«Пути повышения орфографической грамотности школьников на уроках русского языку»
В методике преподавания русскому языку выделяют два пути развития орфографических умений и навыков. Первый заключается в заучивании орфографических правил. Второй – в создании системы комплексного подхода к работе над орфограммой. Психологи считают, что на формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы: активное зрительное и слуховое запоминание, логические операции, зрительная память, непроизвольное и произвольное внимание.
Поэтому я считаю, что работу по развитию орфографической зоркости нужно строить на зрительном, слуховом, ассоциативном, сравнительном восприятии учащихся, обязательно учитывая их индивидуальные особенности, а также на основе системы комплексного подхода к работе над орфограммой с учетом фонетических, исторических, дифференцирующих написаний.
Ведущей
педагогической идеей опыта является создание на уроках русского языка
условий для формирования орфографической зоркости учащихся, усиление
практической направленности преподавания предмета, создание условий для
сознательного участия в творческой деятельности, приносящей радость
преодоления, открытия и достижения поставленной цели.
Новизна моего опыта состоит в модернизации, адаптации к конкретным
условиям элементов уже известных средств и методов, проводимых в системе с
использованием дидактического материала. Новизна предусматривает:
· проведение нетрадиционных форм урока (урок-исследование, урок-презентация и пр.)
· творческий подход к подаче материала уроков через системы упражнений и заданий по русскому языку, содействующих развитию у школьников умений анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, классифицировать,
· привлечение компьютерных технологий при усвоении теоретических и практических знаний.
· ориентацию учителя на стандарт как на конечный ориентир обучения, путь к которому индивидуален;
· максимальное включение ребенка во все формы активности,
· повышение мотивации учения и развития мышления школьников.
Данный опыт позволяет структурировать учебную программу. Он предусматривает изучение материала в порядке, предлагаемом действующей программой. Позволяет использовать орфографические алгоритмы, систему орфографических упражнений и проверочных работ, компьютерные программы для изучения орфографии, что дает высокую эффективность обучения, так как комплекс опорных умений и навыков обеспечивает целостный ход развития и совершенствования усвоения знаний, без чего немыслимы никакие умения и навыки, в том числе и орфографические. Следовательно, это позволяет усилить практическую направленность изучения русского языка, обеспечить развитие индивидуальных способностей учащихся.
Конечно, работать творчески, всесторонне развивая себя и своих учеников, интересно, но всегда переживаю, чтобы в погоне за современностью, новизной, яркостью уроков, желанием продемонстрировать умение владеть различными технологиями, не упустить главное – формирование прочных знаний учеников.
В учебной деятельности школьников письмо занимает значительное место, то есть с вопросами орфографии учащиеся сталкиваются постоянно. Однако специально, в порядке конкретных программных требований, орфография изучается в I-IV и V-VII классах. В старших классах (VIII-IX, X-XI) программа по русскому языку лишь указывает на необходимость совершенствовать навыки правописания учащихся.
Технологическая сторона моего опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка» предполагает постановку следующей цели: выработать оптимальную систему приемов и упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости, позволяющую формировать активную самостоятельную позицию учащихся в обучении русскому языку. Чтобы добиться вышеуказанной цели в своей педагогической деятельности я поставила перед собой ряд важнейших задач, способствующих её достижению:
• в сфере обучения – освоение учащимися основ знаний по русскому языку и литературе, принципов и закономерностей их функционирования, развитие творческих способностей и связной устной и письменной речи;
• в сфере самосознания - осмысление своего индивидуального потенциала, контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков;
• в сфере мотивации – развитие интереса к русскому языку и литературе, постоянной потребности к знаниям, реализации своих возможностей и передачи опыта другим ученикам.
Еще раз хочется подчеркнуть, что реализации поставленных целей и задач в полной мере способствует педагогика сотрудничества, где ученик является субъектом своей деятельности, а сотрудничество в отношениях “учитель-ученик” принимает различные формы (соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).
Большой объем теоретических знаний, которые должны усвоить учащиеся, и дефицит учебного времени диктуют необходимость поиска форм и методов обучения, позволяющих рационально организовывать процесс обучения русскому языку.
Организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, определить цели и отобрать содержание учебного материала помогают следующие педагогические принципы:
- Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения. Предполагает построение определенной системы и последовательности процесса обучения, так как сложные упражнения не могут быть выполнены до выполнения более простых. Содействует развитию логических умений через реализацию комплекса упражнений по русскому языку. Обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых.
- Принцип единства группового и индивидуального обучения. Он предполагает их оптимальное сочетание. Обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря его общению и взаимодействию с другими учениками. Этот принцип создает условия для диалога, для проявления взаимопомощи, повышает чувство ответственности.
- Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности соответствовали возрастным этапам.
- Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъективность в учебном процессе. Данный принцип требует развития у школьников аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок.
Мной используются разнообразные методы, приемы и средства обучения. К наиболее активно используемым методам в процессе обучения относятся:
1. Метод стимулирования познавательной активности.
2. Частично-поисковый и эвристичесткий метод.
Выполнение упражнений и заданий поискового характера, например, корректировка и редактирование текста. Факт исправления неправильно построенного предложения подлежит аргументированию. Такие упражнения способствуют концентрации внимания учащихся.
Анализ печатных или письменных текстов, телепередач, услышанных стихов и песен, высказываний различных лиц. Задания такого рода развивают языковую интонацию, учат всматриваться и вслушиваться в слово. При подборе текстов из художественной литературы следует обращать внимание на следующие критерии:
• соответствие возрастным особенностям;
• соответствие речевому опыту;
• соответствие интересам учащихся;
• наличие в тексте изученных орфограмм;
• доступность с точки зрения языковых средств.
3. Объяснительно-иллюстративный метод.
4. Метод комбинированного контроля.
Достоинства этого метода в том, что он позволяет провести основательную проверку нескольких учащихся за небольшой промежуток времени. Провожу опросы при помощи системы карточек. Группа карточек охватывает вопросы по целой теме и включает задания, тесты. Ученик должен подготовить ответы на уровне, выбранном им. Работа с карточками требует системности.
Использование этих принципов и методов обучения позволяет обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения орфографической зоркости, осуществлять взаимодействие и сотрудничество.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.
Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.
В последнее время в своей работе я пользуюсь алгоритмом обучения орфографическому правилу. Он достаточно прост, несмотря на то, что состоит из 10 этапов. Для достижения хороших результатов очень важно соблюдать последовательность перехода от этапа к этапу (особенно в 5 классе), чтобы учащиеся привыкли к такому способу работы, почувствовали и поняли её «системность».
1. Знакомство с орфограммой, вывод орфографического правила.
Желательно, чтобы учащиеся сами находили закономерности в написании.
Например, при изучении темы «Буквы Е и И в корнях с чередованием» на доске записываю:
собирать уберёт
протирать оттереть
есть а нет а
Данная запись позволяет быстро сделать вывод о правописании корней.
2. Объяснение орфограммы на подобранных мною примерах.
На данном этапе необходимо следить за чётким проговариванием слов, объясняя, почему в слове пишется именно эта буква, а не другая. Обязательно обращаю внимание на графическое обозначение орфограммы:
Собирать, уберёт (нет а).
3. Кодирование правила.
Этот этап работы наиболее любим учащимися, поскольку позволяет проявлять творческую фантазию, находчивость. Пятиклассники любят играть, а кодирование правила может легко превратиться в увлекательную игру. Предлагаю всем придумать краткую запись правила, в которой можно использовать условные знаки и сокращения, затем выбираем наиболее удачный вариант из предложенных. Например, в результате обсуждения появляется такая запись:
бир __________ а
бер __________ нет а
4. Выбор примеров слов на изучаемую орфограмму из слов с омонимичными корнями, приставками и т. д. На данном этапе учащийся понимает, что необходимо учитывать значение морфемы. Запись на доске может быть следующей:
Берег, выбирать, оберегать, заберёт, выберет, перебирать.
Предлагаю выбрать только слова на изученную орфограмму, а затем ученики объяс-няют, почему не подходят другие примеры. Попутно графически выделяют орфограмму.
5. Работа с сигнальными карточками.
У каждого ученика есть карточки: буквы Ии Е. Диктую слова (темп постоянно возрастает), учащиеся показывают необходимые карточки. Недостаток работы с сигнальными карточками – невозможно оценить работу каждого ученика. Он легко устраняется на следующем этапе.
6. Буквенный диктант.
Такой вид работы (записывается только орфограмма-буква) помогает ученику поверить в себя, в свои силы; результаты такого диктанта всегда высоки, несмотря на то, что оцениваю их строго. Диктант состоит обычно из 10-12 слов; если ученик допускает одну ошибку, ставлю «4», две-три ошибки – «3». Такой диктант занимает несколько минут, легко и быстро проверяется, результаты его объясняю сразу. Иногда использую взаимопроверку.
7. Словарный диктант.
8. Выборочный диктант или диктант, состоящий из словосочетаний, который позволяет попутно повторить и другие орфограммы, изученные на предыдущих уроках.
9. Предупредительный и объяснительный диктанты, представляющие собой связный текст.
10. Контрольный диктант.
Результаты контрольного диктанта будут положительными, если последовательно, от этапа к этапу применять данный алгоритм.
Иногда при быстром усвоении правила можно пропустить тот или иной этап: после первого перейти к третьему, а второй и четвёртый объединить. Всё зависит от степени трудности изучаемого материала. В своей педагогической деятельности я проверила действенность данной технологии. Результаты показали, что её использование положительно сказывается и на общем развитии детей, и на повышении уровня их орфографической грамотности.
Особо хочется сказать об уроках обобщения и систематизации, подготовки к контрольной работе. После анализа своей работы на этих уроках я пришла к выводу, что уделяю много внимания тем орфограммам, которые с моей точки зрения могут вызвать затруднения у учащихся, и при этом я не учитываю реальные трудности учащихся. В результате я поменяла свой подход к данному виду работы. Например, возьму тему «Имя существительное», включающую в себя изучение ряда орфографических правил. После того как изучена вся тема, на систематизацию и обобщение материала я отвожу 2-3 урока. Материал первого урока подбираю таким образом, чтобы в него были включены примеры на все изученные в теме орфограммы. В конце урока предлагаю ребятам распределить их по уровню трудности, начиная с самой трудной орфограммы. Каждый ученик делает это индивидуально. Затем я собираю листочки и провожу их анализ. На дом даю задание поработать более тщательно над теми орфограммами, которые вызвали трудности и подобрать к ним дидактический материал.
Второй урок обобщения изученного строю с учётом анализа опроса, делая упор на те орфограммы, которые в большинстве оказались трудными, привлекая дидактический материал, подготовленный учащимися. Полезны, особенно на таких уроках, элементы игры. Например, ученики лучше запоминают правописание о, е после шипящих и ц, если провести игру « Чьи трофеи богаче». На доске написано: Родник иначе называют ключом, луну – месяцем. Задание: продлить словосочетания. Класс делится на две группы, одна подбирает существительные, в которых после шипящих и ц пишется е, другая – о. Побеждает та группа, чьи «трофеи» богаче. Игра «Эстафета»: 1 ряд записывает слова с орфограммой «Буквы з-с на конце приставок», 2 ряд – «Гласные в приставках пре и при». Игра «Третье лишнее» - гореть, пригореть, угар. Диктанты -молчанки – этот приём использую при закреплении и повторении изучен ной орфограммы. Показываю карточку с изображённой на ней орфограммой, например: пол-; пол.… Подождав одну минуту, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, поочерёдно показываю иллюстрации, а ребята должны записать слова, обозначающие изображенные на них предметы: капуста, лимон, дыня, яблоко и т. д. Ученики соответственно должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол-яблока и т. д. Работа с таким набором диктантов-молчанок не только помогает разнообразить урок, но и учит детей связывать зрительный образ предмета с правильным написанием слова, его обозначающего. Следует, однако, помнить: занимательность не должна стать самоцелью. Только в сочетании с достаточной научной глубиной она принесёт желаемые результаты.
Важную роль в формировании орфографических навыков также играет и работа над ошибками. Систематическая работа в этом направлении воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Я, проверяя ученические тетради, подчёркиваю ошибки (исправляю их только в тех случаях, когда правило ещё не изучалось), ставя на полях условный значок (палочку), тем самым обращая на них внимание ученика. Иногда считаю целесообразным в тех или иных случаях вкладывать в тетрадь карточку с дополнительным заданием, при этом руководствуюсь дифференциацией. Разработанная мною система работы над ошибками предусматривает активные действия ученика. Получив проверенную тетрадь, он сам исправляет ошибки, подчёркнутые мною, записав после классной работы перед домашней такой вид работы, как работа над ошибками. Выполняя эту работу, ученик пользуется «Памяткой для работы по исправлению ошибок» Систематически проводимая работа над ошибками помогает учащимся овладеть способами самостоятельного решения разных орфографических задач. Такая работа становится для них нормой. Когда я на следующий день собираю тетради, то при их проверке обращаю внимание на эту работу, исправляя кое-какие неточности, если они есть, показывая правильную запись.
Большую роль в формировании орфографических навыков играют алгоритмы, таблицы по орфографии (таблицы Татьяны Яковлевны Фроловой)
Весьма эффективна в условиях, когда нужно обобщить пройденный материал, привести его в систему, подготовить учащихся к мониторингу, модель обучения орфографии, построенная по принципу опоры на алгоритмы орфографических действий. Работая с алгоритмами, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает их механическое использование и облегчает усвоение орфограмм. В работе с алгоритмами предлагаю ребятам несколько этапов.
Первый этап – знакомство с алгоритмами, порядком его применения и образцами рассуждения. Главное в работе над алгоритмом – убедить ученика набраться терпения и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий.
Второй этап – овладение алгоритмом. Работа с алгоритмом может быть успешной только в том случае, если при этом установлен контроль со стороны учителя за умственными действиями ученика, если эти действия фиксируются, отмечаются (проговариваются с использованием образца применения правила).
Третий этап – закрепление. Этот этап связан с постоянной диагностикой успешности усвоения алгоритма.
Я использую орфографический алгоритм только при изучении некоторых правил: правописание – ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах; корней с чередованием гласных; приставок на З (С); суффиксов -ОВА- , -ЕВА-, -ЫВА-, -ИВА-, «Гласные в корне», «Правописание О Е после шипящих и Ц», «Мягкий знак после шипящих в конце слов», «Окончания существитель-ных», «Окончания прилагательных и причастий», «Правописание НЕ и НИ», «Слитное и раздельное написание НЕ», «Правописание Н и НН в наречиях, прилагательных и причастиях», «Суффиксы причастий прошедшего времени», «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Основной алгоритм, с которого мы начинаем работу над орфограммой, состоит из следующих этапов:
-Увидеть орфограмму в слове
-Определить, какая это часть речи
-Определить морфему, содержащую орфограмму
-Вспомнить правило
-Применить его к данному слову.
Орфографические навыки приобретаются годами, из урока в урок, поэтому очень важно, какие используются приёмы и методы, способствующие выработке орфографических навыков. Изложенная мною система работы по формированию орфографических навыков обеспечивает овладение всеми учащимися относительной орфографической грамотностью. Она весьма эффективна в условиях, когда уровень орфографической подготовки учащихся определяет успешность результатов мониторингов, а в дальнейшем и сдачи ЕГЭ. Стремление добиться высоких результатов в языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся подтолкнуло меня к творческим поискам в работе. Каждого педагога волнует проблема результативности его труда. И ради этого мы погружаемся в мир инновационных технологий, отбираем заинтересовавшее нас, внедряем в свою практику.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.