В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний.
Вопросом качества занимаются многие. В Европе создана комиссия по академической оценке качества образования, проходят конференции, в России состоялось 6 симпозиумов по квалиметрии человека и образования.
Тема: «Пути повышения качества образования через использование
инновационных технологий»
Выступление на МО
В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют
чаще других слов. Отслеживание качества необходимо для сохранения
образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования:
свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний.
Вопросом качества занимаются многие. В Европе создана комиссия по
академической оценке качества образования, проходят конференции, в
России состоялось 6 симпозиумов по квалиметрии человека и образования.
Однако приходится признать, что, несмотря на это, концепция качества
образования только складывается: определяются подходы, формируются
показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях.
Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь
новое модное слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется
необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом
контексте.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения
имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники
образовательного процесса.
Повышение качества образования одна из основных задач, декларируемых
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
В качестве условий достижения "нового современного качества дошкольного,
общего и профессионального образования" определены:
введение в действие государственных образовательных стандартов и
вариативного базисного учебного плана;
оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
использование нравственного потенциала искусства как средства духовного
развития личности;
введение профильного обучения в старшей школе;
усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;
развитие дистанционного образования;
государственная поддержка школ для одаренных детей;
создание эффективной государственнообщественной системы экспертизы и
контроля качества учебной литературы;
создание государственной системы оценки качества образования и др.
Так что же такое "Хорошее качество образования"?
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:
с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик
без проблем может поступить в ВУЗ;
с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели,
поставленной в жизни;
с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
с глубокими прочными знаниями по всем предметам.
Для родителей хорошее качество образования связано:
с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику
школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом
педагогов;
с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением
педагога увлечь детей своим предметом.Для учителей хорошее качество образования связано:
с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее
интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и
нравственно;
с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно
работать;
со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника,
способности и потребности детей; где учителя придерживаются
гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и
мудрое руководство;
с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко
представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный
комфорт.
В высказываниях учащихся чаще звучат ближайшие жизненные задачи
получение профессионального образования, в высказываниях родителей
успешное профессиональное самоопределение учащихся и достижение
поставленных целей, в высказываниях учителей гуманистические принципы
воспитания, индивидуальный подход к детям, реализация творческого
потенциала учителя.
Как же повысить качество образования?
Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:
качества образовательной программы; качества потенциала педагогического
состава, задействованного в образовательном процессе; качества потенциала
обучающихся; качества средств образовательного процесса (материально
технической, лабораторно экспериментальной базы, учебнометодического
обеспечения, учебных кабинетов); качества образовательных технологий;качества управления образовательными системами и процессами.
Мы остановимся на одном из путей повышения качества образования через
использование инновационных технологий, а именно: технологии погружения
в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения
интерактивной доски.
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в
формировании личности ученика, личности информационной цивилизации.
Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и
информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих
учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся,
учитель и сам должен обладать такой культурой.
Как стремительно меняется современный мир! Не успели учителя, ученики и
их родители привыкнуть к новым информационным технологиям в
заговорили о технологиях информационно
образовании,
коммуникационных. Пока разбирались в чём отличие, осваивали и
как
определяли, как лучше использовать новые возможности, в школах появились
новые интерактивные технические средства, использование которых в
обучении представляется существенным шагом вперёд.
Использование интерактивных досок в классе способно преобразить формат
преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и
привлекательным.
Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных
технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он
применяет те или иные функции доски.
Работа с мультимедийными технологиями предоставляет новые возможности,
как педагогам, так и учащимся.
Возможности для учителей:экономия драгоценного времени урока, которое педагог обычно тратит на
наглядное объяснение материала,
позволяет преподавателям объяснять новый материал из любого места класса,
создает определенную гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи
поверх любых приложений и вебресурсов,
позволяет учителям сохранять и распечатывать изображения на доске,
включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом
много времени и сил, а также упрощая проверку усвоенного материала,
позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут
обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным
потребностям,
позволяет легко переходить от режима демонстрации к режиму записей на
доске, сохраняя при этом и тот и другой материал, а также возможность
повторного воспроизведения его в любой последовательности на уроке,
позволяет учителям вновь использовать созданные материалы и делиться ими
друг с другом,
возможности доски, как наглядного пособия качественно нового уровня с
возможностями анимации и мультипликации позволяют повысить интерес
учащихся к рассматриваемому материалу,
использование интерактивной доски позволяет создать проблемную ситуацию
и возможность разрешить её, выполняя виртуальные лабораторные опыты,
миниисследования,
вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует
профессиональный рост.
Возможности для учащихся:
предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе,
развития личных и социальных навыков, коммуникативных навыков,появляется возможность работать более творчески (можно исправить или
переделать любой элемент демонстрационного материала), возрастает
уверенность в себе,
можно заранее или на уроке подготовить собственный материал.
Исследования показали, что работа с мультимедийными технологиями
действительно помогает в учёбе. Это хороший выбор для преподавателей,
которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и
интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей,
повысить посещаемость, облегчить усвоение материала. Работа улучшает
восприятие материала учащимися. Они признают, что работать гораздо
интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что
мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное
участие в работе.
Существенным препятствием на пути применения современных технологий в
учебном процессе является:
низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги,
закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с компьютерами.
Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе,
либо используют эпизодически. Большая часть педагогов, прошедших
компьютерные курсы, применяют компьютер как средство для изготовления
различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных
материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности.
на первых парах большие временные затраты при подготовке к уроку и
жёсткая заданность урока в соответствии с содержанием презентации.
Но, несмотря на это, всё выше сказанное подтверждает, что применение
мультимедийных технологий способствует повышению качества образования.