Рабочая программа для учащихся 8 класса "Занимательная математика"

  • docx
  • 26.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа кружка Занимательная математика .docx

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

кружка естественно - научного направления

«Занимательная математика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.     

Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися.

Для занятий математического кружка «Юный математик» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, решать интересные задачи, познакомить учащихся с историческим развитием математики.

Уровень сложности этих заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Эти задания интересны и доступны обучающимся, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития.

        Хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 8 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (76 часов в год).

Цели:

·         привить интерес учащимся к математике;

·         повысить степень вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность;

·         пробуждать активность исследовательских и познавательных интересов;

·         углубить знания учащихся по математике и ее истории.

Задачи:

·         создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;

·         развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

·         развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;

·         повышение математической культуры ученика;

·         воспитание настойчивости, инициативы.

Формы проведения занятий:

·         индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения;

·         взаимного обучения, самообучения и саморазвития;

·         массовые мероприятия:  творческие отчёты, участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах и т.п.

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности, самостоятельную, творческую работу, работу в группах.

Основные требования к программе кружка:

-связь содержания программы с изучением программного материала;

-использование исторического материала;

-решение более трудных задач;

-использование занимательности;

-решение нестандартных, олимпиадных задач.

 

Учебно- тематический  план

 

 

№ п.п.

Тема

Количество часов

Всего

Теория

практика

1

Рациональные дроби.

10

1

9

2

Квадратные корни.

7

1

6

3

Многоугольники

3

1

2

4

Делимость чисел.

2

1

1

5

Теорема Пифагора.

2

1

1

6

Квадратные уравнения.

6

1

5

7

Текстовые задачи.

11

1

10

8

Дробно рациональные уравнения.

6

1

5

9

Функции.

8

2

6

10

Степень с целыми показателем.

2

-

2

11

Уравнения с параметрами.

3

1

2

12

Неравенства.

6

1

5

13

Площади фигур.

6

-

6

14

Подобие фигур.

3

1

3

15

Итоговое занятие.

1

-

1

 

Итого

76

12

64

 

 

 

Содержание программы

 

Рациональные дроби  (10 часов)

Повторение с учащимися правил вычислений с обыкновенными и десятичными  дробями. Преобразования  рациональных дробей: сумма и разность  дробей, умножение и возведение дроби в степень.

Квадратные корни (7 часов)

Обобщить и систематизировать знания учащихся об арифметическом квадратном корне.

Многоугольники  (3 часа)

Обобщить и систематизировать  знания о многоугольниках.  Закрепить умение находить количество углов и сторон многоугольников.

Делимость чисел  (2 часа)

Повторить  правила делимости чисел  на 2, 3, 4, 5, 9, 10.

Уравнения  (15  часов)

Обобщить и систематизировать знания учащихся о линейных и квадратных уравнениях. Повторить решение квадратных уравнений. Повторить решение дробно-рациональных уравнений. Рассмотреть решение простейших уравнений с параметром.

Неравенства  (6  часов)

Обобщить и систематизировать знания учащихся о линейных и квадратных неравенствах. Повторить решение неравенств методом интервалов.

Функции  (8 часов)

Повторить и обобщить знания учащихся об основных функциях и их свойствах. Повторить построения графиков функций, чтение свойств функций по графику.

Степень  с целым показателем (2 часа)

 Повторение свойств  степени с целым показателем.

Текстовые задачи (11 часов)

Повторение с учащимися понятий «процент», «скорость сближения», «скорость удаления». Решение задач на сплавы, смеси, движение, простые и сложные проценты,  задачи  с экономическим  содержанием.   Знакомство и решение с нестандартными задачами.

Решение геометрических задач (11 часов)

Обобщить и систематизировать знания учащихся о геометрических фигурах и их свойствах. Решение задач на нахождение площади фигур. Решение задач с помощью  теоремы Пифагора  и   на  подобие фигур.

Итоговое занятие (1 час)

Индивидуальная практическая работа.

 

 

 

 

Календарный учебный график программы  кружка естественно - научного направления

«Юный  математик»

 

№ занятия

Раздел

Тема занятия

Форма проведения занятия

Дата проведения

Количество часов

план

факт

1

Рациональные дроби.

Сумма и разность дробей.

Беседа

 

 

1

2

 

Сумма и разность дробей.

Работа в группах

 

 

1

3

 

Сумма и разность дробей.

Работа с раздаточным материалом

 

 

1

4

 

Представление дроби в виде суммы дробей.

Работа в группах

 

 

1

5

 

Представление дроби в виде суммы дробей.

Самостоятельное решение.

 

 

1

6

Многоугольники.

Многоугольники.

Презентация.

 

 

1

7

 

Многоугольники.

Работа в группах

 

 

1

8

 

Многоугольники.

Работа с раздаточным материалом

 

 

1

9

Рациональные дроби.

Умножение дробей. Возведение дроби в степень.

Работа в группах

 

 

1

10

 

Умножение дробей. Возведение дроби в степень.

Работа с раздаточным материалом

 

 

1

11

 

Преобразование рациональных выражений

Работа в группах

 

 

1

12

 

Преобразование рациональных выражений.

Работа с раздаточным материалом

 

 

1

13

 

Преобразование рациональных выражений.

Самостоятельное решение.

 

 

1

14

Делимость чисел.

Делимость чисел.

Презентация.

 

 

1

15

 

 Делимость чисел.

Работа в группах

 

 

1

16

Текстовые задачи

Решение текстовых задач с  экономическим содержанием. Задачи на проценты.

Беседа

 

 

1

17

 

Решение текстовых задач с  экономическим содержанием. Задачи на проценты.

Работа в группах

 

 

1

18

Квадратные корни.

Арифметический квадратный корень. Функция у=√х.

Работа в группах

 

 

1

19

 

Арифметический квадратный корень. Функция у=√х.

Работа с раздаточным материалом

 

 

1

20

 

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

Работа в группах

 

 

1

21

 

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

Работа в группах

 

 

1

22

 

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

Самостоятельное решение.

 

 

1

23

Теорема Пифагора.

О теореме Пифагора.

Презентация.

 

 

1

24

 

О теореме Пифагора.

Работа в группах

 

 

1

25

Квадратные корни.

Преобразование двойных радикалов.

Презентация.

 

 

1

26

 

Преобразование двойных радикалов.

Работа в группах

 

 

1

27

Квадратные уравнения.

Уравнения, сводящиеся к квадратным.

Презентация.

 

 

1

28

 

Уравнения, сводящиеся к квадратным.

Работа в группах

 

 

1

29

 

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

творческую работу

 

 

1

30

 

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

Работа с раздаточным материалом

 

 

1

31

 

Разложение квадратного трехчлена на множители.

Работа в группах

 

 

1

32

 

Разложение квадратного трехчлена на множители.

Самостоятельное решение.

 

 

1

33

Дробно рациональные уравнения.

Решение дробно-рациональных уравнений.

Презентация.

 

 

1

34

 

Решение дробно-рациональных уравнений

Работа в группах

 

 

1

35

 

Решение дробно-рациональных уравнений

Работа с раздаточным материалом

 

 

1

36

 

Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений.

Работа в группах

 

 

1

37

 

Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений.

Работа с раздаточным материалом

 

 

1

38

 

Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений.

Самостоятельное решение.

 

 

1

39

Неравенства.

Решение неравенств с одной переменной.

Работа в группах

 

 

1

40

 

Решение неравенств с одной переменной.

Работа в группах

 

 

1

41

 

Решение неравенств с одной переменной.

Работа с раздаточным материалом

 

 

1

42

 

Решение неравенств с одной переменной.

Самостоятельное решение.

 

 

1

43

 

Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.

Презентация.

 

 

1

44

 

Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.

Самостоятельное решение.

 

 

1

45

Площади фигур.

Формула площади треугольника.

Работа в группах

 

 

1

46

 

Формула площади треугольника.

Самостоятельное решение.

 

 

1

47

 

Формула площади параллелограмма.

Работа в группах

 

 

1

48

 

Формула площади трапеции.

Работа в группах

 

 

1

49

 

Формула площади ромба.

Работа в группах

 

 

1

50

 

Формула площади ромба.

Работа с раздаточным материалом

 

 

1

51

Степень с целыми показателем.

Преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями.

Работа в группах

 

 

1

52

 

Преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями.

Работа в группах

 

 

1

53

Функции.

График функции IyΙ=f(x)  и y=If(x)I

Презентация

 

 

1

54

 

График функции IyΙ=f(x)  и y=If(x)I

Работа с раздаточным материалом

 

 

1

55

 

Функция у=х-1 и у=х-2  и их графики.

Презентация

 

 

1

56

 

Функция у=х-1 и у=х-2  и их графики.

Работа с раздаточным материалом

 

 

1

57

 

Преобразование графиков функций: растяжение,      сжатие, параллельный перенос.

Работа в группах

 

 

1

58

 

Преобразование графиков функций: растяжение,   сжатие, параллельный перенос.

Работа с раздаточным материалом

 

 

1

59

 

Дробно-линейная функция и ее график.

Работа с раздаточным материалом

 

 

1

60

 

Дробно-линейная функция и ее график.

Работа в группах

 

 

1

61

Текстовые задачи.

Задачи «Кенгуру»

Работа в группах

 

 

1

62

 

Задачи «Кенгуру»

Работа с раздаточным материалом

 

 

1

63

 

Задачи «Кенгуру»

Работа с раздаточным материалом

 

 

1

64

Подобие фигур

Решение геометрических задач по теме «Подобие».

Презентация.

 

 

1

65

 

Решение геометрических задач по теме «Подобие».

Работа в группах

 

 

1

66

 

Решение геометрических задач по теме «Подобие».

Работа с раздаточным материалом

 

 

1

67

Уравнений с параметрами.

Решение  уравнений с параметрами.

Презентация.

 

 

1

68

 

Решение  уравнений с параметрами.

Работа в группах

 

 

1

69

 

Решение  уравнений с параметрами.

Самостоятельное решение.

 

 

1

70

Текстовые задачи.

Занимательные комбинаторные задачи.

Работа в группах

 

 

1

71

 

Занимательные комбинаторные задачи.

Работа в группах

 

 

1

72

 

Занимательные комбинаторные задачи.

Самостоятельное решение.

 

 

1

73

 

Нестандартные задачи

Работа в группах

 

 

1

74

 

Нестандартные задачи

Работа в группах

 

 

1

75

 

Нестандартные задачи

Самостоятельная работа.

 

 

1

76

Итоговое занятие.

Олимпиада.

Индивидуальная работа.

 

 

1

 

Итого

 

 

 

 

76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемый результат:

        учащиеся должны

·     уметь выполнять действия над степенями с натуральными показателями;

·     уметь выполнять преобразования алгебраических дробей;

·     знать понятие модуля и его геометрический смысл;

·     уметь выполнять преобразования выражений, содержащих  квадратные корни;

·     уметь решать квадратные уравнения и неравенства, системы уравнений;

·     уметь решать задачи составлением квадратных уравнений;

·     уметь строить графики линейной, квадратичной функций;

·     уметь решать неравенства и системы неравенств;

·     уметь решать уравнения с параметрами;

·     познакомиться с историческим развитием математики;

·     успешно участвовать в математических соревнованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы:

 

1.       Фарков А. В. Математические кружки в школе. 5 - 8 классы. М.: Айрис-пресс, 2006.

2.      Олимпиадные задания по математике 5-8 классы. (500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся) автор-составитель  Н. В. Заболотнева  - Волгоград: Учитель, 2006.

3.      М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И.  Звавич. Сборник задач по алгебре  8-9. М: Просвещение, 2010.

4.      А.Х.Шахмейстер.Корни.- М:Издательство МЦНМО, 2008.

5.      Ахадов А.А., Кордемский Б.А. Удивительный мир чисел: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986.

6.      Г. И. Глейзер. История математики в школе. 7-8 классы. М: Просвещение, 1982.

 

      Список информационных ресурсов:

1.       http://www.zaba.ru

2.      http://www.mathkang.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист корректировки рабочей программы

 

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru