Рабочая программа ДО "Акварелька"
Оценка 4.9

Рабочая программа ДО "Акварелька"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
27.06.2020
Рабочая программа ДО "Акварелька"
Программа ДО"Акварелька" составлена на основе авторской программы Е.И. Коротеевой "Смотрю на мир глазами художника"
3-4 класс Акварелька ДО рабочая программа .docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Смотрю на мир глазами художника»

детского объединения «Акварелька»

на 2года(3-4 класс)

возраст обучающихся 9-11 лет

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования

                                                                        Потложа Людмила Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород- 2016

 

 

 

 

Программа:           «Смотрю на мир глазами художника»

Вид:                          авторская

Уровень:                   образовательная

Направленность:     художественно-эстетическая

 

 

 

Автор программы:    Потложа Людмила Анатольевна

 

 

 

 

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета

от «31» августа 2016г., протокол № 1

 

 

 

 

Председатель       _______________       Маслова В.А.

                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа  детского объединения «Акварелька»  составлена на основе примерной  программы художественно - эстетического направления  «Смотрю на мир глазами художника»,  автор Е.И. Коротеева: Москва «Просвещение» 2013 год Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования  из сборника  «Примерные программы внеурочной деятельности», Начальное и основное образование, под редакцией В.А.Горского. -  3-е изд.  - М.: Просвещение, 2013, -111с.- (Стандарты второго поколения).

 

Отличительная  особенность программы от других существующих программ в осуществлении взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

 

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации,  бумажной пластики. а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

 

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций.

 

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Задания  занятий направлены  на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно - прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

 

Цель  программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.

 

Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

- научить приёмам исполнительского мастерства;

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

 

Учебные задачи:

- освоение детьми основных правил изображения;

- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

- развитие стремления к общению с искусством.

Воспитательные задачи:

- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

-развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

Творческие задачи:

- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

 

Сроки реализации программы: 2года

 

Возраст обучающихся9-11 лет

 

Форма занятий групповая – три группы по 15 человек.

 

Режим занятий:  1 раз в неделю по 2 академических часа, количество учебных часов в год – 72 часа, так как программа дополнительного образования рассчитана на 36 недель.

 

 

 

Формы организации занятий: 

Групповые (творческие мастерские). В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Индивидуальные (самостоятельная работа).

Коллективные (занятия,  проекты, экскурсии, игра, КТД, музеи, выставки, мастерские художников, концертные залы, театры)


Ожидаемые результаты и способы их проверки

- всестороннее развитие личности воспитанника (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);

- приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;

- раскрытие творческих способностей;

- коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);

-получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству;

целостного отношения к социальной реальности в целом;

- умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.

Обучаемые первого года обучения (3-и классы) 

 Должны знать:

- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

- творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;

- основы графики;

- правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

Должны уметь:

- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

- пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);

- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

- рисовать кистью элементы растительного орнамента;

- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

- проявлять творчество в  создании работ.

Обучаемые второго года обучения (4-е классы)

 Должны знать:

- основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме;

- развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

- развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;              

- выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

- учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;

- о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;

-  о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

-образный язык разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;

 

Должны уметь:

- строить  или  конструировать на плоскости, в объеме и пространстве; украшать  декоративно  и художественно с использованием различных художественных материалов;

- выполнять художественные работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, аппликация; 6. приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей

- владеть начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также  коллективного творчества,

- взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

- изображать предметный мир, мир растений и животных;

-  изображать человека на плоскости и в объеме;

- общаться через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

 

 

Данная программа способствует формированию личностных и

метапредметных универсальных учебных действий:

1. Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

 - развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и

художественной культурой;

 - понимание чувств других людей, сопереживание им.

 2.Регулятивные универсальные учебные действия:

 - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной

задачей;

 - принимать и сохранять учебную задачу;

 - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

 - различать способ и результат действия;

 - адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

 - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

3.Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не

совпадающих с его собственной;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

 

 Проверка результативности: входной контроль в начале года: беседа с детьми, родителями, практическая работа; промежуточный контроль по четвертям, по темам; итоговая аттестация: участие во внутренних школьных, городских, областных выставках.

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы могут быть подведены в форме:

 - отчётной выставки,

 - отчётного концерта или спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел, музыкантов, артистов с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и театрального профиля.

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах искусства, дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных  тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства. Организуется защита итоговых творческих проектов.

 

Учебно-тематический план для 3кл.

 

№ п/п

Темы

Всего часов

на год обучения

Количество часов

Теория

Практика

1

Живопись

22

11

11

2

Графика

20

10

10

3

Скульптура

8

4

4

4

Аппликация

8

5

5

5

Бумажная пластика

4

2

2

6

Работа с природными мате­риалами

4

2

2

7

Организация и обсуждение выставки детских работ

6

3

3

 

Итого

72

36

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план для 4 кл.

 

№ п/п

Темы

Всего часов

на год обучения

Количество часов

Теория

Практика

1

Живопись

22

11

11

2

Графика

20

10

10

3

Скульптура

8

4

4

4

Аппликация

8

5

5

5

Бумажная пластика

4

2

2

6

Работа с природными мате­риалами

4

2

2

7

Организация и обсуждение выставки детских работ

6

3

3

 

Итого

72

36

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Календарно-тематическое планирование для 3класса

 

п/п

Дата

Раздел.

Тема учебного занятия

Всего часов

72

Содержание деятельности

Примечания

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Кол-во часов

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Кол-во часов

 

Живопись

22

 

 

 

1

4.09

Инструктаж по технике безопасности

 на экскурсии. Введение. Экскурсия на природу «Прекрасное   вокруг нас».

 

2

Вводное занятие.

Инструменты и материалы. Техника безопасности.

Наблюдение. Экскурсия.

Зарисовки, наброски.

 

2

11.09

Инструктаж по технике безопасности

 работы с кистями и акварелью. Выполнение набросков с натуры.

2

Беседа о видах  и жанрах

живописи «Встреча  с королевой Кисточкой».

 

Изобразительная

Выполнение набросков с натуры.

 

3

18.09

Рисование цветов. Группировка элементов.

Акварель.

2

Рассказ красок.

Основы цветоведения.

Представление о

дополнительных цветах.

Изобразительная

Зарисовка растений с натуры в цвете.

 

4

25.09

Натюрморт из народных предметов

2

Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Изобразительные свойства акварели.
Иметь представление о тёплых и холодных цветах.

Натюрморт из трёх предметов. Понятие  «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Творческая мастерская

 

5

2.10

Природная форма – лист. «Осенние листья»

2

Мастерские художников

В.М. Васнецова. Знакомство с живописным приёмом подма­лёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами ахроматического ряда.

Изображение листьев, веток Тоновая растяжка цвета, акварель. Индивидуальная работа

 

6

9.10

Коллективное панно «Листопад»

2

Мастерские художников

Художник И.Левитан

Осваивать приемы получения живописного пятна без использования палитры.

Коллективное панно «Листопад».

 

7

16.10

 «Фантастические птицы»

 

2

Закрепление. Приемы получения живописного пятна без использования палитры.

Групповой проект

«Фантастические птицы»

Рисование птиц.

 

8

23.10

Пейзаж «Деревья».

 

2

Мастерские художников

Художник И.Шишкин. Пленэрные зарисовки.  Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура.

Групповые (творческие мастерские).

 

9

30.10

 

Фигура человека. Пропорции.

2

Объяснение. Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

Групповые (творческие мастерские). Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

 

10

6.11

Фантастические фигурки.

2

Закрепление. Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

Изображение с натуры фантастических фигурок.

Творческая мастерская.

 

11

13.11

Персонаж любимой сказки.

2

Закрепление. Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

Групповые (творческие мастерские). Сказочные персонажи

 

12

20.11

Выставка детских работ «Как хорошо уметь рисовать!»

2

Закрепление знаний, полу­ченных за год.

Отчётная выставка детских работ.

 

 

Организация и обсуждение выставки детских работ Уметь высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников  и  критические замечания.

 

Графика

20

 

 

 

13

27.11

Инструктаж по технике безопасности «Добрая линия, злая, колючая, тихая, спокойная»

2

Мастерские художников

Живописец, график. Т.А. Мавриной – Лебедевой;

Графические техники.

      Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

Изобразительная

Графика Графические техники.

«Добрая линия, злая, колючая, тихая, спокойная» рисование разных изображений с помощью нити из клубка.

 

 

14

4.12

«Аквариум». Изображение рыб

2

Познавательная беседа

Пластилинография

Сувенирная мастерская.

изображение рыб. Работа в паре

 

15

11.12

Изображение насекомых

«Дюймовочка в мире насекомых»

2

Познавательная беседа

Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью».

Изображение насекомых,

Коллективный проект.

 

16

18.12

Изображение животных.

Елочные украшения.

2

Мастерские художников

Известные художники-анималисты.  Получение графических структур. Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция.

Изображение животных. Самостоятельная работа

 

 

17

25.01

Обувь для сороконожки

2

Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал работа штрихом, Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок Натюрморт. 

Изображение обуви

Групповой проект

Посоветуй сороконожке, как сберечь обувь.

 

18

15.01

Композиция с фигурами в движении. Коллективный проект.

«Сказочный городок».

.

2

Сюжетно-ролевая игра « В мастерской Папы Карло». Пропорция человеческой фигуры Использовании двух и более выразительных средств -толстой и тонкой линий, ритма пятна.

Изображение сказочных персонажей. Композиция с фигурами в движении. Коллективный проект

 

 

19

22.01

Экскурсия в кукольный театр.

2

 Рассказ экскурсовода.

Как создаются куклы?

Просмотр сказки в кукольном театре.

 

20

29.01

Изображение фактуры тканей.

2

Познание. Создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств - ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен

Групповые (творческие мастерские). Изображение фактуры тканей.

 

21

5.02

 Проект «Зимние пейзажи».

 

2

Объяснение.

Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.

«Зимние пейзажи». Проект. Изображение пейзажей с двумя-тремя планами.

 

22

12.02

 Проект «Зимние пейзажи».

2

 Закрепление. Воздушная перспектива при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.

 

«Зимние пейзажи». Проект. Изображение пейзажей с двумя-тремя планами.

 

23

19.02

Выставка детских работ «Мы любим рисовать!»

2

Закрепление знаний, полу­ченных за год.

Отчётная выставка детских работ.

Организация и обсуждение выставки детских работ Уметь высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников  и  критические замечания.

 

Скульптура

8

 

 

 

24

 

26.02

Инструктаж по технике безопасности  «В зоопарке тихий час» Лепка лежащих животных.

2

Сюжетно-ролевая игра «В зоопарке»

Скульптура. Знакомство с простейшими приемами предметной лепки.

Сувенирная мастерская. Лепка лежащих животных. Самостоятельная работа

 

 

25

5.03

Нэцкэ. Лепка сидя­щей фигуры человека.

 

2

Мастерские скульпторов

Известные скульпторы. Активное закрепление навыков ра­боты с мягкими скульптурными материалами. Ведение рабо­ты от общей большой массы без долепливания отдельных частей.

Передай движение. Лепка сидя­щей фигуры человека.

Индивидуальная работа.

 

26

12.03

Экскурсия в  музей народной культуры.

Народная игрушка.

2

Экскурсия в  музей народной культуры.

Исторические сведения

Народное декоративно-прикладное искусство

Освоение приёмов декоративного украше­ния плоской формы элементами объёмных масс.

Сувенирная мастерская Декоративная лепка  различных фигурок на тему народных игрушек, сувениров.

 

 

27

19.03

Украсим свой дом.

2

Беседа. Приёмы продавливания карандашом, передача фактуры (создание следов с помощью инструментов).

 Творческая мастерская.

Лепка  декоративных украшений для жилища. Самостоятельная работа

 

Аппликация

8

 

 

 

28

26.03

Инструктаж по технике безопасности работы с ножницами, клеем, бумагой.

Натюрморт. Кол­лаж.

2

Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций

 

Конструктивная форма работы. Изображение натюрморта. Кол­лаж.

 

 

 

29

 

2.04

Орнаменты и узоры из фантиков.

2

Приемы. Объяснение Создание образа с помощью ритма.

Конструктивная форма работы. Коллективное панно « Фантиковый  ковер» .Выполнение работ на создание образа с помощью ритма.

 

30

 

9.04

Воздушная перспекти­ва. Пейзаж «Весеннее пробуждение».

2

Беседа. Выполнение работ на передачу воздушной перспекти­вы.

Конструктивная форма работы. Индивидуальная. Изображение пейзажа.

 

 

31

16.04

«Лоскутные чудеса». Изображение пейзажа лоскутками.

2

Ознакомление. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Изображение пейзажа

лоскутками.

Конструктивная форма работы. Групповая.

 

Бумажная пластика

4

 

 

 

32

23.04

Инструктаж по технике безопасности работы с бумагой.

Проект «Парк будущего»

2

Путешествие «История возникновения бумаги, ее виды». Закрепление навыков работы с бе­лой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручи­вания, надрезания.

Создание пейзажей парка будущего.

Коллективная работа.

 

 

33

30.04

Создание игровой площадки из белой бумаги.

2

 В гостях у бумаги.

Различные приёмы сминания бумаги.

 

Создание игровых площадок

 Коллективный проект Работа над объёмной, пластической композицией, в ко­торой используются различные приёмы сминания бумаги.

 

Работа с природными мате­риалами

4

 

 

 

34

7.05

Инструктаж по технике безопасности при работе с камнями.

Разрисовка камня в живописной манере.

2

Техника безопасности.

Особенности работы с природными материалами. Составление памятки.

Найти в  форме камня образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью.

Работа в паре.

 

35

14.05

Декоративная роспись камней.

 

2

Ознакомление с техникой разрисовки камней как в живописной манере и декоративной манере.

 Встреча с Хозяйкой Медной горы.

Декоративная роспись камней.

Самостоятельная работа

 

 

36

21.05

Выставка детских работ «Сувенир своими руками!»

2

Закрепление знаний, полу­ченных за год.

Отчётная выставка детских работ.

 

Организация и обсуждение выставки детских работ Уметь высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников  и  критические замечания.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование для 4класса

 

п/п

Дата

Раздел.

Тема учебного занятия

Всего часов

72

Содержание деятельности

Примечания

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Кол-во часов

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Кол-во часов

 

Живопись

22

 

 

 

1

1.09

2.09

 

Инструктаж по технике безопасности

Цели и задачи курса. Основы цветоведения

 

 

2

Вводное занятие.

Инструменты и материалы. Техника безопасности. Основные и дополнительные цвета.

 Изобразительная

Этюд букета цветов с натуры.

 

 

2

8.09

9.09

 

Живописные техники.

 

2

Беседа о видах  и жанрах

живописи- «Встреча  с королевой Кисточкой».

 

 

Изобразительная

Изучение способов наложения красок по сырому или просохшему листу.

 

 

3

15.09

16.09

 

Локальный цвет. Зависимость цвета от расстояния и освещения.

 

2

Рассказ-демонстрация. Особенности рефлекса в живописи.

 

 

Изобразительная

Этюд апельсина на голубой скатерти.

 

4

22.09

23.09

 

Контраст и нюанс цвета. Яркость цвета

2

Беседа. Контраст и нюанс цвета. Яркость цвета

 

Творческая мастерская Составление композиции

«Зеленый лягушонок

в зеленом болоте».

 

 

5

29.09

30.09

 

Родственные цвета.

2

Рассказ красок.

Родственные цвета.

 

Индивидуальная работа

Изображение цветового этюда с различным цветовым решением.

 

 

6

6.10

7.10

 

Теплохолодность цветовой палитры.

 

2

Беседа. Теплохолодность цветовой палитры.

Коллективное панно

Изготовление наглядной таблицы

Творческие этюды.

 

 

7

13.10

14.10

 

 Изображение уголка леса

2

 Мастерские художников. Различные породы деревьев, особенности освещения.

Групповой проект

Этюд лесного пейзажа по представлению.

 

8

20.10

21.10

 

Изображение доброго и злого сказочного образа

2

Объяснение. Способы передачи эмоционального состояния человека

Групповые (творческие мастерские). Изображение сказочного героя по представлению.

 

9

27.10

28.10

 

Образ дерева

2

Мастерские художников

Передача характера различных видов деревьев

Групповые (творческие мастерские). Изображение сказочных деревьев

 

10

3.11

11.11

 

Натюрморт с натуры.

Крынка и яблоко.

 

2

Объяснение.

Передача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов.

Творческая мастерская.

Составление композиции.

 

 

11

10.11

18.11

 

Натюрморт по представлению из различных предметов с более глубоким пространственным фоном.

 

2

Закрепление.

Передача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов.

Самостоятельная творческая работа в графической или живописной технике.

 

12

17.11

25.11

 

Выставка детских работ «Как хорошо уметь рисовать!»

2

Закрепление знаний, полу­ченных за год.

Отчётная выставка детских работ.

 

 

Организация и обсуждение выставки детских работ Уметь высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников  и  критические замечания.

 

Графика

20

 

 

 

13

24.11

2.12

 

Инструктаж по технике безопасности Линии на плоскости. Круг, квадрат, прямоугольник.

2

Объяснение. Перспективного сокращения плоских предметов.

Изобразительная

графика Упражнения по прорисовке перспективного сокращения плоских предметов.

 

 

14

1.12

9.12

 

Линия в пространстве

2

Познавательная беседа

Изучение сравнительного анализа нарисованных линий. Воображаемая глубина листа.

Изобразительная

графика. Волшебные линии.

 

 

 

15

8.12

16.12

 

Рисунок шара.

 

 

2

Анализ шарообразной формы, сравнение с кубом.

 

Изобразительная

графика .

Этюд красного яблока.

 

16

15.12

23.12

 

 Рисунок куба

2

Познавательная беседа Линейно-конструктивное построение куба.

 

Изобразительная

Графика. Эскизный набросок домика.

 

 

 

17

22.12

13.01

 

Техника печати «сухой кистью»

2

Мастерские художников анималистов.

Групповой проект

Изображение животных и кроны деревьев на картоне

 

18

29.12

20.01

 

 Создание графических образов

2

Сюжетно-ролевая игра « В мастерской Папы Карло».

Коллективный проект

Изображение портрета человека с использованием толстой и тонкой линий.

 

19

12.01

27.01

 

Рисование без отрыва от плоскости

2

 Познание. Как работать гелевой ручкой.

Работа гелевой ручкой. Изображение пейзажа.

 

20

19.01

3.02

 

Рисование без отрыва от плоскости

2

Закрепление. Как работать гелевой ручкой.

Групповые (творческие мастерские). Работа гелевой ручкой. Изображение цветов

 

21

26.01

10.02

 

Чёрное и белое

2

Сравнение. Чёрное и белое

Проект. Изображение гор чёрным цветом

 

22

2.02

17.02

 

Самостоятельная творческая работа «Я рисую природу»

2

  Мастерские художников графики.

 

Проект. Изображение природы только чёрной карской.

 

23

9.02

24.02

 

Выставка детских работ «Мы любим рисовать!»

2

Закрепление знаний, полу­ченных за год.

Отчётная выставка детских работ.

Организация и обсуждение выставки детских работ Уметь высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников  и  критические замечания.

 

Скульптура

8

 

 

 

24

16.02

3.03

 

Инструктаж по технике безопасности.

  Наши друзья животные

2

Экскурсия . Сюжетно-ролевая игра «В зоопарке»

 

Сувенирная мастерская.

Анализ общего строения животного, живописные этюды

 

 

25

23.02

10.03

 

Самостоятельная творческая работа «Разноцветный зоопарк»

2

Мастерские скульпторов

 

Индивидуальная работа.

Составление композиции с произвольным разноплановым расположением фигур животных

 

26

2.03

17.03

 

Птицы в полёте.

2

Познаем элементы объёмных масс. Определение пропорций птицы. Передача особенностей ее строения, цветовое решение.

Сувенирная мастерская

Лепка птиц.

 

 

27

9.03

24.03

 

Виды декоративного узора

2

Беседа. Виды декоративного узора

 Творческая мастерская.

Самостоятельная работа

Лепка декоративного узора, украшений

 

Аппликация

8

 

 

 

28

16.03

31.03

 

Инструктаж по технике безопасности

Работа над сюжетной аппликацией

2

Продолжение освоения техники аппликации.

Творческая мастерская Выполнение аппликации «Букет сирени»

 

29

23.03

7.04

 

Предметная аппликация.

2

Ознакомление. Предметная аппликация.

Сувенирная мастерская Выполнение аппликации «Петрушка»

 

30

30.03

14.04

 

Объёмная аппликация

2

Беседа. Объёмная аппликация

 

Творческая мастерская Выполнение аппликации «Как Баба Яга Деду Морозу помогла».

 

31

6.04

21.04

 

Декоративная аппликация

2

Повторение. Декоративная аппликация

Творческая мастерская Выполнение аппликации «Снежинки»

 

Бумажная пластика

4

 

 

 

32

13.04

28.04

 

Инструктаж по технике безопасности

Работа приёмом закручивания

 

2

Совершенствование приёма закручивание.

Индивидуальная работа.

Выполнение работы «Кошка»

 

33

20.04

5.05

 

Работа над приёмом сминания

2

 В гостях у бумаги. Прием сминания.

 

Коллективный проект  Выполнение работы «Мимоза»

 

Работа с природными мате­риалами

4

 

 

 

34

27.04

12.05

 

Инструктаж по технике безопасности Цветок из дерева

 

2

Техника безопасности.

Составление памятки.

Выполнение работы из срезов дерева «Цветок»

 

35

11.05

19.05

 

Мои результаты

2

Подводится итог работы каждого участника кружка, обсуждение лучших работ

Выбор лучших работ. Уметь высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников  и  критические замечания.

 

36

18.05

25.05

 

Выставка детских работ «Сувенир своими руками!»

2

Закрепление знаний, полу­ченных за год.

Отчётная выставка детских работ.

 

 


 

Содержание изучаемого курса

3класс

1. Живопись

 Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают зву­чание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подма­лёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа: изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.

2.Графика

 Расширение знаний о выразитель­ности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.

Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.

3. Скульптура

 Активное закрепление навыков ра­боты с мягкими скульптурными материалами. Ведение рабо­ты от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украше­ния плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидя­щей фигуры человека, декоративных украшений.

 

4. Аппликация

 Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспекти­вы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа: изображение натюрмортов, кол­лажей, пейзажей.

 

5. Бумажная пластика

 Закрепление навыков работы с бе­лой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручи­вания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в ко­торой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

 

6.Работа с природными материалами

 Особенностью работы с природны­ми материалами является использование более крупных при­родных форм. Например, при выборе камней отдаётся пред­почтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлага­ется разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

 

7.Организация и обсуждение выставки детских работ

Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых ре­зультатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полу­ченных за год.

4класс

1.     Живопись

Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.

 

2.Графика

Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

 

3. Скульптура

Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению! рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

 

4. Аппликация

Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.

 

5. Бумажная пластика

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.

 

6.Работа с природными материалами

Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

 

7.Организация и обсуждение выставки детских работ

 

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.

 

Методическое обеспечение

Приемы ,  методы организации и формы занятий: 

Словесные (рассказ, объяснение, беседа).

Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).

Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).

Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).

Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).

Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный контроль, методы самоконтроля).

Методы стимулирования учебной деятельности:

экскурсии в Художественный музей и музей народной культуры (выставки).

 Создание ситуации успеха в обучении:

мини выставки воспитанников;

демонстрация готовых изделий.

Методы контроля:

фронтальный контроль,

практические занятия,

частично-поисковый,

самоконтроль.

Итоговый контроль приобретенных знаний и умений осуществляется по качеству изготовления изделия, по результатам участия в выставках.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы могут быть подведены в форме: отчётной выставки-3ч., отчётного спектакля юных художников-1ч.

 

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы ( не менее одного экземпляра на двух учеников);

П – комплект, необходимый для работы в группах ( один экземпляр на 5-6 человек)

№п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

1

Дидактический раздаточный материал:

 

 

1

шаблон изделия;

Д

 

2

трафареты (листья цветы, животные и т.п.);

чертежи разверток геометрических фигур;

К

 

 

3

образец поделок

Д

 

2.

Печатные пособия

 

 

1

 Комплект плакатов «Мир музыки. Инструменты симфонического оркестра»

Д

 

 

2

Альбомы: «Великие художники», «Третьяковская галерея»

Д

 

 

3

Альбомы «Искусство - детям», основы народного искусства

Д

 

 

3.

 ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

 

 

 

1.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Д

 

2.

Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования  

Д

 

3.

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования 

Д

 

4.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения

Д

 

4.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПОСОБИЯ

 

 

1

Набор муляжей для рисования: грибы

Д

 

2

Набор муляжей для рисования: овощи

Д

 

3

Набор муляжей для рисования: фрукты

Д

 

5

Технические средства обучения

 

 

1

Компьютер

Д

 

2

Проектор

Д

 

3

Экран

Д

 

6.

Оборудование кабинета

 

 

1

Ученические столы одноместные с комплектом стульев

30

 

2

Стол учительский с тумбой.

1

 

3

Шкафы для хранения дидактических материалов.

1

 

4

 Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

3

 

5

Мальберты

10

 

7

Интернет-ресурсы

 

 

1

Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/pro/fgos/

 

 

2

Федеральный Государственный Образовательный Стандартhttp://standart.edu.ru/

 

 

3

Портал "Начальная школа"http://nachalka.edu.ru/

 

 

4

Портал "Введение ФГОС НОО"http://nachalka.seminfo.ru/

 

 

5

Сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел ФГОС. Общее образование.

 

 

6

Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования. 

 

 

7

Сайт Инновационной образовательной сети"Эврика". Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС. Путеводитель по ресурсам ФГОС. УМК "Начальная школа  ХХI века"

 

 

 

Список литературы

Литература(для педагога)

1.     Закон Российской Фе­дерации «Об образовании» 4-е издание. – М., 2001.

2.     Конвенции о правах ребенка от 26 января 1990 года.

3.     ­ Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П., Оригами и аппликация. – Санкт-Петербург: Кристалл, 2001.

4.     Бортон П.  Кэйв.В.  Игрушки  забавные  и  ужасные. –  М.:  Росмэн,  1998.

5.     Брайн Э.,  Нифеем К., Оригами. Конструирование из бумаги. –

     М.: Просвещение, 1999

6.     Глушакова И.  Сделай сам. –  М.: Издательство АСТ, 1999.

7.     Гусакова М.А.  Аппликация. –М.: Просвещение, 1987

8.     Дубровская. Н. В. Приглашение  к  творчеству. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002

9.      Дубровская Г.И. Самоделки из бумаги. –М.: Провещение,1983

11. Журавлева А.П., Болотина Л.А.  Начальное техническое моделирование.

     -М. Просвещение 1982 .

12. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.

13. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Короте­ева.-М., 2003

14. Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009. 

15. Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.-М., 2007.

16. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1983

17. Перова И.М. Волшебные полоски. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс,  

      2002

18. Перова И.М., Объемная аппликация. – Санкт-Петербург: Детство – пресс,      2001

19. Перевертень Г.И. Техническое творчество школьников в начальных

      классах. -   М.: Просвещение, 1988.

20. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. – Самара: Корпорация «Федоров»,

      2003.

                      Литература для обучающихся и родителей.

1.Бортон П.  Кэйв.В.  Игрушки  забавные  и  ужасные. –  М.:  Росмэн,  1998.

2.Брайн Э.,  Нифеем К., Оригами. Конструирование из бумаги. – М.: Просвещение, 1999

3.Перова И.М. Волшебные полоски. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс,  2002

4.Перова И.М., Объемная аппликация. – Санкт-Петербург: Детство – пресс, 2001

5.Соколова С.В. Оригами. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2003

6.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. – Самара: Корпорация 

     «Федоров», 2003          

7.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества.  – Самара:

      Корпорация  «Федоров», 2002  

8.Цирулик Н.А. Хлебникова С.И. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: 

     Корпорация Федоров, 2002

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов» г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов» г

Программа : «Смотрю на мир глазами художника»

Программа : «Смотрю на мир глазами художника»

Пояснительная записка Рабочая программа детского объединения «Акварелька» составлена на основе примерной программы художественно - эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника», автор

Пояснительная записка Рабочая программа детского объединения «Акварелька» составлена на основе примерной программы художественно - эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника», автор

Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства

Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства

Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся

Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся

Должны уметь: - строить или конструировать на плоскости, в объеме и пространстве; украшать декоративно и художественно с использованием различных художественных материалов; - выполнять художественные работы…

Должны уметь: - строить или конструировать на плоскости, в объеме и пространстве; украшать декоративно и художественно с использованием различных художественных материалов; - выполнять художественные работы…

Регулятивные универсальные учебные действия: - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый…

Регулятивные универсальные учебные действия: - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый…

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов

Темы Всего часов на год обучения

Темы Всего часов на год обучения

Календарно-тематическое планирование для 3класса № п/п

Календарно-тематическое планирование для 3класса № п/п

Натюрморт из народных предметов 2

Натюрморт из народных предметов 2

Фантастические фигурки. 2

Фантастические фигурки. 2

Изображение насекомых «Дюймовочка в мире насекомых» 2

Изображение насекомых «Дюймовочка в мире насекомых» 2

Объяснение. Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами

Объяснение. Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами

Народное декоративно-прикладное искусство

Народное декоративно-прикладное искусство

Инструктаж по технике безопасности работы с бумагой

Инструктаж по технике безопасности работы с бумагой

Календарно-тематическое планирование для 4класса № п/п

Календарно-тематическое планирование для 4класса № п/п

Контраст и нюанс цвета. Яркость цвета 2

Контраст и нюанс цвета. Яркость цвета 2

Натюрморт по представлению из различных предметов с более глубоким пространственным фоном

Натюрморт по представлению из различных предметов с более глубоким пространственным фоном

Рисунок куба 2 Познавательная беседа

Рисунок куба 2 Познавательная беседа

Скульптура 8 24 16

Скульптура 8 24 16

Инструктаж по технике безопасности

Инструктаж по технике безопасности

Инструктаж по технике безопасности

Инструктаж по технике безопасности

Содержание изучаемого курса 3класс 1

Содержание изучаемого курса 3класс 1

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы)

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы)

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов

Наименование объектов и средств материально-технического обеспеченияЧислоПримечание 1Дидактический раздаточный материал: 1шаблон изделия;Д 2трафареты (листья цветы, животные и т

Наименование объектов и средств материально-технического обеспеченияЧислоПримечание 1Дидактический раздаточный материал: 1шаблон изделия;Д 2трафареты (листья цветы, животные и т

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток /

Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.