2. Планируемые результаты обучения по данному курсу.
по теме «Введение»
— иметь представление о методах физической науки, ее целях и задачах; знать и понимать такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины. При изучении темы у учащихся должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин. — уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).
по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» .
— иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами. Знать и понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях.
— уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и не смачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества.
по теме «Взаимодействие тел».
— знать физические явления, их признаки, физические величины и их единицы
(путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила);
— знать законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела).
— уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); рисовать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных весах, силу — динамометром, объем тела — с помощью мензурки; определять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.
по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
- знать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы).
- уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.
по теме «Работа и мощность».
— знать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия);
— знать формулировки законов и формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма);
— уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости.
2. Планируемые результаты обучения по данному курсу в 8 классе.
Учащиеся должны знать:
— Понятия: внутренняя энергия, теплопередача, теплообмен, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования. — Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.
Учащиеся должны уметь:
— Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, конвекция, теплопроводности, плавления, испарения.
— Пользоваться термометром и калориметром.
— «Читать» графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.
— Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи.
— Решать задачи с применением формул: Q=cm(t2 – t1) Q=qm Q=lm Q=Lm
на тему: «Электрические и электромагнитные явления» Учащиеся должны знать:
— Понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, закон Ома для участка цепи, формулы для вычисления сопротивления, работы и мощности тока, закон Джоуля – Ленца, гипотезу Ампера.
— Практическое применение названных понятий и законов.
Учащиеся должны уметь:
— Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, причины электрического сопротивления.
— Чертить схемы простейших электрических цепей, измерять силу тока, напряжение, определять сопротивление с помощью амперметра и вольтметра, пользоваться реостатом.
— Решать задачи на вычисления I, U, R, A, Q, P — Пользоваться таблицей удельного сопротивления.
на тему: «Световые явления» Учащиеся должны знать:
— Понятия: прямолинейность распространения света, фокусное расстояние линзы, отражение и преломление света, оптическая сила линзы, закон отражения и преломления света.
— Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.
Учащиеся должны уметь:
— Получать изображение предмета с помощью линзы.
— Строит изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе
3.Содержание учебного курса
7 класс (68ч, 2ч в неделю)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа
1. Определение цены деления измерительного прибора.
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
1. Измерение размеров малых тел.
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция.
Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение объёма тела.
Измерение плотности твёрдого тела.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы.
1. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
2. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закреплённой осью вращения. Виды равновесия.
Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабораторные работы
1. Выяснение условия равновесия рычага.
2. Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.
2. Планируемые результаты обучения по данному курсу в 9 классе.
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
• смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
• смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.
уметь:
• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию;
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины;
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
• решать задачи на применение изученных физических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.
Результаты освоения курса физики Личностные результаты:
• сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов. Раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
3.Содержание учебного курса
8 КЛАСС (68ч, 2ч в неделю)
Тепловое движение. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и её измерение.
Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярнокинетических представлений.
Превращение энергии в механических и тепловых процессах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.
Фронтальные лабораторные работы.
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. 2.Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела.
Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.
Электрическое поле.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь.
Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр.
Электрическое напряжение. Вольтметр.
Электрическое сопротивление.
Закон Ома для электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счётчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами.
Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты.
Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.
Фронтальные лабораторные работы.
1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках.
2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
3. Регулирование силы тока реостатом.
4. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
5. Измерение работы и мощности электрического тока.
6. Сборка электромагнита и испытание его действия.
7. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Источники света. Прямолинейное распространение света.
Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало.
Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Оптические приборы. Разложение белого света на цвета. Цвета тел.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Получение изображения при помощи линзы.
3.Содержание курса физики в 9 классе
(102 часа)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета.
Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения.
Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Демонстрации.
Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Лабораторные работы.
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. (Гармонические колебания).
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.
Демонстрации.
Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.
Лабораторная работа.
3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
4. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Демонстрации.
Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.
Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света.
Получение белого света при сложении света разных цветов. Лабораторные работы.
5. Изучение явления электромагнитной индукции.
6. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания.
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.
Альфа-, бета-, гамма - излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре.
Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Демонстрации.
Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц. Лабораторные работы.
7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
4.Тематический план 7 класс
№ п/п |
Раздел |
Количе ство часов |
В том числе |
|
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
|||
1 |
Введение |
4 |
Л/р №1 Определение цены деления измерительного прибора. |
|
2 |
Первоначальные сведения о строении вещества |
6 |
Л/р №2 Измерение размеров малых тел |
Контрольная работа 1 по темам: «Механическое движение. Масса. Плотность вещества.» |
3 |
Взаимодействие тел |
23 |
Л/р № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» Л/р № 4 «Измерение объёма тела». Л/р № 5 «Определение плотности твёрдого тела». Л/р № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения скольжения и силы трения качания с помощью динамометра |
К/р № 2«Силы». |
4 |
Давление твердых тел и жидкостей |
22 |
Л/р № 8«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». Л/р № 9«Выяснение условий плавания тела в жидкости». |
К/р № 3 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». К/р № 4 «Архимедова сила». |
5 |
Работа и мощность |
13 |
Л/р № 10 «Выяснения условия равновесия рычага». Л/р № 11 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». |
К/р № 5 «Работа и мощность. Энергия». |
6 |
итого |
68 |
11 |
5 |
4.Тематический план 8 класс
№
п/ п |
Раздел |
Колво часов |
В том числе |
|
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
|||
1 |
Тепловые |
28 |
Лабораторная работа № 1. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды |
Контрольная работа № 1. |
|
явления |
|
разной температуры». Лабораторная работа № 2. «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела». Лабораторная работа № 3. «Измерение влажности воздуха» |
«Тепловые явления». |
2 |
Электрически е явления |
28 |
Лабораторная работа №4. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных уча Лабораторная работа № 5«Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»стках». Лабораторная работа № 6. «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
Лабораторная работа № 7. «Измерение мощности и работы тока в электрической Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия».лампе». Лабораторная работа № 9. «Изучение электрического двигателя постоянного тока».
|
Контрольная работа № 2. «Изменение агрегатных состояний вещества». Контрольная работа № 3. «Электрический ток». |
3 |
Световые явления |
9 |
Лабораторная работа № 10. «Получение изображения при помощи линзы». |
Контрольная работа № 4. «Световые явления» |
4 |
Повторение |
3 |
|
|
|
Итого |
68 |
10 |
4 |
Учебно – тематический план 9 класс
№ п/ п |
Раздел |
Количес тво часов |
В том числе |
|
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
|||
1 |
Законы взаимодейст вий и движения тел |
34 |
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». Лабораторная работа №2 «Исследование свободного |
Контрольная работа №1 «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение» Контрольная работа №2 «Прямолинейное |
|
|
|
падения тел».
|
равномерное и равноускоренное движение» |
2 |
Механическ ие колебания и волны. Звук |
16 |
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины». Лабораторная работа № 4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити» |
Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны» |
3 |
Электромагн итное поле |
26 |
Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции» Лабораторная работа № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания» |
Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны» |
4 |
Строение атома и атомного ядра. Использован ие энергии атомных ядер |
19 |
Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядер урана по фотографиям треков». Лабораторная работа № 8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». Лабораторная работа № 9 «Изменение естественного радиационного фона дозиметром». |
Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра». |
5 |
Повторение |
7 |
|
|
Ит ог о |
|
102 |
9 |
5 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.