Публикация на тему: Сенсорная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.6

Публикация на тему: Сенсорная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.6
Лекции
docx
психологическая работа +1
Взрослым
18.03.2019
Публикация на тему: Сенсорная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье автор постарался раскрыть очень важную проблему.,Как можно помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться и социализироваться к окружающей его среде. Ребенку с ОВЗ очень сложно самому разобраться со своим состоянием, своими ощущениями. У них нарушена общая, гармоничная картинка окружающего их мира. И в силу своих особенностей каждый ребенок с ОВЗ рисует свою картинку мира. А мы можем им помочь понять и почувствовать себя в этом мире путем создания специальной среды, такой как сенсорная комната.
публикация сенсорная интеграция.docx
Сенсорная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья Дети   с   нарушениями   в   развитии,   в   связи   с   сенсорными   расстройствами, воспринимают   мир   не   так,   как   мы   с   вами.   В   их   системе   восприятия   много специфических черт, характерных только для них и мешающих им воспринимать мир в той же «системе координат», что и все остальные. Для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не   понимают,   о   чем   идет   речь.   Связано   это   с   нарушением   в   части нервной системы ребенка, ответственной за перцепцию. Люди с дисфункцией сенсорной интеграции имеют моноканаль­ ный характер восприятия:   они   вычленяют   из   широкого   спектра   сенсорных   сигналов   отдельные аффективно   значимые   для   них   раздражители   цвета,   формы,   звуки,   запахи   и   пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный. По мнению Л.А. Хоекман, дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами:   ребёнок   получает   слишком   много   чувственной   информации,   его   мозг перегружен; ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает её жаждать. В   первом   случае   свойственна   повышенная   чувствительность   к   сенсорным стимулам,   проявляющаяся   как   непереносимость   ярких   цветов,   бытовых   шумов, неприятие зрительного контакта, боязнь запахов, высоты, неприязнь ходьбе босиком по   траве,   по   песку   и   камешкам,   отказываются   есть   все   липкое   и   т.д.   С   целью избегания   дискомфортных   впечатлений   ребёнок   пытается   оградить   себя   от направленных воздействий, выстраивая систему пассивных или активных защит от внешнего вмешательства и формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам. Во   втором   случае,   имеет   место   снижение   чувствительности   к   сенсорным раздражителям.   У   ребёнка   наблюдается   особая   захвачен­   ность   отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов,   пониженная   чувствительность   кожи.   Это   могут   быть   однообразные манипуляции с предметами, взмахи рук, застывания в определенных странных позах, бег   по   кругу,   прыжки,   кружение,   раскачивание   и   другие   действия   с   целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления. В случае анамального развития ребенок, испытывая постоянный дискомфорт в процессе взаимодействия с внешним миром независимо от причин, перестраивается механизм его адаптации так, чтобы получать ощущения не из внешнего мира, а из «внутреннего». Такой ребенок реализует естественную потребность в ощущениях за счет стимулов, которые он сам себе формирует. Он получает заведомо приятные и успешные переживания как на телесном, сенсорном уровне, так и на мыслительном. Цель в самопроявлении детей с нарушениями в развитии, в связи с сенсорными расстройствами   ­   обеспечение   собственного   комфорта   в   условиях   невозможности получения таких ощущений из опыта реального взаимодействия с внешним миром. Естественно,  при   этом  алгоритме   развития  невозможно   формирование   адекватной системы адаптации к внешнему миру. При таком варианте дизонтогинеза потребность в   развитии   коммуникативных   навыков   так   же   существенно   снижается   вплоть   до редукции. Очевидно,   что   дети   с   нарушением   сенсорного   восприятия   не   могут самостоятельно   справиться   с   перечисленными   проблемами.   Именно   поэтому необходимо   проводить   специальные   коррекционнопедагогические   мероприятия, направленные на улучшение интеграции между различными сенсорными системами, то есть обеспечить детям возможность получать ощущения различных модальностей. Одним   из   видов   помощи   являются   занятия,   основанные   на   идее   сенсорной интеграции. Этот метод был разработан исследователем и психологом из Калифорнии (США)   Анной   Жан­Айрес,   и   направлен   на   стимуляцию   работы   органов   чувств   в условиях координации различных сенсорных систем. Этот метод реализуется в двух направлениях:   создание   специальных   средовых   условий,   облегчающих   восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними; совершенствование отдельных   перцептивных   умений   и   обучение   комплексному   использованию   этих умений. Терапия, направленная на успешную сенсорную интеграцию, ориентируется на использование так называемой «сенсорной комнаты». Во   время   лечебной   процедуры,   ребенок   получает   необходимые   именно   ему сенсорные переживания, также поощряются перемещения внутри самого помещения. При организации работы в сенсорной комнате следует учитывать следующее:   • уровень раздражителей должен быть адекватен возможностям ребенка; •   ребенка   нужно   стимулировать   к   изменению   поведения   в   ответ   на изменения в обстановке;  •   наполнение   комнаты   должно   вызывать   интерес   у   ребенка   и соответствовать его уровню развития;  •   организация   занятия   должна   быть   обусловлена   предпочтениями   и интересами ребенка. Детям с гипочувствительностью необходимо предлагать сильные ощущения ­ трение щеткой, вибрацию или сжатие в объятиях. Игрушки должны быть приятны на ощупь ­ можно использовать мягкие игрушки с разными наполнителями. Гиперчувствительных   детей   нужно,  напротив,  погружать   в   умиротворяющую атмосферу, которая включала бы в себя тихую музыку, мягкое освещения и нежные покачивания. Для детей с нарушениями в развитии, в связи с сенсорными расстройствами, полезны и интересны специальные дидактические игр и упражнения по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий, а так же на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит к повышению активности восприятия и к сенсорной интеграции. Благодаря   методу   сенсорной   интеграции,   значительно   улучшается чувствительность   к   тактильным,   зрительным,   звуковым,   слуховым   стимулам, осознание   своего   тела   в   пространстве,   двигательная   координация   и   концентрация внимания, снижается уровень двигательного беспокойства. Сенсорное   отличие   зачастую   упускается   из   виду.   Важно   подчеркнуть,   что сенсорные особенности не всегда являются сложностью или проблемой. Разница   в   восприятии   открывает   дверь   в   иной   мир,   который   неизбежно наделяется и иным смыслом. Мы должны все время помнить об этом и помогать детям   справляться   с   обостренной   чувствительностью   и   развивать   свои   сильные стороны, которые зачастую остаются незамеченными обычными людьми. Люди зачастую «глухи» к звукам, которые особый ребенок не может вытерпеть. Им не заметно мерцание 60­частотной лампы дневного свечения, которая для него наполняет комнату болезненной пульсацией. Лишь потому, что они слепы, глухи и немы   относительно   тех   импульсов,   которые   остро   воспринимаются   детьми,   люди считают их поведение странным, неадекватным, чудоковатым. Поэтому необходимо понимать,  как   качественные   различия   сенсорного   восприятия,  влияют   на   каждого ребенка. Литература: 1. Айрес, Э.Джин Ребенок и сенсорная интеграция. ­ М.: Издат. Теревинф, 2012. 2. Улла, Кислинг Сенсорная интеграция в диалоге. ­ М.: Теревинф, 2011. 3. Войлокова, Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». ­ М.: Издат. «Каро», 2005. 4. Богдашина, О. Вопросы коммуникации при аутизме и синдроме Аспергера. Говорим ли мы на одном языке? / пер. с англ. М. Малиновская. ­ М.: Наш солнечный мир, 2016.

Публикация на тему: Сенсорная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья

Публикация на тему: Сенсорная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья

Публикация на тему: Сенсорная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья

Публикация на тему: Сенсорная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья

Публикация на тему: Сенсорная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья

Публикация на тему: Сенсорная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья

Публикация на тему: Сенсорная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья

Публикация на тему: Сенсорная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2019