|
Российская Федерация Ямало-Ненецкий автономный округ Департамент образования Администрации муниципального образования Надымский район Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования»
|
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МОУ «Центр образования»
от 30.08.2019 года №_191
Вар22иативная рабочая программа
по образовательной области
«Познавательное развитие»
непосредственно - образовательной деятельности
«Мой край родной»
для детей старшей группы «Звёздочки»
Разработчик программы: Н.Н. Гришенкова, воспитатель
Пояснительная записка
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования национально - региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Региональная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личной культуры.
В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа – то, что составляет фундамент становления личности.
История человечества показывает, что вопросы гражданского, патриотического воспитания находились в центре внимания любого государства и решались с учётом социальных потребностей, с использованием различных средств, методов, форм работы.
В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию. К ним относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педагогов и родителей и объективным состоянием общества.
Известно, что любовь, понимание, уважение, стремление к сохранению культуры, восстановлению её материальных и духовных ценностей целесообразно начинать с детства, с формирования ценностных ориентаций личности. Правильно организованная работа (региональный компонент) поможет воспитать у детей наблюдательность, умение ориентироваться на местности, пробудить интерес к окружающей природе и общественной деятельности, развить пытливость ума, расширить кругозор и многое другое. Учитывая потребность детей в игре - занятия проводятся в занимательной игровой форме.
На изучение дополнительной образовательной программы по региональному компоненту «Мой край родной» с целью ознакомления детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который их окружает; воспитания гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии, отводится 38 недель в год. Из них 4 недели проведение педагогической диагностики.
Продолжительность образовательной деятельности для детей седьмого года жизни составляет 30 минут.
Основные разделы программы: «Моя Родина – Россия», «Мой край – Ямал», «Ненцы-коренные жители Севера, их культура и быт», «Растительный и животный мир Ямала».
1. Планируемые результаты усвоения дополнительной образовательной программы по региональному компоненту «Мой край родной».
В результате изучения образовательной программы у детей будут сформированы:
Знания:
- название страны, региона, города в котором живёт;
-символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн, столицу России;
-символику округа, города; -особенности климата, растительного и животного мира;
- полезные ископаемы ЯНАО;
- названия некоторых улиц своего города; достопримечательности города;
- растительный мир тундры: деревья, ягоды, грибы.
-животных и птиц тундры;
- рыбу, обитающую в местных водоёмов;
- название коренных народов Севера (ненцы);
- название жилища коренных жителей Севера (чум);
- промыслы ненцев, их орудия труда;
- некоторые орнаменты ненцев;
- средства передвижения ненцев - нарты;
- некоторые ненецкие потешки, сказки,легенды, поговорки и пословицы.
Умения:
- находить на карте Россию, полуостров Ямал;
- называть область округ и город, в котором живёт;
- узнавать символику РФ; символику округа и города (флаг, герб);
- узнавать и называть средства передвижения ненцев – нарты;
- узнавать ненецкий орнамент, изображать ненецкий орнамент в рисунке;
- узнавать и называть ненецкое жилище;
-узнавать деревья, грибы, ягоды тундры;
- узнавать и называть некоторых животных, птиц тундры;
- узнавать и называть рыбу, обитающую в местных водоёмах;
- передавать в рисунке строение четвероногого животного и его характерные особенности;
- строить чум из счётных палочек, пластилина и ткани;
Представления:
- о неофициальных символах России;
- о значении Государственного флага;
- о полуострове Ямал;
- о истории возникновения города;
- о предметах быта ненцев;
- о том из чего изготавливают нарты; о видах нарт;
- о ненецкой одежде и обуви, их разновидностях и особенностях;
- значение и назначение некоторых ненецких орнаментов;
- о женской и мужской одежде ненцев;
- о редких видах животных и растений Ямала, попавших в Красную книгу;
- об интересных фактах на Ямале.
2. Содержание рабочей программы дополнительной образовательной программы по региональному компоненту «Мой край родной»:
1. Моя Родина – Россия, мой край – Ямал. Чтение стихов о родном крае, городе, символика Ямала. Карта. Знакомство с картой своего края.
2. Знакомство с историей своего города, его становление, достопримечательности и памятники, профессии людей, работающих на Ямале.
3. Народы своего края. Знакомство с национальностями, проживающими в своей местности, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен, танцев, частушек.
4. Растения родного края. Растения луга, леса, водоёмов. Что нам даёт лес. Растения и животные, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Экскурсии в лес, луг, водоём. Сбор гербария, осенних листьев. Посадка цветов, кустарников.
5. Животные родного края. Редкие животные своего края. Среда обитания птиц. Влияние времени года на жизнь животных.
6. Воды своего края. Знакомство с основными реками, озёрами, водохранилищами, прудами своей местности. Значение рек, водоёмов в жизни людей.
7. Охрана природы. Необходимость охраны природы. Правила поведения в природе. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора.
Непосредственно образовательная деятельность взрослого с детьми включает в себя:
1. Беседы с детьми;
2. Работа с картой России и ЯНАО;
3. Рассматривание альбомов и иллюстраций, фото;
4. Чтение художественной литературы;
5. Дидактические и подвижные игры;
6. Продуктивные виды деятельности (рисование, ручной труд);
7. Конкурсы-викторины, выставки детских творческих работ.
3. Календарно - тематическое планирование дополнительной образовательной программы по региональному компоненту
«Мой край родной»
Месяц |
Тема недели |
Тема образовательной деятельности |
Программное содержание |
Материал, оборудование |
Дата |
||
план |
фактически |
||||||
- Познакомить детей с полуостровом Ямал, географическим положением на карте России, крупными городами; - дать представление о богатствах нашего края – нефть и газ; - рассказать об особенности климата, о природном явлении «Северное сияние»; - развивать память, внимание, творческие способности. -
|
|||||||
Сентябрь |
«Я и детский сад»
|
«Мой край – Ямал» |
карта России; - карта Ямала; - фото буровых вышек, полезных ископаемых; - фото «Северное сияние»; - листы бумаги, цветные карандаши. |
03.09. 2020 |
|
||
«Комнатные Растения» |
«Улицы родного города» |
- Познакомить с улицами нашего города, их названиями; - рассказать о достопримечательностях г. Новый Уренгой; - развивать наблюдательность, внимание; - воспитывать любовь к родному городу. - иллюстрации, фото с изображением улиц и достопримечательностей города; -стихотворение Юлии Васильевой «Новый Уренгой». |
индивидуальные задания для закрепления темы «Покажи достопримечательности нашего города», «Зачеркни лишнее», цветные карандаши. |
10.09. 2020 |
|
||
|
|
Педагогическая диагностика |
|
17.09 -25.09. 2020 |
|
||
Октябрь |
«Осень. Признаки осени. Деревья осенью» |
«Деревья нашего края» |
- Продолжать формировать знания детей о деревьях тундры (можжевельник, ель); - закрепить уже имеющиеся знания;- учить подбирать веточку к соответствующему дереву; - развивать внимание, речь, память. |
- иллюстрации с изображением природы тундры, отдельных деревьев; - инд. Задания «Подбери веточку к дереву», «Положи шишку в корзинку».
|
01.10. 2020 |
|
|
«Осенний урожай: овощи, фрукты»
|
«Ягоды Севера» |
- Познакомить детей с ягодами, растущими на территории Севера; - Дать характеристику ягодам, условиям их произрастания, полезные свойства; - Развивать внимание, память, речь; - Воспитывать бережное отношение к природе.
|
- картинки с изображением северных ягод; - стихи о ягодах; - инд. задание «Положи ягоду в корзину». |
08.10. 2020 |
|
||
«Осенний урожай: ягоды, грибы»
|
«Грибы Севера» |
- Формировать представления детей о съедобных и несъедобных грибах растущих на территории Севера - дать характеристику известным грибам, растущим в тундре: название, внешний вид, способы приготовления; - развивать внимание, память, мелкую моторику рук.
|
- иллюстрации изображения грибов; - стихи о грибах; - инд. задание «Раскрась только грибы», цветные карандаши. |
15.10. 2020 |
|
||
«Откуда хлеб пришёл? Труд людей осенью»
|
«Коренные жители- ненцы |
- Дать представление детям о коренных жителях севера – ненцах, их трудом и основными орудиями труда; - Уточнить представления о средстве передвижения ненцев – нартах, их частях, из чего изготавливаются; - Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям других народов |
- иллюстрации с изображением оленьих упряжек, видов нарт; - загадки о нартах; - индивидуальные задание «Покажи, какое основное занятие ненцев». |
22.10. 2020 |
|
||
|
«Мой дом. Мебель. Полезные вещи» |
Чум – дом ненцев |
- Познакомить детей с жилищем ненцев – чумом; - Рассказать и показать, как и из чего его строят, как он выглядит летом и зимой; - Совершенствовать умения сравнивать объекты. |
- иллюстрации чума (зимой, летом); - схема-алгоритм установки чума; - индивидуальные задания «Из шкуры какого животного делают чум?», «Помоги ненцу добраться до его чума». |
29.10. 2020 |
|
|
Ноябрь |
«Я и моя семья» |
«О чем может рассказать одежда?» |
- Познакомить детей со своеобразной древней письменностью ненцев: - Воспитывать бережное отношение к вещам, уважение к труду мастериц |
иллюстрации одежды ненцев. |
05.11. 2020 |
|
|
«Я шагаю по Ямалу» |
«Новый Уренгой – город на Ямале» |
- Познакомить с символикой г. Новый Уренгой; - учить показывать на карте округ, город; - познакомить с историей города, его прошлым и настоящим, основными профессиями людей, проживающих в нашем городе; -воспитывать любовь к малой Родине. - |
карта ЯНАО; - изображения герба и флага г. Новый Уренгой; - стихотворение «Мой город»; - индивидуальные задания для закрепления темы «Определи герб города», «найди флаг города», цветные карандаши. |
12.11. 2020 |
|
||
|
«Я живу в России. Народные промыслы» |
«Орнаменты ненцев» |
- Познакомить с основными видами орнамента ненцев, их значением и назначением; - Развивать внимание, мелкую моторику рук; - Воспитывать бережное отношение к вещам и уважение к труду ненецких мастериц.
|
- иллюстрации с изображением ненецких орнаментов; - изделия с ненецким орнаментом; - инд. задание «Определи ненецкий узор», «Продолжи узор». |
19.11. 2020 |
|
|
«Книги. Сказки. Устное народное творчество» |
«Знакомство с ненецкими легендами и сказками» |
- Познакомить с ненецкой сказкой «Ягодка голубика»; - Показать особенности устного народного творчества ненцев; - Воспитывать интерес к традициям коренных народов Севера. |
- текст сказки «Ягодка голубика»; - альбомные листы, цветные карандаши; |
26.11. 2020 |
|
||
Декабрь |
«Зима. Признаки зимы» |
«Растения тундры – ягель и мох» |
- Познакомить детей с растениями тундры – ягель и мох - дать знания о том, что ягель имеет хозяйственное значение; - развивать познавательный интерес детей; - воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру. |
- иллюстрации тундры, оленей; - стихи о растениях;
|
03.12. 2020 |
|
|
«Зимние забавы» |
«Игры и забавы маленьких жителей тундры» |
Познакомить ребят с народными играми, развлечениями. Развивать познавательный интерес детей; - воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру |
фото, иллюстрации, видео игрищ;
|
10.12. 2020 |
|
||
«Жизнь животных и птиц зимой или Зимовье животных и птиц» |
«Обитатели тундры» |
- Закрепить представления о животных тундры, их особенностях; - Закрепить умение передавать в рисунке строение четвероногого животного и его характерные особенности; - Воспитывать любовь к природе родного края, желание беречь её. - |
иллюстрации с изображением животных тундры; - стихотворения и загадки о животных; - инд. задание «Дорисуй и раскрась» - принадлежности для рисования. |
17.12. 2020 |
|
||
«В гостях у Деда Мороза!» |
«Праздник с Ямал-Ири» |
Познакомить с ямальским дедом морозом, празднованием праздника Новый год ненецкими детьми, историей праздника. |
фото, иллюстрации, видео праздников |
24.12. 2020 |
|
||
|
«Познаем себя» |
«Мальчишки и девчонка» |
Познакомить с обязанностями ненецких детей в быту. Навыками и умениями, которыми они должны овладеть для жизни в условиях тундры |
Фото, иллюстрации, былины, поверья |
31.12. 2020 |
|
|
Январь |
«Путешествие в страну здоровья. Спорт или Я расту здоровым» |
«В здоровом теле – здоровый дух» |
Познакомить ребят с народными праздниками, соревнованиями среди разных кланов. Развивать познавательный интерес детей; - воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру
|
Фото, иллюстрации, видео праздников |
14.01. 2021 |
|
|
«Профессии» |
«Оленевод» |
Ближе познакомить с профессией оленевода, с тяжелым трудом человека в условиях вечной мерзлоты, о крепости духа и возможностях человеческого организма. |
иллюстрации с изображением северного оленя, оленьи упряжки, стада оленей, наездника. |
21.01. 2021 |
|
||
«Дикие и домашние животные и птицы. Их детеныши» |
«Северный олень» |
- Познакомить детей с северным оленем – богатством тундры; - рассказать о его приспособленности к суровому климату, каков внешний вид, чем питается; - формировать представление о том, какое важное место северный олень занимает в жизни коренных жителей – ненцев; - воспитывать любовь к природе. -
|
иллюстрации с изображением северного оленя, оленьи упряжки, стада оленей; - инд. задание «Обведи и раскрась северного оленя». |
28.01. 2021 |
|
||
февраль |
«Животные севера и жарких стран. Их детёныши» |
«Животные тундры» - |
Продолжать формировать знания детей о животных, обитающих на территории Севера (лемминг, песец, бурый и белый медведи); - рассказать об их способности приспосабливаться к суровому климату Севера; - Развивать внимание, память, познавательный интерес; - воспитывать бережное отношение к природе.
|
- иллюстрации с изображением животных тундры; - д/и «Угадай, кто?»; - инд. задания «Определи травоядное и хищное животное», «Найди следы зверей» |
04.02. 2021
|
|
|
Февраль |
|
|
|
|
|
|
|
«Животный мир морей и океанов» |
«Рыбы Севера» |
- Познакомить с рыбой, обитающей в местных водоёмах; - Воспитывать любовь к природе; - Развивать речь детей, логическое мышление, мотивацию к получению знаний. |
- изображения рыб – муксун, ряпушка, щука, пелядь, щекур, сырок, окунь, язь; - д/и «Чей хвост», «Какая рыбка попадет в ведро». |
11.02. 2021 |
|
||
«День Защитника Отечества. Военные профессии» |
«День народов Севера» |
- Познакомить детей с ежегодным праздником «День народов Севера»; - традициями его празднования, спортивными играми коренных жителей; - воспитывать интерес к традициям и обычаям коренных жителей – ненцев. - |
фото, иллюстрации, видео праздника;
|
18.02. 2021 |
|
||
«Транспорт. ПДД»
|
«На чем едет ненец?» |
Уточнить представления о средстве передвижения ненцев – нартах, их частях, из чего изготавливаются; - Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям других народов. |
иллюстрации с изображением оленьих упряжек, видов нарт; - загадки о нартах; - индивидуальные задание «Покажи, какое основное занятие ненцев». |
25.02. 2021 |
|
||
Март |
«Мамин день. Женские профессии» |
«Неночка» |
Формировать представление о женской судьбе в условиях Крайнего Севера. |
иллюстрации из жизни и быта ямальской женщины |
04.03. 2021 |
|
|
«Весна. Признаки весны» |
«Весна на Севере» |
- Выяснить почему весна на север приходит поздно. Воспитывать любовь к природе; - Развивать речь детей, логическое мышление, мотивацию к получению знаний, любознательность |
картины ямальских мастеров о весне. Д\и «Какая? Какое?» |
11.03. 2021 |
|
||
«Прилет птиц» |
«Птицы Севера» |
- Познакомить с птицами тундры; - Воспитывать любовь к природе; - Развивать речь детей, логическое мышление, мотивацию к получению знаний. -
|
аудиозапись голосов природы, птиц; - изображения птиц севера; - д/и«Четвертый лишний». |
18.03. 2021 |
|
||
|
«Сезонная одежда и обувь» |
«Одежда ненцев» |
- Уточнить представления о ненецкой одежде и обуви, их разновидностях и особенностях; - Воспитывать бережное отношение к одежде. |
- иллюстрации национальной одежды и обуви ненцев; - стихотворение П. Явтысый«Мастерица»; - инд. задание «Раскрась круг под предметом одежды ненцев», цветные карандаши. |
25.04. 2021 |
|
|
Апрель |
«ОБЖ» |
«Красная книга ЯНАО» |
- Дать представление о редких видах животных и растениях Ямала; - Познакомить с Красной книгой; - Воспитывать бережное отношение к природе. - |
Красная книга Ямала и России; изображения животных и растений занесённых в красную книгу; Плакат «Правила поведения в Тундре». |
01.04. 2021 |
|
|
«Космос» |
«Это интересно» |
- Познакомить детей с интересными фактами о ЯНАО; - Чтение и заучивание стихов о родном крае; - Развивать познавательный интерес, внимание, память; - Воспитывать любовь и уважение к своему родному краю. |
- иллюстрации, фото интересных находок на территории ЯНАО;- стихи по теме «Моя Родина – ЯМАЛ». |
08.04. 2021 |
|
||
«Продукты питания Витамины». |
«Национальная кухня» |
Познакомить ребят с особенностями национальной кухни |
Фото, иллюстрации |
15.04. 2021 |
|
||
«Посуда» |
«Творчество народных мастеров» |
Познакомить ребят с особенностями национальной посуды, их функцией, предназначением. |
Фото, иллюстрации, демонстрация экспонатов краеведческого музея |
22.04. 2021 |
|
||
«Цветы» |
«Цветы тундры» |
Отметить скудность растений этой климатической зоны, повторить названия полевых цветов, растущих на малой Родине. |
наблюдения, прогулки, фото и иллюстрации, гербарии |
29.04. 2021 |
|
||
День Победы! |
|
|
|
06.05. 2021 |
|
||
Педагогическая диагностика
|
12.05-21.05 2021 |
|
|||||
Лето. Признаки лета |
«Холодное лето тундры» |
Отметить изменения, произошедшие в живой и неживой природе с приходом короткого северного лета |
наблюдения, прогулки, фото, иллюстрации |
13.05. 2021 |
|
Содержание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.