МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
при Посольстве России в Мозамбике
Рассмотрено: руководитель МС _________/____________/ ФИО Протокол №_____ от «____ » августа 20___ г. |
Согласовано: зам. директора по УВР _________/____________/ ФИО от «___» сентября 20___ г. |
Утверждено: директор школы ______/_____________ / ФИО Приказ № ____ от «___» сентября 20____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету биология
уровень образования основного общего образования, 7 класс
68 часов
Программу составил:
Сальников Евгений Александрович
МАПУТУ, 2020 год
Пояснительная записка
Предметная программа учебного курса «Биология» (5-9классы) является составной частью Основной образовательной программы школы, на её основе создаётся рабочая программа учителя.
Предметная программа по предмету «Биология» составлена на основе следующих документов:
1. Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации № 273-ФЗ от «29» декабря 2012г.
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
3. Примерная программа по учебному предмету (Биология. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011. - 80с.)
4. Примерной программы по биологии / Примерная основная образовательная программа основного общего образования// [Электронный ресурс] // Режим доступа свободный http://fgosreestr.ru.
5. ООП ООО школы при Посольстве России в Мозамбике.
6. Учебного плана школы при Посольстве России в Мозамбике.
Назначение программы.
Предметная программа по биологии обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения Основной образовательной программы школы. Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по биологии для каждого года обучения, а также методику достижение планируемых результатов.
Таким образом, предметная программа задаёт целевые и содержательные ориентиры для написания рабочей программы учителя биологии, способствует созданию единого образовательного пространства в школе.
Предметная программа соответствует требованиям образовательного стандарта к структуре программ отдельных учебных предметов, курсов (п.18.2.2).
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе рабочей программы по биологии для 5-9 классов линии В.В. Пасечника, С.В. Суматохина, Г.С. Калиновой.
Курс биологии для 7 класса логично продолжает изучение биологии, начатое в 5-6 классах. Согласно этой программе, в 7 классе учащиеся:
· расширяют знания о разнообразии живых организмов;
· осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека;
· знакомятся с эволюцией растений и животных;
· изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.
Данный курс рассчитан на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю.
Целью данного курса является овладение учащимися элементами научного знания и учебной деятельности, лежащих в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической культуры. В подростковом возрасте учебная деятельность приобретает черты деятельности по самообразованию и саморазвитию, развивается рефлексивное мышление. Это приводит к формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. Поэтому в этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов. Использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Содержание учебного предмета.
Многообразие организмов, их классификация (2 часа)
Многообразие организмов. Классификация организмов. Основные положения систематики как науки. Задачи и значение систематики. Систематические категории. Вклад К. Линнея.
Вид – основная единица систематики. Признаки вида. Критерии вида. Редкие виды растений и животных. Охрана природы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Бактерии, грибы, лишайники (6 часов)
Бактерии – доядерные организмы. Отличительные особенности доядерных организмов. Бактериальная клетка, особенности строения, питания, размножения и распространения. Отличия бактериальной клетки от клетки растений и животных.
Разнообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Грибы – царство живой природы. Отличительные признаки царства грибов и особенности строения различных грибов. Сходство грибов с растениями и животными. Строение грибной клетки. Питание и размножение грибов.
Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Съедобные, ядовитые и плесневые грибы, особенности их строения и жизнедеятельности. Правила сбора грибов. Лабораторные опыты «Изучение грибных спор», «Выращивание белой плесени». Лабораторная работа «Строение и разнообразие шляпочных грибов»
Грибы – паразиты растений, животных и человека, особенности строения и жизнедеятельности. Меры борьбы с грибами – паразитами.
Лишайники – комплексные симбиотические организмы. Особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Разнообразие и распространение лишайников. Роль лишайников в природе. Лишайники – индикаторы степени загрязнения окружающей среды. Значение лишайников в жизни человека. Охрана лишайников
Многообразие растительного мира (25 часов)
Водоросли, общая характеристика. Многообразие и среда обитания водорослей. Особенности строения и питания водорослей. Размножение водорослей
Многообразие одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослей. Лабораторная работа «Строение зеленых водорослей». Особенности строения, многообразие и приспособленность к среде обитания красных и бурых водорослей
Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения, происхождение, общая характеристика. Жизненный цикл высших споровых растений.
Моховидные – высшие растения. Среда обитания, особенности питания. Особенности строения печёночных и листостебельных мхов. Лабораторная работа «Строение мха». Проведите наблюдение «Мох риччия». Размножение мхов. Значение мхов в природе и жизни человека
Папоротниковидные – высшие споровые растения. Местообитание и особенности строения папоротников, их усложнение по сравнению с мхами. Лабораторная работа «Строение папоротника». Размножение папоротников. Проведите наблюдение «Прорастание папоротника»
Плауновидные, хвощевидные, общая характеристика. Значение плаунов, хвощей и папоротников в природе и жизни человека.
Голосеменные растения, общая характеристика. Возникновение семенного размножения – важный этап в эволюции растений. Отличие семени от споры. Первоначальные сведения о преимуществах семенного размножения. Жизненный цикл голосеменных. Значение голосеменных в природе и жизни человека.
Разнообразие хвойных растений. Характеристика хвойных растений. Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных». Проведите наблюдение «Развитие из почек молодых побегов», «Выращивание семян сосны и ели»
Покрытосеменные, или Цветковые, растения как высокоорганизованная и господствующая группа растительного мира. Многообразие покрытосеменных. Значение покрытосеменных в природе и жизни человека.
Строение семян однодольных и двудольных растений. Различия в строении семени однодольного и двудольного растения. Лабораторные работы «Строение семян двудольных растений», «Строение семян однодольных растений». Биологическая роль семени.
Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы». Функции корня. Строение корня, зоны корня. Лабораторная работа «Корневой чехлик и корневые волоски».
Видоизменение корней. Влияние условий среды на корневую систему растения.
Побег. Листорасположение. Значение побега в жизни растений. Почка – зачаточный побег. Виды почек, строение почек. Лабораторная работа «Строение почек. Расположение почек на стебле». Рост и развитие побега. Проведите наблюдение «Развитие побегов из почек».
Строение стебля. Стебель как часть побега. Разнообразие стеблей. Внутреннее строение стебля. Лабораторная работа «Внутреннее строение ветки дерева». Значение стебля.
Лист. Основные функции листа. Разнообразие листьев по величине, форме, окраске. Внешнее строение листа: форма, расположение на стебле, жилкование. Лабораторная работа «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».
Клеточное строение листа. Строение кожицы листа и ее функции. Строение и роль устьиц. Лабораторная работа «Строение кожицы листа».
Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица. Лабораторная работа «Строение клубня», «Строение корневища», «Строение луковицы».
Строение и разнообразие цветков. Цветок – видоизмененный укороченный побег. Развитие цветка из генеративной почки. Строение цветка. Околоцветник. Лабораторная работа «Строение цветка». Двудомные и однодомные растения.
Соцветия. Типы соцветий. Биологическое значение соцветий. Лабораторная работа «Соцветия».
Плоды. Строение плодов. Разнообразие плодов. Лабораторная работа «Классификация плодов». Функции плодов.
Размножение покрытосеменных растений. Опыление, его типы. Роль опыления в образовании плодов и семян. Проведите наблюдение «Опыление растений». Оплодотворение цветковых растений, образование плодов и семян. Биологическое значение оплодотворения.
Классификация покрытосеменных растений. Признаки растений классов двудольных и однодольных. Семейства покрытосеменных растений.
Класс Двудольные. Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Мотыльковые (Бобовые). Лабораторная работа «Семейства двудольных».
Класс Однодольные. Семейства: Злаковые, Лилейные. Лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)». Дикорастущие и культурные виды, их многообразие. Охрана редких и исчезающих видов.
Многообразие животного мира (26 часов)
Многообразие животных. Царство Животные. Сходство и различия животных и других организмов. Классификация животных. Вид. Охрана животного мира.
Общая характеристика подцарства Одноклеточные. Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Корненожки. Жгутиконосцы. Инфузории. Лабораторная работа «Изучение многообразия свободноживущих водных простейших».
Особенности строения и жизнедеятельности паразитических простейших. Амёбиаз. Сонная болезнь. Пендинская язва. Кокцидиоз. Малярия. Меры борьбы и профилактики заражения простейшими-паразитами. Радиолярии. Фораминиферы. Значение простейших в природе и жизни человека. Лабораторная работа «Изучение мела под микроскопом».
Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Типы тканей многоклеточных животных: покровная, соединительная, мышечная, нервная. Органы. Системы органов: пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, половая. Лабораторная работа «Изучение многообразия тканей животных».
Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности. Медуза. Полип. Регенерация. Рефлекс. Размножение половое и бесполое. Лабораторная работа «Изучение пресноводной гидры»
Класс Гидроидные. Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы. Чередование поколений. Планула. Практическое значение кораллов.
Черви. Особенности строения и жизнедеятельности. Кожно-мускульный мешок. Тип Плоские черви. Классы: Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви. Профилактика заражения паразитическими червями.
Тип Круглые черви, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Меры профилактики заражения круглыми паразитическими червями. Тип Кольчатые черви, особенности строения, жизнедеятельности. Целом. Замкнутая кровеносная система. Значение кольчатых червей. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения дождевого червя».
Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. Распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение брюхоногих моллюсков. Класс Двустворчатые моллюски, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение двустворчатых моллюсков.
Класс Головоногие моллюски, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение головоногих моллюсков.
Тип Членистоногие как наиболее высокоорганизованные беспозвоночные животные, общая характеристика. Класс Ракообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение ракообразных животных.
Класс Паукообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение паукообразных животных. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения паука-крестовика».
Класс Насекомые, распространение, особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности. Развитие насекомых с неполным и полным превращением.
Многообразие насекомых. Отряды: Жёсткокрылые, Чешуекрылые, Блохи, Двукрылые, Перепончатокрылые. Особенности жизнедеятельности общественных насекомых. Пчеловодство. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения насекомого».
Многообразие членистоногих и их среды обитания. Охрана членистоногих.
Общая характеристика типа Хордовые. Подтипы: Бесчерепные, Личиночно-хордовые, Позвоночные. Хорда.
Классы: Хрящевые рыбы, Костные рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с приспособленностью к водной среде обитания. Особенности размножения и развития рыб. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения рыбы».
Особенности формы тела и окраски рыб в связи с образом жизни и местами обитания. Значение рыб в природе. Практическое значение рыб. Промысел рыбы. Рыбоводство.
Общая характеристика класса Земноводные. Особенности строения и процессов жизнедеятельности в связи с приспособленностью к жизни в наземно-воздушной и водной средах. Отряды: Бесхвостые, Хвостатые, Безногие. Охрана земноводных.
Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи со средой обитания. Отряды: Чешуйчатые, Змеи, Черепахи, Крокодилы. Многообразие пресмыкающихся и их охрана.
Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птицы».
Многообразие птиц. Надотряды: Пингвины, Страусовые, Типичные птицы. Роль птиц в природе. Значение птиц для человека. Птицеводство. Порода. Охрана птиц.
Многообразие лесных птиц родного края. Значение птиц в лесном сообществе.
Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих в связи со средой обитания. Размножение о развитие млекопитающих.
Подклассы: Первозвери, Настоящие звери. Низшие млекопитающие. Высшие млекопитающие.
Домашние млекопитающие. Животноводство. Разведение крупного рогатого скота. Коневодство. Свиноводство. Разведение овец и коз. Звероводство.
Эволюция растений и животных, их охрана (3 часа)
Этапы эволюции органического мира. Палеонтологические доказательства эволюции. Первые растения и животные, заселившие воды древнего океана. Возникновение фотосинтеза. Гетеротрофные и автотрофные организмы. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Освоение суши растениями и животными. Геологическое прошлое Земли. Риниофиты – первые наземные растения. Прогрессивные черты организации членистоногих. Эволюция хордовых.
Охрана растительного и животного мира.
Экосистемы (5 часов)
Экосистема. Взаимоотношение организмов разных царств в экосистеме. Цепи питания как пути передачи энергии в экосистеме. Значение круговорота веществ в природе.
Среда обитания организмов. Экологические факторы: абиотические. Приспособленность организмов к абиотическим факторам.
Экологические факторы: биотические, антропогенные. Межвидовые отношения организмов.
Искусственные экосистемы, их особенности.
Взаимосвязь между растениями, животными, грибами
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
· Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
· Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
· Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
· Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
· формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· Развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
· Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
· Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности ;
· Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
· Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы , модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· Смысловое чтение;
· Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
· Формирование и развитие компетентности в области использовании.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
· Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
· Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
· Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
· Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
· Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
· Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Изучение курса биологии в 7 классе должно быть направлено на овладение учащимися следующими умениями и навыками.
Обучающийся научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности животных как представителей самостоятельного царства живой природы;
• выделять прогрессивные черты в строении органов и систем органов животных разных систематических групп;
• приводить доказательства эволюции и общности происхождения живых организмов;
• различать по внешнему виду и описанию организмы различных систематических групп царства Животные и выделять их отличительные признаки; осуществлять классификацию животных;
• характеризовать приспособления животных разных систематических групп к условиям различных сред обитания, приводить примеры таких приспособлений;
• демонстрировать навыки оказания первой помощи пострадавшим при укусах животных;
• описывать и использовать приемы по уходу за домашними животными;
• применять методы биологической науки для изучения животных — проводить наблюдения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению животных организмов — приводить доказательства,
Классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей — оценивать информацию о животных, получаемую из разных источников, практическую значимость животных в природе и в жизни человека, последствия деятельности человека в природе;
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выделять эстетические достоинства животных разных систематических групп;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы — признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы;
• находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Тематическое планирование.
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1. |
Раздел 1. Многообразие организмов, их классификация |
2 |
2. |
Раздел 2. Бактерии, грибы, лишайники |
6 |
3. |
Раздел 3. Многообразие растительного мира |
25 |
4. |
Раздел 4. Многообразие животного мира |
26 |
5. |
Раздел 5. Эволюция растений и животных |
3 |
6. |
Раздел 6. Экосистемы |
5 |
Итого за учебный год |
68 |
Календарно-тематическое планирование.
№п/п |
Тема урока |
Формы организации учебного занятия |
Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
По плану |
По факту |
|
|||||||||||||
Многообразие организмов, их классификация (2 часа) |
|
||||||||||||||||||
1 |
Многообразие организмов, их классификация |
Работа с текстом, схемами, таблицами, иллюстрациями презентации, конспектирование |
Объяснять принципы классификации организмов. Устанавливать систематическую принадлежность организмов (классифицировать). Распознавать и описывать растения разных отделов и животных отдельных классов и типов. Сравнивать представителей отдельных групп растений и животных, делать выводы на основе сравнения. |
2.09 |
|
|
|||||||||||||
2 |
Вид – основная единица систематики |
Конспектирование, составление таблицы, работа с текстом |
Выделять существенные признаки вида и представителей разных царств природы. Уметь работать с текстом и иллюстрациями учебника, вычленять черты сходства и различия изучаемых организмов. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов практической работы. |
5.09 |
|
|
|||||||||||||
Бактерии, грибы, лишайники (6 часов) |
|
||||||||||||||||||
3 |
Бактерии – доядерные организмы |
Работа с таблицами, слайдами презентации, с текстом, конспектирование |
Выделять существенные и отличительные признаки бактерий. Сравнивать бактерии с другими организмами (растениями и животными), делать выводы на основе сравнения. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов сравнения. Распознавать бактерии на таблицах. |
9.09 |
|
|
|||||||||||||
4 |
Роль бактерий в природе и жизни человека |
Работа с текстом и иллюстрациями, обсуждение с одноклассниками, конспектирование, сообщения |
Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. |
12.09 |
|
|
|||||||||||||
5 |
Грибы – царство живой природы |
Заполнение сравнительной таблицы, работа с текстом слайдами презентации |
Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. |
16.09 |
|
|
|||||||||||||
6 |
Многообразие грибов, их роль в жизни человека |
Работа с текстом и иллюстрациями, обсуждение с одноклассниками, конспектирование, сообщения |
Выделять существенные признаки съедобных, ядовитых и плесневых грибов. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Освоить приемы работы с определителями. Освоить правила сбора грибов. Освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов исследований. |
19.09 |
|
|
|||||||||||||
7 |
Грибы – паразиты растений, животных, человека |
Заполнение сравнительной таблицы, работа с текстом слайдами презентации |
Определять паразитические виды грибов на основе знания особенностей их строения и жизнедеятельности. Соблюдать меры предупреждения распространения грибов – паразитов. |
23.09 |
|
|
|||||||||||||
8 |
Лишайники – комплексные симбиотические организмы |
Работа с текстом, заданиями рабочей тетради, обсуждение результатов сравнения лишайников в гербарных материалах |
Выделять существенные признаки лишайников. Распознавать лишайники на таблицах и гербарном материале. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека. Работать с текстом и иллюстрациями учебника, медиаресурсами электронного приложения к учебнику, изучать лишайники в природе. |
26.09 |
|
|
|||||||||||||
Многообразие растительного мира (25 часов) |
|
||||||||||||||||||
9 |
Общая характеристика водорослей |
Работа с таблицей, гербарием, заполнение рабочей тетради |
Выделять существенные признаки водорослей. Распознавать водоросли на таблицах и гербарных материалах. Определять принадлежность водорослей к систематическим группам (систематизировать) |
30.10 |
|
|
|||||||||||||
10 |
Многообразие водорослей |
Сообщения и их обсуждение, слайды презентации, работа с текстом, с микроскопом, краткие записи |
Распознавать водоросли на таблицах и гербарных материалах. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов исследования. Знать устройство микроскопа, развивать умения работы с ним. Соблюдать правила работы с микроскопом. |
3.10 |
|
|
|||||||||||||
11 |
Значение водорослей в природе и жизни человека |
Сообщения и их обсуждение, слайды презентации, работа с текстом, заполнение схемы |
Объяснять значение водорослей в природе и жизни человека. Работать с текстом учебника и заполнять схему «Значение водорослей в жизни человека» |
7.10 |
|
|
|||||||||||||
12 |
Высшие споровые растения |
Работа с текстом, обсуждение сравнения высших споровых с низшими |
Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Работать с текстом и иллюстрациями учебника, осуществлять сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений по сравнению с низшими. |
10.10 |
|
|
|||||||||||||
13 |
Моховидные |
Работа с гербарными образцами мхов, оформление работы по результатам сравнения |
Выделять существенные признаки мхов. с моховидных. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. Сравнивать представителей моховидных и водорослей, определять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Объяснять значение мхов в природе и жизни человека. |
14.10 |
|
|
|||||||||||||
14 |
Папоротниковидные |
Работа по строению папоротника, заполнение отчета, обсуждение с одноклассниками, работа с микроскопом |
Распознавать водоросли на таблицах и гербарных материалах представителей папоротниковидных. Сравнивать представителей папоротниковидных и моховидных, определять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов лабораторной работы. Работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. |
17.10-21 |
|
|
|||||||||||||
15 |
Плауновидные. Хвощевидные |
Работа с таблицами, текстом, рабочей тетрадью, краткие записи выводов |
Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей плауновидных и хвощевидных. Сравнивать представителей папоротниковидных, моховидных, плауновидных и хвощевидных, определять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Объяснять значение плаунов, хвощей и папоротников в природе и жизни человека. |
24.10 |
|
|
|||||||||||||
16 |
Голосеменные – отдел семенных растений |
Заполнение сравнительной таблицы, рассматривание гербарных образцов |
Сравнивать строение споры и семени, делать выводы на основе сравнения. Объяснять преимущества семенного размножения. Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей голосеменных. Объяснять значение голосеменных в природе и жизни человека. |
7.11 |
|
|
|||||||||||||
17 |
Разнообразие хвойных растений |
Рассматривание хвои и шишек сосны и ели, сравнение, оформление результатов |
Освоить приемы работы с определителями. Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей хвойных. Сравнивать представителей хвойных, определять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов лабораторной работы. |
11.11 |
|
|
|||||||||||||
18 |
Покрытосеменные, или Цветковые |
Работа с гербарием цветковых, работа с текстом, сравнение хвойных и цветковых, запись выводов |
Выделять существенные признаки покрытосеменных растений. Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей покрытосеменных. Сравнивать представителей разных групп растений, определять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Объяснять значение покрытосеменных в природе и жизни человека. |
14.11 |
|
|
|||||||||||||
19 |
Строение семян |
Сравнение семян однодольных и двудольных, составление схемы, работа с определителями, анализирование, выводы |
Выделять существенные признаки семени двудольного и семени однодольного растения. Сравнивать строение однодольного семени и двудольного семени, находить черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Различать на живых объектах, таблицах семена двудольных и однодольных растений. Составлять схему «Строение семени». Освоить приёмы работы с определителями. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. |
18.11 |
|
|
|||||||||||||
20 |
Виды корней и типы корневых систем |
Сравнение корневых систем, работа с микроскопом, обсуждение результатов, запись выводов, оформление работы в тетради |
Определять виды корней и типы корневых систем. Объяснять взаимосвязь строения клеток разных зон корня с выполняемыми ими функциями. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов исследования. |
21.11 |
|
|
|||||||||||||
21 |
Видоизменение корней |
Рассматривание видоизмененных корней, заполнение таблицы |
Объяснять взаимосвязь типа корневой системы и видоизменения корней с условиями среды. Различать на живых объектах, гербарном материале и таблицах видоизменение корней. |
25.11 |
|
|
|||||||||||||
22 |
Побег и почки |
Рассматривание побега, почек вегетативных и генеративных, сравнение, работа с микроскопом, записи и рисунки |
Определять типы листорасположения. Распознавать типы почек. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Сравнивать увиденное с приведенным в учебнике изображением. |
28.11 |
|
|
|||||||||||||
23 |
Строение стебля |
Работа с текстом, иллюстрациями, спилами дерева, рисунками, слайдами презентации, зарисовки схем |
Приводить примеры разнообразных стеблей. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Устанавливать взаимосвязь между строением стебля и выполняемой им функцией. |
2.12 |
|
|
|||||||||||||
24 |
Внешнее строение листа |
Работа с комнатными растениями, составление схемы, таблицы в рабочей тетради |
Распознавать листья по форме. Определять тип жилкования. Различать листья простые и сложные, черешковые и сидячие, листорасположение. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Сравнивать увиденное с приведенным в учебнике изображением. |
5.12 |
|
|
|||||||||||||
25 |
Клеточное строение листа |
Работа с микроскопом, приготовление микропрепарата, с готовыми микропрепаратами, зарисовки, выводы |
Устанавливать и объяснять связь особенностей строения клеток с выполняемой ими функцией. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением. Работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. |
9.12 |
|
|
|||||||||||||
26 |
Видоизменения побегов |
Работа с живыми объектами, сравнение, оформление сравнительной таблицы; работа с текстом |
Определять особенности видоизмененных побегов. Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах видоизмененные побеги. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Сравнивать увиденное с приведенным в учебнике изображением. |
12.12 |
|
|
|||||||||||||
27 |
Строение и разнообразие цветков |
Работа с живыми объектами, таблицами, иллюстрациями учебника и презентации |
Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах части цветка. Определять двудомные и однодомные растения. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Сравнивать увиденное с приведенным в учебнике изображением. |
16.12 |
|
|
|||||||||||||
28 |
Соцветия |
Работа с текстом, таблицами, комнатными растениями; заполнение схем |
Определять типы соцветий. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Сравнивать увиденное с приведенным в учебнике изображением. |
19.12 |
|
|
|||||||||||||
29 |
Плоды
|
Работа с таблицами, живыми объектами, муляжами, составление таблицы |
Определять типы плодов. Проводить классификацию плодов. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Объяснять взаимосвязь типа плодов со способом их распространения. |
23.12 |
|
|
|||||||||||||
30 |
Размножение покрытосеменных растений
|
Текст учебника, обсуждение сообщений, слайды презентации, конспектирование |
Объяснять роль опыления и оплодотворения в образовании плодов и семян |
26.12 |
|
|
|||||||||||||
31 |
Классификация покрытосеменных |
Распознавание, работа с таблицами, текстом, заданиями рабочей тетради, составление таблицы |
Выделять признаки двудольных и однодольных растений. Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей классов и семейств покрытосеменных растений, опасные для человека растения. Освоить приемы работы с определителями. Сравнивать представителей разных групп растений, определять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. |
13.01 |
|
|
|||||||||||||
32 |
Класс Двудольные |
Работа с гербарными образцами, сравнение семейств цветковых, заполнение сравнительной таблицы по семействам |
Выделять признаки класса двудольных растений и их основных семейств. Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей семейств двудольных растений. Различать на живых объектах и таблицах наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Освоить приемы работы с определителями. Сравнивать представителей разных групп растений, определять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы подачи в другую. |
16.01 |
|
|
|||||||||||||
33 |
Класс Однодольные |
Работа с гербарными образцами, сравнение семейств цветковых, заполнение сравнительной таблицы по семействам |
Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей однодольных растений и их основных семейств. Различать на живых объектах и таблицах наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Освоить приемы работы с определителями. Сравнивать представителей разных групп растений, определять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Устанавливать систематическую принадлежность растений (классифицировать). Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы подачи в другую. |
20.01 |
|
|
|||||||||||||
Многообразие животного мира (26 часов) |
|
||||||||||||||||||
34 |
Общие сведения о животном мире |
Работа с дополнительной литературой, текстом учебника, заданиями рабочей тетради, слайдами презентации |
Выявлять признаки сходства и различия между животными, растениями, грибами, бактериями. Устанавливать систематическую принадлежность животных (классифицировать). Находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы подачи в другую. |
23.01 |
|
|
|||||||||||||
35 |
Одноклеточные животные, или Простейшие |
Работа с микроскопом, сравнение, зарисовки в тетради, выводы |
Выделять признаки простейших. Распознавать простейших на живых объектах и таблицах. Выявлять черты сходства и различия в строении клетки простейших и клетки растений. Научиться готовить временные микропрепараты. Наблюдать свободноживущих простейших под микроскопом. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением, делать выводы. Работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. |
27.01 |
|
|
|||||||||||||
36 |
Паразитические простейшие. Значение простейших |
Работа с микроскопом, наблюдение, работа с текстом учебника и рабочей тетради, составление таблицы |
Распознавать паразитических простейших на таблицах. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых паразитическими простейшими. Объяснять значение простейших в природе и жизни человека. |
30.01 |
|
|
|||||||||||||
37 |
Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных |
Работа с микроскопом, сравнение тканей готовых микропрепаратов, заполнение таблицы |
Различать на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных. Объяснять взаимосвязь строения ткани, органа с выполняемой функцией. Доказывать родство и единство органического мира. |
6.02 |
|
|
|||||||||||||
38 |
Тип Кишечнополостные |
Работа с микроскопом, готовые микропрепараты, сравнение, оформление рисунка, выводы |
Устанавливать принципиальные отличия клеток многоклеточных животных от клеток простейших. Выделять существенные признаки кишечнополостных. Объяснять взаимосвязь внешнего строения кишечнополостных со средой обитания и образом жизни. Ставить биологические эксперименты по изучению животных и объяснять их результаты. Готовить временные микропрепараты. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением. Работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. |
6.02 |
|
|
|||||||||||||
39 |
Многообразие кишечнополостных |
Работа с презентацией, сообщения и их обсуждение, работа с текстом, сравнительная таблица |
Различать на живых объектах и таблицах представителей кишечнополостных животных. Освоить приемы работы с определителями. Устанавливать систематическую принадлежность кишечнополостных (классифицировать). Обосновывать роль кишечнополостных в природе, объяснять практическое значение кораллов. Обобщать и систематизировать знания о кишечнополостных. |
10.02 |
|
|
|||||||||||||
40 |
Общая характеристика червей. Тип Плоские черви |
Работа с текстом учебника, обсуждение сообщений, заполнение таблицы |
Выделять характерные признаки червей и плоских червей. Различать на таблицах представителей плоских червей. Освоить приемы работы с определителями. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых паразитическими червями. Использовать меры профилактики заражения плоскими червями. |
13.02 |
|
|
|||||||||||||
41 |
Тип Круглые и тип Кольчатые черви |
Работа с текстом учебника, обсуждение сообщений, заполнение таблицы, работа с живым объектом |
Выделять существенные признаки круглых червей. Различать на таблицах представителей круглых червей. Освоить приемы работы с определителями. Использовать меры профилактики заражения паразитическими круглыми червями. Устанавливать систематическую принадлежность червей (классифицировать). Выделять существенные признаки кольчатых червей. Объяснять значения кольчатых червей. |
17.02 |
|
|
|||||||||||||
42 |
Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски |
Работа с текстом учебника, обсуждение сообщений, заполнение таблицы |
Выделять существенные признаки моллюсков. Различать на живых объектах и таблицах представителей моллюсков. Совершенствовать приемы работы с определителями. Объяснять причины классификации моллюсков. Устанавливать систематическую принадлежность моллюсков (классифицировать). Объяснять значения моллюсков. |
20.02 |
|
|
|||||||||||||
43 |
Класс Головоногие моллюски |
Работа с текстом учебника, обсуждение сообщений, заполнение таблицы |
Выделять существенные признаки головоногих моллюсков. Различить на живых объектах и таблицах представителей головоногих моллюсков. Совершенствовать приемы работы с определителями. Объяснять принципы классификации головоногих моллюсков. Устанавливать систематическую принадлежность моллюсков (классифицировать). Объяснять значение головоногих моллюсков. |
24.02 |
|
|
|||||||||||||
44 |
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные |
Работа с текстом и иллюстрациями учебника, обсуждение сообщений, заполнение таблицы, обсуждение сообщений |
Выделять существенные признаки членистонгогих. Объяснять особенности строения ракообразных в связи со средой их обитания. Объяснять преимущества членистоногих по сравнению с другими беспозвоночными животными. Различать на живых объектах, таблицах и в коллекциях представителей членистоногих. Объяснять принципы классификации членистоногих и ракообразных. Устанавливать систематическую принадлежность членистоногих и ракообразных (классифицировать). Объяснять значения членистоногих и ракообразных. |
27.02 |
|
|
|||||||||||||
45 |
Класс Паукообразные |
Работа с живым объектом, сравнение, наблюдение, оформление работы |
Выделять существенные признаки паукообразных. Объяснять особенности строения паукообразных в связи со средой их обитания. Объяснять преимущества членистоногих по сравнению с другими беспозвоночными животными. Различать на живых объектах, таблицах и в коллекциях представителей паукообразных. Объяснять принципы их классификации. Устанавливать систематическую принадлежность паукообразных (классифицировать). Объяснять значение паукообразных.. |
2.03 |
|
|
|||||||||||||
46 |
Класс Насекомые |
Работа с текстом учебника, составление сравнительной таблицы, работа с таблицами |
Выделять существенные признаки насекомых. Различать на живых объектах, таблицах и в коллекциях представителей насекомых. |
5.03 |
|
|
|||||||||||||
47 |
Многообразие Насекомых |
Обсуждение презентаций по насекомым, сравнение их, выводы, запись признаков сходства, зарисовка в тетради |
Различать на живых объектах, таблицах и в коллекциях представителей насекомых, в том числе виды, опасные для человека. Объяснять принципы классификации насекомых. Устанавливать систематическую принадлежность насекомых (классифицировать). Объяснять значение насекомых. Освоить приемы оказания первой помощи при укусах насекомых. Соблюдать меры охраны насекомых. |
9.03 |
|
|
|||||||||||||
48 |
Обобщающий урок «Многообразие и роль членистоногих в природе» |
Нахождение признаков приспособленности насекомых к среде обитания, анализ итогов, запись выводов |
Находить информацию о членистоногих в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернет- источниках, систематизировать. Анализировать и оценивать информацию, переводить из одной формы подачи в другую. Представлять информацию о членистоногих в виде сообщений и презентаций. Осуществлять сотрудничество друг с другом. Аргументированно отстаивать свою точку зрения. |
11.03 |
|
|
|||||||||||||
49 |
Тип Хордовые |
Составление сравнительной схемы по хордовым, запись классификационных групп |
Выделять существенные признаки хордовых. Сравнивать строение беспозвоночных и хордовых животных, делать выводы на основе сравнения. Различать на живых объектах и таблицах представителей хордовых. Объяснять принципы классификации хордовых. |
16.03 |
|
|
|||||||||||||
50 |
Строение и жизнедеятельность рыб |
Работа с текстом, таблицами, слайдами презентации, зарисовки схемы рыбы в тетради |
Выделять существенные признаки рыб. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения рыб от среды обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей рыб. Устанавливать систематическую принадлежность рыб (классифицировать). Совершенствовать приемы работы с определителями. Ставить биологические эксперименты по изучению строения рыб объяснять их результаты. |
19.03 |
|
|
|||||||||||||
51 |
Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб |
Нахождение особенностей приспособлений рыб во внешнем строении к водной среде, составление таблицы |
Объяснять приспособленность рыб к местам обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей рыб. Объяснять принципы систематического положения рыб (классифицировать). Совершенствовать приемы работы с определителями. Объяснять значение рыб. |
6.04 |
|
|
|||||||||||||
52 |
Класс Земноводные |
Нахождение особенностей приспособлений земноводных во внешнем строении к двум средам обитания, составление таблицы |
Выделять существенные признаки земноводных. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения земноводных от среды обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей земноводных. Устанавливать систематическую принадлежность земноводных (классифицировать). Совершенствовать приемы работы с определителями. Соблюдать меры охраны земноводных и объяснять значение земноводных. |
9.04 |
|
|
|||||||||||||
53 |
Класс Пресмыкающиеся |
Нахождение особенностей приспособлений пресмыкающихся во внешнем строении к наземной среде, составление таблицы |
Выделять существенные признаки пресмыкающихся. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся от среды обитания. Сравнивать представителей земноводных и пресмыкающихся, делать выводы на основе сравнения. Различать на живых объектах и таблицах представителей пресмыкающихся, в том числе опасных для человека. Освоить приемы оказания первой помощи при укусах пресмыкающихся. Устанавливать систематическую принадлежность пресмыкающихся (классифицировать). Совершенствовать приемы работы с определителями. Соблюдать меры охраны пресмыкающихся. Объяснять значение пресмыкающихся. |
13.04 |
|
|
|||||||||||||
54 |
Класс Птицы |
Нахождение особенностей приспособлений птиц во внешнем строении к воздушной среде, составление таблицы |
Выделять существенные признаки птиц. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения птиц от приспособленности к полету. Различать на живых объектах и таблицах представителей птиц. Устанавливать систематическую принадлежность птиц (классифицировать). Совершенствовать приемы работы с определителями. Ставить биологические эксперименты по изучению строения птиц и объяснять их результаты. |
16.04 |
|
|
|||||||||||||
55 |
Многообразие птиц и их значение |
Работа с презентацией, сообщения и их обсуждение, работа с текстом, сравнительная таблица |
Различать на живых объектах и таблицах представителей птиц. Объяснять принципы классификации птиц. Устанавливать систематическую принадлежность птиц (классифицировать). Совершенствовать приемы работы с определителями. Освоить приемы выращивания и размножения домашних птиц. Соблюдать меры охраны птиц. Объяснять значения птиц. |
20.04 |
|
|
|||||||||||||
56 |
Экскурсия «Знакомство с птицами леса» |
Наблюдение, анализирование, описание, обсуждение наблюдаемого |
Различать, наблюдать и описывать птиц леса. Совершенствовать приемы работы с определителями. Оформлять результаты наблюдений. Находить информацию о птицах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернет-источниках, систематизировать. Анализировать и оценивать информацию, переводить из одной формы подачи в другую. Представлять информацию о птицах леса в виде сообщений и презентаций. Осуществлять сотрудничество друг с другом. Аргументированно отстаивать свою точку зрения. |
23.04 |
|
|
|||||||||||||
57 |
Класс Млекопитающие, или Звери |
Нахождение особенностей приспособлений зверей во внешнем строении к наземно - воздушной среде, составление таблицы |
Выделять существенные признаки млекопитающих. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения млекопитающих от среды обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей млекопитающих. Устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих (классифицировать). Совершенствовать приемы работы с определителями. Освоить приемы выращивания и размножения домашних млекопитающих. Объяснять значения млекопитающих. |
27.04 |
|
|
|||||||||||||
58 |
Многообразие зверей |
Работа с презентацией, сообщения и их обсуждение, работа с текстом, сравнительная таблица |
Различать на живых объектах и таблицах представителей млекопитающих. Объяснять принципы классификации млекопитающих. Устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих (классифицировать). Совершенствовать приемы работы с определителями. Оценивать с эстетический точки зрения представителей животного мира. Объяснять роль различных млекопитающих в жизни человека. Находить информацию о млекопитающих в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интеренет-источниках, систематизировать. Анализировать и оценивать информацию, переводить из одной формы подачи в другую. |
30.04 |
|
|
|||||||||||||
59 |
Домашние млекопитающие |
Сообщения и презентации, их обсуждения, краткие записи |
Освоить приемы выращивания и размножения домашних млекопитающих. Соблюдать меры охраны млекопитающих. Объяснять значение млекопитающих |
30.04 |
|
|
|||||||||||||
Эволюция растений и животных, их охрана (3 часа) |
|
||||||||||||||||||
60 |
Этапы эволюции органического мира |
Работа с текстом и иллюстрациями учебника, презентации, составление схемы, таблицы |
Приводить доказательства (аргументацию) родства, общности происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных систематических групп). |
4.05 |
|
|
|||||||||||||
61 |
Освоение суши растениями и животными |
Работа с текстом и иллюстрациями учебника, презентации, составление схемы, таблицы |
Выяснять причины выход растений и животных на сушу. Приводить доказательства взаимосвязи разных групп организмов с условиями среды. Приводить доказательства (аргументацию) родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных систематических групп). |
7.05 |
|
|
|||||||||||||
62 |
Охрана растительного и животного мира |
Работа с текстом и иллюстрациями учебника, презентации, составление схемы, таблицы |
Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Использовать информацию разных видов и переводить ей из одной формы подачи в другую. |
7.05 |
|
|
|||||||||||||
Экосистемы (5 часов) |
|
||||||||||||||||||
63 |
Экосистема |
Наблюдение, сравнение, запись выводов |
Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах. Объяснять взаимосвязи организмов в экосистеме, значение круговорота веществ. Наблюдать и описывать экосистемы своей местности. |
11.05 |
|
|
|||||||||||||
64 |
Среда обитания организмов. Экологические факторы |
Работа с текстом учебника, составление сравнительной таблицы, составление схемы экологических факторов |
Объяснять приспособленность организмов к абиотическим факторам. |
14.05 |
|
|
|||||||||||||
65 |
Биотические и антропогенные факторы |
Сообщения и презентации, их обсуждение, составление схемы межвидовых отношений |
Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере. |
18.05 |
|
|
|||||||||||||
66 |
Искусственные экосистемы |
Составление сравнительной таблицы по естественным и искусственным экосистемам |
Определять особенности искусственных экосистем. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Наблюдать и описывать искусственные экосистемы своей местности. |
21.05 |
|
|
|||||||||||||
67 |
Экскурсия «Взаимосвязь живых организмов в природе» |
Наблюдение, анализ, выводы, описание. |
Выделять признаки взаимосвязи между разными группами живых организмов. Проследить пищевые цепи в конкретных природных экосистемах. Анализировать, делать выводы и описывать наблюдаемое. |
25.05 |
|
|
|||||||||||||
68 |
Резервный урок |
|
|
25.05 |
|
|
|||||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.