запомнить содержание выступления и свое спокойное эмоциональное состояние.)

Способ 5. В состоянии тревоги телу человека приходится напрягаться. Поэтому нужно научиться расслаблять мышцы и делать это регулярно, чтобы ваш мозг запомнил состояние расслабленности. В соответствующих ситуациях человеку достаточно вспомнить это состояние и дать телу «команду» «Я спокоен, расслаблен». Сейчас вспомним это упражнение. Сядьте удобнее, держите спину прямо. Последовательно напрягаем мышцы тела, начиная с мышц стопы, затем икр, бедер, ягодиц, живота, груди, рук, спины, шеи, головы. При этом мышцы всего тела оказались напряженными. Так нужно продержаться как можно дольше, а затем резко расслабиться. Отдыхаем одну минуту, при этом нужно почувствовать расслабленное состояние своих мышц. 37

Способ 6. Очень эффективным является упражнение на дыхание. Делаем глубокий вдох, задерживаем дыхание на 5 секунд и медленно выдыхаем. Так дышим, постепенно уменьшая на одну секунду задержку дыхания. Выдох должен быть в два раза длиннее, чем вдох. Чувствуете расслабление в мышцах? (Обсуждение и выводы: человеку нужно уметь управлять своим чувством тревоги. Для этого необходимо найти приемлемые в различных ситуациях способы управления собой и научиться эффективно их применять.)

 

ИГРА «КОЛЮЧКА» Эта игра проводится после социометрического эксперимента с целью восстановления «отвергнутого» ребенка в коллективе класса и налаживания нормальных с ним отношений. Задачи: предоставление детям опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации игры; открытие новых форм сотрудничества; социализация «отвергнутого» ребенка; обучение навыкам самопознания и самовосстановления.

ХОД ИГРЫ Приветствие. Ведущий приветствует всех учеников. Каждый по очереди называет свое имя и продолжает предложение «Мне нравится...»

Разминка. Игра «Внимание» Все участники группы стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону (при численности группы 14–20 человек можно выполнять упражнение в двух шеренгах, создав соревновательную ситуацию). Ведущий: Каждое задание надо стремиться выполнить как можно точнее. Задание первое: расположитесь в шеренге так, чтобы около меня стоял самый высокий из вас, а на противоположном конце шеренги — тот, у кого самый небольшой рост. Начали! После того как группа выполнит задание, ведущий проходит вдоль шеренги и проверяет точность его выполнения. Если задание выполняется в двух группах, можно предложить им взаимно проверить друг друга. Можно использовать следующие задания: в начале шеренги должен стоять человек с самыми темными глазами, в конце — с самыми светлыми; начало шеренги — это 1 января, конец — 31 декабря, расположиться надо по датам рождения (без учета года рождения). Выработка правил группы Под руководством ведущего группа знакомится с правилами сказочной жизни, которые являются примерно такими же, как правила любой психотерапевтической группы, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, возможность сказать «нет», активность и пр.

Введение в игру Ведущий: Ребята, сегодня вы окажетесь на волшебной поляне. На ней растут самые разные цветы. Эти цветы умеют разговаривать и взаимодействовать друг с другом. Представьте, что вы и есть эти цветы. Подумайте, каким цветком могли бы быть вы, и нарисуйте его на этой карточке. Ведущий раздает детям листочки размером 10 х 10 см. Звучит спокойная музыка, и ученики рисуют свои цветы. Музыка звучит до тех пор, пока дети рисуют. 38 Ведущий: Я вижу, ваши рисунки готовы. Прошу поставить их так, чтобы они были хорошо видны другим. Авторы рисунков расскажут, какие цветы они нарисовали, остальные могут задать вопросы, если им что-то непонятно.

Размещение на поляне Ведущий: Все эти цветы росли на большой солнечной поляне. Ребята, представьте, что наш класс — это и есть волшебная поляна. Найдите себе место на ней и встаньте там, где бы вам хотелось, чтобы рос ваш цветок. Нравится ли ему там расти? Если хотите, можете перейти туда, где вам будет более комфортно. Создание волшебной поляны Ведущий (показывая ученикам на лист ватмана на стене): Этот лист — наша волшебная поляна. Сейчас мы вместе будем приклеивать на него ваши рисунки. Разместите рисунки так, как вы стоите. Введение в сказку Ведущий: А сейчас послушаем сказку. На большой солнечной поляне росла одинокая Колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много цветов и трав, но Колючке казалось, что на свете она одна-одинешенька, а если кто и растет рядом, то только одни репейники. Поэтому Колючка ни с кем не дружила. Она часто смотрела в синее небо и размышляла: «Вот небо — большое, чистое и светлое, а вот солнце — теплое, ласковое и нежное, но они так далеки от меня, так недосягаемы. А я одинока и привязана к земле». Она думала так изо дня в день и все больше сжималась от одиночества, и все тверже становились ее иголочки. Обучение приемам эмоциональной разрядки и мышечной релаксации Ведущий: Ребята, а у вас бывает так, что вы чувствуете себя одинокими, не понятыми другими, и от этого вы как бы внутренне сжимаетесь, напрягаетесь? Сейчас я научу вас приемам, которые помогают людям снять напряжение и расслабиться. (Ведущий показывает ученикам приемы эмоциональной разрядки.) Представьте, что вы — Колючка, которая сжалась от напряжения. Напрягите сейчас мышцы всего тела, рук, ног; высоко-высоко поднимите плечи, сильно сожмите кулаки. А сейчас расслабьте все части тела. (Повторяется 3–5 раз.) А сейчас еще один прием: сделайте очень глубокий вдох, самый глубокий, задержите дыхание на 10-15 секунд. Теперь выдохните весь воздух из легких и с выдохом расслабьтесь, сбросьте напряжение, возвратитесь к нормальному дыханию. Почувствовали ли вы напряжение в груди во время вдоха? Заметили ли расслабление после выдоха? Давайте запомним это ощущение и оценим его. Упражнение повторяется 4–5 раз. Вдох следует сочетать с напряжением мышц, выдох — с расслаблением. После выполнения упражнения ведущий спрашивает у ребят об их ощущениях и объясняет, что расслабление (релаксация) лучше всего ощущается после напряжения и способствует восстановлению сил и энергии, а после глубоких вдохов и медленных выдохов человеку всегда становится легче. Игра «Внимание» Ведущий (продолжая рассказ): 39 Однажды утром Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения. Она посмотрела по сторонам и увидела Солнечный Лучик. — Привет! — сказал он ей. — Уже середина лета, все цветы цветут, а ты о чем думаешь? — Что значит «цветут»? — удивилась Колючка. — Я об этом ничего не знаю. — А ты посмотри вокруг и увидишь, — улыбнулся Лучик. Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой большой, светлой и красивой поляне она растет. Рядом шелестели цветы — яркие и нежные, легкий ветерок ласково касался их и что-то нашептывал, а вокруг летали птицы и пели веселые песни. Ведущий: Ребята, а вы умеете быть внимательными? Сейчас сделаем упражнение, которое включает в себя несколько заданий. Каждое из них рассчитано на определенное время. Я буду говорить вам, что надо делать, буду следить за временем и сообщать, когда оно закончится.

Задание 1. В течение двух минут молча смотрите друг на друга.

Задание 2. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите чистые листы и ручки. Я буду задавать вам вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые нужно дать письменные ответы. Какого цвета глаза у вашего партнера? Есть ли у него на лице родинки? Если есть, то вспомните, где они находятся. Какого цвета у него брови? Есть ли у него на лице ямочки? А теперь повернитесь и проверьте правильность ваших ответов.

Задание 3. Сейчас сменим пары. Один из партнеров переходит в пару, стоящую слева от него. В течение минуты молча смотрите друг на друга.

Задание 4. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите тетради и ручки. Я буду задавать вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые нужно дать письменный ответ. Какого цвета обувь вашего партнера? Есть ли у него на руках (на шее, одежде) какие-либо украшения? Какие? На какой руке у него часы? Какой формы пуговицы у него на одежде? Повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов. В конце упражнения каждый ученик отмечает для себя, насколько он внимателен к одноклассникам. Игра «Войди в круг» Ведущий (продолжая рассказ): — Как же так? — удивилась Колючка. — Здесь такая интересная жизнь, а я ничего не видела, смотрела только в себя и грустила от одиночества. Как глупо! — Лучик! — воскликнула она. — Помоги мне стать такой же красивой, как эти цветы. Я очень хочу стать красивой! — Но это же просто, — ответил ей Лучик, — доверься миру, открой ему себя, и все случится само собой. — Как это? — подумала Колючка. Ведущий: А действительно, ребята, как Колючке перестать быть одинокой и стать такой же красивой, как окружающие цветы? Давайте сыграем в игру, которая называется «Войди в круг». Сейчас некоторые из вас выйдут за дверь. Они будут играть роль Колючки. Кто хочет быть Колючкой? 40 Несколько ребят вызываются. К ним необходимо присоединить и «отвергнутого». Они выходят из класса, а ведущий предлагает оставшимся взяться за руки и образовать круг. Входящему участнику предлагается войти в этот круг. Предварительно группа договаривается о том, каким образом должен вести себя человек, чтобы его впустили (вежливое приветствие, просьба, выполнение какого-либо условия и т.п.). Участник, пытающийся выполнить условия и войти в круг, пробует различные формы общения, пытаясь угадать неизвестную ему договоренность группы. Некоторые могут предпринять попытку войти с помощью силы. При обсуждении игры можно поговорить об агрессии как результате непонимания, невыполнения социальных норм, а также о том, что у разных групп людей (поколений, наций и пр.) существуют свои договоренности о правилах «вхождения в круг», не всегда известные другим. После обсуждения ведущий завершает первую часть игры фразой из сказки: Итак, Колючка подумала: «Как это?», но все же выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась. Ведущий: Ребята, давайте и мы улыбнемся друг другу. Обсуждение игры Участники делятся впечатлениями от игры, говорят о том, что понравилось, а что нет, какой вывод для себя они сделали. Для того чтобы сохранить интерес группы до следующей встречи, можно предложить ребятам нарисовать, какой стала Колючка, когда цветы приняли ее в свой круг. Завершение занятия Ведущий выполняет любой «сказочный ритуал» для завершения занятия. Это может быть взмах «волшебной палочкой» или произнесенные всей группой слова: «До свидания, сказка!»

Тренинг "Учимся общаться" Цель – устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа “Я”.

Задачи: 1. Установление доверительных отношений в группе.

2. Развитие социальной активности детей.

3. Развитие коммуникативных навыков.

 4. Формирование адекватной самооценки у детей.

5. Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

ЗАНЯТИЕ 1. “Знакомство” “Знакомство”

Цель - сближение участников группы. Дети садятся в круг, каждый по очереди представляет себя и говорит, что он любит и не любит, следующий участник сначала повторяет все о предыдущем, а после представляет себя и т.д. “Молекулы”

Цель - повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Инструкция: “Представим себе, что все мы – атомы. Чтобы быть, как они, надо 41 согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекулах неодинаково, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Сейчас все начинают быстро двигаться по комнате, а когда я назову какое-либо число, например, «три», атомы должны объединиться в молекулы – по три атома в каждой. «Молекулы» выглядят так: вы стоите лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями”.

 “Три товарища”

 Цель - знакомство, получение первичной информации друг о друге, формирование коммуникативных навыков. Группа делится на подгруппы по три человека в каждой. Каждая группа получает анкету.

Анкета “Три товарища” Вот три вещи, которые все мы любим:

1. _________________________________________

2. _________________________________________

 3. _________________________________________

Вот три вещи, которые все мы не любим:

1. _______________________________________

2. _______________________________________

3. _______________________________________

 В этом мы отличаемся друг от друга: Имя:_____________ Я отличаюсь от других тем, что... “Гордиев узел”

Цель - снятие напряженности.

Инструкция: “Встаньте, закройте глаза, руки вытяните вперед на уровне груди, идите вперед и попытайтесь взять в каждую руку руки других участников”.

“Рефлексия” Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями о проведенном занятии.

 “Колокол” Цель - сплочение группы, создание атмосферы единства. Дети встают в круг, поочередно поднимают правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде “колокола”, произносят “Бом!” и синхронно с силой бросают руки вниз. Повторить несколько раз. ЗАНЯТИЕ 2. “Мой мир” “Приветствие” Все участники группы здороваются друг с другом, называя друг друга по имени.

“Подари улыбку” Цель - создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние. Дети становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, глядя им в глаза. 42 “Зеркало” Цель - эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, преодоление неуверенности, произвольный контроль. Участники игры становятся в две шеренги лицом друг к другу, разбиваясь на пары, один – водящий, другой – “зеркало”. Водящий смотрится в “зеркало”, а оно отражает все его движения. После участники меняются ролями, а затем и напарниками.

“Клеевой дождик” Цель - развитие сплоченности группы, снятие напряжения. Дети встают друг за другом и, держась за плечи впереди стоящих, преодолевают препятствия: подняться и сойти со стула, проползти под столами, обогнуть “широкое озеро” и т. д.

“Я самый...” Цель - снятие внутренних зажимов, поиск внутренних ресурсов. Каждый по очереди заканчивает предложение: “Я самый…”

“Рефлексия” Участники по кругу характеризуют собственное настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

ЗАНЯТИЕ 3. “Работа с “Я-образом”

“Приветствие”. Все члены группы здороваются друг с другом, называя по имени того, кого приветствуют.

“Узкий мост” Цель - повышение позитивного настроя и сплоченности группы. На полу мелом чертится тонкая линия, необходимо вдвоем пройти по этому «мосту».

“10 Я” Цель - самораскрытие, работа с образом “Я”. 10 раз ответить на вопрос: “Кто я? Какой я?”. Листы с заданием не подписываются, психолог перемешивает их и зачитывает, участники пытаются догадаться, кто автор прочитанного текста.

“Хорошо или плохо” Цель - посмотреть на одно и то же явление с разных точек зрения. Выбирается какое-то качество человека (доброта). По кругу один участник говорит: “Хорошо быть добрым, потому что…”, а следующий за ним говорит: “Плохо быть добрым, потому что…” “Релаксация” “Место, где я себя прекрасно чувствую” (К. Фопель “Как научить детей сотрудничать?” кн. 2 стр. 51.)

“Рефлексия” Участники игры по кругу характеризуют собственное настроение, обмениваются мнениями о проведенном занятии.

ЗАНЯТИЕ 4. “Почувствуй себя любимым”

“Приветствие”. Все участники группы здороваются друг с другом, называя друг друга по 43 имени. “Щепки плывут по реке” Цель - развитие тактильных ощущений. Участники игры становятся в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга: они - берега. Один участник – щепка. Он медленно «проплывает» между “берегами”, они мягкими прикосновениями помогают “щепке”. Упражнение можно проводить с открытыми и с закрытыми глазами.

 “Ласковое имя” Цель - создание позитивного настроя, развитие чувства доверия друг к другу. Каждый участник игры по очереди становится в центр круга, а остальные называют его ласковыми именами.

“Мои достижения” Цель - поиск внутреннего ресурса, повышение самооценки. Каждый участник пишет на листке бумаги о том, чего он достиг за последнее время, после этого листочки вывешиваются на всеобщее обозрение, содержание написанного зачитывается и обсуждается. “Аплодисменты по кругу” Цель - переживание чувства радости, волнения, ожидания, сплочение группы, создание атмосферы принятия. Все становятся в круг. Психолог подходит к одному из участников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов, затем они оба подходят к нему и аплодируют и т. д.

“Мы тебя любим” Цель - эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений. Все становятся в круг. Каждый участник игры по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: “Мы тебя любим!”.

Релаксация -“путешествие” (Школьный психолог, № 15/2006 г., стр. 23) Цель - расслабление, развитие воображения.

“Спасибо за прекрасный день” Цель - развитие умения благодарить. Дети по очереди берутся за руки и говорят друг другу: “Спасибо за прекрасный день!” Затем, когда образуется круг, все вместе произносят: “Спасибо! До свидания! До встречи!”

ЗАНЯТИЕ 5. “Путь доверия” “Приветствие” Все здороваются друг с другом, называя друг друга по имени. “Надписи на футболке” Цель - создание позитивного настроя на работу, развитие взаимопонимания, доверия. Придумать и сделать надпись на футболке соседа справа так, чтобы она подходила ему, отражала его внутреннее содержание, передавала его настроение. Обсуждение. “Слепой и поводырь” Цель - формирование чувства близости, развитие чувства безопасности, 44 умения сопереживать. Упражнение проводится в парах. Один – “слепой”, другой – его “поводырь”, который должен провести “слепого” через различные препятствия (у “слепого” завязаны глаза). После прохождения маршрута участники меняются ролями. “Кошки-мышки” Цель - снятие эмоционального и мышечного напряжения, преодоление страхов. Выбираются “кошка” и “мышка”. Все остальные образуют круг, взявшись а руки, - это “домик мышки”. Задача “кошки” поймать “мышку”. Стоящие в кругу защищают, прячут “мышку” от “кошки”. Релаксация “Поделись с ближним” (К. Фопель “Как научить детей сотрудничать?” кн. 2 стр. 122.) “Рефлексия” Участники игры по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями о проведенном занятии.

ЗАНЯТИЕ 6. “Агрессия и гнев” “Приветствие”. Все члены группы здороваются друг с другом, называя друг друга по имени. “Превращение злости” Цель - создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности. На доске два участника игры разноцветными мелками в быстром темпе пытаются закрасить все поле доски. Дорисовать изображение вдвоем до образа. “Портрет агрессивного человека” Цель - сплочение группы, развитие наблюдательности, способности к самовыражению. Занимающиеся обсуждают то, как выглядит агрессивный человек: черты его лица, походка, жесты, мимика. Нарисовать всей группой портрет агрессивного человека. “Хорошо или плохо быть агрессивным?” Цель - развитие наблюдательности, способности посмотреть на явление с разных точек зрения. Участники игры по очереди объясняют, почему агрессивным быть плохо и почему быть агрессивным хорошо. “Толкалки” Цель - развитие умения анализировать свою агрессию через игру, соизмерять свои силы, расширение контактов в группе. Упражнение выполняется в парах. По знаку психолога участники игры попарно упираются друг в друга ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места. “Ворвись в круг” Цель - снятие эмоционального напряжения, приобретение навыков конструктивного поведения. Участники игры встают в круг и крепко держатся за руки. Один из участников остается за кругом и пытается в него прорваться. После того, как это ему удалось, за 45 круг выходит другой участник. “Рефлексия” Участники игры по кругу характеризуют свое настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

ЗАНЯТИЕ 7. “Сделай себя счастливей” “Приветствие”. Все члены группы здороваются друг с другом, называя друг друга по имени, затем становятся в круг. “Мне нравится, что ты…” Цель - создание позитивного настроения, развитие умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом. Участники игры по кругу говорят друг другу комплименты, продолжая фразу: “Мне нравится, что ты…” “Распускающийся бутон” Цель - активизация совместной деятельности, создание позитивного настроения. Дети садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не отпуская рук, после чего “цветок” начинает распускаться (играющие отклоняются назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру. “Волшебный стул”. Цель - снятие внутренних зажимов, поиск своих ресурсов. Каждый по очереди может сесть на стул и рассказать о своем заветном желании. “Театр” Цель - развитие выразительности движений и коммуникативных навыков. Участники игры делятся на 2 группы, которые получают задания при помощи мимики и жестов изобразить ситуацию из жизни (“У зубного врача”, “Контрольная работа” и т.д. ), остальные угадывают, что пытались показать их товарищи. “Общий рисунок” Все вместе рисуют на большом листе бумаги один общий рисунок. Например, “Город счастья”. По окончании занятия каждый участник тренинга по очереди заканчивает фразу: “Я желаю всем…”

 

Внеклассное занятие на тему: Дружба, 3 - 4 класс

Данная беседа длится в течение 2-х занятий

(Учитель читает стихотворение А. Барто.)

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: — Дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: — Но ты учти —

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

— Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита!

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: — А ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать —

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят:

— Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг...

Напишу я объявленье:

«Срочно требуется друг!»

Ситуации для обсуждения с детьми

Ситуация 1. В классе — четверо: два мальчика и две девочки — первоклассники. Мальчики что-то пишут, девочки вытирают парты.

— Чем вы тут занимаетесь? — спрашиваю.

— Мы парты моем, а они двойки получили. Их заставили переписывать. Копылов пять ошибок сделал. Ему двойку поставили. А мне пятерку!

— Пятерка — хорошо. Только зачем хвастать?

— Вот идите, посмотрите, — потянула меня за полу пиджака хвастунья.

Она бесцеремонно взяла у Копылова тетрадь и стала показывать:

— Смотрите: раз, два, три... пять ошибочек! Видите, двойка стоит? А у меня — пятерка!

Девочка очень рада своей пятерке, но, пожалуй, не меньше и тому, что у Копылова двойка.

Вопросы:

— Какие качества характера проявились в поступках девочки?

— Как вы их оцениваете?

— Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?

Ситуация 2. Алик всегда любил быть первым: когда строились на завтрак, когда кончались уроки.

Он первым выбегал из-за парты, и если кто-нибудь стоял уже впереди него, то он отталкивал их, а сам вставал вперед, громко крича, что это его место. И многие старались с ним не спорить, он был сильным мальчиком, мог и кулаками доказать право на первое место в строю.

Вопросы:

— Каким растет Алик?

— Что бы вы ему посоветовали?

— Наблюдали ли вы подобные поступки у ребят вашего класса?

— Как вы боретесь с ними?

Ситуация 3. К Мишиному папе приехал из другого города старый, еще школьный, товарищ. Миша слышал, как они, обнявшись, напевали песенку из фильма про трех мушкетеров:

Если придется

Выручить друга

Из кабалы, из тюрьмы,

Шпагой клянемся, шпагой клянемся,

Шпагой клянемся мы.

Миша грустно улыбался и завидовал папе и его школьному другу. И как-то вечером, беседуя с папой, сказал:

— Хорошо тебе! У тебя друзья настоящие. А я вот на Макса обиделся.

— А мне казалось, что вы всегда дружили. Прямо не разлей вода, — удивился папа.

— Дружить дружили. Да вот только он мне обещал дать диск послушать, а дал его Алешке. Я теперь даже и не знаю, дружить мне с ним или не дружить!

Папа доверительно-серьезным тоном начал говорить Мише:

— Понимаешь, Миша, дружбу нужно строить, как дом, из кирпичиков добра и понимания. Спрячь обиды поглубже, научись прощать, научись не огорчаться по пустякам и не спорить по мелочам. Попробуй принимать своего друга, если он настоящий друг, таким, каков он есть, — со всеми его странностями и мелкими недостатками. И в конце концов, разве это главное, кто первым получит диск?

Вопросы:

— Почему обиделся Миша?

— Почему он стал сомневаться в своем друге?

— Как понимаете слова папы о настоящей дружбе?

Правила настоящей дружбы

• Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.

• Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.

• Играй и работай с товарищами так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

• Останови товарища, если он делает что-то плохое.

• Хорошо дружить — значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.

• Не ссорься с товарищами; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам — надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

• Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Правила дружной работы

• Четко договорись с товарищами о плане работы и сроках ее выполнения.

• Распределите работу между собой так, чтобы точно знать, кто и что будет делать. Учитывайте, кто что хочет и умеет делать.

• Каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше. Нужно помнить не только о своей части работы, но и обо всей работе.

• Каждый должен работать на совесть.

• По ходу работы узнавай, как идут дела у других. Помоги, научи, посоветуй тому, у кого не ладится работа; научись сам пользоваться советами других.

Правила честной игры и состязаний

• Соблюдай правила игры и состязаний: не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путем. Только честная победа по-настоящему ценна.

• Не злорадствуй, когда другие проигрывают.

• Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.

Тест

1. Твоя подружка (твой друг) жалуется тебе на неприятности. Как ты поступишь?

а) постараешься ее (его) утешить и предложишь помощь;

б) расскажешь про свои неприятности, у тебя их гораздо больше;

в) мне никто никогда не рассказывает про свои неприятности, потому что они меня только смешат.

2. Ты на дне рождения у своей подруги (друга). Как ты себя ведешь?

а) веселюсь, танцую, если попросят, могу и спеть. Для име- нинницы(ка) сочиню веселый стишок;

б) потихоньку злюсь на именинницу за то, что все внимание только ей (ему);

в) обязательно приготовлю для именинницы(ка) подарок, какую-нибудь колкую фразочку, например «все здорово, только прическа у тебя сегодня неудачная».

3. Учительница часто хвалит твою подругу (друга) за работу на уроке, а сегодня по контрольной она (он) получила тройку. Твои мысли:

а) как мне утешить ее (его)?

б) я расскажу ей (ему) о том, что у меня троек уже целая куча;

в) я так рада, что наконец-то тройки не только у меня. Результаты. Если больше ответов «а», то можно сказать, что ты хороший друг и тебя непременно будут ценить за это. Если больше ответов «б», в твоей душе нет зла, но твое равнодушие нужно как можно быстрее исправлять, и тогда ты станешь хорошим другом. Если больше ответов «в», в твоей душе уже поселился злой человечек. Если ты не помешаешь ему вырасти в коварного, злого великана, то, даже если в твоей жизни встретится принц (принцесса), щедрые и добрые, ты обязательно испортишь им жизнь.

— Какие качества ты ценишь в характере своего друга? {Добрый, веселый, унылый, обидчивый, трудолюбивый, капризный, умелый, мечтательный, отзывчивый, внимательный, гордый, красивый, упорный, упрямый, уверенный, спокойный, решительный.)

— Есть ли среди них такие черты, который присущи твоему характеру? Много ли совпадений?

— Как ты относишься к тайнам своего друга?

Ситуация 4. Толстячок Илюшка, которого мы зовем Илья Муромец, хотя он по силе явно и не богатырь, получил по физкультуре двойку: плохо подтягивался и отжимался. Девчонки смеются, мальчишки бросают колкости. Решил Илюшка отжиматься и подтягиваться — приходит в школу на полчаса раньше и на спортивной площадке тренируется. Сначала тайком от всех, потом другу Костику рассказал о своих тренировках. Только попросил никому пока ничего не говорить. Костик пообещал, только проболтался соседке по парте Анечке. А та возьми и на физкультуре скажи учителю: «Сергей Степанович, а не пора ли у Ильи Муромца силу проверить? Он, оказывается, тайком от класса (тут все хихикнули) тренируется». Костик покраснел как рак. Илюшка на него ужасно обиделся, хотя к концу урока весь класс и Анечка удостоверились, что отжиматься он стал лучше.

— Как вы оцениваете поступки Костика и Анюты?

— Будут ли дружить эти мальчики?

— Следовало ли Костику доверять Анюте тайну своего друга?

Запомни:

1. Если тебе доверили тайну, не рассказывай ее никому. Так поступают настоящие друзья.

2. Если хочешь, чтобы твой секрет остался секретом, не доверяй его даже другу. Если ты сам не в силах был промолчать, то нельзя требовать молчания ни от кого.

3. Не сплетничай ни о друзьях, ни о знакомых. Помни, что не стоит говорить о других плохо, ведь что-нибудь плохое можно рассказать и о тебе.

Пословицы о дружбе

• «Нет друга — ищи, а найдешь — береги».

• «Без беды друга не узнаешь».

• «Друг познается в беде».

• «С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде».

• «Недруг поддакивает, а друг спорит».

• «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».

• «Старый друг лучше новых двух».

Ситуация 5. Миша пришел домой к Пете, чтобы вместе делать домашние задания. Работали они добросовестно, серьезно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьезным делом заняты — уроками».

— Выскажите свое мнение по поводу поведения мальчиков.


 

Посмотрите также