Путешествие по стране Лексикографии (урок-практикум со словарями в 6-7 классах)
Оценка 5

Путешествие по стране Лексикографии (урок-практикум со словарями в 6-7 классах)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
11.01.2024
Путешествие по стране Лексикографии (урок-практикум со словарями в 6-7 классах)
Словари помогают не только правильно писать и произносить слова, объяснять их значение и происхождение, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, приобщают к культуре народа. Школьники часто не знают, в каких словарях можно найти интересующую их информацию; испытывают трудности при поиске данных и при прочтении словарных помет и даже не догадываются, что работа со словарём может быть очень увлекательной. В своей педагогической деятельности работе со словарём я уделяю большое внимание. Хочу поделиться с читателями опытом проведения обзорного (вводного) урока по лексикографии.
Словарный урок.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Путешествие по стране Лексикографии

(урок-практикум со словарями в 6-7 классах)

 

 

 

 

 

 

Автор: Кулабухова Виктория Николаевна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 82 города Донецка»,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

                                             

 

                                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Формирование практических навыков выражения мыслей в устной и письменной форме, воспитание речевой культуры, обогащение словаря учащихся – основные задачи урока русского языка. Однако современный учитель-словесник понимает, что сегодня на уроках важно ещё и научить ребёнка находить ответы на различные лингвистические вопросы в многочисленных источниках информации (справочниках, словарях, материалах сети Интернет). Умение работать со словарём нередко является залогом успеха ученика при подготовке к выпускным экзаменам, олимпиадам, в школьной исследовательской деятельности.

Среди требований, предъявляемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, можно выделить такие, как «использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета», «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами», «умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Исходя из этого, очевидна актуальность темы: воплотить эти требования в жизнь невозможно без каждодневной работы со словарями на уроках русского языка. Ведь словари помогают не только правильно писать и произносить слова, объяснять их значение и происхождение, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, приобщают к культуре народа.  Школьники часто не знают, в каких словарях можно найти интересующую их информацию; испытывают трудности при поиске данных и при прочтении словарных помет и даже не догадываются, что работа со словарём может быть очень увлекательной.

В своей педагогической деятельности работе со словарём я уделяю большое внимание. Хочу поделиться с читателями опытом проведения обзорного (вводного) урока по лексикографии. 

Целевая аудитория урока: 6-7 классы. Роль и место урока в системе работы: это вводный урок в цикле уроков по разделу «Лексика. Фразеология. Культура речи».

Цель: развитие общей и языковой культуры обучающихся через знакомство со словаря разных видов.

Общеобразовательные задачи:

- организовать деятельность обучающихся, чтобы они смогли понять, какую информацию можно получить из словарей различных типов;

- формировать умение работы со словарями.

Воспитательные задачи:

- вовлечь обучающихся в активную практическую деятельность;

-стимулировать наибольшую активность в выполнении заданий;

- воспитать культуру учебного труда;

- воспитать культуру навыков самообразования;

- формировать навыки работы в коллективе.

Развивающие задачи:

-совершенствовать умение выступать перед аудиторией;

- развивать коммуникативные навыки работы в группах.

Форма проведения: словарный урок.

Планируемые результаты.

Личностные:

- осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме;

- учатся приходить к общему решению в совместной деятельности;

- излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения и оценку событий.

Метапредметные.

Познавательные:

-осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:

- соотносят правильность решения с требованиями конкретных задач.

Коммуникативные:

- строят связное монологическое высказывание;

- представляют результат своей деятельности и деятельности группы.

Предметные:

- научатся различать виды словарей в зависимости от их назначения;

- познакомятся с историей создания некоторых словарей и их авторами;

- получат возможность использовать словари различного вида в практической деятельности; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре и группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Ресурсы: презентация по теме интерактивными заданиями и встроенными электронными словарями, ПК учителя, медиапроектор, ЭОР сервис «Learning Apps», рабочая тетрадь «Скорая помощь по русскому языку» (входит в состав УМК Т.А. Ладыженской и др.), раздаточный материал, словари русского языка (см. список источников)

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

Слово учителя: Наше практическое занятие посвящено самым мудрым книгам на земле - словарям (слайд 1).

Добрыми нашими помощниками на уроке будут компьютер и электронные словарики. Для записи самой важной информации и основных понятий на ваших столах лежат бланки-отчёты, которые мы заполним в ходе урока.

Итак, приготовьтесь перенестись в страну новых знаний. Путеводной звездой нашей станут слова известного французского писателя XIX века Анатоля Франса: «Словарь - это книга книг. Это Вселенная в алфавитном порядке». Запомните это высказывание. Оно поможет нам в путешествии. Отправляемся в путь.

(нажмите на кнопку «Пуск» в нижнем углу экрана; переход на слайд 2)

 

2.     Теоретическая часть.

Слово учителя: Мудрецы Древнего Востока писали: «Нет ничего труднее, чем создание словаря». Так ли это? Давайте проверим. Наше путешествие будет увлекательным. Нас ждут остановки на трёх станциях.

Первая остановка - «Как всё начиналось» (перейдите по гиперссылке на следующую страницу; слайд 3).

С давних времён люди были очень внимательны к слову. В Древней Греции от двух корней «lexikos» и «graphō» было образовано слово «лексикография», которым называли работу по описанию слов. Со временем лексикография превратилась в настоящую науку, особый раздел языкознания, включающий теорию и практику составления словарей (запишите новый термин на бланке; пункт 1).

Создание современного словаря - дело непростое, но лексикографам (учёным-составителям словарей) помогает опыт далёких предшественников в описании слов (слайд 4).

Как же назывались и выглядели древние словари? Глоссарии, разговорники, азбуковники. Остановимся подробно на каждом типе словаря (наведите курсор на слово «глоссарий», выделенное синим цветом; слайд 5).

Слово учителя: Перед вами страница текста на старославянском языке. Рядом с основным текстом - ссылки на полях. Иногда пометы делались между строк, чтобы объяснить читателю значение слов непонятных, заимствованных из греческого языка или латыни. Такие сноски были предшественниками книги-словаря и назывались глоссариями (от греческого «глосса» - язык, речь). Роль глоссариев была велика. Но удобно ли было пользоваться этими словарями в повседневной жизни?

Ответ: Нет, так как пометы привязаны к тексту, к ним обращались только при чтении. (вернитесь на главную страницу, наведя курсор на кнопку в углу; слайд 5; сделайте записи под пунктом 2а)

Слово учителя: Второй тип древних словарей популярен и сейчас.

Кто из вас пользовался словарём-разговорником?

Какую информацию содержит этот словарь?

Ответ: В разговорнике по темам расположены наиболее частотные слова и фразы на иностранном языке, необходимые путешественнику.

Слово учителя: Кто придумал словари-разговорники?

Ответ: Путешественники и торговцы.

Слово учителя: Назовите достоинства словарей-разговорников и несовершенства.

Ответ: Словарь может помочь человеку, плохо знающему иностранный язык, наладить бытовое общение в чужой языковой среде (+). Слова располагаются по темам, ориентироваться в разговорнике сложно (-).

 (сделайте записи под пунктом 2б)

Слово учителя: Как видите, с проблемой быстрого поиска информации в словаре люди столкнулись давно. Проблема была решена в эпоху Средневековья. В XV веке слова начинают записывать в алфавитном порядке в отдельные книги. Так рождается новый тип словаря – азбуковник (сделайте записи под пунктом 2в).

Долгое время в Русском государстве азбуковники составляли монахи. Книги эти не были большими по объему. Однако в XVIII веке в русской лексикографии произошло знаменательное событие (перейдите на следующую страницу по кнопке в углу; слайд 6).                 В 1789 году Императорская Академия Наук закончила пятилетнюю работу по созданию «Словаря Академии Российской». Над словарём работали лучшие люди государства.                     В словарь было включено 43 тыс. слов. При этом число заимствований было сведено к минимуму: в словаре их меньше тысячи. Возглавляла коллегию Екатерина Романовна Дашкова, приближённая императрицы, образованнейшая женщина своего времени (заполните пункт 3 в бланке-отчёте).

 

3.     Практическая часть (перейдите щелчком мыши на следующий слайд; слайд 7).

Слово учителя: Азбучный принцип расположения материала в словаре вот уже много веков является основным. Умение быстро ориентироваться в словаре - залог успеха. Именно поэтому выполним следующее задание.

Упражнение 1: расположите слова в алфавитном порядке, указывая на последовательность щелчком мыши. Обратите внимание на правильное произношение слов.

Щавéль, жалюзú, тýфля, свёкла, квартáл, столя́р, трубопровóд.

 

Слово учителя: Вернёмся к карте нашего путешествия (перейдите щелчком мыши на следующий слайд; слайд 8). Вторая станция называется «Жемчужина русской лексикографии». Как вы думаете, о каком словаре пойдёт речь? (перейдите щелчком мыши по гиперссылке на слайд 9)

«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Каждый из вас, конечно же, хоть раз держал в руках этот удивительный словарь. У многих он есть дома. Но не все, думаю, знают удивительную историю этого словаря.

Сообщение ученика:

В.И. Даль был врачом. По роду занятий он много путешествовал и записывал то, что его удивило. Во время одной из поездок и родилась идея создать толковый словарь.

Долгие годы Владимир Иванович Даль записывал на бумаге слова, услышанные от простого русского люда. Записи он перевозил с места на место. Во время Крымской войны (В.И. Даль служил военным врачом) по воле случая при переправе мешок с бумагами упал в реку. Спасти В.И. Далю практически ничего не удалось. Работу пришлось начинать заново. Только теперь Даль был уже более осмотрителен. Он стал выцарапывать слова на кожаных ремешках. Учёные говорят, если все эти ремешки сшить вместе, лента обовьёт земной шар 7 раз.

«Толковый словарь живого великорусского языка» - один из самых крупных словарей. В него вошло около 200 000 слов. И записал эти слова один человек. При жизни В.И. Даля практически никто не оценил подвиг великого лексикографа. В.И. Даль издал словарь на собственные деньги.     Однако современные лексикографы с благодарностью вспоминают В.И. Даля, ведь именно он ввёл в употребление термин «толковый» словарь.

 

Слово учителя: А ещё В.И. Даль в своем словаре показал, какие могут быть созданы словари. Рассмотрим одну из статей словаря (перейдите на слайд 10 щелчком мыши):

 

РАНО нар. заране, загодя, с запасом времени; противоп. поздно|| преждевременно, не к поре, некстати и не у места.

Рано сделав, хоть поздно, да отдохнешь; поздно сделаешь, отдыху не найдёшь. Рано гопать: скажешь гоп, как перескочишь.

РАНОВАТО, РАНЕНЬКО.

РАНОК, РАНЬЁ, рязанск.; РАНЬ, РАНИНА, пск. – утро, раннее утро.

 

Слово учителя: Какую информацию о слове даёт словарь В.И. Даля?

Ответ: Словарная статья включает грамматические характеристики, синонимы, антонимы, лексическое значение, однокоренные производные слова, диалектизмы, иллюстративным материалом являются пословицы и поговорки, т.е. фразеологизмы в широком смысле.

 

 

Слово учителя: Такой принцип расположения материала, когда о слове даётся исчерпывающая информация, называется гнездовым. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля учёные называют универсальным (заполните пункт 4 в бланке).

Обладает словарь и другим ценным качеством. В.И. Даль записывал все слова, которые его удивили. Именно поэтому некоторые необычные слова, редкие, слова, вышедшие из употребления, можно найти только в «Толковом словаре живого великорусского языка» (перейдите на слайд 11). Познакомимся с такими словами.

Упражнение 2: соотнесите вышедшие из употребления слова, записанные

В.И. Далем, с их значением.

Избаклушиться

Чинить, приноровлять, делать своими руками

Корепать

Взбудоражить, напугать

Лагодить

Портить, коверкать

Набарабошить

Привыкнуть к безделью

Передоволить

Причесать

Прикосматить

Сделать ч.-л. в очень большом количестве

 

(Перейдите на слайд 12 по кнопке в углу страницы)

Слово учителя: Мы вернулись к карте нашего путешествия. Станция «Мои друзья и помощники». Впереди разговор о современных словарях (перейдите на слайд 13).

В течение XX века учёные только в России разработали более 3000 тысяч словарей. Условно их можно объединить в группы: [1]

§  Толковые словари;

§  Словари новых слов (неологизмов, иностранных слов, детской речи);

§  Словари устаревших слов;

§  Этимологические и диалектные словари;

§  Словари синонимов, антонимов, омонимов;

§  Фразеологические словари;

§  Ономастиконы (топонимические; антропонимические - словари русских    имён и фамилий);

§  Словари правильности речи – ортологические (орфографические и орфоэпические);

§  Комплексные словари, комплексный словарь компьютерной сети (над ним учёные начали работу 10 лет назад. В скором времени в сети Интернет должен появиться словарь, дающий информацию о слове из многих словарей).

   

        Слово учителя: Проверим, насколько хорошо вы знакомы со словарями[2]

    (перейдите на слайд 14).

         

    Упражнение 3: угадайте, словарные статьи каких словарей приведены ниже.

 

1) Слайд 15.  Делать что-либо шиворот-навыворот.

      1. Наизнанку. 2. В обратном порядке, наоборот.

    «Шиворот» произошло от «шивоворот», т.е. «пришитый ворот» - воротник. На Руси по распоряжению Ивана Грозного попавших в опалу бояр сажали задом наперёд на лошадь в вывернутой наизнанку одежде. Большой воротник при этом привлекал особое внимание зевак. В наши дни мы употребляем устойчивое сочетание для определения оплошности, которая не может быть не замечена (фразеологический словарь).

2) Слайд 16. Тщательный. Произошло от древнерусск. тъщаниѥ - «старание, забота, стремление, усердие».

    Счастье. Общеславянск. Восходит к древнеинд. *su «хороший» и *čęstь «часть», то есть «хороший удел». Имеет родственные слова во многих славянских языках, например: древнечешск. ščěstie (этимологический словарь).

 

3) Слайд 17.

И (36366)

Надо (1462)

Очень (1415)

Сейчас (1210)

Хорошо (832)

Потом (763)

Быстро (477)

Плохо (212)

Медленно (187)

(частотный словарь).[3]

         

          Слово учителя: Подведём итоги (слайд 18). Каково значение словарей? (сделайте записи на бланке)

1.     Расширяют кругозор.

2.     Сохраняют словарное богатство языка и позволяют передавать его из поколения в поколение.

3.     Помогают избежать ошибок.

 

Наш урок открыли слова Анатоля Франса «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке». Дома я предлагаю вам самостоятельно отправиться в путешествие по Вселенной лексикографии. Помогут в этом словари, с которыми мы сегодня познакомились на уроке. Их вы найдёте в школьной библиотеке. Материалы этих мудрых книг помогут вам составить свои небольшие словники по одной из тем (перейдите на слайд 19).

Домашнее задание: составить тематический словник (10-12 слов) по азбучному принципу в форме книжечки (с титульным листом)

а) «Мои любимые кулинарные блюда» с этимологической характеристикой;

б) «Словарик иностранных слов Интернет-пользователя» с объяснением значений слов.

 

Предложенное практическое занятие может быть проведено в рамках изучения лексикологии в 5 классе и при повторении материала в 5-7 классах. Небольшая корректировка иллюстративного материала упражнений позволит поговорить о разнообразии и значении словарей и при изучении других тем школьного курса. Так, при изучении темы «Наречие» материал упражнений 1 и 2 может быть следующий:

 

Упражнение 1: расположите слова в алфавитном порядке, указывая на последовательность щелчком мыши[4].

Чересчур, чрезвычайно, нечаянно, чуть-чуть, четырежды, вчетвером.

 

 

 

 

 

Упражнение 2: соотнесите слово с его значением.

Снетику (появляться, возникать)

Не спуская, не сводя глаз

Изъстрога (приказал)

На мелкие кусочки, вдребезги

Навзрячь (смотреть)

Настрого, под страхом наказания

Надробно (разбился)

Внезапно, неожиданно

(Носить) наопашь

Насквозь

Напрохвать (мороз пробрал)

Внакидку

 

 

 

Список источников:

 

1.           Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., Русский язык. – 2001.

2.           Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., Советская энциклопедия. – 1974.

3.                 Булатов М., Порудоминский В. Собирал человек слова… М., Детская литература. 1969.

4.                 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., Цитадель. 1998.

5.                 Козырев В. А., Черняк В. Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка.  –   СПб.,  Изд. РГПУ им. А. И. Герцена. – 2000.

6.                 Козырев В. А., Черняк В. Д. Русская лексикография. Пособие для вузов. – М., Дрофа. – 2004.

7.                 Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., Эксмо. – 2008.

8.           Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: Более 2000 антонимических пар. /Под ред. Л.А.Новикова. – М., Русский язык. – 1984.

9.           Ожегов С.И. Словарь русского языка:Около 57000 слов. – М., Русский язык. – 1989.

10.             Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. /Под ред.  Р. И. Аванесова. — М., Русский язык. 1988. 

11.       Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., Айрис-пресс. – 2003.

12.             Сороколетов Ф.П. История русской лексикографии. – СПб., Наука. 2001.

13.             Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., Вече. – 2010.

14.             Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Репринтное издание. – М., 2000.

15.       Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., Дрофа. – 2008.

16.             Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. – М., Астрель. – 2003.

17.             Частотный словарь русского языка/ Под ред. Л.Н. Засориной. – М., Русский язык. – 1977.

18.       Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М., Дрофа. – 2004.

19.               https://gufo.me/dict/orthography_lopatin.

20.                      http://slovari.ru/search.aspx?p=3068

21.                      https://gufo.me/dict/synonyms_abramov

22               https://gufo.me/dict/volkova

23               https://gufo.me/dict/synonyms_abramov

 


Скачано с www.znanio.ru



[1] Рассказ о современных словарях необходимо сопроводить показом наиболее авторитетных словарей каждой группы.

[2] В сильном классе учащимся может быть предложено дополнительное задание соотнести имена лексикографов и названия словарей (см. пункт 6 на бланке-отчёте).

 

[3] Для его создания использовались возможности ЭВМ. Компьютер подсчитал, какое количество раз на 1000000 словоупотреблений встречается в текстах разных стилей какое-либо слово. Данные этого словаря полезны при создании новых словарей. Материал словаря может быть привлечен в школьной исследовательской деятельности, так как позволяет проводить лингвистические эксперименты. Например, хорошо (832) – плохо (212); сейчас (1210) – потом (763); быстро (477) – медленно (187). О каких особенностях русского национального характера свидетельствуют данные словаря?

 

Путешествие по стране Лексикографии (урок-практикум со словарями в 6-7 классах)

Путешествие по стране Лексикографии (урок-практикум со словарями в 6-7 классах)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Формирование практических навыков выражения мыслей в устной и письменной форме, воспитание речевой культуры, обогащение словаря учащихся – основные задачи урока русского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Формирование практических навыков выражения мыслей в устной и письменной форме, воспитание речевой культуры, обогащение словаря учащихся – основные задачи урока русского языка

В своей педагогической деятельности работе со словарём я уделяю большое внимание

В своей педагогической деятельности работе со словарём я уделяю большое внимание

Регулятивные: - соотносят правильность решения с требованиями конкретных задач

Регулятивные: - соотносят правильность решения с требованиями конкретных задач

Итак, приготовьтесь перенестись в страну новых знаний

Итак, приготовьтесь перенестись в страну новых знаний

Р оль глоссариев была велика.

Р оль глоссариев была велика.

Возглавляла коллегию Екатерина

Возглавляла коллегию Екатерина

Работу пришлось начинать заново

Работу пришлось начинать заново

Слово учителя: Такой принцип расположения материала, когда о слове даётся исчерпывающая информация, называется гнездовым

Слово учителя: Такой принцип расположения материала, когда о слове даётся исчерпывающая информация, называется гнездовым

Словари устаревших слов; §

Словари устаревших слов; §

Счастье. Общеславянск. Восходит к древнеинд

Счастье. Общеславянск. Восходит к древнеинд

Материалы этих мудрых книг помогут вам составить свои небольшие словники по одной из тем (перейдите на слайд 19)

Материалы этих мудрых книг помогут вам составить свои небольшие словники по одной из тем (перейдите на слайд 19)

Носить) наопашь Насквозь

Носить) наопашь Насквозь

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2024