Р. р. №5-6 Контрольное изложение
Оценка 4.9

Р. р. №5-6 Контрольное изложение

Оценка 4.9
docx
29.05.2021
Р. р. №5-6  Контрольное изложение
36-37.Р. р. №5-6.docx

Урок русского  языка в 7 классе №36-37

Тема: Р. р. №5-6

Контрольное изложение

Цели:

 Образовательные: совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения; учить выделять и обобщать главную и второстепенную информацию текста; учить сжимать текст разными способами; учить строить связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста, определять главную информацию в тексте, обобщать её.

 Воспитательные: обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся на уроке; способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; создать условия, обеспечивающие формирование у обучающихся  самоконтроля. 

Развивающие: способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, сравнения, делать необходимые выводы; обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;

Воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности перед матерью, любви к матери.

Ход урока

Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение.

О.Бальзак

1.    Оргмомент.

Объяснение целей и задач урока. Оформление тетрадей.

2.       Вступительное слово учителя.

3.Рассказ учителем легенды:

«Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.

И вот однажды, почитатели ее красоты попросили показать им ее главные драгоценности. Тогда Корнелия Грак вышла к людям в своем самом обыкновенном платье, а за руку она вела троих своих детей. И тогда все поняли, что драгоценности Корнели Грак – это ее дети».

Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?

4.Работа с эпиграфом к уроку.

Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?

Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.

5.Чтение стихотворения


Легче всего - обидеть мать,

Она обидой не ответит.

И только будет повторять:

«Не простудись, сегодня ветер».

Легче всего обидеть мать.

Пройдут года, мы станем выше

И кто-то, губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

«Легче всего - обидеть мать».

И, может быть, его услышат

С. Плотов.


В каких строках выражена главная мысль стихотворения?

Вы поняли, что хотел сказать автор?

6.Первое чтение текста.

Замечательный педагог  Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.

«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажлы вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирипела жена, прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне!»

Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его красота жены. Он убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листик, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом; упало горячее материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и безкорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди».

 

7.Анализ текста.

Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).

Основная мысль? ( Никто и никогда не любит так искренне и бескорыстно, как мать).

О чем рассказывает легенда?

Почему так называется легенда? (Испытание на человечность). Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это

испытание?

Как описана жена сына?

Что такое человечность?

К какому стилю относится текст? (художественный)

Определите тип речи (повествование).

Делаются выводы по тексту.

8.       Деление текста на части. Составление плана.

План.

1.         Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.

2.         Жена-красавица с черной душой.

3.         Требования жены.

4.         Нечеловеческий поступок сына.

5.         Бескорыстная любовь матери.

 

9.Элементы лингвистического анализа текста.

1.Объясните лексическое значение слова легенда?

Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.

В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.

2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?

Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.

3. В каком значении употреблено слово « недоброе»? Подберите к нему синонимы. (злое, черствое, грубое, жестокое).

4. Обратите внимание на эпитет «единственный», почему важно это слово сохранить в изложении?

5. Как по-разному «повели себя» сердца двух родных людей по отношению друг к другу? Найдите в тексте слова, описывающее «поведение сердец»: «не дрогнуло» - сыновнее и «трепещет, встрепенулось, окровавилось, прошептало» - материнское.

6. Какими словами автор передает раскаяние сына: «зарыдал, схватил, прижал к груди, вложил, облил горячими слезами».

7. Почему материнское сердце «горячее» и слезы раскаяния сына тоже «горячие»?

Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).

8. Что значит «бескорыстно»?

10. Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.

11. работа над орфограммами и пунктограммами.

На доске: Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.( в зависимости от класса).

Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в предложения перед союзами «что, чтобы, как и др.».

12. Полный пересказ текста.

13. Повторное чтение.

14. Написание изложения.

Итоги урока.

Домашнее задание:

 


 

Урок русского языка в 7 классе №36-37

Урок русского языка в 7 классе №36-37

Анализ текста. Какова тема данного текста? (Сила материнской любви)

Анализ текста. Какова тема данного текста? (Сила материнской любви)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021