Рабочая программа внеурочной деятельности
«Кто Я? Какой Я?»
Программа рассчитана на учащихся 2 классов
Срок реализации – 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана для психолого-педагогического сопровождения учащихся 2-х классов начальной школы. Актуальность данного курса занятий заключается в том, что он ставит перед собой развивающие цели и построен по принципу последовательного развития базовых познавательных процессов, от более простых к более сложным: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, а также такого сложного регулятивного процесса, как произвольность поведения, через развитие умений строить своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилам, что в итоге должно привести к раскрытию интеллектуально-личностного потенциала, креативности и более успешной адаптации в образовательной среде.
Программа психологических развивающих занятий «Кто Я? Какой Я?» стала призёром III степени общероссийского конкурса «Психология в образовании» в 2016 г., принимала участие в IX Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы», и по итогам конкурса в соответствии с приказом министерства образования Саратовской области №1089 от 19.04.2017г. вошла в перечень региональных программ психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних.
Программа рассчитана на 38 часов (по 1 часу в неделю) на один год обучения.
Задачи курса:
· развить познавательные универсальные учебные действия путём формирования у школьников элементарные представления об основных познавательных процессах человека, создание условий для развития этих способностей в ходе выполнения практических упражнений;
· развить регулятивные универсальные учебные действия учащихся через формирование у школьников отношения к себе как к активному субъекту: развивать умения действовать по предложенному образцу, видеть и исправлять собственные ошибки, контролировать и адекватно оценивать свои результаты;
· развивать коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечив учащихся информацией о способах и приёмах социально приемлемого взаимодействия с учителем и одноклассниками в совместной учебной деятельности, путём развития вербальных и невербальных средств общения, формирования умений слушать и уважать собеседников, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
· способствовать личностному развитию учащихся через формирование интеллектуальных чувств, учебно-познавательной мотивации, рефлексии собственной познавательной и учебной деятельности.
Формы деятельности:
· актуализация и анализ собственного жизненного опыта;
· анализ практических примеров, проблемных ситуаций;
· групповые дискуссии и обсуждения;
· индивидуальная работа;
· психотренинг;
· психодиагностические процедуры;
· творческие и эвристические задания.
Оценка достижений учащихся: оценивание происходит по результатам анализа образовательного продукта, активности участия в общей работе. Результаты заносятся в "Портфолио» учащихся.
Ожидаемые результаты: измерение и развитие развития базовых
познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления; действий по
образцу, умений слушать собеседников, высказывать собственное мнение, положительных
интеллектуальных чувств.
Подведение итогов: выходная диагностика «Мой психологический портрет».
Планируемые результаты
Содержание программы
Раздел 1 (4 часа)
Знакомство детей с названием занятий, правилами работы на них, друг с другом. Беседа о том какие бывают правила совместной деятельности: умение слушать другого, умение договариваться в совместной деятельности, спрашивать о том, что непонятно, выражать согласие или не согласие. Обсуждение вопросов кто я? и какой я? Отличия людей друг от друга (пол, возраст, внешность, характер, привычки, увлечения). Какой я? За что меня хвалят, наказывают. Социальные роли: я - ученик, сын, товарищ. Чем я увлекаюсь.
Раздел 2 Эмоции (2 час)
Раздел 3 Органы чувств. Восприятие. Виды чувствительности человека: обоняние, вкус, осязание, зрительное восприятие, слух.(17 часов)
Раздел 4 Внимание (6 часов)
Раздел 5 Память (2 часа)
Раздел 6 Воображение (3 часа)
Раздел 7 Мышление (3 часа)
Итоговое занятие «Мой психологический портрет»
Тематическое планирование курса «Кто я? Какой я?» во 2 классе:
№ занятия |
Темы занятий |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
1 |
Знакомство. Правила совместной деятельности. Методика «Кто я?» Рисунок «Это я». Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся, сформированности Я-концепции и самоотношения. |
1 |
|
1 |
2 |
Знакомство друг с другом. «Какой я? Какой ты?». Диагностический рисунок «Что мне нравится в школе». |
1 |
|
1 |
3 |
«Какой Я и каким я хочу быть?» Социальные роли человека, черты характера, жизненные планы. Что значит «успешный ученик?» |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
Диагностический рисунок «Что мне нравится в школе?» |
1 |
|
1 |
5 |
Эмоции. Эмоции в школе. Диагностика эмоций в школе. |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
«Как мы познаём мир?» Восприятие. |
1 |
1 |
|
7 |
Виды восприятия. Значение восприятия в жизни и учёбе. |
1 |
1 |
|
8 |
Вкусовое восприятие. Рисунок «Мои любимые вкусовые ощущения». |
1 |
|
1 |
9 |
Обоняние. Рисунок «Мои любимые обонятельные ощущения». Значение обоняния. |
1 |
|
1 |
10 |
Осязание. Игра «Отгадай, что внутри». |
1 |
|
1 |
11 |
Осязательное восприятие, его анализ. Значение осязания. |
1 |
1 |
|
12 |
Зрительное восприятие. «Как и что мы видим?» Зрительные ощущения и их значение. |
1 |
0,5 |
0,5 |
13 |
Диагностика развития уровня зрительного восприятия. Упражнения по развитию восприятия предметов различных форм. |
1 |
|
1 |
14 |
«Радуга вокруг нас». Цветовое восприятие. |
1 |
0,5 |
0,5 |
15 |
Классификация цветовых ощущений. Конкурс «словесный аукцион». |
1 |
|
1 |
16 |
Упражнения по развитию цветового восприятия. |
1 |
|
1 |
17 |
«Есть ли разница между нами?» Зрительное восприятие у человека и у животных. Конкурс презентаций. |
1 |
1 |
|
18 |
Слуховое восприятие. Игра «Звучащие предметы». |
1 |
|
1 |
19 |
Классификация слуховых ощущений. |
1 |
0,5 |
0,5 |
20 |
Диагностика слухового восприятия. |
1 |
|
1 |
21 |
«Учимся слушать и слышать». Развитие слухового восприятия. Значение слуха. |
1 |
|
1 |
22 |
Итоговое занятие по теме «восприятие». Комплексная работа по восприятию объектов внешнего мира. |
1 |
|
1 |
23 |
Внимание. Виды и свойства внимания. Входная диагностика внимания – корректурная проба. |
1 |
|
1 |
24 |
«Учусь быть внимательным». Выполнение упражнений по развитию зрительного внимания. |
2 |
|
2 |
25-26 |
«Учусь быть внимательным». Выполнение упражнений по развитию слухового внимания. |
1 |
|
1 |
27 |
«Учусь быть внимательным». Развитие устойчивости внимания. Выполнение упражнений. |
1 |
|
1 |
28 |
«Учусь быть внимательным». Развитие концентрации внимания. |
1 |
|
1 |
29 |
Конкурс «Кто самый внимательный?» Итоговое занятие по теме «внимание». Выходная диагностика внимания. |
1 |
|
1 |
30 |
«Как мы запоминаем информацию?» Память человека. Виды памяти. Игра «Попробуй запомнить». Диагностика развития различных видов памяти. |
1 |
0,5 |
0,5 |
31 |
«Учусь запоминать». Конкурс пиктограмм. Развитие образной памяти. |
1 |
|
1 |
32 |
«В стране фантазии». Диагностика уровня развития воображения. |
1 |
|
1 |
33 |
Конкурс рисунков «Волшебный карандаш». Развитие фантазии: рисуночные упражнения. |
1 |
|
1 |
34 |
«Моя вообразилия». Развитие фантазии: вербальные упражнения. |
1 |
|
1 |
35 |
«Что я делаю, когда думаю?» Мышление. Интеллект. Ум. |
1 |
0,5 |
0,5 |
36 |
Игра «угадай по признакам». Развитие мышления: операции выделения главных признаков предметов. |
1 |
|
1 |
37 |
Викторина «Найди сходства и различия». Развитие мышления: операции сравнения. |
1 |
|
1 |
38 |
Итоговое занятие «Мой психологический портрет». Выходная диагностика. |
1 |
|
1 |
|
ИТОГО |
38 |
8,5 |
30,5 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Список литературы:
1. Гатанов Ю.Б., Курс развития творческого мышления (для детей 6-8 лет): методическое руководство/ Ю.Б. Гатанов.- СПб: ИМАТОН, 2013.-60 с.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, В.Г. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М : Просвещение, 2010, 152 с.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В., Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 240 с.
4. Колмогорова Л.С., Григорьевская Н.Н., Модина И.А., Человекознание. Курс психологии с элементами этики и валеологии: 1 класс, Учебно-методическое пособие для педагогов, школьных пихологов и валеологов. М.: Генезис, 1998, 158 с.
5. Симановский А.Э., Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 192 с.
6. Субботина Л.Ю., Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с.
7. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В., Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240 с.
8. Тихомирова Л.Ф., Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 192 с.
9. Тихомирова Л.Ф., Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 240 с.
10. Тихомирова Л.Ф., Упражнения на каждый день:логика для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007.- 144 с.
11. Черемошкина Л.В., Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 240 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.