Пути формирования рефлексии на уроках английского языка в начальной школе (2-4 классы)
Оценка 4.8

Пути формирования рефлексии на уроках английского языка в начальной школе (2-4 классы)

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
doc
английский язык
2 кл—4 кл
24.07.2018
Пути формирования рефлексии  на уроках английского языка в начальной школе (2-4 классы)
Кондаурова В.М. Пути формирования рефлексии на уроках АЯ в НШ.doc
Пути формирования рефлексии  на уроках английского языка в начальной школе Подготовил: Кондаурова В.М., учитель английского языка МБОУ ЦО №15 города Тулы      Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, очень надеюсь,   что   у   нас   с   вами   получится   интересное   и   полезное   мероприятие.   Темой   моего выступления является «Формирование рефлексии на уроках английского языка в начальной школе». Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с самим понятием «рефлексия»,  дать представление   о   классификации   рефлексии  и  показать   конкретные   варианты   проведения рефлексии на уроках.      Слайд 2. Что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове «рефлексия» ставят на слог ЛЕ.   В   современной   педагогике   под   рефлексией   понимают   самоанализ   деятельности   и её результатов.          Основной целью рефлексии является приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию   и   формированию   привычки   к   осмыслению   событий,   проблем,   жизни. Рефлексия   способствует   развитию   у   учащихся   критического   мышления,   осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменеджмента. Психологи особо подчёркивают,   что   становление   и   развитие   духовной   жизни   связано,   прежде   всего,   с рефлексией.          Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.           Слайд   3. При   взаимодействии   с   учащимися   учитель   использует,   в   зависимости   от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: ­ физическую (успел – не успел); ­ сенсорную (комфортно – дискомфортно); ­ интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); ­ духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).       Если   физическая,   сенсорная   и   интеллектуальная   рефлексия   может   быть   как индивидуальной,   так   и   групповой,   то   духовную   следует   проводить   лишь   письменно, индивидуально и без огласки результатов.      Слайд 4. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация: ­ рефлексия настроения и эмоционального состояния; ­ рефлексия деятельности; ­ рефлексия содержания учебного материала.      Слайд 5. Рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале   урока   с   целью   установления   эмоционального   контакта   c   классом   или   в   конце деятельности. Что можно применять? ­ Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз. ­ “Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось. ­ “Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно.  ­ “Светофор”.     1 ­   “Мои   ожидания”:  возьмитесь   за   руки,   улыбнитесь   друг   другу.   Что   вы   ожидаете   от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько ­ посмотрим в конце   урока   (получить   новые   знания,   справиться   со   всеми   заданиями,   помочь   своему товарищу и т.д.)      Слайд 6. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания изученного. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных   в   начале   урока   целей,   свою   активность,   эффективность   работы   класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. ­   “Плюс­минус­интересно”  (авт.   Эдвард   де   Боно,   доктор   медицинских   наук,   доктор философии   Кембриджского   университета,   специалист   в   области   развития   практических навыков в области мышления). Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для   каждого   ученика).   Это   упражнение   можно   выполнять   как   устно,   так   и   письменно,   в зависимости   от   наличия   времени.   Для   письменного   выполнения   предлагается   заполнить таблицу из трех граф. В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали  положительные  эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких­то целей. В графу “М” – “минус” записывается   все,   что   не   понравилось   на   уроке,   показалось   скучным,   вызвало   неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу “И” – “интересно” учащиеся   вписывают   все   любопытные   факты,   о   которых   узнали   на   уроке,   и   что   бы   еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. + (плюс) ­ (минус) (интересно)       ­   Интересен   приём   рефлексии   в   форме «синквейна» (пятистишия).   Синквейн   разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу. ­ первая строка – название темы (одно существительное); ­ вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; ­ третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; ­   четвёртая   строка   –   это   фраза   из   четырёх   слов,   показывает   отношение   к   теме   (целое предложение); ­ последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. ­ «Табличка – фиксация знания и незнания» о каком­либо понятии. Понятие Знаю Хочу узнать Узнал В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую ­ формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали. Слайд 7. Следующий вид – рефлексия деятельности. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на   этапе   проверки   домашнего   задания,   защите   проектных   работ.   Применение   данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. 2 Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии. ­ “Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька – мне всё удалось. Слайд 8. “Дерево успеха”: зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2­3 ошибки. Слайд 9. “Поезд”. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое   было   интересно   выполнять,   а   “грустное   личико”   в   тот,   который   символизирует задание,   которое   показалось   неинтересным.   Можно   использовать   только   один   жетон   по усмотрению ученика. Слайд 10.  Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный   процесс,   ориентируясь   на   личность   каждого   ученика.  Безусловно,   рефлексия является   обязательным   условием   саморазвития   не   только   ученика,   но   и   учителя.   Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Заир­Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. ­ Список литературы. 1. СПб издательство “Речь”, 2003 г. 2. Просвещение, 2011. ­224 с. Каким должен быть современный урок. http://www.it­n.ru. 3. 4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. 5. №2. http://eidos.ru/journal/2012/0529­10.htm ­ Центр дистанционного образования "Эйдос". 6. Хуторской   А.В.   Модель   системно­деятельностного   обучения   и   самореализации учащихся   //   Интернет­журнал   "Эйдос".   ­   2012.   ­№2.http://www.eidos.ru/journal/2012/0329­ 10.htm. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет­журнал "Эйдос". ­ 2012. ­    3

Пути формирования рефлексии на уроках английского языка в начальной школе (2-4 классы)

Пути формирования рефлексии  на уроках английского языка в начальной школе (2-4 классы)

Пути формирования рефлексии на уроках английского языка в начальной школе (2-4 классы)

Пути формирования рефлексии  на уроках английского языка в начальной школе (2-4 классы)

Пути формирования рефлексии на уроках английского языка в начальной школе (2-4 классы)

Пути формирования рефлексии  на уроках английского языка в начальной школе (2-4 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2018