Пути совершенствования навыков чтения младших школьников
Оценка 4.7

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Оценка 4.7
Научные работы
doc
чтение +1
Взрослым
18.01.2017
Пути совершенствования навыков чтения младших школьников
Статья "Пути совершенствования навыков чтения младших школьников" раскрывает основные компоненты техники чтения, приводятся примеры упражнений для обучения осознанности чтения, развития правильности чтения, упражнения для обучения беглости чтения, развития периферического (бокового) зрения и упражнения для выразительности чтения. А чтобы проследить рост каждого ребенка предлагает строить индивидуальные графики чтения.Статья "Пути совершенствования навыков чтения младших школьников"
Пути соверш. навыков чтения.doc
Старобешевская общеобразовательная школа І-ІІ ступеней ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Выступл ение                                                      на районном методическом обьединении                                                       учителей начальных классов Нельзя требовать от ребенка  невозможного­                                      к определенному уровню и определенному                                                кругу знаний различные дети идут по­ разному В.Сухомлинский                  Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению ­ одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение ­ это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение ­ это и то, чему обучают младших школьников, посредствам   чего   их   воспитывают   и   развивают.   Умения   и   навыки   чтения формируются   не   только   как   важнейший   вид   речевой   и   умственной деятельности,   но   и   как   сложный   комплекс   умений   и   навыков,   имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.                  Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.         Полноценный навык чтения ­ это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.            С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения ­ один из показателей общего уровня развития   познавательной   деятельности   ребенка,   так   же   как   трудности   в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или   иного   психического   процесса   (внимания,   памяти,   мышления,   речи) Восприятие   текстов   младшими   школьниками   не  соответствует   восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей.  Ему свойственна: ­ фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста; ­ слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия; ­ зависимость от жизненного опыта; ­ связь с практической деятельностью ребенка; ­   ярко   выраженная   эмоциональность   и   непосредственность,   искренность сопереживания; ­ превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме; ­   недостаточно   полное   и   правильное   понимание   изобразительно выразительных средств речи; ­ преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия. Чтобы   сформировать   чтение   как   учебное   умение,   необходимо   это обстоятельство   иметь   в   виду.   Важно   также   учитывать   особенности познавательной   деятельности   детей.   У   детей   6­7   лет   еще   не   развито логическое   мышление,   оно   носит   наглядно­   действенный   характер, требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями   ­   моделями.   Далее   постепенно   мышление   приобретает   возникает   логическое наглядно­образный   характер,   наконец,   и,   Эти   ступени   развития   познавательной абстрактное   мышление. деятельности  младшего школьника накладывают  отпечаток на характер обучения. Основные компоненты техники чтения                                         Современная   методика   понимает   навык   чтения   как автоматизированное   умение   по   озвучиванию   печатного   текста, предполагающее   осознание   идеи   воспринимаемого   произведения   и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала   чтения,   в   процессе   чтения   и   после   завершения   чтения.   Именно такое   “вдумчивое   чтение”,   основанное   на   совершенном   навыке   чтения, становится   средством   приобщения   ребенка   к   культурной   традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения ­ залог успешного учения как в начальной, так и   в   средней   школе,   а   также   надежное   средство   ориентации   в   мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.          Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой   и   умственной   деятельности,   как   средство   самовоспитания   и саморазвития,   но   и   как   сложный   комплекс   умений   и   навыков,   имеющий общеучебный   характер   и,   следовательно,   используемый   учеником   при изучении всех учебных предметов.          Технику чтения, как известно, составляют 4 компонента (осознанность, беглость,   выразительность,   правильность).   Каждый   из   этих   компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно   поднимается   на   уровень   навыка,   т.   е.   осуществляется   без напряжения, полу­ или совсем автоматически и впоследствии применяется для успешного изучения других школьных дисциплин.             Выделяются 2 вида чтения: чтение вслух и чтение про себя. Оба вида чтения должны удовлетворять  компонентам приведенным выше:  1) правильности;  2) осознанности; 3) беглости.          К чтению вслух ещё предъявляется требование выразительности.     Правильность чтения – это безошибочность и плавность воспроизведения звуковой стороны текста.    Осознанность чтения проявляется в умении читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Беглостью   чтения   называют   такой   темп   чтения,   который   обеспечивает сознательность восприятия при чтении и который соответствует темпу устной речи.    Выразительность чтения – это качество громкого чтения, проявляющееся в умении читателя голосом передать авторский замысел и своё отношение к прочитанному.     Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту.                    Именно   к   такой   скорости   приспособился   за   многие   столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.    Для развития всех этих качеств: сознательности, беглости, правильности и выразительности   использую   специальные   упражнения,   которые   включаю   в каждый   урок   чтения.  Эта   работа   дает   положительный   результат,  вносит   в урок   оживление,   делая   его   интересным   и   эмоциональным.         Рассмотрим упражнения, характерные для развития каждого навыка отдельно.     Упражнения для обучения осознанности чтения    В настоящее время первостепенное значение на уроках чтения уделяется осознанию ребенком содержательной стороны читаемого текста. Если ученик осмысленно   воспринимает   произведения   художественной   словесности, понимает их содержание, заключённое в художественных образах, то у него   способность   к развивается   воображение,   творческая   фантазия, ассоциативному   мышлению,   применению   языковых   средств,   пониманию стилей общения.      Осознанность чтения ­ это понимание прочитанного текста. Что же такое понимание? Психологи называют пониманием установление логической связи между   предметами   путем   использования   имеющихся   знаний.   При   чтении несложного   текста   понимание   как   бы   сливается   с   восприятием   –   мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов)   или   отбираем   из   имеющихся   знаний   нужные   в   данный   момент   и связываем   их   с   новыми   впечатлениями.   Но   очень   часто   при   чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установление   новых   логических   связей)   представляет   собой   сложный, развертывающийся   во   времени   процесс.   Для   осмысления   текста   в   таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. Свести   содержание   текста   к   коротким   и   существенным   логическим формулам,   отметить   в   каждой   формуле   центральное   по   смыслу   понятие, ассоциировать   понятия   между   собой   и   образовать   таким   путем   единую логическую цепь идей – вот сущность понимания текста. Поэтому,   к  первой   группе   упражнений,   направленных   на   осознание, понимание   текста   относятся   логические   упражнения,   где   ребята   учатся находить общие и отличительные признаки в различных связях, объединять в одно целое эти признаки, устанавливать связь между различными явлениями и понятиями.  Рассмотрим эти упражнения, представляющие самую большую группу. Упражнение “Составь новое слово”.  Даны слова: колос сани Волга носки было катки Задание: нужно составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика второй слог. Работу усложняя, предлагаю детям составить не любые слова, а слова на определенную тему, например, на тему “Животные” (кони, волки, быки)       Дети учатся наблюдать и устанавливать связь между словами в  упражнении “Найди четвертое”.  Сначала нужно посмотреть, какая же логическая связь между первой парой слов. И на основе этой связи надо подобрать недостающее слово. А) Песня – композитор. Самолет ­ ? (изобретатель, конструктор) Б) Нож – сталь. Стул ­ ? (дерево) В) Утро – ночь. Зима ­ ? (лето)     Ко второй группе по развитию осознанности чтения можно отнести игры со словами.   Эти   упражнения   требуют   от   учащихся   внимания   к   слову,   к   его частям.   Ведь   внимание   это   катализатор   чтения   и   поэтому   необходимо научиться   управлять   вниманием   детей.   Если   у   ученика   неустойчивое внимание,   значит,   оно   быстро   переключается   на   посторонние   мысли, предметы и интерес к чему­либо снижается. Поэтому необходимо научиться управлять   вниманием   детей,   т.   к.   это   важнейшее   средство,   которое необходимо в процессе освоения техники сознательного чтения.    Особенно нравится детям такое задание. Оно преподносится в такой форме: “Превратите лес в деревья (1ряд), мак в подарок(2ряд), рака в пароход (3 ряд)”. Последующее слово должно быть на одну букву длиннее предыдущего, но при этом все придуманные слова подчинены одной теме. Такое упражнение используется   уже   в   конце   первого   класса.   Каждое   слово   концентрирует внимание учащихся, т. к. такое задание требует выполнения сразу нескольких условий.  1 ряд лес 2 ряд мак 3 ряд рак (3 буквы) лось земля листья деревь роза букет бумага подаро (4 буквы) вода (5 букв) судак удочка (6 букв) пароход (7 букв) я к       В упражнении “Найди животное” ученики должны найти спрятавшееся название животного среди строчек стихотворения.                        Насос сосёт речную воду,                        И шланг протянут к огороду. (осётр)                        Среди кустов царит покой,                       Здесь хорошо бродить одной. (овца)        Достаточно трудное упражнение, т.к. учащиеся должны не просто найти части этих слов, но и объединить их, чтобы можно было прочитать слово. Использование на уроках различных загадок, ребусов, шарад также относятся к этой группе упражнений.        К третьей группе относятся упражнения по работе с деформированными, неоконченными предложениями, текстами. Использование этих упражнений являются основой использования приема антиципации или предвосхищения, т. е.   смысловой   догадки.   Развитию   антиципации   способствуют   следующие упражнения.               Упражнение  “Восстанови   текст”  ребята   распределяют последовательность  строк в стихотворении. Строки взяты из произведений   С.В. Михалкова.                         1. Да! Стать учёным не легко!                         2.Писать красиво не легко…                         3.Вздохнём сначала глубоко…                         4.За буквой букву вывожу… (ответ: 2,3,4, 1 из стихотворения “Чистописание”) Упражнение “Прочти, спроси, ответь!” Дети читают строчки: Вдруг Какой­то страшный зверь Открывает лапой дверь…(из стихотворения “Мой щенок”) Перед   ними   вопросы:   Кто…?   Как…?   Что…?   Что   делает…?   Какой…? Каждый   ученик   может   попробовать   себя   в   роли   учителя   и   задать одноклассникам вопрос, начало которого на доске. (Кто открывает дверь?, Как открывает дверь? и т.д.)  С   текстами   можно   выполнять   такие   задания,   как   “Составь   предложения”, “Закончи рассказ”, “Поставь знаки препинания”. Эти задания используются и на уроках русского языка.          К четвертой группе упражнений относится работа учащихся с текстом. Прочитав   любой   текст,   осознание   прочитанного   учащимися,   я   проверяю   с помощью вопросов по содержанию. Эти вопросы задаю устно или письменно на доске. Вопросы можно написать на индивидуальных карточках, которые можно предложить слабым или наоборот сильным детям, на уроке или в виде домашнего задания. С помощью вопросов можно предложить различные виды работы на уроке.  Например, 1) расположи вопросы по порядку содержания текста 2) зачитай ответ на второй вопрос;  3) поставь вопросы ко второму абзацу текста;  4) перескажи текст (или часть текста) по вопросам.        Упражнение “Чтение – разведка”. Оно заключается в том, что дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные   перед   чтением   учителем.   Цель   такого   задания   ­   умение ориентироваться в представленном  материале и находить главное, а также развитие скорости чтения.          Упражнение “Чтение с постукиванием ритма”. Постукивая по столу карандашом,  учитель   задает   ритм   чтения,  но   в   конце   опять   же   проверяет осознанность чтения текста учащимися с помощью вопросов.             Определение   вступительной,   основной,   заключительной   частей   произведения, составление плана к нему – все это способствует отработке осмысливания   произведения.   Деление   текста   на   части,   их   смысловая группировка   и   приводят   к   выделению   смысловых   опорных   пунктов, углубляющих   понимание   и   облегчающих   последующее   запоминание материала. Психологи выяснили, что опорой понимания может быть все, с чем связываем мы, то, что запоминается или что само “всплывает” как связанное с ним. Это могут быть какие­то второстепенные слова, дополнительные детали, определения   и   т.д.   Любая   ассоциация   может   быть   опорой.   Смысловой опорный   пункт   есть   нечто   краткое,   сжатое,   но   в   то   же   время,   служащее основой какого­то более широкого содержания. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в тексте  основные идеи,  значимые слова,  короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц. Простые приемы моделирования на уроках чтения, которые использую Модель­сравнение к сказке М. Пляцковского «Помощник». дружелюбный трудолюбивый кролик ослик хитрый ленивый добрый недружелюбный На уроках использую такую блок­схему. Учащиеся должны исправить ошибку в последовательности. мышка зайка лягушка лисичка К литературной сказке Е. Чарушина «Теремок». Правильная последовательность: мышка – лягушка – зайка – лисичка  Развитие правильности чтения              Для развития правильности чтения использую упражнения, в которых наиболее точно необходимо отразить признаки, свойства предметов, которые направлены на развитие запоминания, а, значит, развивают внимание, память учащихся.  Правильность   чтения   отрабатывается   в  таких   упражнениях,  как “Опиши предмет”, где учащиеся должны описать свойства  наглядного или предполагаемого   предмета;   “Назови   картинки”,   где   учащиеся   запоминают показанные предметы на картинках и затем по памяти их перечисляют. Хорошие результаты дает работа с упражнением “Фотоглаз”.  Дети самостоятельно читают, запоминают (фотографируют) слова с доски.  СОК ЛЕЩ МАШИНА ИГРА НОЖНИЦ РУЧК А  Ы            Учитель читает другие слова или предложения, или текст. Учащиеся должны определить есть ли там такие слова, которые указаны на доске.        Например, учитель произносит слова: книга, напиток, лист, автомобиль, рыба, лещ, рука, сок, ручка; или учитель читает предложения: В реке плавает большая рыба. Эта рыба называется лещ.; или учитель читает стихотворение:  Мне стоит лишь собрать багаж! А долго ли собрать? Бумагу, ручку, карандаш И общую тетрадь!  (из стихотворения С.В. Михалкова “Мой секрет”)              Заучивание   наизусть   стихотворения   очень   хорошо   развивает   память учащихся.      Навык   правильности   чтения   отрабатывается   при   чтении   слов, отличающихся одной буквой: мышка – мошка – мишка – миска, при чтении слов, где имеются одинаковые буквы: куст – стук, сосна – насос, масло – смола, мышка – камыш, марка – рамка, мошкара – ромашка, марш – шрам; при чтении слов, имеющих одинаковые части: приехал, пришёл, принёс, припев. Упражнения со словами. 1.Чтение слов, отличающихся одной буквой. Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска. 2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы. Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка. 3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания. Приехал,   пришёл,   пришил,   принёс,   припев;   красное,   белое,   голубое, черное, желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка. 4. Чтение «перевёртышей». Лев ел волов. Иди искать такси, иди. 5. «Сквозная буква», «Лесенка». ­­­  ­з­ ­­­  ­з­ ­­­  ­з­ ­­­  ­з­ ч__ ч____ ч_____ ч______ 6.   Словарная   работа   (выяснение   лексического   значения   слов   перед чтением). 7. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.     Упражнения для обучения беглости чтения           Немаловажную роль при чтении отводится обучению беглости чтения. Важность   быстрого   чтения   в   образовательном   процессе   отрицать   было   бы неправильно.   Ежегодный   прирост   научно­технической   литературы   во   всем мире   составляет   сейчас   60   млн.   страниц.   Но   это   не   предел.   Ученые подсчитали, что в начале 21 века объем информации возрастет в 10 раз! Как же   научиться   управлять   информационным   потоком,   как   выделять   самое важное   и   необходимое   в   данный   момент?   Учить   управлять   надо   с   самой первой ступени школы. Выделять главное поможет осмысленность читаемого материала, а справиться с большим объемом информации скорочтение. Для   развития   беглости   чтения   необходимо   расширять   поле   зрения   учащихся и активизировать органы речи. П е р в а я    г р у п п а – упражнения для расширения поля зрения. 1. Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке, на картинке ставим зеленую   точку   и   концентрируем   взгляд   на   ней.   В   это   время   называем предметы справа, слева, вверху, внизу). 2. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово. сок носки сам Света место каток кукла магазин ива кресло клетка кукла рак 3. Определи разницу. Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование; беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог. 4. Назови по порядку. беда несчастье горе печаль буря вьюга позёмка метель ветер плач рёв слёзы рыдания В т о р а я    г р у п п а – упражнения для активации органов речи. 1. Артикуляционная гимнастика: а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги; б) слова, трудные для произношения. 2. Скороговорки. 3. Чистоговорки. 4. Различные виды чтения: а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя; б) хоровое чтение; в) чтение в парах; г) чтение одновременно с ведущим; д) чтение с убыстрением темпа; е) чтение с переходом на незнакомый текст; ж) чтение в темпе скороговоркии т.д.   Развитие периферического (бокового) зрения Обязательным   условием   для   повышения   скорости   чтения   является проведение работы по развитию периферического (бокового) зрения.            При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Всё, что лежит за пределами этой зоны, на периферии,   видится   как   бы   в   тумане.   Как   показали   исследования,   глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановки)   или   смены   точек   фиксации   (движения).   Восприятие   текста происходит в момент остановки или фиксации. Таким образом, повышение скорости чтения – это увеличение способности воспринимать информацию в большем объёме за единицу времени при остановке глаз во время чтения.     Работу   по   развитию   бокового   зрения   надо   начинать   с   более   простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. Мною использовались упражнения   с   буквенными   и   цифровыми   таблицами,   предложенные Степанищевым А. Т. в книге “Читать можно быстрее”  Таблицы Степанищева А.Т. (Приложение № 1). Для   тренировок   заготавливаются   таблицы   размером     7,5x5,5   см   для каждого   ребёнка.   Сначала   считывается   таблица   №     1     с   одним   знаком   в квадратах (буква или цифра), а потом с двумя. (таблица № 2) Затем три знака и,   наконец,   переходить   нужно   на   таблицы   со   смешанными   знаками одновременно.  Каждый учащийся, глядя на квадрат в центре (красного цвета) считывает   знаки,   находящиеся   сверху,   снизу,   справа,   слева.   Эти   таблицы можно считывать и на других уроках (на математике). Работа ведётся до тех пор,   пока   ребёнок   не   выучился   считывать   в   таблице   все   знаки.   Время считывания одной таблицы от 1,5 до 2 минут. Скорость считывания была у всех   разная   –   от   2  до   8   знаков   за   2мин.  Со   временем   она   увеличилась   в среднем на 2­4 знака.  Тренировка   периферического   поля   зрения   происходит   только   в   те моменты, когда взгляд фиксируется в центре таблицы и стремится охватить её всю. Развитию поля чтения способствуют упражнения с таблицами Шульте, Швайко Т.Г.  Таблицы Шульте. (Приложение № 2) Таблицы   считываются   за   10   секунд   каждая.   У   каждого   ученика карточка, в каждую клеточку которой вписана цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 класс), от 1 до 25 (2 и 3 класс). Ученик смотрит в центр таблицы и видит её целиком. Считывает её про себя, указывая карандашом цифры. По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом.  Таблицы Швайко. (Приложение № 3). Цель   работы   с   таблицами   Швайко   –   это   обучение   вертикальному движению глаз. Таблицы считываются сверху вниз.      Вторая группа упражнений по развитию беглости чтения направлена  на активизацию органов речи.      С первого класса урок чтения начинаю с речевой зарядки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произнесению   звуков,   слогов,   слов,   выражений.   Начинать   нужно   с дыхательных упражнений, ибо правильное дыхание – основа речи. Речевая зарядка состоит из нескольких этапов упражнений. 1 группа – “Мы дышим!” (дыхательные упражнения) 2 группа – “Разомнём язычок!” (артикуляционные упражнения) 3 группа – “Произнеси верно!” (произнесение сочетаний звуков) 4 группа – “Учимся скороговорить!” (проговаривание скороговорок) Речевую зарядку провожу в начале урока, и занимает она 2­3 минуты.          На первом этапе при выполнении дыхательных упражнений необходимо решить   следующие   задачи:   научить   учащихся   выполнять   элементы правильного дыхания. Например. Вдох носом, выдох через нос. Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос. Вдох носом, выдох через нос по порциям.        На втором этапе речевой зарядки – при выполнении артикуляционных упражнений – важно показать, как правильно “разогреть” мышцы языка, губ, щёк, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при чтении.             Упражнение   “Чищу   зубы”.  Приоткрыть   рот   и   кончиком   языка “почистить” верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язык слева направо и наоборот.     На третьем этапе ­ “Произнеси верно!” ­ необходимо добиться отчётливого произнесения   слогов,   слов.   Это   закладывает   базу   для   произнесения скороговорок,   трудных   слов,   встречающихся   в   тексте,   и   служит дополнительным   способом   повышения   мотивации   для   работы   по совершенствованию   техники   речи.   Учащиеся   могут   произносить   звуки, сочетания звуков, характерные голосам животных, птиц, явлениям природы и др. Необходимо использовать и такие упражнения, где бы у учеников была не только слуховая, но и зрительная опора при произнесении слогов, слов. На этом этапе используется чтение открытых (но, ли, ма…), но и закрытых (он, ил,   ам…)   слогов.   Хорошие   результаты   даёт   чтение   слогов   со   стечением согласных (стре­, празд­, ткну­…)       Основными задачами четвёртого этапа речевой зарядки является работа над чётким произнесением скороговорок. На уроке можно использовать 1­2 скороговорки.   Как   правило,   лёгкие   скороговорки   чередуются   с   трудными, короткие с длинными. В первом классе работу начинаю с более простых.        Работу над скороговоркой необходимо начинать с разбора её смысла. Для чего она произносится? О чём в ней говорится? Затем следует медленное проговаривание   слов   скороговорки.   Возможно   такое   проговаривание   по слогам   и   шёпотом.   Когда   слышишь,   что   учащиеся   освоили   правильно   все звуки в словах скороговорки, то можно переходить к более быстрому темпу проговаривания.   Темп   постепенно   увеличивать.   Работа   над   скороговоркой считать завершённой только тогда, когда в быстром темпе все слова будут чётко проговариваться и не нарушается структура скороговорки.           Приём   жужжащего   чтения,   очень   эффективный   и   дающий   хорошие результаты. Результативный потому, что читают все учащиеся одновременно, вслух,   вполголоса   и,  что   важно,  каждый   со   своей   скоростью.   Провожу   на каждом   уроке   пятиминутный   тренинг   чтения.  Использую   также   на   уроках различные  виды чтения: хоровое чтение, чтение одновременно с учителем, чтение   с   убыстрением   темпа,   скачкообразное   чтение   “Кенгуру”,   чтение “Спринт”   (кто   быстрее),   чтение   “Буксир”   (за   учителем   или   сильным учеником).      Развитие выразительности чтения           К   последней   группе   приемов   относятся   упражнения   на   развитие выразительности чтения.        Выразительность чтения позволяет ученику сопереживать, сочувствовать литературному   герою,   оценивать   его   поступки.   Этот   навык   раскрывает   и расширяет границы внутреннего состояния ребенка, направляет его чувства, стремления, вырабатывает активность мыслей.          Упражнения по выработке выразительности чтения учащихся вплотную переплетаются   с   упражнениями   по   развитию   беглости.   С   целью совершенствования   выразительности   произношения   необходимо   проводить работу   над   произношением   звуков,   над   отработкой   дикции,  над   развитием голосового аппарата, темпа речи.         Дикция – основа понятийности речи. Система упражнений по отработке дикции включает в себя тренаж артикуляционного аппарата, упражнения со звуками,   их   слиянием,   чтение   чистоговорок,   скороговорок   (аналогичная работа, как и в речевой зарядке). Работая над скороговоркой, отрабатываем чистоту   звука,   а   также   интонацию   с   помощью   упражнения   “Прочитай скороговорку радостно! (грустно, с гордостью, с интонацией, характерной для данной ситуации).       В тексте тщательно отбираются слова , которые требуют пояснения. Если незнакомых слов много, то обязательно включать их в беседу , подводящую к новому  материалу, чтобы  при  чтении  текста   сохранились  его  целостность, эмоциональность и художественность. Если дети не знают значение слов, то и текст им не понятен. Такую словарную работу, где незнакомые слова требуют подробного объяснения, к сожалению, приходится проводить почти к каждой статье: словарь детей оскудел, т.к. изменился быт людей. С каким трудом дети берут на вооружение для нас, кажется , очень простые слова, к примеру, «пахать»,   «боронить»,   ведь   кроме   дороги   от   дома   к   школе   и   обратно   да редких поездок куда­то многие дети почти ничего не видят. А сколько слов надо усвоить, чтобы потом употреблять их в своей речи!                 Красной нитью в обучении должна проходить коррекция устной, а потом и письменной речи.     Отрабатываю темп, постановку голоса и дыхания выполнением следующих упражнений.     Упражнение “Читай шепотом и медленно” (чистоговорки). Ра­ра­ра – начинается игра, Ры­ры­ры – мы подвесили шары.  Упражнение “Читай тихо и умеренно”. урма – урта  умву ­ омво зелка – земка  юдра – едры Упражнение “Читай громко и уверенно”. зарь – варь – марь­ ларь – фарь – карь – тарь ­ барь Зверь – дверь – червь 1. Чтение слова с разными оттенками интонации. 2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации. 3. Упражнения дыхания. 4. Упражнения для развития голоса. 5. Упражнения для дикции. 6. Чтение небольших стихов, например: Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки. И несут меня не кони, А блестящие коньки. 7.   Прочитать,   передавая   радость   (возмущение,   печаль,   гордость)   в зависимости от текста. 8. Чтение по ролям, в лицах. 9. Использование «памятки»: а) представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство  можешь передать при чтении; б) читай четко слова и окончания; в) выделяя голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.     Делая вывод выше предложенному, можно сказать, что совершенствование техники чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные   упражнения   должны   вводится   с   1   класса.   На   уроках невозможно   взять   все   виды   упражнений.   Поэтому   они   варьируются, усложняются,   комбинируются   в   зависимости   от   темы   урока,   возраста учащихся. Чтобы   проследить   рост   каждого   ребенка   строю   индивидуальные графики техники чтения.  Этот   график   показывает   качество   чтения   каждого   учащегося.   Если ученик  отвечает на вопрос учителя, выделяет главную мысль текста, то  на графике   это   отмечается   +   (осознанность).   Число   ошибок   на   графике отмечается цифрой. Кружки ставятся разными цветами: красный обозначает выразительность, синий – её отсутствие, голубой – читает невыразительно, но очень старается. Слабому ребёнку может понадобиться другой график, где цена деления может составлять одно слово.   Это делается для того, чтобы отметить   пусть   небольшое,   но   достижение   ребёнка.   График   представляет собой ломаную.          Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации,  восприятии   окружающего   мира   занимает   с  каждым   днем   все большее   место,   чтение   остается   одним   из   способов   интеллектуального развития   личности   ребенка.   И   только   оно   способно   сформировать   и   дать возможность   ребенку   более   точно   и   правильно   воспринимать   и   понимать окружающий мир, свое место в нем, сделать жизнь более богатой духовно. - - в детях надо пробуждать любовь к чтению; следует   постоянно   расширять   их   запас   слов;   когда   дети   понимают значения слов, им интересно читать; - первый раз читать тексты,   должен только учитель; он передаёт текст грамотно,   эмоционально   (   не   надо   поручать   первоначальное   чтение ученику, как бы хорошо он не читал );  на  уроке  нужно  заниматься  собственно  чтением  не  менее 25  минут, - включая фонетические зарядки в 1­м классе; - не   надо   торопить   детей   при   чтении,   нужно   обязательно   учитывать возможности каждого ученика; в   первом   классе   не   всегда   следует   опрашивать   ученика   путём - индивидуального чтения перед всем классом; - домашнее заданий в 1­м и 2­м классе, кроме чтения, не должно быть; ­   домашнее   задание   по   чтению,     начиная   со   2   класса   можно   давать   с творческим   уклоном:   нарисовать   картинку   по   пройденному   на   уроке материалу,   сделать   аппликацию,   выучить   загадку,   пословицу,   поговорку, среди своих книг найти книгу по теме урока; ­  важно   просить   родителей   читать   детям   небольшие   рассказы   о   животных ( Скребицкого, Сладкова, Чарушина , Екимушкина ), причём предупредить их, чтобы читали по одному рассказу, каким бы маленьким он ни был. Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать признаки предметов (животных), составлять задачи по математике и   т.д.   Кроме   того,   ребёнок   с   удовольствием   рассказывает   о   прочитанном классу.   Это   заинтересовывает   и   других   учеников   они   хотят   узнать   что­то интересное,   чем   и   они   могут   поделиться   с   друзьями,   родителями.   А наилучшее   из   того   ,   что   понравилось   учениками,   я   прочту   классу   сама. Интерес к чтению ­ залог высокой техники чтения. нельзя   заменять   чтение   уроками   математики   и   русского   языка,   что   часто случается перед контрольными работами по этим предметам; на уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы;   ­ во 2­м и 3­м классах хорошо чтобы родители читали детям книги или статьи из   журналов,   газет,   энциклопедий,   где­то   20­30минут   каждый   день   (найти столько времени всегда возможно); кроме того, важно, чтобы дети читали родителям то, что они сами хотят;   ­ нельзя задавать на дом большие тексты . дома надо читать то, что было отработано на уроках; нельзя переутомлять детей чтением больших текстов. Полная   работа   над   которыми   (   чтение   по   главам   или   частям   )   требует больших затрат времени ( 3­4 часа ). ­ всегда работайте творчески : пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами; ­ чаще надо проводить выборочное чтение; ­ даже в 3­м классе не надо порывать с чтением хором; читать надо всем классом . колонками, рядами, парами, по одному; ­ проводить конкурсы чтецов или литературные викторины, что очень любят дети; - Чтение   не   ограничивается   только   учебным   материалом.   Стараться читать   своим   ученикам   больше   книг,  сеющих   доброе  :   произведения классиков,   устного   народного   творчества­   былины,   пословицы, поговорки, загадки, сказки (можно инсценировать их ).      ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Таблицы Степанищева        Таблица № 1.                                                   Таблица № 2. А 33 И 90 Д 22 4 Я 7 1 Л 10 Ч Е 18 24 10 2 О К 9 3 М 23 13 Ш К Х Ч Б Ц О Д Ж Х З У Ф Р Д Ф П И Н Л М Г В С Е Таблица   №   3 Таблица № 4 нет чая нап тик луч шеи яыч чвс сам мли пир ирт отр тоб бол ву ф суч фцы яцч 4 7 мк я 18 64 3 вна пса реп сеи тшб 2 17 25 13 8 84 4 1 40 34 6 50 36 28 9 15 92 61 76 19 2. Таблицы Шульте. 3 8 4 5 9 7 1 10 6 2   1 16 3 20 8 10 13 4 15 18 2 12 7 5 6 19 11 9 14 17 15 6 16 9 14 1 8 20 24 2 18 22 10 21 12 17 11 23 5 25 13 19 3 7 4 3.Таблицы Швайко 33 13 22 3 31 28 10 7 18 35 23 5  15 34 10 6 30 22 20 25 16 32 35 12 9 28 24 11 9 19 12 21 1 29 17 27 17 24 15 34 7 19 4 2 24 27 16 32 25 3 13 5 26 18 31 2 26 30 6 14 8 11 20 23 33 8 29 1 13 21 21 26 31 23 5 35 11 29 17 3 14 22 8 24 6 20 33 27 16 13 12 30 18 2 34 25 28 9 1 32 10 15 4 19 7                                                ЛІТЕРАТУРА 1. Степанищев А.Читать можно быстрее.//Московский рабочий.1988 2.Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. ­ 1989 ­ №5 ­ с. 15­17 3.Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. ­ 1990. ­ №3. ­ с. 67­69. 4.Заика   Е.В.   Упражнения   для   формирования   навыка   чтения   у   младших школьников. // Вопросы психологии. ­ 1995. ­№5 ­ с. 44­54. 5.Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. ­ М., Просвещение, 1991 г. 6.Безруких   М.М.   Формирование   навыков   чтения   и   письма в   процессе   обучения   детей.   Российская   государственная   российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm 7.Львов   М.Р.,   Горецкий   В.Г.,   Сосновская   О.В.   Методика   преподавания русского языка в начальных классах. ­ М.: 2000. 8. Оморокова М.И. Совершенствование  чтения младших школьников  ­ М.: 1997. 9.  http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/chtenie/2012/09/09/sovershenstvovanie­ tekhniki­chteniya 10. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00015346_0.html   http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/chtenie/2012/02/08/sovershenstvovanie­ 11. tekhniki­chteniya­v­nachalnoy­shkole

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017