Пояснительная записка к интерактивному образовательному ресурсу «Путешествие в Алхимию»
Автор: Кондратова Тамара Сергеевна, учитель химии и биологии КГУ «Опорная школа (ресурсный центр) на базе гимназии № 9 поселка Осакаровка», республика Казахстан
Учебный предмет: химия
Тема: «Химические элементы»
Целевая аудитория: учащиеся 8 класса общеобразовательной школы
Цели:
· развитие творческой активности учащихся при изучении естественнонаучных и исторических сведений алхимического периода науки химии;
· раскрытие творческого потенциала школьников при изучении теорий химических элементов.
Задачи:
· создать благоприятные условия для изучения алхимической теории, наглядно показать связь алхимической науки и современной химии, используя дополнительные источники информации;
· развивать метапознавательные навыки учащихся при изучении химических элементов, их алхимических теорий и закономерного перехода алхимических знаний в естественнонаучные;
· показать привлекательность предмета и тем самым повысить мотивацию учеников к осознанному, самостоятельному изучению предмета;
· пробудить интерес к последующим разделам курса химии через организованность, инициативность, способность к аналитическому осмыслению добываемых сведений.
Актуальность работы.
Важность данного образовательного ресурса заключается в том, что в нём прослеживаются межпредметные связи химии, истории её развития с астрономией, физикой. Это позволит учащимся анализировать и обобщать информацию, относящуюся к разным отраслям и направлениям естественнонаучных дисциплин.
Значимость работы определяется тем, что в ней показана алхимия как экспериментальная наука и труд алхимиков как труд ученых-практиков, что обуславливает связь алхимии с современной наукой.
Современность данного ресурса обусловлена использованием интерактивных технологий, что соответствует требованиям к современному уроку и повышает мотивацию к изучению нового предмета.
Использование интерактивного кроссворда, викторины послужит источником эмоционального воздействия на учеников, будет способствовать лучшему усвоению материала, позволит закрепить и систематизировать знания по теме: «Химические элементы».
Данный материал будет полезен в деятельности учителя химии и поможет найти новые, интересные подходы в изучении материала по предмету.
Ожидаемые результаты.
Предполагается, что в результате работы с данным ресурсом учащиеся познакомятся с названиями химических элементов и запомнят их. У учащихся сформируются знания о естественнонаучном фундаменте предмета химия; повысятся творческая активность, уровень индивидуальных достижений ученика при изучении предмета.
Структура ресурса.
Ресурс состоит из пяти блоков: «История Алхимии», «Энциклопедия», «Викторина», «Интерактивная игра», «Видеосалон».
Блок «История Алхимии» содержит информацию о возникновении науки Алхимии и ее дальнейшем развитии. Блок показывает главную цель всех алхимиков – поиски философского камня.
Блок «Энциклопедия» знакомит учащихся с энциклопедическими знаниями Алхимии как первой экспериментальной науки, ее связи с астрономией и историей Древнего Мира.
Блок «Викторина» содержит вопросы по историческому развитию науки и главным событиям в период ее становления, а также кроссворд, отражающий важнейшие исторические события расцвета науки алхимии.
Блок «Игра» предлагает интерактивное путешествие в мир химических элементов и важных открытий, имеющих огромное значение для науки и сегодня.
Блок «Видеосалон» знакомит учащихся с художественными произведениями, получившими мировую известность, показывающими алхимиков-чудаков, алхимиков - магистров, алхимиков - практиков.
Техническое и программное обеспечение.
Техническое и программное обеспечение: компьютер, мультимедиа проектор, колонки для звукового сопровождения, экран; программа Рower Point 2007-10, Windows Player, Windows Media Player. Видео кодеки K-Lite Codec Pack 9.9.0 для обеспечения поддержки воспроизведения проигрывателем видеофайлов в формате WMV, MP 4, аудио в формате MP3.
План работы с ресурсом и рекомендации по его использованию.
Данная презентация используется в рамках предметной недели как дополнение к открытому мероприятию «Путешествие в Алхимию».
План мероприятия может выглядеть следующим образом:
1. Организационный момент, сообщение темы внеклассного мероприятия.
2. Рассказ учителя о зарождении науки алхимии (слайд 4) и ее фундаментальных знаниях о главных элементах (слайд 5).
3. Рассказ учителя о теориях, разработанных алхимиками (слайды 6,7,8).
4. В качестве разминки учитель предлагает вспомнить химические элементы и их латинские названия (слайд 9). Учителю может помогать проводить открытое мероприятие исторический персонаж – Алхимик.
5. На заключительном этапе работы с первым блоком учитель показывает огромное значение ремесла алхимиков (слайд 10).
6. Учитель (или Алхимик) знакомит с энциклопедическими знаниями по данной теме (слайды 11–14) и подчеркивает огромное значение трудов алхимиков в ремесле.
7. Третий блок начинается с викторины (слайды 15–23).
Вопрос 1. Алхимики вели начало своей науки от египетского бога Тота. Его второе имя…
Ответ: Гермес Трисмегист.
Вопрос 2. Здесь в VI веке до н.э. был построен храм Бога Амона…
Ответ: Луксор.
Вопрос 3. Укажите город, в котором находится храм Сераписа.
Ответ: Александрия.
Вопрос 4. Закончите предложения:
«Водянистым серебром» называют металл…
Ответ: ртуть.
Быстроногий бог римлян…
Ответ: Меркурий.
Атрибут Меркурия…
Ответ: жезл кадуцей.
Бог Меркурий носил…
Ответ: крылатые шлем и сандалии.
Вопрос 5. Соотнесите имя алхимика и его деятельность.
Ответ: Нострадамус – астролог, врач.
Гебер – математик, астроном.
Агриппа – секретный агент, оратор, профессор права.
Вопрос 6. Дополните высказывания Гермеса Трисмегиста.
Ответ: Но не возгордись, Человек, в своей мудрости
Веди беседу и с невежественным, и с мудрым.
И если придёт к тебе муж, наполненный знанием,
Слушай и внимай, ибо мудрость есть всё.
Вопрос 7. Металл, который может «заболеть чумой».
Ответ: олово.
Вопрос 8. Какой металл символизирует Богиня Диана?
Ответ: серебро.
Кроссворд:
Вопрос 1. Шифрованный трактат Клеопатры.
Ответ: Хризопея.
Вопрос 2. Огненная субстанция у алхимиков.
Ответ: флогистон.
Вопрос 3. «Венец» средневековой учености.
Ответ: алхимия
Вопрос 4. Научная модель будущего события.
Ответ: прогноз.
Вопрос 5. «Экстракт» всех элементов по Парацельсу.
Ответ: квинтэссенция.
В заключение третьего блока показывается слайд 25 «Секрет красоты и власти Клеопатры» и ее шифрованный трактат «Хризопея».
На следующем этапе мероприятия «Путешествие в Алхимию» предлагается интерактивная игра «Помоги Гарри Поттеру и его друзьям добраться до Хогвартса!»
Ответ на первый вопрос: Элемент Тантал.
Ответ на второй вопрос: Элемент Висмут.
Ответ на третий вопрос: Соляная кислота.
Ответ на четвертый вопрос: Элемент Уран.
Ответ на пятый вопрос: Элемент Прометий.
Ответ на шестой вопрос: Элемент Углерод.
После подведения итогов викторины, кроссворда и игры предлагается посетить видеосалон и просмотреть видеоролик «Алхимики за работой».
Последний этап открытого мероприятия – подведение итогов и рефлексия.
Информационные источники:
Литература:
1.Популярная библиотека химических элементов, Издательство "Наука", Книги 1 и 2, Москва, 1977 год.
2.Ходаков Ю.В., Неорганическая химия, Издательство" Просвещение", Москва. 1972 год.
Слайд 1 Фон презентации Баннер портала Логотип алхимика
Слайд 2 Гексаграмма книги
Слайд 3 Алхимия глобус лаборатория
Слайд 4 Александрия
Слайд 6 4 элемента Сера и ртуть Сера ртуть и соль
Слайд 7 Сера Ртуть
Слайд 8 Драконы Король и королева
Слайд 10 Ян Матейко «Алхимик Сендзивой перед Сигизмундом III»
Слайд 11 Бог Амон Гермес Трисгемист Бог Юпитер
Слайд 12 Знак серы Знак Соли Знак Огня Знак Воздуха Колба Знак Земли Знак Воды Знак Эликсира Знак Трансмутации Знак Окончания великого делания
Слайд 13 Леви, Элифас
Слайд 15 Бог Тот
Слайд 17 музыка Tillman - Endeeri Рисунок Амона Храм Амона фон Храм Амона 1
Храм Амона 2 Храм Амона 3 Храм Амона 4
Слайд 18 Карта Египта Храм Сераписа
Слайд 19 Меркурий
Слайд 20 Нострадамус Гебер Агриппа
Слайд 22 Оловянная чума
Слайд 23 Диана Сова
Слайд 24 Клеопатра Огонь Ученый Алхимики Пятый Элемент
Слайд 25 Ф.А.Бриджман "Клеопатра на филайских террасах", 1896
Альм-Тадем. Антоний и Клеопатра Александр Кабанель
Клеопатра испытывает яды на заключенных, приговоренных к смертной казни
Жан-Леон Жером. Юлий Цезарь и Клеопатра Котарбинский В.А. Клеопатра
Помпео Джироламо Батони Клеопатра и Марк Антоний Трактат Хризопея
Слайд 26 Гарри Поттер Хогвартс экспресс Билет на платформу 9 3/4
Слайд 27 Фон Хогвартс Гарри Поттер Гермиона Грейнджер Билет на платформу 9 3/4
Джинни Уизли Рон Уизли Драко Малфой Плакса Миртл
Слайд 28 Гарри Поттер Хогвартс экспресс Билет на платформу 9 3/4
Слайд 29 Гарри Поттер Билет на платформу 9 3/4 Хогвартс экспресс Тантал
Слайд 30 Гермиона Грейнджер Хогвартс экспресс Билет на платформу 9 3/4
Слайд 31 Гермиона Грейнджер Хогвартс экспресс Билет на платформу 9 3/4 Красавица
Слайд 32 Плакса Миртл Хогвартс экспресс Билет на платформу 9 3/4
Слайд 33 Плакса Миртл Хогвартс экспресс Кухня Билет на платформу 9 3/4
Слайд 34 Драко Малфой Хогвартс экспресс Билет на платформу 9 3/4
Слайд 35 Драко Малфой Хогвартс экспресс Билет на платформу 9 3/4 Уран
Слайд 36 Рон Уизли Хогвартс экспресс Билет на платформу 9 3/4
Слайд 37 Рон Уизли Хогвартс экспресс Прометей Билет на платформу 9 3/4
Слайд 38 Джинни Уизли Хогвартс экспресс Билет на платформу 9 3/4
Слайд 39 Джинни Уизли Хогвартс экспресс Билет на платформу 9 3/4 Гектор
Слайд 40 Альбус Дамблдор Хогвартс экспресс
Слайд 41 Видео создано с помощью программы Movie Maker, использованы картины
Филиппо Наполетано The Alchemist; Уэйк Томас (ок.1616-1677) An Alchemist
Стен Ян Хавикзоон (ок.1626-1679) De alchimisten Хильмонт Маттеус ван (1623-1679) The Alchemist Хильмонт Маттеус ван The Alchemist 2 Рейкард Давид Младший (1612-1661) An Alchemist Seated at a Furnace, Turning Away in Though
Музыка Srednevekovyj_katolicheskij_horal_muzhskoj_hor_vmusice.net
Материалы МК
1. Лобанова Р.Б. Общие правила оформления презентации
2. Кочкурова Л.В. Лобанова Р.Б. Создание визитной карточки
3.Миропольская И.А. Рисунок в презентации
4. Скорова Н.К. Как сжать рисунок с помощью программы Paint
5. Миропольская И.А. Сжатие изображений в Диспетчере рисунков
6. Кочкурова Л.В. Скорова Н.К. Анимация в презентации
7. Дегелевич В.Б. Волшебная функция «область выделения»
8. Кочкурова Л.В. Триггеры в презентации
9. Дегелевич В.Б. Миропольская И.А. Рисунки SmartArt
10. Кочкурова Л.В. Оптимизация веса презентации при её сохранении
11. Миропольская И.А. Кроссворды в презентации
12. Миропольская И.А. Использование технологических приёмов в презентации
13. Миропольская И.А. Игра в презентации
14. Скорова Н.К. Медиа-объекты в презентации
15. Кочкурова Л.В. Интерактивный прием "Сорбонка"
16. Юркова Е.В. Технологический прием Лупа
17. Лобанова Р.Б., Кочкурова Л.В. Методическое сопровождение презентации
Материалы портала СТУ
Беленькая Л.В. Пояснения к технологическому приему "Листание". В помощь учителю
Беленькая Л.В. Интерактивная лента. Поэтапное выполнение. В помощь учителю
Аствацатуров Г.О. Технологический прием ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕНТА
Аствацатуров Г.О. Технологический приём ЛИСТАНИЕ
Аствацатуров Г.О. Технологический приём Экран
Послайдовое описание использования ресурса.
Блок |
Содержание слайда |
Управляющие кнопки |
Номер слайда |
|
Титульный слайд: название работы, баннер портала «Сеть творческих учителей», логотип алхимика, фамилия, имя, отчество автора.
|
Авторские данные (гиперссылка), по щелчку мыши на Ф.И.О. попадаем на слайд 42 – «Визитная карточка», а с него возвращаемся на титульный слайд по управляющей кнопке «назад» . |
1 |
|
Навигация: Показаны управляющие кнопки, их назначение: «далее», «на маршрутный лист», «к источникам информации» , «завершить показ» . |
Переход на следующий слайд (3) презентации щелчком мыши по управляющей кнопке «далее» . |
2 |
«Содержание» |
Маршрутный слайд: Показан маршрут презентации: «История алхимии», «Энциклопедия», «Викторина», «Интерактивная игра», «Видеосалон». |
Переход на следующие слайды презентации щелчком по названию маршрута (установлены гиперссылки). С этого слайда можно перейти на 43 слайд с ИИ по гиперссылке, а с него – вернуться назад на маршрутный лист по кнопке возврата. На слайде есть кнопка выхода из просмотра. По гиперссылке первого маршрута попадаем на слайд 4. |
3 |
«История Алхимии» |
Александрия Египетская Учитель: Сегодня мы познакомимся с замечательной наукой – Алхимией. Первое и основное, что приходит на ум, когда говорится об алхимии, – это поиск способа получить золото из менее благородных металлов, чтобы обогатиться и в конечном итоге обрести власть. Другая цель этой науки – достижение бессмертия. И третья цель алхимии – достижение счастья. О ней молчат философские трактаты, однако думается, что поиски золота, молодости и счастья имеют нечто общее. Алхимия – средневековое учение, относящееся и к миру природы, и к миру человеческой души. Но когда возникла эта наука? Алхимия как наука зародилась очень давно, за двести лет до начала нашей эры, за двести лет до зарождения ислама и захвата страны арабами в древнем городе Египта – Александрии. Этот город мы можем с вами сейчас увидеть именно таким, каким он был две тысячи лет назад. |
При нажатии на управляющую кнопку (триггер) с восклицательным знаком, «собирается» картина древней Александрии. Переход на следующий слайд по управляющей кнопке «далее». |
4 |
«История Алхимии» |
Металлы, планеты и алхимические знаки Учитель: Основным алхимическим учением в те далекие времена было учение о семи главных металлах и их мистической связи с планетами солнечной системы: Семь металлов создал свет Учитель работает с таблицей и показывает связь металлов с планетами, алхимические знаки металлов. |
Анимация с триггерами. При нажатии на название металла появляется название планеты, а при нажатии на название планеты появляется алхимический знак металла. Переход на следующий слайд по управляющей кнопке «далее». |
5 |
«История Алхимии» |
Теории в Алхимии Учитель: Позднее, развивая алхимическую науку, учеными были созданы теории, суть которых заключалась в объединении таких понятий, как «Элемент», «Вещество», «Стихия». Учащиеся слушают рассказ учителя и предлагают свою трактовку каждой из них.
|
Анимация с триггерами. При нажатии на кнопку с восклицательным знаком (триггер), появляются теории Алхимии в порядке их возникновения. Переход на следующий слайд по управляющей кнопке «далее». |
6 |
«История Алхимии» |
Теория серы и ртути Учитель: Наиболее важное значение для науки в тот период имела Теория серы и ртути. На первый взгляд она кажется абсурдной. В этот период расцвета теории ученые вплотную подошли к экспериментальной химии. На ее основе алхимики начинали свою Работу с поиска Первовещества. Первовещество – вещество, наиболее близкое по своим свойствам к Первичной материи. Ртутно-серная теория происхождения металлов, призванная объяснять такие свойства металлов, как блеск, ковкость, горючесть, и обосновывать возможность трансмутации, была создана в конце VIII века арабским алхимиком Джабиром ибн Хайяном. Согласно данной теории, в основе всех металлов лежат два «принципа» – ртуть (философская ртуть) и сера (философская сера). Учащиеся слушают рассказ учителя. |
Анимация с триггерами. При нажатии на восклицательный знак (триггер), появляется объяснение теории. Переход на следующий слайд по управляющей кнопке «далее». |
7 |
«История Алхимии» |
Алхимическая символика серы и ртути Учитель: Ртуть (Меркурий) отождествлялась в алхимии с женским, летучим, пассивным началом, а сера (Сульфур) – с мужским, постоянным, активным. В алхимической символике они изображались в виде крылатого и бескрылого драконов либо в виде женщины и мужчины (обычно королевы и короля), одетых в белые и красные одежды соответственно. Вы можете это увидеть на рисунках слайда. |
Анимация с триггерами. При нажатии на восклицательный знак (триггер), последовательно появляется алхимическая символика серы и ртути. Переход на следующий слайд по управляющей кнопке «далее». |
8 |
«История Алхимии» |
Латинские названия химических элементов Учитель: А сейчас я предлагаю небольшую разминку. На слайде шесть главных химических элементов. Какой элемент пропущен? Назовите его. Ученики называют русские и латинские названия элементов, а также называют недостающий элемент – железо. |
Анимация с триггерами. При нажатии на табличку с русским названием элемента, табличка вертится и показывает свою обратную сторону, где написано название элемента на латинском языке. Переход на следующий слайд по управляющей кнопке «далее». |
9 |
«История Алхимии» |
Картина Яна Матейко «Алхимик Сендзивой перед Сигизмундом III» Учитель: Чаще всего алхимики служили королям, жили во дворцах, имели собственную лабораторию и главной их целью был поиск философского камня, который превращает любой элемент в золото. Это показано на картине Яна Матейко «Алхимик Сендзивой перед Сигизмундом III». Алхимики имели в лаборатории целый арсенал ядов, и с их помощью короли избавлялись от ненужных при дворе людей. Это печальная сторона в деятельности алхимиков. Ученики слушают рассказ учителя и высказывают свое впечатление о картине. |
Анимация с триггерами. При нажатии на триггер (восклицательный знак) картину можно рассмотреть более детально. Переход на следующий слайд по управляющей кнопке «на маршрутный лист». |
10 |
«Энциклопедия» |
Боги в Алхимии Учитель: Начинаем второй этап нашего внеклассного мероприятия. (Переход по установленной гиперссылке на слово «Энциклопедия».) Как уже говорилось, алхимики придавали большое значение связи химических элементов с планетами Солнечной системы и богами Древнего Мира. Гермес Трисмегист (трижды величайший), согласно преданию, был обожествленным царем Египта за несколько тысячелетий до нашей эры. С него начинается Алхимия. Амон («сокрытый», «потаенный») в египетской мифологии бог солнца. Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Богу Амону соответствует металл золото. Юпитер – в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян, покровитель земледелия, а также покровитель тех, кто охраняет границу. Атрибуты Юпитера – трон, молния и корона. В алхимии приравнивается к олову. Учащиеся слушают рассказ учителя и дополняют своими знаниями из истории Древнего Мира. |
Анимация с триггерами. При нажатии на картинку с Богом, появляется табличка с информацией об элементе и связи его с планетой солнечной системы. При повторном нажатии на табличку она исчезает. Переход на следующий слайд по управляющей кнопке «далее». |
11 |
«Энциклопедия» |
Важнейшие алхимические знаки Учитель: Алхимики всего мира понимали друг друга, так как пользовались общими алхимическими знаками. Чаще всего знаки обозначали не слова, а деятельность, определенную работу. Так, например, шестиконечная звезда, мы ее называем сейчас звездой Давида, имеет значение Великого делания. Пригласим к нам в гости Алхимика. На слайде представлена таблица с важнейшими алхимическими знаками и их значением. |
Анимация с триггерами. При нажатии на алхимический знак появляется табличка с его объяснением. Переход на следующий слайд по управляющей кнопке «далее». |
12 |
«Энциклопедия» |
Великое Делание Входит Алхимик (ученик в соответствующей одежде). Алхимик: Здравствуйте, ребята! Великое делание – в алхимии процесс получения философского камня, а также достижение просветлённого сознания, слияния духа и материи. Некоторые из алхимиков утверждали, что им удалось успешно осуществить Великое Делание; Элифас Леви, один из первых современных церемониальных магов, даёт такое определение: «Великое делание, прежде всего, создание человека им самим, то есть, полное и всеобщее раскрытие его способностей, власть над своей судьбой». Как видите, в алхимии много философских трактовок и сопоставлений. |
Информативный слайд, не содержит анимации. Переход на следующий слайд по управляющей кнопке «далее». |
13 |
«Энциклопедия» |
Стадии получения философского камня Алхимик: Философский камень - великая цель, квинтэссенция мудрости и просветления, поиск которого, по сути, являлся поиском смысла жизни и самого бытия (а вовсе не этот ваш трансмутационный камешек). Получение Философского камня проходит в четыре алхимических стадии: 1. Нигредо (чернота) – первый этап создания, однородная черная масса из исходных компонентов. 2. Альбедо (белизна) – получение малого эликсира, который уже способен трансформировать металлы в серебро. 3. Цитринитас (желтизна) – описания сего процесса нет. Наверное, поэтому эликсир у них получался не очень-то великий и не особо универсальный. 4. Рубедо (краснота) – завершающий, довольно опасный этап. Малейшая ошибка в этом процессе может привести к взрыву. При удачном завершении и получается Великий эликсир, он же Магистерий или Философский камень. Алхимик возвращается по кнопке перехода на маршрутный лист |
Анимация с триггерами. При нажатии на восклицательный знак стадии на слайде появляются одна за другой. Переход на третий слайд (маршрутный лист) управляющей кнопкой перехода. |
14 |
«Викторина»
|
Алхимик: А сейчас начинаем алхимическую викторину. За каждый правильный ответ ученик получает алхимический жетон. Те ученики, у которых количество жетонов наибольшее, будет допущен к разгадыванию кроссворда. Вопрос такой: Алхимики вели начало своей науки от египетского бога Тота. Его второе имя… Дополните, пожалуйста, мое предложение. Если ваш ответ будет верным, на слайде мы прочтем имя этого Бога. Ученики отвечают на вопрос Алхимика, за правильный ответ получают жетон, а ответ проверяется. |
Анимация с триггерами. При нажатии на восклицательный знак на слайде собираются буквы с именем Бога Тота. Переход на следующий слайд управляющей кнопкой перехода «далее». |
15 |
«Викторина»
|
Алхимик (показывая на карту Египта): Здесь в VI веке до н.э. был построен храм Бога Амона. Но где именно? В каком городе? Жду вашего ответа. Ответ: город Луксор. Ученики отвечают на вопрос Алхимика, за правильный ответ получают жетон. Алхимик: Ваш ответ верен – это город Луксор. Обитель древности – Луксор – когда-то носил звучное имя Фивы. Он был столицей Египта в эпоху Нового царства. Луксор находится в 400 милях от Каира. Великий Нил делит его на две части: Восточный Луксор – город живых, где фараоны жили и строили свои молитвенные храмы, посвященные богу Амону. Западный Луксор – город мертвых, где погребальные храмы и гробницы высечены в горе. |
Анимация с триггерами. При нажатии на восклицательный знак на слайде с картой Египта указывается место постройки храма Бога Амона. При повторном нажатии на триггер появляется картинка Храма Амона. Переход на следующий слайд управляющей кнопкой перехода «далее». |
16 |
«Викторина»
|
Алхимик: Карнак – египетская деревня в двух с половиной километрах к северу от Луксора. Поэтому часто храм Бога Амона называли «карнакским». Это был великолепный храм, сохранился он и до нашего времени, и мы можем представить себя сейчас находящимися в окрестностях Храма Амона. Слушайте и смотрите! |
При переходе на этот слайд начинает работать динамичный фон с фотографиями, на которых изображен Храм Амона. Автоматически воспроизводится музыкальное произведение «iz Egipta». Заканчивается воспроизведение при переходе на другой слайд. Переход на следующий слайд управляющей кнопкой перехода «далее». |
17 |
«Викторина»
|
Алхимик (показывая на карту Египта): Следующий вопрос: Укажите город, в котором находится храм Сераписа. Ответ: город Александрия. Ученики отвечают на вопрос Алхимика, за правильный ответ получают жетон. Алхимик: Храм Сераписа – изумрудная скрижаль Алхимии. В древние времена посвященный богу Серапису храм был великолепен. Чтобы войти в храм, нужно было преодолеть 100 ступеней, по бокам которых располагались жилища жрецов храма. В храме хранилась «Изумрудная скрижаль Алхимии» – документ, который согласно легенде был оставлен Гермесом Трисмегистом на пластине из изумруда в недрах египетского храма. Одна из распространённых версий толкования надписей «Изумрудной скрижали» гласит, что на ней записан рецепт алхимического Великого Делания, то есть рецепт получения философского камня. От Храма Сераписа в наши дни остались только руины и одиноко стоящая Колонна Помпея. |
Анимация с триггерами. При нажатии на восклицательный знак на слайде с картой Египта появляется стрелка, указывающая на город Александрию. При повторном нажатии появляется картина самого храма Сераписа. Переход на следующий слайд управляющей кнопкой перехода «далее». |
18 |
«Викторина»
|
Учитель: Самый загадочный и единственный известный алхимикам жидкий элемент – ртуть. Почему его отождествляли с планетой Меркурий? Ученики высказывают свои предположения. Алхимик может пояснить: Ртуть считали основой металлов, близкой к золоту и поэтому называли меркурием (Mercurius), по имени ближайшей к Солнцу (золоту) планеты Меркурий. Алхимик предлагает учащимся закончить предложения на слайде: «Водянистым серебром» называют металл… Ответ: ртуть. Быстроногий бог римлян… Ответ: Меркурий. Атрибут Меркурия… Ответ: жезл кадуцей. Бог Меркурий носил… Ответ: крылатые шлем и сандалии. (Здесь может отвечать один или несколько учеников). Ученики отвечают на вопрос Алхимика, за правильный ответ получают жетон. |
Анимация с триггерами. При нажатии на таблички со словами и словосочетаниями они становятся на свое место в предложении. Переход на следующий слайд управляющей кнопкой перехода «далее». |
19 |
«Викторина»
|
Учитель: Следующее задание нашей викторины будет таким: правильно соотнести имя алхимика и его деятельность. Имена этих алхимиков вам знакомы, и все же – чем занимался каждый из названных алхимиков? Ответ: Нострадамус – астролог, врач. Гебер – математик, астроном. Агриппа – секретный агент, оратор, профессор права. Ученики отвечают на вопрос Алхимика, за правильный ответ получают жетон. |
Анимация с триггерами. При нажатии на таблички с деятельностью алхимика они занимают свое место возле портрета алхимика. Переход на следующий слайд управляющей кнопкой перехода «далее». |
20 |
«Викторина»
|
Алхимик: Вам предлагается дополнить высказывания Гермеса Трисмегиста из его знаменитого трактата «Изумрудная скрижаль Алхимии». Ответ: Но не возгордись, Человек, в своей мудрости. Веди беседу и с невежественным, и с мудрым. И если придёт к тебе муж, наполненный знанием, Слушай и внимай, ибо мудрость есть всё. Ученики отвечают на вопрос Алхимика, за правильный ответ получают жетон. Учитель проверяет правильность ответов. |
Анимация с триггерами. При нажатии на таблички со словами они занимают свое место в предложении. Переход на следующий слайд управляющей кнопкой перехода «далее». |
21 |
«Викторина»
|
Учитель: Следующий вопрос: Назовите металл, который может «заболеть чумой» – медь, олово или железо? Ответ: олово. Алхимик: При температуре −33 °C олово трескается и превращается в порошок. Причём соприкосновение серого олова и белого приводит к «заражению» последнего. Совокупность этих явлений называется «оловянной чумой». «Оловянная чума» – одна из причин гибели экспедиции Скотта к Южному полюсу в 1912 г. Экспедиция осталась без горючего из-за того, что топливо просочилось из запаянных оловом баков, поражённых «оловянной чумой». Ученики отвечают на вопрос Алхимика, за правильный ответ получают жетон. |
Анимация с триггерами. При нажатии на таблички с названиями металлов ответ либо подтверждается (олово) – появляется информация о металле олово. При повторном нажатии на табличку с информацией она исчезает и появляется фотография «оловянной чумы». Если название металла выбрано неверно, то на месте названия металла возникает табличка «Неверно!». Переход на следующий слайд управляющей кнопкой перехода «далее». |
22 |
«Викторина»
|
Учитель: И последний вопрос нашей викторины: Какой металл символизирует Богиня Диана – золото, серебро или медь? Ответ: серебро. Алхимик: В символике металлов серебро – лунный, женский, холодный знак, атрибут богини Луны Артемиды (в римской мифологии Дианы), а также металл королев. Ученики отвечают на вопрос Алхимика, за правильный ответ получают жетон. Далее участники мероприятия подсчитывают жетоны и выбирают ученика (или учеников) для разгадывания кроссворда. Ученику, разгадывающему кроссворд, могут помогать все участники мероприятия. |
Анимация с триггерами. При нажатии на таблички с названиями металлов левая половина портрета Дианы начинает мигать при неверном выборе, при верном выборе портрет Дианы становится полностью открытым. Дополнительная информация о металле появляется при нажатии на картинку совы (триггер). При нажатии на текст, он исчезает вместе с ненужными табличками, на которых написаны названия металлов. Переход на следующий слайд управляющей кнопкой перехода «далее». |
23 |
«Кроссворд»
|
Алхимик зачитывает правила кроссворда. Ученик приступает к разгадыванию. Кроссворд: Вопрос 1. Шифрованный трактат Клеопатры. Ответ: Хризопея. Вопрос 2. Огненная субстанция у алхимиков. Ответ: флогистон. Вопрос 3. «Венец» средневековой учености. Ответ: алхимия. Вопрос 4. Научная модель будущего события. Ответ: прогноз. Вопрос 5. «Экстракт» всех элементов по Парацельсу. Ответ: квинтэссенция. Подводятся итоги викторины и кроссворда. Награждаются активные ученики. |
Анимация с триггерами. Сначала нажимается триггер «Правила», и они выводятся на экран. При повторном нажатии на «Правила» они исчезают. При нажатии на цифру в кроссворде появляется таблица с заданием и подсказка. При повторном нажатии на задание в ячейках появляются буквы, и еще при одном нажатии задание исчезает, и можно приступать к выполнению следующего. Переход на следующий слайд управляющей кнопкой перехода «далее». |
24 |
«Викторина»
|
Секрет красоты и власти Клеопатры Учитель: Считается, что Клеопатра тоже владела алхимическими знаниями. Без сомнения, она отличалась образованностью и незаурядным умом, знала много языков, в том числе египетский (в отличие от своих предков). Что же из себя представляет алхимический труд – загадочный шифрованный трактат? Это мы сейчас с вами увидим. Далее идет просмотр слайда 25. Алхимик: Название изображения «Хризопея» является также названием одной из стадий процесса приготовления золота в греко-египетской алхимии, поэтому иногда предполагают, будто в изображении зашифрован древний александрийский рецепт превращения свинца либо ртути в золото. |
Анимация с триггерами. При нажатии на восклицательный знак происходит листание картин с изображением Клеопатры. В конце так называемого «календаря» появляется картинка с трактатом. Этот слайд сопровождается музыкальной композицией «iz Egipta» до окончания слайда. Переход на следующий слайд по управляющей кнопке «на маршрутный лист». |
25 |
«Интерактивная игра» |
Правила игры «Помоги Гарри Поттеру и его друзьям добраться до Хогвартса!» Алхимик: Ну а сейчас нам предстоит отправиться в волшебную школу магии и науки – Хогвартс вместе с Гарри Поттером и его друзьями. Алхимик знакомит учеников с правилами интерактивной игры и переходит на следующий слайд по управляющей кнопке. |
Информационный слайд, знакомит с правилами игры. Переход на следующий слайд управляющей кнопкой перехода «далее» . |
26 |
«Интерактивная игра» |
Титульный слайд интерактивной игры «Помоги Гарри Поттеру и его друзьям добраться до Хогвартса!» Ученики выбирают первый вопрос. |
Анимация с триггерами. При нажатии на 1 билет переходим на слайд 28 с вопросом и тремя вариантами ответов. |
27 |
«Интерактивная игра» |
Вопрос 1 Учитель зачитывает вопрос: Фригийского царя “Х” боги наказали за неоправданную жестокость. Они обрекли его на вечные муки жажды, голода и страха. С тех пор стоит он в преисподней по горло в прозрачной воде. Под тяжестью созревших плодов склоняются к нему ветки деревьев. Когда томимый жаждой, “Х” пытается напиться, вода уходит вниз. Стоит ему протянуть руку к сочным плодам, ветер поднимает ветви, и обессилевший от голода грешник не может их достать. А прямо над его головой нависла скала, грозя в любой миг обрушиться. В честь этого царя был назван химический элемент… Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. |
Анимация с триггерами. При выборе правильного ответа переход на 29 слайд – иллюстрированный ответ. При выборе неправильного ответа переход на 40 слайд, а с него – по управляющей кнопке «назад» на 27 слайд, игровое поле. |
28 |
«Интерактивная игра» |
Ответ на вопрос 1 Алхимик дополняет ответы учащихся: Элемент – Тантал. Боги наказали Тантала, отсюда и выражение – «танталовы муки». Ученики выбирают второй билет. |
Слайд, на котором проиллюстрирован ответ. Возврат на игровое поле по управляющей кнопке «назад». |
29 |
«Интерактивная игра» |
Вопрос 2 Учитель: Этот элемент имеет металлический блеск и белый, розоватого цвета оттенок. Соли элемента находят применение в областях, далеких друг от друга – производство перламутровой губной помады и красок для дорожных знаков, которые «загораются» в лучах автомобильных фар. Соль металла была известна еще в XVI веке и пользовалась большой популярностью у красавиц эпохи Возрождения. Ее применяли в качестве косметического средства, которое называли испанскими белилами. О каком элементе идет речь? Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. |
Анимация с триггерами. При выборе правильного ответа переход на 31 слайд – иллюстрированный ответ. При неправильном ответе учащиеся попадают на слайд 40 «Тебе стоит повторить тему!», а с него по управляющей кнопке «назад» возвращаются на слайд с вопросом для выбора другого ответа. |
30 |
«Интерактивная игра» |
Ответ на вопрос 2 Алхимик дополняет ответы учащихся. Химический элемент Висмут входит в состав «испанских белил» и перламутровой губной помады. Ученики выбирают третий билет. |
Слайд, на котором проиллюстрирован ответ. Возврат на игровое поле по управляющей кнопке «назад». |
31 |
«Интерактивная игра» |
Вопрос 3 Учитель: И.Р. Глаубер всячески превозносил эту кислоту как превосходную замену уксуса и лимонного сока в кулинарии. «Чтобы приготовить, – советовал он, – цыпленка, голубя или телятину на остром соусе, мясо кладут в воду с маслом и пряностями, потом прибавляют сюда по вкусу кислоту. Можно таким способом смягчить и сделать превосходно съедобным жесткое мясо коровы или старой курицы…» И.Р. Глаубер рекомендовал эту кислоту для консервирования фруктов и створаживания молока. Что это за кислота? Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. |
Анимация с триггерами. При выборе правильного ответа переход на 33 слайд – иллюстрированный ответ. При неправильном ответе учащиеся попадают на слайд 40 «Тебе стоит повторить тему!», а с него по управляющей кнопке «назад» возвращаются на слайд с вопросом для выбора другого ответа. |
32 |
«Интерактивная игра» |
Ответ на вопрос 3 Алхимик дополняет ответы учащихся. Соляная кислота в XVI веке могла заменить на кухне уксусную и лимонную кислоты. Ученики выбирают четвертый билет. |
Слайд, на котором проиллюстрирован ответ. Возврат на игровое поле по управляющей кнопке «назад». |
33 |
«Интерактивная игра» |
Вопрос 4 Учитель: Этот элемент назван именем мифологического родоначальника человеческого рода. Из разметанных по земле членов рассеченного тела этого мифологического героя, согласно наивной древнегреческой легенде, произошли человеческие расы. Случайное его название оказалось пророческим: в природном элементе происходит непрерывный физико-химический процесс, в результате которого этот элемент разрушается, давая жизнь многочисленным новым элементам. Назовите этот элемент. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. |
Анимация с триггерами. При выборе правильного ответа переход на 35 слайд – иллюстрированный ответ. При неправильном ответе учащиеся попадают на слайд 40 «Тебе стоит повторить тему!», а с него по управляющей кнопке «назад» возвращаются на слайд с вопросом для выбора другого ответа. |
34 |
«Интерактивная игра» |
Ответ на вопрос 4 Алхимик дополняет ответы учащихся: Этот элемент – Уран. Элемент радиоактивный. Одновременно с испепеляющим тепловым излучением возникает радиация, действие которой на организм вызывает лучевую болезнь, длительное заражение воздуха и местности радиоактивными продуктами взрыва. Ученики выбирают пятый билет. |
Слайд, на котором проиллюстрирован ответ. Возврат на игровое поле по управляющей кнопке «назад». |
35 |
«Интерактивная игра» |
Вопрос 5 Учитель: Этот элемент был назван в честь героя античной легенды, похитившего с неба огонь для людей, за это прикованного Зевсом к скале и осужденного на растерзание ежедневно прилетающим орлом. Это название не только символизирует драматический путь получения нового в заметных количествах в результате овладения людьми энергией ядерного деления, но и предостерегает людей о грозящей опасности наказания стервятником Войны. Назовите этот элемент. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. |
Анимация с триггерами. При выборе правильного ответа переход на 37 слайд иллюстрированный – ответ. При неправильном ответе учащиеся попадают на слайд 40 «Тебе стоит повторить тему!», а с него по управляющей кнопке «назад» возвращаются на слайд с вопросом для выбора другого ответа. |
36 |
«Интерактивная игра» |
Ответ на вопрос 5 Алхимик дополняет ответы учащихся: Прометий – химический элемент, а герой – Прометей. В горе Мосхе, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста Прометей похитил огонь для людей. Ученики выбирают шестой билет. |
Слайд, на котором проиллюстрирован ответ. Возврат на игровое поле по управляющей кнопке «назад». |
37 |
«Интерактивная игра» |
Вопрос 6 Учитель: Аллотропная модификация этого элемента в переводе с арабского означает «твердейший». Она была известна еще в древнем мире. Согласно греческим легендам, из этой аллотропной модификации элемента были выкованы шлем Гектора и цепи Прометея. Назовите элемент и его аллотропную модификацию. Учащиеся отвечают на вопрос. |
Анимация с триггерами. При выборе правильного ответа переход на 39 слайд – иллюстрированный ответ. При неправильном ответе учащиеся попадают на слайд 40 «Тебе стоит повторить тему!», а с него по управляющей кнопке «назад» возвращаются на слайд с вопросом для выбора другого ответа. |
38 |
«Интерактивная игра» |
Ответ на вопрос 6 Алхимик дополняет ответы учащихся: Элемент – Углерод. Аллотропная модификация – алмаз. Из алмаза были выкованы шлем Гектора и цепи Прометея.
|
Слайд, на котором проиллюстрирован ответ. Возврат на игровое поле по управляющей кнопке «назад». При возврате поезд в Хогвартс начинает движение. Переход на маршрутный лист по кнопке «назад». |
39 |
«Интерактивная игра» |
Слайд, на который попадают при неправильном ответе. «Тебе стоит повторить тему!»
|
Возврат на слайд с вопросом по управляющей кнопке «назад». |
40 |
«Видеосалон»
|
Алхимики в произведениях художников Алхимик: Дорогие друзья! В заключение нашего мероприятия мы предлагаем вам посетить видеосалон и посмотреть видеоролик, в котором показана интересная и трудная работа алхимика. Приятного просмотра! После просмотра видеоролика обучающиеся делятся впечатлениями, проводится рефлексия мероприятия, награждаются самые активные ученики. |
Анимация с триггерами. Воспроизведение видеоролика при нажатии на картину. |
41 |
Визитная карточка |
Фото автора, информация об авторе. |
Визитная карточка. По управляющей кнопке переход на первый (титульный) слайд. |
42 |
Информационные источники |
Перечень использованной литературы, интернет-ресурсов, использованных в презентации, материалы МК, материалы портала СТУ. |
Информационные источники. Переход слайдов по управляющей кнопке «далее». С последнего слайда по управляющей кнопке возврат на 3 слайд – маршрутный лист. |
43-46 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.