Одна из важнейших характеристик личности - историческое самосознание - формируется на протяжении всей человеческой жизни под влиянием целого ряда внутренних и внешних факторов, среди которых, вне всякого сомнения, особо значимую роль играет образование, и в первую очередь - гуманитарное. Но многие исследователи отмечают его кризисное состояние в современной России, указывая, прежде всего на “дефицит культуры”. Неслучайно в правительственной программе социально- экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу подчёркивается, что основными направлениями модернизации содержания общего среднего образования должны стать усиление его социальной и гуманитарной ориентированности, расширение и конкретизации социального и культурного контекста. Речь идет о необходимости корректировки взаимодействия гуманитарных знаний и такой их интеграции, которая обеспечит сближение их с социокультурной практикой. Эта задача оптимально реализуется в рамках культуротворческой парадигмы, акцентированной на становление самосознания личности через освоение опыта культуры. Исходный её принцип- целостность картины и мира и человека в нём.
Пути усиления влияния школы на формирование самосознания личности
Одна из важнейших характеристик личности историческое самосознание формируется на протяжении всей
человеческой жизни под влиянием целого ряда внутренних и внешних факторов, среди которых, вне всякого сомнения,
особо значимую роль играет образование, и в первую очередь гуманитарное. Но многие исследователи отмечают его
кризисное состояние в современной России, указывая, прежде всего на “дефицит культуры”. Неслучайно в
правительственной программе социально экономического развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу подчёркивается, что основными направлениями модернизации содержания общего среднего образования
должны стать усиление его социальной и гуманитарной ориентированности, расширение и конкретизации социального и
культурного контекста. Речь идет о необходимости корректировки взаимодействия гуманитарных знаний и такой их
интеграции, которая обеспечит сближение их с социокультурной практикой. Эта задача оптимально реализуется в рамках
культуротворческой парадигмы, акцентированной на становление самосознания личности через освоение опыта культуры.
Исходный её принцип целостность картины и мира и человека в нём.
В перспективе складыванию у школьников исторического самосознания будет, видимо, служить интегрированный курс,
включающий в себя историю, литературу, основы архитектуры, живописи, музыки, театра, прикладного искусства,
народное творчество разных эпох и стран. Однако пока интегративность обучения остаётся слабым звеном в работе
школы, и вполне сохраняет актуальность утверждение нашего коллеги, что “в условиях клеточекпредметов, разводящих
явления, которые взаимосвязано существуют в потоке истории человеческой культуры, решить задачу целостного
представления о картине мира невозможно”.[1]
Мировая художественная культура, отнесённая к образовательной области “Искусство”, сейчас находится в совершенно
надуманном отрыве от таких предметов, как история и обществознание, а ведь при любом подходе к её изучению нельзя
игнорировать трактовку художественного творчества в качестве одного из продуктов цивилизационного развития и
одновременно форм его осмысления и способе воздействия на него. Исходя из этого, в нашей школе (ГОУ СОШ №6 г.
Благодарного Ставропольского края) разработана программа синхронизированного освоения всеобщей и отечественной
истории и МХК учащимися 59х классов.[2] Она предполагает параллельное овладение историческими курсами 1го
концентра и знакомство с особенностями и достижениями художественной культуры с древности до наших дней. Уроки
истории и мировой художественной культуры логично дополняют друг друга, их единство рождает целостную картину
прошлого и настоящего со всем спектром причинно следственных связей.
У нас уже состоялся первый выпуск девятиклассников, в порядке эксперимента занимавшихся таким образом в течение
пяти лет. Ход работы с ними продемонстрировал, что год от года рос их интерес к МХК, они получили знания для того,
чтобы понимать искусство и совершенствовать в себе это понимание. Стала формироваться потребность в красоте,
вырабатываться вкус, развилось их мышление и обострилось эмоциональное восприятие действительности. Продолжив
обучение в старших классах, именно они, в отличие от тех, кто не был приобщен к систематическому курсу МХК,
выказывали стремление расширять и углублять свои знания в этой области, успешнее выполняли разного рода творческие
задания по другим дисциплинам, были более восприимчивы к новым формам и приёмам учебной деятельности, активнее
участвовали в создании художественнонасыщенной среды школы.
Предложенный нами курс обязательно должен иметь продолжение на завершающей ступени школьной жизни. Это
продолжение может протекать поразному, в зависимости от избранного учениками профиля обучения, при сохранении
тесной связи с гуманитарными предметами, совершенствовании практики проведения интегрированных уроков,
применении современных компьютерных технологиях.
Успешному освоению МХК способствует выбор не только оптимальной программы, но и форм и методов работы на уроке
и дома, соотнесение их с общедидактическими задачами, поскольку этот предмет значительно отличается от других,
традиционных для общеобразовательной школы. Поэтому на занятиях мы сочетаем лекции учителя, работу с
подготовленными им учебными текстами, отрывками из сочинений искусствоведов и литераторов, сообщения учащихся,
дискуссии с урокамиаукционами, урокамивернисажами (к ним ребятам предлагается выполнить собственные творческие
работы), конкурсами знатоков искусства, изложением впечатлений от произведений живописи в виде эссе, организацией
“персональных выставок” учеников и т.п.
Рассмотрим эффективность использования нестандартных приемов на примере урока, посвященного культуре эпохи
рококо и творчеству Антуана Ватто в частности. В его начале сознание учащихся ориентируется на осмысление
утверждения о том, что в различные исторические периоды разнятся между собой господствующие представления о
жизни, ее сущности, деятельностном наполнении, ценностях, и им предлагается проанализировать восприятие жизни,
характерное для периода рококо и подчиненное принципу “После нас – хоть потоп”, воплощением которого стал, прежде
всего, мир Версаля. Чтобы погрузиться в атмосферу того времени, дети просматривают отрывок из видеофильма о
Версальском дворце и течении жизни в нем. Затем начинается их знакомство с живописью рококо на примере творчества
Антуана Ватто. На дисплеях своих компьютеров они имеют возможность увидеть наиболее известные его полотна, их
детали, параллельно прослушивая комментарии учителя, отвечая на вопросы, постепенно подходя к усвоению важнейшихчерт культуры рококо, в рамках которой бытовало убеждение: “Жизнь игра, жизнь – театр, жизнь – сон, а искусство –
реальность сна”.[3] Далее ученики получают задание прочитать три небольших стихотворения М.Пруста из цикла
“Портреты художников и музыкантов” и определить, какое из них написано под впечатлением от произведений Ватто,
обосновав свой выбор. В этом фрагменте занятия можно провести своеобразный конкурс художественного чтения, при
возможности предложить комулибо прочесть стихотворение “ Антуан Ватто” на языке оригинала. С помощью
гиперссылки школьники обращаются к короткой биографической информации о Прусте. Рассматривая репродукции
картин “ Жиль” и “Лавка Жерсена”, они готовятся принять участие в дискуссии о тех чертах творчества Ватто, которые
уже отличают его от традиции рококо. Урок завершается выводами об истинной ценности человеческой жизни, о роли
творчества, искусства, способного преодолевать время и смерть и обретать бессмертие. Для работы дома учащиеся
получают на выбор одно из заданий:
1. Попытайтесь, подобно М. Прусту, выразить свои впечатления от творчества коголибо из живописцев в форме
стихотворения;
2. Напишите сочинение на тему “Жизнь и бессмертие”.
Они также обеспечиваются информацией о том, на какие статьи, книги, Интернетресурсы им следует обратить внимание,
если у них возникло желание расширить и углубить полученные на уроке знания о личности и творчестве Антуана Ватто.
Основываясь на таких методах работы, мы от урока к уроку формируем все основные структурные компоненты
исторического самосознания: познавательный – информационную базу, то, что составляет содержание истории;
аксиологический – эмоциональночувственную сферу, отражающую заинтересованность личности в обогащении историей в
форме переживаний; поведенческий – психологическую готовность к реализации функций участника исторического
процесса ( включая связанные с искусством – созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение
художественных явлений). А итогом этого должно стать выстраивание прочной цепочки: от знаний – через чувства – к
поступкам.