Пути повышения качества знаний по математике
Оценка 5

Пути повышения качества знаний по математике

Оценка 5
docx
26.08.2023
Пути повышения качества знаний по математике
Пути повышения качества знаний на уроках математики..docx

Пути повышения качества знаний на уроках математики.

 

Целью педагогической деятельности является создание условий для повышения качества знаний учащихся при подготовке к ГИА по математике на основе системно-деятельностного подхода. Достижение планируемых результатов предполагается решением следующих задач:

 1)создание положительной мотивации школьников к изучению математики с целью качественной подготовки к ГИА;

2) организация системно-деятельностного подхода на всех этапах урока и внеурочной деятельности;

3) обеспечение развития у обучающихся умений работы с различными типами тестовых заданий на основе системно-деятельностного подхода;

 4) организация систематического повторения базовых элементов курса на протяжении всех лет изучения математики с использованием тематического контроля;

5) создание педагогических условий для формирования устойчивого навыка практического применения знаний и выхода на прогнозируемый уровень качества знаний.

 Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход. Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Таким образом, при использовании системно - деятельностностного подхода в обучении возникают следующие противоречия:

1) Между объективной потребностью в использовании новых технологий для организации учебного процесса и сложностью применения для этих целей методов обучения с использованием системно - деятельностностного подхода.

2) Между общим снижением качества знаний учащихся, снижением мотивации к обучению (в том числе и из-за однообразия форм проведения уроков) и необходимостью получения качественного образования с целью дальнейшей успешной социализации выпускников школы в обществе.

3) Между ориентацией нового содержания образования на формирование коммуникативных компетентностей учащихся и традиционными формами и методами обучения, ориентированными на подачу готовых знаний.

 4) Между объективной потребностью в использовании новых технологий в образовательном процессе с целью преодоления «провинциализации» обучения в сельской школе и недостаточной базой технических средств обучения.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

 а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

 б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

в) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

 Основной из главных задач для меня, как учителя, является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Основная цель учителя на уроке: научить  и  знаниям, и работе, т.е. научить учащихся добывать эти знания самостоятельно.

 

Действие учителя

Действие ученика

1 этап: актуализация знаний учащихся,

предъявление проблемной ситуации.

1 этап: закрепляет умение

анализировать, обобщать,

формулировать

умозаключения.

2 этап: организует взаимодействие

учащихся, организует решение, сбор и

обсуждение результатов в парах.

2 этап: применение

полученных ЗУН в измененных

условиях (работа в паре),

осуществление

взаимоконтроля.

3 этап: организует поиск рационального

способа решения учебной задачи,

организовать самостоятельное выполнение

учащимися заданий, организовать

самопроверку уч-ся своих решений

3 этап: закрепляет умение

работать самостоятельно,

контроль за правильностью

выполнения своих действий.

4 этап: контроль и коррекция знаний,

предоставление возможности выявления

причин ошибок и их исправления.

4 этап: применение

полученных ЗУН на практике.

5 этап: контроль за результатом учебной

деятельности, оценка знаний.

5 этап: самостоятельное

подведение итогов урока,

самоанализ и самооценка.

 

 

В 6 классе учащиеся должны хорошо усвоить тему с положительными и отрицательными числами, в 7- м – хорошо изучить формулы сокращенного умножения, в 8 –м- решение квадратных уравнений. Это глобальные темы, которые нельзя запускать. В конце 7-го класса учащихся необходимо познакомить со сборником заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. При выполнении заданий первой части учащиеся должны продемонстрировать определенную системность знаний, умение пользоваться разными математическими языками, распознавать стандартные задачи в разнообразных формулировках.

Задания части 2, как и части 1, базируются на содержании алгебраических

блоков "Обязательного минимума содержания основного общегообразования".  Но даже умения решать задания по всем основным темам не достаточно. Очень важно «видеть» тест и как можно эффективнее его выполнить. Для этого надо учить ученика работать по плану.

Наиболее эффективно выстраивать подготовку по тематическому принципу. Не следует стараться решить как можно больше вариантов заданий предыдущих лет. Такой путь, как правило, неперспективен. Во-первых, варианты не повторяются. Во – вторых, в этом случае у школьника не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов. Запомнить все решения всех заданий невозможно,

поэтому разумнее учить школьников общим универсальным приемам и подходам к решению задач соответствующих типов.

 Принимая учащихся в 5 класс, ребят с разным темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих существенные пробелы в знаниях, учитель вынужден решать сложную педагогическую задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения.  Чтобы достичь хороших образовательных результатов необходимо использование следующих способов включения учащихся в учебно- познавательную деятельность.

 На каждом уроке проводиться обязательный устный счет, обучающие самостоятельные работы, тесты. Устные упражнения содержат огромные потенциальные возможности для развития мышления, активизации познавательной деятельности учащихся. Они позволяют так организовать учебный процесс, что в результате их выполнения у учащихся формируется

целостная картина рассматриваемого явления. Это обеспечивает

возможность не только удерживать в памяти, но и воспроизводить именно те

фрагменты, которые оказываются необходимыми в процессе прохождения

последующих шагов познания. Использование устных упражнений

сокращает число заданий на уроке, требующих полного письменного

оформления, что приводит к более эффективному развитию речи, мыслительных операций и творческих способностей учащихся.  В начале урока можно использовать в качестве актуализации опорных знаний мини экзамен. Любой учащийся выходит к доске и отвечает на вопросы своих одноклассников на знание определений и понятий пройденного материала или вытягивает билетики с вопросами, заготовленными учителем заранее. Если ученик затрудняется ответить на вопрос, то отвечает любой ученик из класса. Положительным моментом такой работы является, несомненно, то, что учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

 В целях оперативного контроля усвоения алгоритма решения заданий, проводятся небольшие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление затруднений тех учащихся, которые что-

то не поняли.

 При организации работы в группах, часть учащихся получает

задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения,

причём, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие

– только алгоритм, более сильные учащиеся получают задания на

продвинутом уровне. На таком уроке работа сосредоточена на более слабых

учениках. В сильной группе, как правило, всегда коллективными усилиями

находят верное решение, самостоятельно применяя знания и приёмы деятельности в новой ситуации. Оценивая учащихся нельзя спешить выставлять оценки в журнал, необходимо дать возможность получить более

высокую отметку и обязательно поправить "двойку”, для этого ученик должен сделать работу над ошибками самостоятельно или с помощью консультантов (с помощью учителя), а затем решить аналогичное задание на

уроке. Главное, что со временем ребята перестают бояться "двоек”, смелее

задают вопросы, справляются с задачами обязательного уровня.

  Обучение алгоритмам даёт возможность достичь обязательного уровня обучения наиболее слабым учащимся и не может привести к стандартизации мышления и подавлению творческих сил детей, так как выработка различных автоматизированных действий (навыков) –необходимый компонент творческого процесса, без них он просто невозможен.

Современные технологии обучения позволяют существенно повысить эффективность процесса обучения.

         Очень важно воспитывать интерес к предмету. Ученик, который отказывается учиться математике, может быть и прав. Дело не обязательно в том, что этот ученик ленив или глуп. Просто его может интересовать что-нибудь совсем другое. И наш долг, как учителя, состоит в том, чтобы убедить учащегося в интересе математики, в её изяществе и красоте.

 В целях развития у учащихся интереса к изучению математики и повышению их математической культуры я провожу различные внеклассные занятия: викторины, КВНы, игры, сказки, сочинения, доклады, решения интересных задач.

Должна быть четко продумана методика каждого урока. Особое внимание я уделяю  выбору задачи, формулировке, ее анализу. Задача должна выглядеть осмысленной не только с позиции учителя, но и с позиции ученика. Желательно, чтобы она была связана с повседневным опытом учащихся. Для получения результатов, формул хорошо проводить практические работы:

 1). Получение числа

2). Нахождение суммы углов треугольника

 3). Определение осей симметрии фигур.

         На уроках знакомлю учеников с историей развития математических понятий, символов, идей, рассказываю об известных ученых математиках, большое математическое дарование которых сочеталось также с проявлением творческого интереса к поэзии, прозе, музыке. Например, Омар Хайям открыл свойства арифметического треугольника и прекрасный поэт; Галилео Галилей – астроном, физик, художник, музыкант; Рене Декарт – основатель французской прозы, философ, математик, создатель системы координат. М.В. Ломоносов –первый русский академик , математик, физик, химик. Историк, поэт!!!

Чем больше учащиеся выполняют задач и упражнений, тем лучше и глубже усваивают программу по математике. А в достижении этой цели очень хорошо помогают устные задания, устный счет. Подобные занятия развивают активность мышления и сообразительность, увеличивают скорость вычислений.

Польза устных вычислений огромна. Применяя законы арифметических действий к устным вычислениям, ученики не только повторяют их, но сознательно закрепляют. При устных вычислениях развиваются такие ценные качества человека, как внимание, сосредоточенность, выдержка, смекалка, самостоятельность. Устный счет содействует тренировке памяти, открывает широкие возможности для развития творческой инициативы учащихся.

         В процессе обучения учитель должен видеть перед собой не только содержание учебника,  но необходимость усвоения учащимися этого содержания. Но чтобы «не терять» ученика, надо знать его индивидуальные особенности и учитывать их в процессе обучения.


 

Пути повышения качества знаний на уроках математики

Пути повышения качества знаний на уроках математики

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы: а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой…

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы: а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой…

В 6 классе учащиеся должны хорошо усвоить тему с положительными и отрицательными числами, в 7- м – хорошо изучить формулы сокращенного умножения, в 8 –м-…

В 6 классе учащиеся должны хорошо усвоить тему с положительными и отрицательными числами, в 7- м – хорошо изучить формулы сокращенного умножения, в 8 –м-…

Любой учащийся выходит к доске и отвечает на вопросы своих одноклассников на знание определений и понятий пройденного материала или вытягивает билетики с вопросами, заготовленными учителем…

Любой учащийся выходит к доске и отвечает на вопросы своих одноклассников на знание определений и понятий пройденного материала или вытягивает билетики с вопросами, заготовленными учителем…

Желательно, чтобы она была связана с повседневным опытом учащихся

Желательно, чтобы она была связана с повседневным опытом учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2023