Рабочая программа кружка "Спортивные игры" (Корец А.О.)
Краснодарский край
муниципальное образование город Армавир
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 16
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2017 г. протокол № 1
Председатель_________ М.С. Мовсесян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Спортивные игры»
Уровень образования (класс) начальное общее образование, 2-5 классы
Количество часов 18ч
Учитель Исраилов Мамед Монсурович
Пояснительная записка
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции рассчитана на учащихся 8-12 лет. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие во внутришкольных соревнованиях.
Работа секции предусматривает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Для учащихся посещающих секцию первый год ставятся частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений, привитие стойкого интереса к занятиям физической культурой, выполнение нормативных требований по видам подготовки, закаливание организма.
Учебное время по видам подготовки распределено таким образом, чтобы текущие темы совпадали с годовым планированием уроков физкультуры, что дополнительно стимулирует учащихся к занятиям и повышению уровня подготовки по тому или иному виду спорта.
Цель: совершенствование всех функций организма,
укрепление нервной, сердечно-сосудистой, дыхательных систем, опорно-двигательного аппарата. Повышение сопротивляемости организма человека неблагоприятным влияниям внешней среды.
Задачи:
1. Укрепление здоровья, закаливание организма, содействие правильному физическому развитию.
2. Обучение жизненно-важным двигательным навыкам и умениям.
3. Воспитание привычки к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений
Организация работы.
Количество обучающихся в группе до 15 человек. Занятия проходят 6 раз в неделю, 102 часов в год.
Физическое воспитание в школе
План:
1. Физическое воспитание в общеобразовательной школе.
2. Организационная структура физического воспитания в школе:
2.1. Урок как основная форма организации занятий по физической культуре в школе.
2.2. Контроль физического воспитания учащихся.
2.3. Физкультурно-оздоровительная работа в школе.
2.3.1. Гимнастика до занятий.
2.3.2. Физкультминутка и физкультпауза.
2.4. Спортивно-массовая работа в школе.
1. Физическое воспитание в общеобразовательной школе
Основными организационными центрами системы физического воспитания учащихся являются общеобразовательная школа, профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения.
В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными положениями.
С целью совершенствования физического развития и физического воспитания предусматривается организация занятий в детско-юношеских спортивных школах, пионерских лагерях, по месту жительства и в семье.
При оценке значения физической культуры в школьном возрасте важно учитывать ее необходимость при решении задач общего физкультурного образования и физического развития. Необходимо исходить из того, что двигательная активность -- естественная потребность растущего организма, непременное условие физического развития, укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным условиям. Однако специальные исследования содержания общего физкультурного образования, двигательного режима школьников убедительно свидетельствуют о недостаточном удовлетворении этих потребностей.
Недостаток осмысленной двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьезным нарушениям здоровья. Опыт школ, хорошо организующих использование средств физической культуры, позволяет судить о реальной возможности успешного решения проблемы гиподинамии.
Физическая культура в школьном возрасте имеет особенно большое значение для формирования необходимых в жизни двигательных умений, навыков, овладения основами их практического использования в разнообразных условиях двигательной деятельности. В обучении двигательным действиям в этом возрасте можно выделить этапы, благоприятные для быстрого и полноценного освоения новых двигательных действий. В процессе направленного использования этой особенности создаются наилучшие условия для всестороннего развития двигательных качеств. Приобретенные в школьном возрасте двигательные умения и навыки, а также физические, интеллектуальные, волевые и другие качества становятся базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми, воинскими и другими специальными двигательными действиями, дальнейшего физического совершенствования в зрелом возрасте. Не меньшее значение имеет вклад школьного физического образования в развитие личности молодых людей, формирование их мировоззрения и жизненной позиции, морального облика, интеллектуальной и эстетической культуры, волевой устремленности.
Многообразная практика использования физической культуры в школьном возрасте направлена на физическое совершенствование подрастающего поколения. Вместе с тем она должна служить целям обеспечения здорового образа жизни, быта и культурного отдыха, поддержания высокого уровня работоспособности в учебных занятиях и успешного осуществления других видов деятельности. Весь процесс достижения этих целей необходимо связывать со всесторонним развитием личности.
2. Организационная структура физического воспитания в школе
Учебный процесс по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы строится на основе программы по физической культуре в соответствии с существующими требованиями. Программы составлены по возрастному принципу, а для профессиональных школ - с учетом будущей профессиональной деятельности.
Программы по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ имеют следующую содержательную основу - объяснительную записку, в которой определены цель, задачи, содержание обучения, средства и формы контроля за физическим развитием учащихся. Основное содержание уроков по физической культуре - ознакомление с теорией, формирование навыков и умений, воспитание физических способностей, примерные упражнения для выполнения дома.
В занятия по физической культуре включены элементы таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, плавание, лыжная подготовка, а в младшем школьном возрасте - подвижные игры.
Программа по физической культуре в общеобразовательной школе имеет разностороннюю направленность средств и методов физического воспитания. Кроме общей программы по физической культуре имеют оздоровительную, лечебную направленность, что определяет содержание занятий с учащимися специальных медицинских групп. Для учащихся, занимающихся в спортивных секциях и кружках, разрабатываются программы в соответствии с общей и спортивной направленностью.
В соответствии с программой планируются и организуются уроки по физической культуре, профессионально-прикладной физической подготовке, лечебной физической культуре и учебно-тренировочные уроки.
Планирование -это один из основных компонентов системы физического воспитания учащихся. Важно, чтобы учитель при планировании фиксировал свои основные мысли, поиски, руководствуясь конкретными условиями, в которых он трудится, куда входят климатические особенности, наличие спортивного инвентаря и др. На основании программы по физической культуре составляется один из главных документов планирования - план-график прохождения учебного материала за год. В практике используются различные планы-графики, однако наиболее эффективным является график, составленный по принципу постановки учебных задач, которые необходимо решать в определенном классе или на уроке. В соответствии с графиком прохождения учебного материала на год учитель составляет план на полугодие, четверть, что конкретизируется в плане-конспекте урока.
2.1. Урок как основная форма организации занятий по физической культуре
Урок является основной формой организации занятий по физической культуре в школе. Отличительные черты урока следующие: постоянный состав учащихся, соответствие учебного материала утвержденной программе и рабочему плану, точное расписание занятий, применение различных методов обучения, руководящая роль учителя.
Современный урок по физической культуре делится на три части - вводную, основную и заключительную.
Вводная часть -это организованный приход учащихся в зал или на спортивную площадку, рапорт, приветствие и постановка учителем конкретных задач, способствующих психологической готовности учащихся к их решению.
В основной части урока даются теоретические сведения, осуществляется обучение технике движения, воспитание физических способностей - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
В заключительной части урока проводятся специальные упражнения, способствующие снижению функционирования всех систем организма до исходного уровня, снятия повышенной эмоциональности учащихся, а также осуществляется подготовка к организованному уходу их с занятия. Кроме этого, учитель информирует о содержании домашнего задания и особенностях методики его выполнения.
В практике работы общеобразовательной школы используются несколько типов уроков: урок физической культуры общефизической подготовки и урок физической культуры профессионально-прикладной подготовки для специализированных классов. Первый проводится с учащимися, отнесенными к основной и подготовительной медицинским группам, и организуется в общеобразовательных школах на основе программы по физической культуре. Второй позволяет на базе общей физической подготовки развивать способности и качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Прежде всего, учителя физической культуры определяют профессионально важные способности и качества и подбирают комплексы упражнений, развивающие их.
Урок лечебной физической культуры проводится с учащимися, которые по состоянию здоровья относятся к специальной медицинской группе. Такие занятия имеют следующие особенности:
· в подготовительной части урока учащиеся проводят подсчет пульса, выполняют дыхательные упражнения, а затем общеразвивающие упражнения малой, затем средней интенсивности;
· основная часть урока содержит комплексы специальных упражнений лечебной направленности и учебный материал по различным видам спорта;
· заключительная часть соответствует общепринятым положениям.
Практика рекомендует, чтобы ученики в специальной группе во время урока строились не по росту, а по функциональным возможностям - слабые, средние, сильные.
Учебный процесс в специальных группах делится на два периода - подготовительный и основной.
Перевод учащегося из специальной группы в подготовительную или основную осуществляется после углубленного врачебного осмотра и оценки физической подготовленности.
Учебно-тренировочный урок - основная организационная форма занятий с юными спортсменами, в котором часть урока конкретизируется в зависимости от вида спорта.
В подготовительной части урока значительное место занимает функциональная подготовка к предстоящей основной деятельности, что достигается выполнением легко дозируемых упражнений.
Основная часть урока посвящается обучению технике движений или воспитанию физических способностей и характеризуется наибольшей физиологической нагрузкой. Для овладения техникой движений применяются подготовительные и специальные упражнения, а для воспитания физических способностей - следующие упражнения и в такой последовательности:
· упражнения, направленные на воспитание быстроты и выносливости выполняются обычно после упражнений на быстроту;
· упражнения, направленные на совершенствование координационных способностей, как правило, выполняются в начале основной части урока;
· упражнения, направленные на воспитание гибкости обычно чередуются с упражнениями на силу и скоростно-силовую способность.
В заключительной части выполняются несложные упражнения с постоянно понижающейся интенсивностью, строевые и порядковые упражнения. Подсчитывается пульс, учитель подводит итог занятий, дает задание на дом.
Продолжительность учебно-тренировочного урока зависит от возраста и спортивной квалификации юных спортсменов.
Практика показывает, что эффективность осуществления задач в значительной мере определяется четкой дозировкой тренировочного воздействия (продолжительность и интенсивность выполнения одного упражнения, пауза между упражнениями и количество повторения упражнения).
Естественно, что содержание средств, их разнообразие и разнонаправленность будет способствовать и разносторонней физической подготовке учащихся.
2.2. Контроль физического воспитания учащихся
Контролирует физическое воспитание учащихся, как и весь учебный процесс, директор школы. Основные виды такого контроля следующие: всесторонний, или фронтальный - по всем вопросам системы физического воспитания; выборочный - проверяется не вся работа, а только некоторые ее стороны; тематический - проверка одного вопроса.
Такие виды контроля осуществляют директора, их заместители, лучшие учителя школы. При этом они используют следующие методы - наблюдение в процессе урока, анализ документов планирования, беседа с учителем и учащимися, письменная (анкетная) проверка.
Контроль проводится в соответствии с общим планом учебно-воспитательной работы школы, в котором значительное место отводится учебной и внеклассной организации физического воспитания учащихся.
Непосредственный контроль за физическим воспитанием школьников во время урока осуществляет преподаватель физического воспитания. Систематический контроль деятельности, поведения и состояния здоровья занимающихся становится наиболее эффективным при сочетании его с самоконтролем.
Контроль деятельности занимающихся должен быть всесторонним. Необходимо выявлять заинтересованность конкретными заданиями, упражнениями, учебной работой, а также уровень сознательности, ответственности, добросовестности и увлеченности. В поле зрения должно быть отношение занимающихся к преподавателю (уважительное, симпатизирующее, безразличное, боязливое, пренебрежительное, бестактное и т.п.), взаимоотношения занимающихся (межличностные, групповые), дисциплинированность, а также отношение к своему внешнему виду, осанке, манере держаться, выполняемым движениям, действиям, поступкам, окружающей обстановке и пр.
Существенное значение приобретает контроль выполнения правил охраны природы, исполнительности, личной инициативы, творческой активности, своих действий, эмоций, поведения, умения осмысливать и оценивать результаты, вносить в личные действия своевременные и правильные коррективы.
Нельзя упускать из виду объективные и субъективные трудности, возникающие в деятельности занимающихся, волевые усилия по их преодолению, трудолюбие и культуру учебного труда (умение работать сосредоточенно, аккуратно, целесообразно используя усилия и время), способность к самоконтролю и самостоятельному решению задач, взаимоконтроль и взаимопомощь.
Контролем преподавателя должны быть охвачены результаты и успешность индивидуальной или групповой деятельности занимающихся.
Обязателен постоянный контроль состояния организма занимающихся. В массовой физкультурной практике, особенно при большом количестве занимающихся в группе, пользуются простыми, общедоступными методами. Это наблюдения за дыханием и пульсом, окраской кожных покровов, обилием потоотделения, координацией движений, состоянием внимания, характером реакции на неожиданные раздражители, изменением работоспособности. Необходим учет мнений и жалоб занимающихся по поводу предъявляемых требований, нагрузок
Поскольку почти все эти способы контроля опираются на субъективные оценки, следует проявлять осторожность в выводах и неоднократно проверять результаты наблюдений.
2.3. Физкультурно-оздоровительная работа в школе
Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа организуется на основе широкой самостоятельной деятельности школьников. Подготовка физкультурного актива, который мог бы самостоятельно руководить этой работой, его обучение и привитие организаторских навыков - задача не только учителя физической культуры, но и всего педагогического коллектива. Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися проводится до занятий (гимнастика), во время занятий (физкультминутка и физкультпауза) и между занятиями, на переменах (игры на переменах).
2.3.1. Гимнастика до занятий
На учителей возлагается контроль посещаемости и выполнения упражнений. Комплекс гимнастики состоит из 6-8 упражнений и рассчитан на 10 -15 минут. При их составлении и проведении придерживаются следующих методических положений:
· упражнения даются в такой последовательности, чтобы активизировать большое количество мышечных групп;
· первые упражнения должны тонизирующе влиять на весь организм учащихся, организовывать их;
· комплексы упражнений предназначены для занятий в помещении и на открытом воздухе при учете погодно-климатических условий;
· гимнастические упражнения до занятий не должны вызывать утомления, но нагрузку на организм необходимо осуществлять постоянно;
· комплексы упражнений рекомендуется изменять через две недели;
· к проведению и организации гимнастики до занятий привлекаются учащиеся старших классов, имеющие опыт и организаторские навыки;
· на начальных этапах обучения упражнениям используются словесный и наглядный методы, а в дальнейшем только словесный;
· комплексы упражнений составляются для трех возрастных групп - младшего, подросткового и юношеского возрастов.
В комплексы гимнастики до занятий для учащихся подросткового и юношеского возрастов включают упражнения общефизической направленности, взятые из специальной литературы, и из программ по физической культуре.
2.3.2. Физкультминутка и физкультпауза
Физкультминутка - это кратковременный активный отдых, направленный на улучшение работоспособности учащихся средствами физической культуры. На большое значение этого мероприятия указывал известный педагог К. Д. Ушинский. Он отметил, что, заставив детей встать и сесть, повернуться, поднять руки и опустить их, выйти из-за стола и снова сесть за него стройно, ловко и без шума,- можно способствовать не только сохранению здоровья детей, но и лучшему усвоению учебного материала. Действительно, научными исследованиями доказано, а практикой подтверждено, что выполнение упражнений во время общеобразовательных уроков способствует увеличению количества хороших и отличных оценок в 3,2 раза и уменьшению плохих в 2 раза.
Физкультминутку проводят в каждом классе учитель, физорг или общественный инструктор. Она не должна ни утомлять, ни возбуждать детей, и содержать от одного до трех упражнений (для туловища, ног, рук, шеи), выполняемых сидя за партой или стоя.
Физкультпауза, как правило, практикуется на спаренных уроках труда в школьных мастерских или во время выполнения домашних заданий, в том числе в группах продленного дня. Ее рекомендуется проводить через каждые 40-45 мин в течение 10-15 мин. Она включает различные упражнения и игры (невысокой интенсивности).
Активный отдых между уроками, который не только снижает чувство усталости, но и создает положительные эмоции, повышающие работоспособность учащихся,- игры на больших переменах. Как и другие мероприятия в режиме дня, они имеют возрастную направленность. Так, с учащимися подросткового возраста можно проводить игры, близкие к спортивным («Мяч по кругу», «Картошка», «Пионербол», «Загони мяч»), а с учащимися старшего школьного возраста-игры, требующие применения силовых способностей и координации движений («Слон», «Круговой слон», «Волейбол в кругу с выбиванием», «Хоккей на асфальте», «Жонглирование футбольным мячом»). Организуют и проводят игры на больших переменах пионерский, комсомольский и физкультурный активы школы.
Игровой актив обязан ознакомить учащихся с содержанием игр, с местом и временем их проведения, подготовить необходимый инвентарь и награды для победителей.
Таким образом, организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня позволяют значительно повысить двигательную активность школьников, решить ряд задач образовательного и воспитательного характера, укрепить здоровье, создать положительные, радостные эмоции, которые способствуют повышению работоспособности, успешному усвоению знаний в процессе обучения общеобразовательным предметам.
2.4. Спортивно-массовая работа в школе
Спорт - это одна из основных форм организации школьников для систематических занятий физическими упражнениями. Составным элементом занятий спортом является учебно-тренировочный процесс, который осуществляется в соответствии с программами спортивных секций.
Основными задачами спортивных секций в общеобразовательной и профессиональной школе являются:
· всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;
· развитие индивидуальных физических способностей до высокого уровня с целью достижения спортивного успеха в соответствии с возрастом и полом;
· формирование в процессе занятий моральных и волевых качеств, привитие навыков культурного поведения;
· совершенствование организаторских способностей в спортивно-массовой и оздоровительной работе с учащимися разного возраста.
Ожидаемый результат.
В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:
- повысить уровень своей физической подготовленности;
- приобрести навыки и умения по изучаемым видам спорта; уметь технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации;
- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей; - уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию;
- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ- это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Дата проведения |
I Футбол |
5 |
|
|
1 |
Техника передвижения. Удары по мячу головой, ногой |
1 |
02.09 |
2 |
Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения. |
1 |
09.09 |
3 |
Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря. |
1 |
19.09 |
4 |
Тактика игры в футбол. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча, с мячом. |
1 |
23.09 |
5 |
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика вратаря. |
1 |
30.09 |
II Русская лапта |
5 |
|
|
1
|
Предупреждение травматизма и оказание первой помощи при обучении детей игре «Русская лапта». Основы техники игры. Техническая подготовка игроков в лапту: стойка игрока, техника ударов битой по мячу, перебежки, осаливание, самоосаливание и переосаливание. |
1 |
07.10 |
2 |
Ловля мяча и передача в парах. Выбор биты. Удары битой по мячу сверху. |
1 |
14.10 |
3 |
Ловля и передача мяча, осаливание. Двусторонняя игра. Передача, удары битой сверху, метание в цель. |
1 |
21.10 |
4 |
Комплексные упражнения, комбинации. |
1 |
28.10 |
|
Закрепление навыков игры и знакомство с основными правилами |
|
|
5 |
Командные игры и соревнования. |
1 |
04.11 |
III Волейбол |
7 |
|
|
1 |
Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки. |
1 |
11.11 |
2 |
Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Встречная передача. |
1 |
18.11 |
3 |
Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача сверху. |
1 |
25.11 |
4 |
Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Блокирование. |
1 |
02.12 |
5 |
Групповые действия игроков. Взаимодействие игроков передней линии при приеме от подачи |
1 |
09.12 |
6 |
Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме. |
1 |
16.12 |
7 |
Контрольные игры и соревнования. |
1 |
23.12 |
IV Настольный теннис. |
4 |
|
|
1 |
Основы техники и тактики игры. Правильная хватка ракетки, способы игры. Техника перемещений. |
1 |
13.01 |
2 |
Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Изучение подач. |
1 |
20.01 |
3 |
Тренировка ударов «накат» справа и слева. Сочетание ударов. |
1 |
27.01 |
4 |
Свободная игра. Игра на счет. Соревнования. |
1 |
03.02 |
V |
Гандбол. |
5 |
|
1 |
Ручной мяч. Основные правила игры. |
1 |
10.02 |
2 |
Спортивная одежда и обувь. Техника игры в нападении и защите. |
1 |
17.02 |
3 |
Стойки и перемещения, остановки. Ловля и передача мяча двумя руками на месте и в движении. |
1 |
24.02 |
4 |
Ведение мяча и бросок. Отбор и выбивание мяча. Блокирование броска. |
1 |
03.03 |
5 |
Игра вратаря. Подготовка к соревнованиям. Соревнования. |
1 |
10.03 |
VI Баскетбол. |
10 |
|
|
1 |
Основы техники и тактики. Техника нападения. Техника передвижения. Повороты в движении. Сочетание способов передвижений. |
2 |
17.03 24.03 |
2 |
Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока, одной рукой на уровне груди. |
2 |
31.03 07.04 |
3 |
Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок. Бросок с трехочковой линии. |
2 |
14.04 21.04 |
4 |
Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости ведения. |
2 |
28.04 05.05 |
5 |
Обманные движения. Обводка соперника с изменением высоты отскока. |
1 |
12.05 |
6 |
Групповые действия. Взаимодействие игроков с заслонами. |
1 |
19.05 |
ИТОГО: |
36 |
|
Список литературы
1.Настольная книга учителя физической культуры. Автор ПогадаевГ.И
2.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
3. Учебное пособие «Физическая культура».
4. Гимнастика. Автор М.Л. Журавлина.
5. Лыжная подготовка в школе. В.В. Осинцев.
6. Легкая атлетика в школе. О.Н.Трофимов.
7. Журналы «Физическая культура».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.