Окружающий мир
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рабочей программы А.А. Плешакова курса «Окружающий мир» предметной линии учебников системы «Школа России» (М.: Просвещение,2014.) Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Цели и задачи преподавания учебного курса
Цели:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
1) формировать уважительное отношение к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, еѐ природе и культуре, истории и современной жизни;
2) помочь ребенку осознать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нем;
3) формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Авторская программа рассчитана на 66 часов, 33 учебные недели, 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 66 часов, 33 учебные недели, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
Первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу; умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов); ценностные представления о своей семье и своей малой родине; первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной; представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.); положительное отношение к школе и учебной деятельности; первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом; эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира; этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур; бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); выделять из темы урока известные знания и умения; планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом); планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя); сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»; фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.; понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.; располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится: включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме проекта.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
Правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину); различать флаг и герб России; узнавать некоторые достопримечательности столицы; называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого; проводить опыты с водой, снегом и льдом; различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия); различать овощи и фрукты; определять с помощью атласа-определителя растения и животных; описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку); сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; сравнивать реку и море; использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; находить на глобусе холодные и жаркие районы; различать животных холодных и жарких районов; изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны; различать прошлое, настоящее и будущее; называть дни недели и времена года в правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы; находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; объяснять причины возникновения дождя и ветра; перечислять цвета радуги в правильной последовательности; ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка; мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц; раздельно собирать мусор в быту; соблюдать правила поведения в природе; правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки; подбирать одежду для разных случаев; правильно обращаться с электричеством и электроприборами; правильно переходить улицу; соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; различать виды транспорта; соблюдать правила безопасности в транспорте.
Способы и формы оценки результативности.
При оценивании учащихся первого класса используется безотметочная система на основе словесной устной и письменной оценки учителя, самооценки работы учащимися и ее оценка учителем. Учитель использует словесное поощрение учащихся типа «Молодец», «Ты нас сегодня порадовал», «У тебя все получится» и др. После изучения основных тем предполагается выполнение учащимися тестовых форм, для выявления усвоения тем. В конце учебного года предусмотрена комплексная работа за год.
Содержание тем предмета
№ |
Наименование разделов |
Всего часов |
Проверочные работы |
Проектная деятельность |
1 |
Вводный урок. «Задавайте вопросы!» |
1 |
- |
- |
2 |
Раздел «Что и кто?» |
20 |
1 |
1 |
3 |
«Как, откуда и куда?» |
12 |
1 |
1 |
4 |
Раздел «Где и когда?» |
11 |
1 |
1 |
5 |
Раздел «Почему и зачем?» |
22 |
1 |
1 |
|
Итого |
66 |
4 |
4 |
Учебно – тематический план
№ п/п |
Дата |
Содержание (разделы, темы) |
Кол- во часов |
Оборудование урока |
Основные виды учебной деятельности (УУД) |
|
|
Введение. |
1 ч |
||
1. |
|
Задавайте вопросы! |
1 |
Электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, мультимедийный проектор, тематические таблицы, иллюстрации, магнитные плакаты |
Познавательные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - выделение существенных и несущественных признаков; синтез; выбор критериев для сравнения и классификации объектов; установление причинно-следственных связей. Регулятивные: - целеполагание (постановка учебной задачи, планирование, определение последовательности действий), Коммуникативные: - умение слушать и слышать, вступать в диалог; - участие в коллективном обсуждении проблем; - сотрудничество в группе сверстников; - уважение к другой точке зрения; - умение договариваться и находить общее решение; - умение убеждать и уступать. Личностные: - осознание себя как ученика. - положительное отношение к школе. - самооценка, интерес к новому. - стремление к самоизменению. - сформированность учебных мотивов. |
|
|
Раздел «Что и кто?» |
20 ч. |
||
2. |
|
Что такое Родина? |
1 |
||
3. |
|
Что мы знаем о народах России? |
1 |
||
4. |
|
Что мы знаем о Москве? |
1 |
||
5. |
|
Проект «Моя малая Родина» |
1 |
||
6. |
|
Что у нас над головой? |
1 |
||
7. |
|
Что у нас под ногами? |
1 |
||
8. |
|
Что общего у разных растений? |
1 |
||
9. |
|
Что растёт на подоконнике? |
1 |
||
10. |
|
Что растёт на клумбе? |
1 |
||
11. |
|
Что такое листья? |
1 |
||
12. |
|
Что такое хвоинки? |
1 |
||
13. |
|
Кто такие насекомые? |
1 |
||
14. |
|
Кто такие рыбы? |
1 |
||
15. |
|
Кто такие птицы? |
1 |
||
16. |
|
Кто такие звери? |
1 |
||
17. |
|
Что окружает нас дома? |
1 |
||
18. |
|
Что умеет компьютер? |
1 |
||
19. |
|
Что вокруг нас может быть опасным? |
1 |
||
20. |
|
На что похожа наше планета? |
1 |
||
21. |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». |
1 |
||
|
|
Раздел «Как, откуда и куда?» |
12 ч |
Электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, мультимедийный проектор, лабораторное оборудование, тематические таблицы, цоры. |
Познавательные: - устанавливать взаимосвязь между объектом знаний, умений, навыков и исследовательских умений как интегративных, сложных, умений; - осуществлять поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). - формулирование ответов на вопросы учителя; высказывание в устной форме о растениях как живом организме; о живых организмах, птицах, зимующих в наших краях; Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. - ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; Коммуникативные: - работа в группах: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; - Личностные: - самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика» |
22. |
|
Как живёт семья? Проект «Моя семья». |
1 |
||
23. |
|
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? |
1 |
||
24. |
|
Откуда в наш дом приходит электричество? |
1 |
||
25. |
|
Как путешествует письмо? |
1 |
||
26. |
|
Куда текут реки? |
1 |
||
27. |
|
Откуда берутся снег и лёд? |
1 |
||
28. |
|
Как живут растения? |
1 |
||
29. |
|
Как живут животные? |
1 |
||
30. |
|
Как зимой помочь птицам? |
1 |
||
31. |
|
Откуда берётся и куда девается мусор? |
1 |
||
32. |
|
Откуда в снежках грязь? |
1 |
||
33. |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». |
1 |
||
|
|
«Где и когда?» |
11 ч |
Электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, мультимедийный проектор, тематические таблицы, иллюстрации |
Познавательные: - осуществлять поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: - различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для организации успешной и интересной учебы. - преобразовывать практическую задачу в познавательную, - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. - Коммуникативные: - строить монологическое высказывание - ставить вопросы, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; Личностные: - мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная) - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика»
|
34. |
|
Когда учиться интересно? |
1 |
||
35. |
|
Проект «Мой класс и моя школа» |
1 |
||
36. |
|
Когда придёт суббота? |
1 |
||
37. |
|
Когда наступит лето? |
1 |
||
38. |
|
Где живут белые медведи? |
1 |
||
39. |
|
Где живут слоны? |
1 |
||
40. |
|
Где зимуют птицы? |
1 |
||
41. |
|
Когда появилась одежда? |
1 |
||
42. |
|
Когда изобрели велосипед? |
1 |
||
43. |
|
Когда мы станем взрослыми? |
1 |
||
44. |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Проект «Мой класс и моя школа» |
1 |
||
|
|
«Почему и зачем?» |
22 ч |
Электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, мультимедийный проектор, информационные таблицы, фотографии, видеофильмы. |
Познавательные: - извлекать необходимую информацию в ходе изучения новой темы; - формулировать осознанное и произвольное речевое высказывание (устно) Регулятивные: - использовать установленные правила при контроле способа решения. осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. - ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать результат своих действий; Коммуникативные: - строить монологическое высказывание, уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; - согласовывать свои действия с партером; - вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия - Личностные: - осознание своих возможностей в учении; - здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни -
осознание
ответственности человека - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегащего поведения |
45. |
|
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? |
1 |
||
46. |
|
Почему Луна бывает разной? |
1 |
||
47. |
|
Почему идёт дождь и дует ветер? |
1 |
||
48. |
|
Почему звенит звонок? |
1 |
||
49. |
|
Почему радуга разноцветная? |
1 |
||
50. |
|
Почему мы любим кошек и собак? |
1 |
||
51. |
|
Проект «Мои домашние питомцы» |
1 |
||
52. |
|
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? |
1 |
||
53. |
|
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
1 |
||
54. |
|
Зачем мы спим ночью? |
1 |
||
55. |
|
Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
1 |
||
56. |
|
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? |
1 |
||
57. |
|
Зачем нам телефон и телевизор? |
1 |
||
58. |
|
Зачем нужны автомобили? |
1 |
||
59. |
|
Зачем нужны поезда? |
1 |
||
60. |
|
Зачем строят самолёты? |
1 |
||
61. |
|
Зачем строят корабли? |
1 |
||
62. |
|
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? |
1 |
||
63. |
|
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? |
1 |
||
64. |
|
Зачем люди осваивают космос? |
1 |
||
65. |
|
Почему мы часто слышим слово «экология»? |
1 |
||
66. |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Проект «Мои домашние питомцы» |
1 |
||
|
|
|
|
||
|
|
Итого: |
66 ч |
|
|
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
№ п/п |
№ урока /тема по рабочей учебной программе |
Тема с учетом корректировки |
Сроки корректировки |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.