Рабочая программа "Азбука здоровья"
Оценка 4.6

Рабочая программа "Азбука здоровья"

Оценка 4.6
docx
21.10.2020
Рабочая программа "Азбука здоровья"
РП Азбука здоровья.docx

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение                                  средняя общеобразовательная школа с. Метели                                                      муниципального района Дуванский район                                                              Республики Башкортостан

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании                                         Утверждено:

Совета школы                                                              директор МБОУ СОШ с. Метели

Протокол № ___ от «___»______ 2019 г.                  ___________Чухарев А.П.                                                              

                                                                                       Приказ № ___от «__»_______ 2019 г

                                                                                              

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

внеурочной деятельности

 

название направления «спортивно - оздоровительное»

 

название курса «Азбука здоровья»

 

для обучающихся 1 класса

 

 

 

 

                                Разработала: Крылосова Марина Викторовна,          

                                                                      учитель начальных классов,

                                                       высшей категории,

                                                              МБОУ СОШ с. Метели

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Метели-2019

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»    для 1 класса    разработана  в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. № 273-ФЗ); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";  Письмом Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»; Письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960. и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ внеурочной деятельности основного общего образования; на основе Положения МБОУ СОШ с. Метели о рабочей программе  внеурочной деятельности ФГОС НОО, ООО и СОО.

Актуальность                      

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.

 Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

 Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя,  как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек,  так и практическую части – организация подвижных игр.

Программа рассчитана для учащихся 1 класса, на 1 год обучения.

На  реализацию курса « Азбука здоровья»  в  1  классе  отводится  33 ч  в год  (1  час  в  неделю). Занятия проводятся по 35минут в соответствии с нормами СанПина.  70%  содержания планирования направлено на активную  двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале.  Остальное время  распределено на всевозможные  тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и  внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.                              

     Цель программы:

 формирование установки на ведение здорового образа жизни и обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья; приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.

     Задачи:

-сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

-формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения,  физического воспитания;

-обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

-научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

-обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;

-познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

-развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции.

Связь содержания программы с учебными предметами       

 Учебная и внеучебная деятельность составляют единое целое, поэтому  школьные учебные предметы и занятия  по внеурочной деятельности  не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь  здоров».

Методы, формы, и средства обучения, применяемые педагогические технологии.

 Современные занятия внеурочной деятельности - это занятия-познания, занятия-путешествия, занятия-открытия , занятия, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям. Исходя из требований к занятиям внеурочной деятельности, можно создать занятия с использованием   межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала учебных  предметов. Такие занятия с учётом межпредметных  связей должен включать в себя:

-Чёткость и компактность  материала.

-Взаимосвязанность материала занятия с учебными материалами интегрируемых предметов;

-Большую информативную ёмкость материала.

Планируемые результаты освоения программы:

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности  можно оценить  по двум уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом;  о русских народных играх и играх разных народов; о правилах конструктивной групповой работы;  об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.

  В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

·                        установка на безопасный, здоровый образ жизни;

·                        потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

·                        этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа

 уважительное отношение к культуре других народов.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

·                        понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·                        осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

·                        проводить сравнение и классификацию объектов;

·                        понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·                        проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

·                        работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

·                        обращаться за помощью;

·                        формулировать свои затруднения;

·                        предлагать помощь и сотрудничество;

·                        слушать собеседника;

·                        договариваться и приходить к общему решению;

·                        формулировать собственное мнение и позицию;

·                        осуществлять взаимный контроль;

·                        адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

·                        формирование первоначальных представлений о значении   спортивно-оздоровительных занятий  для укрепления здоровья, для  успешной учёбы и социализации в обществе.

·                        овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т. д.

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности

учащиеся 1 класса должны:

 иметь представление:

·  о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

· о режиме дня и личной гигиене;

· о вредных и полезных привычках;

· о народных играх;

·  о различных видах подвижных игр;

· о соблюдении правил игры.

    уметь:

·  применять на практике приобретенные  знания  о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;

·  играть в подвижные игры;

· применять игры  самостоятельно;

·  соблюдать правила игры;

· работать в коллективе.

Содержание курса внеурочной деятельности

1 раздел. За здоровый образ жизни.

 Беседы о безопасном поведении на дороге по пути в школу, в школе, на льду, на реке, на морозе.

2 раздел. Спорт любить — здоровым быть!

Показать детям, как можно разнообразить активные игры в школе. Цель

данного направления - предоставить детям возможность узнать о

важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для  детей.

2.1Русских народные игры: «Кот и

мыши», «Коршун», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки».

2.2Подвижные игры. Подобраны игры, носящие соревновательный характер, с применением инвентаря (мяч, обруч, кегли, скакалки) ,игры с заучиванием слов.

2.2.1. Играя, подружись с бегом:  «Бездомный заяц», «Борьба за

флажки», «Пустое место», «Салки».

2.2.2. Игры – эстафеты:  «Команда быстроногих», «Эстафеты-поезда»,

«Большая круговая эстафета».

2.2.3. Игры с прыжками: «Зайцы в огороде», «Поймай лягушку»,

«С кочки на кочку», «Волк во рву».

2.2.4. Кто сильнее? Игры-соревнования: «Бой петухов», «Борьба

всадников», «Выталкивание спиной», «Эстафета с чехардой».

2.2.5. Мой весёлый звонкий мяч! «Школа мяча», «Мяч – соседу»,

«Гонка мячей», «Лови-бросай, смотри-не  теряй!», «Выбивалы».

2.2.6. Сюжетные игры: «Птица без гнезда», «Мы-весёлые, ребята»,

«Два Мороза», «Космонавты», «Совушка».

2.3. Пальчиковые игры. Это инсценировка каких-либо рифмованных

историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Очень важны эти игры для развития творческих способностей у детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок. «Волшебные пальчики», «Здравствуй, пальчик», «Долго, долго мы писали», « Как живёшь?», «Кто приехал?», «Ну-ка, братцы, за работу».

2.4. Зимние забавы. Строительные игры из снега. «Клуб ледяных

инженеров». Эстафета на санках. Игра в снежки.

2.5. Спортивные праздники. Праздник «Весёлые старты»,

«Богатырская сила».

3 раздел. Игры на развитие психических процессов. Игры на развитие

психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия речи,

эмоционально – волевой сферы личности)- развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость). «Угадай, чей голосок?», «Чего не стало?», «Съедобное - несъедобное», «Испорченный телефон».

4 раздел. Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть?!

4.1. Полезные и вредные привычки. Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. Курение – это болезнь. Вред от алкоголя. Наркотические вещества. Токсические вещества. Полезные  и вредные лекарства. Режим дня школьника. Солнце, воздух и вода – наши лучшие, друзья.

4.2. Здоровое питание - отличное настроение. Вредные и полезные

привычки в питании. Овощи на твоём столе. Полезные и вредные жвачки, конфеты, шоколад. Фрукты – лучшие продукты. « Очень вкусная еда, но не детская она»: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т.д.), торты, сало, колбаса.

4.3. Лечебная физкультура. Профилактика плоскостопия. Приёмы самомассажа и релаксации.

Релаксационные настрои. Релаксационные упражнения для снятия

напряжения с мышц туловища, рук, ног, лица. «Кукушонок кланяется», «Улыбнись-нахмурься».

4.4. Помоги себе сам. Оказание первой помощи. Познакомить детей с

понятием «болезнь», с необходимостью обращаться за помощью к врачам.

Показать детям опасные ситуации и научить правилам поведения в них.

Показать основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Воспитывать желание помогать людям в трудных и опасных для здоровья ситуациях.

4.5. Праздники. «Страна Здоровье», «В здоровом теле –

здоровый дух».

4.6. Часы здоровья. «О пользе завтрака», «День каши». Цель: рассказать детям о каше, как о традиционном блюде русской кухни; её пользе для здоровья; познакомить с правилами приготовления каши.

5 раздел. Итоговое занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого

воспитанника. Что понравилось, что запомнилось? Закрепление курса обучения.

 

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

Класс

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

1

1

За здоровый образ жизни

1

 

2

1

Спорт любить – здоровым быть

20

 

3

1

Игры на развитие психических процессов

3

 

4

1

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть?

8

 

5

1

Итоговое занятие

1

 

 

 

Литература

1.     Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

2.     Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.

3.     Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

4.     Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.

5.     Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.

Интернет – ресурсы:

1.     https://infourok.ru/beseda-s-uchaschimisya-na-temu-zdorovoe-pitanie-shkolnika

2.     https://smokingg.ru/alcoholism/besedy-o-zdorovom-pitanii-shkolnikov-beseda-o-zdorovom-pitanii.html

3.      

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для 1 класса разработана в соответствии с

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для 1 класса разработана в соответствии с

Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных игр

Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных игр

Такие занятия с учётом межпредметных связей должен включать в себя: -Чёткость и компактность материала

Такие занятия с учётом межпредметных связей должен включать в себя: -Чёткость и компактность материала

Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: · работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; · обращаться за помощью; · формулировать свои затруднения; · предлагать помощь…

Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: · работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; · обращаться за помощью; · формулировать свои затруднения; · предлагать помощь…

За здоровый образ жизни . Беседы о безопасном поведении на дороге по пути в школу, в школе, на льду, на реке, на морозе

За здоровый образ жизни . Беседы о безопасном поведении на дороге по пути в школу, в школе, на льду, на реке, на морозе

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть?! 4

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть?! 4

Литература 1. Былеев Л

Литература 1. Былеев Л
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2020