ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), постановления Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10», «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в соответствии с:
- учебного плана на 2016-2017 учебный год муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «
в соответствии:
- с годовым календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
- с положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в Программа рассчитана на 1 год; на 33 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.
Актуальность программы: успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им красоту окружающего мира.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Азбуке домашних животных».
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по окружающему миру, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен мир домашних животных. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Содержание и методы обучения «Азбуки содержания животных» обеспечивают единство развития, воспитания и обучения; создание благоприятного микроклимата для развития каждого ребенка; восприятия класса как коллектива, где дети живут насыщенной эмоциональной жизнью, умеют слушать и слышать друг друга.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки про животных. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык и окружающий мир.
Цель программы:
- формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным;
- освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных;
- общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа даёт возможность его использовать.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование у детей системы представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях;
- приобретение знаний о правилах содержания животных;
- развитие интереса к окружающему миру как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием мира животных;
- развитие мотивации к изучению родной природы;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о мире животных и помощи человека.
Воспитывающие:
- воспитать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными источниками добывания информации.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
- осознавать роль животных в жизни людей;
- эмоционально «проживать» добытую информацию, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- развитие ценностных отношений к Малой Родине, природе, животным.
Метапредметне результаты :
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.
Предметными результатами:
- Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
- Оценивать правильность поведения людей в природе.
- Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.
- Называть условия, необходимые для жизни животных.
- Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.
- Приводить примеры домашних животных своего края.
- Анализировать тексты писем.
- Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
К концу года обучающиеся должны
знать:
- Приобрести понимание социальной реальности и повседневной жизни приобретение школьниками знаний о значении животных в жизни человека;
- о принятых в обществе нормах охраны и заботе животных;
- об основах здорового образа жизни; о правилах поведения с разными животными;
- о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
- о правилах проведения исследования.
- Сформировано позитивное отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к животным, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
уметь:
- Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности;
- опыт публичного выступления;
- опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
|
Количество часов |
||
|
Темы |
|
||
п/п |
|
Всего |
Теория |
Практика |
1 |
Как животные оказались в нашем жилище? |
2 |
1 |
1 |
2 |
Почему мы любим животных? |
2 |
1 |
1 |
3 |
Собаки - самые верные друзья человека |
3 |
1 |
2 |
4 |
Кошки, которые не гуляют сами по себе. |
3 |
1 |
2 |
5 |
Пернатая радуга в комнате. |
4 |
1 |
3 |
6 |
Хомка и его ближайшие родственники. |
3 |
1 |
2 |
7 |
Рыбы — самые тихие соседи. |
3 |
1 |
2 |
8 |
Школа для ваших любимцев. |
3 |
1 |
2 |
9 |
Взрослые, которые всегда готовы помочь. |
4 |
1 |
3 |
10 |
Мы в ответе за тех, кого приручили. |
3 |
1 |
2 |
11 |
Итоговое занятие. Конференция, выставка. |
3 |
1 |
2 |
|
Итого |
33 |
11 |
22 |
Раздел 4: Содержание тем курса
Тема 1. Как животные оказались в нашем жилище? (2 ч.)
Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.
Тема 2. Почему мы любим животных? (2ч.)
Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.
Практическая работа: конкурс эрудитов — любителей животных.
Тема 3. Собаки — самые верные друзья человека. (3ч.)
Основы практической кинологии — науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак.
Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе. (3 ч.)
Основы практической фелиологии — науки о кошках.
История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.
Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.
Тема 5. Пернатая радуга в комнате. (4 ч.)
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки.
Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники. (3 ч.)
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах.
Практическая работа: оформление места проживания хомячка.
Тема 7. Рыбы — самые тихие соседи. (4 ч.)
Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай — Европа — Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры; другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоёма. Выбор и посадка растений в аквариуме. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тернеции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки. Литература по аквариумистике.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.
Тема 8. Школа для ваших любимцев. (3 ч.)
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные-артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.
Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.
Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы помочь. (4ч.)
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.
Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.
Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приручили. (3 ч.)
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.
Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября — Всемирный день животных.
Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.
Тема 11. Итоговое занятие. Конференция, выставка. (2 ч.)
Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
УУД Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|
план |
факт |
|
|
знать: - Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов. - Животные, с которыми можно дружить. Животные, которые помогают сохранить здоровье. Животные, которые нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. - Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. - Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. - Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Неразлучники. Канарейка. - основы аквариумистики. История аквариумистики. Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушки, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы, цихлиды, харациновые. Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб. - основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить кошек и собак к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. - сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. - законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. - получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества: - Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия). - Формирование опыта сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования, гуманного отношения к животным, сопереживания. - Формирование потребности в активной личной поддержке акций, направленных на заботу о животных Уметь: - Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения с животными. - Владеть приемами ухода за различными видами животных (кошек, собак, птиц, хомяков, рыб), оборудования их жизненного пространства, правилами оказания первой помощи и использовать эти правила в быту. - Использовать терминологию, связанную с разведением животных. - Выполнять правила воспитания и дрессировки животных. - Фотографировать животных. - Организовывать фотовыставки.
|
|
1 |
6.09 |
|
Традиции содержания животных у разных народов. |
Личностные результаты: - осознавать роль животных в жизни людей; - эмоционально «проживать» добытую информацию, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - развитие ценностных отношений к Малой Родине, природе, животным. Метапредметне результаты : Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; - учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.
|
|
2 |
13.09 |
|
Животные помощники. |
||
3 |
|
|
Красота и привлекательность животных. |
||
4 |
|
|
Содержание и разведение животных. |
||
5 |
|
|
Основы кинологии. |
||
6 |
|
|
Воспитание щенка. |
||
7 |
|
|
Как ухаживать за взрослой собакой. |
||
8 |
|
|
Основы практической фелиологии-науки о кошках. |
||
9 |
|
|
Воспитание котят. |
||
10 |
|
|
Как ухаживать за взрослой кошкой. |
||
11 |
|
|
Основы содержания комнатных птиц. |
||
12 |
|
|
Разведение птиц в неволе. |
||
13 |
|
|
Обучение птиц подражанию человеческой речи. |
||
14 |
|
|
Корма и правила кормления. |
||
15 |
|
|
Основы содержания мелких грызунов. |
Предметными результатами: - Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека. - Оценивать правильность поведения людей в природе. - Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями. - Называть условия, необходимые для жизни животных. - Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года. - Приводить примеры домашних животных своего края. - Анализировать тексты писем. - Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.
|
|
16 |
|
|
Особенности жизни грызунов в природе. |
||
17 |
|
|
Особенности содержания и разведение грызунов в неволе. |
||
18 |
|
|
История аквариумистики. |
||
19 |
|
|
Размещение и оборудование аквариума. |
||
20 |
|
|
Основные группы рыб их разведение. |
||
21 |
|
|
Уход за аквариумом. |
||
22 |
|
|
Основы воспитания и дрессировки животных. |
||
23 |
|
|
Правила дрессировки собак, основные команды. |
||
24 |
|
|
Обучение животных различным трюкам. |
||
25 |
|
|
Общество охраны животных. |
||
26 |
|
|
Лечение животных. |
||
27 |
|
|
Приобретение животных. |
||
28 |
|
|
Уход за животными. |
||
29 |
|
|
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. |
||
30 |
|
|
Права и обязанности хозяев животных. |
||
31 |
|
|
Защита животных от жестокого обращения. |
||
32 |
|
|
Выставка фотографий любителей животных. |
|
|
33 |
|
|
Итоговое занятие. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п |
Наименование учебного оборудования |
1 |
Книгопечатная продукция |
|
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 класса: Программа Учебники, хрестоматии Энциклопедии Методическое пособие для учителя |
2 |
Наглядные пособия |
|
Плакаты по темам: «Дикие и домашние животные» «Домашние животные и их детеныши» «Времена года» «Декоративные птицы» Карточки: «Живая и неживая природа» «Классификация животных» «Дикие и домашние животные» «Времена года» |
3 |
Игры и игрушки |
|
Игры, лото, викторины, игрушки-животные |
4 |
Учебное оборудование |
|
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Ученый стол Учебный стул Учительский стол Учительский стул |
5 |
Технические средства |
|
Компьютер Магнитофон Мультимедийный проектор |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.