Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Дата |
I четверть (32ч) |
|||
1 |
Введение. Русский язык как развивающееся явление |
1 |
|
2-3 |
Повторение пройденного в 5-6 классах Синтаксис и пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разборы |
2 |
|
4 |
Лексика и фразеология |
1 |
|
5 |
Фонетика и орфография Фонетический разбор слова |
1 |
|
6 |
Словообразование и морфемика. Морфемный и словообразовательный разбор |
1 |
|
7 - 8 |
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. |
2 |
|
9 - 10 |
Контрольный диктант и его анализ |
2 |
|
10-11 |
Р.р. Текст. Стили литературного языка. |
2 |
|
12 |
Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.Бродского «Летний сад осенью». |
1 |
|
13 |
Морфология Причастие как часть речи |
1 |
|
14 |
Публицистический стиль речи |
1 |
|
15 |
Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. |
1 |
|
16 |
Причастный оборот |
1 |
|
17-18 |
Выделение причастного оборота запятыми. |
2 |
|
19 |
Проверочная работа с элементами тестирования |
1 |
|
20 |
Р.р. Описание внешности человека. Подготовка к сочинению |
1 |
|
21 |
Р.р. Сочинение по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы». |
1 |
|
22 |
Действительные и страдательные причастия |
1 |
|
23 |
Действительные причастия настоящего времени |
1 |
|
24 |
Действительные причастия прошедшего времени. |
1 |
|
25 |
Р.р. Изложение |
1 |
|
26 |
Страдательные причастия настоящего времени |
1 |
|
27 |
Страдательные причастия прошедшего времени. |
1 |
|
28 |
Проверочная работа с элементами тестирования |
1 |
|
29 |
Краткие страдательные причастия |
1 |
|
30 |
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях |
1 |
|
31-32 |
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
|
2 |
|
II четверть (32ч) |
|||
33 |
Одна буква н в отглагольных прилагательных. |
1 |
|
34 |
Н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных |
1 |
|
35 |
Практикум. Н, нн в суффиксах страдательных причастий |
1 |
|
36 |
Морфологический разбор причастий Проверочная работа с элементами тестирования |
1 |
|
37-38 |
Слитное и раздельное написание не с причастиями |
2 |
|
39 |
Самостоятельная работа |
1 |
|
40 |
Р.р. Выборочное изложение |
1 |
|
41 |
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий |
1 |
|
42 |
Повторение и обобщение по теме «Причастие» |
1 |
|
43-44 |
Контрольный диктант и его анализ |
1 |
|
45 |
Деепричастие как часть речи |
1 |
|
46-47 |
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте |
2 |
|
48 |
Раздельное написание не с деепричастиями |
1 |
|
49 |
Проверочная работа |
1 |
|
50 |
Деепричастия несовершенного вида |
1 |
|
51 |
Деепричастия совершенного вида |
1 |
|
52 |
Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине С. Григорьева «Вратарь» |
1 |
|
53 |
Р.р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» |
1 |
|
54 |
Морфологический разбор деепричастия. Проверочная работа |
1 |
|
55 |
Повторение и обобщение по теме «Деепричастие». |
1 |
|
56-57 |
Контрольный диктант и его анализ |
2 |
|
58 |
Наречие Наречие как часть речи. |
1 |
|
59 |
Смысловые группы наречий. Способы образования наречий |
1 |
|
60 |
Р/р. Сочинение по картине И. Попова «Первый снег» |
1 |
|
61 |
Степени сравнения наречий. |
1 |
|
62 |
Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. |
1 |
|
63 |
Диктант с элементами тестирования |
1 |
|
64 |
Слитное и раздельное написание не с наречиями на о- и е- |
1 |
|
III четверть (40ч) |
|||
65-66 |
Буквы и и е в приставках не и ни отрицательных наречий |
2 |
|
67 |
Проверочная работа |
1 |
|
68 |
Р.р. Подробное изложение с элементами сочинения (по упр.248) |
1 |
|
69 |
Одна и две буквы н в наречиях на о- и е- |
1 |
|
70 |
Р.р. Описание действий. |
1 |
|
71 |
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. |
1 |
|
72-73 |
Буквы о и а на конце наречий. Тестирование |
2 |
|
74 |
Р.р. Подготовка к сочинению по картине Е. Широкова «Друзья». |
1 |
|
75-76 |
Дефис между частями слова в наречиях. Тестирование |
2 |
|
78-79 |
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от самостоятельных частей речи. |
2 |
|
80 |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий. |
1 |
|
81 |
Повторение и обобщение по теме «Наречие» |
1 |
|
82-83 |
Контрольный диктант и его анализ |
2 |
|
84 |
Категория состояния как часть речи. |
1 |
|
85 |
Морфологический разбор категории состояния. |
1 |
|
86 |
Р/р. Сжатое изложение (по упр. 281) |
1 |
|
87 |
Служебные части речи. Самостоятельные и служебные части речи |
1 |
|
88 - 89 |
Предлог как часть речи. Употребление предлогов |
2 |
|
90 |
Производные и непроизводные предлоги. |
1 |
|
91 |
Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. |
1 |
|
92 |
Р.р. Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа» |
1 |
|
93-94 |
Слитное и раздельное написание предлогов. |
2 |
|
95 |
Повторение и обобщение по теме «Предлог» |
1 |
|
96-97 |
Контрольный диктант и его анализ |
2 |
|
98 |
Союз как часть речи. Союзы простые и составные. |
1 |
|
99 |
Союзы сочинительные и подчинительные. |
1 |
|
100-1001 |
Запятая в простом и сложном предложении |
2 |
|
102-103 |
Сочинительные союзы |
2 |
|
104 |
Подчинительные союзы |
1 |
|
IV четверть (36 ч) |
|||
105 |
Подчинительные союзы |
1 |
|
106 |
Морфологический разбор союза. |
1 |
|
107 |
Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато. |
1 |
|
108 |
Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато. |
1 |
|
109 |
Повторение и обобщение по теме «Союз» Контрольное тестирование |
1 |
|
110-111 |
Контрольный диктант и его анализ |
2 |
|
112 |
Частица как часть речи. |
1 |
|
113 |
Разряды частиц. Формообразующие частицы |
1 |
|
114-115 |
Смысловые частицы |
2 |
|
116-117 |
Раздельное и слитное написание частиц. Морфологический разбор частиц |
2 |
|
118-119 |
Отрицательные частицы не и ни. |
2 |
|
120-121 |
Различение частиц не и приставки не. |
2 |
|
122 |
Р.р. Сочинение по данному рассказу. |
1 |
|
123-124 |
Частица ни, приставка ни, союз ни-ни. Контрольное тестирование |
2 |
|
125 |
Повторение и обобщение по теме «Частица». |
1 |
|
126-127 |
Контрольный диктант и его анализ. |
2 |
|
128-129 |
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях и знаки препинания в междометиях. |
2 |
|
130-131 |
Р.р. Контрольное изложение. |
2 |
|
132-133 |
Повторение. Разделы науки о языке. Повторение. Стили речи. Текст. |
2 |
|
134-135 |
Повторение. Морфология. Орфография |
2 |
|
136-137 |
Повторение. Синтаксис и пунктуация. |
2 |
|
138 |
Итоговый контрольный диктант |
1 |
|
139 |
Работа над ошибками. Выполнение упражнений |
1 |
|
140 |
Обобщение за курс 7 класса |
1 |
|
|
Итого: |
140 |
|
1.1.
1.2.
1.3. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)
Учебник «Русский язык 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.) – М. Просвещение, 2010 соответствует требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования.
На изучение курса русского языка в 7 классе отводится 132 часов (4 часа в неделю) в том числе 25 часов на развитие речи.
Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей:
§ Познакомить с самостоятельными частями (причастиями и деепричастиями), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения нормами употребления в речи;
§ Формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные, деепричастные обороты; работать с текстом;
§ Совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений – рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;
§ Воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку явлению культуры, основному средству общения получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
1.4. Требования к знаниям, умениям навыкам
по русскому языку за курс 7 класса
Учащиеся должны знать/понимать определение основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ;
Ø адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
Ø выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
Ø составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
Ø обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывании одноклассника;
ЧТЕНИЕ;
Ø дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
Ø выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
Ø находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
Ø проводить маркировку текста(подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и. т. п.);
Ø составлять тезисный план исходного текста;
Ø владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
Ø прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
ГОВОРЕНИЕ:
Ø сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;
Ø создавать собственные выказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
Ø строить небольшое по объёму устное высказывание на основе данного плана;
Ø формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и.т.п.;
Ø размышлять о содержании прочитанного и прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);
Ø уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации;
ПИСЬМО:
Ø сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;
Ø создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
Ø писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;
Ø соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
Ø уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
Ø использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
Ø редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
ТЕКСТ:
Ø анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;
Ø рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связанного текста;
Ø устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением;
Ø определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
Ø проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
Ø правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
Ø анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
Ø по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и формы;
Ø объяснять значения слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;
Ø определять способы образования слов различных частей речи;
Ø анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря;
Ø составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи);
Ø с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
Ø соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;
Ø толковать лексические значения общеупотребительных слов и фразеологизмов;
Ø пользоваться различными видами лексических словарей;
Ø находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
Ø использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
Ø проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слов в переносном значении;
МОРФОЛОГИЯ;
Ø различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
Ø правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
Ø использовать знания умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
ОРФОГРАФИЯ:
Ø владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
Ø учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильно написания;
Ø аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
Ø составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
Ø определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
Ø различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
Ø использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
Ø соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
Ø устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать в письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
Ø самостоятельно подбирать примеры на изученные правила.
Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса: диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта ), изложение (выборочное, подробное), текст, комплексный анализ текста.
На изучение курса русского языка в 7 классе отводится 136 часов, в том числе 25 часов на развитие речи.
1.5. Учебное и учебно-методическое обеспечение
по русскому языку.
Для учащихся:
Для учителя:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.