Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательных школ «Биология. 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева. – 4-е изд., стериотип. - М.: Дрофа, 2015 – 382,(2)с.
Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ «Сафоновская основная общеобразовательная школа»
Используемые учебники:
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК .
1. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
2. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
3. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
Учебный предмет «Биология» входит в состав учебного плана школы. Согласно учебному плану школы биология изучается в 6 классе в объёме 68 часов.
Срок реализации программы учебного предмета «Биология» 6 класс – 1 учебный год (68 часов, 1 час в неделю).
Изменения, внесённые в программу:
Программы сокращены на 1 час: с 35 до 34 ч., так как 34 учебных недель. Согласно учебному плану школы биология изучается в 6классе в объёме 68 часа: отводится по 1 часу в неделю.
6 класс: за счет резервного времени один час добавлен на изучение раздела 1 «Строение и многообразие покрытосеменных растений», разделы 3 «Классификация растений» и раздел 4 «Природные сообщества» сокращены на 2 час. Эти часы добавлены для изучения раздела 2 «Жизнь растений».
6 класс
Личностные результаты:
· осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
· формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
· умение применять полученные знания в практической деятельности;
· осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
· определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;
· знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
· способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
· формирование и развитие уважительного отношения к окружающим; умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;
· оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
· формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты:
1) познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
· работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
· составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
· проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
· сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
· строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
· создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
· определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
2) регулятивные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
· организовывать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи и прогнозировать результаты работы;
· самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
· работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
· владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3) коммуникативные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
· слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
· интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
· адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1) в познавательной (интеллектуальной) сфере;
• понимать смысл биологических терминов;
• характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
• осуществлять элементарные биологические исследования;
• описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности покрытосеменных растений;
• распознавать органы цветковых растений;
• устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют в организме растения;
• различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов основные систематические группы растений отдела Покрытосеменные;
• сравнивать особенности строения однодольных и двудольных растений;
• составлять морфологическое описание растений;
• выделять прогрессивные черты цветковых растений, позволившие им занять господствующее положение в растительном мире;
• находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;
• объяснять взаимосвязь особенностей строения растения с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособления растений к среде обитания;
• характеризовать взаимосвязи между растениями в природных сообществах;
• объяснять роль растительных организмов в круговороте веществ в биосфере;
• оценивать роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека;
• обосновывать значение природоохранной деятельности человека для сохранения и умножения растительного мира;
• формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
• проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
3) в сфере трудовой деятельности:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• создавать условия, необходимые для роста и развития растений;
• проводить наблюдения за растениями;
• определять всхожесть семян и правильно высеивать семена различных растений;
• проводить искусственное опыление, размножать растения;
4) в сфере физической деятельности: уметь оказать первую помощь при отравлении ядовитыми растениями;
5) в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения растения и растительные сообщества.
Тематическое планирование 6 класс
№ п/п
|
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|
1 |
Строение и многообразие покрытосеменных растений |
15 |
|
2 |
Жизнь растений |
12 |
|
3 |
Классификация растений |
5 |
|
4 |
Природные сообщества |
1 |
|
5 |
Заключение |
1 |
|
|
|
34 |
|
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ Урока |
Наименование раздела и тем |
Часы уч. в |
Планированные сроки прохождения |
Фактические сроки прохождения |
Характеристика деятельности учащихся. (УУД) |
|
||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
||||||
Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 ч.) |
|
|||||||
1 |
Инструктаж по ТБ.Строение семян. Л.Р.№1 «Строение семян двудольных растений». Л.Р. № 2 «Строение зерновки пшеницы» |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности |
Познавательные: давать определения понятий; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию |
Научиться объяснять значение понятий: однодольные и двудольные растения, семядоля, эндосперм, зародыш, семенная кожура, семяножка, микропиле; характеризовать особенности строения семени как будущего растения; различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов основные части семени; объяснять необходимость запаса питательных веществ в семенах растений; выделять существенные признаки семян однодольных и двудольных растений; формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии |
|
2 |
Виды корней и типы корневых систем. Л.Р. № 3 «Стержневая и мочковатая корневые системы» |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при у слови и соблюдения определенных правил; умение применять полученные знания в практической деятельности |
Познавательные: работать ! с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую; классифицировать объекты по заданным критериям; осуществлять элементарные научные исследования. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, высказывать свою точку зрения |
Научиться объяснять значение понятий: корни, стержневая и мочковатая корневые системы; характеризовать функции корня; описывать и сравнивать, приводить примеры растений, имеющих стержневую и мочковатую корневую систему; объяснять значение окучивания растений; оценивать роль корней в жизни растений; демонстрировать навыки с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием |
|
3 |
Зоны (участки) корня. Л.Р.№4 «Корневой чехлик и корневые волоски» |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил; умение применять полученные знания в практической деятельности, растительного организма |
Познавательные: работать с текстом, выделять в нем главное; преобразовывать информацию в форму таблицы; работать с лабораторным оборудованием; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: организовывать выполнение заданий; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: работая в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками |
Научиться объяснять значение понятий: корневой чехлик, корневой волосок, зоны корня (деления, растяжения, всасывания, проведения); описывать зоны корня и характеризовать признаки, на основании которых они выделены; объяснять функции корневого чехлика и каждой зоны корня; описывать строение корневого волоска; различать ткани в корнях растений; готовить микропрепарат корневого волоска; называть растительные ткани, входящие в состав корня, и характеризовать их функции и особенности строения; оценивать сложное строение органов |
|
4 |
Условия произрастания и видоизменения корней (Водное тестирование) |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний
|
Познавательные: давать определения понятий; воспроизводить информацию по памяти; преобразовывать информацию в форму таблицы; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для се достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию
|
Научиться объяснять значение понятий: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни; характеризовать влияние факторов окружающей среды на корни растений; объяснять причины видоизменения корней и их значение для растений; приводить примеры растений с видоизмененными корнями (корнеплодами, корневыми клубнями, дыхательными, воздушными, подпорками); различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов видоизмененные корни; устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения корней растений и условиями среды, в которой они произрастают; проводить фенологические наблюдения |
|
5 |
Побег и почки. Л,Р.№5 «Строение почек. Расположение почек на стебле» |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в повседневной жизни; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности
|
Познавательные: давать определения понятий; работать с текстом, иллюстрациями и натуральными объектами; делать выводы и обобщения; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; работать с лабораторным оборудованием. Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам |
Научиться объяснять значения понятий: побег, почка (верхушечная, пазушная и придаточная; вегетативная и генеративная), конус нарастания, узел, междоузлие, пазуха листа, листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое); выделять на побеге узел, междоузлие, верхушечную, придаточные и пазушные почки; различать очередное, супротивное и мутовчатое листорасположение; сравнивать особенности строения вегетативной и генеративной почек; описывать процесс роста и развития побега; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием |
|
6 |
Внешнее строение листа. Л.Р. № 6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил; умение применять полученные знания в практической деятельности |
Познавательные: работать с различными источниками информации и натуральными объектами; осуществлять элементарные научные исследования; работать с лабораторным оборудованием. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме; работая в группе, высказывать свою точку зрения |
Научиться объяснять значения понятий: листовая пластинка, черешок, листья (черешковые и сидячие, простые и сложные), жилкование листьев (сетчатое, параллельное, дуговое); характеризовать функции листьев растения; различать виды листьев; приводить примеры растений с различными видами листьев; перечислять типы жилкования листьев и характеризовать значение жилок; описывать особенности строения листьев у различных растений; составлять гербарии; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием |
|
7 |
Клеточное строение листа. Л.Р. №7 «Строение кожицы листа». Л.Р. №8« Клеточное строение листа» |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в повседневной жизни; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности |
Познавательные: работать с различными источниками информации и натуральными объектами; осуществлять элементарные научные исследования; работать с лабораторным оборудованием. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме; работая в группе, высказывать свою точку зрения |
Научиться объяснять значения понятий: кожица листа, устьица, хлоропласты, столбчатая и губчатая ткани мякоть листа, проводящий пучок, сосуды, ситовидные трубки, волокна; описывать внутреннее строение, различать и характеризовать растительные ткани, клетки которых образуют лист; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием |
|
8 |
Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев
|
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний |
Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию |
Научиться объяснять значения понятий: световые и теневые листья, видоизменения листа; характеризовать влияние факторов окружающей среды на листья растений; объяснять причины видоизменения листьев и их значение для растений; приводить примеры растений с видоизмененными листьями (колючки, усики, ловчие); различать видоизмененные листья на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов; описывать многообразие листьев и соответствие особенностей строе пня листьев растений условиям среды, в которой они произрастают |
|
9 |
Строение стебля. Л.Р. №9 «Внутреннее строение ветки дерева» |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; эстетическое восприятие объектов природы; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил; умение применять полученные знания в практической деятельности |
Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: определять цель работы, последовательность действий; ставить задачи и прогнозировать результаты работы. Коммуникативные: работая | в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Научиться объяснять значения понятий: стебель (травянистый и деревянистый; прямостоячий, вьющийся, лазающий и ползучий), чечевички, пробка, кора, луб, ситовидные трубки, лубяные волокна, камбий, древесина, сердцевина, сердцевидные лучи; характеризовать особе н ости внутреннего строении стебля древесного растения; различать древесные слои на поперечном спиле; объяснить причину появления годичных колец и уметь извлекать информацию об условиях произрастания растения по поперечному спилу; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием |
|
10 |
Видоизменения побегов. Л.Р. №10 «Строение стебля». Л.Р. №11 «Строение луковицы» |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний
|
Познавательные: выделять главное в тексте; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные; работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками |
Научиться объяснять значения понятий: видоизмененный побег, корневище, клубень, луковица; выделять существенные признаки побега; объяснять причины видоизменения побегов; различать клубни, корневища, луковицы, усы на рисунках и среди натуральных объектов; объяснять различие между видоизмененными корнями, листьями и видоизмененными побегами; устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения побегов растений и условиями среды, в которой они произрастают; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием |
|
11 |
Цветок. Л.Р. № 12 «Строение цветка» |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в повседневной жизни; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности |
Познавательные: работать с текстом, иллюстрациями и натуральными объектами; делать выводы и обобщения; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; работать с лабораторным оборудованием. Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес | и уважение к собеседникам |
Научиться объяснять значения понятий: пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашелистики, чашечка, цветоножка, цветоложе, простой и двойной околоцветник, тычиночная нить, пыльник, рыльце, столбик, завязь, семязачаток, однодомные и двудомные растения; называть и показывать главные части цветка и околоцветник на рисунках и муляжах; характеризовать функции цветка и его отдельных частей; различать на рисунках и среди натуральных объектов раздельнополые и обоеполые цветки, однодомные и двудомные растения; сравнивать правильные и неправильные цветки; читать формулы цветка и объяснять их значение; оценивать цветки как важные органы покрытосеменных растений; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы |
|
12 |
Соцветия. Л.Р. № 13 «Соцветия» |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; эстетическое восприятие объектов природы; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил; умение применять полученные знания в практической деятельности |
Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: определять цель работы, последовательность действий; ставить задачи и прогнозировать результаты работы. Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Научиться объяснять значения понятий: соцветие, простые и сложные соцветия, кисть, сложная кисть (метелка), колос (простой, сложный), початок, зонтик (простой, сложный), корзинка, головка, завиток, щиток; различать простые и сложные соцветия; приводить примеры растений, образующих соцветие: кисть, сложная кисть, простой колос, сложный колос, простой зонтик, сложный зонтик, початок, корзинка, головка, завиток, щиток;объяснять биологическое значение соцветий для цветковых растений; описывать многообразие соцветий покрытосеменных растений; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием |
|
13 |
Плоды, Л.Р.№14 «Классификация плодов» |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы; осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки |
Познавательные: давать определения понятий; работать с различными источниками информации; проводить сравнение объектов по заданным критериям. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников, грамотно формулировать вопросы, аргументировать свою точку зрения
|
Научиться объяснять значения понятий: околоплодник, плоды (простые и сборные, сухие и сонные, односемянные и многосемянные), ягода, костянка, орех, зерновка, семянка, боб, стручок, коробочка, соплодие, описывать строение плодов растений; классифицировать плоды по количеству семян (односемянные и многосемянные), по количеству воды в околоплоднике (сухие и сочные); различать виды плодов на рисунках и среди натуральных объектов; приводить примеры растений, образующих различные плоды; объяснять значение плодов в жизни цветковых растений; описывать многообразие цветковых растений; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы |
|
14 |
Распространение плодов и семян |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; эстетическое восприятие объектов природы |
Познавательные: давать определения понятий; сравнивать и делать выводы на основе сравнений, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: анализировать результаты своей работы на уроке. Коммуникативные: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Научиться характеризовать способы распространения плодов и семян; описывать, какие приспособления имеют плоды и семена, распространяемые при помощи ветра, воды, животных и человека; различать плоды и семена, распространяемые при помощи ветра, воды и животных; приводить примеры растений, саморазбрасывающих свои семена; объяснять значение распространения плодов и семян в природе; осознавать важность распространения семян |
|
15 |
Повторение обобщение и систематизация материала по теме «Строение и разнообразие покрытосеменных растений»для сохранения и умножения растений (Промежуточное тестирование) |
1 |
|
|
Умение самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания; формирование потребности и готовности к самообразованию, в.том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности |
Познавательные: давать определения понятий; работать с различными источниками информации; устанавливать при чинно-следственные связи; составлять конспект урока. Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока; анализировать и оценивать результаты своей работы. Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; аргументировано высказывать свою точку зрения |
Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы, обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы; характеризовать особенности строения растительной клетки; описывать особенности внешнего и внутреннего строения органов цветковых растений; рас по -знавать органы цветковых растений на рисунках и среди натуральных объектов; объяснять зависимость растений от условий среды обитания; устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения органа и средой обитания растения; классифицировать органы растений по особенностям их строения и по выполняемым ими функциям. |
|
Глава 2 Жизнь растений (12 ч) |
|
|||||||
16 |
Минеральное питание растений |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в повседневной жизни; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности |
Познавательные: давать определения понятий; работать с различными источниками информации; устанавливать при чинно- следственные связи; составлять конспект урока. Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока; анализировать и оценивать результаты своей работы. Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; аргументировано высказывать свою точку зрения |
Научиться объяснять значения понятий: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения', описывать процесс минерального питания растений; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения корня и функцией минерального питания, которую он выполняет; объяснять значение минеральных и органических удобрений для роста и развития растений; определять, недостаток каких удобрений испытывает растение, по его внешнему виду; осознавать важность знаний о влиянии различных удобрений на рост и развитие растений для получения хорошего урожая |
|
17 |
Фотосинтез |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе.
|
Познавательные: работать с различными источниками информации, отделять главное от второстепенного, структурировать и систематизировать информацию. Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока; анализировать и оценивать результаты своей работы. Коммуникативные: работая в группе, осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками
|
Научиться объяснять значения понятия фотосинтез', описывать процесс фотосинтеза; называть вещества, необходимые для протекания фотосинтеза; характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений; приводить доказательства протекания процесса фотосинтеза на свету; объяснять значение фотосинтеза в природе; описывать возможность увеличения интенсивности фотосинтеза путем повышения уровня освещенности и обеспечения растений необходимым количеством воды |
|
18 |
Дыхание растений |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; умение применять полученные знания в практической деятельности |
Познавательные: структурировать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую; осуществлять сравнение процессов по заданным критериям. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; представлять результаты работы, оценивать качество выполнения работы и вносить коррективы в случае необходимости. Коммуникативные: работая в группе, осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками |
Научиться объяснять значения понятия дыхание растения; описывать процесс дыхания у растений; объяснять значение дыхания для организма растений; характеризовать особенности строения устьиц и чечевичек; приводить доказательства дыхания различных органов растений; устанавливать взаимосвязь между процессом дыхания и фотосинтезом; осознавать взаимосвязанность процессов, протекающих в организме растений |
|
19 |
Испарение воды растениями. Листопад |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание значимости растений в жизни человека; эстетическое восприятие объектов природы |
Познавательные: работать с различными источниками информации; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; прогнозировать результаты своей деятельности и анализировать их. Коммуникативные: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и формулировать их; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию |
Научиться объяснять значения понятий: испарение, листопад; характеризовать процесс испарения воды растениями; описывать строение устьиц; объяснять значение испарения в жизни растений и в природе; приводить доказательства испарения воды листьями растений; объяснять причины осенней смены окраски листьев у растений; оценивать значение листопада в жизни растений |
|
20 |
Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л. Р. №15 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в повседневной жизни; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности |
Познавательные: давать определения понятий; работать с текстом, иллюстрациями и натуральными объектами; делать выводы и обобщения; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; работать с лабораторным оборудованием. Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам |
Научиться объяснять значения понятия сосудистые пучки; различать типы тканей растительного организма; описывать особенности строения тканей, участвующих в передвижении воды и питательных веществ в paстении; различать сосуды древесины и ситовидные трубки луба на рисунках и среди натуральных объектов; приводить доказательства передвижения воды по сосудам древесины, питательных веществ по ситовидным трубкам луба; объяснять значение движения растворов веществ в растительном организме; описывать процесс запасания питательных веществ растениями; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием |
|
21 |
Прорастание семян |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; осознание возможности использования полученных знаний в практической деятельности только при условии соблюдения определенных правил |
Познавательные: составлять конспект урока; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы, высказывать и аргументировать свою точку зрения |
Научиться объяснять значения понятия проросток', различать семена однодольных и двудольных растений; выделять существенные признаки подземного и надземного типов прорастания семян; характеризовать условия, необходимые для прорастания семян; описывать правила посева семян; различать теплолюбивые и холодостойкие растения на рисунках и среди натуральных объектов; объяснять причины различной глубины заделки семян у разных видов растений; проводить фенологические наблюдения |
|
22 |
Способы размножения растений |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в повседневной жизни; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности |
Познавательные: работать с текстом, иллюстрациями и натуральными объектами; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам |
Научиться объяснять значения понятий: размножение {половое и бесполое, вегетативное), гамета, сперматозоид, спермий яйцеклетка, зигота; выделять существенные признаки полового и бесполого типов размножения; классифицировать растения в зависимости от способа размножения; объяснять биологическое значение полового и бесполого размножения; характеризовать размножение как важное свойство живых организмов, обеспечивающее продолжение рода |
|
23 |
Размножение споровых растений |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии: эстетическое восприятие объектов природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; осознание возможности применять полученные знания в практической деятельности, при условии соблюдения определенных правил |
Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного Регулятивные; организовывать выполнение заданий по предложенному плану; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками |
Научиться объяснять значения понятий: зооспора, предросток, спорангии, заросток; выделять существенные признаки низших и высших споровых растений; характеризовать особенности размножения низших и высших споровых растений; описывать процесс смены поколений у мхов и папоротников; объяснять значение смены поколений у споровых растений; устанавливать зависимость полового размножения споровых растений от наличия капелъно-жидкой воды |
|
24 |
Размножение голосеменных растений |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; эстетическое восприятие объектов природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе |
Познавательные: структурировать учебный материал; отличать главное от второстепенного; преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать процессы и делать выводы. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников, 1грамотно формулировать вопросы |
Научиться объяснять значения понятий; пыльцевой мешочек, пыльцевая трубка; характеризовать особенности строения голосеменных как высших семенных растений; описывать механизм образования семени у голосеменных растений; объяснять причину образования большого количества пыльцы у голосеменных растений; приводить доказательства преимущества семенного размножения перед споровым; проводить фенологические наблюдения |
|
25 |
Половое размножение покрытосеменных растений |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; эстетическое восприятие объектов природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; осознание возможности применять полученные знания в практической деятельности, при условии соблюдения определенных правил |
Познавательные: умение работать с текстом, структурировать учебный материал, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнений. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения
|
Научиться объяснять значения понятий: опыление (самоопыление, перекрестное и искусственное), пыльцевое зерно, пыльцевая трубка, пыльцевход, зародышевый мешок, центральная клетка, двойное оплодотворение; различать главные части цветка и части околоцветника на рисунках и среди натуральных объектов; сравнивать процессы и результаты самоопыления и перекрестного опыления; осуществлять искусственное опыление растений; различать ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения |
|
26 |
Вегетативное размножение покрытосеменных растений |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; эстетическое восприятие объектов природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; осознание возможности применять полученные знания в практической деятельности, при условии соблюдения определенных правил |
Познавательные: выделять главное в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Научиться объяснять значения понятий: черенок, отпрыск, отводок, прививка, привой, подвой, культура тканей', различать органы вегетативного размножения растений на рисунках и среди натуральных объектов; описывать способы вегетативного размножения растений; объяснять значение прививки как способа вегетативного размножения; различать привой и подвой; характеризовать значение вегетативного размножения в природе и в хозяйственной деятельности человека; осуществлять вегетативное размножение растений стеблевыми и листовыми черенками |
|
27 |
Повторение, обобщение и систематизация материала по теме «Жизнь растений» (Промежуточное тестирование) |
1 |
|
|
Умение самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания; формирование экологического мышления; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных' на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности; формирование потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы |
Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; давать определения понятий. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам |
Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы, обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы; характеризовать особенности жизнедеятельности растений; описывать особенности полового и бесполого размножения растений; распознавать споровые, голосеменные и цветковые растения на рисунках и среди натуральных объектов; объяснять преимущества полового размножения покрытосеменных растений; приводить доказательства необходимости получения знаний о жизнедеятельности растений для выращивания культурных растений и сохранения многообразия дикорастущих |
|
Глава 3 Классификация растений (5 ч) |
|
|||||||
28 |
Основы систематики растений |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности |
Познавательные: давать определения понятий; выделять главное в тексте; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; классифицировать объекты по определенным критериям. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; работая в группе, эффективно взаимодействовать с одноклассниками |
Научиться объяснять значения понятий: систематика растений, вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт, классы Однодольные и Двудольные', объяснять принципы и значение современной классификации растений; называть основные систематические единицы царства Растения; классифицировать растения; осознавать необходимость учитывать несколько признаков при определении принадлежности растения к той или иной систематической группе; различать понятия вид и сорт: характеризовать признаки двудольных и однодольных растений; |
|
29 |
Класс Двудольные, Семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научно го мировоззрения умение применять полученные знания в практической деятельности эстетическое восприятие объектов природы; осознание необходимости охранять растений |
Познавательные: структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде. Регулятивные: определять цель урока и ставить задач и, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми |
Научиться объяснять значения понятий: семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные: характеризовать особенности растений класса Двудольные, семейств Крестоцветные и Розоцветные; различать представителей семейств Крестоцветные и Розоцветные на рисунках, гербарных материалах и среди натуральных объектов; составлять и читать формулы растений разных семейств; сравнивать особенности строения органов растений разных семейств; характеризовать хозяйственное значение растений разных семейств; работать с гербарными материалами |
|
30 |
Класс Двудольные, Семейства Пасленовые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые) |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний |
Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые дл я ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию |
Научиться объяснять значения понятий: семейства Пасленовые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые), цветки язычковые, трубчатые, воронковидные; характеризовать особенности растений класса Двудольные, семейств Пасленовые, Мотыльковые(Бобовые) и Сложноцветные (Астровые); различать представителей разных семейств на рисунках, гербарных материалах и среди натуральных объектов; составлять и читать формулы растений разных семейств; сравнивать особенности строения органов растений разных семейств; характеризовать хозяйственное значение растений разных семейств; работать с гербарными материалами |
|
31 |
Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки. Л.Р, № 16 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)» |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в повседневной жизни; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьсберегающих технологий; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности |
Познавательные: работать с текстом, иллюстрациями и натуральными объектами; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам
|
Научиться объяснять значения понятий: семейства Лилейные и Злаки, соломина, колосковые и цветковые чешуи: характеризовать особенности растений класса Однодольные, семейств Лилейные и Злаки; различать представителей семейств Лилейные и Злаки на рисунках, гербарных материалах и среди натуральных объектов; составлять и читать формулы растений разных семейств; сравнивать особенности строения органов растений разных семейств; характеризовать хозяйственное значение растений разных семейств; работать с гербарными материалами; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы |
|
32 |
Культурные растения. Повторение, обобщение и систематизация материала по теме «Классификация растений» (Итоговое тестирование) |
1 |
|
|
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в повседневной жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; понимание необходимости ухаживать за культурными растениями и осознание возможности личного участия в этих мероприятиях - |
Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности. Коммуникативные: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и формулировать их; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Научиться объяснять происхождение культурных растений; различать однолетние, двулетние и многолетние растения на рисунках, гербарных материалах и среди натуральных объектов; приводить примеры культурных растений, выделять их основные признаки; называть сорта культурных растений и перечислять сорта растений своей местности; характеризовать значение культурных растений в жизни человека; оценивать вклад ученых в развитие растениеводства; |
|
Глава 4. Природные сообщества (2 ч) |
|
|||||||
33 |
Растительные сообщества Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений
|
1 |
|
|
Познавательные: работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую; классифицировать объекты по заданным критериям; осуществлять элементарные научные исследования. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, высказывать свою точку зрения Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в повседневной жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости охраны растений и понимание возможности личного участия в этих мероприятиях; эстетическое восприятие объектов природы |
Познавательные: работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую; классифицировать объекты по заданным критериям; осуществлять элементарные научные исследования. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, высказывать свою точку зрения |
Научиться объяснять значения понятий: растительное сообщество, типы растительных сообществ, растительность, типы растительности, ярусность, смена сообществ; выделять типы растительности и типы растительных сообществ; характеризовать взаимосвязи в растительных сообществах; объяснять значение ярусности в растительных сообществах; различать надземную и подземную ярус-ность; описывать сезонные изменения в растительных сообществах; объяснять причины смены растительных сообществ; приводить примеры взаимоотношений в растительных сообществах; проводить фенологические наблюдения Научиться объяснять значения понятий: заповедник, заказник, ботанический сад, рациональное природопользование; описывать взаимоотношения человека с природой, которые складывались на протяжении десятков тысяч лет; приводить примеры положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу; описывать влияние вредных факторов на растения; объяснять, как растения можно использовать для защиты окружающей среды; обосновывать большое значение природоохранной деятельности в глобальном масштабе; оценивать роль растений в природе и в жизни человека |
|
Заключение (1ч) |
|
|||||||
34 |
Повторение, обобщение и систематизация материала по курсу «Биология Многообразие покрытосеменных растений. |
1 |
|
|
Умение самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания; формирование потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности
|
Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; давать определения понятий. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам
|
Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении курса, обобщать и систематизировать знания, делать выводы; классифицировать растительные организмы; выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности различных групп растительных организмов: различать представителей различных групп растительных организмов на рисунках, таблицах, гербарных материалах и среди натуральных объектов; характеризовать значение растительных организмов в природе и в жизни человека; обосновывать значение природоохранной деятельности
|
|
Формы и средства контроля
Формы контроля: тестирование, устный контроль, самоконтроль, выполненные задания в рабочей тетради, результаты лабораторных работ.
Формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
Анализ рисунков, индивидуальная работа по заполнению таблиц.
Групповая работа. Беседа по результатам анализа рисунков, схем.
Фронтальный устный опрос.
Тестирование.
Индивидуальный устный опрос.
Фронтальная письменная работа. Биологический диктант
Контроль планируемых результатов осуществляется учителем в ходе текущей, тематической и итоговой оценки знаний учащихся по предмету в следующих формах: устный ответ на уроке, самостоятельная работа, проверочная работа, тематическая контрольная работа, контрольный срез, тестирование, защита рефератов, проектов, творческих работ и в других формах
Перечень лабораторных и контрольных работ 6 класс
№ |
Вид работы |
Название |
1 |
Лабораторная работа №1 |
Строение семян двудольных растений |
2 |
Лабораторная работа №2 |
Строение зерновки пшеницы |
3 |
Лабораторная работа №3 |
Стержневая и мочковатая корневые системы |
4 |
Лабораторная работа №4 |
Корневой чехлик и корневые волоски |
5 |
Вводное тестирование |
Условия произрастания и видоизменения корней |
6 |
Лабораторная работа №5 |
Строение почек. Расположение почек на стебле |
7 |
Лабораторная работа №6 |
Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение |
8 |
Лабораторная работа №7 |
Строение кожицы листа |
9 |
Лабораторная работа №8 |
Клеточное строение листа |
10 |
Лабораторная работа №9 |
Внутреннее строение ветки дерева |
11 |
Лабораторная работа №10 |
Строение стебля |
12 |
Лабораторная работа №11 |
Строение луковицы |
13 |
Лабораторная работа №12 |
Строение цветка |
14 |
Лабораторная работа №13 |
Соцветия |
15 |
Лабораторная работа №14 |
Классификация плодов |
16 |
Промежуточное тестирование |
Строение и разнообразие покрытосеменных растений |
17 |
Лабораторная работа №15 |
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю |
18 |
Промежуточное тестирование |
Жизнь растений |
19 |
Лабораторная работа №16 |
Строение пшеницы |
20 |
Итоговое тестирование |
Классификация растений |
Итого: 16 лабораторных работ
4 контрольных работ
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии
Оценка теоретических знаний учащихся:
Отметка «5»:
· полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
· раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов.
Отметка «3»:
· усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Отметка «2»:
· основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
Отметка «1»
· ответ на вопрос не дан.
Виды контроля:
· тестирование;
· устный контроль;
· самоконтроль и взаимоконтроль;
Оценка практических умений учащихся
Оценка умений ставить опыты
Отметка «5»:
· правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
· правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются; 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
· правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.
Отметка «2»:
· не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Отметка «1»
· полное неумение заложить и оформить опыт.
Оценка умений проводить наблюдения Учитель должен учитывать:
· правильность проведения;
· умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.
Отметка «5»:
· правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.
Отметка «4»:
· правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные признаки; допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «3»:
· допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «2»:
· допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя; неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «1»
· не владеет умением проводить наблюдение.
Оценка выполнения тестовых заданий:
Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 - 100%.
Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 - 90%.
Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 - 70%.
Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.
Отметка «1»: учащийся не выполнил тестовые задания.
Перечень учебно-методических средств обучения
Применение средств обучения в образовательном процессе позволяет реализовать в полной мере общедидактические принципы наглядности и доступности, более эффективно использовать учебное оборудование, необходимое для изучения различных разделов школьного курса биологии, для решения целей и задач, стоящих перед общим биологическим образованием
№ |
Наименование объектов и средств МТО
|
6 класс |
||
необходимо |
имеется |
% обеспеченности |
||
Библиотечный фонд (книжная продукция) |
||||
1 |
Рабочая программа: Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева. – 4-е изд., стериотип. - М.: Дрофа, 2015 – 382,(2)с. |
1 |
1 |
100% |
2 |
Учебник: Биология: Многообразие покрытосеменных растений .6 кл.: /В.В Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2016.-207, (1)с. |
5 |
5 |
100% |
3 |
Рабочая тетрадь: « Биология. Многообразие покрытосеменных растений» .6 класс.: /В.В Пасечник. М. Дрофа, 2013.-78 (2)с. |
5 |
5 |
100% |
Технические средства обучения
|
||||
1 |
Мультимедийный компьютер |
1 |
1 |
100% |
2 |
Мультимедийный проектор |
1 |
1 |
100% |
3 |
Средства телекоммуникации |
1 |
1 |
100% |
Учебно- практическое оборудование
|
||||
1 |
Аудиторная доска с магнитной поверхностью |
1 |
1 |
100% |
2 |
Натуральные объекты (комнатные растения, гербарии, препарированные животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции: шишки голосеменных растений, семена цветковых растений); |
1 |
1 |
100% |
3 |
Приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы: лупы, световые микроскопы, цифровые микроскопы, микролаборатории, посуда и принадлежности); |
1 |
1 |
100% |
4 |
Средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы по ботанике, зоологии; дидактический материал);
|
1 |
1 |
100% |
5 |
Муляжи и модели (объёмные - цветки различных семейств покрытосеменных, рельефные - размножение сосны обыкновенной);
|
1 |
1 |
100% |
Экранно-звуковые средства
|
||||
1 |
(видеофильмы, транспаранты, диапозитивы-слайды), пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия ); |
1 |
1 |
100% |
2 |
Афанасьев А.А. Биология. 6-9 кл : Учебное пособие: 1 CD-ROM .- М.: NMG; ФЦ ЭМТО, 2003.- 569 МБ.- (Библиотека электронных наглядных пособий) Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В.
|
1 |
1 |
100% |
Лист корректировки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.