Рабочая программа АОПП 4.2
Оценка 4.7

Рабочая программа АОПП 4.2

Оценка 4.7
docx
23.01.2023
Рабочая программа АОПП 4.2
программа аопп 4.2.docx

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по сопровождению слабовидящих

учащихся 1-4 класса

(вариант 4.2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог

 Попкова Ирина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Город Новосибирс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Психолого-педагогическая программа «Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по сопровождению слепых и слабовидящих обучающихся» относится к коррекционно-развивающим психолого-педагогическим программам и направлена на создание системы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения, способствующей освоению обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) основной образовательной программы начального общего образования, а также их интеграции и адаптации в образовательном учреждении и обществе.

 Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Исходя из принципа взаимодействия двух основополагающих факторов развития личности - биологического и социального, при подходе к изучению своеобразия обучающихся с нарушением зрения, следует выделить зрительный дефект как биологическое неблагополучие ребенка. Недостаточность зрения как биологическое неблагополучие предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. Если же среда, окружающая ребенка с нарушением зрения не организовывается сообразно его возможностям, то у него возникают трудности общения с окружающим миром и людьми. Таким образом, нарушение зрения обусловливает весь ход психофизического развития обучающихся с нарушением зрения. В дефектологии уже сложилось учение о первичном дефекте и вторичных отклонениях у детей с нарушением в развитии.

Первичный дефект - нарушение зрения - в первую очередь предопределяет успешность развития весьма тесно связанной с ним психической функции - зрительного восприятия, которое по Л С. Выготскому называется вторичным дефектом. В дальнейшем в специальной психологии и педагогике вторичный дефект чаще стали обозначать как вторичные отклонения, которые проявляются в становлении всех психических функций ребенка, причем специфичность их недоразвитости уменьшается по мере отдаления от первичного дефекта - нарушения зрения. Важнейшим фактором возникновения вторичных отклонений является фактор социальной депривации - лишение возможности полноценного общения с окружающим миром. При отсутствии специально организованных условий психолого-педагогической коррекции недостатков зрительной ориентации наблюдаются вторичные отклонения в развитии познавательной, эмоциональной и личностной сфер ребенка с патологией зрения.

Именно поэтому, чем раньше обучающимся с нарушением зрения будет оказана коррекционная психолого-педагогическая помощь, тем лучше прогноз формирования личности обучающегося и ее социализации. Для этой цели и была разработана коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа, основанная на комплексном подходе к проблемам слепых и слабовидящих обучающихся с ограниченным познанием окружающего мира, ориентировкой в пространстве и окружающей среде, трудностями передвижения, общения и обучения.

 

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целенаправленное психокоррекционное воздействие на младших школьников с особыми возможностями здоровья (слепых и слабовидящих детей), осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из 4 взаимосвязанных блоков.

Программа рассчитана на 1 учебный год. Блоки ведутся параллельно.

 

Цели и задачи

Цель: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям  обучающихся с 4.2 и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся  в условиях  образовательного процесса.

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

1.        Систематическое отслеживание психологического и психолого - педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития.

2.        Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития ребенка в социуме.

3.        Систематическая психологическая помощь родителям ребенка и его близкому окружению.

4.        Систематическая психологическая помощь ребенку в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки.

5.        Организация жизнедеятельности ребенка в  социуме с учетом его психических и физических возможностей

Важным структурным компонентом психолого-педагогического сопровождения является организация жизнедеятельности ребенка в социуме путем создания социально-психологических условий для гармоничного психического развития. Следует выделить общие и специальные задачи для создания социально-психологических условий гармонизации личности школьника с ОВЗ.

Общие задачи:

1. Создание оптимальных условий для удовлетворения базисных потребностей ребенка, а именно активности и самостоятельности.

2. Формирование у детей  чувства психологической защищенности.

3. Создание в школе условий для максимально полного раскрытия личности ребенка, проявление его индивидуальности.

4. Создание условий для формирования познавательной активности, познавательных процессов, оптимизации творческого потенциала каждого ребенка.

Специальные задачи  (сформулированы в соответствии с рекомендациями ЦПМПК):

1.    Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности.

2.    Содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения.

3.    Снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.

4.    Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД.

5.    Обучение приемам саморегуляции своего эмоционального состояния.

6.    Повышение самооценки, уверенности в себе.

7.    Создание условий для формирования адекватных самосознания и самооценки.

8.    Развитие внимания, памяти.

9.    Развитие пространственно-временной ориентировки.

 

Основные принципы психолого-педагогического сопровождения

Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с 4.2. 

 Принципы психолого-педагогического сопровождения

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к помощи  в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывностиобеспечивает проведение коррекционной психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

 

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УКАЗАННЫХ ЦЕЛЕЙ И ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

Данная программа актуальна и востребована в системе работы со слепыми и слабовидящими детьми в целях обеспечения линии индивидуально-ориентированного сопровождения, а также в организации и содержании деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов, в составлении индивидуально-коррекционного образовательного маршрута. Роль педагога-психолога в воспитании и развитии ребенка с глубокими нарушениями зрения в раннем возрасте несравнимо больше, чем для видящего. Причина: отсутствие у слепых детей механизма непосредственного зрительного подражания - слепой ребенок должен быть специально обучен тому, чему зрячий ребенок обучается сам. Без компетентной комплексной психолого-педагогической помощи незрячий ребенок раннего возраста значительно отстает в физическом и психическом развитии, социально не адаптирован.

 

Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения

·           постановка практических и познавательных задач;

·           целенаправленные действия с дидактическим материалом;

·           наглядно-действенный показ (способа действия, образца

Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с 4.2 в различных средах:

Изменения количественных и качественных показателей свойств личности ребенка:

•      сформированность саморегуляции и произвольности поведения;

·           овладение навыками коммуникации: умение общаться и выстраивать совместную деятельность с другими;

•      дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;

•      осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;

•      адекватная мотивация деятельности;

•      адекватное отношение к себе и другим;

•      развитая рефлексия;

•      эмоциональная устойчивость;

•      снижение количества трудностей при освоении общеобразовательной программы;

•      сформированность навыков:

§   уверенного поведения;

§   совместной (коллективной) деятельности;

§   самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

§   самоподдержки;

§   адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений и навыков:

       навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

       умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ

(деятельности);

       понимать и принимать личную ответственность за результат;  

       знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

       принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

владеть знаниями об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

       развитие         этических      чувств,            доброжелательности            и        эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:

Регулятивные:

       понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поисксредств для достижения учебной задачи;

       планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для еерешения;

       проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях –самостоятельно;

       выполнять      самоконтроль            и          самооценку    результатов   своей   учебной деятельности

Познавательные:

       проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делатьвыводы;

       устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений) иопределять недостающие в ней элементы;

       выполнять      классификацию        по        нескольким    предложенным          или самостоятельно

найденным основаниям;

       делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

       проводить несложные обобщения;

       стремление полнее использовать свои творческие возможности;

       способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства;

       способность ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со временем, понимать словесные обозначения времени;

       возможность концентрации и произвольного удержания внимания;

       возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его; Коммуникативные:

принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вестидиалог, речевые коммуникативные средства;

       знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебнойдеятельности;

       контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важностьсвоевременного качественного выполнения, взятого на себя обязательства для общего дела.

Предметными результатами изучения коррекционного курса  являются формирование следующих умений: 

 

4 класс Учащиеся должны научиться:

-           целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий в знакомой ситуации;

-           группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;

-           конструировать сложные формы из 6 – 8 элементов

-           проводить зрительный анализ наглядного материала, находить нереальные элементы «нелепых» картинок;

-           определять противоположные качества и свойства предметов смешивать цвета, называть их;

-           самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;

-           распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;

-           моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

-           пользоваться календарѐм;

-           определять возраст людей;

-           ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

-           выполнять простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале, группировать и составлять сериационные ряды предметов по заданным признакам формы, величины или цвета, обозначение их словом;

-           участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему, в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

-           понимать проявление основных эмоций;

-           участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

-           формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;

Обучающиеся получат возможность научиться:

-           целенаправленно выполнять действия по инструкции;

-           самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; опосредовать свою деятельность речью;

-           иметь представления о взаимосвязях между изученными объектамит, их месте в окружающем мире;

-           активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

-           высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

-           в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем;

пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества

суток в месяцах;

-           определение времени по часам (одним способом), использование в речи временной терминологии.

 

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Программа занятий в 4 м классе рассчитана на 35 занятия, 1 час в неделю.

Каждое занятие представляет собой сочетание коррекционно-развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом. Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учебе

п\п

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

1.

Игры на знакомство, на доверие, установление контакта.

0,5

2.

Психологические игры на снятие эмоционального напряжения

0,5

3.

Психологические игры на релаксацию и эмоции. Психогимнастика.

0,5

4.

Психологические игры на восприятие.

0,5

5.

Комплекс упражнений по развитию эмоциональных состояний.

0,5

6.

Подвижные игры через проигрывание сюжетно-ролевых ситуаций

0,5

7.

Психологические игры на релаксацию

0,5

8.

Комплекс упражнений по развитию переключения внимания («кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос», «лягушка», «замок»).

0,5

9.

Выявление ведущего типа памяти через диагностику свойств памяти.

0,5

10.

Психогимнастика. Упражнения по развитию мелкой моторики (кинезиологические упражнения).

0,5

11.

Упражнения по развитию зрительной памяти (работа по образцу, воссоздание мысленных образов).

0,5

12.

Психологические игры на развитие толерантности, вежливости.

0,5

13.

Комплекс упражнений по развитию мотивации.

0,5

14.

Психологические игры на развитие творческих навыков

0,5

15.

Развитие коммуникативности с использованием психотехник и арттерапевтических приемов.

0,5

16.

«Зарядка Буратино», «Силач», «Слон», «Лягушка». Упражнение «Соедини по точкам». Игра «Слушай команду», «Попади в цель»,

0,5

17.

Итоговое занятие.

0,5

Итого

8,5

 

2. «Пространственная ориентировка» разделы:

·         Ориентировка на своем теле и телах близких людей и в микропространстве.

·         Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство.

·         Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах.

·         Развитие общей моторики. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке.

·         Совместная ориентировка со зрячими.

Особенности организации занятий курса:

Блок рассчитан на 17 занятий (по 0,5 часов) – 8,5 часов.

п\п

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

1.

Вводное занятие. Составление диагностических карт

0,5

2.

Формирование представления о собственном теле. Коррекция координации движения.  Коррекция координации движения. Игра «Будь внимателен». Упражнения на развитие точных координированных движений кисти рук и пальцев.

0,5

3.

«Чтение» рельефных рисунков. Упражнения прослеживающие функции руки. Развиваем захватывающие движения, прослеживающую функцию руки.

0,5

4.

Распознавание подошвами ног различных поверхностей земли. Дидактическая игра: «Что я чувствую?»

0,5

5.

Различаем и сопоставляем различные свойства предметов. Дидактическая игра: «Найди отличие и сходство». Локализация неподвижного и перемещающегося источника звука в замкнутом пространстве. Колокольчик и бубен.

0,5

6.

Узнавание и различие по голосам окружающих людей. Дидактическая игра: «Угадай кто?» Определение по голосу эмоционального состояния людей.

0,5

7.

Узнавание и локализация звуков окружающего пространства. Дидактическая игра: «откуда звук?»

0,5

8.

Развитие зрительного восприятия пространства. Игра: «Опиши предмет». Формирование представлений о предметах, наполняющих знакомое пространство. Игра: «Куда пойдешь и что найдешь». Дидактическая игра «Расположение предметов в классе».

0,5

9.

Представления о предметах, находящихся на пришкольном участке. Игра: «Куда пойдешь и что найдешь»

0,5

10.

Обучение ориентировке на рабочем месте, за столом. Обучение ориентировке в учебнике, в тетради.

0,5

11.

Правильное понимание и использование в речи пространственных понятий:- слева, справа, над, под- впереди, сзади, между, рядом.

0,5

12.

Обучение ориентировке в замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия:- класс- столовая- коридоры, учебные кабинеты.

0,5

13.

Изучение маршрутов в школе. Словесное проговаривание маршрута. Дидактические игры и упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве.

0,5

14.

Совместная ориентировка детей в учебной, игровой и трудовой деятельности. Моделирование ситуации из жизни школьника. Ролевые игры.

0,5

15.

Игры и упражнения на свежем воздухе. Ролевые игры.

0,5

16.

Беседа: «Готовимся к самостоятельной жизни». Дидактическая игра: «Что я чувствую».

0,5

17.

Итоговое занятие «Что мы знаем и умеем?»

0,5

Итого

8,5

3. «Развитие осязания и мелкой моторики» содержит главы:

  1. Формирование представлений о строении и возможностях рук.
  2. Выделение сенсорных эталонов формы.
  3. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков.
  4. Формирование представлений о величине предметов.
  5. Формирование приемов использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах.
  6. Дифференцирование различных признаков и свойств предметов.
  7. Ориентирование на плоскости с помощью осязания.
  8. Формирование представлений о человеке.

Блок рассчитан на 17 занятий (по 0,5 часов) – 8,5 часов.

п\п

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

1.

Представления о строении и возможностях рук. Представления о величине предметов.

0,5

2.

Приемы использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах.Ориентирование на плоскости с помощью осязания. Упражнения, способствующие развитию бимануального осязательного восприятия.

0,5

3.

«Пальчиковый игротренинг» – играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве. Сочетание пассивной и активной форм осязания при обследовании предметов и их изображений.

0,5

4.

Пальчиковые игры, конструирование, кубики,  аппликация. Дидактические игры.

0,5

5.

Логические упражнения. Выделение сенсорных эталонов формы.

0,5

6.

Упражнения, способствующие развитию знаний, умений и навыков о выделении сенсорных эталонов формы предметов. Умение различать и сопоставлять свойства предметов по форме.

0,5

7.

Анализ конструкции простого изделия (проводится на основе образца в сборе и в деталях по схеме: сколько деталей всего, какой они формы, как между собой соединены?). Дидактические игры.

0,5

8.

Логические упражнения. Предметно-практические игры.

0,5

9.

Упражнения, способствующие развитию знаний об объеме предметов понятий. Умение различать протяженность предметов.

0,5

10.

Развитие умений и навыков пользоваться приемами сравнения предметов: наложение, приложение, вложение для дифференцирования объектов по величине с использованием условных мерок. Развивающие игры.

0,5

11.

Логические игры. Дидактические игры. 

0,5

12.

Обследование различных предметов и анализ (дерево, металл, пластмасса,  ткань, стекло и др) с целью тренировки. 

Дифференцирование предметов ( величины, фактуры и температурных ощущений).

0,5

13.

Упражнения, способствующие развитию умений различать предметы по образцу и словесному описанию. Упражнения, способствующие тренировке по ориентированию в микро-  и макропространстве (лист бумаги, стол, комнаты, углы, коридоры и т.п.).

0,5

14.

Дидактические игры и упражнения. Упражнения, способствующие развитию умений обследовать себя,  сверстников, взрослых.

0,5

15.

Сопряженное действие рук. Предметно-практические игры.

0,5

16.

Развитие пластики и ритма ласковых, строгих, нежных, энергичных, слабых и других видов действия рук. Учить сопряженному действию рук. Предметно-практические игры.

0,5

17.

Дидактические игры и упражнения. Итоговое занятие.

0,5

Итого

8,5

4. «Социально-бытовая ориентировка»

Обучение осуществляется на основе индивидуального подхода к каждому обучающемуся, с учетом не только зрительного дефекта, но и жизненного опыта, а также возрастных и специфических особенностей и возможностей детей с нарушением зрения.

Предусматривает изучение следующих разделов:

  • Введение.
  • Личная гигиена.
  • Одежда и обувь.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

Название раздела

Количество часов

1.      Введение

0,5

2.      Личная гигиена

4 часа

3.      Одежда и обувь

3часа

ИТОГО:

7,5часов

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

На занятиях используются дидактические материалы, развивающие игры, иллюстративно-графические пособия, информационно-коммуникационные средства обучения.

Технические средства

·         персональный компьютер.

Учебно-практическое оборудование

·         наборы палочек (из различного материала);

·         игрушки (мелкие и крупные);

·         конструкторы (из различного материала);

·         предметы (из различных материалов);

·         пирамидки, стаканчики-вкладыши (различной формы и величины).

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа курса предусматривает диагностику готовности обучающегося к изучению коррекционно-развивающего курса, в апреле-мае проводится диагностика результативности.

1. «Индивидуальные коррекционные занятия»:

1.      Проведение данного курса будет способствовать развитию познавательной деятельности, развитию самоконтроля деятельности, повышению учебной мотивации.

2.      Коррекция эмоционально-волевой сферы.

3.      Разработка и проведение занятий будут способствовать повышению профессиональной компетентности педагога-психолога, классного руководителя.

4.      Расширение диапазона коррекционно – развивающих программ для практической работы с обучающимися.

В ходе реализации программы осуществлялся промежуточный мониторинг развития и коррекции познавательной сферы личности по следующим показателям: внимание: объём, распределение, переключение; память: слуховая, зрительная, моторная; воспритяие: осязательное, зрительное, пространственные и временные представления; мышление: наглядно – действенное, наглядно- образное.

2. «Пространственная ориентировка»:

Приобретаемые навыки коррекционной деятельности обучающихся сводятся к результатам обученности:

По окончании обучения учащиеся должны:

·           Уметь ориентироваться на своем теле.

·           Уметь ориентироваться в пространстве класса, школы.

·           Знать правила безопасного передвижения.

Степень сформированности практического навыка может быть определена по следующим параметрам,

1)        насколько самостоятельно выполняется задание (решается конкретная проблема);

2)        насколько уверенно ведет себя обучающийся при выполнении задания; являются ли при этом правильными его поза и осанка;

3)        насколько точно выполняются все требования безопасности;

4)        насколько выполнение задания соответствует общепринятым способам.

Формы контроля коррекционной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны родителей.

3. «Развитие осязания и мелкой моторики»:

По окончании обучения учащиеся   должны:

·  Иметь представления:

o о строении и возможностях рук;

o о сенсорных эталонах форм;

o о сенсорных эталонах осязательных признаков;

o о величине предметов;

o об использовании  осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;

o дифференцировать различные признаки и свойства предметов;

o об ориентировке на плоскости с помощью осязания;

o представление о человеке.

·  Знать:

o приемы сцепления рук;

o приемы сравнения предметов;

o приемы самомассажа рук;

o алгоритм осязательного обследования;

o основные понятия   выделения сенсорных форм предметов;

o величину отдельных предметов;

o приемы использования осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;

o способы дифференцирования различных признаков и свойств предметов;

o приемы ориентировки на плоскости с помощью осязания;

o формы, строения, характерные признаки  и особенности человеческого тела.

·  Уметь:

o владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);

o выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «до свидания» и т.п.);

o владеть приемами наложения, приложения, вложения для дифференцирования объектов по величине;

o владеть алгоритмом осязательного обследования различных объектов (геометрических фигур, предметов быта, растений, чучел животных и др.);

o выделять признаки и свойства обследуемых предметов (форму, величину, материал, фактуру, детали и т.п.);

o дифференцировать предметы по температурным ощущениям;

o сравнивать объекты по их свойствам и признакам, устанавливая сходство и различие;

o сопровождать обследование объекта словесным объяснением его признаков, свойств и способов обследования;

o сочетать, в процессе восприятия предметов окружающего мира и выполнения предметно-практической деятельности, осязательную и визуальную (при наличии остаточного зрения) информацию;

o выполнять работы, пользуясь различными материалами и техниками выполнения работ (различные виды вышивок, макраме, соленое тесто, аппликации, вязание спицами и крючком, флористика и т.п.).

Формы контроля коррекционной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны родителей.

4. «Социально-бытовая ориентировка»:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

·         формирование уважительного отношения к иному мнению;

·         принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

·         формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

В результате освоения программы) дети с нарушениями зрения приобретают следующие навыки:

·         соблюдать распорядок дня, владеть навыками гигиены тела, волос, одежды, обуви;

·         уметь выполнять простейшие бытовые поручения, участвовать в семейных торжествах, традиционных праздниках;

·         ориентироваться в помещениях школы, их назначение.

Формы контроля коррекционной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны родителей.

 

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Контроль над реализацией программы осуществляют директор образовательного учреждения и заместитель директора по учебно - воспитательной работе. Психолого-педагогическая программа утверждается директором образовательного учреждения. Также контроль над реализацией данной программы осуществляет педагог-психолог, который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящих у обучающихся, воспитанников в ходе всего курса коррекционно-развивающих занятий, а также по данным срезовой и итоговой диагностики. Данные эффективности и результативности коррекционно-развивающей работы в рамках реализуемой программы вводятся в общешкольный мониторинг специального (коррекционного) образования.

Родители также следят за изменением в личностном развитии, поведении, эмоционально-волевой сфере у обучающихся.

Дальнейшее консультативное сопровождение после завершения коррекционно-реабилитационных занятий позволит и дальше наблюдать изменения у детей при помощи следующих методов: наблюдения, опроса.

По завершении занятий педагог-психолог составляет итоговый отчет, в котором отражает качественные и количественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план работы с обучающимися, исходя из особенностей классного коллектива.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Качественные:

·         применение на практике коррекционно-развивающей программы;

·         увеличение информационного поля;

·         создание условий для развития положительной мотивации к обучению, положительных личностных качеств, улучшению эмоционально-волевого фона обучающихся, их успешной социализации;

·         создание условий для интеграции обучающихся в социум и школу;

·         повышение квалификации педагогических работников;

·         повышение уровня родительской компетентности.

Количественные:

·         проведение коррекционно - развивающих занятий;

·         составление методических рекомендаций по проведению занятий;

·         проведение родительского собрания по итоговым результатам психологического сопровождения данной программой;

·         составление методических рекомендаций для классного руководителя по дальнейшему сопровождению обучающихся данного класса;

 

 

Литература:

1.    Григорьева Л.П., Бердянская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: Школа-Пресс, 2001. – («Лечебная педагогика и психология – приложение к журналу «Дефектология»», вып.6).

2.    Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и   воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000.

3.    Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: «Изательство ГНОМ и Д», 2001.

4.    Л.И. Плаксина. Теоретические основы коррекционной работы для детей с нарушением зрения.М.ГороД,1998 год.

5.    Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушением зрения – М.: Экспресс-Полиграф-Сервис, 1999

6.    Т.Б. Тимофеева и др Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах III-IV видов. . Ростов на Дону. Феникс, 2010 год.

7.    Научно-теоретические и экспериментально подтвержденные исследования ученых: Н.Н. Малофеев, В.А. Феоктистова, Земцова М.И. Литвак А.Г., Ермаков В.П., Якунин Г.А., Б.К. Тупоногов, В.З. Денискина, Л.М., Григорьева Г.В. Никулина.

8.    Авторские программы, находящиеся в Интернет-ресурсах, учителей-тифлопедагогов образовательных учреждений для слепых и слабовидящих воспитанников VIII вида образовательной деятельности.


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по сопровождению слабовидящих учащихся 1-4 класса (вариант 4

Рабочая программа по сопровождению слабовидящих учащихся 1-4 класса (вариант 4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Психолого-педагогическая программа «Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по сопровождению слепых и слабовидящих обучающихся» относится к коррекционно-развивающим психолого-педагогическим программам и направлена на создание системы…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Психолого-педагогическая программа «Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по сопровождению слепых и слабовидящих обучающихся» относится к коррекционно-развивающим психолого-педагогическим программам и направлена на создание системы…

Систематическое отслеживание психологического и психолого - педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития

Систематическое отслеживание психологического и психолого - педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ДАННОЙ

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ДАННОЙ

Познавательные: • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делатьвыводы; • устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений) иопределять недостающие в…

Познавательные: • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делатьвыводы; • устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений) иопределять недостающие в…

Обучающиеся получат возможность научиться : - целенаправленно выполнять действия по инструкции; - самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; опосредовать свою деятельность речью; - иметь представления…

Обучающиеся получат возможность научиться : - целенаправленно выполнять действия по инструкции; - самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; опосредовать свою деятельность речью; - иметь представления…

Зарядка Буратино», «Силач», «Слон», «Лягушка»

Зарядка Буратино», «Силач», «Слон», «Лягушка»

Выделение сенсорных эталонов формы

Выделение сенсорных эталонов формы

Название раздела Количество часов 1

Название раздела Количество часов 1

Знать: o приемы сцепления рук; o приемы сравнения предметов; o приемы самомассажа рук; o алгоритм осязательного обследования; o основные понятия выделения сенсорных форм предметов; o…

Знать: o приемы сцепления рук; o приемы сравнения предметов; o приемы самомассажа рук; o алгоритм осязательного обследования; o основные понятия выделения сенсорных форм предметов; o…

Данные эффективности и результативности коррекционно-развивающей работы в рамках реализуемой программы вводятся в общешкольный мониторинг специального (коррекционного) образования

Данные эффективности и результативности коррекционно-развивающей работы в рамках реализуемой программы вводятся в общешкольный мониторинг специального (коррекционного) образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2023