«Рассмотрено» Руководитель МО
___________________ ___________________ Протокол №1 от___________ 2020 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________________ Ю.В. Рожкова ________________2020 г. |
«Утверждено» Директор МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ» _____________________
Н.В. Полякова _______________2020 г. Приложение № ____ к АООП НОО Приказ № __ от ______ |
Рабочая программа
по математическому представлению
для 1 класса
(уровень: специального коррекционного обучения)
Учитель Тирских Людмила Николаевна
Нет квалификационной категории
2020/2021 учебный год
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
1 КЛАСС
(вариант 2)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Математические представления» является основной частью предметной области «Математика».
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи программы:
· формирование умения различать и сравнивать предметы по форме, величине;
· формирование умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
· формирование умения различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;
· формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР. На его изучение отведено 66 часов, 2часа в неделю, 33 учебные недели.
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
Критерии оценивания
№ |
Уровни освоения (выполнения) действий/операций |
критерии |
1. |
Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) |
|
2. |
Активное участие – действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) |
дд д дн |
ü по подражанию или по образцу ü самостоятельно с ошибками ü самостоятельно |
до сш с |
|
3. |
Сформированность представлений |
|
1.представление отсутствует |
- |
|
2.не выявить наличие представлений |
? |
|
3.представление на уровне: ü использования по прямой подсказке ü использования с косвенной подсказкой (изображение) ü самостоятельного использования |
пп п + |
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (с помощью);
- определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит).
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
Планируемые предметные результаты коррекционной работы:
- Называет (показывает) конструкцию.
- Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора
- Сопоставляет два объекта по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).
- Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).
- Конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида». Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п.
- Играет в сухом бассейне: ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину.
- Играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям).
- Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета).
- Рассматривает объемную фигуру — куб.
- Играет в игры: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками» и т. п.
- Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом
- Умеет рассматривать вместе с учащимися постройку из строительного материала, которую выполняет учитель, прибегая к помощи учеников (дай куб, дай еще фигуру),
- Наблюдает за действиями со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).
- Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).
- Умеет складывать шарики (мелкие игрушки, плоды: орехов, каштанов, шишек) в одну емкость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость.
- Умеет играть с мячами и шарами: играет в сухом бассейне с шариками, с мячиком, катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые, резиновые, тряпичные.
- Умеет ходить по коврику, когда наступает на определенную фигуру, называет ее (неговорящий – показывает под ноги на фигуру).
– Катает кольца от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого.
-Умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересыпать различные плоды, крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто).
-Играет с бусами разной величины, разного цвета в разном сочетании; с набором мягких модулей; с дидактическим панно; с пузырьковой колонной с подсветкой.
- Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.
- Перемещается в пространстве класса (держась за руки, за веревочку, за обруч и т. п.).
-Переносит с одного места на другое разных предметов.
-Поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу).
- Перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
¾ «Представления о форме»
¾ «Представления о величине»
¾ «Пространственные представления»
¾ «Временные представления»
¾ «Количественные представления»
Принципы организации учебного процесса:
· Принципы государственной политики РФ в области образования.
· Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности детей и расширение их «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.
· Принцип преемственности (взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся класса на всех этапах обучения).
· Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав.
· Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися класса всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативного общения и нормативным поведением.
· Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации.
· Принцип сотрудничества с семьей.
· Принцип психолого-педагогического изучения детей.
· Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей класса.
· Принцип учета возрастных границ (предполагает соответствие содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития учеников класса).
· Принцип интегрированного подхода к отбору содержания (отбор разделов и тематического содержания программ, разработанных для определённой категории детей, которые в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию имеющихся нарушений, а также отвечают особым образовательным потребностям и возможностям детей).
· Принцип дозирования осваиваемых дидактических единиц (продуманная регламентация объема изучаемого материала по всем разделам программы, учет реальных возможностей детей в его усвоении).
· Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала (системный подход в обучении и развитии обучающихся).
· Принцип соблюдения линейности и концентричности.
· Принцип вариативности программного материала.
· Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР.
· Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР.
· Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР.
· Принцип единства диагностики и коррекции.
· Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы.
Методы:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Математические представления» обозначены как самостоятельный предмет. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
ТЕМА УРОКА |
Количество часов |
Дата проведения |
Примечание |
1 модуль. Формирование представлений о форме. |
10 |
|||
1 |
«Круг». ИОТ и ТБ. |
1 |
04.09 |
|
2 |
«Квадрат». |
1 |
06.09 |
|
3 |
«Маленькие квадраты». |
1 |
11.09 |
|
4 |
«Большие квадраты». |
1 |
13.09 |
|
5 |
«Предметы похожие на круг». |
1 |
18.09 |
|
6 |
«Предметы похожие на квадрат». |
1 |
20.09 |
|
7 |
«Раскрашивание круга». |
1 |
25.09 |
|
8 |
«Раскрашивание квадрата». |
1 |
27.09 |
|
9 |
«Обведение круга по контуру». |
1 |
02.10 |
|
10 |
«Обведение квадрата по контуру». |
1 |
04.10 |
|
2 модуль. Формирование представлений о величине. |
10 |
|||
11 |
«Штриховка круга». ИОТ и ТБ. |
1 |
16.10 |
|
12 |
«Штриховка квадрата». |
1 |
18.10 |
|
13 |
«Большой - маленький». |
1 |
23.10 |
|
14 |
«Длинный - короткий». |
1 |
25.10 |
|
15 |
«Большие и маленькие игрушки». |
1 |
30.10 |
|
16 |
«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный -короткий, используя приемы наложения и приложения». |
1 |
01.11 |
|
17 18 |
«Я большая,а ты маленький». «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». |
1 |
08.11 |
|
19 |
«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы». |
1 |
13.11 |
|
20 |
«Подбери ленты для кукол». |
1 |
15.11 |
|
3 модуль. Формирование пространственных представлений. |
10 |
|||
21 |
«Постройка башни». ИОТ и ТБ. |
1 |
27.11 |
|
22 |
«Длинный мост, короткий мостик» |
1 |
29.11 |
|
23 |
«Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». |
1 |
04.12 |
|
24 |
«Вверху-середина-внизу» |
1 |
06.12 |
|
25 |
«Определение месторасположения предметов: вверху – внизу – посередине». |
1 |
11.12 |
|
26 |
«Разложи игрушки по полкам». |
1 |
13.12 |
|
27 |
«Разложи игрушки по полкам». |
1 |
18.12 |
|
28 |
«Разложи одежду по полкам». |
1 |
20.12 |
|
29 |
«Разложи одежду по полкам». |
1 |
25.12 |
|
30 |
«Ориентация на листе бумаги». |
1 |
27.12 |
|
4 модуль. Формирование временных представлений |
||||
31 32 |
«Вверх-середина». «Середина – низ».ИОТ и ТБ. |
1 |
15.01 |
|
33 34 |
«Ориентация в классе» |
1 |
17.01 |
|
35 |
«Середина класса» |
1 |
22.01 |
|
36 |
«День-вечер-ночь». |
1 |
24.01 |
|
37 |
«День-вечер-ночь». |
1 |
29.01 |
|
38 |
«Части суток». |
1 |
31.01 |
|
39 |
«День-вечер-ночь». |
1 |
05.02 |
|
40 |
«Режим дня». |
1 |
07.02 |
|
41 |
«Режим дня». |
1 |
12.02 |
|
42 |
«Режим дня». |
1 |
14.02 |
|
43 |
«Ночной режим». |
1 |
19.02 |
|
44 |
«Ночной режим». |
1 |
21.02 |
|
5 модуль. Формирование количественных представлений |
14 |
|
||
45 |
Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером». ИОТ и ТБ. |
1 |
05.03 |
|
46 |
Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал ночью». |
1 |
07.03 |
|
47 |
«Знакомство с понятием «один» и «много». |
1 |
12.03 |
|
48 |
«Знакомство с цифрой 1». |
1 |
14.03 |
|
49 |
«Один-много». |
1 |
19.03 |
|
50 |
«Цифра 1». |
1 |
21.03 |
|
51 |
«Много». |
1 |
26.03 |
|
52 |
«Выполнение различных действий: один — много хлопков». |
1 |
28.03 |
|
53 |
«Мои игрушки». |
1 |
02.04 |
|
54 |
«Мои игрушки». |
1 |
04.04 |
|
55 |
«В гостях у лесовика в лесу». |
1 |
09.04 |
|
56 |
«Посчитай сколько шишек, найди цифру 1». ИОТ и ТБ. |
1 |
11.04 |
|
6 модуль. Формирование пространственных представлений. |
10 |
|
||
57 |
«Поровну-больше». |
1 |
23.04 |
|
58 |
«Разложи игрушки» |
1 |
25.04 |
|
59 60 |
«Пространственные понятия: поровну - больше, к, от». |
1 |
02.05 |
|
61 62 |
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». |
1 |
07.05 |
|
63 |
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве» |
1 |
14.05 |
|
64 |
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве» |
1 |
16.05 |
|
65 |
Закрепление тем: «Короткий – длинный», «вверху – середина – внизу» |
1 |
21.05 |
|
66 |
Закрепление темы: «поровну-больше». Итоги года. |
1 |
23.05 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Материально-техническое обеспечение:
· дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
· мячи разного диаметра, цвета;;
· мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
· сухой (шариковый) бассейн;
· игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
· образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
· сенсорные панели;
· предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
· звучащие предметы для встряхивания;
· игрушки разных размеров;
· мозаики;
· различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
· пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей); пазлы вкладыши;
· шнуровки;
· пирамидки разные по величине, высоте;
· карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;
· цветные карандаши;
· листы бумаги;
· рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
· презентации по темам;
· обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.