Рабочая программа 4 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа 4 класс

Оценка 4.6
Документация
docx
религиоведение
4 кл
15.10.2020
Рабочая программа 4 класс
Рабочая программа 4 класс по Основам светской этики
ОСЭ программа.docx

                                                                                      Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса

 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» А.И.Шемшуриной  Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2018 г.

 Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной сту­пени общеобразовательной школы и служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспита­ния школьников. С одной стороны, учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружаю­щий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот предмет предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, озна­комление с нравственными идеалами и ценностями религиоз­ных и светских духовных традиций России происходит в кон­тексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Основные цели модуля «Основы светской эти­ки»:

1.      Приобщение подрастающего поколения к гумани­стическим ценностям.

2.      Достижение нравственных и культурных основа­ний в ценностных ориентациях и опыте поведения раз­вивающейся личности.

3.     Ориентация развивающейся личности на критерии, интегрирующие сущностные характеристики отношения человека к окружающему миру и людям: гуманность, ответ­ственность, чувство собственного достоинства, самоуважение, основанное на уважении к другим; совестливость, патриотизм.

4.      Актуализация нравственного потенциала личности.

Образовательные задачи

·        развитие и систематизация этических знаний ребёнка;

·        формирование логического мышления детей путём раз­вивающего этического диалога как основного метода познания в процессе занятий;

·        овладение умениями и навыками диалогического взаи­модействия с окружающими.

Развивающие задачи

·        развитие интереса к этике и её определяющим жизнь смыслам;

·        расширение словарного запаса в процессе освоения эти­ческих понятий и определения нравственных качеств;

·        развитие речи в процессе построения этического диалога;

·        развитие умений нравственного анализа поступков, со­поставлений моральных характеристик, этически выра­женных оценок.

Воспитательные задачи

·        становление и развитие этической культуры школьни­ков, их ценностных ориентаций;

·        формирование нравственно ориентированных взаимоот­ношений школьников, в основе которых лежит уваже­ние и доброжелательность к каждому;

·        развитие адекватной нравственной самооценки учени­ков в процессе этических занятий;

·        развитие позитивных оценок в построении отношений с одноклассниками;

·        повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся;

·        развитие способности к нравственному выбору в жиз­ненных ситуациях.

Цели и задачи определяют содержание курса, где глав­ное — организация разностороннего общения, взаимодей­ствия, взаимовлияния детей, в основе которого предусмотрена воз­можность создания ситуации успеха для каждого, условий для этической рефлексии. В данной логике все воспита­тельные, образовательные и развивающие задачи взаимо­связаны, взаимообусловлены и системно структурированы.

Общая характеристика учебного предмета

Сущность духовно-нравственного воспитания обучающих­ся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культу­ре, духовным традициям.В связи с этим можно пред­положить, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет способствовать формированию у школь­ников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил по­ведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности вы­страивать позитивное взаимодействие с представителями раз­ных культур, национальностей, верований, социальных групп.

Культурологическая направленность предмета способству­ет развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций на­родов России, формированию ценностного отношения к со­циальной реальности, осознанию роли буддизма, правосла­вия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникатив­ной деятельности обучающихся, требующей от них умений выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информа­ции и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе ак­тивного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обме­на информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.

Образовательный процесс в рамках выбранного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у школьников начальное представление о духовных традициях посредствомориентации содержания модуля на воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России и системы связей, устанавливаемых между другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение и др.).

Принципы построения курса

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

·        общая историческая судьба народов России;

·        единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Основы религиозных культур и светской этики» из­учается в 4 классе, общий объём 34 часа.

Ценностные ориентиры содержания курса

В результате изучения одного из учебных модулей обуча­ющиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры наро­дов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над морально-этическими нормами различных религий и будет способствовать:

   их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

   пониманию ими значения нравственности, веры и рели­гии в жизни человека и общества;

   становлению их внутренней установки поступать соглас­но своей совести;

   осознанию ими ценности человеческой жизни;

   развитию их коммуникативных качеств.

 

Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения курса

ЛИЧНОСТНЫЕ

·      формирование основ российской гражданской идентич­ности, развитие чувства гордости за свою Родину;

·      формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

·      воспитание до­верия и уважения к представителям разных народов и вероиспо­веданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

·      становление гуманистических и демократических ценност­ных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

·      формирование национальной и гражданской самоиден­тичности, осознание своей этнической и национальной при­надлежности;

·      развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

·      воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

·      развитие начальных форм регуляции своих эмоциональ­ных состояний и рефлексии;

·      развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в различных социальных ситуациях, умений не созда­вать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

·      развитие мотивации к продуктивной созидательной дея­тельности;

·      формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

·        овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

·        формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации, определять и находить наи­более эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на ос­нове оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

·        совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное ис­пользование речевых средств и средств информационно-ком­муникационных технологий для решения различных коммуни­кативных и познавательных задач;

·        совершенствование умений в области работы с информа­цией, осуществления информационного поиска для выполне­ния учебных заданий;

·        овладение навыками смыслового чтения текстов различ­ных стилей и жанров, осознанного построения речевых вы­сказываний в соответствии с задачами коммуникации;

·        овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления анало­гий и причинно-следственных связей, построения рассужде­ний, отнесения к известным понятиям;

·        формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования раз­личных точек зрения и право каждого иметь свою собствен­ную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·        совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель ипути ее достижения, умении договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать соб­ственное поведение и поведение окружающих.

ПРЕДМЕТНЫЕ

·      знакомство с общечеловеческими нормами морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отно­шений в семье и обществе;

·      понимание значения нравственностив жизни человека и общества;

·      развитие эстетической сферы, способности к эмоцио­нальному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;

·      формирование умений устанавливать связь между куль­турой, моралью и повседневным поведением людей, ана­лизировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали;

·      формирова­ние личностной и гражданской позиции по отношению к раз­личным явлениям действительности.

 

Содержание курса

Введение.

Тема 1. Этика — наука о нравственной жизни чело­века

Этика — наука о нравственной жизни человека, о нрав­ственных нормах его поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», опре­деляющее культуру поведения человека. Вежливость как основа воспитанности.

Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель этической науки. Вековой человеческий опыт о смысло­вой сущности норм поведения человека.

Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость.

Раздел 1. Этика общения

Тема 1. Добрым жить на белом свете веселей

Понятия «добро» и «зло» как главные этические кате­гории. Смысловое значение понятия «доброта», его взаи­мосвязь с другими понятиями этики.

Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики.

Основные понятия: добро, зло.

Тема 2. Правила общения для всех

Значение высказывания «Люди, как камни в реке, об­тачивают друг друга». Общение как потребность человека. Стремление к пониманию — главное в общении людей.

Тактичность как условие общения. Чуткость и дели­катность как характеристики общения. Золотое правило нравственности.

Основные понятия: тактичность, чуткость, деликат­ность.

Тема 3. От добрых правил — добрые слова и поступки

Вековой опыт о добром начале в человеке. Добро в на­шей повседневной жизни. «От доброты добро, от зла зло родится». Копилка добрых слов и поступков.

Основные понятия: доброта, красота.

Тема 4. Каждый интересен

Основные принципы, заложенные в правилах общения, как условие для каждого в классе. Проявление индивиду­альных особенностей и интересов учащихся.

Условия возникновения и сохранения дружбы.

Основные понятия: дружба, уважение, приветливость.

Раздел 2. Этикет

Тема 1. Премудрости этикета

Этикет как этическое понятие, его сущность и содер­жание.

Основные нормы этикета и их смысловые значения.

История возникновения этикета. Аккуратность, опрят­ность, точность как первоначальные условия этикетной культуры. Привлекательность правил этикета.

Основные понятия: этикет, аккуратность, опрятность, точность.

Тема 2. Красота этикета

Целесообразность и красота этикета. Основные принци­пы, заложенные в правила этикета. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Осно­вы разумности этикета.

Основные понятия: церемониал, церемонимейстер.

Тема 3. Простые школьные и домашние правила эти­кета

Правила соответствия школьному и домашнему эти­кету. Их главные основания. Требования этикета в раз­личных жизненных ситуациях, их отражение в посло­вицах.

Основные понятия: поступок, разумность, благодар­ность.

Тема 4. Чистый ручеёк нашей речи

Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его об­разная выразительность. Вековой опыт о главном в речи.

Основные понятия: слово, речь, образ.

Раздел 3. Этика человеческих отношений

Тема 1. В развитии добрых чувств — творение души

Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики. Смысловые и эмоциональ­ные значения данного понятия. Взаимодействие разума и чувств в различных состояниях души. Характеристи­ка понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души.

Основные понятия: душа, душевность, чувство, духов­ность.

Тема 2. Природа — волшебные двери к добру и дове­рию

Природа как добрая основа жизни. Значение природы для человека. Внимание и бережное отношение к живой природе. Природа — книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Ве­ковой опыт о природе.

Основные понятия: природа, жизнь, человек.

Тема 3. Чувство Родины

Многогранность и смысловое значение понятия «Роди­на». Взаимосвязь человека с Родиной.

Взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Цен­ностное содержание пословиц о Родине. Суть выражения «Судьба и Родина едины». Смысловая характеристика по­нятия «патриотизм».

Основные понятия: род, Родина, Отчизна, патриотизм.

Тема 4. Жизнь протекает среди людей

Многообразие форм взаимодействия людей и их взаи­мовлияние друг на друга. Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Потребность до­ставлять радость людям и в то же время уважать себя — одна из ведущих характеристик человека в его отношени­ях с другими людьми.

Основные понятия: человек, человечность, польза, от­ношения.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе

Тема 1. Чтобы быть коллективом...

Содержание понятия «коллектив». Главные характери­стики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизне­деятельности. Ценности личности и коллектива, особенно­сти взаимодействия в коллективе. Нравственная установ­ка поведения в коллективе.

Основные понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие, достоинство.

Тема 2. Коллектив начинается с меня

Индивидуальные потребности во взаимодействии с кол­лективом. Пути сближения в коллективных отношениях, важные правила для каждого. Самооценка, самоопределе­ние, самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомыш­ленниками.

Основные понятия: индивидуальность, уважение, дружба.

Тема 3. Мой класс — мои друзья

Умение видеть состояние другого человека и соответ­ственно реагировать на него. Нюансы дружеских отноше­ний. Преодоление обид и позитивность стремлений в дру­жеских отношениях. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке.

Основные понятия: помощь, поддержка, участие.

Тема 4. Скажи себе сам

Итоговое творческое сочинение

Введение.

Тема 1. Ежели душевны вы и к этике не глухи...

Золотое правило этики — его сущность и содержание. Основная суть простых нравственных правил. Вековой че­ловеческий опыт о простых и важных нравственных ис­тинах. Взаимодействие разных культур в нашей много­национальной стране. Общее и особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Аз­бука простых норм нравственности.

Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности.

Раздел 1. Простые нравственные истины

Тема 1. Жизнь священна

Жизнь как главная потребность человека. Жизнь свя­щенна — главная нравственная истина. Различие мате­риальных и духовных потребностей, их смысловая зна­чимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и чело­век — основные нравственные ценности.

Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни.

Основные понятия: потребность, смысл, нравственный закон.

Тема 2. Человек рождён для добра

Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки как учебник жизни. Беско­рыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо.

Основные понятия: добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль.

Тема 3. Милосердие — закон жизни)

Значимость и взаимосвязь этических понятий «сочув­ствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие».

Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия.

Смысловая суть противоположных понятий «благодар­ность» и «неблагодарность».

Основные понятия: сочувствие, сопереживание, состра­дание, милосердие, участие, благодарность.

Тема 4. Жить во благо себе и другим

Конфликтные ситуации и их благоприятное решение. Необходимость следования нравственным принципам в любых ситуациях во взаимодействии с представителями различных вероисповеданий. Недопустимость недоброже­лательности по отношению к любому человеку. Тактич­ность и простые правила справедливости.

Основные понятия: благо, искренность, доброжелатель­ность, справедливость, тактичность.

Раздел 2. Душа обязана трудиться

Тема 1. Следовать нравственной установке

Намерения и поступки, их соответствие и несоответ­ствие. Следование добру как нравственная установка в действиях человека. Её смысловая суть и содержание. Труд и необходимые нравственные усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в нравственных действи­ях и поступках.

Основные понятия: нравственная установка, нравствен­ные усилия, позиция добра.

Тема 2. Достойно жить среди людей

Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». По­гружение во внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя.Развитие нравственных норм жизни на основе их раз­умности. Достоинство как обязательное следование нрав­ственным канонам в собственных действиях. Достижение понимания другого человека.

Общие правила разных народов: законы гостеприим­ства, уважение к старшим, почитание родителей, забота о младших, слабых.

Бескорыстие как качество личности и основа достойной жизни человека среди людей. Гуманность, гуманизм как сущность человеческой жизнедеятельности.

Основные понятия: достоинство, внутренний мир, разум, бескорыстие, гуманность, гуманизм.

Тема 3. Уметь понять и простить

Необходимость и умение посмотреть на себя со сторо­ны. Забота о равновесии между чувствами и их проявле­ниями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений.

Типичные моменты семейной жизни и достижение гар­монии в отношениях. Как контролировать свои порывы. Вековой человеческий опыт о понимании и прощении.

Основные понятия: понимание, прощение, семья, гар­мония, гуманность.

Тема 4. Простая этика поступков

Суть простой этики поступков. Основной ориентир — любые наши действия всегда должны быть не во вред

другим людям. Нравственный выбор и его моральное зна­чение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В основе терпимости лежит такое понятие, как дружелю­бие. Закономерность простой этики поступков.

Основные понятия: этика поступков, нравственный выбор, терпимость, дружелюбие.

Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер

Тема 1. Общение и источники преодоления обид

Основные формы общения. Характеристики нравствен­ных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Общее и особенное в них. Когда общение становится источником обид, неприятностей, плохого на­строения, грустного состояния души?

Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, способ­ствующие гармоничному общению.

Основные понятия: доброжелательность, доброта, чув­ство юмора, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство соб­ственного достоинства, благородство.

Тема 2. Ростки нравственного опыта поведения

Направленность душевных усилий каждого на приоб­ретение нравственного опыта поведения. Причины нега­тивных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства дру­гого и соответственно вести себя. Параметры данного со­ответствия. Практические действия для сокращения рас­стояния между «знаю» и «поступаю». Когда чувства руко­водствуются разумом. Формирование привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.

Основные понятия: нравственность, воля, опыт поведе­ния, норма, чувство, разум.

Тема 3. Доброте сопутствует терпение

Взаимосвязь добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости.

Основные понятия: терпеливость, терпимость, снисхо­дительность, деликатность.

Тема 4. Действия с приставкой «со»

Качества, обозначаемые словами с приставкой «со» — вместе. Ценностно-смысловая суть этих качеств и их зна­чимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании горя и радости. Осознание сво­ей полезности другому человеку. Равнодушие, зависть как противопоставления нравственности. Образ жизни нерав­нодушного человека. Главная ценность этической культу­ры личности.

Основные понятия: равнодушие, зависть, нравствен­ный образ жизни, этическая культура.

Раздел 4. Судьба и Родина едины

Тема 1. С чего начинается Родина...

Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Соот­ношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной песни, крепнет и расширяется по мере взросления челове­ка. Ценностно-смысловые оттенки этой связи.

Значение лада в семье. Простые правила его сохра­нения.

Вековой опыт человечества.

Основные понятия: Родина, Отечество, дом, семья, лад.

Тема 2. В тебе рождается патриот и гражданин

Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин — сын Отечества, его защитник.

Когда взрослеет гражданин, Родина спокойна.

Основные понятия: патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, любовь, служение, долг.

Тема 3. Человек — чело века

Смысловое содержание понятия «человек». Определе­ние сути человека в опыте поколений. Человек таков, как он мыслит. Главенствующие ценности и качества людей.

Мыслители о сути человека.

Основные понятия: человек, образ человека, мышле­ние, жизнедействие, ценность, мировоззрение.

Тема 4. Слово, обращённое к себе

Итоговое творческое сочинение

 

 

 

 

                                                             Учебно-тематический план

 

№п/п

Раздел программы

Всего часов

1

Введение.

2

2

Этика общения

4

3

Этикет

4

4

Этика человеческих отношений

4

5

Этика отношений в коллективе

4

6

Простые нравственные истины

4

7

Душа обязана трудиться

4

8

Посеешь поступок — пожнёшь характер

4

9

Судьба и Родина едины

4

 

ИТОГО

34


Используемый учебно-методический комплект

Учебная

программа

Учебники,

учебные пособия

Методические

материалы

Дидактические

материалы

Материалы

для контроля

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.

Шемшурина А.И.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебн. для общеобразоват. Организаций/ - М.: Просвещение, 2013.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.

Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011.

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем

Календарно- тематическое планирование

 

Дата

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты

Формы и виды деятельности

Основные термины и понятия

 

1

Россия  - наша Родина

Формирование чувства гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфециальная) РОССИИ; развитие этических чувств и норм

Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге

Россия. Родина. Патриот, Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции

 

2

Этика – наука о нравственной жизни человека.

Знакомство с общественными нормами нравственности и морали

Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная  работа с источником

Культура, мораль, нравственность, этика: религиозная, светская,

 

 

Раздел 1 Этика общения

 

3

Добрым жить на свете веселей.

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Добро и зло как основные этические понятия

 

4

Правила общения для всех.

Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций

Общение, стремление понять другого человека, тактичность, чуткость, деликатность, Золотое правило этики; принципы общения

 

5

От добрых правил – добрые слова и поступки.

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Добро, зло, копилка добрых слов

 

6

Каждый интересен.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Добродетельные отношения. Дружба.

 

 

Раздел 2 Этикет

 

7

Премудрости этикета.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Этикет, образец, церемониал

 

8

Красота этикета.

Установка взаимосвязи между  культурой и поведением людей.

Правила этикета,

 

9

Простые школьные и домашние правила этикета.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.

 

10

Чистый ручеёк нашей речи.

Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Речь, стыд, вина, извинение.

 

 

Раздел 3 Этика человеческих отношений

 

11

В развитие добрых  чувств – творение души.

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Доброта, ласка, приветливость, грубость, недоброжелательность, задиристость. Душа, духовность.

 

12

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения.

Природа, жизнь, ответственность Ценности. Жизнь человека. Уникальность. Неповторимость жизни.

 

13

Чувство Родины.

Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.

Нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.

 

14

Жизнь протекает среди людей.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Совесть. Стыд. Размышления.  Чувства. Воля.

 

 

Раздел 4 Этика отношений в коллективе

 

15

Чтобы быть коллективом.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Коллектив, коллективист, друг, дружба. Нравственная установка. Правила поведения в коллективе.

 

16

Коллектив начинается с меня.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

 

17

Мой класс – мои друзья.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Чуткость, бескорыстие, доверие.

 

18

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Вежа, вежливость, невежа. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности.

 

 

Простые нравственные истины

 

19

Жизнь священна.

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни.

 

20

Человек рождён для добра.

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

Добро, истина, красота

 

21

Милосердие – закон жизни.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа.

Сочувствие, милосердие, сопереживание, сострадание

 

22

Жить во благо себе и другим.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность,

 

 

Душа обязана трудиться

 

23

Следовать нравственной установке.

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.

Добро, нравственная установка.

 

24

Достойно жить среди людей.

Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность.

 

25

Уметь понять и простить.

Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.

Гуманизм,  гуманность, понимание, прощение.

 

26

Простая этика поступков.

Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка.

 

 

Посеешь поступок – пожнёшь характер

 

 

27

Общение и источники преодоления обид.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.

Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.

 

28

Ростки нравственного опыта поведения.

Моральный долг. Моральная обязанность.

 

29

Доброте сопутствует терпение.

Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость.

 

30

Действия с приставкой «СО».

Сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие.

 

 

Судьба и Родина едины

 

 

31

С чего начинается Родина.

Знакомство с ценностями:  Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Родина, Отчизна, Отечество.

 

32

В тебе рождается патриот и гражданин.

Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.

 

33

Человек – чело века.

Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм

Человек, назначение человека,

 

34

Слово, обращённое к тебе.

Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение.

Нравственная установка, живите дружно и легко, понять и простить, гуманность, бескорыстие, СО значит вместе, опыт нравственного поведения, терпимость, терпение.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями

Воспитательные задачи · становление и развитие этической культуры школьни­ков, их ценностных ориентаций; · формирование нравственно ориентированных взаимоот­ношений школьников, в основе которых лежит уваже­ние и доброжелательность…

Воспитательные задачи · становление и развитие этической культуры школьни­ков, их ценностных ориентаций; · формирование нравственно ориентированных взаимоот­ношений школьников, в основе которых лежит уваже­ние и доброжелательность…

России и системы связей, устанавливаемых между другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение и др

России и системы связей, устанавливаемых между другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение и др

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ · овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; · формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные…

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ · овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; · формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные…

Раздел 1. Этика общения Тема 1

Раздел 1. Этика общения Тема 1

Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения

Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения

Основные понятия : помощь, поддержка, участие

Основные понятия : помощь, поддержка, участие

Намерения и поступки, их соответствие и несоответ­ствие

Намерения и поступки, их соответствие и несоответ­ствие

Параметры данного со­ответствия

Параметры данного со­ответствия

Учебно-тематический план №п/п

Учебно-тематический план №п/п

Календарно- тематическое планирование

Календарно- тематическое планирование

Добро, зло, копилка добрых слов 6

Добро, зло, копилка добрых слов 6

Чувство Родины. Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций

Чувство Родины. Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций

Материальные и духовные потребности

Материальные и духовные потребности

Доброте сопутствует терпение

Доброте сопутствует терпение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2020