ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Оценка 4.8

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Оценка 4.8
docx
06.09.2022
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Задубровская Юлия Витальевна Статья.docx

Задубровская Юлия Витальевна, учитель биологии-географии

МКОУ «Жуланская СШ» Кочковского района Новосибирской области.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

        Современное образование ориентируется на создание таких методик,  технологий и способов влияния на личность, которые обеспечивают ее способность к самореализации в условиях постоянно меняющегося общества.       Современная ситуация требует инновационного     преобразования имеющихся способов, методов для повышения КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ.

     Как определяется естественнонаучная грамотность? 

В исследованиях  PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) она трактуется, как способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений  и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с научной проблематикой. Естественнонаучная грамотность – это понимание основных особенностей естествознания, как формы человеческого познания; демонстрация осведомленности осознания влияния естественных наук и технологий на все сферы жизни общества, проявление активной гражданской позиции в вопросах, связанных с естествознанием.

     ФГОС ООО выдвигает требования к результатам образования, соответствие которых с критериями естественнонаучной грамотности приведено в таблице:

Компетентности– показатели естественнонаучной грамотности

Требования результатов образования ФГОС ООО

Понимание основных особенностей естественнонаучного исследования (метода познания).

Приобретение опыта применения научных методов познания(физика)

Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ (химия)

Приобретение опыта использования методов биологической науки (биология)

Умение объяснять или описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся знаний и умение прогнозировать изменения.

Метапредметный результат образования:

Умение создавать применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Умение использовать научные доказательства  и имеющиеся данные при получении выводов, их анализа и оценки достоверности.

Метапредметный результат образования:

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и т д.

Вопрос : как же достигнуть этих показателей?

      Одним из способов реализации компетентностного подхода и путей формирования функциональной грамотности учащихся  является составление и использование заданий в формате PISA . Специфика этих задач  заключается во многом в том, что условия и вопросы заданы, как самостоятельные, и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условия и вопросы - задача ученика.   

        Активные стратегии обучения играют значимую роль в повышении качества «естественнонаучной грамотности» школьников. Активные методы обучения — это методы, которые побужда­ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

    Это проблемное обучение  — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Например, на уроках биологии в 8классе : Как вы думаете, какую болезнь называют «модной болезнью » молодежи 21 века , или в 7 классе :  «Как вы думаете, сходство пчел с мухами защищает мух от хищников или же благодаря этому  мухи едят мед в жилище пчел?»
 Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как про­цесс диалогического общения участников, в ходе которого проис­ходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Возможные темы : «Объясните потребность большинства животных организмов в кислороде; Плюсы и минусы  овладение человечеством механизмами реализации генетической информации;  Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из орга­низационных форм познавательной деятельности учащихся, по­зволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недо­стающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Харак­терной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.  Деловая играметод имитации ситуаций, моделирую­щих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

     Это лишь некоторые примеры   обуче­ния, которое  предполагает использование  системы методов,  направленной  на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности, что, безусловно, ведет к повышению  естественнонаучной грамотности.

 


 

Задубровская Юлия Витальевна, учитель биологии-географии

Задубровская Юлия Витальевна, учитель биологии-географии

Понимание основных особенностей естественнонаучного исследования (метода познания)

Понимание основных особенностей естественнонаучного исследования (метода познания)

Например, на уроках биологии в 8классе :

Например, на уроках биологии в 8классе :
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2022