Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
Документация
docx
ОБЗР +1
5 кл—6 кл
12.12.2020
Рабочая программа
Так как мы живем в ЯНАО , я разработала программу "Мой край родной"
Мой край родной мой Звездочки.docx

 

 

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Центр образования»

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МОУ «Центр образования»

                                                                                                          от 30.08.2019  года  №_191

 

 

 

 

 

 

 

 

Вар22иативная рабочая программа

по образовательной области

«Познавательное развитие»

непосредственно - образовательной деятельности

«Мой край родной»

для детей старшей группы «Звёздочки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик                                программы:                                                           Н.Н. Гришенкова,   воспитатель

 

 

Пояснительная записка

 

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования национально - региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Региональная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личной культуры.

В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа – то, что составляет фундамент становления личности.

История человечества показывает, что вопросы гражданского, патриотического воспитания находились в центре внимания любого государства и решались с учётом социальных потребностей, с использованием различных средств, методов, форм работы.

В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию. К ним относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педагогов и родителей и объективным состоянием общества.

Известно, что любовь, понимание, уважение, стремление к сохранению культуры, восстановлению её материальных и духовных ценностей целесообразно начинать с детства, с формирования ценностных ориентаций личности. Правильно организованная работа (региональный компонент) поможет воспитать у детей наблюдательность, умение ориентироваться на местности, пробудить интерес к окружающей природе и общественной деятельности, развить пытливость ума, расширить кругозор и многое другое. Учитывая потребность детей в игре - занятия проводятся в занимательной игровой форме.

На изучение дополнительной образовательной программы по региональному компоненту «Мой край родной» с целью ознакомления детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который их окружает; воспитания гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии, отводится 38 недель в год.  Из них 4 недели проведение педагогической диагностики.

Продолжительность образовательной деятельности для детей седьмого года жизни составляет  30 минут.

Основные разделы программы: «Моя Родина – Россия»«Мой край – Ямал»«Ненцы-коренные жители Севера, их культура и быт»«Растительный и животный мир Ямала».

1. Планируемые результаты усвоения дополнительной образовательной программы по региональному компоненту «Мой край родной».

В результате изучения образовательной программы у детей будут сформированы:

Знания:

- название страны, региона, города в котором живёт;

-символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн, столицу России;

-символику округа, города; -особенности климата, растительного и животного мира;

- полезные ископаемы ЯНАО;

- названия некоторых улиц своего города; достопримечательности города;

- растительный мир тундры: деревья, ягоды, грибы.

-животных и птиц тундры;

- рыбу, обитающую в местных водоёмов;

- название коренных народов Севера (ненцы);

- название жилища коренных жителей Севера (чум);

- промыслы ненцев, их орудия труда;

- некоторые орнаменты ненцев;

- средства передвижения ненцев - нарты;

- некоторые ненецкие потешки, сказки,легенды, поговорки и пословицы.

Умения:

- находить на карте Россию, полуостров Ямал;

- называть область округ и город, в котором живёт;

- узнавать символику РФ; символику округа и города (флаг, герб);

- узнавать и называть средства передвижения ненцев – нарты;

- узнавать ненецкий орнамент, изображать ненецкий орнамент в рисунке;

- узнавать и называть ненецкое жилище;

-узнавать деревья, грибы, ягоды тундры;

- узнавать и называть некоторых животных, птиц тундры;

- узнавать и называть рыбу, обитающую в местных водоёмах;

- передавать в рисунке строение четвероногого животного и его характерные особенности;

- строить чум из счётных палочек, пластилина и ткани;

Представления:

- о неофициальных символах России;

- о значении Государственного флага;

- о полуострове Ямал;

- о истории возникновения города;

- о предметах быта ненцев;

- о том из чего изготавливают нарты; о видах нарт;

- о ненецкой одежде и обуви, их разновидностях и особенностях;

- значение и назначение некоторых ненецких орнаментов;

- о женской и мужской одежде ненцев;

- о редких видах животных и растений Ямала, попавших в Красную книгу;

- об интересных фактах на Ямале.

2.  Содержание рабочей программы дополнительной образовательной программы по региональному компоненту «Мой край родной»:

1. Моя Родина – Россия, мой край – Ямал. Чтение стихов о родном крае, городе, символика Ямала. Карта. Знакомство с картой своего края.

2. Знакомство с историей своего города, его становление, достопримечательности и памятники, профессии людей, работающих на Ямале.

3. Народы своего края. Знакомство с национальностями, проживающими в своей местности, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен, танцев, частушек.

4. Растения родного края. Растения луга, леса, водоёмов. Что нам даёт лес. Растения и животные, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Экскурсии в лес, луг, водоём. Сбор гербария, осенних листьев. Посадка цветов, кустарников.

5. Животные родного края. Редкие животные своего края. Среда обитания птиц. Влияние времени года на жизнь животных.

6. Воды своего края. Знакомство с основными реками, озёрами, водохранилищами, прудами своей местности. Значение рек, водоёмов в жизни людей.

7. Охрана природы. Необходимость охраны природы. Правила поведения в природе. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора.

Непосредственно образовательная деятельность взрослого с детьми включает в себя:

1. Беседы с детьми;

2. Работа с картой России и ЯНАО;

3. Рассматривание альбомов и иллюстраций, фото;

4. Чтение художественной литературы;

5. Дидактические и подвижные игры;

6. Продуктивные виды деятельности (рисование, ручной труд);

7. Конкурсы-викторины, выставки детских творческих работ.

 

 

 

 

 

 


3. Календарно - тематическое планирование дополнительной образовательной программы по региональному компоненту

 «Мой край родной»

 

Месяц

Тема недели

Тема образовательной деятельности

Программное содержание

Материал, оборудование

Дата

план

фактически

- Познакомить детей с полуостровом Ямал, географическим положением на карте России, крупными городами; - дать представление о богатствах нашего края – нефть и газ; - рассказать об особенности климата, о природном явлении «Северное сияние»; - развивать память, внимание, творческие способности. -

 

Сентябрь

«Я и детский сад»

 

«Мой край – Ямал» 

карта России; - карта Ямала; - фото буровых вышек, полезных ископаемых; - фото «Северное сияние»; - листы бумаги, цветные карандаши.

03.09.

2020

 

«Комнатные

Растения»

«Улицы родного города»

 - Познакомить с улицами нашего города, их названиями; - рассказать о достопримечательностях г. Новый Уренгой; - развивать наблюдательность, внимание; - воспитывать любовь к родному городу. - иллюстрации, фото с изображением улиц и достопримечательностей города; -стихотворение Юлии Васильевой «Новый Уренгой».

индивидуальные задания для закрепления темы «Покажи достопримечательности нашего города», «Зачеркни лишнее», цветные карандаши.

10.09. 2020

 

 

 

 

 

 

Педагогическая диагностика

 

17.09 -25.09.

2020

 

Октябрь

«Осень. Признаки осени. Деревья осенью»

  «Деревья нашего края» 

- Продолжать формировать знания детей о деревьях тундры (можжевельник, ель); - закрепить уже имеющиеся знания;- учить подбирать веточку к соответствующему дереву; - развивать внимание, речь, память.

- иллюстрации с изображением природы тундры, отдельных деревьев; - инд. Задания «Подбери веточку к дереву», «Положи шишку в корзинку».

 

01.10. 2020

 

«Осенний урожай: овощи, фрукты»

 

 

 «Ягоды Севера» 

- Познакомить детей с ягодами, растущими на территории Севера; - Дать характеристику ягодам, условиям их произрастания, полезные свойства; - Развивать внимание, память, речь; - Воспитывать бережное отношение к природе.

 

- картинки с изображением северных ягод; - стихи о ягодах; - инд. задание «Положи ягоду в корзину».

08.10. 2020

 

«Осенний урожай: ягоды, грибы»

 

«Грибы Севера» 

 - Формировать представления детей о съедобных и несъедобных грибах растущих на территории Севера - дать характеристику известным грибам, растущим в тундре: название, внешний вид, способы приготовления; - развивать внимание, память, мелкую моторику рук.

 

- иллюстрации изображения грибов; - стихи о грибах; - инд. задание «Раскрась только грибы», цветные карандаши.

15.10. 2020

 

«Откуда хлеб пришёл? Труд людей осенью»

 

 

 «Коренные жители- ненцы

- Дать представление детям о коренных жителях севера – ненцах, их трудом и основными орудиями труда; - Уточнить представления о средстве передвижения ненцев – нартах, их частях, из чего изготавливаются; - Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям других народов

- иллюстрации с изображением оленьих упряжек, видов нарт; - загадки о нартах; - индивидуальные задание «Покажи, какое основное занятие ненцев».

22.10. 2020

 

 

«Мой дом. Мебель. Полезные вещи»

Чум – дом ненцев

- Познакомить детей с жилищем ненцев – чумом; - Рассказать и показать, как и из чего его строят, как он выглядит летом и зимой; - Совершенствовать умения сравнивать объекты.

- иллюстрации чума (зимой, летом); - схема-алгоритм установки чума; - индивидуальные задания «Из шкуры какого животного делают чум?», «Помоги ненцу добраться до его чума».

29.10. 2020

 

Ноябрь

 

«Я и моя семья»

«О чем может рассказать одежда?» 

- Познакомить детей со своеобразной древней письменностью ненцев: - Воспитывать бережное отношение к вещам, уважение к труду мастериц

иллюстрации  одежды ненцев.

05.11. 2020

 

«Я шагаю по Ямалу»

«Новый Уренгой – город на Ямале» 

- Познакомить с символикой г. Новый Уренгой; - учить показывать на карте округ, город; - познакомить с историей города, его прошлым и настоящим, основными профессиями людей, проживающих в нашем городе; -воспитывать любовь к малой Родине. -

карта ЯНАО; - изображения герба и флага г. Новый Уренгой; - стихотворение «Мой город»; - индивидуальные задания для закрепления темы «Определи герб города», «найди флаг города», цветные карандаши.

12.11. 2020

 

 

«Я живу в России. Народные промыслы»

«Орнаменты ненцев» 

- Познакомить с основными видами орнамента ненцев, их значением и назначением; - Развивать внимание, мелкую моторику рук; - Воспитывать бережное отношение к вещам и уважение к труду ненецких мастериц.

 

- иллюстрации с изображением ненецких орнаментов; - изделия с ненецким орнаментом; - инд. задание «Определи ненецкий узор», «Продолжи узор».

19.11. 2020

 

«Книги. Сказки. Устное народное творчество»

«Знакомство с ненецкими легендами и сказками» 

- Познакомить с ненецкой сказкой «Ягодка голубика»; - Показать особенности устного народного творчества ненцев; - Воспитывать интерес к традициям коренных народов Севера.

- текст сказки «Ягодка голубика»; - альбомные листы, цветные карандаши;

26.11. 2020

 

Декабрь

 

«Зима. Признаки зимы»

«Растения тундры – ягель и мох» 

 - Познакомить детей с растениями тундры – ягель и мох - дать знания о том, что ягель имеет хозяйственное значение; - развивать познавательный интерес детей; - воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

- иллюстрации тундры, оленей; - стихи о растениях;

 

03.12. 2020

 

«Зимние забавы»

«Игры и забавы маленьких жителей тундры»

Познакомить ребят с народными играми, развлечениями. Развивать познавательный интерес детей; - воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру

фото, иллюстрации, видео игрищ;

 

10.12. 2020

 

«Жизнь животных и птиц зимой или Зимовье животных и птиц»

«Обитатели тундры» 

- Закрепить представления о животных тундры, их особенностях; - Закрепить умение передавать в рисунке строение четвероногого животного и его характерные особенности; - Воспитывать любовь к природе родного края, желание беречь её. -

иллюстрации с изображением животных тундры; - стихотворения и загадки о животных; - инд. задание «Дорисуй и раскрась» - принадлежности для рисования.

17.12. 2020

 

 

«В гостях у Деда Мороза!»

«Праздник с Ямал-Ири»

Познакомить с ямальским дедом морозом, празднованием праздника Новый год ненецкими детьми, историей праздника.

фото, иллюстрации, видео праздников

24.12. 2020

 

 

«Познаем

себя»

«Мальчишки и девчонка»

Познакомить с обязанностями ненецких детей в быту. Навыками и умениями, которыми они должны овладеть для жизни в условиях тундры

Фото, иллюстрации, былины, поверья

31.12.

2020

 

Январь

«Путешествие в страну здоровья. Спорт или  Я расту здоровым»

«В здоровом теле – здоровый дух»

Познакомить ребят с народными праздниками, соревнованиями среди разных кланов. Развивать познавательный интерес детей; - воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру

 

Фото, иллюстрации, видео праздников

14.01.

2021

 

«Профессии»

«Оленевод»

Ближе познакомить с профессией оленевода, с тяжелым трудом человека в условиях вечной мерзлоты, о крепости духа и возможностях человеческого организма.

иллюстрации с изображением северного оленя, оленьи упряжки, стада оленей, наездника.

21.01. 2021

 

«Дикие и домашние животные и птицы.

Их детеныши»

«Северный олень» 

 - Познакомить детей с северным оленем – богатством тундры; - рассказать о его приспособленности к суровому климату, каков внешний вид, чем питается; - формировать представление о том, какое важное место северный олень занимает в жизни коренных жителей – ненцев; - воспитывать любовь к природе. -

 

иллюстрации с изображением северного оленя, оленьи упряжки, стада оленей; - инд. задание «Обведи и раскрась северного оленя».

28.01. 2021

 

февраль

«Животные севера и жарких стран. Их детёныши»

«Животные тундры» -

 Продолжать формировать знания детей о животных, обитающих на территории Севера (лемминг, песец, бурый и белый медведи); - рассказать об их способности приспосабливаться к суровому климату Севера; - Развивать внимание, память, познавательный интерес; - воспитывать бережное отношение к природе.

 

- иллюстрации с изображением животных тундры; - д/и «Угадай, кто?»; - инд. задания «Определи травоядное и хищное животное», «Найди следы зверей»

04.02. 2021

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

 

«Животный мир морей и океанов»

 «Рыбы Севера» 

- Познакомить с рыбой, обитающей в местных водоёмах; - Воспитывать любовь к природе; - Развивать речь детей, логическое мышление, мотивацию к получению знаний.

- изображения рыб – муксун, ряпушка, щука, пелядь, щекур, сырок, окунь, язь; - д/и «Чей хвост», «Какая рыбка попадет в ведро».

11.02. 2021

 

«День Защитника Отечества. Военные профессии»

«День народов Севера» 

- Познакомить детей с ежегодным праздником «День народов Севера»; - традициями его празднования, спортивными играми коренных жителей; - воспитывать интерес к традициям и обычаям коренных жителей – ненцев. -

фото, иллюстрации, видео праздника;

 

18.02. 2021

 

«Транспорт. ПДД»

 

«На чем едет ненец?»

Уточнить представления о средстве передвижения ненцев – нартах, их частях, из чего изготавливаются; - Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям других народов.

иллюстрации с изображением оленьих упряжек, видов нарт; - загадки о нартах; - индивидуальные задание «Покажи, какое основное занятие ненцев».

25.02. 2021

 

Март

«Мамин день. Женские профессии»

«Неночка»

Формировать представление о женской судьбе в условиях Крайнего Севера.

иллюстрации из жизни и быта ямальской женщины

04.03. 2021

 

«Весна. Признаки весны»

«Весна на Севере»

- Выяснить почему весна на север приходит поздно. Воспитывать любовь к природе; - Развивать речь детей, логическое мышление, мотивацию к получению знаний, любознательность

картины ямальских мастеров о весне.

Д\и «Какая? Какое?»

11.03. 2021

 

«Прилет птиц»

«Птицы Севера»

 - Познакомить с птицами тундры; - Воспитывать любовь к природе; - Развивать речь детей, логическое мышление, мотивацию к получению знаний. -

 

аудиозапись голосов природы, птиц; - изображения птиц севера; - д/и«Четвертый лишний».

18.03. 2021

 

 

«Сезонная одежда и обувь»

«Одежда ненцев» 

- Уточнить представления о ненецкой одежде и обуви, их разновидностях и особенностях; - Воспитывать бережное отношение к одежде.

- иллюстрации национальной одежды и обуви ненцев; - стихотворение П. Явтысый«Мастерица»; - инд. задание «Раскрась круг под предметом одежды ненцев», цветные карандаши.

25.04. 2021

 

Апрель

«ОБЖ»

 «Красная книга ЯНАО» 

- Дать представление о редких видах животных и растениях Ямала; - Познакомить с Красной книгой; - Воспитывать бережное отношение к природе. -

Красная книга Ямала и России; изображения животных и растений занесённых в красную книгу; Плакат «Правила поведения в Тундре».

01.04. 2021

 

«Космос»

«Это интересно» 

 - Познакомить детей с интересными фактами о ЯНАО; - Чтение и заучивание стихов о родном крае; - Развивать познавательный интерес, внимание, память; - Воспитывать любовь и уважение к своему родному краю.

- иллюстрации, фото интересных находок на территории ЯНАО;- стихи по теме «Моя Родина – ЯМАЛ».

08.04. 2021

 

«Продукты питания Витамины».

«Национальная кухня»

Познакомить ребят с особенностями национальной кухни

Фото, иллюстрации

15.04. 2021

 

«Посуда»

«Творчество народных мастеров»

Познакомить ребят с особенностями национальной посуды, их функцией, предназначением.

Фото, иллюстрации, демонстрация экспонатов краеведческого музея

22.04. 2021

 

«Цветы»

«Цветы тундры»

Отметить скудность растений этой климатической зоны, повторить названия полевых цветов, растущих на малой Родине.

наблюдения, прогулки, фото и иллюстрации, гербарии

29.04.

2021

 

День Победы!

 

 

 

06.05.

2021

 

Педагогическая

диагностика

 

 

12.05-21.05 2021

 

Лето. Признаки лета

«Холодное лето тундры»

Отметить изменения, произошедшие в живой и неживой природе с приходом короткого северного лета

наблюдения, прогулки, фото, иллюстрации

13.05. 2021

 


Содержание

 

  1. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы по региональному компоненту «Мой край родной»………………………………….4
  2. Содержание дополнительной образовательной программы по региональному компоненту «Мой край родной…………………………………………………...……5
  3. Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы по региональному компоненту  «Мой край родной……………………..7

 

 


 

Российская Федерация Ямало-Ненецкий автономный округ

Российская Федерация Ямало-Ненецкий автономный округ

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа

Российской Федерации (герб, флаг, гимн, столицу

Российской Федерации (герб, флаг, гимн, столицу

Народы своего края. Знакомство с национальностями, проживающими в своей местности, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми , музыкой, танцами

Народы своего края. Знакомство с национальностями, проживающими в своей местности, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми , музыкой, танцами

Календарно - тематическое планирование дополнительной образовательной программы по региональному компоненту «Мой край родной»

Календарно - тематическое планирование дополнительной образовательной программы по региональному компоненту «Мой край родной»

Деревья нашего края» -

Деревья нашего края» -

Мой дом. Мебель. Полезные вещи»

Мой дом. Мебель. Полезные вещи»

Определи ненецкий узор» , «Продолжи узор»

Определи ненецкий узор» , «Продолжи узор»

Познаем себя» «Мальчишки и девчонка»

Познаем себя» «Мальчишки и девчонка»

Февраль «Животный мир морей и океанов» «Рыбы

Февраль «Животный мир морей и океанов» «Рыбы

Четвертый лишний» .18.03. 2021 «Сезонная одежда и обувь» «Одежда ненцев» -

Четвертый лишний» .18.03. 2021 «Сезонная одежда и обувь» «Одежда ненцев» -

Посуда» «Творчество народных мастеров»

Посуда» «Творчество народных мастеров»

Содержание Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы по региональному компоненту «Мой край родной»…………………………………

Содержание Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы по региональному компоненту «Мой край родной»…………………………………
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2020