Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий»

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 29.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний. Вопросом качества занимаются многие. В Европе создана комиссия по академической оценке качества образования, проходят конференции, в России состоялось 6 симпозиумов по квалиметрии человека и образования.
Иконка файла материала Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий.doc
Тема:   «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий» Выступление на МО В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще   других   слов.   Отслеживание   качества   необходимо   для   сохранения образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний.  Вопросом   качества   занимаются   многие.   В   Европе   создана   комиссия   по академической   оценке   качества   образования,   проходят   конференции,   в России состоялось 6 симпозиумов по квалиметрии человека и образования. Однако   приходится   признать,   что,   несмотря   на   это,   концепция   качества образования   только   складывается:   определяются   подходы,   формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях. Качеством   занимались   всегда.   В   этом   нет   ничего   нового,   появилось   лишь новое  модное  слово.  Однако  образование  меняется, и  поэтому  появляется необходимость   постоянного   переосмысления   ценностей   и   целей   в   новом контексте. Качественным   можно   считать   образование,   если   определенные   достижения имеют   не   только   учащиеся,   но   и   преподаватели   как   участники образовательного процесса. Повышение качества образования ­ одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. В качестве условий достижения "нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования" определены:  введение   в   действие   государственных   образовательных   стандартов   и вариативного базисного учебного плана; оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения; использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности; введение профильного обучения в старшей школе; усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся; развитие дистанционного образования; государственная поддержка школ для одаренных детей; создание эффективной государственно­общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы; создание государственной системы оценки качества образования и др. Так что же такое "Хорошее качество образования"? Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:  с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;  с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;  с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;  с глубокими прочными знаниями по всем предметам. Для родителей хорошее качество образования связано:  с   получением   знаний,   умений   и   навыков,   которые   позволяют   выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;  со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;  с   умением   учащихся   применить   полученные   знания   в   жизни;   с   умением педагога увлечь детей своим предметом.Для учителей хорошее качество образования связано:  с  умением   подготовить   школьника   в  ВУЗ,   глубоким   раскрытием   наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;  с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;  со   школой,   которая   учитывает   индивидуальные   особенности   школьника, способности   и   потребности   детей;   где   учителя   придерживаются гуманистического   принципа   воспитания,   где   есть   творческие   педагоги   и мудрое руководство;  с   профессиональной   позицией   и   самоощущением   учителя,   когда   он   четко представляет   свои   цели,   знает,   как   их   достичь   и   чувствует   душевный комфорт.  В   высказываниях   учащихся   чаще   звучат   ближайшие   жизненные   задачи   ­ получение   профессионального   образования,   в   высказываниях   родителей   ­ успешное   профессиональное   самоопределение   учащихся   и   достижение поставленных целей, в высказываниях учителей ­ гуманистические принципы воспитания,   индивидуальный   подход   к   детям,   реализация   творческого потенциала учителя. Как же повысить качество образования? Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:  качества образовательной программы; качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе; качества потенциала обучающихся;   качества   средств   образовательного   процесса   (материально­ технической,   лабораторно   экспериментальной   базы,   учебно­методического обеспечения, учебных кабинетов); качества образовательных технологий;качества управления образовательными системами и процессами.  Мы остановимся на одном из путей повышения качества образования через использование инновационных технологий, а именно: технологии погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения ­ интерактивной доски.  Каждый   педагог   должен   понимать   ту   роль,   которую   он   может   сыграть   в формировании   личности   ученика,   личности   информационной   цивилизации. Педагог   должен   быть   готов   использовать   средства   информатизации   и информационные   технологии   в   обучении,   в   воспитании   и   развитии   своих учеников.   Чтобы   формировать   информационную   культуру   у   учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.  Как стремительно меняется современный мир! Не успели учителя, ученики и их   родители   привыкнуть   к   новым   информационным   технологиям   в заговорили   о   технологиях   информационно­ образовании, коммуникационных.   Пока   разбирались   в   чём   отличие,   осваивали   и   как   определяли, как лучше использовать новые возможности, в школах появились новые   интерактивные   технические   средства,   использование   которых   в обучении представляется существенным шагом вперёд. Использование интерактивных досок в классе способно преобразить формат преподавания   и   обучения,   сделав   учебный   процесс   более   эффективным   и привлекательным. Однако   важно   понимать,   что   эффект   от   использования   интерактивных технологий   во   многом   зависит   от   самого   преподавателя,   от   того,   как   он применяет те или иные функции доски. Работа с мультимедийными технологиями предоставляет новые возможности, как педагогам, так и учащимся. Возможности для учителей:экономия драгоценного времени урока, которое педагог обычно тратит на наглядное объяснение материала, позволяет преподавателям объяснять новый материал из любого места класса, создает определенную гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб­ресурсов,  позволяет   учителям   сохранять   и   распечатывать   изображения   на   доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил, а также упрощая проверку усвоенного материала, позволяет   использовать   различные   стили   обучения,   преподаватели   могут обращаться   к   всевозможным   ресурсам,   приспосабливаясь   к   определенным потребностям, позволяет легко переходить от режима демонстрации к режиму записей на доске,  сохраняя  при  этом  и  тот  и другой  материал, а  также   возможность повторного воспроизведения его в любой последовательности на уроке,  позволяет учителям вновь использовать созданные материалы и  делиться ими друг с другом, возможности   доски,  как   наглядного   пособия   качественно   нового   уровня   с возможностями   анимации   и   мультипликации   позволяют   повысить   интерес учащихся к рассматриваемому материалу, использование интерактивной доски позволяет создать проблемную ситуацию и   возможность   разрешить   её,   выполняя   виртуальные   лабораторные   опыты, мини­исследования, вдохновляет   на   поиск   новых   подходов   к   обучению,   стимулирует профессиональный рост. Возможности для учащихся:  предоставляет   больше   возможностей   для   участия   в   коллективной   работе, развития личных и социальных навыков, коммуникативных навыков,появляется   возможность   работать   более   творчески   (можно   исправить   или переделать   любой   элемент   демонстрационного   материала),   возрастает уверенность в себе, можно заранее или на уроке подготовить собственный материал. Исследования   показали,   что   работа   с   мультимедийными   технологиями действительно   помогает   в  учёбе.  Это  хороший   выбор  для   преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных   методов   обучения   хотят   заинтересовать   своих   слушателей, повысить   посещаемость,   облегчить   усвоение   материала.   Работа     улучшает восприятие   материала   учащимися.   Они   признают,   что   работать     гораздо интереснее,   чем   просто   с   печатным   материалом.   Они   считают,   что мультимедийный   подход   помогает   сосредоточиться   и   принимать   активное участие в работе. Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является:  низкая   компьютерная   грамотность   участников   этого   процесса.   Педагоги, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо   используют   эпизодически.   Большая   часть   педагогов,   прошедших компьютерные курсы, применяют компьютер как средство для изготовления различного   рода   дидактических   карточек,   тестов   и   других   раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности.  на   первых   парах   большие   временные   затраты   при   подготовке   к   уроку   и жёсткая заданность урока в соответствии с содержанием презентации. Но,   несмотря   на   это,   всё   выше   сказанное   подтверждает,   что   применение мультимедийных технологий способствует повышению качества образования.