Программа по формированию основ финансовой грамотности в системе дополнительного образования детей
Буденновский муниципальный округ
ФИО автора Агеева Галина Георгиевна
Место работы МОУ СОШ №5 г. Буденновска
Занимаемая должность директор, учитель математики и экономики
Номинация дополнительная общеобразовательная программа по формированию основ финансовой грамотности у воспитанников 11-14 лет
Название программы Проект осуществления дополнительной общеобразовательной программы профильной смены «Я и финансы» лагеря с дневным пребыванием детей
Адрес электронной почты school5bud2013@yandex.ru
Контактный телефон +79034434873
2022 год
Проект осуществления образовательной программы профильной смены
«Я и финансы» лагеря с дневным пребыванием детей
■ Паспорт проекта
Наименование проекта и его предметная область
Образовательная программа профильной смены «Я и финансы» лагеря с дневным пребыванием детей.
Предметная область: финансовая грамотность
Руководитель проекта Агеева Галина Георгиевна, учитель экономики и математики МОУ СОШ №5 г. Буденновска
■ Описание проекта
Основания для инициации проекта
Педагогический коллектив МОУ СОШ №5 г. Буденновска находится в постоянном поиске новых эффективных путей организации лагерей с дневным пребыванием детей в дни школьных каникул. Делается это для того, чтобы пребывание учащихся в лагере стало не только развлекательным, но и познавательно насыщенным, более эффективным с точки зрения как укрепления знаний, так и развития творческих способностей.
С сентября 2020 СОШ №5 г. Буденновска реализует мероприятия по формированию у школьников финансовой грамотности на основе системной работы на всех уровнях образования - как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Создание профильной смены «Я и финансы» является одной из наиболее удачных форм реализации экономического воспитания школьников. Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы позволяет уйти от стереотипов обучения и делает процесс освоения новых знаний более увлекательным и мобильным.
■ Цель, задачи проекта
Цель проекта
· повысить уровень финансовой грамотности учащихся 10-14 лет за счёт создания условий для повышения уровня финансовой грамотности у обучающихся;
· развитие экономического образа мышления;
· воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи проекта
обучающие
· содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий;
· формировать у участников смены базовые умения в области финансовой грамотности (такие как распределение личных финансов и финансов семьи, умения грамотно вести личный бюджет, составлять личный финансовый план и делать сбережения); приобретение опыта самостоятельного общественного действия - представления информации, пропаганды знаний для вовлечения в мир финансовой грамотности других детей и взрослых;
· научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
Развивающие:
· способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу;
· развивать культуру экономического мышления.
Воспитательные:
формировать нравственные качества;
· формировать ключевые компетенции учащихся: повышение уровня финансовой грамотности путём получения новых знаний об экономической сфере жизни; развитие качеств личности, составляющих культуру поведения: ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе, общаться со сверстниками в новых для них условиях.
· воспитывать ответственности и нравственное поведение в области экономических отношений в семье для применения полученных знаний в решении элементарных вопросов в области экономики семьи (в том числе ответственного потребительского поведения).
· развивать творческие, коммуникативные способности учащихся, способствующих повышению финансовой грамотности (в том числе совместно с социальнокультурными учреждениями города).
■ Результаты проекта
Воспитательные эффекты
I. Приобретение и повышение участниками смены знаний в области финансовой грамотности, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько представления о правильном ведении расходов/доходов, сколько о формировании активности и самостоятельности в распределении средств.
Взаимодействие учащихся со своими педагогами как значимыми для него носителями экономических знаний и повседневного ведения бюджета.
II. Получение участниками смены опыта распределения финансов простым и понятным языком.
Воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности участников смены.
Взаимодействие участников смены между собой на уровне отряда, а также их взаимодействие с другими детьми лагеря и города.
III. Приобретение участниками смены опыта самостоятельного общественного действия – представление информации, пропаганда среди других детей и взрослых.
Создаются необходимые условия для участия в нормативно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения участниками смены первичных навыков управления финансами.
Взаимодействие участников смены с представителями различных социальных субъектов за пределами лагеря, в открытой образовательной среде.
Образовательные:
· Повышение уровня финансовой грамотности;
· Получение новых знаний в области финансовой грамотности;
· Убеждение в необходимости ведения личного бюджета;
· Умение повышать эффективность работы в команде.
Социальные:
· Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств.
· Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
· Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка.
· Приобретение опыта общения со сверстниками в новых для них условиях. - Развитие лидерских качеств.
Социокультурные:
Выпуск «подушки безопасности» (накопление и распределение игровой волюты).
Эффективность реализации программы определяется уровнем теоретической подготовки участников смены, его соответствием актуальным экономическим проблемам.
Находясь в условиях лагеря, участник смены имеет возможность видеть конкретный результат своего труда, что является стимулом активизации его познавательной активности и деятельности.
Участники смены отправляются в путешествие по городу Финансов. На протяжении всей лагерной смены воспитанников ждёт увлекательное путешествие в мир экономики. Ребята каждый день будут знакомиться с новыми понятиями из области финансовой грамотности, участвовать в различных мастерклассах, принимать участие в командных играх и намечать свою «Траекторию успеха», становиться лидерами и успешными учениками. Погрузятся в атмосферу экономики и даже построить свой финансовый город. В течение смены отряды будут зарабатывать условные единицы, у какого отряда их окажется больше, тот будет являться лидером смены.
Реализация программы будет осуществляться в двух направлениях, через игровую деятельность для отрядов младшего возраста и практикоориентированную для старшего возраста.
Программа направлена на организацию содержательного досуга участников смены и предполагает проведение систематизированной работы по расширению знаний в области финансовой грамотности и применений их в практике.
На наш взгляд, уникальность программы в её масштабности. Реализация программы предполагает вовлечение партнеров ресурсного центра в организованную работу профильной смены. Осенняя работа должна продолжиться в учебном году в виде защиты проектов по финансовой грамотности.
■ Критерии успеха проекта
- программа профильной смены «Я и финансы» лагеря с дневным пребыванием детей опирается на научную основу
-удовлетворённость участников проекта
■ Период реализации проекта
С 01.06.2022 по 20.06.2022 (18дней).
■ Риск при реализации проекта
1. Отсутствие у учащихся заинтересованности. Пути к устранению: вовлечение в агитационную работу классных руководителей и родителей, проведение агитационных презентаций.
2. Нехватка времени для реализации всех задуманных мероприятий.
Пути к устранению: разработка подробного плана реализации проекта
■ Календарный план проекта
Мероприятия |
Ответственный |
Срок |
Этап I Подготовительный |
||
Разработка учебнометодических материалов для проведения занятий |
Руководитель профильной смены |
Март 2022 |
Комплектование состава участников профильной смены «Я и финансы» |
Заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 5 г. Буденновска, руководитель профильной смены, классные руководители 4-7 классов |
Март-май |
Материально-техническое обеспечение участников профильной смены |
Заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 5 г. Буденновска, заведующий хозяйством |
Май |
Этап II. Основной |
||
Реализация образовательных и воспитательных мероприятий |
Руководитель профильной смены |
01.06.2022-21.06.2022 |
Этап III.Заключительный |
|
|
Подведение итогов, организация обратной связи с участниками смены |
Руководитель профильной смены |
18.06.-21.06 |
Анализ реализации программы |
Руководитель профильной смены |
Июль 2022 |
Пояснительная записка
Актуальность программы
Важность финансового образования значительно возросла по двум основным причинам:
1.ответственность и риск принятия решений, которые могут оказывать серьезное влияние на жизнь и будущее, передаются от государства гражданам;
2.финансовые услуги становятся все более разнообразными, что означает, что потребителям необходимо делать трудный выбор из широкого выбора вариантов.
Актуальность программы развития финансовой грамотности школьников обусловлена изменениями в политической и экономической жизни страны, отсутствием единства в понимании места данного раздела экономики как учебной деятельности в школьном образовании.
Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся данного возраста вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах, а также закрепить на практических занятиях.
Финансовая грамотность, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек, в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
В современном обществе каждый уважающий себя человек должен быть финансово грамотным. Правильно ли мы пользуемся имеющимися у нас финансами? Как сделать так, чтобы наш капитал приумножался? На эти и другие вопросы ребята в пришкольном лагере получат ответы в течение 18 дней финансовой грамотности.
Самой удачной формой реализации экономического воспитания является работа лагеря с данной направленностью, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках лагеря с экономической направленностью, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Педагогический коллектив МОУ СОШ №5 г. Буденновска находится в поиске новых эффективных путей организации осеннего лагеря, чтобы пребывание ребят в лагере стало не только развлекательным, но и познавательно насыщенным с позиции экономической направленности и более эффективным с точки зрения укрепления знаний, а также развития творческих способностей.
В качестве научной основы программы выбраны:
· личностно – ориентированный подход, позволяющий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности ;
· культурологический подход, с позиции которого воспитание рассматривается как «целенаправленное, построенное на научных основах, отражающее природу ребёнка и природу развития личности; организованное педагогом – профессионалом восхождение ребёнка к культуре современного ему общества, а также вхождение его в контекст культуры и развитие способностей жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека»;
· деятельностный подход через игровые технологии;
· системный подход, позволяющий установить взаимосвязь полученных результатов с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса.
· Новизна программы дополнительного образования заключается в её направленности на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, понимании и использовании финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентации на формирование у подростков ответственности за финансовые решения с учётом личной безопасности и благополучия.
· Отличительной особенностью программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но и необходимые компетенции, личные характеристики и установки.
Участниками реализации программы являются: руководитель профильной смены, воспитатели отрядов, педагог-организатор и учащиеся.
Руководитель программы планирует образовательные и воспитательные мероприятия, определяет формы и методы их проведения, привлекает специалистов со стороны для проведения мероприятий или использует специалистов школы, организует процесс включения их в реализацию Программы. Воспитатели организуют самоуправление во временной группе участников профильного лагеря, контролируют и анализируют работу участников смены.
Исполнителями программы профильной смены лагеря с дневным пребыванием детей «Я и финансы» являются учащиеся 4-7 классов, которые активно участвуют в мероприятиях, запланированных в рамках комплексной программы.
Руководитель и воспитатели совместно выбирают гостей на участие в мероприятии, определяют его регламент и корректируют план мероприятия.
В основу механизма реализации программы заложены следующие принципы:
- добровольное участие в программных мероприятиях;
- привлечение внешних сил для реализации программы;
- приоритет эффективным формам и методам воспитательных мероприятий;
- поддержка самоуправления в управлении программой;
- тесное взаимодействие руководителя с участниками программы.
По замыслу программа является комплексной, её мероприятия охватывают различные направления как образовательной, так и воспитательной деятельности, что способствует всестороннему развитию личности участников смены.
Оптимально выстроенное взаимодействие руководителя и участников обеспечит реализацию программных мероприятий в полном объёме и решение задач программы.
Для реализации программы профильной смены «Я и финансы» лагеря с дневным пребыванием детей имеется в наличии:
■ Материально-технические средства обучения
- мультимедийное оборудование;
- компьютер с выходом в Интернет;
- проектор;
- экран;
- канцелярские принадлежности для проведения занятий (ватман, маркеры, бумага формата А4, бумага для раздаточного материала, магниты и пр.).
- видеокамера, фотоаппарат.
■ Учебно-методические средства обучения
- тексты нормативных документов;
- карточки для выполнения практикумов;
- методические разработки к занятиям.
■ Материальная база школы
-оборудованный спортивный зал площадью
-оборудованный медицинский кабинет;
оборудованный кабинет информатики;
комната отдыха, игровые комнаты, комната психологической разгрузки;
спортивная площадка;
школьная библиотека;
школьная столовая;
комнаты гигиены
■ Кадровые ресурсы
В реализации программы участвуют:
- начальник лагеря;
- воспитатель;
- педагог-организатор, музыкальный работник;
- медицинский работник;
- обслуживающий персонал.
Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Музыкальный работник обеспечивает музыкальным сопровождением культурно-массовые мероприятия, выступления и репетиции, принимает участие в подготовке и проведении массовых представлений, праздников, участвует в разработке и составлении сценариев, тематических программ, художественного оформления, музыкального сопровождения и технического оснащения мероприятий.
Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.
Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник, воспитатели и обслуживающий персонал отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
Методические ресурсы
- Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. - М., 2009.
- О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134
- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. - URL: http://www.misbfm.ru/node/11143
- Онлайн-уроки по финансовой грамотности. - URL: http:// dni-fg.ru
- Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс». - URL: http://www.openclass.ru
- Ваши финансы РФ. - URL: https://vashifinancy.ru
- Образовательный портал по финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ). - URL: http://www.fgramota.org
- Город финасов РФ. - URL: http://www.gorodfinansov.ru
Критерии оценки эффективности реализации программы:
- 100% освоение детьми предусмотренных программой знаний;
- 100% реализация мероприятий плана на смену;
- удовлетворённость детей и родителей содержанием деятельности профильной смены в целом (максимальное количество баллов по итогам анкетирования);
- динамика показателей уровня развития детей по принципу: не умел - научился, не знал - узнал;
- показатели социальной адаптации (активность, заинтересованность и т.д.);
- психологический комфорт участников программы.
Эти показатели выявляются и определяются с помощью психолого-педагогических диагностик: анкет, тестирования, наблюдения.
Нормативные документы, регламентирующие разработку и реализацию программы курса:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»от 24.07.1998 № 124-ФЗ.
• Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
• Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» от 25.09.2017 № 2039-р
• Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей» от 22.05.2017 № 978-р.
• Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
• Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
• Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2039-р от 25.09.2017 «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 год»
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.02.2021 № 291-р «Об определении образовательных организаций высшего образования, на базе которых осуществляют деятельность федеральные методические центры».
• Постановление Правительства Ставропольского края «Об утверждении Краевой программы повышения финансовой грамотности населения Ставропольского края и развитие финансового образования в Ставропольском крае на 2019-2023 годы» от 01.02.2019 № 42-п;
• Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.07.2021 № 352 «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 декабря 2010 г. № 552» («О порядка осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами», в приказ включены 2 показателя: доля профессиональных образовательных организаций, доля общеобразовательных организаций, которые включили элементы финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования в профессиональных образовательных организациях Ульяновской области, образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования)
• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www. minfin. ru/ru/om/fingram/
• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www. misbfm. ru/node/11143.
• Система (рамка) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста, разработанная с рамках совместного Проект Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (далее –Методические рекомендации);
• Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 № 1897;
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования www.fgosreestr.ru;
• Приказ Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 № 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342);
• План мероприятий по реализации второго этапа Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (утвержден 28.07.2021 Министром финансов Российской Федерации А.Г.Силуановым и Председателем Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной).
• Программы начального общего образования: финансовая грамотность 2-4 классы общеобразовательных организаций, Ю.Н.Корлюгова. - Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
• Программа развития МОУ СОШ№5 г. Буденновска.
Программа курса разработана на основе Примерной программы курса финансовой грамотности для 5-7 классов средней общеобразовательной школы (см.: Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразовательных организаций / Е.А. Виг- дорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015).
Реализация курса рассчитана на использование учебника: Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 - 7 классы для общеобразовательных организаций. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
■ Общая характеристика курса
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Тип программы: модифицированная адаптированная программа.
■ Цель и задачи курса
Цель: сформировать у учащихся базовые компетенции в сфере финансовой грамотности и в области управления личными финансами.
Ожидаемые воспитательные результаты
Воспитательные эффекты
I. Приобретение и повышение участниками смены знаний в области финансовой грамотности, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько представления о правильном ведении расходов/доходов, сколько о формировании активности и самостоятельности в распределении средств.
Взаимодействие учащихся со своими педагогами как значимыми для него носителями экономических знаний и повседневного ведения бюджета.
II. Получение участниками смены опыта распределения финансов простым и понятным языком.
Воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности участников смены.
Взаимодействие участников смены между собой на уровне отряда, а также их взаимодействие с другими детьми лагеря и города.
III. Приобретение участниками смены опыта самостоятельного общественного действия – представление информации, пропаганда среди других детей и взрослых.
Создаются необходимые условия для участия в нормативно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения участниками смены первичных навыков управления финансами.
Взаимодействие участников смены с представителями различных социальных субъектов за пределами лагеря, в открытой образовательной среде.
Образовательные:
· Повышение уровня финансовой грамотности;
· Получение новых знаний в области финансовой грамотности;
· Убеждение в необходимости ведения личного бюджета;
· Умение повышать эффективность работы в команде.
Социальные:
· Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств.
· Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
· Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка.
· Приобретение опыта общения со сверстниками в новых для них условиях. - Развитие лидерских качеств.
Социокультурные:
· Выпуск «подушки безопасности» (накопление и распределение игровой волюты).
Эффективность реализации программы определяется уровнем теоретической подготовки участников смены, его соответствием актуальным экономическим проблемам.
Находясь в условиях лагеря, участник смены имеет возможность видеть конкретный результат своего труда, что является стимулом активизации его познавательной активности и деятельности.
Участники смены отправляются в путешествие по городу Финансов. На протяжении всей лагерной смены воспитанников ждёт увлекательное путешествие в мир экономики. Ребята каждый день будут знакомиться с новыми понятиями из области финансовой грамотности, участвовать в различных мастерклассах, принимать участие в командных играх и намечать свою «Траекторию успеха», становиться лидерами и успешными учениками. Погрузятся в атмосферу экономики и даже построить свой финансовый город. В течение смены отряды будут зарабатывать условные единицы, у какого отряда их окажется больше, тот будет являться лидером смены.
Реализация программы будет осуществляться в двух направлениях, через игровую деятельность для отрядов младшего возраста и практикоориентированную для старшего возраста.
Программа направлена на организацию содержательного досуга участников смены и предполагает проведение систематизированной работы по расширению знаний в области финансовой грамотности и применений их в практике.
наш взгляд, уникальность программы в её масштабности. Реализация программы предполагает вовлечение партнеров ресурсного центра в организованную работу профильной смены. Осенняя работа должна продолжиться в учебном году в виде защиты проектов по финансовой грамотности.
Практическая значимость программы
Приобретенные участниками смены в ходе реализации программы навыки творческой и исследовательской работы могут быть с успехом транслированы в другую предметную область. Знания в области финансовой грамотности расширяют общий кругозор и эрудицию участников смены.
Задачи программы:
1. Организовать:
· безопасные условия пребывания воспитанников в лагере;
· разнообразные формы работы, направленные на развитие творческих, коммуникативных способностей воспитанников, на повышение экологической грамотности и здорового образа жизни, в том числе и совместные с социальнокультурными учреждениями города.
2. Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей.
3. Сформировать:
· сформировать у школьников знание и понимание основных финансовых понятий (таких как деньги, эмиссия, банк, Центральный банк, бюджет, налог, бизнес и др.);
· овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
· сформировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
· освоить знания о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
· сформировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения;
· помочь осознать меру ответственности за экономические нарушения (такие как подделка денежных знаков, уклонение от уплаты налогов, просрочка выплаты кредита, нечестное ведение бизнеса).
· ключевые компетенции воспитанников на основе включения их в разнообразную творческую деятельность, в т.ч. и экологической направленности;
· качества, составляющие культуру поведения;
· ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе;
· - навыки общения.
4. Привить ответственное потребительское поведение.
5. Научить ребят грамотно вести личный бюджет и делать сбережения.
■ Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- личный и семейный бюджет;
- экономические отношения семьи и государства;
- семья и финансовые институты;
- собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.
■ Методы, приёмы, технологии обучения
При изучении курса «Я и финансы» наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач.
С учётом высокой степени актуальности тематики в качестве основных образовательных технологий применяется игровая, проектная, а также учебная исследовательская деятельность.
В процессе проектирования учащиеся систематизируют полученные знания, применяют навыки анализа и прогнозирования, моделируют процессы, происходящие на финансовых рынках.
■ Результаты освоения курса
Личностными результатами являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства: понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами являются следующие:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах, проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действий с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией.
Предметными результатами являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в материальных благах;
• соотнесение собственного поведения и поступков других людей в экономической сфере с нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации;
• понимание и правильное использование экономических терминов; освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин;
• знание основных организаций финансового рынка, представленных в ЮФО и Ставропольском крае.
Содержательная часть образовательной
программы профильной смены
«Я и финансы» лагеря с дневным пребыванием детей
Цели и задачи программы реализуются в игровой форме. Ребята каждый день будут знакомиться с новыми понятиями из области финансовой грамотности, участвовать в различных мероприятиях, принимать участие в командных играх, получая новые знания и становясь шаг за шагом всё более успешными.
Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Ветерок» направлена на развитие мотивации и готовности детей повышать свою финансовую грамотность.
В период лагерной смены будет организована работа по следующим модулям:
· модуль № 1 (обучающий) «Занимательная экономика»
· модуль № 2 (исследовательский) «Основы финансовой безопасности»
· модуль № 3 (познавательный) «Войди в мир финансовой грамотности»
· модуль № 4 (просветительский) «Наши возможные пути»
Мероприятия лагерной смены проводятся в классных кабинетах, в спортзале школы, в актовом зале.
Основные образовательные технологии и методики
· Интерактивные беседы, семинары, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов, мастер-классы в целях повышения профессиональной квалификации педагогов.
· Методики коллективных занятий с созданием ситуации взаимообучения.
· Технологии сотрудничества.
· Игровые технологии (конкурсы, викторины, диспуты). .
· Организация исследовательской деятельности с получением новых знаний.
· Занятия в творческой мастерской.
· Методики организации коллективных творческих дел.
· Спортивные соревнования.
· Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии.
· Самостоятельная подготовка.
Экскурсии, развлекательные
· Методы диагностики (наблюдение, анкетирование, собеседование, проективные методики, мониторинг промежуточных и конечных результатов).
Содержание и структура модулей программы
Структура программы разделена на образовательные модули. Модули – это логические блоки, на которые разбивается программный материал данной программы и у участников смены появляется смысл и понимание в получении знаний в области финансовой грамотности, закрепление этих знаний, формирование полезных навыков. Структура модулей представлена системой непрерывной - образовательной деятельности и развивающих мероприятий по формированию у детей финансовой грамотности.
При определении количества часов, отведенных на модуль, учитываются возрастные психологические особенности детей на каждом возрастном этапе.
Каждый модуль имеет свои цели, задачи, вокруг которого объединяются и интегрируются виды деятельности по формированию экономической грамотности и культуры.
Содержание каждого модуля включает: теоретическую часть - знакомство с понятиями, практическую часть - расширение знаний, контроль по форме может быть разнообразным: задания, практические упражнения, участие в работе малых групп; тестовыми заданиями.
Возраст участников: участниками программы являются учащиеся 4-7 классов.
Программа строится на принципах:
1) доброжелательности;
2) коллективности;
3) активности;
4) эффективности;
5) полезности.
Программа профильной смены «Я и финансы» лагеря с дневным пребыванием детей направлена на развитие мотивации и готовности детей повышать свою финансовую грамотность. В период лагерной смены будет организована работа по следующим модулям:
- модуль № 1 (обучающий) «Войди в мир финансовой грамотности»;
- модуль № 2 (исследовательский) «Как преумножить финансы»;
- модуль № 3 (познавательный) «Занимательная экономика»;
- модуль № 4 (практический) «С финансами - на ты»;
- модуль № 5 (просветительский) «Мой финансовый выбор».
Основные образовательные технологии и методики:
- групповые занятия с созданием ситуации взаимообучения;
- технологии сотрудничества;
- игровые технологии (конкурсы, викторины);
- метод проектов и проектные технологии;
- организация исследовательской деятельности с получением новых знаний;
- методики организации коллективных творческих дел;
- образовательные лектории;
- информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии;
- тематические экскурсии;
- методы диагностики (наблюдение, анкетирование, собеседование, проективные методики, мониторинг промежуточных и конечных результатов).
Содержание и структура модулей программы:
Программа разделена на образовательные модули, которые представлены системой непрерывной образовательной деятельности и развивающих мероприятий по формированию у детей финансовой грамотности.
Каждый модуль имеет свои цели, задачи, вокруг него объединяются и интегрируются виды деятельности по формированию экономической грамотности и культуры.
Содержание каждого модуля включает в себя: теоретическую часть - знакомство понятиями; практическую часть - расширение знаний, контроль по форме может быть разнообразным: задания, практические упражнения, участие в работе малых групп.
Модуль № 1 (обучающий) «Войди в мир финансовой грамотности» направлен на формирование установок знаний и навыков в областях финансовой грамотности. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: расширить знания в области финансовой грамотности; осознавать разницу между потребностями и желаниями; уметь работать в команде. Целью модуля № 1 (познавательный) «Войди в мир финансовой грамотности» - является – овладение новыми знаниями в области экономики.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
· понимать базовые экономические процессы;
· расширить кругозор детей в области финансового грамотности..
План мероприятий по реализации модуля № 1 «Войди в мир финансовой грамотности»
№ п/п |
Форма занятий |
Кол-во часов |
Краткое описание мероприятия |
1 |
Просмотр презентаций и видеоматериалов |
1 |
Изучение нового материала |
2 |
Игра «Человеческий капитал - залог успеха человека» |
1 |
Познавательная игра |
3 |
Лекция «Зачем нужны банки?» (интерактивная экскурсия в ЦБ) |
1 |
Знакомство с банковской системой Российской Федерации |
4 |
Проектная деятельность на тему «Мой первый финансовый план» |
2 |
Составление личного финансового плана |
Модуль № 2 (исследовательский) «Как преумножить финансы». Целью модуля является формирование понимания необходимости мотивации в улучшении материального положения. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: научить оценивать простые экономические и финансовые риски; решать экономические задачи, понимать необходимость мотивации в улучшении материального положения.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
· научить оценивать простые риски;
· подготовить к решению экономических задач.
План мероприятий по реализации модуля № 2 «Как преумножить финансы»
№ п/п |
Форма занятий |
Кол-во часов |
Краткое описание мероприятия |
1 |
Деловая игра «Учимся правильно считать» |
1 |
Решение экономических задач, связанных с элементарными денежными расчётами (скидки, уценка) |
2 |
Интеллектуальная игра «Бюджет» |
2 |
Решение экономических задач, связанных с различными экономическими и финансовыми рисками |
3 |
Интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал «Богатый бобрёнок» |
1 |
Познавательная деятельность |
4 |
Решение кейсов «Расходы семьи»
|
1 |
Групповые дискуссии, обсуждение |
Целью модуля № 3 (познавательного) «Занимательная экономика» является овладение новыми знаниями в области экономики. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: сформировать понимание базовых экономических процессов; расширить кругозор детей в области финансовой грамотности.
Целью модуля № 3 (обучающий) «Занимательная экономика» - направлен на формирование установок знаний и навыков в областях финансовой грамотности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
· расширить знания в области финансовой грамотности; - осознавать разницу между потребностями и желаниями; - уметь работать в команде.
План мероприятий по реализации модуля № 3 «Занимательная экономика»
№ п/п |
Форма занятий |
Кол-во часов |
Краткое описание мероприятия |
1 |
Деловая игра «Кто хочет стать миллионером?» |
1 |
Разбор базовых экономических понятий |
2 |
Лекция с видеофрагментом «Учимся делать покупки правильно. Грамотный потребитель» |
1 |
Знакомство с понятиями: расходы, деньги, платёж, товар |
3 |
Встречи с молодыми предпринимателями |
2 |
Общение в форме круглого стола |
4 |
Проведение игровых форм обучения финансовой грамотности на портале Учи. Ру. |
2 |
Участие в тренинг- играх «Не в деньгах счастье» и «С финансами на ТЫ!» |
Целью модуля № 4 (практического) «С финансами - на ты» является овладение практическими знаниями для повышения финансовой грамотности (умение принимать ответственные финансовые решения, планировать и достигать личные финансовые цели, защищаться от финансового мошенничества). Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: приобретение опыта самостоятельного общественного действия; умение работать в коллективе, общаться со сверстниками в новых для них условиях.
План мероприятий по реализации модуля № 4 «С финансами - на ты»
№ п/п |
Форма занятий |
Кол-во часов |
Краткое описание мероприятия |
1 |
Организация исследовательской и проектной деятельности (составление «подушки безопасности») |
2 |
Генерация и оформление способов обеспечения идеи финансовой безопасности человека |
2 |
Интерактивная ролевая игра |
1 |
Участие в интерактивной игре по финансовой грамотности «Тайна потерянной копилки» |
3 |
Тренинг по финансовой грамотности |
2 |
Практические занятия |
4 |
Квест «Я - Лидер» |
1 |
Коллективная познавательная деятельность |
Целью модуля № 5 (просветительского) «Мой финансовый выбор» является пропаганда финансовой грамотности. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: формирование у участников смены устойчивого интереса к финансовой грамотности; совместное проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде финансовой грамотности.
План мероприятий по реализации модуля № 5 «Мой финансовый выбор»
№ п/п |
Форма занятий |
Кол-во часов |
Краткое описание мероприятия |
1 |
Кейс-игра «Азбука финансовой грамотности» |
1 |
Решение конкретных ситуаций для выработки верной стратегии по осуществлению финансовых целей |
2 |
Деловая игра «Что значит финансовая грамотность для семьи» |
1 |
Групповая игра |
3 |
Квест - экономическая игра «Финансовые будни» |
2 |
Коллективная познавательная деятельность, способствующая закреплению полученных знаний по рациональному обращению с личными финансовыми средствами в различных жизненных ситуациях |
4 |
Викторина «Что я знаю о финансовой грамотности?» |
1 |
Получение и закрепление участниками смены знаний по финансовой грамотности |
Организация межмодульного сопровождения
Образовательная часть программы включает в себя теоретические занятия, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Программа построена по модульной схеме,
причём каждый из модулей, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, суверенная часть программы, с другой стороны - выступает в плотной связи с остальными модулями, делая программу более многогранной.
Теоретическая часть программы профильной смены «Я и финансы» не только способствует систематизации и обобщению знаний по экономике, но и формирует у её участников обязательный минимум знаний, необходимых для понимания терминов по финансовой грамотности.
Практическая часть предусматривает проведение различных тренинговых занятий, бесед, квест-игр, разработку проектов, конкурсы плакатов. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков. Важным моментом в работе лагеря является организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения мероприятий по финансовой грамотности.
■ Список рекомендуемой литературы и интернет-источников для реализации проекта
Литература
1. Липсиц, И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций / И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
Дополнительная литература для учителя
2. Афанасьев С., Комарин С. - Мы в школьном лагере: коллективно-творческие дела в школьном лагере \ метод. пособие для организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях. - Выпуск № 4\2001г.
3. Баранник М.М., Т.С. Борисова - Позывные лета, - М.,2003.
4. Барканов С.В., Бузырева Л.М., Дианова Т.Ф., Журавлёв М.И. - Организация летнего отдыха детей и подростков. - М.,1998.
5. Белоножкина О.В. и др., - Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе, Волгоград, 2006г.
6. Вигдорчик, Е. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для родителей / Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
7. Вигдорчик, Е. Финансовая грамотность. 5-7 классы: метод. рекомендации для учителя / Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлю- гова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
8. Вигдорчик, Е. Финансовая грамотность. 5 - 7 классы: учеб. программа / Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. - М.: ВИТА- ПРЕСС, 2014.
9. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. - Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования \ учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - М., 1999.
10. Гурбина Е.А. - Летний оздоровительный лагерь, - Волгоград, 2006
11. Коллективно-творческие дела в школьном лагере \ метод. пособие для организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях. - Выпуск №5\2001г.
12. Корлюгова, Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: контрольные измерительные материалы / Ю. Корлюгова, Е. Вигдорчик, И. Липсиц. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
13. Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я /;– Ярославль: Академия развития, 2007.
14. Нещерет Л.Г. - Детский праздник в школе, оздоровительном лагере, дома - М., 2000.
15. Фоминых О.С., Т.В. Токарева и др. – Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности детского оздоровительного лагеря, - Н-вартовск,2002. 19. Шаульская Н.А. – Летний лагерь. Праздники, конкурсы, тематические дни, Академия развития, ВКТ, 2008г.
16. Интернет-источники
17. Официальный портал Министерства финансов РФ. - URL: https://www.minfin.ru/ru
18. Портал «Игра ЖЭКА».- URL: http://igra-jeka.ru/
19. Портал «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя». - URL: http://zanimatika.narod.ru/
20. Портал «Основы экономики». - URL: http://basic.economicus.ru
21. Портал «РАНХиГС». Банк методических разработок. - URL: http://niu.ranepa.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/finansovaya-gramotnost/bank-metodicheskikh-razrabotok/
22. URL: fmc.hse.ru
23. URL: вашифинансы.рф
24. Портал по основам финансовой грамотности «Достаток. ру». - URL: http://www.dostatok.ru
25. https://конкурсшкол.рф/idea/id/year/2020/get/38242
26. URL: хочумогузнаю.рф
27. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». - URL: http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.