Рабочая программа 6 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа 6 класс

Оценка 4.6
docx
01.02.2020
Рабочая программа 6 класс
РП по биология 6 класс ФГОС.docx

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательных школ «Биология. 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева. – 4-е изд.,  стериотип.  - М.: Дрофа, 2015 – 382,(2)с.

Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ «Сафоновская основная  общеобразовательная школа»

 

Используемые учебники:

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК .

1.     Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

2.     Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

3.     Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

Учебный предмет «Биология» входит в состав учебного плана школы. Согласно учебному плану школы  биология изучается в  6 классе в объёме  68 часов.

Срок реализации программы учебного предмета «Биология» 6  класс – 1 учебный год (68 часов, 1 час в неделю).

 

 

Изменения, внесённые в программу:

 Программы сокращены на 1 час: с 35  до 34 ч., так как 34 учебных недель. Согласно учебному плану школы  биология изучается в 6классе в объёме 68 часа: отводится по 1 часу в неделю.

6 класс: за счет резервного времени один час добавлен на изучение  раздела 1 «Строение и многообразие покрытосеменных растений», разделы 3 «Классификация растений»  и раздел  4 «Природные сообщества» сокращены на 2 час. Эти часы добавлены для изучения раздела 2 «Жизнь растений».

6 класс

 

 

Личностные результаты:

·        осознание единства и целостности окружающе­го мира, возможности его познания и объясне­ния на основе достижений науки;

·        формирование и развитие познавательных ин­тересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

·        умение применять полученные знания в прак­тической деятельности;

·        осознание потребности и готовности к самооб­разованию, в том числе и в рамках самостоя­тельной деятельности вне школы;

·        определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учеб­ной деятельности; умение преодолевать трудно­сти в процессе достижения намеченных целей;

·        знание основных принципов и правил отноше­ния к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

·        способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от­ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

·        формирование и развитие уважительного от­ношения к окружающим; умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;

·        оценка жизненных ситуаций с точки зрения без­опасного образа жизни и сохранения здоровья;

·        формирование экологического мышления: уме­ние оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окру­жающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты:

1)       познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

·        работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

·        составлять тезисы, различные виды планов (про­стых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;

·        проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

·        сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логических операций;

·        строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

·        создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

·        определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

2)       регулятивные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

·        организовывать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи и про­гнозировать результаты работы;

·        самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достижения цели;

·        работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

·        владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осо­знанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3) коммуникативные УУД - формирование и раз­витие навыков и умений:

·        слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

·        интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

·        адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать раз­ные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1) в познавательной (интеллектуальной) сфере;

                     понимать смысл биологических терминов;

                     характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оце­нивать их роль в познании живой природы;

                     осуществлять элементарные биологические ис­следования;

                     описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности покрытосемен­ных растений;

                     распознавать органы цветковых растений;

                     устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют в организме растения;

                     различать на рисунках, таблицах и среди нату­ральных объектов основные систематические группы растений отдела Покрытосеменные;

                     сравнивать особенности строения однодольных и двудольных растений;

                     составлять морфологическое описание растений;

                     выделять прогрессивные черты цветковых ра­стений, позволившие им занять господствую­щее положение в растительном мире;

                     находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого дока­зывать их родство;

                     объяснять взаимосвязь особенностей строе­ния растения с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособления растений к среде обитания;

                     характеризовать взаимосвязи между растениями в природных сообществах;

                     объяснять роль растительных организмов в кру­говороте веществ в биосфере;

                     оценивать роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека;

                     обосновывать значение природоохранной дея­тельности человека для сохранения и умноже­ния растительного мира;

                     формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабора­торных работ;

                     проводить биологические опыты и экспери­менты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элемен­тарные навыки приготовления и изучения пре­паратов;

2)       в ценностно-ориентационной сфере:

                     демонстрировать знание основных правил по­ведения в природе и основ здорового образа жизни;

                     анализировать и оценивать последствия дея­тельности человека в природе;

3)       в сфере трудовой деятельности:

                     соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

                     создавать условия, необходимые для роста и раз­вития растений;

                     проводить наблюдения за растениями;

                     определять всхожесть семян и правильно высеи­вать семена различных растений;

                     проводить искусственное опыление, размно­жать растения;

 

4) в сфере физической деятельности: уметь оказать первую помощь при отравлении ядовитыми растениями;

5) в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения растения и растительные сообщества.

 

 

 

Тематическое планирование 6 класс

 

№ п/п

 

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений

15

 

2

Жизнь растений

12

 

3

Классификация растений

5

 

4

Природные сообщества

1

 

5

Заключение

1

 

 

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

6 класс

Урока

 

Наименование раздела и тем

Часы уч. в

Планированные сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Характеристика деятельности учащихся. (УУД)

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 ч.)

 

1

Инструктаж по ТБ.Строение семян.

Л.Р.№1 «Строе­ние семян двудоль­ных ра­стений». Л.Р. № 2 «Строе­ние зер­новки пшени­цы»

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии, научно­го мировоззрения; осознание возмож­ности проведения самостоятельного научного исследо­вания только при условии соблюдения определенных правил; пони­мание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности

Познавательные: давать опре­деления понятий; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать со­ответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; оценивать результаты своей деятельности.

 Коммуникативные: работая в группе, строить эффек­тивное взаимодействие со сверстниками; аргумен­тировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Научиться объяснять зна­чение понятий: однодольные и двудольные растения, се­мядоля, эндосперм, зародыш, семенная кожура, семяножка, микропиле; характеризовать особенности строения семени как будущего растения; раз­личать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов основные части семени; объ­яснять необходимость запаса питательных веществ в семе­нах растений; выделять су­щественные признаки семян однодольных и двудольных  растений; формулировать правила техники безопасно­сти в кабинете биологии

2

Виды корней и типы корневых систем. Л.Р. № 3 «Стерж­невая и моч­коватая корневые системы»

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии, научного мировоззрения; осознание возмож­ности проведения самостоятельного научного исследо­вания только при у слови и соблюде­ния определенных правил; умение применять полу­ченные знания в практической деятельности

Познавательные: работать ! с различными источниками информации; преобразовы­вать информацию из одной формы в другую; классифи­цировать объекты по задан­ным критериям; осущест­влять элементарные научные исследования. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее дости­жения; Коммуникативные: воспри­нимать информацию на слух, высказывать свою точку зре­ния

Научиться объяснять зна­чение понятий: корни, стержневая и мочковатая корневые системы; характе­ризовать функции корня; описывать и сравнивать, приводить примеры растений, имеющих стержневую и мочковатую корневую систему; объяснять значение окучивания растений; оцени­вать роль корней в жизни ра­стений; демонстрировать на­выки с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лаборатор­ным оборудованием

3

Зоны (участки) корня. Л.Р.№4 «Корне­вой чехлик и корневые волоски»

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного интере­са к изучению био­логии, научного мировоззрения; осознание возмож­ности проведения

самостоятельного научного исследо­вания только при  условии соблюде­ния определенных правил; умение

применять полу­ченные знания в практической деятельности, раститель­ного организма

Познавательные: работать с текстом, выделять в нем главное; преобразовывать информацию в форму табли­цы; работать с лабораторным оборудованием; устанавливать соответствие между объектами и их характеристи­ками.

Регулятивные: организовы­вать выполнение заданий; представлять результаты работы; самостоятельно оце­нивать правильность выпол­нения задания и при необхо­димости вносить коррективы. Коммуникативные: работая в группе, эффективно взаи­модействовать со сверстни­ками

Научиться объяснять значе­ние понятий: корневой чехлик, корневой волосок, зоны корня (деления, растяжения, всасы­вания, проведения); описывать зоны корня и характеризовать признаки, на основании ко­торых они выделены; объяс­нять функции корневого чехлика и каждой зоны корня; описывать строение корнево­го волоска; различать ткани в корнях растений; готовить микропрепарат корневого волоска; называть раститель­ные ткани, входящие в состав корня, и характеризовать их функции и особенности строения; оценивать сложное строение органов

4

Условия произ­растания и видоиз­менения корней

(Водное тестирование)

1

 

 

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полу­ченные знания в практической деятельности; по­нимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осо­знание необходи­мости повторения для закрепления знаний

 

Познавательные: давать определения понятий; вос­производить информацию по памяти; преобразовывать информацию в форму табли­цы; работать с тестами раз­личного уровня сложности.

 Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для се достижения; планировать свою деятельность и прогно­зировать ее результаты; осу­ществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в уст­ной форме; аргументировать свою точку зрения, отстаи­вать свою позицию

 

Научиться объяснять значение понятий: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни; характеризовать влияние факторов окружающей среды на корни растений; объяс­нять причины видоизмене­ния корней и их значение для растений; приводить примеры растений с ви­доизмененными корнями (корнеплодами, корневыми клубнями, дыхательными, воздушными, подпорками); различать на рисунках, таб­лицах и среди натуральных объектов видоизмененные корни; устанавливать при­чинно-следственные связи между особенностями строе­ния корней растений и усло­виями среды, в которой они произрастают; проводить фе­нологические наблюдения

5

Побег и почки. Л,Р.№5 «Строе­ние почек. Распо­ложение почек на  стебле»

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии; умение применять полу­ченные знания в повседневной жизни; знание основных прин­ципов и правил отношения к жи­вой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; пони­мание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности

 

Познавательные: давать опре­деления понятий; работать с текстом, иллюстрациями и натуральными объектами; делать выводы и обобщения; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полу­ченные результаты; работать с лабораторным оборудова­нием.

Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполне­ние; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве.                                  Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доб­рожелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

Научиться объяснять зна­чения понятий: побег, поч­ка (верхушечная, пазушная и придаточная; вегетативная и генеративная), конус на­растания, узел, междоузлие, пазуха листа, листорасполо­жение (очередное, супротив­ное, мутовчатое); выделять на побеге узел, междоузлие, верхушечную, придаточные и пазушные почки; различать очередное, супротивное и му­товчатое листорасположение; сравнивать особенности строения вегетативной и генеративной почек; описывать процесс роста и развития побега; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демон­стрировать навыки работы с лабораторным оборудо­ванием; соблюдать правила работы с лабораторным обо­рудованием

6

Внешнее строение листа. Л.Р. № 6 «Листья простые и сложные, их жилкова­ние и листораспо­ложение»

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии, научно­го мировоззрения; осознание возмож­ности проведения самостоятельного научного исследо­вания только при условии соблюде­ния определенных правил; умение применять полу­ченные знания в практической деятельности

Познавательные: работать с различными источниками информации и натуральными объектами; осуществлять эле­ментарные научные исследо­вания; работать с лаборатор­ным оборудованием. Регулятивные: организовы­вать выполнение заданий по предложенному плану; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспри­нимать информацию на слух; строить речевые высказыва­ния в устной форме; работая в группе, высказывать свою точку зрения

Научиться объяснять зна­чения понятий: листовая пластинка, черешок, листья (черешковые и сидячие, про­стые и сложные), жилкование листьев (сетчатое, параллельное, дуговое); характеризовать функции листьев растения; различать виды листьев; приводить примеры расте­ний с различными видами листьев; перечислять типы жилкования листьев и харак­теризовать значение жилок; описывать особенности строения листьев у различных растений; составлять гербарии; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демон­стрировать навыки работы с лабораторным оборудо­ванием; соблюдать правила работы с лабораторным обо­рудованием

7

Клеточ­ное строе­ние листа.

Л.Р. №7 «Строе­ние ко­жицы ли­ста». Л.Р. №8« Кле­точное строение листа»

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии; умение применять полу­ченные знания в повседневной жизни; знание основных прин­ципов и правил отношения к жи­вой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; пони­мание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности

Познавательные: работать с различными источниками информации и натуральными объектами; осуществлять эле­ментарные научные исследо­вания; работать с лаборатор­ным оборудованием. Регулятивные: организовы­вать выполнение заданий по предложенному плану; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспри­нимать информацию на слух; строить речевые высказыва­ния в устной форме; работая в группе, высказывать свою точку зрения

Научиться объяснять зна­чения понятий: кожица листа, устьица, хлоропласты, столбчатая и губчатая ткани мякоть листа, проводящий пучок, сосуды, ситовидные трубки, волокна; описывать внутреннее строение, различать и характеризовать  растительные ткани, клетки которых образуют лист; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демон­стрировать навыки работы с лабораторным оборудо­ванием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием

8

Влияние факторов среды на строе­ние листа. Видоиз­менения листьев

 

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии; умение применять полу­ченные знания в практической деятельности; по­нимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осо­знание необходи­мости повторения для закрепления знаний

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; сравнивать и классифициро­вать, самостоятельно выби­рая критерии для указанных логических операций; рабо­тать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: формулиро­вать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогно­зировать ее результаты; осу­ществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в уст­ной форме; аргументировать свою точку зрения, отстаи­вать свою позицию

Научиться объяснять значе­ния понятий: световые и те­невые листья, видоизменения листа; характеризовать влия­ние факторов окружающей среды на листья растений; объяснять причины видоиз­менения листьев и их значе­ние для растений; приводить примеры растений с видоиз­мененными листьями (ко­лючки, усики, ловчие); разли­чать видоизмененные листья на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов; описывать многообразие листьев и соответствие особенностей строе пня листьев растений условиям среды, в которой они произрастают

9

Строение стебля.

Л.Р. №9 «Внутрен­нее строе­ние ветки дерева»

1

 

 

Формирование и развитие по­знавательного интереса к изуче­нию биологии, научного мировоз­зрения; эстетиче­ское восприятие объектов природы; осознание возмож­ности проведения самостоятельного научного исследо­вания только при условии соблюде­ния определенных правил; умение применять полу­ченные знания в практической деятельности

Познавательные: работать с различной информаци­ей и преобразовывать ее из одной формы в другую; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; уста­навливать соответствие ме­жду объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: определять цель работы, последователь­ность действий; ставить зада­чи и прогнозировать резуль­таты работы.

Коммуникативные: работая | в группе, строить эффек­тивное взаимодействие со сверстниками; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Научиться объяснять значе­ния понятий: стебель (тра­вянистый и деревянистый; прямостоячий, вьющийся, лазающий и ползучий), че­чевички, пробка, кора, луб, ситовидные трубки, лубяные волокна, камбий, древесина, сердцевина, сердцевидные лучи; характеризовать особе н ости внутреннего строении стебля древесного растения; разли­чать древесные слои на по­перечном спиле; объяснить причину появления годичных колец и уметь извлекать ин­формацию об условиях про­израстания растения по по­перечному спилу; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать на­выки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лаборатор­ным оборудованием

10

Видоизменения побегов.

Л.Р. №10 «Строение стебля».

Л.Р. №11 «Строение  луковицы»

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии; умение применять полу­ченные знания в практической деятельности; понимание истинных причин  успехов и неудач в учебной деятельности; осо­знание необходи­мости повторения для закрепления знаний

 

Познавательные: выделять главное в тексте; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные ре­зультаты; устанавливать со­ответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: организовы­вать выполнение заданий по предложенному плану; владеть основами самокон­троля и самооценки для при­нятия решений и осущест­вления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществлять рефлексию своей деятельно­сти.

Коммуникативные; работая в группе, строить эффек­тивное взаимодействие со сверстниками

Научиться объяснять значе­ния понятий: видоизмененный побег, корневище, клубень, лу­ковица; выделять существен­ные признаки побега; объяс­нять причины видоизменения побегов; различать клубни,

корневища, луковицы, усы на рисунках и среди натуральных объектов; объ­яснять различие между ви­доизмененными корнями,       листьями и видоизмененны­ми побегами; устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения побегов растений и условиями среды, в которой они произрастают; приме­нять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать на­выки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лаборатор­ным оборудованием

11

Цветок.

Л.Р. № 12 «Строе­ние цвет­ка»

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии; умение применять полу­ченные знания в повседневной жизни; знание основных прин­ципов и правил отношения к жи­вой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; пони­мание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности

Познавательные: работать с текстом, иллюстрациями и натуральными объектами; делать выводы и обобщения; проводить наблюдения, экс­перименты и объяснять полу­ченные результаты; работать с лабораторным оборудова­нием.

Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполне­ние; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве.

Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доб­рожелательной и открытой форме, проявляя интерес | и уважение к собеседникам

Научиться объяснять значе­ния понятий: пестик, тычин­ка, лепестки, венчик, чашели­стики, чашечка, цветоножка, цветоложе, простой и двойной околоцветник, тычиночная нить, пыльник, рыльце, стол­бик, завязь, семязачаток, однодомные и двудомные растения; называть и показывать главные части цветка и око­лоцветник на рисунках и му­ляжах; характеризовать функ­ции цветка и его отдельных частей; различать на рисунках  и среди натуральных объектов раздельнополые и обоеполые цветки, однодомные и дву­домные растения; сравнивать правильные и неправильные цветки; читать формулы цветка и объяснять их значение; оценивать цветки как важные органы покрытосеменных ра­стений; применять получен­ные знания при выполнении лабораторной работы

12

Соцветия.

Л.Р. № 13  «Соцве­тия»

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии, научно­го мировоззрения; эстетическое вос­приятие объектов природы; осозна­ние возможности проведения само­стоятельного научного исследования только при условии соблюде­ния определенных правил; умение применять полу­ченные знания в практической деятельности

Познавательные: работать с различной информаци­ей и преобразовывать ее из одной формы в другую; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять  полученные результаты; уста­навливать соответствие ме­жду объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: определять цель работы, последовательность действий; ставить зада­чи и прогнозировать резуль­таты работы.

Коммуникативные: работая в группе, строить эффек­тивное взаимодействие со сверстниками; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Научиться объяснять зна­чения понятий: соцветие, простые и сложные соцветия, кисть, сложная кисть (метел­ка), колос (простой, сложный), початок, зонтик (простой, сложный), корзинка, головка, завиток, щиток; различать простые и сложные соцветия;  приводить примеры расте­ний, образующих соцветие: кисть, сложная кисть, простой колос, сложный колос, простой зонтик, сложный зон­тик, початок, корзинка, голов­ка, завиток, щиток;объяснять биологическое значение со­цветий для цветковых расте­ний; описывать многообразие соцветий покрытосеменных растений; применять получен­ные знания при выполнении лабораторной работы; соблю­дать правила работы с лабора­торным оборудованием

13

Плоды, Л.Р.№14 «Класси­фикация плодов»

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии, элемен­тов экологической культуры; эстети­ческое восприятие объектов природы; осознание един­ства и целостности окружающего мира, возможно­сти его познания и объяснения на основе достиже­ний науки

Познавательные: давать опре­деления понятий; работать с различными источниками информации; проводить сравнение объектов по задан­ным критериям.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; самостоятельно выдви­гать варианты решения по­ставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достиже­ния цели.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников, грамотно формулировать во­просы, аргументировать свою точку зрения

 

Научиться объяснять значе­ния понятий: околоплодник, плоды (простые и сборные, сухие и сонные, односемян­ные и многосемянные), ягода, костянка, орех, зерновка, семянка, боб, стручок, коро­бочка, соплодие, описывать строение плодов растений; классифицировать плоды по количеству семян (одно­семянные и многосемянные), по количеству воды в около­плоднике (сухие и сочные); различать виды плодов на ри­сунках и среди натуральных объектов; приводить примеры растений, образующих раз­личные плоды; объяснять значение плодов в жизни цветковых растений; описы­вать многообразие цветковых растений; применять полу­ченные знания при выполнении лабораторной работы

14

Распро­странение плодов и семян

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии, элемен­тов экологической культуры; умение выбирать целе­вые и смысловые установки в своих действиях по от­ношению к живой природе; эстети­ческое восприятие объектов природы

Познавательные: давать опре­деления понятий; сравнивать и делать выводы на основе сравнений, устанавливать соответствие между объекта­ми и их характеристиками; готовить сообщения и пре­зентации.

Регулятивные: анализировать результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы; слушать и всту­пать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Научиться характеризовать способы распространения плодов и семян; описывать, какие приспособления имеют плоды и семена, распростра­няемые при помощи ветра, воды, животных и человека; различать плоды и семена, распространяемые при помо­щи ветра, воды и животных; приводить примеры расте­ний, саморазбрасывающих свои семена; объяснять значение распространения плодов и семян в природе; осознавать важность распро­странения семян

15

Повторение обобщение и систематизация материала по теме «Строение и разнообразие покрытосеменных растений»для сохране­ния и умножения растений

(Промежуточное тестирование)

1

 

 

Умение самостоя­тельно отбирать для решения предметных учеб­ных задач необ­ходимые знания; формирование потребности и го­товности к самооб­разованию, в.том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; развитие познавательных интересов и моти­вов, направленных на изучение живой природы; умение применять полу­ченные знания в практической деятельности

Познавательные: давать опре­деления понятий; работать с различными источниками информации; устанавливать при чинно-следственные связи; составлять конспект урока.

Регулятивные: самостоятель­но определять цель и задачи урока; анализировать и оце­нивать результаты своей работы.

Коммуникативные: стро­ить продуктивное взаимо­действие со сверстниками и взрослыми; аргументиро­вано высказывать свою точку зрения

Научиться самостоятельно применять знания, полу­ченные при изучении темы, обобщать и систематизиро­вать знания по теме, делать выводы; характеризовать особенности строения расти­тельной клетки; описывать особенности внешнего и вну­треннего строения органов цветковых растений; рас по -знавать органы цветковых растений на рисунках и среди натуральных объектов; объ­яснять зависимость растений от условий среды обитания; устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения органа и средой обитания растения; классифицировать органы растений по особен­ностям их строения и по выполняемым ими функциям.

Глава 2  Жизнь растений (12 ч)

 

16

Минеральное питание растений

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии; умение применять полученные знания в повседневной жизни; знание основных прин­ципов и правил отношения к жи­вой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; пони­мание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности

Познавательные: давать опре­деления понятий; работать с различными источниками информации; устанавливать при чинно- следственные связи; составлять конспект урока.

Регулятивные: самостоятель­но определять цель и задачи урока; анализировать и оце­нивать результаты своей работы.

Коммуникативные: стро­ить продуктивное взаимо­действие со сверстниками и взрослыми; аргументиро­вано высказывать свою точку зрения

Научиться объяснять зна­чения понятий: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органиче­ские и минеральные удобрения', описывать процесс минераль­ного питания растений; уста­навливать взаимосвязь между особенностями строения кор­ня и функцией минерального питания, которую он выпол­няет; объяснять значение минеральных и органических удобрений для роста и раз­вития растений; определять, недостаток каких удобрений испытывает растение, по его внешнему виду; осознавать важность знаний о влиянии различных удобрений на рост и развитие растений для по­лучения хорошего урожая

17

Фотосинтез

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии, элемен­тов экологической культуры; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по от­ношению к живой природе.

 

Познавательные: работать с различными источника­ми информации, отделять главное от второстепенного, структурировать и системати­зировать информацию.

Регулятивные: самостоятель­но определять цель и задачи урока; анализировать и оце­нивать результаты своей работы.

Коммуникативные: работая в группе, осуществлять эф­фективное взаимодействие со сверстниками

 

Научиться объяснять зна­чения понятия фотосинтез', описывать процесс фото­синтеза; называть вещества, необходимые для протекания фотосинтеза; характеризо­вать условия, необходимые для воздушного питания растений; приводить доказа­тельства протекания процесса фотосинтеза на свету; объ­яснять значение фотосин­теза в природе; описывать возможность увеличения интенсивности фотосинтеза путем повышения уровня освещенности и обеспечения растений необходимым коли­чеством воды

18

Дыхание растений

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии, элемен­тов экологической культуры; умение применять полученные знания в практической деятельности

Познавательные: структури­ровать информацию и преоб­разовывать ее из одной фор­мы в другую; осуществлять сравнение процессов по за­данным критериям.

 Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; представлять результаты ра­боты, оценивать качество вы­полнения работы и вносить коррективы в случае необхо­димости.

Коммуникативные: работая в группе, осуществлять эф­фективное взаимодействие со сверстниками

Научиться объяснять значе­ния понятия дыхание расте­ния; описывать процесс ды­хания у растений; объяснять значение дыхания для орга­низма растений; характери­зовать особенности строения устьиц и чечевичек; приво­дить доказательства дыхания различных органов растений; устанавливать взаимосвязь между процессом дыхания и фотосинтезом; осознавать взаимосвязанность процес­сов, протекающих в организ­ме растений

19

Испаре­ние воды растения­ми. Ли­стопад

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии, элементов экологической культуры; умение применять полу­ченные знания в практической деятельности; понимание значимости растений  в жизни человека; эстетическое вос­приятие объектов  природы

Познавательные: работать с различными источниками информации; устанавливать соответствие между объекта­ми и их характеристиками; готовить сообщения и пре­зентации.

Регулятивные: организовы­вать выполнение заданий по предложенному плану; прогнозировать результаты своей деятельности и анали­зировать их.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и формулировать их; сравнивать разные точ­ки зрения, аргументировать

свою точку зрения, отстаи­вать свою позицию

Научиться объяснять зна­чения понятий: испарение, листопад; характеризовать процесс испарения воды растениями; описывать строение устьиц; объяснять значение испарения в жизни растений и в природе; приво­дить доказательства испаре­ния воды листьями растений; объяснять причины осенней смены окраски листьев у ра­стений; оценивать значение листопада в жизни растений

20

Передви­жение воды  и пита­тельных веществ в ра­стении.

 Л. Р. №15 «Пере­движение воды и мине­ральных веществ по стеб­лю»

1

 

 

Формирование и развитие познавательного инте­реса к изучению биологии; умение применять полу­ченные знания в повседневной жизни; знание основных прин­ципов и правил отношения к жи­вой природе, основ здорового образа жизни и здоро­вьесберегающих технологий; пони­мание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности

Познавательные: давать опре­деления понятий; работать с текстом, иллюстрациями и натуральными объектами; делать выводы и обобщения;

проводить наблюдения, экс­перименты и объяснять полу­ченные результаты; работать с лабораторным оборудова­нием.

Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполне­ние; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве.

Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доб­рожелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

Научиться объяснять зна­чения понятия сосудистые пучки; различать типы тканей растительного организма; описывать особенности строения тканей, участвующих в передвижении воды и питательных веществ в paстении; различать сосуды дре­весины и ситовидные трубки луба на рисунках и среди натуральных объектов; при­водить доказательства пере­движения воды по сосудам древесины, питательных веществ по ситовидным труб­кам луба; объяснять значение движения растворов веществ в растительном организме; описывать процесс запасания питательных веществ расте­ниями; применять получен­ные знания при выполнении лабораторной работы; соблю­дать правила работы с лабора­торным оборудованием

21

Прораста­ние семян

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии; умение выбирать целе­вые и смысловые установки в своих действиях по от­ношению к живой природе; осозна­ние возможности использования по­лученных знаний в практической деятельности толь­ко при условии соблюдения опре­деленных правил

Познавательные: составлять конспект урока; устанавли­вать причинно-следственные связи.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достиже­ния; самостоятельно выдви­гать варианты решения по­ставленных задач, предвидеть конечные результаты работы. Коммуникативные: воспри­нимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы, высказывать и ар­гументировать свою точку зрения

Научиться объяснять значе­ния понятия проросток', раз­личать семена однодольных и двудольных растений; выде­лять существенные признаки подземного и надземного типов прорастания семян; характеризовать условия, не­обходимые для прорастания семян; описывать правила посева семян; различать теп­лолюбивые и холодостойкие растения на рисунках и среди натуральных объектов; объяс­нять причины различной глу­бины заделки семян у разных  видов растений; проводить фенологические наблюдения

22

Способы размно­жения растений

1

 

 

Формирование и развитие познавательного инте­реса к изучению биологии; умение применять полу­ченные знания в повседневной жизни; знание ос­новных принципов и правил отноше­ния к живой при­роде, основ здоро­вого образа жизни и здоровьесберегающих техно­логий; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятель­ности

Познавательные: работать с текстом, иллюстрациями и натуральными объектами; устанавливать соответствие между объектами и их харак­теристиками; готовить сооб­щения и презентации. Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполне­ние; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве.

Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

Научиться объяснять значе­ния понятий: размножение {половое и бесполое, вегетативное), гамета, спермато­зоид, спермий яйцеклетка, зигота; выделять существен­ные признаки полового и бес­полого типов размножения; классифицировать растения в зависимости от способа раз­множения; объяснять биоло­гическое значение полового и бесполого размножения; характеризовать размножение как важное свойство живых организмов, обеспечивающее продолжение рода

23

Размно­жение споровых растений

1

 

 

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии: эстетическое восприятие объектов природы; умение выбирать целевые и смыс­ловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; осознание возмож­ности применять полученные зна­ния в практиче­ской деятельности, при условии со­блюдения опреде­ленных правил

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать глав­ное от второстепенного

Регулятивные; организовы­вать выполнение заданий по предложенному плану; планировать и прогнозировать результаты своей дея­тельности.

Коммуникативные: работая в группе, строить эффектив­ное взаимодействие с одно­классниками

Научиться объяснять зна­чения понятий: зооспора, предросток, спорангии, заро­сток; выделять существенные признаки низших и высших споровых растений; харак­теризовать особенности размножения низших и высших споровых растений; описы­вать процесс смены поколе­ний у мхов и папоротников; объяснять значение смены поколений у споровых расте­ний; устанавливать зависи­мость полового размножения споровых растений от нали­чия капелъно-жидкой воды

24

Размно­жение голосе­менных растений

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии; эстети­ческое восприятие объектов природы; умение выбирать целевые и смыс­ловые установки в своих действиях по отношению к живой природе

Познавательные: структури­ровать учебный материал; отличать главное от второ­степенного; преобразовывать информацию из одной фор­мы в другую; сравнивать про­цессы и делать выводы. Регулятивные: организовы­вать выполнение заданий по предложенному плану; планировать и прогнозиро­вать результаты своей дея­тельности.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников, 1грамотно формулировать во­просы

Научиться объяснять зна­чения понятий; пыльцевой мешочек, пыльцевая трубка; характеризовать особенности строения голосеменных как высших семенных растений; описывать механизм образо­вания семени у голосеменных растений; объяснять причину образования большого ко­личества пыльцы у голосе­менных растений; приводить доказательства преимущества семенного размножения перед споровым; проводить фе­нологические наблюдения

25

Половое размно­жение покрыто­семенных растений

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного интереса к изучению биологии; эстети­ческое восприятие объектов природы; умение выбирать целевые и смыс­ловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; осознание возмож­ности применять полученные зна­ния в практической деятельности, при условии со­блюдения опреде­ленных правил

Познавательные: умение работать с текстом, структу­рировать учебный материал, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнений.

Регулятивные: определять цель урока и ставить за­дачи, необходимые для ее достижения; анализировать  и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения

 

Научиться объяснять зна­чения понятий: опыление (самоопыление, перекрестное и искусственное), пыльцевое зерно, пыльцевая трубка, пыль­цевход, зародышевый мешок, центральная клетка, двойное оплодотворение; различать главные части цветка и части околоцветника на рисунках и среди натуральных объек­тов; сравнивать процессы и результаты самоопыления и перекрестного опыления; осуществлять искусственное опыление растений; разли­чать ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения

26

Вегета­тивное размно­жение покрыто­семенных растений

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии; эстети­ческое восприятие объектов природы; умение выбирать целевые и смыс­ловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; осознание возмож­ности применять полученные знания в практиче­ской деятельности, при условии со­блюдения опреде­ленных правил

Познавательные: выделять главное в тексте; преоб­разовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и их харак­теристиками.                            Регулятивные: организовы­вать выполнение заданий по предложенному плану; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе, строить эффек­тивное взаимодействие со сверстниками; слушать и вступать в диалог, участ­вовать в коллективном обсу­ждении проблем

Научиться объяснять зна­чения понятий: черенок, отпрыск, отводок, прививка, привой, подвой, культура тканей', различать органы вегетативного размножения растений на рисунках и среди натуральных объектов; опи­сывать способы вегетатив­ного размножения растений; объяснять значение прививки как способа вегетативного размножения; различать привой и подвой; характери­зовать значение вегетатив­ного размножения в природе и в хозяйственной деятельно­сти человека; осуществлять вегетативное размножение растений стеблевыми и ли­стовыми черенками

27

Повторе­ние, об­общение и систе­матизация материала по теме «Жизнь растений»

(Промежуточное тестирование)

1

 

 

Умение самостоя­тельно отбирать для решения пред­метных учебных задач необходимые знания; форми­рование эколо­гического мыш­ления; развитие познавательных интересов и моти­вов, направленных' на изучение живой природы; умение применять полу­ченные знания в практической деятельности; формирование потребности и го­товности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы

Познавательные: воспроизво­дить информацию по памяти; строить высказывания в уст­ной и письменной форме; ра­ботать с тестами различного уровня сложности; выделять обобщенный смысл и фор­мальную структуру учебной задачи; давать определения понятий.

Регулятивные: организовы­вать выполнение заданий по предложенному плану; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доб­рожелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

Научиться самостоятельно применять знания, полу­ченные при изучении темы, обобщать и систематизиро­вать знания по теме, делать выводы; характеризовать особенности жизнедеятель­ности растений; описывать особенности полового и бес­полого размножения расте­ний; распознавать споровые,

голосеменные и цветковые растения на рисунках и среди натуральных объектов; объяс­нять преимущества полового размножения покрытосе­менных растений; приводить доказательства необходимо­сти получения знаний о жиз­недеятельности растений для выращивания культурных растений и сохранения мно­гообразия дикорастущих

Глава 3 Классификация растений (5 ч)

 

28

Основы система­тики ра­стений

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии, научно­го мировоззрения; умение применять полученные зна­ния в практиче­ской деятельности

Познавательные: давать опре­деления понятий; выделять главное в тексте; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; классифициро­вать объекты по определен­ным критериям. Регулятивные: организовы­вать выполнение заданий по предложенному плану; планировать и прогнозиро­вать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в уст­ной форме; работая в группе, эффективно взаимодейство­вать с одноклассниками

Научиться объяснять зна­чения понятий: система­тика растений, вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт, классы Однодольные и Двудольные', объяснять принципы и зна­чение современной класси­фикации растений; называть основные систематические единицы царства Растения; классифицировать растения; осознавать необходимость учитывать несколько призна­ков при определении при­надлежности растения к той или иной систематической группе; различать понятия вид и сорт: характеризовать признаки двудольных и одно­дольных растений;

29

Класс Двудоль­ные, Се­мейства Кресто­цветные (Капуст­ные) и Розо­цветные

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии, научно го мировоззрения умение применять полученные зна­ния в практиче­ской деятельности эстетическое восприятие объ­ектов природы; осознание необ­ходимости охранять растений

Познавательные: структури­ровать учебный материал; сравнивать изучаемые объек­ты и делать выводы на основе сравнений; передавать содер­жание в сжатом (разверну­том) виде.

Регулятивные: определять цель урока и ставить за­дач и, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения; стро­ить продуктивное взаимо­действие со сверстниками и взрослыми

Научиться объяснять зна­чения понятий: семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные: характеризо­вать особенности растений класса Двудольные, семейств Крестоцветные и Розоцвет­ные; различать представите­лей семейств Крестоцветные и Розоцветные на рисунках, гербарных материалах и сре­ди натуральных объектов; составлять и читать формулы растений разных семейств; сравнивать особенности строения органов растений разных семейств; харак­теризовать хозяйственное значение растений разных семейств; работать с гербарными материалами

30

Класс Двудоль­ные, Семейства Пасле­новые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Аст­ровые)

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии; умение применять полу­ченные знания в практической деятельности; по­нимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осо­знание необходи­мости повторения для закрепления знаний

Познавательные: воспроизво­дить информацию по памяти; сравнивать и классифициро­вать, самостоятельно выби­рая критерии для указанных логических операций; рабо­тать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: формулиро­вать цель урока и ставить задачи, необходимые дл я ее достижения; планировать свою деятельность и прогно­зировать ее результаты; осу­ществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в уст­ной форме; аргументировать свою точку зрения, отстаи­вать свою позицию

Научиться объяснять зна­чения понятий: семейства Пасленовые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые), цветки языч­ковые, трубчатые, воронковидные; характеризовать особенности растений класса Двудольные, семейств Пасле­новые, Мотыльковые(Бобовые) и Сложноцветные (Астровые); различать представителей разных семейств на рисунках, гербарных мате­риалах и среди натуральных объектов; составлять и читать формулы растений разных семейств; сравнивать особен­ности строения органов ра­стений разных семейств; ха­рактеризовать хозяйственное значение растений разных семейств; работать с гербарными материалами

31

Класс Од­нодоль­ные. Се­мейства Лилейные и Злаки.

Л.Р, № 16 «Строе­ние

пшеницы (ржи, яч­меня)»

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии; умение применять полу­ченные знания в повседневной жизни; знание основных прин­ципов и правил отношения к жи­вой природе, основ здорового образа жизни и здоровьсберегающих технологий; пони­мание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности

Познавательные: работать с текстом, иллюстрациями и натуральными объектами; устанавливать соответствие между объектами и их харак­теристиками; готовить сооб­щения и презентации. Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполне­ние; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве.

Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доб­рожелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

 

Научиться объяснять зна­чения понятий: семейства Лилейные и Злаки, соломина, колосковые и цветковые чешуи: характеризовать особенности растений класса Однодоль­ные, семейств Лилейные и Злаки; различать предста­вителей семейств Лилейные и Злаки на рисунках, гербар­ных материалах и среди нату­ральных объектов; составлять и читать формулы растений разных семейств; сравни­вать особенности строения органов растений разных семейств; характеризовать хозяйственное значение растений разных семейств; работать с гербарными мате­риалами; применять получен­ные знания при выполнении лабораторной работы

32

Куль­турные  растения. Повторе­ние, об­общение и систе­матизация материала по теме «Класси­фикация растений»

(Итоговое тестирование)

1

 

 

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии; умение применять полу­ченные знания в повседневной жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятель­ности; понимание необходимости ухаживать за куль­турными расте­ниями и осознание возможности личного участия в этих мероприятиях -

Познавательные: работать с различными источника­ми информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и пре­зентации.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; планировать и прогнозиро­вать результаты своей дея­тельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и формулировать их; участвовать в коллектив­ном обсуждении проблем

Научиться объяснять проис­хождение культурных расте­ний; различать однолетние,  двулетние и многолетние растения на рисунках, гер­барных материалах и среди натуральных объектов; при­водить примеры культурных растений, выделять их основ­ные признаки; называть сорта культурных растений и пере­числять сорта растений своей местности; характеризовать значение культурных расте­ний в жизни человека; оцени­вать вклад ученых в развитие растениеводства;

Глава 4. Природные сообщества (2 ч)

 

33

Расти­тельные сообще­ства

Влияние хозяй­ственной деятель­ности человека на расти­тельный мир. Охрана растений

 

1

 

 

Познавательные: работать с различными источниками информации; преобразовы­вать информацию из одной формы в другую; классифи­цировать объекты по задан­ным критериям; осущест­влять элементарные научные исследования. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее дости­жения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: воспри­нимать информацию на слух, высказывать свою точку зре­ния

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии; умение применять полу­ченные знания в повседневной жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятель­ности; осознание необходимости охраны растений и понимание воз­можности личного

участия в этих мероприятиях; эстетическое вос­приятие объектов природы

Познавательные: работать с различными источниками информации; преобразовы­вать информацию из одной формы в другую; классифи­цировать объекты по задан­ным критериям; осущест­влять элементарные научные исследования. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее дости­жения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: воспри­нимать информацию на слух, высказывать свою точку зре­ния

Научиться объяснять зна­чения понятий: расти­тельное сообщество, типы растительных сообществ, растительность, типы ра­стительности, ярусность, смена сообществ; выделять типы растительности и типы растительных сообществ; характеризовать взаимосвя­зи в растительных сообще­ствах; объяснять значение ярусности в растительных сообществах; различать над­земную и подземную ярус-ность; описывать сезонные изменения в растительных сообществах; объяснять причины смены раститель­ных сообществ; приводить примеры взаимоотношений в растительных сообществах; проводить фенологические наблюдения Научиться объяснять зна­чения понятий: заповедник, заказник, ботанический сад, рациональное природопользо­вание; описывать взаимоот­ношения человека с приро­дой, которые складывались на протяжении десятков тысяч лет; приводить приме­ры положительного и отри­цательного влияния деятель­ности человека на природу; описывать влияние вредных факторов на растения; объ­яснять, как растения можно использовать для защиты окружающей среды; обос­новывать большое значение природоохранной деятельно­сти в глобальном масштабе; оценивать роль растений в природе и в жизни человека

Заключение (1ч)

 

34

Повторение, обобщение и систематизация материала по курсу «Биология Многообразие покрытосеменных растений.

1

 

 

Умение самостоятельно отбирать для решения предметных учеб­ных задач необ­ходимые знания; формирование потребности и го­товности к самооб­разованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; развитие познавательных интересов и моти­вов, направленных

на изучение живой природы; умение применять полу­ченные знания в практической деятельности

 

Познавательные: воспроизво­дить информацию по памяти; строить высказывания в уст­ной и письменной форме; ра­ботать с тестами различного уровня сложности; выделять обобщенный смысл и фор­мальную структуру учебной задачи; давать определения понятий.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану;   оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доб­рожелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

 

Научиться самостоятельно применять знания, получен­ные при изучении курса, об­общать и систематизировать знания, делать выводы; клас­сифицировать растительные организмы; выделять суще­ственные признаки и осо­бенности жизнедеятельности различных групп раститель­ных организмов: различать представителей различных групп растительных организ­мов на рисунках, таблицах, гербарных материалах и сре­ди натуральных объектов; характеризовать значение растительных организмов в природе и в жизни челове­ка; обосновывать значение природоохранной деятель­ности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      Формы и средства контроля

           Формы  контроля: тестирование, устный контроль, самоконтроль, выполненные задания в рабочей тетради, результаты лабораторных работ.

Формы контроля:    индивидуальная, групповая и фронтальная.

Анализ рисунков, индивидуальная работа по заполнению таблиц.

Групповая работа. Беседа по результатам анализа рисунков, схем.

Фронтальный устный опрос.

Тестирование.

Индивидуальный устный опрос.

Фронтальная письменная работа.  Биологический диктант

 

Контроль планируемых результатов осуществляется учителем в ходе текущей, тематической и итоговой оценки знаний учащихся по предмету в следующих формах:  устный ответ на уроке, самостоятельная работа, проверочная работа, тематическая контрольная работа, контрольный срез, тестирование, защита рефератов, проектов, творческих работ и в других формах

 

Перечень лабораторных и контрольных работ 6 класс

Вид работы

Название

1

Лабораторная работа №1

Строе­ние семян двудоль­ных ра­стений

2

Лабораторная работа №2

Строе­ние зер­новки пшени­цы

3

Лабораторная работа №3

Стерж­невая и моч­коватая корневые системы

4

Лабораторная работа №4

Корне­вой чехлик и корневые волоски

5

Вводное тестирование

Условия произрастания  и видоизменения корней

6

Лабораторная работа №5

Строе­ние почек. Распо­ложение почек на  стебле

7

Лабораторная работа №6

Листья простые и сложные, их жилкова­ние и листораспо­ложение

8

Лабораторная работа №7

Строе­ние ко­жицы ли­ста

9

Лабораторная работа №8

Кле­точное строение листа

10

Лабораторная работа №9

Внутрен­нее строе­ние ветки дерева

11

Лабораторная работа №10

Строение стебля

12

Лабораторная работа №11

Строение  луковицы

13

Лабораторная работа №12

Строе­ние цвет­ка

14

Лабораторная работа №13

Соцве­тия

15

Лабораторная работа №14

Класси­фикация плодов

16

Промежуточное тестирование

Строение и разнообразие покрытосеменных растений

17

Лабораторная работа №15

Пере­движение воды и мине­ральных веществ по стеб­лю

18

Промежуточное тестирование

Жизнь растений

19

Лабораторная работа №16

Строе­ние пшеницы

20

Итоговое тестирование

Классификация растений

 

 

                                   Итого: 16 лабораторных работ

                                                   4 контрольных работ

 

 

 

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии

Оценка теоретических знаний учащихся:

Отметка «5»:

·         полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

·         раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов.

Отметка «3»:

·         усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.

Отметка «2»:

·         основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.

Отметка «1»

·         ответ на вопрос не дан.

Виды контроля:

· тестирование;

· устный контроль;

· самоконтроль и взаимоконтроль;

Оценка практических умений учащихся

                                                             Оценка умений ставить опыты

Отметка «5»:

·         правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

·         правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются; 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

·         правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.

Отметка «2»:

·         не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Отметка «1»

·         полное неумение заложить и оформить опыт.

Оценка умений проводить наблюдения Учитель должен учитывать:

·         правильность проведения;

·         умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.

Отметка «5»:

·         правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.

Отметка «4»:

·         правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные признаки; допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «3»:

·         допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «2»:

·         допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя; неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «1»

·         не владеет умением проводить наблюдение.

Оценка выполнения тестовых заданий:

Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 - 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 - 90%.

Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 - 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.

Отметка «1»: учащийся не выполнил тестовые задания.

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методических средств обучения

Применение средств обучения в образовательном процессе позволяет реализовать в полной мере общедидактические принципы наглядности и доступности, более эффективно использовать учебное оборудование, необходимое для изучения различных разделов школьного курса биологии, для решения целей и задач, стоящих перед общим биологическим образованием

 

 

Наименование                            

  объектов и средств МТО

 

 

 

 

6 класс

необходимо

имеется

% обеспеченности

Библиотечный фонд (книжная продукция)

1

Рабочая  программа: Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева. – 4-е изд.,  стериотип.  - М.: Дрофа, 2015 – 382,(2)с.

1

1

100%

2

Учебник:  Биология: Многообразие покрытосеменных растений .6 кл.: /В.В Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2016.-207, (1)с.

5

5

100%

3

Рабочая тетрадь:  « Биология. Многообразие покрытосеменных растений» .6 класс.: /В.В Пасечник. М. Дрофа, 2013.-78 (2)с.

5

5

100%

 

Технические средства обучения

 

1

Мультимедийный компьютер

1

1

100%

2

Мультимедийный проектор

1

1

100%

3

Средства телекоммуникации

1

1

100%

 

Учебно- практическое оборудование

 

1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

1

1

100%

2

Натуральные объекты (комнатные растения, гербарии, препарированные животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции: шишки голосеменных растений, семена цветковых растений);

1

1

100%

3

Приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы: лупы, световые микроскопы, цифровые микроскопы, микролаборатории, посуда и принадлежности);

1

1

100%

4

Средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы по ботанике, зоологии; дидактический материал);

 

1

1

100%

5

Муляжи и модели (объёмные - цветки различных семейств покрытосеменных, рельефные - размножение сосны обыкновенной);

 

1

1

100%

Экранно-звуковые средства

 

1

(видеофильмы, транспаранты, диапозитивы-слайды), пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия );

1

1

100%

2

Афанасьев А.А. Биология. 6-9 кл : Учебное пособие: 1 CD-ROM .- М.NMGФЦ ЭМТО, 2003.- 569 МБ.- (Библиотека электронных наглядных пособий)

Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В.

 

1

1

100%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    Лист корректировки

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа 6 класс

Рабочая программа 6 класс

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательных школ «Биология

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательных школ «Биология

Личностные результаты: · осознание единства и целостности окружающе­ го мира, возможности его познания и объясне­ ния на основе достижений науки; · формирование и развитие познавательных…

Личностные результаты: · осознание единства и целостности окружающе­ го мира, возможности его познания и объясне­ ния на основе достижений науки; · формирование и развитие познавательных…

УУД - формирование и развитие навыков и умений: · организовывать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, после­ довательность действий, ставить задачи и про­…

УУД - формирование и развитие навыков и умений: · организовывать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, после­ довательность действий, ставить задачи и про­…

• сравнивать особенности строения однодольных и двудольных растений; • составлять морфологическое описание растений; • выделять прогрессивные черты цветковых ра­ стений, позволившие им занять господствую­ щее…

• сравнивать особенности строения однодольных и двудольных растений; • составлять морфологическое описание растений; • выделять прогрессивные черты цветковых ра­ стений, позволившие им занять господствую­ щее…

Тематическое планирование 6 класс № п/п

Тематическое планирование 6 класс № п/п

Календарно-тематическое планирование 6 класс №

Календарно-тематическое планирование 6 класс №

Виды корней и типы корневых систем

Виды корней и типы корневых систем

Коммуникативные: работая в группе, эффективно взаи­модействовать со сверстни­ками

Коммуникативные: работая в группе, эффективно взаи­модействовать со сверстни­ками

Научиться объяснять значение понятий: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни; характеризовать влияние факторов окружающей среды на корни растений; объяс­нять причины видоизмене­ния корней и их…

Научиться объяснять значение понятий: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни; характеризовать влияние факторов окружающей среды на корни растений; объяс­нять причины видоизмене­ния корней и их…

Внешнее строение листа. Л.Р

Внешнее строение листа. Л.Р

Клеточ­ное строе­ние листа.

Клеточ­ное строе­ние листа.

Регулятивные: формулиро­вать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогно­зировать ее результаты; осу­ществлять рефлексию своей деятельности

Регулятивные: формулиро­вать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогно­зировать ее результаты; осу­ществлять рефлексию своей деятельности

Научиться объяснять значе­ния понятий: стебель (тра­вянистый и деревянистый; прямостоячий, вьющийся, лазающий и ползучий), че­чевички, пробка, кора, луб, ситовидные трубки, лубяные волокна, камбий, древесина, сердцевина, сердцевидные…

Научиться объяснять значе­ния понятий: стебель (тра­вянистый и деревянистый; прямостоячий, вьющийся, лазающий и ползучий), че­чевички, пробка, кора, луб, ситовидные трубки, лубяные волокна, камбий, древесина, сердцевина, сердцевидные…

Коммуникативные; работая в группе, строить эффек­тивное взаимодействие со сверстниками

Коммуникативные; работая в группе, строить эффек­тивное взаимодействие со сверстниками

Соцветия. Л.Р. № 13 «Соцве­тия» 1

Соцветия. Л.Р. № 13 «Соцве­тия» 1

Научиться объяснять зна­чения понятий: соцветие, простые и сложные соцветия, кисть, сложная кисть (метел­ка), колос (простой, сложный), початок, зонтик (простой, сложный), корзинка, головка, завиток, щиток; различать…

Научиться объяснять зна­чения понятий: соцветие, простые и сложные соцветия, кисть, сложная кисть (метел­ка), колос (простой, сложный), початок, зонтик (простой, сложный), корзинка, головка, завиток, щиток; различать…

Распро­странение плодов и семян 1

Распро­странение плодов и семян 1

Промежуточное тестирование) 1 Умение самостоя­тельно отбирать для решения предметных учеб­ных задач необ­ходимые знания; формирование потребности и го­товности к самооб­разованию, в

Промежуточное тестирование) 1 Умение самостоя­тельно отбирать для решения предметных учеб­ных задач необ­ходимые знания; формирование потребности и го­товности к самооб­разованию, в

Познавательные: давать опре­деления понятий; работать с различными источниками информации; устанавливать при чинно- следственные связи; составлять конспект урока

Познавательные: давать опре­деления понятий; работать с различными источниками информации; устанавливать при чинно- следственные связи; составлять конспект урока

Научиться объяснять зна­чения понятия фотосинтез', описывать процесс фото­синтеза; называть вещества, необходимые для протекания фотосинтеза; характеризо­вать условия, необходимые для воздушного питания растений; приводить доказа­тельства протекания процесса…

Научиться объяснять зна­чения понятия фотосинтез', описывать процесс фото­синтеза; называть вещества, необходимые для протекания фотосинтеза; характеризо­вать условия, необходимые для воздушного питания растений; приводить доказа­тельства протекания процесса…

Познавательные: работать с различными источниками информации; устанавливать соответствие между объекта­ми и их характеристиками; готовить сообщения и пре­зентации

Познавательные: работать с различными источниками информации; устанавливать соответствие между объекта­ми и их характеристиками; готовить сообщения и пре­зентации

Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доб­рожелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доб­рожелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

Способы размно­жения растений 1

Способы размно­жения растений 1

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать глав­ное от второстепенного

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать глав­ное от второстепенного

Познавательные: умение работать с текстом, структу­рировать учебный материал, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнений

Познавательные: умение работать с текстом, структу­рировать учебный материал, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнений

Научиться объяснять зна­чения понятий: черенок, отпрыск, отводок, прививка, привой, подвой, культура тканей', различать органы вегетативного размножения растений на рисунках и среди натуральных объектов; опи­сывать способы…

Научиться объяснять зна­чения понятий: черенок, отпрыск, отводок, прививка, привой, подвой, культура тканей', различать органы вегетативного размножения растений на рисунках и среди натуральных объектов; опи­сывать способы…

Научиться самостоятельно применять знания, полу­ченные при изучении темы, обобщать и систематизиро­вать знания по теме, делать выводы; характеризовать особенности жизнедеятель­ности растений; описывать особенности полового и бес­полого…

Научиться самостоятельно применять знания, полу­ченные при изучении темы, обобщать и систематизиро­вать знания по теме, делать выводы; характеризовать особенности жизнедеятель­ности растений; описывать особенности полового и бес­полого…

Класс Двудоль­ные, Се­мейства

Класс Двудоль­ные, Се­мейства

Регулятивные: формулиро­вать цель урока и ставить задачи, необходимые дл я ее достижения; планировать свою деятельность и прогно­зировать ее результаты; осу­ществлять рефлексию своей деятельности

Регулятивные: формулиро­вать цель урока и ставить задачи, необходимые дл я ее достижения; планировать свою деятельность и прогно­зировать ее результаты; осу­ществлять рефлексию своей деятельности

Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доб­рожелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доб­рожелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

Глава 4. Природные сообщества (2 ч) 33

Глава 4. Природные сообщества (2 ч) 33

Познавательные: работать с различными источниками информации; преобразовы­вать информацию из одной формы в другую; классифи­цировать объекты по задан­ным критериям; осущест­влять элементарные научные исследования

Познавательные: работать с различными источниками информации; преобразовы­вать информацию из одной формы в другую; классифи­цировать объекты по задан­ным критериям; осущест­влять элементарные научные исследования

Повторение, обобщение и систематизация материала по курсу «Биология

Повторение, обобщение и систематизация материала по курсу «Биология

Формы контроля: тестирование, устный контроль, самоконтроль, выполненные задания в рабочей тетради, результаты лабораторных работ

Формы контроля: тестирование, устный контроль, самоконтроль, выполненные задания в рабочей тетради, результаты лабораторных работ

Лабораторная работа №10 Строение стебля 12

Лабораторная работа №10 Строение стебля 12

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии

Отметка «2»: · не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении

Отметка «2»: · не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении

Применение средств обучения в образовательном процессе позволяет реализовать в полной мере общедидактические принципы наглядности и доступности, более эффективно использовать учебное оборудование, необходимое для изучения различных…

Применение средств обучения в образовательном процессе позволяет реализовать в полной мере общедидактические принципы наглядности и доступности, более эффективно использовать учебное оборудование, необходимое для изучения различных…

Натуральные объекты (комнатные растения, гербарии, препарированные животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции: шишки голосеменных растений, семена цветковых растений); 1…

Натуральные объекты (комнатные растения, гербарии, препарированные животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции: шишки голосеменных растений, семена цветковых растений); 1…

Рабочая программа 6 класс

Рабочая программа 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020