Рабочая программа для психолого-педагогического сопровождения учащихся 2-х классов

  • docx
  • 02.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по психологии 2 класс.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

 «Кто Я? Какой Я?»

 

Программа рассчитана на учащихся 2 классов

Срок реализации – 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Настоящая программа разработана для психолого-педагогического сопровождения учащихся 2-х классов начальной школы. Актуальность данного курса занятий заключается в том, что он ставит перед собой развивающие цели и построен по принципу последовательного развития базовых познавательных процессов, от более простых к более сложным: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, а также такого сложного регулятивного процесса, как произвольность поведения, через развитие умений строить своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилам, что в итоге должно привести к раскрытию интеллектуально-личностного потенциала, креативности и более успешной адаптации в образовательной среде.

Программа психологических развивающих занятий  «Кто Я? Какой Я?» стала призёром III степени общероссийского конкурса «Психология в образовании»  в 2016 г., принимала участие в  IX Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы», и по итогам конкурса в соответствии с приказом министерства образования Саратовской области №1089 от 19.04.2017г. вошла в перечень региональных программ психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних.

Программа рассчитана на 38 часов (по 1 часу в неделю) на один год обучения.

Задачи курса:

·                    развить познавательные универсальные учебные действия путём формирования у школьников элементарные представления об основных познавательных процессах человека, создание условий для развития этих способностей  в ходе выполнения практических упражнений;

·                    развить регулятивные универсальные учебные действия учащихся через  формирование у школьников отношения к себе как к активному субъекту: развивать умения  действовать по предложенному образцу,   видеть и исправлять собственные ошибки,  контролировать и адекватно оценивать свои результаты;

·                    развивать коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечив учащихся информацией о способах и приёмах социально приемлемого взаимодействия с учителем и одноклассниками в совместной учебной деятельности, путём развития вербальных и невербальных средств общения,  формирования умений слушать и уважать собеседников, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

·                    способствовать личностному развитию учащихся через формирование интеллектуальных чувств, учебно-познавательной мотивации, рефлексии собственной   познавательной и учебной деятельности.

Формы деятельности:

·                    актуализация и анализ собственного жизненного опыта;

·                    анализ практических примеров, проблемных ситуаций;

·                    групповые дискуссии и обсуждения;

·                    индивидуальная работа;

·                    психотренинг;

·                    психодиагностические процедуры;

·                    творческие и эвристические задания.

Оценка достижений учащихся: оценивание происходит по результатам анализа образовательного продукта, активности участия в общей работе. Результаты заносятся в "Портфолио» учащихся.


Ожидаемые результаты: измерение и развитие развития базовых познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления;
действий  по образцу, умений слушать собеседников, высказывать собственное мнение, положительных интеллектуальных чувств.

Подведение итогов: выходная диагностика «Мой психологический портрет».

Планируемые результаты

Содержание программы

Раздел 1 (4 часа)

Знакомство детей с названием занятий, правилами работы на них, друг с другом. Беседа о том какие бывают правила совместной деятельности: умение слушать другого, умение договариваться в совместной деятельности, спрашивать о том, что непонятно, выражать согласие или не согласие. Обсуждение вопросов кто я? и какой я? Отличия людей друг от друга (пол, возраст, внешность, характер, привычки, увлечения). Какой я? За что меня хвалят, наказывают. Социальные роли: я - ученик, сын, товарищ. Чем я увлекаюсь.

Раздел 2 Эмоции (2 час)

Раздел 3 Органы чувств. Восприятие. Виды чувствительности человека: обоняние, вкус, осязание, зрительное восприятие, слух.(17 часов)

Раздел 4 Внимание (6 часов)

Раздел 5 Память (2 часа)

Раздел 6 Воображение (3 часа)

Раздел 7 Мышление (3 часа)

Итоговое занятие «Мой психологический портрет»

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование курса «Кто я? Какой я?» во 2 классе:

№ занятия

Темы занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Знакомство. Правила совместной деятельности. Методика «Кто  я?» Рисунок «Это я». Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся, сформированности Я-концепции и самоотношения.

1

 

1

2

Знакомство друг с другом. «Какой я? Какой ты?». Диагностический рисунок «Что мне нравится в школе».

1

 

1

3

«Какой Я и каким я хочу быть?» Социальные роли человека, черты характера, жизненные планы. Что значит «успешный ученик?»

1

0,5

0,5

4

Диагностический рисунок «Что мне нравится в школе?»

1

 

1

5

Эмоции. Эмоции в школе. Диагностика эмоций в школе.

1

0,5

0,5

6

«Как мы познаём мир?» Восприятие.

1

1

 

7

Виды восприятия. Значение восприятия в жизни и учёбе.

1

1

 

8

Вкусовое восприятие. Рисунок  «Мои любимые вкусовые ощущения».

1

 

1

9

Обоняние. Рисунок  «Мои любимые обонятельные ощущения». Значение обоняния.

1

 

1

10

Осязание.  Игра «Отгадай, что внутри».

1

 

1

11

Осязательное восприятие, его анализ. Значение осязания.

1

1

 

12

Зрительное восприятие. «Как и что мы видим?» Зрительные ощущения и их значение.

1

0,5

0,5

13

Диагностика развития уровня зрительного восприятия. Упражнения по развитию восприятия предметов различных форм.

1

 

1

14

«Радуга вокруг нас». Цветовое восприятие.

1

0,5

0,5

15

Классификация цветовых ощущений. Конкурс «словесный аукцион».

1

 

1

16

Упражнения по развитию цветового восприятия.

1

 

1

17

«Есть ли разница между нами?» Зрительное восприятие у человека и у животных. Конкурс презентаций.

1

1

 

18

Слуховое восприятие. Игра «Звучащие предметы».

1

 

1

19

Классификация слуховых ощущений.

1

0,5

0,5

20

Диагностика   слухового восприятия.

1

 

1

21

«Учимся слушать и слышать». Развитие слухового восприятия. Значение слуха.

1

 

1

22

Итоговое занятие по теме «восприятие». Комплексная работа по восприятию объектов внешнего мира.

1

 

1

23

Внимание. Виды и свойства внимания. Входная диагностика внимания – корректурная проба.

1

 

1

24

«Учусь быть внимательным». Выполнение упражнений по развитию зрительного внимания.

2

 

2

25-26

«Учусь быть внимательным». Выполнение упражнений по развитию слухового внимания.

1

 

1

27

«Учусь быть внимательным». Развитие  устойчивости внимания. Выполнение упражнений.

1

 

1

28

«Учусь быть внимательным». Развитие концентрации внимания.

1

 

1

29

Конкурс «Кто самый внимательный?» Итоговое занятие по теме «внимание». Выходная диагностика внимания.

1

 

1

30

«Как мы запоминаем информацию?» Память человека.  Виды памяти. Игра «Попробуй запомнить». Диагностика развития различных видов памяти.

1

0,5

0,5

31

«Учусь запоминать». Конкурс пиктограмм. Развитие образной памяти.

1

 

1

32

«В стране фантазии». Диагностика уровня развития воображения.

1

 

1

33

Конкурс рисунков «Волшебный карандаш». Развитие фантазии: рисуночные упражнения.

1

 

1

34

«Моя вообразилия». Развитие фантазии: вербальные упражнения.

1

 

1

35

«Что я делаю, когда думаю?» Мышление. Интеллект. Ум.

1

0,5

0,5

36

Игра «угадай по признакам». Развитие мышления: операции выделения главных признаков предметов.

1

 

1

37

Викторина «Найди сходства и различия». Развитие мышления: операции сравнения.

1

 

1

38

Итоговое занятие  «Мой психологический портрет». Выходная диагностика.

1

 

1

 

ИТОГО

38

8,5

30,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Материально-техническое обеспечение:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор

 

Список литературы:

 

1.        Гатанов Ю.Б., Курс развития творческого мышления (для детей 6-8 лет): методическое руководство/ Ю.Б. Гатанов.- СПб: ИМАТОН, 2013.-60 с.

2.        Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, В.Г. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М : Просвещение, 2010, 152 с.

3.        Клюева Н.В., Касаткина Ю.В., Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 240 с.

4.        Колмогорова Л.С., Григорьевская Н.Н., Модина И.А., Человекознание. Курс психологии с элементами этики и валеологии: 1 класс, Учебно-методическое пособие для педагогов, школьных пихологов и валеологов. М.: Генезис, 1998, 158 с.

5.        Симановский А.Э., Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 192 с.

6.        Субботина Л.Ю., Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с.

7.        Тихомирова Л.Ф., Басов А.В., Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240 с.

8.        Тихомирова Л.Ф., Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 192 с.

9.        Тихомирова Л.Ф., Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 240 с.

10.    Тихомирова Л.Ф., Упражнения на каждый день:логика для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007.- 144 с.

11.    Черемошкина Л.В., Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 240 с.