ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
кружка естественно - научного направления
«Занимательная математика»
Пояснительная записка.
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися.
Для занятий математического кружка «Юный математик» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, решать интересные задачи, познакомить учащихся с историческим развитием математики.
Уровень сложности этих заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Эти задания интересны и доступны обучающимся, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития.
Хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 8 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (76 часов в год).
Цели:
· привить интерес учащимся к математике;
· повысить степень вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность;
· пробуждать активность исследовательских и познавательных интересов;
· углубить знания учащихся по математике и ее истории.
Задачи:
· создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
· развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
· развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
· повышение математической культуры ученика;
· воспитание настойчивости, инициативы.
Формы проведения занятий:
· индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения;
· взаимного обучения, самообучения и саморазвития;
· массовые мероприятия: творческие отчёты, участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах и т.п.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности, самостоятельную, творческую работу, работу в группах.
Основные требования к программе кружка:
-связь содержания программы с изучением программного материала;
-использование исторического материала;
-решение более трудных задач;
-использование занимательности;
-решение нестандартных, олимпиадных задач.
Учебно- тематический план
№ п.п. |
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
практика |
||
1 |
Рациональные дроби. |
10 |
1 |
9 |
2 |
Квадратные корни. |
7 |
1 |
6 |
3 |
Многоугольники |
3 |
1 |
2 |
4 |
Делимость чисел. |
2 |
1 |
1 |
5 |
Теорема Пифагора. |
2 |
1 |
1 |
6 |
Квадратные уравнения. |
6 |
1 |
5 |
7 |
Текстовые задачи. |
11 |
1 |
10 |
8 |
Дробно рациональные уравнения. |
6 |
1 |
5 |
9 |
Функции. |
8 |
2 |
6 |
10 |
Степень с целыми показателем. |
2 |
- |
2 |
11 |
Уравнения с параметрами. |
3 |
1 |
2 |
12 |
Неравенства. |
6 |
1 |
5 |
13 |
Площади фигур. |
6 |
- |
6 |
14 |
Подобие фигур. |
3 |
1 |
3 |
15 |
Итоговое занятие. |
1 |
- |
1 |
|
Итого |
76 |
12 |
64 |
Содержание программы
Рациональные дроби (10 часов)
Повторение с учащимися правил вычислений с обыкновенными и десятичными дробями. Преобразования рациональных дробей: сумма и разность дробей, умножение и возведение дроби в степень.
Квадратные корни (7 часов)
Обобщить и систематизировать знания учащихся об арифметическом квадратном корне.
Многоугольники (3 часа)
Обобщить и систематизировать знания о многоугольниках. Закрепить умение находить количество углов и сторон многоугольников.
Делимость чисел (2 часа)
Повторить правила делимости чисел на 2, 3, 4, 5, 9, 10.
Уравнения (15 часов)
Обобщить и систематизировать знания учащихся о линейных и квадратных уравнениях. Повторить решение квадратных уравнений. Повторить решение дробно-рациональных уравнений. Рассмотреть решение простейших уравнений с параметром.
Неравенства (6 часов)
Обобщить и систематизировать знания учащихся о линейных и квадратных неравенствах. Повторить решение неравенств методом интервалов.
Функции (8 часов)
Повторить и обобщить знания учащихся об основных функциях и их свойствах. Повторить построения графиков функций, чтение свойств функций по графику.
Степень с целым показателем (2 часа)
Повторение свойств степени с целым показателем.
Текстовые задачи (11 часов)
Повторение с учащимися понятий «процент», «скорость сближения», «скорость удаления». Решение задач на сплавы, смеси, движение, простые и сложные проценты, задачи с экономическим содержанием. Знакомство и решение с нестандартными задачами.
Решение геометрических задач (11 часов)
Обобщить и систематизировать знания учащихся о геометрических фигурах и их свойствах. Решение задач на нахождение площади фигур. Решение задач с помощью теоремы Пифагора и на подобие фигур.
Итоговое занятие (1 час)
Индивидуальная практическая работа.
Календарный учебный график программы кружка естественно - научного направления
«Юный математик»
№ занятия |
Раздел |
Тема занятия |
Форма проведения занятия |
Дата проведения |
Количество часов |
|
план |
факт |
|||||
1 |
Рациональные дроби. |
Сумма и разность дробей. |
Беседа |
|
|
1 |
2 |
|
Сумма и разность дробей. |
Работа в группах |
|
|
1 |
3 |
|
Сумма и разность дробей. |
Работа с раздаточным материалом |
|
|
1 |
4 |
|
Представление дроби в виде суммы дробей. |
Работа в группах |
|
|
1 |
5 |
|
Представление дроби в виде суммы дробей. |
Самостоятельное решение. |
|
|
1 |
6 |
Многоугольники. |
Многоугольники. |
Презентация. |
|
|
1 |
7 |
|
Многоугольники. |
Работа в группах |
|
|
1 |
8 |
|
Многоугольники. |
Работа с раздаточным материалом |
|
|
1 |
9 |
Рациональные дроби. |
Умножение дробей. Возведение дроби в степень. |
Работа в группах |
|
|
1 |
10 |
|
Умножение дробей. Возведение дроби в степень. |
Работа с раздаточным материалом |
|
|
1 |
11 |
|
Преобразование рациональных выражений |
Работа в группах |
|
|
1 |
12 |
|
Преобразование рациональных выражений. |
Работа с раздаточным материалом |
|
|
1 |
13 |
|
Преобразование рациональных выражений. |
Самостоятельное решение. |
|
|
1 |
14 |
Делимость чисел. |
Делимость чисел. |
Презентация. |
|
|
1 |
15 |
|
Делимость чисел. |
Работа в группах |
|
|
1 |
16 |
Текстовые задачи |
Решение текстовых задач с экономическим содержанием. Задачи на проценты. |
Беседа |
|
|
1 |
17 |
|
Решение текстовых задач с экономическим содержанием. Задачи на проценты. |
Работа в группах |
|
|
1 |
18 |
Квадратные корни. |
Арифметический квадратный корень. Функция у=√х. |
Работа в группах |
|
|
1 |
19 |
|
Арифметический квадратный корень. Функция у=√х. |
Работа с раздаточным материалом |
|
|
1 |
20 |
|
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни |
Работа в группах |
|
|
1 |
21 |
|
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни |
Работа в группах |
|
|
1 |
22 |
|
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни |
Самостоятельное решение. |
|
|
1 |
23 |
Теорема Пифагора. |
О теореме Пифагора. |
Презентация. |
|
|
1 |
24 |
|
О теореме Пифагора. |
Работа в группах |
|
|
1 |
25 |
Квадратные корни. |
Преобразование двойных радикалов. |
Презентация. |
|
|
1 |
26 |
|
Преобразование двойных радикалов. |
Работа в группах |
|
|
1 |
27 |
Квадратные уравнения. |
Уравнения, сводящиеся к квадратным. |
Презентация. |
|
|
1 |
28 |
|
Уравнения, сводящиеся к квадратным. |
Работа в группах |
|
|
1 |
29 |
|
Решение задач с помощью квадратных уравнений. |
творческую работу |
|
|
1 |
30 |
|
Решение задач с помощью квадратных уравнений. |
Работа с раздаточным материалом |
|
|
1 |
31 |
|
Разложение квадратного трехчлена на множители. |
Работа в группах |
|
|
1 |
32 |
|
Разложение квадратного трехчлена на множители. |
Самостоятельное решение. |
|
|
1 |
33 |
Дробно рациональные уравнения. |
Решение дробно-рациональных уравнений. |
Презентация. |
|
|
1 |
34 |
|
Решение дробно-рациональных уравнений |
Работа в группах |
|
|
1 |
35 |
|
Решение дробно-рациональных уравнений |
Работа с раздаточным материалом |
|
|
1 |
36 |
|
Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений. |
Работа в группах |
|
|
1 |
37 |
|
Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений. |
Работа с раздаточным материалом |
|
|
1 |
38 |
|
Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений. |
Самостоятельное решение. |
|
|
1 |
39 |
Неравенства. |
Решение неравенств с одной переменной. |
Работа в группах |
|
|
1 |
40 |
|
Решение неравенств с одной переменной. |
Работа в группах |
|
|
1 |
41 |
|
Решение неравенств с одной переменной. |
Работа с раздаточным материалом |
|
|
1 |
42 |
|
Решение неравенств с одной переменной. |
Самостоятельное решение. |
|
|
1 |
43 |
|
Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. |
Презентация. |
|
|
1 |
44 |
|
Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. |
Самостоятельное решение. |
|
|
1 |
45 |
Площади фигур. |
Формула площади треугольника. |
Работа в группах |
|
|
1 |
46 |
|
Формула площади треугольника. |
Самостоятельное решение. |
|
|
1 |
47 |
|
Формула площади параллелограмма. |
Работа в группах |
|
|
1 |
48 |
|
Формула площади трапеции. |
Работа в группах |
|
|
1 |
49 |
|
Формула площади ромба. |
Работа в группах |
|
|
1 |
50 |
|
Формула площади ромба. |
Работа с раздаточным материалом |
|
|
1 |
51 |
Степень с целыми показателем. |
Преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями. |
Работа в группах |
|
|
1 |
52 |
|
Преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями. |
Работа в группах |
|
|
1 |
53 |
Функции. |
График функции IyΙ=f(x) и y=If(x)I |
Презентация |
|
|
1 |
54 |
|
График функции IyΙ=f(x) и y=If(x)I |
Работа с раздаточным материалом |
|
|
1 |
55 |
|
Функция у=х-1 и у=х-2 и их графики. |
Презентация |
|
|
1 |
56 |
|
Функция у=х-1 и у=х-2 и их графики. |
Работа с раздаточным материалом |
|
|
1 |
57 |
|
Преобразование графиков функций: растяжение, сжатие, параллельный перенос. |
Работа в группах |
|
|
1 |
58 |
|
Преобразование графиков функций: растяжение, сжатие, параллельный перенос. |
Работа с раздаточным материалом |
|
|
1 |
59 |
|
Дробно-линейная функция и ее график. |
Работа с раздаточным материалом |
|
|
1 |
60 |
|
Дробно-линейная функция и ее график. |
Работа в группах |
|
|
1 |
61 |
Текстовые задачи. |
Задачи «Кенгуру» |
Работа в группах |
|
|
1 |
62 |
|
Задачи «Кенгуру» |
Работа с раздаточным материалом |
|
|
1 |
63 |
|
Задачи «Кенгуру» |
Работа с раздаточным материалом |
|
|
1 |
64 |
Подобие фигур |
Решение геометрических задач по теме «Подобие». |
Презентация. |
|
|
1 |
65 |
|
Решение геометрических задач по теме «Подобие». |
Работа в группах |
|
|
1 |
66 |
|
Решение геометрических задач по теме «Подобие». |
Работа с раздаточным материалом |
|
|
1 |
67 |
Уравнений с параметрами. |
Решение уравнений с параметрами. |
Презентация. |
|
|
1 |
68 |
|
Решение уравнений с параметрами. |
Работа в группах |
|
|
1 |
69 |
|
Решение уравнений с параметрами. |
Самостоятельное решение. |
|
|
1 |
70 |
Текстовые задачи. |
Занимательные комбинаторные задачи. |
Работа в группах |
|
|
1 |
71 |
|
Занимательные комбинаторные задачи. |
Работа в группах |
|
|
1 |
72 |
|
Занимательные комбинаторные задачи. |
Самостоятельное решение. |
|
|
1 |
73 |
|
Нестандартные задачи |
Работа в группах |
|
|
1 |
74 |
|
Нестандартные задачи |
Работа в группах |
|
|
1 |
75 |
|
Нестандартные задачи |
Самостоятельная работа. |
|
|
1 |
76 |
Итоговое занятие. |
Олимпиада. |
Индивидуальная работа. |
|
|
1 |
|
Итого |
|
|
|
|
76 |
Планируемый результат:
учащиеся должны
· уметь выполнять действия над степенями с натуральными показателями;
· уметь выполнять преобразования алгебраических дробей;
· знать понятие модуля и его геометрический смысл;
· уметь выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни;
· уметь решать квадратные уравнения и неравенства, системы уравнений;
· уметь решать задачи составлением квадратных уравнений;
· уметь строить графики линейной, квадратичной функций;
· уметь решать неравенства и системы неравенств;
· уметь решать уравнения с параметрами;
· познакомиться с историческим развитием математики;
· успешно участвовать в математических соревнованиях.
Методическое обеспечение программы:
1. Фарков А. В. Математические кружки в школе. 5 - 8 классы. М.: Айрис-пресс, 2006.
2. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы. (500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся) автор-составитель Н. В. Заболотнева - Волгоград: Учитель, 2006.
3. М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич. Сборник задач по алгебре 8-9. М: Просвещение, 2010.
4. А.Х.Шахмейстер.Корни.- М:Издательство МЦНМО, 2008.
5. Ахадов А.А., Кордемский Б.А. Удивительный мир чисел: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986.
6. Г. И. Глейзер. История математики в школе. 7-8 классы. М: Просвещение, 1982.
Список информационных ресурсов:
1. http://www.zaba.ru
2. http://www.mathkang.ru
Лист корректировки рабочей программы
Класс |
Название раздела, темы |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.