Рабочая программа "Азбука здоровья"

  • docx
  • 21.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП Азбука здоровья.docx

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение                                  средняя общеобразовательная школа с. Метели                                                      муниципального района Дуванский район                                                              Республики Башкортостан

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании                                         Утверждено:

Совета школы                                                              директор МБОУ СОШ с. Метели

Протокол № ___ от «___»______ 2019 г.                  ___________Чухарев А.П.                                                              

                                                                                       Приказ № ___от «__»_______ 2019 г

                                                                                              

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

внеурочной деятельности

 

название направления «спортивно - оздоровительное»

 

название курса «Азбука здоровья»

 

для обучающихся 1 класса

 

 

 

 

                                Разработала: Крылосова Марина Викторовна,          

                                                                      учитель начальных классов,

                                                       высшей категории,

                                                              МБОУ СОШ с. Метели

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Метели-2019

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»    для 1 класса    разработана  в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. № 273-ФЗ); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";  Письмом Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»; Письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960. и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ внеурочной деятельности основного общего образования; на основе Положения МБОУ СОШ с. Метели о рабочей программе  внеурочной деятельности ФГОС НОО, ООО и СОО.

Актуальность                      

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.

 Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

 Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя,  как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек,  так и практическую части – организация подвижных игр.

Программа рассчитана для учащихся 1 класса, на 1 год обучения.

На  реализацию курса « Азбука здоровья»  в  1  классе  отводится  33 ч  в год  (1  час  в  неделю). Занятия проводятся по 35минут в соответствии с нормами СанПина.  70%  содержания планирования направлено на активную  двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале.  Остальное время  распределено на всевозможные  тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и  внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.                              

     Цель программы:

 формирование установки на ведение здорового образа жизни и обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья; приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.

     Задачи:

-сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

-формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения,  физического воспитания;

-обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

-научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

-обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;

-познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

-развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции.

Связь содержания программы с учебными предметами       

 Учебная и внеучебная деятельность составляют единое целое, поэтому  школьные учебные предметы и занятия  по внеурочной деятельности  не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь  здоров».

Методы, формы, и средства обучения, применяемые педагогические технологии.

 Современные занятия внеурочной деятельности - это занятия-познания, занятия-путешествия, занятия-открытия , занятия, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям. Исходя из требований к занятиям внеурочной деятельности, можно создать занятия с использованием   межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала учебных  предметов. Такие занятия с учётом межпредметных  связей должен включать в себя:

-Чёткость и компактность  материала.

-Взаимосвязанность материала занятия с учебными материалами интегрируемых предметов;

-Большую информативную ёмкость материала.

Планируемые результаты освоения программы:

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности  можно оценить  по двум уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом;  о русских народных играх и играх разных народов; о правилах конструктивной групповой работы;  об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.

  В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

·                        установка на безопасный, здоровый образ жизни;

·                        потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

·                        этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа

 уважительное отношение к культуре других народов.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

·                        понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·                        осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

·                        проводить сравнение и классификацию объектов;

·                        понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·                        проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

·                        работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

·                        обращаться за помощью;

·                        формулировать свои затруднения;

·                        предлагать помощь и сотрудничество;

·                        слушать собеседника;

·                        договариваться и приходить к общему решению;

·                        формулировать собственное мнение и позицию;

·                        осуществлять взаимный контроль;

·                        адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

·                        формирование первоначальных представлений о значении   спортивно-оздоровительных занятий  для укрепления здоровья, для  успешной учёбы и социализации в обществе.

·                        овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т. д.

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности

учащиеся 1 класса должны:

 иметь представление:

·  о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

· о режиме дня и личной гигиене;

· о вредных и полезных привычках;

· о народных играх;

·  о различных видах подвижных игр;

· о соблюдении правил игры.

    уметь:

·  применять на практике приобретенные  знания  о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;

·  играть в подвижные игры;

· применять игры  самостоятельно;

·  соблюдать правила игры;

· работать в коллективе.

Содержание курса внеурочной деятельности

1 раздел. За здоровый образ жизни.

 Беседы о безопасном поведении на дороге по пути в школу, в школе, на льду, на реке, на морозе.

2 раздел. Спорт любить — здоровым быть!

Показать детям, как можно разнообразить активные игры в школе. Цель

данного направления - предоставить детям возможность узнать о

важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для  детей.

2.1Русских народные игры: «Кот и

мыши», «Коршун», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки».

2.2Подвижные игры. Подобраны игры, носящие соревновательный характер, с применением инвентаря (мяч, обруч, кегли, скакалки) ,игры с заучиванием слов.

2.2.1. Играя, подружись с бегом:  «Бездомный заяц», «Борьба за

флажки», «Пустое место», «Салки».

2.2.2. Игры – эстафеты:  «Команда быстроногих», «Эстафеты-поезда»,

«Большая круговая эстафета».

2.2.3. Игры с прыжками: «Зайцы в огороде», «Поймай лягушку»,

«С кочки на кочку», «Волк во рву».

2.2.4. Кто сильнее? Игры-соревнования: «Бой петухов», «Борьба

всадников», «Выталкивание спиной», «Эстафета с чехардой».

2.2.5. Мой весёлый звонкий мяч! «Школа мяча», «Мяч – соседу»,

«Гонка мячей», «Лови-бросай, смотри-не  теряй!», «Выбивалы».

2.2.6. Сюжетные игры: «Птица без гнезда», «Мы-весёлые, ребята»,

«Два Мороза», «Космонавты», «Совушка».

2.3. Пальчиковые игры. Это инсценировка каких-либо рифмованных

историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Очень важны эти игры для развития творческих способностей у детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок. «Волшебные пальчики», «Здравствуй, пальчик», «Долго, долго мы писали», « Как живёшь?», «Кто приехал?», «Ну-ка, братцы, за работу».

2.4. Зимние забавы. Строительные игры из снега. «Клуб ледяных

инженеров». Эстафета на санках. Игра в снежки.

2.5. Спортивные праздники. Праздник «Весёлые старты»,

«Богатырская сила».

3 раздел. Игры на развитие психических процессов. Игры на развитие

психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия речи,

эмоционально – волевой сферы личности)- развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость). «Угадай, чей голосок?», «Чего не стало?», «Съедобное - несъедобное», «Испорченный телефон».

4 раздел. Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть?!

4.1. Полезные и вредные привычки. Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. Курение – это болезнь. Вред от алкоголя. Наркотические вещества. Токсические вещества. Полезные  и вредные лекарства. Режим дня школьника. Солнце, воздух и вода – наши лучшие, друзья.

4.2. Здоровое питание - отличное настроение. Вредные и полезные

привычки в питании. Овощи на твоём столе. Полезные и вредные жвачки, конфеты, шоколад. Фрукты – лучшие продукты. « Очень вкусная еда, но не детская она»: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т.д.), торты, сало, колбаса.

4.3. Лечебная физкультура. Профилактика плоскостопия. Приёмы самомассажа и релаксации.

Релаксационные настрои. Релаксационные упражнения для снятия

напряжения с мышц туловища, рук, ног, лица. «Кукушонок кланяется», «Улыбнись-нахмурься».

4.4. Помоги себе сам. Оказание первой помощи. Познакомить детей с

понятием «болезнь», с необходимостью обращаться за помощью к врачам.

Показать детям опасные ситуации и научить правилам поведения в них.

Показать основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Воспитывать желание помогать людям в трудных и опасных для здоровья ситуациях.

4.5. Праздники. «Страна Здоровье», «В здоровом теле –

здоровый дух».

4.6. Часы здоровья. «О пользе завтрака», «День каши». Цель: рассказать детям о каше, как о традиционном блюде русской кухни; её пользе для здоровья; познакомить с правилами приготовления каши.

5 раздел. Итоговое занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого

воспитанника. Что понравилось, что запомнилось? Закрепление курса обучения.

 

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

Класс

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

1

1

За здоровый образ жизни

1

 

2

1

Спорт любить – здоровым быть

20

 

3

1

Игры на развитие психических процессов

3

 

4

1

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть?

8

 

5

1

Итоговое занятие

1

 

 

 

Литература

1.     Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

2.     Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.

3.     Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

4.     Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.

5.     Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.

Интернет – ресурсы:

1.     https://infourok.ru/beseda-s-uchaschimisya-na-temu-zdorovoe-pitanie-shkolnika

2.     https://smokingg.ru/alcoholism/besedy-o-zdorovom-pitanii-shkolnikov-beseda-o-zdorovom-pitanii.html

3.      

 


 

Скачано с www.znanio.ru