Пути развития учебной самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира
Оценка 4.6

Пути развития учебной самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира

Оценка 4.6
Документация
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
03.08.2020
Пути развития учебной самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира
Пути развития учебной самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира
Автореферат ШИКОВА.doc

 

 «Пути развития учебной самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира»

 

ВВЕДЕНИЕ

 

При поступлении в школу наступает новый крайне важный этап развития ребенка, от которого зависит его успешность во взрослой жизни. Ведущей деятельностью на данном этапе становится учебная. Для того, чтобы данная деятельность протекала успешно необходимо обеспечить условия для психологического развития ребенка, подготавливающего его к этому. Важным качеством для усвоения потока учебной информации является самостоятельность.

В психолого-педагогической литературе под «самостоятельностью» понимается способность получать знания без активного вмешательства других лиц. Стремление к самостоятельности, присуще ребенку с первых лет жизни, однако направленность этого качества на учебную деятельность является инновацией школьного возраста. Не секрет что, врожденное стремление к самостоятельности проявляется у детей в разной степени: активные, которые всего добиваются сами и намерено отказываются от помощи других, а также пассивные, которые обращаются к помощи посторонних, не желая брать на себя ответственность. Поэтому проблема формирования у детей самостоятельности в учебной деятельности является актуальной.

Формирование самостоятельности у учащихся начальных классов способствует развитию его личности в целом. Рассматривая самостоятельность, как интегративное свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи.

Для того, чтобы развивать учебную самостоятельность в современной педагогике  существует множество приемов и методов, как простых, так и сложноорганизованных: самостоятельная и контрольная работы, тесты, творческие работы (изложения и сочинения), создание презентаций, различные виды исследовательских работ. Одним из наиболее эффективных методов, на наш взгляд, является проектный метод который заключается в том, что учащиеся самостоятельно решают проблемные задачи, предложенные педагогом, опираясь при этом на свои знания и навыки, осваивая при этом новый материал из доступных информационных источников.  

Объект исследования –  самостоятельность, как качество личности младшего школьника.

Предмет исследования – роль учебной самостоятельности в успешности обучения в начальной школе.

Цель работы рассмотреть приемы и методы  формирования учебной самостоятельности у младших школьников и доказать, что метод проектов на уроках окружающего является наиболее эффективным для решения этой проблемы.

В соответствие с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1.  Изучить самостоятельность как психолого-педагогический феномен;

2. Рассмотреть предмет «окружающий мир» с точки зрения формирования учебной самостоятельности;

3. Выявить эффективность различных способов развития учебной самостоятельности на уроках окружающего мира у младших школьников;

4. Провести опытно-экспериментальную работу с целью доказать эффективность проектного метода  на уроках окружающего мира для формирования учебной самостоятельности.

Гипотеза исследования: применение метода проектов для формирования учебной самостоятельности эффективно, так как позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и способствует пробуждению интереса к изучаемому предмету и освоить большой объем знаний.

Основные подходы к пониманию самостоятельности получили свое развитие в работах крупных советских психологов: Выготского Л.С., Ананьева Б.Г., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. В своих трудах они рассматривали вопросы самостоятельности в русле кардинальных проблем психологической науки – проблем личности, активности, деятельности. Они подчеркивали, что социальная ценность самостоятельности, как качества личности, определяется ее направленностью и уровнем активности человека как субъекта деятельности и отношений.

Методом проектов занимались такие крупные исследователи как Д. Дьюи, В. Килпатрик, М.В.Крупенина, Е.С.Палат, С.Т. Шацкой. Ведущим методом проекты были в педагогических системах В.Н. Сороки-Росинского и А.С.Макаренко. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

В работе использовались следующие методы: теоретические методы: анализ и обобщение научной литературы; эмпирические методы: наблюдения, эксперимент.

Практическая значимость заключается в том, что предложенные в выпускной квалификационной  работе подход к применению проектной деятельности в начальной школе поможет в формировании учебной самостоятельности младших школьников, расширит их кругозор, научит работать с различными видами источников информации.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.

Во введении мы обосновали тему исследования и ее актуальность, определили объект, предмет, цель и задачи исследования. Обозначили практическую значимость работы.

Первый раздел посвящен теоретическим аспектам исследуемой проблемы.

Второй раздел включает в себя методических аппарат и описание трех этапов опытно-экспериментальной работы.

Заключение содержит выводы по выпускной квалификационной работе.

Список использованных источников содержит 55 книг и статей.

В приложении приводятся методические разработки, способствующие формированию самостоятельности и примеры реализации проектной деятельности  на конкретном учебном материале.

 

Основное содержание работы

 

Самостоятельность всегда являлась важной составляющей формирующейся личности. Это психологическое качество понимается как способность личности действовать автономно без участия других индивидуумов.

В большинстве психологических словарей термин «самостоятельность» не приводится. В том случае, если данное понятие рассматривается, то авторы словарей подчеркивают какие-либо отдельные характеристики данного феномена при отсутствии системного описания явления.

В работах отечественных психологов самостоятельность часто рассматривается  как черта  характера, например, Е.Г. Баранов отмечает, что самостоятельность личности это «...черта характера, позволяющая человеку строить свое поведение относительно независимо от группового давления, принятых в обществе когнитивных, оценочных и культурных стереотипов. Самостоятельность проявляется в саморегуляции, восприятии и интерпретации событий, принятии решений, целеполагании, взаимоотношениях с другими людьми».

Формирование учебной самостоятельности как качества являющейся личности ученика было и остаётся  актуальной.

В педагогике понятие самостоятельности рассматривается  не только как черта характера, требующая воспитания и необходимая для успешного обучения (умение учиться), но и как понятие, характеризующее деятельность учащегося: «самостоятельность», «самостоятельная работа», «самостоятельная познавательная деятельность», «учебная деятельность», «учебная самостоятельность».

Но как системная проблема самостоятельность в педагогике стала разрабатываться  во второй половине 19 века.

Важный вклад в развитие понимание смысла самостоятельности в педагогике  в этот период  внесли К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Д.И. Тихомиров, С.А. Рачинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель и другие. Но каждый из этих исследователей отмечал в определении самостоятельности что-то свое, выделял ведущую, по их мнению, черту в этом понятии.

Этапом в развитии педагогики стало создание в Германии  в начале 20 века вальдорфской школы, которая была признана всей зарубежной педагогикой и получила большое распространение в практике работы многих учебных заведений Западной Европы. В основе концепции этого педагогического направления был положен принцип предоставления ребенку возможности развития в «собственном темпе», т.е. возможности каждого ребенка определялись индивидуально, без установления одинаковой для всех планки.  

В отечественной педагогике проблема учебной самостоятельности активно начинает разрабатываться с середины 50-х годов XX столетия.

По нашему мнению, наиболее полное определение самостоятельной работы предлагает педагог Б.П. Есипов, который анализирующий её  «как соединение самостоятельной мысли учащихся с их самостоятельным, физическим действием». Самостоятельность, утверждал педагог, – это действие без  «непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное время», при этом учащиеся стараются достигнуть установленной в задании цели «через свои умственные и физические усилия». «Самостоятельная работа, – говорит автор, - помогает повышению эффективности обучения,  как в отношении развития овладения системой знаний, умений и навыков, так и в отношении развития способностей в умственном и физическом труде».

Во второй половине XX века  в отечественной педагогике, как и в западно-европейской, большое внимание продолжало уделяться изучению учебной самостоятельности.

В современной педагогической литературе учебная самостоятельность определяется как качество личности школьника, которое характеризует уровень его обученности организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность и контролировать в процессе освоения новых знаний собственные усилия [26, с.211].

Таким образом, все ученые обращаясь к феномену самостоятельности отмечали, что это способность личности действовать автономно, при этом не вступая в конфликт с общепринятыми нормами и правилами поведения в обществе. Две основные черты самостоятельности – это её неразрывная связь с познавательной активностью личности и способностью анализировать и обобщать материал окружающей действительности.  Учебная самостоятельность позволяет значительно улучшить качество учебного процесса.

Современные программы начальной школы содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться. Ребёнок, который к концу начального образования не приобрёл этих качеств, в основной школе не справляется с растущими требованиями к усвоению учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к знаниям, учится значительно ниже своих возможностей. Учебная самостоятельность, основы, которой закладываются в 1-ом классе, рассматривается как один из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника.

Предмет «Окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Природоведческие и экологические представления – элементарные знания об объектах и явлениях живой и неживой природы Элементарные сведения о Земле как планете Солнечной системы. Осуществляется пропедевтика в области физического образования младших школьников: дети получают сведения о некоторых физических явлениях (движение, электричество и т.д.) Сведения о человеке как биологическом существе и части природы. Младшие школьники узнают о некоторых особенностях организма человека, психологических особенностях индивида, знакомятся со своей индивидуальностью. Географические представления – сведения как из физической географии (поверхность, водоёмы, полезные ископаемые, физическая карта и др.), так и из экономической (использование воды, воздуха человеком, хозяйственная деятельность людей; охрана природы). Природные зоны. Социальные представления формируют у школьников понимание места человека в обществе, раскрывают правила поведения в общественных местах. Освоение понятий: родина, страна, город, национальность, закон, право, правительство и др. Исторические представления – предварительное ознакомление учащихся с историей Отечества. На ярком и доступном детям материале формируются образные представления о наиболее важных событиях и фактах из истории Российского государства.

В настоящее время наиболее часто используемой в начальной школе является УМК «Школа России», которая имеет достаточное количество заданий и упражнений, которые направлены на формирование и развитие учебной самостоятельности с целью достижения планируемых результатов. Применительно к урокам окружающего мира это проверочные и контрольные работы различных типов, тестовые задания, творческие описания элементов окружающей действительности, рассуждения на заданную тему по изученному материалу. Необходимо давать учащимся домашние задания поискового характера. Активное применение в школьном обучении современных технических средств позволяет разнообразить типы занятий, развивающих самостоятельность при внеся в них игровой элемент.

Наиболее успешно и эффективно учебная самостоятельность формируется в проектной деятельности, для которой предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе). В проектной деятельности учащиеся имеют возможность применить все освоенные ранее приемы и методы получения знаний [48, с. 118].

Развитию познавательной и практической самостоятельности младших школьников способствует наличие, сформированность следующих общих учебных умений: анализа, планирования и самоконтроля. Главное место в методике отводится умению анализа.

Таким образом, учитывая особенности предмета «Окружающий мир» можно сделать вывод, что он предоставляет большие возможности для развития учебной самостоятельности, поскольку материал, предлагаемый для усвоения изложен  конспективно и поэтому позволяет учащимся проявлять познавательную активность для расширения и углубления знаний по изучаемым темам. Роль учителя, на данном этапе развития самостоятельности, заключается в том, чтобы рекомендовать дополнительный материал и заинтересовать в его освоении.

Для подтверждения гипотезы высказанной выпускной квалификационной работе была проведено опытно-экспериментальное исследование в котором сравнивались результаты сформированности учебной самостоятельности после выполнения детьми учебных проектов по предмету «Окружающий мир»

Экспериментальная работа проходила на базе МОУ СОШ №27 г. Балаково. Срок проведения  опытно-экспериментальной работы 2 месяца с 1 сентября по 30 октября. В исследовании приняли участие 40 учеников  3-х классов,  из них 20 мальчиков и  20 девочек. Участники эксперимента были разделены на две группы: контрольную (3 «А» класс) и экспериментальную (3 «Б» класс).  Оба класса занимаются по УМК «Школа России», где предмет «Окружающий мир» представлен учебниками А.А.Плешакова. В период эксперимента, согласно учебному плану было проведено 18 учебных часов, в которых изучены материалы следующих разделов  «Как устроен мир», «Эта удивительная природа», «Мы и наше здоровье». Кроме того для экспериментальной группы были подготовлены и проведены следующие мероприятия на формирующем этапе эксперимента: беседа с родителями о важности развития учебной самостоятельности для успешной образовательной деятельности детей, разработаны и предложены для выполнения учащимися два проекта «Школа добрых дел», в котором дети должны рассказать как они представляют школу будущего. В рамках этого проекта также предусматривалась проведение классного часа на тему «Школа твой добрый дом» и совместная экскурсия с родителями в осенний парк. Цель проекта была сплотить коллектив класса и установить партнерские отношения с родителями. Закрепить программный материал помог проект «Познаю мир с Кракозябликом», в котором учащиеся совместно с вымышленным персонажем  раскрывали особенно заинтересовавшую их тему по предмету.

Для того, чтобы определить уровень учебной сформированности самостоятельности и сравнить их после окончания эксперимента учащимся предлагалось ответить на пять вопросов, рекомендованных для определения общего представления о самостоятельности. Затем все участники эксперимента заполняли лист самооценки, в котором им предлагалось оценить по таким критериям как успеваемость, мотивация, активность, организованность, ответственность и самостоятельность.

Для определения способности детей к самостоятельной работе была применена методика авторов Н.И.Александровой и Т.И.Шульга «Нерешаемая задача», которая позволила определить какое количество времени учащийся способен работать самостоятельно, когда обращается за помощью и отказывается от выполнения задачи.

Результаты были оформлены в сравнительную таблицу, на основе которой были составлены диаграммы, наглядно показывающие динамику развития учебной самостоятельности у участников эксперимента.

Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, позволяют сделать вывод, что примененные методики для определения уровня развития учебной самостоятельности у младших школьников – участников эксперимента, достаточно объективны. А приемы и методы, использованные нами на констатирующем этапе эксперимента, способствовали повышению уровня развития  учебной самостоятельности у большинства респондентов.

Метод проектов, применённый на уроках «Окружающего мира», вызвал интерес и активизировал творческую деятельность учащихся, что способствовало приобретению новых знаний и развитию познавательной активности. Это было подтверждено результатами, полученными на заключительном этапе эксперимента.

Таким образом,  проведенная нами работа, позволяет сделать вывод, что предмет «Окружающий мир» является эффективным для формирования учебной самостоятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Перед школой общество ставит задачу – воспитание  личности, обладающей  высоким общественным потенциалом. Это  понятие  включает в себя такие качества как самостоятельность мышления и творческую активность, которые позволят самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, мыслить логически, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения и применять их.

Поэтому  одной из главных задач современного образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Поскольку учебно – воспитательный процесс призван решать задачу: воспитание социально активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника, то воспитание такой личности должно включать формирование такой важной психологической составляющей, как самостоятельность. Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого педагога.

В психологии самостоятельность рассматривается как волевая черта личности, как способность осуществлять какую - либо деятельность без посторонней помощи и предусматривает способность к самостоятельному принятию решений, в осуществлении намеченных действий по достижению цели, в умении брать ответственность за  свои дела и поступки и самоконтроле.  Развитие самостоятельности осуществляется комплексно в процессе организованной учебной деятельности.

Эффективное использование самостоятельной работы позволяет решать большой ряд вышеперечисленных задач. На начальной ступени обучения в деятельности учителя приоритетными задачами являются: обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий. То есть главная задача учителя — это формирование компонентов учебной деятельности. Она сформулирована авторами различных образовательных систем в качестве одной из ведущих. Для это необходимо создать условия для развития самостоятельности, когда управление учебным процессом осуществляется ненавязчиво, без диктаторски приемов, т.е. применяются методы педагогики сотрудничества, когда культивируются уважение в каждой личности и создаются условия для развития её способностей.

В целях реализации ФГОС НОО для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность  работы с детьми, организацию интеллектуальных и творческих условий, научно-технического творчества и  проектно - исследовательской деятельности.

ФГОС НОО рассматривает учащегося не только как объект воспитания, но как личность обладающую свободной волей равноправного партнера  в процессе получения знаний.

Особенно интенсивно этот процесс происходит в начальной школе, так как первые четыре года обучения закладывают фундамент для успешности всего периода обучения. Программа предмета «Окружающий мир» как нельзя лучше способствует формированию самостоятельности, так как побуждает каждого ребенка к активному познанию его среды обитания и способствуют активному вхождению в социум.

Применение проектной деятельности как нового активного метода в обучении младших школьников позволяет им не просто лучше усвоить учебную программу, но и на практике формирует умения  систематизировать, анализировать и обобщать получаемые знания, активизирует познавательную деятельность.

Применение проектной деятельности на уроках окружающего мира помогает повысить уровень сформированности учебной самостоятельности и пробудить интерес к изучению предмета.

 Это было доказано в опытно-экспериментальной работе, результаты которой наглядно показали эффективность создания проектов по предмету «Окружающий мир» для развития самостоятельности учащихся как психологического качества.

Таким образом, мы пришли к выводу, что формирование самостоятельности в начальной школе позволит  заложить основу  успешного обучения на следующих ступенях образования. Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя.

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Пути развития учебной самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира »

Пути развития учебной самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира »

Для того, чтобы развивать учебную самостоятельность в современной педагогике существует множество приемов и методов, как простых, так и сложноорганизованных: самостоятельная и контрольная работы, тесты, творческие…

Для того, чтобы развивать учебную самостоятельность в современной педагогике существует множество приемов и методов, как простых, так и сложноорганизованных: самостоятельная и контрольная работы, тесты, творческие…

Основные подходы к пониманию самостоятельности получили свое развитие в работах крупных советских психологов:

Основные подходы к пониманию самостоятельности получили свое развитие в работах крупных советских психологов:

Первый раздел посвящен теоретическим аспектам исследуемой проблем ы

Первый раздел посвящен теоретическим аспектам исследуемой проблем ы

Формирование учебной самостоятельности как качества являющейся личности ученика было и остаётся актуальной

Формирование учебной самостоятельности как качества являющейся личности ученика было и остаётся актуальной

Самостоятельность, утверждал педагог, – это действие без «непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное время», при этом учащиеся стараются достигнуть установленной в…

Самостоятельность, утверждал педагог, – это действие без «непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное время», при этом учащиеся стараются достигнуть установленной в…

Он теряет интерес к знаниям, учится значительно ниже своих возможностей

Он теряет интерес к знаниям, учится значительно ниже своих возможностей

Российского государства. В настоящее время наиболее часто используемой в начальной школе является

Российского государства. В настоящее время наиболее часто используемой в начальной школе является

Роль учителя, на данном этапе развития самостоятельности, заключается в том, чтобы рекомендовать дополнительный материал и заинтересовать в его освоении

Роль учителя, на данном этапе развития самостоятельности, заключается в том, чтобы рекомендовать дополнительный материал и заинтересовать в его освоении

Для того, чтобы определить уровень учебной сформированности самостоятельности и сравнить их после окончания эксперимента учащимся предлагалось ответить на пять вопросов, рекомендованных для определения общего представления…

Для того, чтобы определить уровень учебной сформированности самостоятельности и сравнить их после окончания эксперимента учащимся предлагалось ответить на пять вопросов, рекомендованных для определения общего представления…

Таким образом, проведенная нами работа, позволяет сделать вывод, что предмет «Окружающий мир» является эффективным для формирования учебной самостоятельности

Таким образом, проведенная нами работа, позволяет сделать вывод, что предмет «Окружающий мир» является эффективным для формирования учебной самостоятельности

Развитие самостоятельности осуществляется комплексно в процессе организованной учебной деятельности

Развитие самостоятельности осуществляется комплексно в процессе организованной учебной деятельности

Применение проектной деятельности как нового активного метода в обучении младших школьников позволяет им не просто лучше усвоить учебную программу, но и на практике формирует умения…

Применение проектной деятельности как нового активного метода в обучении младших школьников позволяет им не просто лучше усвоить учебную программу, но и на практике формирует умения…

Пути развития учебной самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира

Пути развития учебной самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.08.2020