Планируемые результаты изучения учебного предмета. Предметные результаты
10 класс
Выпускник научится:
• раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
• понимать и описывать взаимосвязь между естественными и математическими науками;
• понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
• проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
• формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
• сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
• распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, устанавливать связь строения и функций компонентов клетки;
• устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
• обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
• распознавать популяцию и биологический вид по основным критериям;
• описывать фенотип многоклеточных растений, животных и грибов;
• объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
• объяснять причины наследственных заболеваний;
• выявлять изменчивость у организмов; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
• выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
• составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
• приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
• оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников;
• представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
• оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека;
• объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических средств) на зародышевое развитие человека.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
• характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической деятельности;
• сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
• решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, мРНК по участку ДНК;
• решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
• решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
• устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
• оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
11класс
Выпускник научится:
• раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
• понимать и описывать взаимосвязь между естественными и математическими науками;
• понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
• проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
• формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
• сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
• распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, устанавливать связь строения и функций компонентов клетки;
• устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
• обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
• распознавать популяцию и биологический вид по основным критериям;
• описывать фенотип многоклеточных растений, животных и грибов;
• объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
• объяснять причины наследственных заболеваний;
• выявлять изменчивость у организмов; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
• выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
• составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
• приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для
устойчивого развития и охраны окружающей среды;
• оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников;
• представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
• оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека;
• объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических средств) на зародышевое развитие человека.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
• характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
• сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
• решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, мРНК по участку ДНК;
• решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
• решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
• устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
• оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
УУД
10 класс
Личностными результатами обучения биологии в средней школе являются:
• реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
• признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
• сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью.
Метапредметными результатами обучения биологии в средней школе являются:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснить, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находит биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих. Предметными результатами обучения биологии в школе являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционна я теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительной и животной, половых и соматических, доядерных и ядерных; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и энергии, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие естественного отбора, образование видов, круговорот веществ);
• объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения, вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;
• приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения видов
• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
• решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описание особей видов по морфологическому критерию;
• выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания;
• сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы) и формулировка выводов на основе сравнения.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде;
• оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
3.В сфере трудовой деятельности:
• овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов;
4. В сфере физической деятельности:
обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) правил поведения в природной среде.
11 класс
|
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ знать/понимать |
|
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; |
|
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура); |
|
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; |
|
вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки; |
|
биологическую терминологию и символику; |
|
уметь |
|
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; |
|
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); |
|
описывать особей видов по морфологическому критерию; |
|
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; |
|
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; |
|
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; |
|
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; |
|
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её оценивать; |
|
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: |
|
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; |
|
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; |
|
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). |
|
Учащийся получит возможность научиться: |
|
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основздорового образа жизни в быту; |
|
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе ,здоровью своему и окружающих; |
|
ориентироваться в системе познавательных ценностей —воспринимать информацию биологического содержания внаучнопопулярной литературе, средствах массовой информации интернетресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации; |
|
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников |
|
|
№ |
Изучаемый раздел |
Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
Количество часов |
1. |
Введение |
|
3ч |
2. |
Химический состав клетки |
|
9ч. |
3. |
Структура и функции клетки |
|
8ч. |
4. |
Обеспечение клеток энергией |
Презентация «Губит людей не пиво…» |
5ч. |
5. |
Наследственная информация и реализация ее в клетке |
|
8ч. |
6. |
Размножение и индивидуальное развитие организмов |
Диспут «Вопросов полон мир, кто даст на них ответ» |
7ч. |
7. |
Основы генетики и селекция
|
Мастер –класс «Знатоки генетики» |
16ч. |
8. |
Закономерности изменчивости |
|
6ч. |
9. |
Селекция |
|
6ч. |
10. |
Резервное время |
|
2ч. |
11. |
Итого |
|
70ч. |
|
|
|
|
№ |
Изучаемый раздел |
Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
Количество часов |
1. |
Учение об эволюции органического мира. Закономерности развития живой природы |
|
17ч |
2. |
Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция |
Биологический праздник «Уроки шли неведомо куда, Нам знаний мир огромный открывали» |
4ч |
3. |
Возникновение и развитие жизни на Земле |
|
11ч |
4. |
Происхождение человека |
Игра «Властелин знаний» |
8ч |
5. |
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии |
|
10ч |
6. |
Биосфера и человек. Охрана биосферы |
Литературно- музыкальная композиция «Планета Земля в опасности» |
15ч |
7. |
Обобщение и повторение пройденного за год |
|
3ч |
8. |
Резервное время |
|
2ч |
9. |
Итого: |
|
2ч |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.