Рабочая программа 10-11 класс биология

  • pdf
  • 22.06.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10-11 биология.pdf


Планируемые результаты изучения учебного предмета. Предметные результаты

10 класс

Выпускник научится:

               раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

               понимать и описывать взаимосвязь между естественными и математическими науками;

               понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

               проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

               формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

               сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

               обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

               распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, устанавливать связь строения и функций компонентов клетки;

               устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

               обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;

               распознавать популяцию и биологический вид по основным критериям;

               описывать фенотип многоклеточных растений, животных и грибов;

               объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

               объяснять причины наследственных заболеваний;

               выявлять изменчивость у организмов; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

               выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

               составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

               приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

               оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников;

               представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

               оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека;

               объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических средств) на зародышевое развитие человека.

Выпускник получит возможность научиться:

               давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

               характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их

возможное использование в практической деятельности;

               сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

               решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, мРНК по участку ДНК;

               решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

               решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

               устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

               оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

 

11класс

Выпускник научится:

               раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

               понимать и описывать взаимосвязь между естественными и математическими науками;

               понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

               проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

               формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

               сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

               обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

               распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, устанавливать связь строения и функций компонентов клетки;

               устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

               обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;

               распознавать популяцию и биологический вид по основным критериям;

               описывать фенотип многоклеточных растений, животных и грибов;

               объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

               объяснять причины наследственных заболеваний;

               выявлять изменчивость у организмов; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

               выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

               составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

               приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для

устойчивого развития и охраны окружающей среды;

               оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников;

               представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

               оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека;

               объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических средств) на зародышевое развитие человека.

Выпускник получит возможность научиться:

               давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

               характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

               сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

               решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, мРНК по участку ДНК;

               решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

               решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

               устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

               оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УУД

10 класс

 

Личностными результатами обучения биологии в средней школе являются:

       реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

       признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

       сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью.

Метапредметными результатами обучения биологии в средней школе являются:

       овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснить, доказывать, защищать свои идеи;

       умение работать с разными источниками биологической информации: находит биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

       способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих. Предметными результатами обучения биологии в школе являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

               характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционна я теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;

               выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительной и животной, половых и соматических, доядерных и ядерных; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и энергии, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие естественного отбора, образование видов, круговорот веществ);

               объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения, вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;

               приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения видов

               умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

               решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

               описание особей видов по морфологическому критерию;

               выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания;

               сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы) и формулировка выводов на основе сравнения.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

       анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде;

       оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

3.В сфере трудовой деятельности:

       овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов;

4. В сфере физической деятельности:

обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) правил поведения в природной среде.

11 класс

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

знать/понимать

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем

(структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

 

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад

биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по

химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её оценивать;

 

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 

Учащийся получит возможность научиться:

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основздорового образа жизни в быту;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе ,здоровью своему и окружающих;

ориентироваться в системе познавательных ценностей —воспринимать

информацию биологического содержания внаучнопопулярной литературе, средствах массовой информации интернетресурсах,  критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях

и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 10 класс

Изучаемый раздел

Модуль воспитательной программы «Школьный

урок»

Количество часов

1.

Введение 

 

2.

Химический состав клетки

 

9ч.

3.

Структура и функции клетки

 

8ч.

      4.

Обеспечение клеток энергией

Презентация «Губит людей не пиво…»

5ч.

      5.

Наследственная информация и реализация ее в клетке

 

8ч.

      6.

Размножение и индивидуальное развитие организмов

Диспут «Вопросов полон мир, кто даст на них ответ»

7ч.

      7.

Основы генетики  и селекция

 

 Мастер –класс «Знатоки генетики»

16ч.

      8.

Закономерности изменчивости

 

6ч.

      9.

Селекция

 

6ч.

   10.  

 Резервное время

 

2ч.

   11.

Итого

 

70ч.

 

 

 

 

 

11  класс

Изучаемый раздел

Модуль воспитательной программы «Школьный

урок»

Количество часов

1.

Учение об эволюции органического мира. Закономерности развития живой природы

 

17ч

2.

Биологические последствия приобретения приспособлений.

Макроэволюция

Биологический праздник

«Уроки шли неведомо куда, Нам знаний мир огромный открывали»

3.

Возникновение и развитие жизни на Земле

 

11ч

4.

Происхождение человека

Игра «Властелин знаний»

5.

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

 

10ч

6.

Биосфера и человек. Охрана биосферы

Литературно- музыкальная композиция «Планета Земля в опасности»

15ч

7.

Обобщение и повторение пройденного

за год

 

8.

Резервное время

 

9.

Итого: