|
|
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Марковская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано на МО учителей естественно-математического цикла руководитель _____ Л.В.Ромасева протокол № 1 от «28» августа 2020
|
|
«Утверждаю» Директор ______ И.А. Коденцев Приказ по школе № от .0.2020г.
|
Рабочая программа внеурочной деятельности
по учебному предмету «Математика»
для 5 класса на 2020-2021 учебный год
«Занимательная математика»
Составители программы
учитель Ромасева Людмила Владимировна,1 к.к.
учитель Мельникова Надежда Ивановна,1к.к.
Марки
2020
Пояснительная записка
Программа курса «Занимательная математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение такого курса способствует самоопределению обучающихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.
Изучение курса ориентировано на использование пособий: Горев П.М., Утёмов В.В. «Уроки развивающей математики. 5-6 классы.
Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном обучении, а также познавательному, творческому, эмоциональному развитию учащихся.
Программа внеурочной деятельности содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий. В ходе занятий учащиеся выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Таким образом, основной целью разработанной внеурочной деятельности является углубление и расширение математических знаний и умений, сохранение и развитие интереса учащихся к математике.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих учебных задач:
1) в направлении личностного развития: развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры; значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера; развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
3) в предметном направлении :создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, высокой культуры математического мышления; оптимальное развитие математических способностей у учащихся; расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики.
4) коммуникативные УУД: воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной; установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Эффективности реализации программы курса способствует использование различных форм проведения занятий, в частности таких, как:
- эвристическая беседа;
- интеллектуальная игра;
- дискуссии;
- математические состязания, турниры, конкурсы;
- творческие задания.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в виде защиты исследовательских проектов, которые предполагают самостоятельную творческую работу обучающихся по предложенной тематике с последующей защитой их решения на занятиях, научно-практических конференциях. Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Предполагаемая результативность курса:
· усвоение основных базовых знаний по математике; её ключевых понятий;
· улучшение качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
· успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах, научно-практических конференциях.
Общая характеристика курса «Занимательная математика»
Курс «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по научно-познавательному направлению развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Курс «Занимательная математика» предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место курса «Занимательная математика» в учебном плане
Программа рассчитана на 8 часов в год (1 час в 1 четверти). Содержание курса «Занимательная математика» отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностные ориентиры содержания курса «Занимательная математика»
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Результаты освоения содержания курса «Занимательная математика»
Личностными результатами изучения данного курса являются:
· формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
· развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
· развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
· воспитание чувства справедливости, ответственности;
· развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). По окончании обучения учащиеся должны уметь:
· сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
· использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
· моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения занимательных задач; использовать его в ходе самостоятельной работы.
· применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с математическими головоломками.
· включаться в групповую работу.
· участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
· аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
· контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
· знают особые случаи устного счета
· решают текстовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»
· знают разнообразные логические приемы, применяемые при решении задач.
· решают нестандартные задачи на разрезание
· знают определения основных геометрических понятий
· решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов
· измеряют геометрические величины, выражают одни единицы измерения через другие.
· вычисляют значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов)
Содержание курса «Занимательная математика»
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями.
Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Числа-великаны.
Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. Славянские цифры.
Практика: Занимательные задачи «Сколько?». Загадки о числах. Игра «Весёлый счёт». Задачи на смекалку «Цифры спрятались».
Блистательные умы
К.Гаусс. С.В. Ковалевская. Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках России и Европы. Высказывания великих людей о значении математики.
Математика вокруг нас
Что такое фольклорная математика? История строительства и развития села Марки. Просмотр презентации «Наша малая Родина». Основы здорового образа жизни и математика.
Практика: Аукцион «Числа, спрятанные в пословицах и поговорках». Игра «Опознай пословицу». Конкурс частушек о математике. Практические задачи, связанные с селом. Конкурс задач с краеведческим содержанием, составленных детьми. Занимательные задачи, связанные со спортом, здоровым питанием, режимом дня. Сообщения о роли математики в формировании здорового образа жизни. Проект – выпуск газеты «Математика вокруг нас».
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего занятий |
1 |
Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. |
3 |
2 |
Блистательные умы |
2 |
3 |
Математика вокруг нас |
3 |
|
Итого |
8 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по курсу «Занимательная математика»
I. Библиотечный фонд
Методические пособия для учителя
1. Горев П.М., Утёмов В.В. Уроки развивающей математики. 5-6 классы. Задачи математического кружка. – Киров: изд. МЦИТО, 2014
2. Гусев А.А. Математический кружок. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2013
3. Киселёва Г.М. Математика. 5-6 классы. Организация познавательной деятельности. – Волгоград: Учитель, 2013
4. Мардахаева Е.Л. Занятия математического кружка.– М.: Мнемозина, 2012
5. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2015
6. Олимпиадные задания по математике. 5-6 классы. Ю.В. Лепёхин – Волгоград: Учитель, 2011
7. Факультативные занятия: Математика после уроков. Т.С.Безлюдова – Мозырь: Белый Ветер, 2013
8. Математические олимпиады: методика подготовки.А.В. Фарков – М.: ВАКО, 2014
9. Фарков А. В. Математические олимпиады в школе. 5-11 класс. – М.: Айрис-пресс, 2005
Справочные пособия, научно-популярная и историческая литература
1. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. – М.: Просвещение, 1994.
2. Гаврилова Т. Д. Занимательная математика. 5-11 класс. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Депман И. Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики. 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2004.
4. Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. – М.: МЦНМО, 2002
5. Левитас Г. Г. Нестандартные задачи по математике. – М.: ИЛЕКСА, 2007.
6. Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. – М.: Педагогика-Пресс, 1994
7. Энциклопедия для детей. Математика. Том 11. – М.: Аванта+, 2003.
8. Я познаю мир: математика/сост. А.П. Савин и др. – М.: АСТ, 1999
II. Печатные пособия
Портреты выдающихся деятелей математики
III. Информационные средства. Интернет-ресурсы
http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование
http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
www.1september.ru - все приложения к газете «1сентября»
http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://vschool.km.ru виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://mat-game.narod.ru/ математическая гимнастика
http://mathc.chat.ru/ математический калейдоскоп
http://www.krug.ural.ru/keng/ Кенгуру
http://www.uroki.net/docmat.htm - для учителя математики, алгебры и геометрии
http://www.alleng.ru/edu/math1.htm - к уроку математики
http://www.uchportal.ru/ - учительский портал
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
http://mmmf.msu.ru/circles/z5/ - Малый Мехмат МГУ. Материалы занятий кружков
www.math-on-line.com – Занимательная математика – школьникам
IV. Технические средства обучения
1. Ноутбук
2. Мультимедиапроектор.
3. Экран.
V. Учебно-практическая и учебно-лабораторное оборудование
1. Аудиторная доска.
2. Набор геометрических тел.
3. Комплект чертёжных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль.
4. Наборы для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).
5. Карточки с заданиями.
Календарно – тематическое планирование
№ урока |
Темы занятий |
Форма проведения занятий |
Кол-во час. |
Результат |
Универсальные учебные действия |
Дата проведения |
|||
научится |
получит возможность научиться |
||||||||
план. |
факт |
||||||||
Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. |
3 |
|
|
|
|
|
|||
1 |
Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей. |
Эвристическая беседа. Поиск информации. |
1 |
Узнает о месте математики в истории цивилизации и в нашей жизни. |
Представлять о математике как о методе познания действительности. |
КУУД: развивать у учащихся представления о месте математики в системе наук; поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; уметь организовывать учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные отношении со сверстниками. РУУД: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения; составлять план выполнения задания совместно с учителем. ПУУД: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства. уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. делать предположения об информации, которая нужна для решения предметной задачи. |
|
|
|
2 |
Древнегреческая, древнеримская и другие нумерации. |
Поиск информации. Мини- доклады. |
1 |
Читать, записывать числа различных систем счисления |
Применять числа из различных систем счисления. |
|
|
||
3 |
Другие системы счисления. Славянские цифры. |
Практическая работа. Мини- доклады. |
1 |
Читать, записывать числа различных систем счисления |
Применять числа из различных систем счисления. |
|
|
|
|
Блистательные умы |
2 |
|
|
|
|
|
|
||
4 |
К. Гаусс – король математиков |
Эвристическая беседа. Поиск информации. Мини-доклады |
1 |
Узнает о великих учёных математиках |
Использовать дополнительную литературу |
КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций. РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения. составлять план выполнения заданий совместно с учителем. ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. |
|
|
|
5 |
С. Ковалевская – первая женщина математик |
Эвристическая беседа. Поиск информации. Мини-доклады |
1 |
Узнает о великих учёных математиках |
Использовать дополнительную литературу. |
|
|
|
|
Математика вокруг нас |
3 |
|
|
|
|
|
|
||
6 |
Фольклорная математика |
Эвристическая беседа. Практическая работа |
1 |
Решать математ. задачи на основе народного фольклора |
Использовать дополнительную литературу |
КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций. уметь организовывать учебное взаимодействие в группе. РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения. составлять план выполнения заданий совместно с учителем. работать по составленному плану, использовать основные и дополнительные средства информации. ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников. |
|
|
|
7 |
Математика и наш край |
Практическая работа |
1 |
Составлять математические задачи с краевед. содержанием |
Использовать дополнительную литературу. |
|
|
|
|
8 |
Математика и здоровье человека |
Эвристическая беседа. Поиск информации |
1 |
Решать задачи, связанные с ЗОЖ |
Использовать дополнительную литературу. |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.