Интегрированная образовательная деятельность с элементами опытно – экспериментальной практики в старшей группе:
«Путешествие в подводное царство»
Цель: Расширять и систематизировать знания детей о том, какие обитатели живут в глубинах пресных водоемов.
Задачи:
Образовательные:
Введение в актив слов: плавательный пузырь, нефтяные пятна, обтекаемое тело рыбы, совершенствование грамматического строя речи, стимулирование речевой активности.
Развивающие: -Развитие наблюдательно – познавательного интереса в процессе экспериментирования. -Развитие способности детей устанавливать причинно-следственные связи.
-Развитие наблюдательности, умения анализировать увиденное и формулировать выводы, опираясь на приобретенные в процессе поисковой деятельности знания.
- Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики.
Воспитательные:
-Воспитание экологической культуры, умения видеть красоту и многообразие подводного мира -Воспитание умения работать в команде.
-Поощрение инициативы и самостоятельности.
Предварительная работа: рассматривание различных видов рыб, наблюдение за ними, совместная работа с родителями по индивидуальным наблюдениям и выводам. Индивидуальные занятия с логопедом по активизации мышц артикуляционного аппарата, поручения родителям.
Ход:
В- Ребята, сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие. А путешествие не простое, а подводное. Предлагаю закрыть глаза. Представьте себе огромные водные просторы, плеск воды и крики чаек.
В-. Вот мы с вами и оказались в подводном царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб.
- Как мы называем водных обитателей:
* живущих в море? (морские);
* живущих в реке? (речные);
* в аквариуме? (аквариумные).
Сегодня мы с вами поближе познакомимся с речными рыбами.
На Земле много водоемов с пресной водой- реки, озера, пруды, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб.
Давайте познакомимся с некоторыми из них(работа с презентацией)
(Дети узнают и называют знакомых речных обитателей)
Карась, щука, окунь, судак ,карп, сом.
-- Что мы знаем о рыбах? (рассказ детей по представленной схеме)
Итак, ребята, рыбам очень удобно жить в воде.
Опыт 1
- Что помогает рыбке двигаться? Для чего рыбам нужен хвост, плавники? (хвост служит рулем, а плавники помогают плавать)
Вывод: хвост и плавники рыба использует как мотор и руль, ими она отталкивается от воды.
- Ребята, рыба живое существо, а значит она не только двигается, но и дышит.
- Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим. Как все живые существа – воздухом или может быть водой?
Опыт 2
Опыт «воздух в воде».
Взять стакан с водой. Один конец трубочки опустить в воду, а другой взять в рот и осторожно подуть. Что наблюдаете? Откуда пузырьки? Вы выдохнули воздух, он в воде виден в виде пузырьков.
В любом водоеме есть воздух, им дышат речные обитатели. Откуда же он берется в воде? (из окружающей среды, насыщают воду кислородом растения, растущие на дне рек).
-А чем же дышат рыбы? (жабрами)
-При дыхании у рыб двигаются жаберные крышки на голове.
-Рыбам для хорошего самочувствия нужна чистая, свежая вода, в которой много воздуха. Если воздуха в воде мало, рыбы задыхаются: они подплывают к поверхности и хватают воздух ртом над водой.
В прозрачную емкость с холодной водой опустим кусок пластилина.
И оставим на некоторое время .
Логопед: А мы тем временем проведем эксперимент с газированной водой, она нам поможет прочувствовать движение воздуха в воде.
Наберите в рот сильно газированную воду, удерживаем во рту 7-12 сек, почувствуйте, как пузырьки газа оказывают массажный эффект в ротовой полости.
Где именно вы их чувствуете? ( Пузырьки поднимаются вверх) проглотите, или выплюньте воду.
Наберите вновь, и, запрокиньте голову назад, пузырьки газа массируют небо, укрепляются стенки глотки. Повтор 3-7 раз.
Далее набираем воду, и перегоняем ее из одной щеки в другую, при этом важно, чтобы губы были сомкнуты плотно, и вода не подтекала. Повтор 3-7 раз.
Далее, так же с водой во рту, чередуя, выполняем упражнение «Улыбка», «Трубочка», повтор 3-7 раз.
Выполняем полоскание горла газированной водой, так же повтор 3-7 раз.
Вывод: Мы чувствуем движение вверх пузырьков газа во рту.
- Возьмем лупы, посмотрим, что образовалось на кусочке пластилина? (не вынимая из воды) На кусочке пластилина налипли пузырьки воздуха. Какие они? (очень маленькие). Можно потрогать пластилин кончиками пальцев, посмотреть, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.
Вывод:
В воде есть воздух.
- Оказывается рыбы, как все живые существа дышат воздухом, растворенным в воде.
Физминутка « Живем мы на планете по имени « Земля»»
Развивающая игра "Тонет - не тонет"
- несколько небольших предметов, которые не тонут;
- несколько небольших предметов, которые тонут;
- емкость с водой.
Воспитатель: Ребята чтобы не забыть, мы отметим на рисунке, что тонет, а что нет. Если предмет утонул, рисуем стрелку вниз, если предмет остался на плаву, рисуем стрелку вверх, если предмет сначала плавал, а потом утонул, рисуем две стрелки, одна вверх, другая вниз. После каждого проведенного опыта, дети фиксируют результат в карточке. В конце эксперимента делают вывод: какие предметы тонут, какие нет и почему?
Можно подвести итог: Тяжелые предметы тонут, легкие нет.
- Вы знаете, что тяжелые предметы в воде тонут. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?
- Оказывается, у рыбки есть специальный пузырь, который помогает ей не тонуть.
- Плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.
Опыт 3
В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно. И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.
- Что наблюдаем? (плотный шарик утонул)
- Почему он не всплывает?
Вывод:
Шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух.
Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.
- Но человек может помешать рыбам. Как?
Многие рыбы гибнут,запутавшись в сетях
Загрязнение воды
Гибнут от отходов промышленности.
Убивают браконьеры.
Воздух заканчивается.
- Что может загрязнять реку?
Опыт 4
В емкость с водой капнуть масло растительное.
- Что наблюдаем? (масло покрыло поверхность воды)
Вывод:
Масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.
-Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в нее.
- Что происходит с живыми организмами? (они погибают)
- Что нужно сделать, чтобы это предотвратить? (нельзя бросать мусор в реку, нельзя мыть транспорт на берегу рек.
Рефлексия:
Каковы ваши впечатления? (ответы детей)
Впереди лето, в жаркую погоду мы любим, отдыхать вблизи водоемов. Каковы ваши пожелания для тех, кто разместился на отдых рядом с озером, или рекой? (ответы детей, выводы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.