Урок русского языка в 7 классе №36-37
Тема: Р. р. №5-6
Контрольное изложение
Цели:
Образовательные: совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения; учить выделять и обобщать главную и второстепенную информацию текста; учить сжимать текст разными способами; учить строить связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста, определять главную информацию в тексте, обобщать её.
Воспитательные: обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся на уроке; способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; создать условия, обеспечивающие формирование у обучающихся самоконтроля.
Развивающие: способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, сравнения, делать необходимые выводы; обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;
Воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности перед матерью, любви к матери.
Ход урока
Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение.
О.Бальзак
1. Оргмомент.
Объяснение целей и задач урока. Оформление тетрадей.
2. Вступительное слово учителя.
3.Рассказ учителем легенды:
«Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.
И вот однажды, почитатели ее красоты попросили показать им ее главные драгоценности. Тогда Корнелия Грак вышла к людям в своем самом обыкновенном платье, а за руку она вела троих своих детей. И тогда все поняли, что драгоценности Корнели Грак – это ее дети».
Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?
4.Работа с эпиграфом к уроку.
Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?
Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.
5.Чтение стихотворения
Легче всего - обидеть мать,
Она обидой не ответит.
И только будет повторять:
«Не простудись, сегодня ветер».
Легче всего обидеть мать.
Пройдут года, мы станем выше
И кто-то, губы сжав, опять
Возьмет бумагу и напишет:
«Легче всего - обидеть мать».
И, может быть, его услышат
С. Плотов.
В каких строках выражена главная мысль стихотворения?
Вы поняли, что хотел сказать автор?
6.Первое чтение текста.
Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.
«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.
Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.
Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажлы вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирипела жена, прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне!»
Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его красота жены. Он убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листик, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом; упало горячее материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и безкорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди».
7.Анализ текста.
Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).
Основная мысль? ( Никто и никогда не любит так искренне и бескорыстно, как мать).
О чем рассказывает легенда?
Почему так называется легенда? (Испытание на человечность). Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это
испытание?
Как описана жена сына?
Что такое человечность?
К какому стилю относится текст? (художественный)
Определите тип речи (повествование).
Делаются выводы по тексту.
8. Деление текста на части. Составление плана.
План.
1. Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.
2. Жена-красавица с черной душой.
3. Требования жены.
4. Нечеловеческий поступок сына.
5. Бескорыстная любовь матери.
9.Элементы лингвистического анализа текста.
1.Объясните лексическое значение слова легенда?
Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.
В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.
2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?
Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.
3. В каком значении употреблено слово « недоброе»? Подберите к нему синонимы. (злое, черствое, грубое, жестокое).
4. Обратите внимание на эпитет «единственный», почему важно это слово сохранить в изложении?
5. Как по-разному «повели себя» сердца двух родных людей по отношению друг к другу? Найдите в тексте слова, описывающее «поведение сердец»: «не дрогнуло» - сыновнее и «трепещет, встрепенулось, окровавилось, прошептало» - материнское.
6. Какими словами автор передает раскаяние сына: «зарыдал, схватил, прижал к груди, вложил, облил горячими слезами».
7. Почему материнское сердце «горячее» и слезы раскаяния сына тоже «горячие»?
Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).
8. Что значит «бескорыстно»?
10. Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.
11. работа над орфограммами и пунктограммами.
На доске: Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.( в зависимости от класса).
Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в предложения перед союзами «что, чтобы, как и др.».
12. Полный пересказ текста.
13. Повторное чтение.
14. Написание изложения.
Итоги урока.
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.