Рабочая программа 1 класс "Умники" (внеурочная деятельность)

  • docx
  • 29.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП Умники 1Г УСТЮГОВА Л.И..docx

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №21 города Кунгура Пермского края

 

 

 

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № _____

«___» _______ 2017г.

Руководитель ШМО:

___________________

 

Согласовано

Зам. директора по ВР

________Е.В.Айзатуллина

«___»__________2017г.

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ №21

___________Л.А. Русинова

«___»____________2017г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа кружка

«Умники»

для 1 «г» класса

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Устюгова Л. И.,

учитель начальных классов                                        высшей категории,

МАОУ СОШ №21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кунгур, 2017 год

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Цель обучение ребенка состоит в том,

 чтобы сделать его способным развиваться

 дальше без помощи учителя.

 

П. Хаббард

                                                                                                                                                                   

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

      В основе построение курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются  общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решение, управлять собой в сложных ситуациях.

       На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы мы создаем условия для нормализации самооценки у разных детей. А именно:  у детей, у  которых хорошо развиты мыслительные процессы. «Сильные дети» могут работать с заданиями в рабочих тетрадях, индивидуально. Более «слабые» дети работают коллективно, под руководством взрослого. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности  в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

      Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля. У них исчезает боязнь ошибочных шагов. Снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учебе, а у кого-то закрепляется.

         В кружке занимаются дети в возрасте 7-8 лет, учащиеся 1 класса.

Занятия проводятся 1 чаc  в неделю по  40 минут.

Количество занятий за год: 33.

 

Целеполагание

Целью организации кружка «Умники» является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся 1-ых  классов  в соответствии с основной образовательной программой начального образования общеобразовательного учреждения.

Деятельность кружка направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся 1-ых классов путем предоставления занятий, направленных на развитие детей.

В процессе деятельности кружка решаются следующие задачи:

Познавательные:

·         Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;

·         Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающие:

·         Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

·         Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

·         Развитие двигательной сферы.

Воспитывающие:

·         Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование « Я - концепции»).

·         Воспитание интереса к учению.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

На занятиях  ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьёзная работа прини­мает форму игровой деятельности, что очень привлека­тельно именно для младшего школьника.

На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оце­нивание, конечно, осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскован­ность, интерес, желание научиться выполнять предлага­емые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

В результате этих занятий ребята достигают значитель­ных успехов в своём развитии. Они многому научаются, и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. А это означает, что возникает интерес к учебе. Дополнительные сведения из различных областей жизни, включённые в методическое пособие и рассказанные взрос­лыми, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всесторон­нему развитию личности.

 

Критерии эффективности программы

 

Критериями эффективности программы являются:

·         развитие у детей познавательных интересов;

·         формирование стремлений ребёнка к размышлению и поиску,  чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта;

·         повышение успехов в учёбе.

Для определения эффективности программы организуются конкурсы эрудитов, КВНы, олимпиады.

В начале и в конце года проводятся диагностические работы, по результатам которых заполняется таблица индивидуальных достижений обучающихся по параметрам: внимание, воображение, восприятие, память (зрительная, слуховая), мышление.

 

Содержание курса внеурочной деятельности «Умники»

ИНФОРМАТИКА, ЛОГИКА, МАТЕМАТИКА.

 

Для проведения занятий предлагается учебно-методический комплект, состоящий из:

а) двух рабочих тетрадей на печатной основе для уча­щихся на каждое полугодие;

б)           методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с зада­ниями, помещёнными в тетради.

Рекомендуемая модель занятия:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты). Выполне­ние упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием фи­зических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементар­ных интеллектуальных задач, убыстряются психомотор­ные процессы.

РАЗМИНКА (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положи­тельного эмоционального фона, включение в работу. По­этому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, бы­строту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они, же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕ­ЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНО­СТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШ­ЛЕНИЯ (10-15 минут). Задания, используемые на этом этапе, занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответству­ющую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятель­ности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает дви­гательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одно­временно.

ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10-12 минут).

На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить зако­номерности, строить простейшие предположения, прове­рять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными сред­ствами русского языка. На первых порах работы таки­ми заданиями можно допускать и угадывание ответа, решения, но тут же взрослый должен постараться подве­сти учащихся к обоснованию ответа. При работе над та­кими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рас­суждении, обоснование выбранного решения. Как прави­ло, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в по­иске решения предложенного задания.

КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 ми­нуты).

Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем ре­гулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение корригирующей гимнастики для глаз помо­жет как повышению остроты зрения, так и снятию зри­тельного утомления и достижению состояния зрительно­го комфорта.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут). В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев». От них, образ­но говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают ис­точник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».

Графические диктанты - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении краси­во, аккуратно писать и логически мыслить.

 

Используемая методическая литература.

 

1.      Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)/ Методическое пособие, 1 класс. - 3-е изд. Перераб. - М.: Росткнига, 2010.

2.      Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях / О.А. Холодова. - 7-е изд., перераб. - М.: Издательсво РОСТ, 2011.

3.      Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов/ И, Л. Никольская, Л. И. Тигранова. - 3-е изд.,-М.: Издательство «Экзамен», 2008.

4.      Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. - Ярославль: Академия холдинг, 2002.

5.      Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. - М.: 1998

6.      Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. - М.: РОСТ, 1997


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «УМНИКИ» НА 1 КЛАСС

 

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

(теория + практика)

Кол-во часов

Дата  план.

Дата факт

Первое полугодие.

1

Вводное занятие.

Знакомство с курсом и тетрадками

1

1 неделя

 

2

Знакомство с тетрадками.

Выявление уровня развития внимания, вос­приятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант.

1

2 неделя

 

3

Сходство и различие.

Развитие концентрации внимания Графический диктант

1

3 неделя

 

4

Лабиринты.

Тренировка внимания Развитие мышления Графический диктант

1

4 неделя

 

5

Сходство и различие.

Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант

1

5 неделя

 

6

Больше, меньше.

Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант

 

1

6 неделя

 

7

Классификация.

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций Графический диктант

1

7 неделя

 

8

Нахождение закономерности

Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек Рисуем по образцу

1

8 неделя

 

9

Незаконченные рисунки.

Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций Графический диктант

1

9 неделя

 

10

Третий лишний.

Развитие концентрации внимания Развитие мышления Графический диктант

1

10 неделя

 

11

Лабиринты.

Тренировка внимания Развитие мышления Графический диктант

1

11 неделя

 

12

Комбинации

Развитие слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант

 

12 неделя

 

13

Кодировка информации.

Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант

1

13 неделя

 

14

Прохождение лабиринта по плану.

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций Графический диктант

1

14 неделя

 

15

Магические треугольники.

Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек Рисуем по образцу

1

15 неделя

 

16

Помоги художнику.

Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций Графический диктант

1

16 неделя

 

Второе полугодие.

17

Учимся рассуждать.

Развитие концентрации внимания Развитие мышления Графические диктанты

1

17 неделя

 

18

Анаграммы.

Тренировка внимания Развитие мышления Графический диктант

1

18 неделя

 

19

Найди различия.

Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант

1

19 неделя

 

20

Задачи на логическое мышление.

Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант

1

20 неделя

 

21

Закономерности.

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций Графический диктант

1

21 неделя

 

22

Геометрические фигуры.

 

Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек Рисуем по образцу

1

22 неделя

 

23

Ребусы.

Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций Графический диктант

1

23 неделя

 

24

Путаница.

Развитие концентрации внимания Развитие мышления Графический диктант

 

1

24 неделя

 

25

Верные и неверные высказывания.

Тренировка внимания Развитие мышления Графический диктант

1

25 неделя

 

26

Кроссворд.

Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант

1

26 неделя

 

27

Грамматическая арифметика.

Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант

1

27 неделя

 

28

Найти  силуэт фигуры.

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций Графический диктант

1

28 неделя

 

29

Азбука Морзе.

Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек Рисуем по образцу

1

29 неделя

 

30

Множество. Пересечение и объединение множеств.

Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций Графический диктант

1

30 неделя

 

31

Таблицы, графики.

Развитие концентрации внимания Развитие мышления Графический диктант.

 

1

31 неделя

 

32

Путешествие в страну Геометрия.

Тренировка внимания Развитие мышления Графические диктанты

1

32 неделя

 

33

Конкурс эрудитов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1

33 неделя

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также