«Путешествие по Африке»

  • docx
  • 01.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала puteshestvie_po_afrike._tehnologicheskaya_karta_uroka._grobova_versiya_2.docx

Гробова Мария Викторовна. География. 7 «Б» класс

Тема: Путешествие по Африке

Тип: урок обобщения и систематизации

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить и расширить знания учащихся о географическом положении, природных зонах, рельефе, внутренних водах, населении, представителях флоры и фауны материка Африка;
  • закрепить навыки работы с картой;
  • развить умение работать с различными источниками географической информации, умение анализировать, делать выводы.

Развивающие:

  • развивать географическое мышление, устную монологическую и диалоговую речь, географическую зоркость,  умение систематизировать изученный материал и применять его для оценки современных процессов в мире;
  • развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные: Объяснять особенности природы и географических объектов на материке. Определять специфику природы и населения материка. Называть и показывать на карте географические объекты.

 

Метапредметные: Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами, умение работать с информацией, представленной в различных форматах, умение фиксировать затруднения и способы выхода их затруднений, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать свою работу и работу товарищей.

Личностные: Понимание специфических черт природы материка. Осознание причин уникальности материка, проблем современности.

 

Межпредметные связи: история, математика, биология, иностранный язык, литература.

Ресурсы урока: атласы; тетради, технологическая карта; раздаточный материал для учащихся; презентация.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Технологии: технология учебно–игровой деятельности, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, элементы ТРКМ: «лови ошибку», «перепутанные логические цепочки»

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

1.       Организационный этап (1 мин.)

Приветствует детей, проверяет готовность к уроку, установка на работу.

- Сегодня мы с Вами проводим необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости, поэтому вы должны быть собранными и внимательными.

- Мне хотелось, чтобы вы показали свои знания, умения и творческие способности.

- Я приглашаю вас отправиться в путешествие.

Как вы думаете, чему оно будет посвящено?

Даю вам подсказку

1.(звучит музыка). 1 слайд

Приветствуют учителя, гостей, проверяют готовность к уроку.

2.       Мотивация познавательной деятельности  (3 мин.)

2.  Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я знаю, что, если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!

- Ребята Вы догадались, о какой стране идет речь, и куда мы с вами отправимся путешествовать?

- 2,3,4 слайд

Любое путешествие имеет свою цель, цель имеет и наш урок

 

Дети формулируют тему урока + тема на слайде

Записывают в тетради

 (Путешествие по Африке≫),

Цель и учебные задачи по наводящим глаголам на слайде

3.       Разминка (3 мин.)

  Фронтальный опрос

Вопрос:         

  1. Какое место по величине занимает Африка среди материков?
  2. Какие океаны омывают материк?
  3. Кто занимался изучением материка?
  4. Чем славится Африка, какие рекорды ей принадлежат?

 

- Молодцы!

А теперь - вперед!.

Из каждого путешествия мы всегда что-то привозим: впечатления, знания, сувениры.

И мы сегодня привезем, конечно, знания, оценки и  хорошее настроение.

На нашем пути мы будем делать остановки для выполнения интересных заданий.

-У вас на столе есть маршрутные листы, в которые после каждого задания вам следует записывать заработанные баллы.

Отвечают на вопросы, изображенные на слайде:

 

1.Второе после Евразии

2.Атлантический, Индийский

3.Перечисляют варианты.

4.Самая длинная река – Нил, самое длинное озеро – Танганьика, самая большая тропическая пустыня – Сахара, самое высокое животное – жираф и др.

 

 

4.       Повторение и обобщение знаний (20 мин.)

Задание 1:

- Ознакомьтесь с первым заданием.

- Допишите, чем является описанный географический объект.

- Ребята, самостоятельно проверьте своё задание, за каждый правильный ответ ставим 1 балл. Баллы проставьте в маршрутный лист.6 слайд

- Молодцы, продолжим наше путешествие.

 

 

- Выполняют первое задание.

- Самопроверка. 7 слайд

- Выставляют баллы за 1 задание в маршрутный лист.

Задание 2:

- Ребята, к нам в руки попала карта Африки, но в ней что-то не так. Посмотрите и скажите, что именно?

8 слайд

- Давайте восстановим карту - для этого надо верно назвать географические названия Африки (у каждого есть фрагмент карты).

9 слайд – А теперь проверьте своего соседа по парте.

 

Смотрят в маршрутные листы и отвечают.

 

 

- Самостоятельно выполняют с атласами задание.

- Обмениваются с соседом.

- Взаимопроверка задания. Выставление в маршрутный лист баллов.

Задание 3:

Направляемся далее.

Всем известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает!

А мы с вами постараемся опровергнуть эту цитату и выполним следующее задание без ошибок!

- Ваша задача, найти  исправить предложения с географической ошибкой: 10 слайд, 11 – проверка

 

 

 

 

- Выполняют. Взаимопроверка по слайду. Выставление баллов в свой маршрутный лист.

Задание №4

Следующая остановка называется «Белая ворона».

Как вы думаете, в каком случае употребляется это словосочетание?

- Исключите (вычеркните) климатические пояса,  не характерные для Африки:

Слайд 12, 13-проверка

Направляемся  далее!

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос.

- Выполнение задания.

- Самопроверка.

 

Задание №5.

Вас ждет задание на составление логической цепочки.

Слайд 14, 15 - проверка

-Соотнесите фотографию, признак природной зоны и название по картам атласа 6-7, 8-9.

 

 

-Выполняют задание.

-Взаимопроверка по слайду. Запись баллов в маршрутный лист.

Черный ящик слайд 16,17

Его родина -  Эфиопское нагорье, но выращивают  это растение  больше  в Южной Америке. Белые пахучие цветы, плоды  имеют красный цвет и  содержат два семени. Их промывают, сушат и поджаривают. Экспортируют во многие страны мира.

 

- Узнают «кофе»

Физкультминутка

Итак, вы справились с частью путешествия, которая касалась проверки ваших знаний и умений по изученной теме. Молодцы!

Настало время привала.

Не вставая из-за парт прошу повторять за мной следующие движения:

  • Потянемся (руки вверх), как усталые львята;
  • Попрыгаем (расслабив руки  о постучав ими по парте), как древесные лягушки;
  • Покачаемся, как обезьяны раскачиваются на лианах;
  • И наконец, улыбнемся друг другу, как самый древний житель материка – нильский крокодил.

- Выполняют физкультминутку

Подведение итогов 1 части урока (2 мин).Оценивание результатов работы.

-Мы с вами выполнили задания, которые мы должны усвоить в рамках нашей программы.

Посчитайте баллы, проставьте итоге и сверьте с критериями оценки. слайд 18

Надеюсь, вы получили высокие баллы.

Кто готов сообщить о заработанной пятерке?

Вы - настоящие путешественники и охотники за знаниями!

-Подсчитывают баллы, выставляют себе оценки.

Проблемное задание «За страницами учебника» (12 мин)

Глобальные проблемы человечества

 слайд 19

- Когда мы отправляемся в путешествие, мы хотим узнать и что-то новое.

Мы с вами тоже выйдем за рамки учебника, заглянем за горизонт и поговорим о глобальных проблемах человечества.

Все ли знают, что такое глобальные проблемы?

-Какие из проблем, представленных на слайде, мы могли бы отнести к Африке?

-Я бы хотела обратить Ваше внимание на II блок – социально-демографические проблемы, как наиболее актуальные для жителей Африки.

Термин «миграции» знаком всем и не требует пояснений?

- В настоящее время проблема миграций не только проблема жителей континента, но и тех стран, куда едут мигранты. Слайд 20

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос те, кто знает.

 - Голод, бедность, нехватка пресной воды, проблема миграций, экономической отсталости, высокая смертность, высокий естественный прирост, высокая рождаемость и т.д.

-Давайте попробуем разобраться на сколько остра проблема (текст)?

И каковы  причины этого явления?

- Проверим нашу гипотезу математически и используем данные статистики, которые приведены в вашем листе.

Посчитаем естественный прирост для Африки слайд 21

- Сравним с ЕП Европы. Какой вывод можно было бы сделать на основании этих данных? Слайд 22

-Почему в Европу, а, например, не в Россию?

 

 

Информация по слайду с названием  на английском языке. Отрывок из произведения  Жюль Верна. «Пятнадцатилетний капитан».   Легенда.

- Читают текст, выявляют возможные причины.

- Высокий ЕП!

 

 

- Высокий ЕП, мало ресурсов, уезжают в Европу, где больше рабочих мест и возможностей обеспечить выживание и т.д.

 

-Исторические предпосылки, колонизация Африки, больше финансовых возможностей в Европейских странах.

 

Учащиеся переводят текст, участвуют в обсуждении легенды.

Рефлексия (3мин)

- Написать родителям SMS «Я в Африке».

СМС должны быть краткими, но информативными.

Прошу прочитать 3-х желающих свои СМС-сообщения.

- Выполняют задание на рефлексию.

Читают сообщения

Подведение итогов. Оценивание творческой работы учащихся.(2 мин)

Рада, что вы оказались еще и  творческими путешественниками!

Готова оценить тех, кто особенно преуспел в этой части урока.

 

Домашнее задание (1 мин.)

Домашнее задание у вас сегодня дифференцированное:

- для всех

- на дополнительную оценку

 на слайде 24

Спасибо вам за урок!

Вы смогли порадовать меня, гостей, учителя и, надеюсь, самих себя!

На выходе из кабинета предлагаю захватить с собой сувенир – кофейное зернышко на память о нашем путешествии.

Путешествуйте и прирастайте знаниями!

До свидания!

 

Записывают задание.