МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лицей «Звёздный»
Принято на заседании методического объединения
от «______»_______________2020 г.
Протокол № ____________________
|
«Утверждаю» Директор МАОУ «Лицей «Звёздный» __________________ А.А. Смирнова
«_______»_______________ 20____г.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Хоровое пение»
2020 – 2021 учебный год
Возраст обучающихся: 7 – 15 лет
Срок реализации: 2 года
Автор – составитель:
Чёрная Екатерина Николаевна,
Учитель музыки
г. Хабаровск, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа "Вокальное-хоровое пение" разработана для работы с хоровым коллективом в системе дополнительного образования при общеобразовательной школе. В программу включена работа не только с хором, но и с солистами. Хоровое пение - самый доступный вид коллективного музицирования для детей. Оно развивает художественный вкус, расширяет и обогащает музыкальный кругозор учащихся, способствует повышению культурного уровня.
Цель – привить детям любовь к музыке, хоровому пению, формировать навыки коллективного музицирования. Научить детей правильному пению и приобщить их к прекрасному миру вокально-хоровой классики, народной музыки, современному композиторскому творчеству.
При организации хоровых занятий целесообразно деление контингента на младший (1 класс отдельным составом, 1-4 класс) и старший (5 -9 классы) составы.
Тематическая направленность программы: общеразвивающая
программа художественной направленности, позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Отличительные особенности программы. Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Новизна программы в том, то в ней представлена структура педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.
Адресат программы: Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 7 - 15 лет.
Объем и срок освоения программы: Срок освоения программы – 2 года.
На полное освоение программы требуется 144 часа, включая индивидуальные консультации, разучивание нотной программы группами, тренинги, просмотр видеоконцертов и посещение концертных программ.
Формы обучения: Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса: Набор детей в кружок – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10-15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: Общее количество часов в год – 72 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Педагогическая целесообразность: В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает немаловажную задачу – оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из фактора улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Основные принципы и методы:
Принципы:
В основе ансамблевого пения лежат следующие педагогические принципы:
- единство технического и художественно-эстетического развития учащихся;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;
- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
- индивидуальный подход к учащемуся.
Методы:
1.Метод-демонстрация (прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример);
2.Словесный метод (беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач);
3.Метод разучивания (по элементам, по частям, в целом виде);
4.Метод анализа (все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчеркивать лучшие моменты выступления.
Организационно – педагогические условия реализации программы:
Исходя из возрастных особенностей кружковцев, в хоровом коллективе организованы следующие группы хорового пения:
Формы проведения занятий: индивидуальные (постановка голоса), мелкогрупповые, групповые, крупногрупповые (сводная репетиция).
Каждое занятие кружка является комплексным, так как оно включает в себя различные виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения).
Предметные результаты программы:
Реализация программы должна обеспечить:
- развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся ;
- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;
- развитие навыка пения по нотам;
- умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;
- навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella;
- формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении;
- способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей.
В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать:
- специфику певческого искусства;
- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития.
Уметь:
- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;
- исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;
- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.
Метапредметные результаты
Личностные результаты:
• формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;
• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);
• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;
• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой
деятельности учащихся.
Учащиеся получат возможность:
• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей личность.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
Учащиеся научатся:
• логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);
• рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;
• адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;
Учащиеся получат возможность:
• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;
• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
• планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений ;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями;
• мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
• формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;
• использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);
• опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного исполнения музыкальных произведений.
Формы и режим занятий:
- учебное занятие;
- контрольный урок;
- музыкальные спектакли;
- отчетный концерт;
- участие в конкурсах, фестивалях;
- посещение концертов, музыкальных спектаклей.
Каждое занятие строится по схеме:
- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием;
- дыхательная гимнастика;
- речевые упражнения;
- распевание;
- пение вокализов;
- работа над произведениями;
Задачи обучения и воспитания вокально-хоровых навыков:
1) Освоение навыков пения сидя и стоя;
2) Овладение дыханием при пении;
3) Работа над естественным, свободным звуком без форсирования;
4) Устойчивое интонирование 1-2-голосных произведений;
5) Подготовка коллектива для концертных выступлений;
6) Развитие вокально- хорового слуха;
7) Формирование музыкальной памяти.
В хоре занимаются учащиеся от 7 до 15 лет, прошедшие прослушивание и желающие петь. Также ведется работа индивидуально с солистами и малыми вокальными ансамблями (дуэтами, трио).
Вокальные навыки
1. Певческая установка.
Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Постоянное певческое место у каждого поющего.
2. Работа над дыханием. Правильное дыхание при пении.
Спокойный, бесшумный вдох, правильное расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный выдох), смена дыхания между фразами, задержка дыхания, опертый звук, одновременный вдох перед началом пения, пения более длинных фраз без смены дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе.
Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).
Цезуры. Знакомство с навыками «цепного дыхания» (пение выдержанного звука в конце произведения, исполнение продолжительных музыкальных фраз).
3. Работа над звуком.
В меру открытый рот, естественное звукообразование, пение без напряжения, правильное формирование и округление гласных, твердая атака, ровное звуковедение, протяженность отдельных звуков, пение закрытым ртом, достижение чистого, красивого, выразительного пения. Работа над естественным, свободным звуком без форсирования. Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных.
Пение различными штрихами: legato, non legato, staccato.
Изучение разных нюансов: p, mp, mf, f. Постепенное расширение общего диапазона в пределах: до первой октавы-ми (фа) второй октавы.
4. Работа над дикцией.
Активность губ без напряжении лицевых мышц, элементарные приемы артикуляции. Ясное произношение согласных с опорой на гласные, отнесение согласных к следующему слогу, короткое произношение согласных в конце слова, раздельное произношение одинаковых гласных, встречающихся в конце одного и в начале другого слова. Совершенное произношение текста, выделение логического ударения. Дикционные упражнения.
5. Вокальные упражнения-распевания. Пение несложных вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов, улучшению звукообразования, расширению диапазона и в то же время - наилучшему усвоению изучаемого репертуара. Например:
1) Нисходящие трех -пятиступенные построения, начиная с середины регистра (секвенции), то же в восходящем движении, начиная с нижних звуков регистра;
2) Смена гласных на повторяющемся звуке;
3) Гамма в нисходящем и восходящем движении (после усвоения ее небольших отрезков);
4) Трезвучие по прямой и ломанной линии вниз и вверх;
5) Небольшие мелодические обороты (отрывки песен, попевки).
Примечание: перечисленные упражнения и другие необходимо петь как в пределах тональности, так и меняя тональность, в хроматическом порядке.
Строй и ансамбль
1.Работа над строем и ансамблем. Стройное в интонационном и ритмическом отношении пение. Слитность голосов и устойчивость интонации (чистота унисона), умение прислушиваться к голосам поющих, не выделяться из общего звучания.
Двухголосное пение.
Навыки двухголосного пения с сопровождением. Пение несложных двухголосных произведений a capella (народные попевки, каноны). Разделение хора на партии сопрано и альтов. Воспитание ансамблевых навыков (интонация, динамика, ритм, тембр). Легкие примеры a capella. Ровность звучания партий.
Усвоение дирижерских указаний: «внимание», «дыхание», «начало» и «окончание», усиление и ослабление звучности, фермата, ударения и др.
2.Работа над текстом и партиями. Уверенное знание текста как основная предпосылка для более свободного пения и чистого интонирования. Умения правильно и стройно петь партию с сопровождением и без него. Сольфеджирование доступных по трудности песен. Определение зависимости партий в двухголосии и их звуковое соотношение.
3. Упражнения на развитие ладового чувства.
- Пение отдельных ступеней, интервалов, трезвучий, звукорядов и гамм.
-Мелодические и гармонические секвенции из интервалов.
- Сознательное усвоение интонирования тона и полутона, перехода неустойчивых звуков в устойчивые.
Работа над исполнением хорового произведения.
Анализ музыкального произведения.
Механизм и форма оценки результатов – учет успеваемости проводится в течении всего учебного года, выставляются оценки за каждую четверть и годовая оценка. Учет успеваемости проводится как на основе текущих занятий (индивидуальная и групповая проверка знаний) так и с учетом непосредственного участия учащегося в концертных выступлениях хорового коллектива.
Индивидуальная проверка включает в себя проверку знания хоровых партий учащимися. Методы проверки могут быть следующими:
1.Пение непосредственно своей хоровой партии.
2.Пение хоровой партии с игрой на инструменте любой другой хоровой партии.
3.Пение хоровой партии с игрой хоровой партитуры на инструменте.
4.Пение своей хоровой партии в ансамбле.
Самый главный метод проверки - это концертное выступление коллектива. «Экзаменом» для учащихся является выступления хора в течении всего учебного года. Учащиеся должны понимать значимость и необходимость участия в концертных выступлениях.
Основное содержание образовательного процесса
Вводное занятие
Знакомство с учебным предметом, классом, педагогом, друг с другом (рекомендуются различные игровые моменты).
Проведение инструктажа по технике безопасности. Правила поведения во время занятий.
Правила пения и охрана детского голоса.
Вокально-хоровая работа
Певческая установка
Одним из первоначальных этапов в обучении является певческая установка.
Формирование у учащихся навыков правильной певческой установки: прямое положение корпуса, руки свободно вдоль тела, голова в ровном положении, а так же навыков правильной певческой посадки: сидеть на краю стула, спина ровная, ноги стоят на полу под прямым углом (общее состояние – активное) достигаются постепенно в процессе занятий.
Дыхание
Этот раздел основывается на использовании элементов дыхательной гимнастики и ставит перед собой следующие задачи:
- приобретение навыков певческого дыхания с усвоением трех элементов: вдох, задержка, выдох;
- развитие среднереберного певческого дыхания; вдох легкий, выдох бесшумный.
Дикция и артикуляция
Артикуляционные упражнения.
Самомассаж артикуляционного аппарата.
Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя челюсть раскрепощена.
Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных, шипящих. http://diktory.com/dikciya.html
Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с движениями рук, ног.
Вокальные упражнения
Цель упражнений – выработка вокальных навыков, позволяющих овладеть певческим голосом. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков.
На первом и втором году обучения главная задача упражнений: выработка чёткого унисона
расширение диапазона, овладение основными вокально-хоровыми навыками. Упражнения исполняются как маленькие произведения с различным образным содержанием. Фортепианное сопровождение заключается в гармонической поддержке исполнения. Мелодия упражнений не дублируется. Цель сопровождения – привитие гармонического восприятия упражнений. Важную роль играет исполнение гаммы в различных вариантах. Пение простых музыкальных фраз.
Творческие задания
Выполнение различных заданий, позволяющих проявить творчество, развивающих фантазию.
Большое внимание развитию образного мышления (образ во всем – от попевок, до произведений).
Хоровое сольфеджио, музыкальная грамота
Знакомство с длительностями, скрипичным ключом, расположением нот на нотном стане. Осознание сильной и слабой доли, ручные знаки. Понятие о высоких и низких звуках. Ручные знаки и пение «по руке». Использование ручных знаков при пении вокальных упражнений, например: «Живой рояль», «Музыкальное эхо».
Слушание музыки
Цель этого учебного раздела – развитие хорошего эстетического вкуса, накопление слушательского опыта. Слушание музыки используется для развития образного мышления детей. Применяются различные творческие задания (рисунок, придумать сюжет, название).
Рекомендуемые произведения для слушания: П.И.Чайковский «Детский альбом», М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен–Санс «Карнавал животных».
Использование игровых ситуаций, направленных на раскрепощение, на повышение активности на занятиях, основанных на формирование позитивного мышления.
Воспитательные мероприятия:
Воспитательные мероприятия – важнейший фактор воспитания, осуществляются по трём основным направлениям:
- формирование традиций коллектива,
- идеологическая и воспитательная работа,
- общественно-полезная работа.
Направлены на:
· нравственно эстетическое воспитание детей, формирование их музыкального вкуса и интересов;
· воспитание интереса к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру;
· формирование самостоятельности и творческой активности;
· развитие слушательской культуры, пробуждение художественных интересов;
· воспитание чувства патриотизма;
· расширение музыкального кругозора.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
Самостоятельная подготовка |
|||
1. |
Беседа об охране голоса. |
3 |
1 |
2 |
0 |
Устный опрос, рефлексия |
2. |
Певческая установка. Пение в унисон. |
6 |
2 |
2 |
2 |
Оценка за работу в классе. |
3. |
Певческое дыхание. |
6 |
2 |
2 |
2 |
Оценка за работу в классе. |
4. |
Дикция и артикуляция.
|
6 |
2 |
2 |
2 |
Оценка за работу в классе. |
5. |
Работа над репертуаром. |
4 |
2 |
2 |
0 |
Оценка за работу в классе. |
6. |
Работа над произведением.Концертно-исполнительская деятельность. |
2 |
|
2 |
0 |
Выступление на концертных площадках. |
7. |
Ансамблевое пение. Работа над репертуаром. |
6 |
2 |
2 |
2 |
Оценка за работу в классе. |
8. |
Развитие музыкального слуха. |
8 |
4 |
2 |
2 |
Оценка за работу в классе. |
9. |
Чтение партитур. Работа над репертуаром. |
4 |
2 |
2 |
0 |
Текущая сдача партий. |
10. |
Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над репертуаром. |
7 |
2 |
2 |
3 |
Оценка за работу в классе. |
11. |
Работа над репертуаром. |
10 |
4 |
2 |
4 |
Текущая сдача партий. |
12. |
Беседа о сценической культуре. |
5 |
1 |
4 |
0 |
Устный опрос, рефлексия. |
13. |
Просмотр видеоматериала выдающихся хоровых коллективов. Работа над репертуаром. |
5 |
2 |
3 |
0 |
Устный опрос, рефлексия. |
|
Итого |
72 |
22 |
35 |
15 |
|
Задачи первого года обучения: В результате первого года обучения дети должны усвоить понятия о культуре поведения во время занятий и выступлений, а так же овладеть навыками:
- правильной певческой посадки и установки,
- мягкой атаки звука,
- чистого интонирования мелодии,
- чёткого произношения текста,
- пения в диапазоне c 1 – h 1,
- пения в хоре несложных песен в унисон с сопровождением,
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения (72 часа, 2 часа в неделю)
Основное содержание образовательного процесса
Тема 1: Вводное занятие:
Знакомство с учебным предметом, классом, педагогом, друг с другом (рекомендуются различные игровые моменты).
Проведение инструктажа по технике безопасности. Правила поведения во время занятий.
Правила пения и охрана детского голоса.
Тема 2: Певческая установка. Пение в унисон.
Одним из первоначальных этапов в обучении является певческая установка.
Формирование у учащихся навыков правильной певческой установки: прямое положение корпуса, руки свободно вдоль тела, голова в ровном положении, а так же навыков правильной певческой посадки: сидеть на краю стула, спина ровная, ноги стоят на полу под прямым углом (общее состояние – активное) достигаются постепенно в процессе занятий.
Тема 3: Дыхание
Этот раздел основывается на использовании элементов дыхательной гимнастики и ставит перед собой следующие задачи:
- приобретение навыков певческого дыхания с усвоением трех элементов: вдох, задержка, выдох;
- развитие среднереберного певческого дыхания; вдох легкий, выдох бесшумный.
Тема 4: Дикция и артикуляция
Артикуляционные упражнения.
Самомассаж артикуляционного аппарата.
Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя челюсть раскрепощена.
Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных, шипящих. Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с движениями рук, ног.
Тема 5 : Вокальные упражнения
Цель упражнений – выработка вокальных навыков, позволяющих овладеть певческим голосом. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков.
На первом-втором году обучения главная задача упражнений: выработка чёткого унисона, расширение диапазона, овладение основными вокально-хоровыми навыками. Упражнения исполняются как маленькие произведения с различным образным содержанием. Фортепианное сопровождение заключается в гармонической поддержке исполнения. Мелодия упражнений не дублируется. Цель сопровождения – привитие гармонического восприятия упражнений. Важную роль играет исполнение гаммы в различных вариантах. Пение простых музыкальных фраз.
Творческие задания
Выполнение различных заданий, позволяющих проявить творчество, развивающих фантазию. Большое внимание развитию образного мышления (образ во всем – от попевок, до произведений).
Тема 6: Работа над произведениями
Основа этого учебного раздела – тщательная работа над образным содержанием исполняемых произведений, которую условно можно разделить на несколько этапов:
- образное содержание;
- отработка интонационных оборотов;
- дикционные сложности;
- разучивание произведений;
- концертный вариант исполнения.
Тема 7: Звуковедение. Звукоизвлечение мягкое, без рывков. Ощущение округлого звука. Сочетание пения и движения рук или всего корпуса.
Ансамбль, строй. Четкий унисон. Умение слушать друг друга, не выделяя голос из общего звучания. Интонирование простейших мелодий.
Тема 8: Хоровое сольфеджио, музыкальная грамота
Знакомство с длительностями, скрипичным ключом, расположением нот на нотном стане. Осознание сильной и слабой доли, ручные знаки. Понятие о высоких и низких звуках. Ручные знаки и пение «по руке». Использование ручных знаков при пении вокальных упражнений, например: «Живой рояль», «Музыкальное эхо».
Тема 9: Слушание музыки:
Цель этого учебного раздела – развитие хорошего эстетического вкуса, накопление слушательского опыта. Слушание музыки используется для развития образного мышления детей. Применяются различные творческие задания (рисунок, придумать сюжет, название).
Рекомендуемые произведения для слушания: П.И.Чайковский «Детский альбом», М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен–Санс «Карнавал животных».
Использование игровых ситуаций, направленных на раскрепощение, на повышение активности на занятиях, основанных на формирование позитивного мышления.
Тема 10: Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над репертуаром. Разучивание скороговорок, выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении.
Тема 11: Работа над репертуаром. Пение по группам. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения многоголосия
Тема 12: Беседа о сценической культуре, воспитание культуры поведения в зале и на сцене.
Тема 13: Итоговое занятие: Концерт для родителей.
Воспитательные мероприятия:
Воспитательные мероприятия – важнейший фактор воспитания, осуществляются по трём основным направлениям:
- формирование традиций коллектива,
- идеологическая и воспитательная работа,
- общественно-полезная работа.
Направлены на:
- нравственно эстетическое воспитание детей, формирование их музыкального вкуса и интересов;
- воспитание интереса к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру;
- формирование самостоятельности и творческой активности;
- развитие слушательской культуры, пробуждение художественных интересов;
- воспитание чувства патриотизма;
- воспитание чувства коллективизма;
- расширение музыкального кругозора.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
Самостоятельная подготовка |
|||
1. |
Владение своим голосовым аппаратом. Ансамблевое звучание. |
3 |
1 |
2 |
0 |
Устный опрос, рефлексия |
2. |
Овладение собственной манерой вокального исполнения. Звукообразование, звуковедение. |
6 |
2 |
2 |
2 |
Оценка за работу в классе. |
3. |
Голосовые регистры. |
6 |
2 |
2 |
2 |
Оценка за работу в классе. |
4. |
Диапазон голоса. Аккорд /закрепление/. Диапазон голоса Вокально-хоровая работа. |
6 |
2 |
2 |
2 |
Оценка за работу в классе. |
5. |
Хоровой строй. Ансамбль звучания. |
3 |
1 |
2 |
0 |
Оценка за работу в классе. |
6. |
Нотная грамота. Пение многоголосия. |
2 |
|
2 |
0 |
Выступление на концертных площадках. |
7. |
Работа над партиями. |
6 |
2 |
2 |
2 |
Оценка за работу в классе. |
8. |
Концертно-исполнительская деятельность. Подготовка и проведение праздников. Работа с солистами и ансамблями |
6 |
2 |
2 |
2 |
Оценка за работу в классе. |
9. |
Нотная терминология. Творчество композиторов-классиков. |
4 |
2 |
2 |
0 |
Текущая сдача партий. |
10. |
Творчество современных композиторов. |
7 |
2 |
2 |
3 |
Оценка за работу в классе. |
11. |
Нотная грамота. |
10 |
4 |
2 |
4 |
Текущая сдача партий. |
12. |
Работа над репертуаром. Просмотр и анализ видеозаписи выступления детей |
2 |
1 |
3 |
0 |
Устный опрос, рефлексия. |
13. |
Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над репертуаром. |
2 |
1 |
1 |
0 |
Устный опрос, рефлексия. |
14. |
Работа над репертуаром. |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
15. |
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
16. |
Нотная терминология. Концертно-исполнительская деятельность. Подготовка и проведение праздников. |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
|
Итого |
72 |
22 |
35 |
15 |
|
Задачи второго года обучения:
1) Закрепление начальных певческих навыков. Певческая установка: положение головы, корпуса, умение правильно сидеть и стоять во время пения.
2) Понятие и понимание дирижерских жестов.
3) Певческое дыхание.
4) Элементы работы над звукообразованием.
5) Развитие музыкального слуха у учащегося.
6) Работа над унисоном и единой манерой пения.
7) Работа над интонацией.
8) Дикция. Развитие дикционных навыков
9) Навыки legato (распевание слогов) и других штрихов. Совершенствование активного дыхания на non legato и staccato в вокальных упражнениях, попевках.
10) Пение a cappella
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения (72 часа, 2 часа в неделю)
Тема 1: Вокально-хоровые навыки. Ансамблевое звучание. Практика: пение a`cappella. Интервалы /повторение. Воспитание устойчивого интереса к вокально-хоровому пению.
Тема 2: Звукообразование, звуковедение. Практика: пение учебно-тренировочного материала. Мажорное обращение аккордов Воспитание культуры поведения в зале и на сцене.
Тема 3: Звукообразование, звуковедение. Теория: голосовые регистры. Певческая позиция. Минорное обращение аккордов Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио). Воспитание культуры пения.
Тема 4 : Аккорд /закрепление/. Диапазон голоса. Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов. Воспитание культуры пения.
Тема 5: Хоровой строй. Ансамбль звучания. Составные интервалы. Практика: унисон- основа хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена. Воспитание коллективного пения.
Тема 6: Пение многоголосия. Нотная грамота. Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни. Пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения многоголосия. Разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией. Сольный запев - хоровой подхват. .Воспитание коллективного пения.
Тема 7: Работа над партиями. Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения многоголосия. Воспитание культуры пения.
Тема 8 : Работа с солистами и ансамблями. Практика: учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над сольными произведениями: разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией, импровизация. Воспитание культуры пения.
Тема 9: Нотная терминология. Воспитание культуры пения.
Тема 10: Разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни. Пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения многоголосия. Разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией.
Тема 11: Практика: учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над сольными произведениями: разучивание текста, напева.
Тема 12: Работа над партиями.. Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения могоголосия. Воспитание культуры пения.
Тема 13: Работа над произведениями. Разучивание произведений. Интервалы /малые и большие/.. Освоение многоголосия. Пение учебно-тренировочного материала..Воспитание коллективного пения.
Тема 14: Теория: голосовые регистры. Певческая позиция. Ключи. Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио). Воспитание культуры пения.
Тема 15: Работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении. Воспитание культуры поведения в зале и на сцене.
Тема 16: Нотная терминология. Обобщение. Воспитание культуры пения.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организационно-педагогические условия реализации программы:
Исходя из возрастных особенностей кружковцев, хоровом коллективе организованы следующие группы хорового пения:
- первая (1-4 классы);
- вторая (5- 9 классы);
Исходя из задач коллектива, занятия проводятся следующим образом:
· первая группа – 1 раз в неделю по 1 часу;
· вторая группа – 1 раз в неделю по 1 часу;
Формы проведения занятий: индивидуальные (постановка голоса), мелкогрупповые, групповые, крупногрупповые (сводная репетиция).
Каждое занятие кружка является комплексным, так как оно включает в себя различные виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения).
Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы:
- высокий уровень мотивации кружковцев к вокально-хоровому исполнительству;
- профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования;
- творческая самореализация воспитанников, участие вокально-хоровых коллективов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
Материально – техническая база:
- хоровой класс (кабинет музыки);
- фортепиано;
- концертный зал (актовый зал) с оборудованной сценой;
- микрофоны;
- музыкальный центр;
- компьютер.
Основные показатели эффективности реализации данной программы:
исполнительству;
Формы и методы контроля, система оценок. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В данной программе обучения хорового пения используются две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля:
Виды промежуточного контроля:
Выступление на концерте контрольный урок в конце каждого полугодия.
Учет успеваемости учащихся проводится на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий, участия в хоровом самоуправлении.
Используемая литература:
1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2. Добровольская Н.Н. Распевание в школьном хоре. - М.: Музыка,2007.
Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3.Огороднов Д.,
«Музыкально-певческое воспитание детей.»
«Музыкальная Украина», Киев, 1989г. «Музыкальное воспитание детей в
общеобразовательной школе».
4. Пигров К.К. Руководство хором. - М.: Музыка, 2007. ,
5.Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Владос, 2009.
6. Миловский С. Распевание
на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
7. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
8. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
9. Шорин И.П. Развитие, воспитание и охрана певческого голоса.
10. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие. Москва 2001
11. Апраксина А. Из
истории музыкального воспитания. –М, 2001.
12. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса.
– М., 2007.
13. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
14. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
15. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
16. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
17. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М.,
2000.
18. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000.
Список литературы, рекомендованной для детей.
1. Володин Н.
Энциклопедия для детей. — М., 1998
2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.
3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.
4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.
6. Старинные и современные романсы.- М., 2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.