Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
docx
14.10.2020
Рабочая программа
РП ВД Занимательная математика.docx

 

 

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Марковская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Согласовано на МО учителей

естественно-математического

 цикла

руководитель _____ Л.В.Ромасева

протокол № 1 от «28» августа 2020

 

 

 

 

«Утверждаю»

Директор    ______ И.А. Коденцев

Приказ по школе №

 от .0.2020г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

 по учебному предмету «Математика»

для 5 класса на 2020-2021 учебный год

          «Занимательная математика»

 

                                                                                                                                                               

                                                      Составители программы

                                                     учитель Ромасева Людмила Владимировна,1 к.к.

                                                     учитель Мельникова Надежда Ивановна,1к.к.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Марки

                                                                  2020

 

 

 

Пояснительная записка

Программа  курса «Занимательная математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение такого курса способствует самоопределению обучающихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.

Изучение курса ориентировано на использование пособий: Горев П.М., Утёмов В.В. «Уроки развивающей математики. 5-6 классы.

Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном обучении, а также познавательному, творческому, эмоциональному развитию учащихся.

Программа внеурочной деятельности содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий. В ходе занятий учащиеся выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Таким образом, основной целью разработанной внеурочной деятельности является углубление  и расширение математических знаний  и умений, сохранение  и развитие интереса  учащихся к  математике.

Для достижения  поставленной  цели  необходимо решение  следующих учебных задач:

1)   в направлении личностного развития: развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры; значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2)   в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных  сфер человеческой деятельности; привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера; развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

3)   в предметном направлении :создание фундамента для математического развития, формирование  механизмов мышления, характерных для математической деятельности, высокой культуры математического мышления; оптимальное развитие математических способностей у учащихся; расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики.

4)   коммуникативные УУД: воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной; установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более   глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

Эффективности   реализации  программы  курса способствует использование  различных форм проведения занятий, в частности  таких, как:

- эвристическая беседа;

- интеллектуальная игра;

- дискуссии;

- математические  состязания, турниры, конкурсы;

- творческие задания.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится в виде  защиты исследовательских проектов, которые предполагают самостоятельную творческую работу обучающихся по предложенной тематике с последующей защитой их решения на занятиях, научно-практических конференциях. Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.

 

Предполагаемая результативность курса:

·           усвоение основных базовых знаний по математике; её ключевых понятий;

·           улучшение качества решения  задач различного уровня сложности учащимися;

·           успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах, научно-практических конференциях.

 

Общая характеристика курса «Занимательная математика»

Курс «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по научно-познавательному направлению  развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Курс «Занимательная математика» предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место курса «Занимательная математика» в учебном плане

Программа рассчитана на 8 часов в год (1 час в 1 четверти). Содержание курса «Занимательная математика» отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностные ориентиры содержания курса «Занимательная математика»

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- освоение эвристических приемов рассуждений;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Результаты освоения содержания курса «Занимательная математика»

Личностными результатами изучения данного  курса являются:

·      формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

·      формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов     

·      овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

·      развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

·      развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

·      воспитание чувства справедливости, ответственности;

·      развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметными  результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). По окончании обучения учащиеся должны уметь:

·         сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

·         использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

·         моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения занимательных задач; использовать его в ходе самостоятельной работы.

·         применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с математическими головоломками.

·         включаться в групповую работу.

·         участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

·         аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

·         контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

·           знают особые случаи устного счета

·           решают текстовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»

·           знают разнообразные логические приемы, применяемые при решении задач.

·           решают  нестандартные задачи на разрезание

·           знают определения основных геометрических понятий

 

·           решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов

·           измеряют геометрические величины, выражают одни единицы измерения через другие.

·           вычисляют значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов)

 

Содержание курса «Занимательная математика»

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения.  Учащиеся  знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями.

Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Числа-великаны.

Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. Славянские цифры.

Практика: Занимательные задачи «Сколько?». Загадки о числах. Игра «Весёлый счёт». Задачи на смекалку «Цифры спрятались».

Блистательные умы

К.Гаусс. С.В. Ковалевская. Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках России и Европы. Высказывания великих людей о значении математики.

Математика вокруг нас

Что такое фольклорная математика? История строительства и развития села Марки. Просмотр презентации «Наша малая Родина». Основы здорового образа жизни и математика.

Практика: Аукцион «Числа, спрятанные в пословицах и поговорках». Игра «Опознай пословицу». Конкурс частушек о математике. Практические задачи, связанные с селом. Конкурс задач с краеведческим содержанием, составленных детьми. Занимательные задачи, связанные со спортом, здоровым питанием, режимом дня. Сообщения о роли математики в формировании здорового образа жизни. Проект – выпуск газеты «Математика вокруг нас».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего занятий

1

Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел.

3

2

Блистательные умы

2

3

Математика вокруг нас

3

 

Итого

8

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по курсу «Занимательная математика»

I.         Библиотечный фонд

Методические пособия для учителя

1.      Горев П.М., Утёмов В.В. Уроки развивающей математики. 5-6 классы. Задачи математического кружка. – Киров: изд. МЦИТО, 2014

2.      Гусев А.А. Математический кружок. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2013

3.      Киселёва Г.М. Математика. 5-6 классы. Организация познавательной деятельности. – Волгоград: Учитель, 2013

4.      Мардахаева Е.Л. Занятия математического кружка.–  М.: Мнемозина, 2012

5.      Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. −  М.: Вентана-Граф, 2015

6.      Олимпиадные задания по математике. 5-6 классы. Ю.В. Лепёхин – Волгоград: Учитель, 2011

7.      Факультативные занятия: Математика после уроков. Т.С.Безлюдова – Мозырь: Белый Ветер, 2013

8.      Математические олимпиады: методика подготовки.А.В. Фарков – М.: ВАКО, 2014

9.      Фарков А. В. Математические олимпиады в школе. 5-11 класс. – М.: Айрис-пресс, 2005

Справочные пособия, научно-популярная и историческая литература

1.      Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. – М.: Просвещение, 1994.

2.      Гаврилова Т. Д. Занимательная математика. 5-11 класс. – Волгоград: Учитель, 2008.

3.      Депман И. Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики. 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2004.

4.      Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. – М.: МЦНМО, 2002

5.      Левитас Г. Г. Нестандартные задачи по математике. – М.: ИЛЕКСА, 2007.

6.      Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. – М.: Педагогика-Пресс, 1994

7.      Энциклопедия для детей. Математика. Том 11. – М.: Аванта+, 2003.

8.      Я познаю мир: математика/сост. А.П. Савин и др. – М.: АСТ, 1999

 

II. Печатные пособия

 Портреты выдающихся деятелей математики

 

III. Информационные средства. Интернет-ресурсы

http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование

http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал

www.1september.ru - все приложения к газете «1сентября»

http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://vschool.km.ru виртуальная школа Кирилла и Мефодия

http://mat-game.narod.ru/ математическая гимнастика

http://mathc.chat.ru/ математический калейдоскоп

http://www.krug.ural.ru/keng/ Кенгуру

http://www.uroki.net/docmat.htm - для учителя математики, алгебры и геометрии

http://www.alleng.ru/edu/math1.htm - к уроку математики

http://www.uchportal.ru/ - учительский портал

http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования

http://mmmf.msu.ru/circles/z5/  - Малый Мехмат МГУ. Материалы занятий кружков

www.math-on-line.com – Занимательная математика – школьникам

IV. Технические средства обучения

1.  Ноутбук

2.  Мультимедиапроектор.

3. Экран.

 

V. Учебно-практическая и учебно-лабораторное оборудование

1. Аудиторная доска.

2. Набор геометрических тел.

3. Комплект чертёжных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°),  угольник (45°, 45°), циркуль.

4. Наборы для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).

5. Карточки с заданиями.

 


Календарно – тематическое планирование

 

урока

Темы занятий

Форма проведения занятий

Кол-во час.

Результат

Универсальные учебные действия

Дата проведения

научится

получит возможность научиться

план.

факт

Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел.

3

 

 

 

 

 

1

Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей.

Эвристическая беседа. Поиск информации.

1

Узнает о месте математики в истории цивилизации и в нашей жизни.

Представлять о математике как о методе познания действительности.

КУУД: развивать у учащихся представления о месте математики в системе наук;

поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

уметь организовывать учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные отношении со сверстниками.

РУУД: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения;

составлять план выполнения задания совместно с учителем.

ПУУД: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства.

уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

делать предположения об информации, которая нужна для решения предметной задачи.

 

 

2

Древнегреческая, древнеримская и другие нумерации.

Поиск информации. Мини- доклады.

1

Читать, записывать числа различных систем счисления

Применять числа из различных систем счисления.

 

 

3

Другие системы счисления. Славянские цифры.

Практическая работа. Мини- доклады.

1

Читать, записывать числа различных систем счисления

Применять числа из различных систем счисления.

 

 

 

Блистательные умы

2

 

 

 

 

 

 

4

К. Гаусс – король математиков

Эвристическая беседа. Поиск информации. Мини-доклады

1

Узнает о великих учёных математиках

Использовать дополнительную литературу

КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.

РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.

составлять план выполнения заданий совместно с учителем.

ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

 

 

 

5

С. Ковалевская – первая женщина математик

Эвристическая беседа. Поиск информации. Мини-доклады

1

Узнает о великих учёных математиках

Использовать дополнительную литературу.

 

 

 

Математика вокруг нас

3

 

 

 

 

 

 

6

Фольклорная математика

Эвристическая беседа. Практическая работа

1

Решать математ. задачи на основе народного фольклора

Использовать дополнительную литературу

КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.

уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.

составлять план выполнения заданий совместно с учителем.

работать по составленному плану, использовать основные и дополнительные средства информации.

ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде

сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников.

 

 

 

7

Математика и наш край

Практическая работа

1

Составлять математические задачи с краевед. содержанием

Использовать дополнительную литературу.

 

 

 

8

Математика и здоровье человека

Эвристическая беседа. Поиск информации

1

Решать задачи, связанные с ЗОЖ

Использовать дополнительную литературу.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Марковская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Марковская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка Программа курса «Занимательная математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой

Пояснительная записка Программа курса «Занимательная математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой

Эффективности реализации программы курса способствует использование различных форм проведения занятий , в частности таких, как: - эвристическая беседа; - интеллектуальная игра; - дискуссии; - математические…

Эффективности реализации программы курса способствует использование различных форм проведения занятий , в частности таких, как: - эвристическая беседа; - интеллектуальная игра; - дискуссии; - математические…

Место курса «Занимательная математика» в учебном плане

Место курса «Занимательная математика» в учебном плане

Предметные результаты: · знают особые случаи устного счета · решают текстовые задачи, используя при решении таблицы и «графы» · знают разнообразные логические приемы, применяемые при…

Предметные результаты: · знают особые случаи устного счета · решают текстовые задачи, используя при решении таблицы и «графы» · знают разнообразные логические приемы, применяемые при…

Учебно-тематическое планирование № п/п

Учебно-тематическое планирование № п/п

Федеральный портал Российское образование http://www

Федеральный портал Российское образование http://www

Календарно – тематическое планирование № урока

Календарно – тематическое планирование № урока

или несколько объектов, имеющих общие свойства. уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. делать предположения об информации, которая нужна для решения предметной…

или несколько объектов, имеющих общие свойства. уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. делать предположения об информации, которая нужна для решения предметной…

Фольклорная математика Эвристическая беседа

Фольклорная математика Эвристическая беседа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2020