Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе
«Путешествие в страну Математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков
Дьенеша и палочек Кюизенера.
Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие,
социально-коммуникативная.
Используемые технологии: ИКТ, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, ТРИЗ.
Программное содержание:
Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр,
формировать умение радоваться, достигая цели.
Задачи:
Образовательные:
закрепить счет в пределах 10;
умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
закрепить умение ориентироваться в пространстве;
закреплять знания названий дней недели, их последовательность;
закреплять умение составлять и решать арифметические задачи;
упражнять в порядковом счете.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные:
воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий,
успешно выполненных заданий.
Материалы и оборудование:
воздушный шар,
конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника),
корзина с мячами (на каждом мяче цифры от 1 до 6),
шкатулка с призами,
карточки с цифрами от 0 до 10,
кубик с цифрами на каждой стороне 1,2,3,4,5,6;
палочки Кюизенера,
блоки Дьенеша;
слово « ПОБЕДА» на кругах.
Дидактическая игра «Живая неделя».
Предварительная работа:
- игры с блоками Дьенеша,
- игры с палочками Кюизенера,
- игры на ориентировку в пространстве.
Ход НОД:
Группа разделена на зоны: столы. На каждом столе цифры от 1 до 6, и задания:
пустой – на нём дети будут собирать картинку.
Блоки Дьенеша на подносе, четыре прозрачные коробки, карточки – обозначения
свойств блоков Дьенеша.
Палочки Кюизенера (индивидуально на каждого).
Д/И: «Живая неделя» - части лежат хаотично, цветной стороной вниз.
Карточки с цифрами, разложены хаотично.
Резиновый мяч.
Дети заходят в группу. В группе летает шар, к ниточке которого привязан
конверт. В конверте письмо и разрезная картинка «Профессор – Математик».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (обращает внимание детей
на воздушный шарик, с привязанным конвертом, конверт не подписан). Странный
конверт какой-то, на нем ничего не написано, только какие-то цифры и
геометрические фигуры.Воспитатель: Давайте откроем конверт и узнаем от
кого мы его получили. (открываю конверт - в нем разрезная картинка и письмо).
Воспитатель: Что это? Что надо сделать, чтобы узнать от кого это письмо
пришло к нам.Дети: Собрать картинку.
Дети собирают картинку.Воспитатель: Все ясно! Это написал нам
Профессор-математик!
2
На экране появляется Профессор – Математик.
Нужно скорее прочитать его, может там что-то важное!Воспитатель читает письмо«
Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы многому научились за этот год. И я
хотел бы вас поздравить с успешной учебой. Я приготовил вам подарок –
сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание. Только
смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы готовы к путешествию?
(ответы детей).Тогда удачи! Даю вам подсказку: «Мячики лежат в лукошке,А
лукошко у окошка».
Воспитатель: А я предлагаю отправиться в путешествие на …. А на чём
узнаете, отгадав загадку:
«С тёплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля,
Словно на картинке!»
Дети: Воздушный шар!
Воспитатель: Правильно! Посмотрите, на каких воздушных шарах мы отправимся в
полёт!
Воспитатель показывает на стулья с привязанными к ним воздушными шарами. На
стульях лежат логические блоки Дьенеша.
Шар
Воспитатель: Ребята, каждый из вас должен занять свой воздушный шар, а
какой вы узнаете, найдя нужный блок по билету. На каждом
билете обозначены: форма, цвет, размер и толщина.
Воспитатель раздаёт детям карточки с символами свойств блоков, дети
находят нужный блок и занимают «воздушные шары».
Воспитатель: А сейчас мы проверим, правильно ли вы заняли свои места.
Покажите, пожалуйста, свои билеты и блоки.
Дети по- очереди проговаривают свойства своего блока.
Воспитатель: Молодцы, все заняли свои воздушные шары. Полетели . Ищем
корзину с мячами – заданиями.
Дети находят корзину с мячами у окна. На каждом мяче карточка с цифрой, и
соответствующие цифры, заранее расположены по всей группе. На столах лежат
конверты с заданиями и раздаточный материал. За каждой цифрой закреплено
задание, которое надо выполнить. За выполненное задание дети получают медальон
с буквой и ключ).Воспитатель: Ну что, ребята, начнем наше
путешествие!?(один из детей достает мяч из корзины, на нем число
«1»).Посмотрите, какая цифра здесь написана? Правильно, где эта цифра – здесь
наше первое испытание.
Воспитатель открывает конверт.Воспитатель: «Чтобы справиться со всеми
трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и
наблюдательными. Но самое главное, что получить сокровища мы сможем только в
том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда
начнём! Для начала, Профессор – математик предлагает вам математическую
разминку.»Математическая разминка.
Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение
воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и
быстроту реакции.
Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы
воспитателя:
1. Сколько ушей у двух собак? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько носов у двух котов? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10?
(После выполнения задания дети получают первый медальон).Воспитатель:
Молодцы! Мы добыли первую подсказку- медальон, вперед за следующей! А этот
медальон поставим на доску.(Ребенок достает мяч с числом «2» и находят
соответствующую цифру).Воспитатель: Назови, какая это цифра?
Ребёнок: Два.
Воспитатель: И теперь мы отправляемся в замок геометрических фигур.
3
Вот какой красивый замок у Профессора – Математика. Какие геометрические фиугры
вы видите, назовите?
Дети: Прямоугольники, квадраты, овалы, круги, ромбы, трапеции.
Воспитатель: А теперь, посмотрите, в каком беспорядке перед нами лежат
геометрические фигуры (на столе стоят четыре коробки (контейнера) и разные
геометрические фигуры (блоки Дьенеша).Воспитатель: Нужно разобрать эти фигуры,
но не просто, а по группам. По каким признакам можно разделить
фигуры?
Дети за столом составляют группы и геометрические фигуры.
1.по форме
3. по цветам
4.по ширине
5. по величине.
Дети поочерёдно складывают блоки, а воспитатель меняет карточки.
Воспитатель: Молодцы, навели порядок. Фигуры разобраны.
Воспитатель: Чтобы получить медальон, вы должны отгадать, какую геометрическую
фигуру я загадала. Для этого вы должны мне задавать такие вопросы, на которые я
могу ответить только «Да» или «НЕТ»
Дидактическая игра: «Да-нет»
Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком
данных.
Ход: Воспитатель загадывает геометрическую фигуру. Дети спрашивают:
- она желтая( синяя, красная)
- у нее есть углы (Да)
- у нее 3 угла (4 угла)
- она маленькая (Нет)
- она толстая.(Да)
4
Загаданная фигура появляется на экране.
Медальон ставим на доску.
Воспитатель: Приготовьте свои ручки.
Пальчиковая игра:
Пальчики уснули,
В кулачки свернулись.
Один, два, три, четыре, пять –
Захотели поиграть!
Разбудили дом, соседей –
Там проснулись шесть и семь.
Восемь, девять десять –
Веселятся все!
Но пора обратно всем –
Десять, девять, восемь, семь.
Шесть – калачиком свернулся,
Пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один –
Снова в домике мы спим.
Воспитатель: Молодцы, ребята! На нас ждет следующее задание!
Берут следующий мяч под цифрой 3.
Воспитатель: Ребята! Сейчас мы отправимся в царство палочек Кюизенера. На
поезде.
5
Работа с палочками Кюизенера
Воспитатель: И задание такое: постройте вагоны от самого длинного, до
самого короткого.
На экране появляется лесенка.
6
Работа с палочками
Воспитатель: какая палочка по цвету на 3 месте, какому числу она
соответствует.
Дети: голубаяВоспитатель: какая палочка по цвету находиться между 3 и 5,
какому числу она соответствует.
Дети: красная, четыре.
Воспитатель: какая по счету синяя палочка и т.д.
Дети: девятая
Воспитатель: А теперь оплатите проезд. Проезд стоит 8 рублей. Условие –
билет надо оплатить двумя или несколькими монетами. Достаньте палочку,
соответствующую числу 8.Какого она цвета? Дети: Бордовая
Воспитатель: Из каких палочек можно составить число 8? Из каких чисел
можно составить число 8?
Дети: Из восьми белых;
- из 1 белой и 1 черной,
- из 1 розовой и 1 фиолетовой.
- 2 белые и 1 фиолетовая,
- 3 белые и 1 желтая- 1 голубая и 1 желтая,
- 2 красные.
Дети выкладывают «числовые коврики».
Воспитатель: Вот какие молодцы и с этим заданием справились! Получите
награду!
Медальон выставляют на доску и берут мяч с числом «4»).Воспитатель: А
теперь мы с вами попадаем в город времени.
7
Вот и следующее задание: в этом городе случилось несчастье – перепутались дни
недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для
этого вам понадобятся цветные карточки.
Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять
каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня.
Материал: На столе части круга с цветами спектра. Семь частей. На каждой
части изображены соответствующии числа точками.
Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет
соответствует какому-либо дню недели:
понедельник – красный – 1точка,
вторник – оранжевый – 2 точки,
среда – желтый – 3 точки,
четверг – зеленый – 4 точки,
пятница – голубой – 5 точки,
суббота – синий – 6 точки,
воскресенье – фиолетовый – 7 точек.
Дети берут по одной карточке.
Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»
Дети выстраиваются в указанном порядке.
Воспитатель: «Назовите свой день недели!»
Называют свой день недели.
Воспитатель: Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда);
- пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота);
- воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник);
- суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)».
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием, и вы получаете следующий
медальон.Воспитатель: А теперь в путь! Мы уже близко к нашим сокровищам!
Но у нас остались еще задания.
(ребенок берет мяч с числом 5. Выполняют задание).И мы отправляемся с вами в
гости к цифрам и числам.8Воспитатель: На столе лежат цифры. Посмотрите
правильно они лежат?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чтобы получить наш следующий медальон - нам надо выполнить
задание. Выложите все цифры правильно в порядке возрастания.
Дети выкладывают числовую прямую.
Воспитатель: Проверьте себя. Посмотрите на экран.
9
Воспитатель: … сосчитай от 1до 10.
ребёнок считает.
Воспитатель: …, ты посчитай теперь в обратном порядке.
ребёнок считает
Д\и «Брось кубик и считай». Дети бросают кубик, цифру называют и считают от неё
до 10 (индивидуально).
Воспитатель: Посмотрите на экран: какое число пропущено? (2….4, 8…9)
10; 11; 12.
Воспитатель: А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный.
Игра «Что, где?»
Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать
правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди,
позади; над, под, между); развивать ловкость, быстроту
реакции.Материал: мяч.
Ход: игра проходит в кругу с мячом.
Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от
тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос.
Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто
слева от тебя? Кто справа от тебя?». И т.д. Игра проходит в быстром темпе.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Вот награда!(медальон
выкладывают на доску и берут последний мяч с 6 цифрой).А сейчас осталось
выполнить последнее задание: последний медальон нам достанется, если мы покажем
свое умение составлять и решать задачи.
Работа в паре: один составляет задачу по картинке, другой проговаривает пример
и ответ.
ИтогВоспитатель: Вот, мы и собрали все медальоны. Чтобы открыть сундук
надо вспомнить, за что мы получили их.(дети вспоминают все задания, которые они
выполняли).Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы
прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание.
Пожалуй, оно самое сложное и необычное, сундук откроется только, если мы
правильно сложим по порядкунаши медальоны и прочитаем волшебное слово, которое
зашифровано в наших медальонах .. (дети составляют слово из медальонов и
получают слово «ПОБЕДА», воспитатель хвалит их и предлагает открыть сундук).
13.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.