Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» А.И.Шемшуриной Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2018 г.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы и служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот предмет предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Основные цели модуля «Основы светской этики»:
1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям.
2. Достижение нравственных и культурных оснований в ценностных ориентациях и опыте поведения развивающейся личности.
3. Ориентация развивающейся личности на критерии, интегрирующие сущностные характеристики отношения человека к окружающему миру и людям: гуманность, ответственность, чувство собственного достоинства, самоуважение, основанное на уважении к другим; совестливость, патриотизм.
4. Актуализация нравственного потенциала личности.
Образовательные задачи
· развитие и систематизация этических знаний ребёнка;
· формирование логического мышления детей путём развивающего этического диалога как основного метода познания в процессе занятий;
· овладение умениями и навыками диалогического взаимодействия с окружающими.
Развивающие задачи
· развитие интереса к этике и её определяющим жизнь смыслам;
· расширение словарного запаса в процессе освоения этических понятий и определения нравственных качеств;
· развитие речи в процессе построения этического диалога;
· развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок.
Воспитательные задачи
· становление и развитие этической культуры школьников, их ценностных ориентаций;
· формирование нравственно ориентированных взаимоотношений школьников, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;
· развитие адекватной нравственной самооценки учеников в процессе этических занятий;
· развитие позитивных оценок в построении отношений с одноклассниками;
· повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся;
· развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.
Цели и задачи определяют содержание курса, где главное — организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния детей, в основе которого предусмотрена возможность создания ситуации успеха для каждого, условий для этической рефлексии. В данной логике все воспитательные, образовательные и развивающие задачи взаимосвязаны, взаимообусловлены и системно структурированы.
Общая характеристика учебного предмета
Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.В связи с этим можно предположить, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет способствовать формированию у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умений выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.
Образовательный процесс в рамках выбранного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у школьников начальное представление о духовных традициях посредствомориентации содержания модуля на воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России и системы связей, устанавливаемых между другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение и др.).
Принципы построения курса
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
· общая историческая судьба народов России;
· единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе, общий объём 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания курса
В результате изучения одного из учебных модулей обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над морально-этическими нормами различных религий и будет способствовать:
• их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести;
• осознанию ими ценности человеческой жизни;
• развитию их коммуникативных качеств.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ
· формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
· формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
· воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
· становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
· формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
· развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
· воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
· развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
· развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
· формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
· овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
· формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
· совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
· овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель ипути ее достижения, умении договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ
· знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
· понимание значения нравственностив жизни человека и общества;
· развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
· формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали;
· формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
Содержание курса
Введение.
Тема 1. Этика — наука о нравственной жизни человека
Этика — наука о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее культуру поведения человека. Вежливость как основа воспитанности.
Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель этической науки. Вековой человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения человека.
Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость.
Раздел 1. Этика общения
Тема 1. Добрым жить на белом свете веселей
Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Смысловое значение понятия «доброта», его взаимосвязь с другими понятиями этики.
Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики.
Основные понятия: добро, зло.
Тема 2. Правила общения для всех
Значение высказывания «Люди, как камни в реке, обтачивают друг друга». Общение как потребность человека. Стремление к пониманию — главное в общении людей.
Тактичность как условие общения. Чуткость и деликатность как характеристики общения. Золотое правило нравственности.
Основные понятия: тактичность, чуткость, деликатность.
Тема 3. От добрых правил — добрые слова и поступки
Вековой опыт о добром начале в человеке. Добро в нашей повседневной жизни. «От доброты добро, от зла зло родится». Копилка добрых слов и поступков.
Основные понятия: доброта, красота.
Тема 4. Каждый интересен
Основные принципы, заложенные в правилах общения, как условие для каждого в классе. Проявление индивидуальных особенностей и интересов учащихся.
Условия возникновения и сохранения дружбы.
Основные понятия: дружба, уважение, приветливость.
Раздел 2. Этикет
Тема 1. Премудрости этикета
Этикет как этическое понятие, его сущность и содержание.
Основные нормы этикета и их смысловые значения.
История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первоначальные условия этикетной культуры. Привлекательность правил этикета.
Основные понятия: этикет, аккуратность, опрятность, точность.
Тема 2. Красота этикета
Целесообразность и красота этикета. Основные принципы, заложенные в правила этикета. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Основы разумности этикета.
Основные понятия: церемониал, церемонимейстер.
Тема 3. Простые школьные и домашние правила этикета
Правила соответствия школьному и домашнему этикету. Их главные основания. Требования этикета в различных жизненных ситуациях, их отражение в пословицах.
Основные понятия: поступок, разумность, благодарность.
Тема 4. Чистый ручеёк нашей речи
Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи.
Основные понятия: слово, речь, образ.
Раздел 3. Этика человеческих отношений
Тема 1. В развитии добрых чувств — творение души
Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики. Смысловые и эмоциональные значения данного понятия. Взаимодействие разума и чувств в различных состояниях души. Характеристика понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души.
Основные понятия: душа, душевность, чувство, духовность.
Тема 2. Природа — волшебные двери к добру и доверию
Природа как добрая основа жизни. Значение природы для человека. Внимание и бережное отношение к живой природе. Природа — книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе.
Основные понятия: природа, жизнь, человек.
Тема 3. Чувство Родины
Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Взаимосвязь человека с Родиной.
Взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностное содержание пословиц о Родине. Суть выражения «Судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия «патриотизм».
Основные понятия: род, Родина, Отчизна, патриотизм.
Тема 4. Жизнь протекает среди людей
Многообразие форм взаимодействия людей и их взаимовлияние друг на друга. Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя — одна из ведущих характеристик человека в его отношениях с другими людьми.
Основные понятия: человек, человечность, польза, отношения.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе
Тема 1. Чтобы быть коллективом...
Содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива, особенности взаимодействия в коллективе. Нравственная установка поведения в коллективе.
Основные понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие, достоинство.
Тема 2. Коллектив начинается с меня
Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути сближения в коллективных отношениях, важные правила для каждого. Самооценка, самоопределение, самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомышленниками.
Основные понятия: индивидуальность, уважение, дружба.
Тема 3. Мой класс — мои друзья
Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских отношениях. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке.
Основные понятия: помощь, поддержка, участие.
Тема 4. Скажи себе сам
Итоговое творческое сочинение
Введение.
Тема 1. Ежели душевны вы и к этике не глухи...
Золотое правило этики — его сущность и содержание. Основная суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Азбука простых норм нравственности.
Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности.
Раздел 1. Простые нравственные истины
Тема 1. Жизнь священна
Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная истина. Различие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и человек — основные нравственные ценности.
Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни.
Основные понятия: потребность, смысл, нравственный закон.
Тема 2. Человек рождён для добра
Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо.
Основные понятия: добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль.
Тема 3. Милосердие — закон жизни)
Значимость и взаимосвязь этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие».
Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия.
Смысловая суть противоположных понятий «благодарность» и «неблагодарность».
Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, участие, благодарность.
Тема 4. Жить во благо себе и другим
Конфликтные ситуации и их благоприятное решение. Необходимость следования нравственным принципам в любых ситуациях во взаимодействии с представителями различных вероисповеданий. Недопустимость недоброжелательности по отношению к любому человеку. Тактичность и простые правила справедливости.
Основные понятия: благо, искренность, доброжелательность, справедливость, тактичность.
Раздел 2. Душа обязана трудиться
Тема 1. Следовать нравственной установке
Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Следование добру как нравственная установка в действиях человека. Её смысловая суть и содержание. Труд и необходимые нравственные усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в нравственных действиях и поступках.
Основные понятия: нравственная установка, нравственные усилия, позиция добра.
Тема 2. Достойно жить среди людей
Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение во внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя.Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях. Достижение понимания другого человека.
Общие правила разных народов: законы гостеприимства, уважение к старшим, почитание родителей, забота о младших, слабых.
Бескорыстие как качество личности и основа достойной жизни человека среди людей. Гуманность, гуманизм как сущность человеческой жизнедеятельности.
Основные понятия: достоинство, внутренний мир, разум, бескорыстие, гуманность, гуманизм.
Тема 3. Уметь понять и простить
Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений.
Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии в отношениях. Как контролировать свои порывы. Вековой человеческий опыт о понимании и прощении.
Основные понятия: понимание, прощение, семья, гармония, гуманность.
Тема 4. Простая этика поступков
Суть простой этики поступков. Основной ориентир — любые наши действия всегда должны быть не во вред
другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В основе терпимости лежит такое понятие, как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков.
Основные понятия: этика поступков, нравственный выбор, терпимость, дружелюбие.
Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер
Тема 1. Общение и источники преодоления обид
Основные формы общения. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Общее и особенное в них. Когда общение становится источником обид, неприятностей, плохого настроения, грустного состояния души?
Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, способствующие гармоничному общению.
Основные понятия: доброжелательность, доброта, чувство юмора, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство.
Тема 2. Ростки нравственного опыта поведения
Направленность душевных усилий каждого на приобретение нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия для сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Когда чувства руководствуются разумом. Формирование привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.
Основные понятия: нравственность, воля, опыт поведения, норма, чувство, разум.
Тема 3. Доброте сопутствует терпение
Взаимосвязь добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости.
Основные понятия: терпеливость, терпимость, снисходительность, деликатность.
Тема 4. Действия с приставкой «со»
Качества, обозначаемые словами с приставкой «со» — вместе. Ценностно-смысловая суть этих качеств и их значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании горя и радости. Осознание своей полезности другому человеку. Равнодушие, зависть как противопоставления нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности.
Основные понятия: равнодушие, зависть, нравственный образ жизни, этическая культура.
Раздел 4. Судьба и Родина едины
Тема 1. С чего начинается Родина...
Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной песни, крепнет и расширяется по мере взросления человека. Ценностно-смысловые оттенки этой связи.
Значение лада в семье. Простые правила его сохранения.
Вековой опыт человечества.
Основные понятия: Родина, Отечество, дом, семья, лад.
Тема 2. В тебе рождается патриот и гражданин
Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин — сын Отечества, его защитник.
Когда взрослеет гражданин, Родина спокойна.
Основные понятия: патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, любовь, служение, долг.
Тема 3. Человек — чело века
Смысловое содержание понятия «человек». Определение сути человека в опыте поколений. Человек таков, как он мыслит. Главенствующие ценности и качества людей.
Мыслители о сути человека.
Основные понятия: человек, образ человека, мышление, жизнедействие, ценность, мировоззрение.
Тема 4. Слово, обращённое к себе
Итоговое творческое сочинение
Учебно-тематический план
№п/п |
Раздел программы |
Всего часов |
|
1 |
Введение. |
2 |
|
2 |
Этика общения |
4 |
|
3 |
Этикет |
4 |
|
4 |
Этика человеческих отношений |
4 |
|
5 |
Этика отношений в коллективе |
4 |
|
6 |
Простые нравственные истины |
4 |
|
7 |
Душа обязана трудиться |
4 |
|
8 |
Посеешь поступок — пожнёшь характер |
4 |
|
9 |
Судьба и Родина едины |
4 |
|
|
ИТОГО |
34 |
Используемый учебно-методический комплект
Учебная программа |
Учебники, учебные пособия |
Методические материалы |
Дидактические материалы |
Материалы для контроля |
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011. |
Шемшурина А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебн. для общеобразоват. Организаций/ - М.: Просвещение, 2013. |
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011. |
Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011. |
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения). Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем |
Календарно- тематическое планирование
Дата |
№ урока |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Формы и виды деятельности |
Основные термины и понятия |
|
1 |
Россия - наша Родина |
Формирование чувства гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфециальная) РОССИИ; развитие этических чувств и норм |
Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге |
Россия. Родина. Патриот, Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции |
|
2 |
Этика – наука о нравственной жизни человека. |
Знакомство с общественными нормами нравственности и морали |
Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная работа с источником |
Культура, мораль, нравственность, этика: религиозная, светская, |
|
|
Раздел 1 Этика общения |
|||
|
3 |
Добрым жить на свете веселей. |
Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. |
Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Добро и зло как основные этические понятия |
|
4 |
Правила общения для всех. |
Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций |
Общение, стремление понять другого человека, тактичность, чуткость, деликатность, Золотое правило этики; принципы общения |
|
|
5 |
От добрых правил – добрые слова и поступки. |
Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия |
Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Добро, зло, копилка добрых слов |
|
6 |
Каждый интересен. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Добродетельные отношения. Дружба. |
|
|
|
Раздел 2 Этикет |
|||
|
7 |
Премудрости этикета. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Этикет, образец, церемониал |
|
8 |
Красота этикета. |
Установка взаимосвязи между культурой и поведением людей. |
Правила этикета, |
|
|
9 |
Простые школьные и домашние правила этикета. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Праздник. Подарок. Праздничный ритуал. |
|
|
10 |
Чистый ручеёк нашей речи. |
Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Речь, стыд, вина, извинение. |
|
|
Раздел 3 Этика человеческих отношений |
|||
|
11 |
В развитие добрых чувств – творение души. |
Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Доброта, ласка, приветливость, грубость, недоброжелательность, задиристость. Душа, духовность. |
|
12 |
Природа – волшебные двери к добру и доверию. |
Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения. |
Природа, жизнь, ответственность Ценности. Жизнь человека. Уникальность. Неповторимость жизни. |
|
|
13 |
Чувство Родины. |
Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. |
Нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. |
|
|
14 |
Жизнь протекает среди людей. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля. |
|
|
|
Раздел 4 Этика отношений в коллективе |
|||
|
15 |
Чтобы быть коллективом. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллектив, коллективист, друг, дружба. Нравственная установка. Правила поведения в коллективе. |
|
16 |
Коллектив начинается с меня. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
||
|
17 |
Мой класс – мои друзья. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Чуткость, бескорыстие, доверие. |
|
18 |
Ежели душевны вы и к этике не глухи. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Вежа, вежливость, невежа. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности. |
|
|
|
Простые нравственные истины |
|||
|
19 |
Жизнь священна. |
Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. |
|
20 |
Человек рождён для добра. |
Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) |
Добро, истина, красота |
|
|
21 |
Милосердие – закон жизни. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа. |
Сочувствие, милосердие, сопереживание, сострадание |
|
22 |
Жить во благо себе и другим. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность, |
|
|
|
Душа обязана трудиться |
|||
|
23 |
Следовать нравственной установке. |
Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. |
Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа. |
Добро, нравственная установка. |
|
24 |
Достойно жить среди людей. |
Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. |
||
|
25 |
Уметь понять и простить. |
Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. |
Гуманизм, гуманность, понимание, прощение. |
|
|
26 |
Простая этика поступков. |
Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка. |
||
|
|
Посеешь поступок – пожнёшь характер |
|
||
|
27 |
Общение и источники преодоления обид. |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа. |
Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. |
|
28 |
Ростки нравственного опыта поведения. |
Моральный долг. Моральная обязанность. |
||
|
29 |
Доброте сопутствует терпение. |
Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость. |
||
|
30 |
Действия с приставкой «СО». |
Сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. |
||
|
|
Судьба и Родина едины |
|
||
|
31 |
С чего начинается Родина. |
Знакомство с ценностями: Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. |
Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Родина, Отчизна, Отечество. |
|
32 |
В тебе рождается патриот и гражданин. |
Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. |
||
|
33 |
Человек – чело века. |
Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм |
Человек, назначение человека, |
|
|
34 |
Слово, обращённое к тебе. |
Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение. |
Нравственная установка, живите дружно и легко, понять и простить, гуманность, бескорыстие, СО значит вместе, опыт нравственного поведения, терпимость, терпение. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.