20. Пути оптимизации физического развития детей в учреждении дошкольного образования
Под оптимизацией следует понимать развитие двигательных умений воспитанников, обогащение состава движений, стимулирование игрового содержания двигательной активности, развитие навыков самостоятельности и общения, постепенное развитие двигательной деятельности в целом.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на укрепление здоровья, обогащение и приобретение двигательного опыта, формирование основ здорового образа жизни, воспитание физической культуры личности.
Правильная организация двигательной деятельности детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.
Двигательный режим - одно из основных слагаемых здоровья. В него входят не только занятия по образовательной области «Физическая культура».
Двигательный режим - это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) движения детей. Назначение двигательного режима не только в удовлетворении потребности детей в движении. Не менее важна содержательная сторона - разнообразие движений, видов и форм деятельности.
Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. В этот комплекс входят самостоятельная двигательная деятельность и организованные физкультурные мероприятия. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста, однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности. Это можно объяснить тем, что потребность детей в движении наиболее полно реализуется в самостоятельной деятельности. Она наименее утомительна из всех форм двигательной активности и содействует индивидуализации двигательного режима. Кроме того, именно в самостоятельной деятельности ребенок в наибольшей степени проявляет свое двигательное творчество, а также уровень владения двигательными умениями. Содержание этой деятельности определяется самими детьми, однако это не значит, что взрослые могут не обращать на нее внимания.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия необходимо создание следующих условий:
· включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
· обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
· предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
· индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.
К организованным формам двигательной активности относятся:
· физкультурные занятия;
· физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);
· активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья);
· индивидуальная и дифференцированная работа.
Главная цель двигательного режима - удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться улучшения их здоровья, разностороннего физического развития, обеспечить овладение двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями по физической культуре, создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности в систематических физических упражнениях.
Высокий интерес к какой-либо деятельности, проявление творчества в значительной степени свидетельствуют о психологическом комфорте ребенка, ибо интересы выражают его специфическое отношение к объекту, обусловленное жизненным значением и эмоциональной привлекательностью.
Утренняя гимнастика в учреждении дошкольного образования рассматривается как важныйэлемент двигательного режима. Кроме того, это особым образом организованное общение детей в процессе двигательной деятельности, когда повышается эмоциональный тонус за счет «мышечной радости» от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое
напряжение от расставания с родителями, концентрируется внимание, улучшается поведение. Для детей это необходимая двигательная разминка и определенный организационный момент, настраивающий их на предстоящий день жизни в коллективе сверстников.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:
· комплекс общеразвивающих упражнений;
· обыгрывание сюжета;
· 3—4 подвижные игры;
· физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
· элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.;
· оздоровительный бег на участке (в летний период).
При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:
· комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной);
· профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
· развитие координационных способностей;
· развитие физических качеств;
· совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.);
· элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.);
· игры с элементами спортивного ориентирования;
· комплекс подвижных игр (2—3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.
Подвижные игры рассматриваются как одно из эффективных средств двигательного развития ребенка. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Е. А. Аркин определяет подвижную игру как мощное и незаменимое средство воспитания активности и самостоятельности ребенка, развития его двигательной сферы.
В игре часто возникают неожиданные ситуации, что приучает детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условии для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости, — это ведет к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, обязательными для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, честности, дисциплинированности. Необходимость выполнять правила, преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств: выдержки, смелости, решительности, умению справляться с отрицательными эмоциями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.