"Путь к сердцу"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 19.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена методическая разработка рабочей программы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников с ЗПР в рамках введения ФГОС НОО Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества. Задачи: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктив... вной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества.
Иконка файла материала attachment_622020487 (1).docx
Администрация города Магнитогорска Муниципальное образовательное учреждение  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа­интернат № 4» города 455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110 Магнитогорска Тел.: (3519) 20­25­85, e­mail: internat  4  shunin      @   mail  .  ru; http://74203s037.edusite.ru   Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» «ПУТЬ К СЕРДЦУ» (Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников с ЗПР в рамках введения ФГОС НОО) Автор – составитель: Чубаева Н.Н., воспитатель группы продлённого дня, учитель начальной школы МОУ «С(К)ОШИ №4»МАГНИТОГОРСК, 2015 ГОД Содержание: 1. Паспорт программы 2. Пояснительная записка 3. Цель и задачи программы 4. Основные направления программы 5. Структура и содержание программы 6. Механизм реализации программы 6.1. Этапы реализации программы 6.2. 7. Ожидаемые результаты программы 8. Приложение 9. Источники, используемые в составлении программы Тематическое планирование по реализации программы Наименование Программы «Дети страны Россия» (программа по духовно – 1. Паспорт программы Нормативно – правовые нравственному воспитанию младших школьников с ЗПР в рамках введения ФГОС НОО) -Закон Российской федерации «Об образовании»;аспекты программы Актуальность проблемы Организаторы и участники программы Кем принята Программа Цель и задачи программы Цель: социально-педагогическая поддержка Школьным методическим объединением МОУ С(К)ОШИ №4 от 1.09.2013 -Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 г. № 122 "О государственной'" Допрограмме "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы"; -Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р "Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года"; - Приказ министерства образования РФ от 18.10.99 г. № 574 "Об утверждении «программы развития воспитания в системе образования России»; -Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России ; - Устав общеобразовательного учреждения . Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. На этом жизненном этапе начинают формироваться коллективные взаимоотношения между детьми, с разным жизненным опытом и уровнем коммуникативной деятельности. Поэтому так важно для индивидуального и личностного развития школьника в коллективе формирование духовно- нравственных представлений и понятий. Чубаева Наталья Николаевна, учитель начальных классов, воспитатель группы продлённого дня становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества. Задачи: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно- игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; принятие обучающимся базовых национальныхценностей, национальных и этнических духовных традиций; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование отношения к семье как к основе российского общества; формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим. - высокие этические нормы поведения и образа жизни; - стремление к духовному обогащению и развитию; - чувство патриотизма, гуманизма и толерантности; - знание, почитание и продолжение лучших традиций своего народа, 2013 – 2018 учебные годы - подготовительный; - практический - аналитический этические беседы, классные часы, праздники, акции милосердия, конкурсы рисунков, сочинений, творческие проекты, игры, нравственные сказки, КВН, посиделки, встречи с интересными людьми Ожидаемые результаты Сроки реализации Программы Этапы реализации Программы Эффективные формы работы в рамках реализации программы 2. Пояснительная записка Нормативно – правовой и документальной основой программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются: -Закон Российской федерации «Об образовании»; -Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 г. № 122 "О государственной'" Допрограмме "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы"; -Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р "Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года"; - Приказ министерства образования РФ от 18.10.99 г. № 574 "Об утверждении «программы развития воспитания в системе образования России»; -Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России ; - Устав общеобразовательного учреждения . Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Детичутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 3. Цель и задачи программы Цель программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества. Основные задачи программы:  формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;  формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;  укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;  принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  формирование отношения к семье как к основе российского общества;  формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим. 4. Основные направления программы: Организация духовно-нравственного воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям: «Ученик и классный коллектив» Цель: сплочение классного коллектива, развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов. Задачи: - воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения школьников; - представления о правилах поведения в школе,- организовать многообразную учебную, общественно-полезную деятельность учащихся; - формировать коммуникативные навыки, развивать инициативу и самостоятельность, индивидуальные склонности и интересы. «Ученик – нравственная личность» Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания. Задачи: первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; различение хороших и плохих поступков; представления о правилах поведения дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе; элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны; уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; бережное, гуманное отношение ко всему живому; знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его; отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. «Ученик – трудолюбивая личность» Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Задачи: первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; элементарные представления об основных профессиях; ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности; элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей. «Ученик и красота» Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Задачи:представления о душевной и физической красоте человека; умение видеть красоту природы, труда и творчества; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам; интерес к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. 5. Структура и содержание программы Программа «Путь к сердцу» состоит из 4 разделов согласно направлениям воспитательной работы и включает в себя: - «Я – коллектив, я в коллективе» - «Учись трудиться» - «Азбука нравственности» - «Мир вокруг нас» Раздел «Я – коллектив, я в коллективе» «Учись трудиться» «Азбука нравственности » «Мир вокруг нас» Содержание раздела, основные понятия Формирование концепции «Я – ученик, школьник, одноклассник, товарищ, друг», классный коллектив, место ученика в классном коллектива, законы классного коллектива, законы школы, кто за что отвечает в классном коллективе, уважение к учителю, воспитателю, одноклассникам уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость. нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. красота; природа, гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие. 6. Механизм реализации программы подготовительный 6.1. Этапы реализации программы Первый этап: Приобретение школьниками социально значимых знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного этапа особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй этап: Получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного этапа особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной, благоприятной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) практическое подтверждение приобретённых практическийаналитический социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий этап: Получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного этапа особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. Планируемые мероприятия 6.2. Тематическое планирование по реализации программы Раздел, направлени е программы «Я – коллектив, я в коллективе» (1 класс) Сроки реализации сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики» ( час общения) «Коллектив. Классный коллектив» (практикум) «Наши поручения в классе» (практикум) «Мой друг – школьный дневник» (классный час) «Законы нашего класса» ( практикум) «Одноклассник, товарищ, друг» (практикум) «Правила поведения в коллективе» (практикум) «Правила поведения на перемене» ( беседа) «Дерево наших достижений» (КТД) «Мой труд – учёба» ( классный час) «Я дежурный по классу» (практикум) «Мой труд в школе» (час общения) «Мой труд дома» (классный час) «Каждой вещи своё место» (практикум) «Убираем школьный участок» ( практическое занятие) март «Поливка цветов» ( практикум) апрель «Труд человека весной» (классный час) май «В мире профессий» (беседа – показ) сентябрь «Разрешите познакомиться» (классный час) октябрь «Что такое этикет?» ( этическая беседа) ноябрь «Вежливость – не порок»( час общения) декабрь «О бережливости» (этическая беседа) январь «Что значит быть честным?» (дискуссия) февраль «Быть благодарным значит…» (диспут) март «Быть милосердным» (час общения) апрель «Быть добрым» (дискуссия) май «Давайте жить дружно» ( КТД, практикум) сентябрь «Как прекрасен этот мир» ( классный час) «Будь природе другом» (час общения) октябрь «Красота природы – красота души» (классный час) ноябрь «Эти забавные животные» (турнир – викторина)_ декабрь январь «Что такое сострадание и жестокость» (разброс мнений) «Умение видеть в людях хорошее» (дискуссия) февраль «Учись трудиться» (2 класс) «Азбука нравственно сти» (3 класс) «Мир вокруг нас» (4 класс)« В человеке всё должно быть прекрасно»( классный час) «День земли» (КТД) «Это высокое звание – человек» (итоговое занятие) 7. Ожидаемы результаты март апрель май - Развитие и воспитание ценностного отношения к Отечеству. - Развитие и воспитание ценностного отношения к природе, бережного отношения к ее богатствам. - Развитие и воспитание ценностного отношения к миру, негативного отношения к войне и насилию. - Развитие и воспитание ценностного отношения к труду и людям труда. - Развитие и воспитание ценностного отношения к культуре, культурным ценностям ,к культуре поведения. - Развитие и воспитание ценностного отношения к другим людям, гуманного, милосердного сострадательного отношения к человеку. - Развитие и воспитание ценностного отношения к здоровью. Приложение Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой необходимо провести, используя диагностическую таблицу уровней нравственной воспитанности (УНВ), которая отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: Отношение к обществу, патриотизм Отношение к умственному труду Отношение к физическому труду Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности) Саморегуляция личности (самодисциплина) По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист (см. файл "Сводный лист диагностики изучения УНВ младших школьников.doc"). Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика: Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции. Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции. Таким образом формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами. Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника Основные отношения Показатели воспитанности Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) 1. Отношение к родной природе 2. Гордость за свою страну 3. Служение своими силами Отношение к обществу 1. Патриотизм 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 - любит и бережет природу; 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 - природу не ценит и не бережет. 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым. 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству 4. Забота о своей школе 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает. Отношение к умственному труду 2. Любознательность 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 - сам много читает; 1 - читает при побуждении взрослых, учителей 0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 - стремится учиться как можно лучше 1 - учиться при наличии контроля; 0 - плохо учится даже при наличии контроля 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 - есть любимое полезное увлечение; 1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 0 - во внеурочной деятельности не участвует. 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет Отношение к физическому труду 3. Трудолюбие 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 0 - в полезных делах не участвует, позитивную 5. Познавательная активность 6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности 7. Саморазвитие 8. Организованность в учении 9. Инициативность и творчество в труде10. Самостоятельность 11. Бережное отношение к результатам труда 12. Осознание значимости труда инициативу и творчество не проявляет. 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 - трудится при наличии контроля; 0 - участия в труде не принимает 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 - бережет личное и общественное имущество; 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться. Отношение к людям 4. Доброта и отзывчивость 13. Уважительное отношение к старшим 14. Дружелюбное отношение к сверстникам 15. Милосердие 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость. 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 1 - помогает слабым, больным при условии поручения,наличия контроля 0 - неотзывчив, иногда жесток 16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 - нечестен Отношение к себе 5. Самодисциплина 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать. 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 - нормы и правила не соблюдает 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 - начатые дела не выполняет 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. 17. Самообладание и сила воли 18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения 19. Организованность и пунктуальность 20. Требовательность к себеИсточники 1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 1985. 2. Сухомлинский В.А. Верь в человека. – М., 1960. 3. Круглова Т.Ф., Белоусова Г.В. Структура концепции воспитания школы русской МОУ СОШ № 2 г. Пикалво // Завуч, 2002, № 1, с. 37. 4. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М, 2001. Интернет – ресурсы: 1. http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-kuzmina/razvitie-duhovno-nravstvenyh- cenostei-vospitanikov.html 2. http://kursk-school33.ru/documents/ProgrammaDUH.html 3. http://www.maam.ru/detskijsad/programa-po-duhovnomu-nravstvenomu- vospitaniyu-otkroem-v-serdce-dveri.html 4. http://refdb.ru/look/2618373-pall.html