«Путешествие в страну Читалию» Конспект занятия – экскурсии в библиотеку.
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
24.03.2018
Экскурсия, как форма обучения - это особый вид занятий, который дает возможность, в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.Экскурсия, как форма обучения - это особый вид занятий, который дает возможность, в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
книги Путешествие в странуЧиталию экскурсия.docx
«Путешествие в страну Читалию»
Конспект занятия – экскурсии в библиотеку.
Воспитатель В.Н. Машнёва
Экскурсия, как форма обучения это особый вид занятий, который дает возможность, в
естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью
взрослых. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей
конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
Тип НОД: усвоение новых знаний.
Форма организации: экскурсия.
Основная образовательная область: «Познание» (формирование целостной картины мира,
расширение кругозора), «Коммуникация» (развитие речи), «Социализация» (развитие игровой
деятельности).
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Цель:
Познакомить детей с библиотекой.
Познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей на регулярное
посещение библиотеки.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать
значимость библиотеки.
Дать основы библиографических знаний (абонемент, читальный зал, библиотекарь, разделы
книг).
Рассказать о том, какой книга была в древности.
Закрепить на практике знания ПДД, при переходе через перекресток.
Развивающие:
Обогащение словарного запаса: библиотекарь, стеллаж, книжные полки.
Активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к книге, бережное отношение, любознательность.
Воспитывать уважение к труду библиотекаря.
Воспитывать культуру общения.
Воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.
Методы и приемы: вопросы, разъяснение, пояснение, эксперименты, игровые, наглядные,
практические.
Предварительная работа: Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря.
Заранее воспитатель договаривается о возможности проведения экскурсии библиотекарем.
Оборудование: книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке.
Литература: Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Ход экскурсии:
1. Вводная часть.
Воспитатель загадывает детям загадки о книгах и библиотеке.
Без языка и голоса,
А все расскажет. (Книга)
1 Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта
Кто ее открывает,
Тот многое знает. (Книга)
Открыть свои тайны,
Любому готова,
Но ты от нее не услышишь ни слова. (Книга)
С наружи смотришь дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем,
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными. (Библиотека)
Воспитатель: Ребята что такое библиотека?
Дети: Дом, где живут книги.
Воспитатель: Ребята, а зачем нам нужна библиотека?
Дети: Библиотека нам нужна для того чтобы взять книги во временное пользование в группу.
Воспитатель: А какие книги бывают в библиотеке?
Дети: Книги бывают самые разные: веселые, грустные, юмористичные, учебные, старинные.
2. Введение в тему занятия. Дети с воспитателем идут в библиотеку.
Воспитатель: Вот мы и пришли в библиотеку, давайте с вами вспомним правила поведения в
библиотеке.
Дети:
надо внимательно слушать
разговаривать можно только шепотом
если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку
взял посмотреть, положи на место
Воспитатель: Молодцы ребята, все правила помните, тогда приглашаю вас в дом, где живут книги.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь книг! Какие книги вам знакомы?
А если у вас нет книги, которую вам хотелось бы почитать, где её можно взять?
Ответы детей: У друга попросить, купить.
Воспитатель: Конечно, книгу можно купить, попросить у товарища, а можно взять в библиотеке.
Воспитатель: «Библиотека» – слово не русское. Оно состоит из двух греческих слов «библион» и
«теке». «Библион» означает «книга», а «теке» «хранилище». Если это слово перевести на русский
язык, получится «книжное хранилище», или «хранилище книг»
Как летать с Земли до звёзд,
как поймать лису за хвост,
как из камня сделать пар,
знает книга –ценный дар!
Воспитатель: Я приглашаю вас в волшебную страну –Читалию, то есть в школьную библиотеку.
Воспитатель: Кто самый главный в библиотеке?
Дети: Библиотекарь.
Воспитатель: Правильно. А чем занимается в библиотеке библиотекарь он нам сейчас расскажет и
покажет.
3. Основной этап.
Библиотекарь: Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители
по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он…
Давайте попробуем отгадать загадку:
Снаружи смотришь –
Дом как дом,
2 Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай …
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай. (Библиотека)
Библиотекарь: Молодцы, конечно, это библиотека! «Библио» погречески – книга, «тека»
хранилище. Меня зовут___________________, и я работаю в этом удивительном доме
библиотекарем.
Немного из истории библиотек.
Давнымдавно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать свои знания другим,
слова записывали на чем придется: они высекали значки на камне, позже буквы изображали тиснением
на глиняных дощечках. В Древнем Египте писали на папирусе материале, сделанном из многолетнего
растения с таким же названием. А в России выделывали тонкую кожу и писали на пергаменте, на
березовой коре.
Эти письма люди старались сохранить: и глиняные дощечки, и папирусы, и пергаменты.
Создавались первые библиотеки. Но со временем слова стирались, дощечки, береста портились. Тогда
люди научились делать бумагу и печатать книги. Люди, которые пишут книги, называются
писателями. Писатели писали о том, что видели, слышали. Писали стихи и придумывали рассказы,
сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое, настоящее
и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле.
Библиотекарь: А зачем нужно читать книги?
Ответы детей.
Библиотекарь: Молодцы, ребята! Я убедилась, что вы хотите стать умными, хотите много узнать
нового. Итак, библиотека – это дом книги.
В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом. Для того,
чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем месте. Другими словами
можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. У каждой книги есть свой номер из
букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В
ящиках каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь
на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу (библиотекарь показывает
карточки, дети рассматривают). А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда
записываются все книги, которые вы прочтете.
В нашей библиотеке есть два основных отдела: абонемент и читальный зал.
Библиотекарь: ( рассказывает, как расставлены книги, что такое выдача и возврат книги)
Сначала мы попадём в первый город Читалии, который называется Абонемент. Трудное и
непонятное название. Что оно обозначает, я объясню. Посмотрите, сколько здесь красочных книжек.
И все они стоят в определённом порядке, на своих полочках с указателями. Например, на указателе
написано: «Про пернатых и косматых». Какие книги стоят на этой полке?
Дети: Про птиц и животных.
Библиотекарь: А вот – «Про седую старину, про героев и войну».
Библиотекарь: О чём эти книги?
Библиотекарь: Правильно, прочитав их, вы узнаете много нового и интересного из истории нашей
Родины, о воинах и их славных подвигах. А вы любите стихи?
Дети: читают стихи.
Библиотекарь: Молодцы! На этих полочках вы найдёте много стихов. А каких поэтов вы знаете?
Дети: К. Чуковский, А. Барто, С. Михалков и др.
3 Библиотекарь: Ну, а сказки вы любите? Посмотрите, какой «Теремок сказок»! На этой книжной
выставке представлены сказки – на любой вкус. Какие сказки вы знаете? (Ответы).
Библиотекарь: В городе Абонемент книги выдаются на пять дней. В дни, когда книга придёт к вам в
группу в гости, вы можете рассматривать картинки, читать, рисовать иллюстрации в своих альбомах.
Но в определённый срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим детям. А если не успел
прочитать, приди и попроси продлить срок.
Библиотекарь: Когда вы записываетесь, на каждого заводится карточка. (формуляр), где
указывается ваша фамилия, имя, класс.
Библиотекарь: Дети отгадайте загадку?
У стены большой и важный
Шкаф стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильжов прочли уже. (Книжный шкаф)
Библиотекарь: Правильно ребята все книги в библиотеки хранятся на книжных полках, затем
шкафах. Нужно прочитывать книгу до конца. Можно рассматривать картинки. Нужно пользоваться
специальными закладками.
Библиотекарь: Ребята, где можно прочитать редкие экземпляры книг?
Дети: В читальном зале.
Библиотекарь: Книга это самый большой волшебник на свете. Только с помощью книги можно
безгранично путешествовать по просторам всего мира. Посещать различные страны, быть участником
необыкновенных приключений, таинственных странствий.
Библиотекарь: Сейчас мы отправимся в следующий город страны Читалии, который называется
Читальный Зал. Дети проходят в читальный зал рассматривают его.
Книги из него на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке. Вы спросите
почему? Потому что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это
энциклопедии, справочники, редкие книги.
В читальном зале тишина нам особенно нужна.
Уходите. Разговоры, в вестибюли, коридоры!
Не мешайте нам читать, фантазировать, мечтать…
Библиотекарь: Ребята, как выглядит книга сейчас, вы знаете. А какой была первая книга? Книги
существуют уже несколько тысяч лет. Но в глубокой древности выглядели они совсем иначе. В
древности писали на стенах пещер, на скалах, костях, листьев деревьев, металле, коже, кукурузных
стеблях, шкурах животных – пергаменте. (Показать иллюстрации из книг Дацкевич «Как делают
книгу», Зубков «Книжка про книжку»).
Библиотекарь: А вот самый удобный материал – бумага появилась в Китае две тысячи лет назад.
Вначале книги писались от руки, были рукописными. Книга дошла до наших дней вот такой: с
обложкой и страницами.
Библиотекарь: В этом зале, взяв в руки любую книгу, например сказки, вы сможете встретиться с
любыми сказочными героями. С кем бы вы хотели встретиться?
Библиотекарь: Сейчас я задам вам вопросы по сказкам, будьте внимательны!
Вопросы викторины:
1. Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)
2. Какие волосы были у Мальвины? (Голубые)
3. Кто одолел Тараканище? (Комар)
4. Кто доставил Айболита в Африку? (Орёл)
5.Кто произносил эти слова: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» (Царевна)
6. Кто спас Дюймовочку от крота и мыши? (Ласточка)
7. Что несла бабушке Красная шапочка? (Пирожки и горшочек масла)
8. Где спрятался седьмой козлёнок в сказке «Волк и семеро козлят»? (В печке)
9. Кто говорил волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению»? (Емеля)
10. В кого превратился Гадкий утёнок? (В лебедя)
4 Библиотекарь: Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины –
время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится.
Ребята чтобы такого не случилось с вашими книжками, помните правила пользования книгой:
Библиотекарь: Ребята как нужно обращаться с книгой?
Правила обращения с книгой
Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
При чтении книг пользуйся закладкой.
Не загибай книжные страницы.
Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.
Библиотекарь: А, как нужно правильно читать книгу?
Дети: Нельзя читать лежа, нельзя загибать листы, нельзя читать при плохом освещении.
Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке.
«Правила пользования библиотекой»
В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как
можно больше учеников.
Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли
Библиотекарь: Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)
А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.
Будьте внимательны!
1. Без языка, без голоса, а все расскажет. (книга)
2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает. (книга)
3. Кто говорит молча? (книга)
4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней. (книга)
5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,
Помогаем детям мы стать разумными людьми.
Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас. (книга)
Библиотекарь: Молодцы! Все эти загадки были о книгах.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Я хочу задать вопросы заведующей школьной
библиотеки…
Люди, каких профессий работают у вас в библиотеке?
Много детей записаны в вашей библиотеке?
А вам нравится ваша профессия?
А как можно записаться в вашу библиотеку?
Кто привозит вам книги?
Откуда их привозят?
Дети всегда вовремя сдают книги?
Как долго можно читать книги? На сколько дней они даются?
Библиотекарь: Кто желает записаться в нашу библиотеку, милости просим. Здесь вас ждут
интересные книги, а значит знания, увлекательные путешествия, открытия и приключения. До новых
встреч!
Вот книжкин дом,
очень много книжек в нём,
этот дом библиотекой все мы ласково зовём.
Книга наш верный друг,
5 это знают все вокруг.
Книга, сказку расскажи
и картинки покажи.
О воде, о пчеле, о Москве и о Кремле.
Расскажи, библиотека, нам о жизни на Земле.
Надо книги читать,
чтобы очень умным стать,
и дружить с библиотекой,
чтоб от жизни не отстать.
4. Итог экскурсии. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной
работы) .
Воспитатель и библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы
запомнили, как нужно вести себя в библиотеке, в читальном зале?
Дети: Тихо, не шуметь!
Воспитатель: Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь?
Дети отвечают.
Библиотекарь. Ребята, на этом наша экскурсия подошла к концу. Я всегда рада видеть вас в нашей
библиотеке вместе с вашими родителями.
Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную, познавательную экскурсию и книгу
и прощаются.
Интернет ресурсы.
http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2015/11/20/ekskursiyavbiblioteku
http://nsportal.ru/detskiysad/okruzhayushchiymir/2015/03/01/konspektzanyatiyaekskursiiv
bibliotekuputeshestviev
http://www.maam.ru/detskijsad/konspektzanjatijanatemuyekskursijavdetskuyubibliotekudlja
deteistarsheigrupy56.html
6
«Путешествие в страну Читалию» Конспект занятия – экскурсии в библиотеку.
«Путешествие в страну Читалию» Конспект занятия – экскурсии в библиотеку.
«Путешествие в страну Читалию» Конспект занятия – экскурсии в библиотеку.
«Путешествие в страну Читалию» Конспект занятия – экскурсии в библиотеку.
«Путешествие в страну Читалию» Конспект занятия – экскурсии в библиотеку.
«Путешествие в страну Читалию» Конспект занятия – экскурсии в библиотеку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.