Рабочая программа дополнительного образования "Уроки милосердия"
Оценка 5

Рабочая программа дополнительного образования "Уроки милосердия"

Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
31.01.2023
Рабочая программа дополнительного образования "Уроки милосердия"
Рабочая программа дополнительного образования
Рабочая программа Уроки милосердия.docx

Отдел образования администрации Сосновского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Уроки  милосердия»

Возраст обучающихся: 7-9 лет

Срок реализации: 3 года

 

 

 

 

                                 

 

 

                                                           Автор - составитель:

                                                               Забровская Татьяна Анатольевна

                                                                педагог дополнительного образования

                                                                        

 

 

 

 

 

 

р.п. Сосновка 2017г.

  ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

 

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Уроки милосердия»

3. Сведения об авторе:

 

3.1. Ф.И.О., должность

Забровская Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе:

 

4.1. Нормативная база:

-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р

-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

-Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Социально-педагогическая

4.4. Тип программы

Модифицированная

4.5. Целевая направленность программы

Общеразвивающая

4.6. Возраст обучающихся по программе

7-10 лет

4.7. Продолжительность обучения

3 года

 

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

 

  1.1    Пояснительная записка.

Программа имеет социально-педагогическую направленность и составлена в соответствии с нормативными документами:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

-Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Программа предусматривает развитие личности черездуховно-нравственный компонент, воспитание нравственных качеств и создаёт реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развитие социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребёнка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребёнка.

«Уроки милосердия» - это интегрированный курс, который включает в себя не только литературное, но и художественно-эстетическое творчество и музыкальное искусство. Поэтому виды деятельности на уроках самые разнообразные. Это: работа с произведением, репродукциями картин, прикладное творчество, лепка, рисование, раскрашивание рисунков. Там, где целесообразно и вытекает из хода занятия - применяется проектная деятельность и коллективное творческое дело. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься по этой программе обучающимся с младшего школьного возраста. Уровень освоения программы: – углубленный.

Новизна программы

Новизна программы состоит в том, что применяются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с детьми, программа содержит элементы свободного творчества; используются современные ИКТ-технологии. Программа построена на духовно-нравственном воспитании обучающихся, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Актуальность и  практическая значимость

Программа «Уроки милосердия» гармонично дополняет содержание образовательной области ФГОС «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все её сферы глубоко связаны с ним, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания.   Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными культурами не только русского, но и многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных, невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей.

      Общеизвестно, что нельзя воспитывать нравственность без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может постигать суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил. Программа «Уроки милосердия» призвана воздействовать на личность ребёнка посредством православной литературы. Православная художественная литература – богатый источник переживаний, позволяет детям, в процессе анализа ситуации, приобретать знания о нормах поведения православного человека, о вариантах решения нравственных задач, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребёнка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя со святым или героем произведения. Как правильно указывал А. Н. Толстой, положительный герой детской книги призван оказывать большое воспитывающее воздействие на детей: «поведение героя... должно возбуждать одобрение, восхищение, подражание».

          Сопоставление положительных и отрицательных образов, моральная оценка их поведения помогает глубже осмыслить раскрываемую ими нравственную идею и, следовательно, усиливает их воспитательное воздействие на детей. Художественные образы заставляют одних ребят почувствовать отрицательные стороны своего поведения, других - укрепиться на своих правильных нравственных позициях. Важно связывать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить их детям, подсказать иногда правильное решение вопроса, связанного с моральными проявлениями детей, опираясь на аналогичные факты из литературного произведения.

   В программе представлены следующие жанры художественной литературы: рассказы, стихи, пословицы, сказки, притчи, жития святых людей.

   В программе «Уроки милосердия» предусмотрено знакомство с главными православными праздниками на материале произведений Шмелёва, Салтыкова - Щедрина, Пушкина, Плещеева и других писателей и поэтов.

Очень важно при знакомстве детей с произведениями литературы и изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, делать это в эмоционально привлекательной, понятной форме. Поэтому важную роль на занятиях играет её музыкальная часть. Во время выполнения ручного труда и рисования фрагменты музыкальных произведений могут служить музыкальным фоном.

   При изучении курса программы «Уроки милосердия» очень важно помочь ребёнку ощутить глубокую личную причастность к великим ценностям Православия, которые были созданы нашим народом и его государством, предками, законными наследниками которых и являются современные дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой величайшей в истории человечества культуры. В связи с чем, очевидно, что в деле духовно-нравственного воспитания ребёнка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей, которая рассматривается как малая Церковь. Постепенное включение родителей в активное воспитание своих детей

Педагогическая целесообразность

          Предлагаемые  в программе  виды деятельности являются целесообразными для детей младшего школьного возраста, так как учтены психологические особенности школьника, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание программы отображает круг интересов ребенка данного возраста.

Отличительные особенности программы от ранее существующих:

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных, психологических, индивидуальных

особенностей учащихся. Программа «Уроки милосердия» является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания форм занятий, времени прохождения материала. Она составлена по принципу постепенного нарастания степени сложности материала с учётом реальных возможностей обучающихся. В программе учитывается физическое, умственное развитие детей. Особенностью данной программы является то, что она включает в себя теоретические и практические занятия: от выполнения детских работ в виде подарков до подготовки общих детско-родительских спектаклей, праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях, активного участия в благотворительных акциях, концертах, оказании помощи детским домам, ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших.

Адресат программы

Программа «Уроки милосердия» адресована детям 7-9 лет. Наличие специальной подготовки не требуется, принимаются все желающие дети младшего школьного возраста.

Условия набора учащихся

Для обучения принимаются все желающие учащиеся младшего школьного возраста 7-9 лет, проявляющие интерес к духовно-нравственным традициям и обычаям, фольклору.

Количество учащихся

Численный состав учащихся в объединении не зависимо от года обучения составляет 12-15 человек. Состав группы постоянный.

Объем и срок освоения программы

Программа «Уроки милосердия» рассчитана на 3 года обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 108 часов (1-ый год - 36 часов; 2-ой год - 36 часов;  3-ий год - 36 часов).

 

 

Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36.

Дата  начала и окончания учебных периодов

Начало занятий первого года обучения с 10 сентября, окончание занятий 31 мая, второго и последующего с 1 сентября по 31 мая. Продолжительность каникул с 1 июня по 31 августа.

Формы и режим занятий

Основной формой учебной работы является групповое занятие. Занятия проводятся один раз в неделю, по одному учебному часу. Длительность занятия – 45 минут. Наполняемость группы: 12-15 человек. Состав группы постоянный.

1.2 Цель и задачи программы.

Цель: Формирование на основе знакомства с пра­вославной культурой высоких ценностных отношений к духовному исто­рическому и культурному национальному наследию, воспитание качеств, традиционно отличающих русский характер: доброты, открытости, трудо­любия, патриотизма, сострадания, милосердия, благородства.

Задачи:

Обучающие:

Способствовать осознанию младшими школьниками понятий о со­вести, душе, нравственности, благодарности, роде, семье, Родине, проще­нии; обогащению и наполнению реальным содержанием представлений о благе (добре), истине, красоте, служении людям и Отечеству, духовности.

Сформировать нравственное отношение к действительности, спо­собность духовно-нравственного осмысления окружающего мира.

Научить оценивать поведение человека с духовно-нравственных позиций.

Сформировать потребность в построении собственной поведенче­ской модели в соответствии с законами духовности.

Содействовать развитию волевой сферы ребёнка - осознанности по­ведения, самоконтроля.

Развивающие:

Развить интерес к чтению православной и художественной лите­ратуры.

Способствовать развитию речи, живого образного мышления, само­стоятельности суждений, творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

Воспитать ответственность за свою жизнь, за жизнь близких; окру­жающий мир.

1.3.          Содержание программы

1 год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Всего часов

В том числе

Формы аттестации/контроля

Теория

Практика

Экскурсии

Раздел 1. «Милосердие в семье»

18

5

12

-

 

1.1

 Инструктаж по т/б. Входная  диагностика

1

0,5

0,5

 

 

1.2

Инструктаж  по технике безопасностиРодители и дети. Семья-это остров любви, послушания.

1

1

-

-

Первоначальная диагностика

1.3

Родители и дети. Семья-это остров доверия и помощи друг другу.

1

1

-

-

 

1.4

Родители и дети. Семья-это остров заботы.

1

0,5

0,5

-

 

1.5

Родители и дети. Жадность – причина разлада в семье.

1

0,5

0,5

-

 

1.6

Родители и дети. Творческая работа: «Солнышко для мамы».

1

-

1

-

Творческие работы

1.7

Родители и дети. Лучше папы друга нет. Проект: «Подарок для

папы».

1

-

1

-

Творческие работы

1.8

Дедушки, бабушки и внуки.

1

0,5

0,5

-

 

1.9

Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с

внуками.

1

 

-

1

-

 

1.10

Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с

внуками.

1

 

-

1

-

 

1.11

Дедушки, бабушки и внуки. Проект: «Панно из ткани: «Дача для

дедушки и бабушки».

1

 

-

1

-

Творческие работы

1.12

Братья и сёстры. Друзья. Причины ссор. Способы предотвращения

ссор.

1

-

1

-

Анализ ситуаций

как погасить

вспыхнувшую ссору

1.13

Братья и сёстры. Друзья. Братская любовь крепче каменных стен.

1

0,5

0,5

-

 

1.14

Братья и сёстры. Друзья. Утешение друга в болезни.

1

1

-

-

 

1.15

Братья и сёстры. Друзья. Добрые и некрасивые слова.

1

-

1

-

Копилка добрых

слов

1.16

Братья и сёстры. Друзья. Спортивные игры.

1

-

1

-

Игровая карусель

1.17

Братья и сёстры. Друзья. Весёлые игры.

1

-

1

-

Игровая карусель

1.18

Братья и сёстры. Друзья. Проект: «Подарок другу».

1

-

1

-

Творческие работы

Раздел 2.«Милосердие к ближним»

9

3

6

-

 

2.1

Рождество Христово. События праздника.

1

1

-

-

 

2.2

Рождество Христово. Традиции праздника.

1

1

-

-

 

2.3

Рождество Христово. Проект: «Рождественская мастерская».

1

-

1

-

Творческие работы

2.4

Светлая Пасха. Традиции праздника.

1

1

-

-

 

2.5

Светлая Пасха. Проект: «Пасхальная радость».

1

-

1

-

Творческие работы

2.6

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите

делать добро». Подготовка благотворительного концерта.

1

 

-

1

-

Концертные номера

2.7

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите

делать добро». Подготовка благотворительного концерта.

1

 

-

1

-

Концертные номера

2.8

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите

делать добро». Подготовка благотворительного концерта.

1

-

1

-

Концертные номера

2.9

Милосердие к больным, сиротам. Благотворительный концерт.

1

-

1

 

Концерт

Раздел 3. «Доброе отношение к природе»

8

2

5

1

 

3.1

Наши маленькие друзья. Отношение к домашним животным.

1

1

-

-

 

3.2

Наши маленькие друзья. Бездомные животные.

1

0,5

0,5

-

 

3.3

Наши маленькие друзья. Проект: «Домик для моих питомцев».

1

-

1

-

Творческие работы

3.4

Наши маленькие друзья. Доброе отношение к птицам. Проект:

«Кормушка».

1

-

1

-

Презентация

кормушек

3.5

Наши маленькие друзья. Проект: «Домик для птиц».

1

-

1

-

Выставка

скворечников

3.6

Наши маленькие друзья.

1

0,5

0,5

-

 

3.7

Наши маленькие друзья. Проект: «Я люблю природу». Забота о

природе.

1

-

1

-

Демонстрация

достижений

3.8

Наши маленькие друзья. Проект: «Я люблю природу». Забота о

природе.

1

-

1

-

Демонстрация

достижений

3.9

Итоговая диагностика. Поход в храм.

 

 

 

1

 

Итого:

36

9,5

22,5

2

 

 

 

 

2 год обучения

 

№ п/п

Название раздела, темы

Всего часов

В том числе

Формы аттестации/контроля

Теория

Практика

Экскурсии

Раздел 1. «Милосердие в семье»

18

8.5

9.5

-

 

1.1

Инструктаж по т/б. Входная  диагностика

1

0,5

0,5

 

 

1.2

Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания, доверия и

помощи друг другу.

1

0,5

0,5

-

 

1.3

Родители и дети. Семья-это остров заботы.

1

1

-

-

 

1.4

Родители и дети. Проект: «Подарок родителям».

1

-

1

-

Творческие работы

1.5

Родители и дети. Проект: «Подарок родителям».

1

-

1

-

Творческие работы

1.6

Род. Предки. Потомки.

1

1

-

-

 

1.7

Род. Предки. Потомки. Родословное древо.

1

0,5

0,5

-

Родословные древа

1.8

Именины.

1

1

-

-

 

1.9

Проект: «День Именин».

1

0,5

0,5

-

Памятка: «Как надо

отмечать день

Именин»

1.10

Забота о старших.

1

-

1

-

 

1.11

 

Забота о старших. Проект: «Тряпичная кукла».

1

-

1

-

Творческие работы

1.12

Групповой проект: «Ковёр для дедушки и бабушки».

1

-

1

-

Творческие работы

1.13

Братья и сёстры. Умение слышать и слушать.

1

0,5

0,5

-

 

1.14

Друзья. Одноклассники. Добрые и некрасивые слова.

1

1

-

-

Копилка добрых слов

1.15

Друзья. Одноклассники. Гордость – причина разлада добрых

отношений.

1

0,5

0,5

-

 

1.16

Друзья. Одноклассники. Настоящий друг.

1

0,5

0,5

-

 

1.17

Друзья. Одноклассники. Встреча новеньких в классе.

1

1

-

-

 

1.18

Друзья. Одноклассники. Проект: «Правило отношения с

друзьями».

1

-

1

-

Памятка: «Правило

отношения с

друзьями»

Раздел 2.«Милосердие к ближним»

8

2

6

-

 

2.1

Рождество Христово. Православные традиции праздника.

1

0,5

0,5

-

Выставка рисунков

2.2

Рождество Христово. Проект: «Рождественская мастерская».

1

-

1

-

Творческие работы

2.3

Рождество Христово. Подготовка благотворительного концерта.

1

-

1

-

Концерт

2.4

Светлая Пасха. Традиции праздника.

1

0,5

0,5

-

Выставка рисунков

2.5

Светлая Пасха. Проект: «Пасхальная радость».

1

-

1

-

Творческие работы

2.6

 Светлая Пасха. Подготовка благотворительного концерта.

1

-

1

-

Концерт

2.7

Милосердие к слабым, больным. Понятие «каменное сердце».

1

1

-

-

 

2.8

 Милосердие к слабым, больным.

1

-

1

-

Дела милосердия

Раздел 3. «Доброе отношение к природе»

10

3

5

2

 

3.1

Бережное отношение к растениям.

1

1

-

-

 

3.2

Наши пернатые друзья. Проект: «Украсим гнездо».

1

-

1

-

Творческие работы

3.3

Праздник Благовещение. Обычай выпускать птиц на волю в день

Благовещения.

1

1

-

-

 

3.4

Счастлив человек, который и животных милует.

1

0,5

0,5

-

 

3.5

Счастлив человек, который и животных милует.

1

0,5

0,5

-

 

3.6

Групповой проект: «На реке».

1

-

-

1

Уборка берега реки

3.7

Групповой проект: «На реке».

1

-

1

-

Творческие работы

3.8

Групповой проект: «На реке».

1

-

1

-

Демонстрация достижений

3.9

Счастлив человек, который и животных милует.

-

-

1

-

 

3.10

Итоговая диагностика. Поход в храм.

 

 

 

1

 

Итого:

36

13

20

1

 

3 год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Всего часов

В том числе

Формы аттестации/контроля

Теория

Практика

Экскурсии

Раздел 1. «Милосердие в семье»

16

11

4

1

 

1.1

Инструктаж по т/б. Входная  диагностика

1

0,5

0,5

 

 

1.2

Семейные традиции.

1

1

-

-

 

1.3

Семейные традиции.

1

 

-

1

 

1.4

Чти отца твоего и матерь твою. Пятая заповедь Закона Божия

1

0,5

0,5

-

 

1.5

Чти отца твоего и матерь твою. Пятая заповедь Закона Божия

1

1

-

-

 

1.6

Проект: «Чти отца твоего и матерь твою».

1

-

1

-

Правило, помогающее

исполнить 5 заповедь

1.7

Чти отца твоего и матерь твою. Пятая заповедь Закона Божия

1

1

-

-

 

1.8

Праздник День семьи.

1

0,5

0,5

-

 

1.9

Красота истинная и ложная.

1

0,5

0,5

-

 

1.10

Жертвенная любовь.

1

0,5

0,5

 

 

1.11

Жертвенная любовь.

1

1

-

-

 

1.12

Жертвенная любовь.

1

1

-

-

 

1.13

Дружба. Истинная и ложная дружба.

1

0,5

0,5

-

 

1.14

Лучше ссоры избежать, чем её прекращать. Примеры святыхпо предотвращению конфликтов.

1

1

-

-

Анализ ситуаций:

как погасить

вспыхнувшую ссору

1.15

Лучше ссоры избежать, чем её прекращать. Примеры святых

людей по предотвращению конфликтов.

1

0,5

0,5

-

Копилка добрых

советов

1.16

Лучше ссоры избежать, чем её прекращать. Отношения к

врагам святых людей.

1

1

-

-

 

Раздел 2.«Милосердие к ближним»

14

6

8

-

 

2.1

Православные традиции праздника Рождества Христова.

1

-

1

-

Презентации, газеты

2.2

Проект: «Выпуск журнала «Вифлеемский звон».

1

-

1

-

Журнал

2.3

Православные традиции праздника Светлая Пасха.

1

-

1

-

Презентации, газеты

2.4

Проект: «Выпуск журнала «Вифлеемский звон».

1

-

1

-

Журнал

2.5

Кто мой ближний?

1

1

-

-

 

2.6

Золотые сердца.

1

0,5

0,5

-

 

2.7

Золотые сердца.

1

1

-

-

Копилка добрых советов

2.8

«Не укради!» Восьмая заповедь Закона Божия.

1

1

-

-

 

2.9

Проект: «Исполни заповедь «Не укради!».

1

-

1

-

Правило, помогающее

исполнить 8 заповедь

2.10

Золотые сердца.

1

0,5

0,5

-

 

2.11

«Не лги». Девятая заповедь Закона Божия.

1

0,5

0,5

-

Копилка добрых советов

2.12

Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих.

1

1

-

-

 

2.13

Проект: «Времён связующая нить…».

1

-

1

-

Творческие работы

2.14

Библейские законы войны.

1

0,5

0,5

-

 

Раздел 3. «Доброе отношение к природе»

5

2

3

 

 

3.1

Счастлив человек, который и животных милует.

1

1

-

-

 

3.2

Как аукнется, так и откликнется.

1

1

-

-

 

3.3

Проект: «Сделаем всё, что можем».

1

-

1

-

 

3.4

Проект: «Сделаем всё, что можем».

1

-

1

-

 

3.5

Проект: «Сделаем всё, что можем».

1

-

1

-

 

3.6

Итоговая диагностика. Поход в храм.

 

 

 

1

 

Итого:

36

18

15

2

 

 

Содержание учебного плана

Первый год обучения

Раздел1. Милосердие в семье

Теория. Милосердие в семье. Как рождается семья? Что созидает семью? - Любовь, терпение, уважение, взаимопомощь, нежность. Семья - это остров любви, послушания, доверия. Семья - это наша защита, крепость и сила. Что разрушает семью? - Ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень. Семья - это остров братской любви. Класс - школьная семья, дружба. Лучше ссоры избежать, чем её прекращать. Как погасить вспыхнувшую ссору.

Практика. Разучивание наизусть стихотворений о папе, маме, бабушке, дедушке. Рисование портрета мамы, ёлочных игрушек, которые подарят близким. Раскрашивание пасхальных яиц. Посещение старых и одиноких людей вместе с родителями. Проигрывание и анализ ситуаций. Защита проектов.

Раздел 2. Милосердие к ближним.

Теория. Праздники двунадесятые непереходящие. Православные традиции праздника. Духовное значение праздника в жизни народа. Значение традиции рождественских подарков для детей. Духовное значение праздника Светлая Пасха в жизни народа. Православные традиции праздника. Милосердие к больным и сиротам.

Практика. Акция «Милосердие»: помощь ветеранам, детскому дому. Игра-упражнение «Подбери ласковые имена для друга». Проигрывание и анализ ситуаций. Проект «Спешите делать добро»: изготовление подарков-игрушек для детского дома, кукольное представление, изготовление поделок к праздникам Рождеству Христову и Светлой Пасхе.

Раздел 3. Доброе отношение к природе.

Теория. Природа вокруг нас и её значение для гармоничной жизни человека. В чём проявляется милосердное отношение к природе. Обязанность первых людей заботиться о рае. Наша обязанность заботиться обо всём окружающем, ответственность при встрече с любой жизнью (растением, животным).

Практика. Изготовление кормушек. Проигрывание и анализ ситуаций. Раскрашивание рисунков. Защита проектов: «Домик для моих питомцев», «Украшение гнезда», «Я люблю природу».

Второй год обучения

Раздел 1. Милосердие в семье

Теория. Семья – малая церковь. Раздоница. Родословие моей семьи. Связь поколений людей от первых поселений до современности. Отличие дня Именин от дня рождения. Имя и его символика. Духовная сущность имени: человек должен дорожить своим именем, потому что его имя прославили другие люди свое жизнью, поступками, делами.

Практика. Разучивание наизусть стихотворений о папе, маме, бабушке, дедушке, рисование портрета мамы, рассказы о проведении в семье дня рождения и дня Именин. Проигрывание и анализ ситуаций. Защита проектов: «Ковёр для бабушки», «Тряпичная кукла», «Любящие ладошки»…

Раздел 2. Милосердие к ближним.

Теория. Православные традиции праздника Рождество Христово. Духовное значение праздника в жизни народа. Святки. Православные традиции проведения Святок. Духовное значение праздника Светлая Пасха в жизни народа. Православные традиции праздника. Милосердие к старым одиноким людям. Знакомство с житиями особо почитаемыми на Руси православных святых.

Практика. Акция «Милосердие»: помощь ветеранам, детскому дому. Игра-упражнение «Подбери ласковые имена для друга», составление рассказа о своём имени, рассматривание икон святых, наиболее почитаемых на Руси. Проигрывание и анализ ситуаций. Проект «Спешите делать добро»: изготовление подарков-игрушек для детского дома, кукольное представление, изготовление поделок к праздникам Рождеству Христову и Светлой Пасхе.

Раздел 3. Доброе отношение к природе.

Теория. Шестоднев – сотворение мира. Обязанность первых людей заботиться о рае. Наша обязанность заботиться обо всём окружающем, ответственность при встрече с любой жизнью (растением, животным). Разумное отношение к животным: не ставить его выше человека, держать в подобающем месте.

Практика. Уборка территории ближайшего парка, прибрежной полосы реки. Проигрывание и анализ ситуаций. Защита проектов: «На озере», «Украшение гнезда».

Третий год обучения

Раздел 1. Милосердие в семье

Теория. Семья – малая церковь. Знакомство с пятой заповедью Божией «Чти отца твоего и мать твою». Почтительное отношение детей к родителям на примере жизни Пресвятой Богородицы и святых людей. Жертвенная любовь. Праздник День семьи. Красота истинная и ложная.

Практика. Экскурсия в местный краеведческий музей с целью знакомства с экспозициями «История возникновения села». Проигрывание и анализ ситуаций. Раскрашивание рисунков. Защита проектов.

Раздел 2. Милосердие к ближним.

Теория. Православные традиции праздника Рождество Христово. Православные традиции праздника Светлая Пасха. Знакомство с восьмой заповедью Закона Божия «Не укради!», знакомство с девятой заповедью Закона Божия «Не лги». Кто мой ближний. Истинная и ложная дружба. Лучше ссоры избежать, чем её прекращать. Примеры святых по предотвращению конфликтов. Примеры отношения к врагам святых людей.  Знакомство с Евангельскими притчами. Отечество, защитники. Нет больше той любви, если кто положит душу за друзей своих. Библейские законы войны.

Практика. Акция «Милосердие»: помощь ветеранам, детскому дому. Проигрывание и анализ ситуаций. Раскрашивание рисунков. Выпуск поздравительных газет, журнала «Вифлеемский звон».

Раздел 3. Доброе отношение к природе.

Теория. Примеры обращения с природой святых людей. Причины Потопа. Первая радуга. Причины «Экологической катастрофы» - злые дела людей. Наш «ковчег» - добрые дела.

Практика. Проигрывание и анализ ситуаций. Раскрашивание рисунков.

1.4 Планируемые результаты

 (1 года обучения)

   Планируемые результаты освоения программы «Уроки милосердия» обучающимися представлены на двух уровнях – личностном и метапредметном.

В результате освоения предметного содержания по программе «Уроки милосердия» у обучающихся, оканчивающих 1 год обучения, формируются учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

У обучающихся могут быть сформированы:

уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира;

установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

 составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера, выполнения проекта совместно с учителем;

 в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

 осваивать способы решения проблем творческого характера.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

 ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание);

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя материалы учебника (под руководством

учителя);

 понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;

 сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

 группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

получат возможность научиться:

 сопоставлять информацию, представленную в разных видах;

 выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

 осознавать ценность семьи, человеческой жизни

 анализировать и оценивать поведение и поступки людей

 соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности

2-ой год обучения

   В результате освоения предметного содержания по программе «Уроки милосердия» у обучающихся, оканчивающих 2 год обучения,

формируются учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной

принадлежности;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить

выходы из спорных ситуаций.

У обучающихся могут быть сформированы:

уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира;

установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с

учителем;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства

ИКТ);

осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Обучающиеся получат возможность научиться:

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание);

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под

руководством учителя);

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;

сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

получат возможность научиться:

осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

сопоставлять информацию, представленную в разных видах;

выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

 осознавать ценность семьи, человеческой жизни

 основным нормам религиозной морали, понимание их конструктивных отношений в семье, обществе и с окружающей природой

осмысливать духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, определять свою позицию

анализировать и оценивать поведение и поступки людей

соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности

осмысливать, почему нужно уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов

3-ий год обучения

   В результате освоения предметного содержания по «Урокам милосердия» у обучающихся, оканчивающих 3 год обучения, формируются учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной

принадлежности;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить

выходы из спорных ситуаций.

У обучающихся могут быть сформированы:

уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира;

установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с

учителем;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства

ИКТ);

осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Обучающиеся получат возможность научиться:

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание);

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под

руководством учителя);

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;

сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

получат возможность научиться:

осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

сопоставлять информацию, представленную в разных видах;

выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

·        осознавать ценность семьи, человеческой жизни

основным нормам религиозной морали, понимание их конструктивных отношений в семье, обществе и с окружающей природой

осмысливать духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, определять свою позицию

анализировать и оценивать поведение и поступки людей

соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности

осмысливать, почему нужно уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов

 

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

 

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36.

Дата  начала и окончания учебных периодов

Начало занятий первого года обучения с 10 сентября, окончание занятий 31 мая, второго и последующего с 1 сентября по 31 мая. Продолжительность каникул с 1 июня по 31 августа.

2.2. Условия реализации программы

Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажуработы.

2.3. Форма аттестации.

Формы контроля и подведения итогов реализации программы.

Оценка качества реализации программы включает в себя вводный, текущий и итоговый контроль учащихся.

Вводный контроль (начальная диагностика) осуществляется в начале обучения в виде собеседования.

Текущий контроль осуществляется в течении всего обучения по программе в ходе беседыипрактических работ на занятиях (конкурсы, выставки).

Итоговый контроль (итоговая диагностика): Определение результатов работы и степени усвоения знаний, умений и навыков, сформированности личностных качеств.

Подведение итогов реализации программы проводится в виде:

1.Участия  в  конкурсах, проектах, акциях.

2. Выставок  творческих работ учащихся.

3. Благотворительного концерта, театральных представлений, 

    праздничных программ.

 Характер заданий для проверки умений, навыков, знаний терминов, доступен для учащихся и построен на пройденном и отработанном материале. Предлагаемые задания имеют целью обеспечить необходимый уровень обратной связи для учителя, а также необходимый уровень мотивации дальнейшего изучения «Уроков милосердия»  для учащихся, показывая им реальный уровень их достижений и определяя проблемные области.

                                       

 

                                        2.4. Оценочны материалы

Диагностические методики

Самооценка

        Данная методика служит для определения характера самооценки подростка. Проводится в два этапа, причем обучающиеся не должны знать, что они будут делать на втором этапе.

1.                 На первом этапе предлагается список из 60 качеств, характеризующих личность, список обучающиеся должны видеть перед глазами во время работы. Им раздаются бланки протоколов (или они чертят сами) и дается задание: выбрать те качества (их должно быть 10-20), которыми должен обладать идеальный человек и записать их в колонку «Идеал». В правую колонку «Антиидеал» - записать качества самого плохого человека. Качества в обеих колонках должны быть пронумерованы, а под колонками проведена красная черта.

2.                 На втором этапе предлагается выбрать из колонной «Идеал» и «Антиидеал» те качества, которые проявляются у них самих.

         Обработка  результатов: количество собственных идеальных качеств нужно разделить на количество качеств колонки «Идеал». Если в результате деления получилось число от 0,7 до 1, то самооценка завышена, от 0,5 до 0,7 – нормальная, от 0 до 0,5 – занижена.

        То же самое – с колонкой антиидеал и собственными негативными качествами. Если в результате число от 0 до 0,3 – пониженная самокритичность, завышенная самооценка, от 0,3 до 0,5 – нормальная самокритичность и самооценка, от 0,5 до 1 – повышенная самокритичность, заниженная самооценка.

        Если результаты обработки двух колонок резко отличаются – это свидетельствует о внутреннем конфликте личности или о несерьезном отношении к работе с методикой.

Мир внутри меня

        Предложите детям написать на одной половине листа все, что им нравится в себе, а на второй – все, что не нравится. Затем попросите их нарисовать все свои плохие и хорошие качества в виде каких-либо сказочных существ и сочинить о них небольшие сказки и истории. Для выполнения этого задания попросите детей завести тетрадь «Мир внутри меня». Предложите детям подумать, как с помощью своих хороших качеств они могли бы избавиться от отрицательных качеств.

Что я умею и не умею

        Попросите детей разделить лист на четыре колонки. В первой колонке дети должны написать, что лучше всего они умеют делать, во второй – что они умеют делать не очень хорошо. В третьей – чему они хотят научиться. В четвертой – какие качества им для этого необходимы. Дети должны заполнить эти колонки, написав в каждой, как минимум, по четыре пункта.

 

 

Анкета для родителей

Определение уровня сформированности самостоятельности ребенка

 

Родителям предлагается перечень действий, которые нужно записать в две графы:

Готовит домашнее задание.

Читает дополнительный материал к уроку.

Ищет нужную информацию в энциклопедии, книге.

Может найти информацию в компьютере.

Любит читать познавательную литературу.

Доводит начатое дело до конца.

Умеет организовывать свое свободное время.

Может составить план своих действий…

Мой ребенок самостоятельно

Да

Выполняет с моей помощью

Да

 

2.5. Методические материалы

Обучение в объединении построено на основе совместной творческой деятельности учащихся и педагога. Роль педагога на занятиях заключается прежде всего в активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся и в руководстве их практической деятельностью, но не с точки зрения выдачи заданий, а с точки зрения выработки совместного плана действий и обсуждения возможного хода работы. Исходя из этих положений, и была разработана методика преподавания некоторых разделов, учитывая возрастные особенности.

Методическое обеспечение программы.

Материально-техническое обеспечение

Методическое обеспечение

Учебный кабинет, учебные столы, стулья;

компьютер;

демонстрационный экран;

мультимедийный проектор;

методическая литература.

 

Информационно-методические материалы  Диагностические методики.

Дидактическое беспечение: наглядные пособия (в соответствии с разделами программы), образцы готовых изделий, анкеты, кроссворды и т.д. наглядный материал;

раздаточный материал;

методический материал для учителя;

дидактический материал для детей.

Алгоритм учебного занятия

1.Постановка цели для каждого занятия в соответствии с программой.

2.Постановка задач, подбор необходимой литературы и материалов, в зависимости от темы занятия.

3.Выбор оптимальной формыработы с детьми в зависимости от темы занятия.

4.Использование различных методов и приемов работы с детьми.

5.Осуществление контроля на занятии и соблюдение правил техники безопасности.

 

2.6. Список литературы

Литература для педагога

1. Алёшина М. В. Гости к батюшке Амвросию: притча старца Амвросия Оптинского в пересказе для детей/ Марина Алёшина; Православ. приход храма Св. Духа сошествия. – М.: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2011.

2. Балашов Б., протоирей. Десять заповедей. Пособие для детей и взрослых по изучениюоснов православной веры. – Клин: Изд-во «Христианская жизнь». 2013.

3. Быть кому-то нужным/ Т. Д. Жданова (и др.). – Рязань: «Зёрна-слово», 2015.

4. Ганаго Б.  Детям о молитве: рассказы для детей; Белорус. Православ. Церковь. – Минск, 2008.

5. Глазунова И. Сказки Ангела: десять заповедей для детей. -  Рязань: «Зёрна-слово», 2012.

6. Дашкевич Т. Голос Ангела. – Минск: Изд-во Св. – Елисавет. Монастыря, 2005.

7. Десять заповедей Божиих./авт.-сост. Святитель Николай сербский. – М.: Ковчег, 2016.

8. Добрые чувства животных/ Т. Д. Жданова (и др.). – М.: Благославение; Тех-инвест 3, 2009.

9. Екимова Е. Ангел по небу летел. – Изд-во Дмитрия Харченко, 2008.

10. Зёрнышки: добрые истории для малых ребят. Вып. 7. – Рязань: «Зёрна-слово», 2014.

11. Золотое сердце: православ. календарь для девочек, 2011. – М.: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2012.

12. Королёва Е. А. Божий мир: кН. – помощница. – М.: Смирение, 2009.

13. Лукашевич К. Первое словечко. – М.: 2013.

14. Помните, дети, пятую заповедь. – [Б. м.]: Семейн. б-ка, 2014.

15. Симеон Афонский. Афон для детского сердца. – М., 2012.

16. Снова у старца: рассказы старца Паисия для маленьких. – М.: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп.; Чтение для рус. детей, 2013.

17. Христианский дух в пословицах и поговорках/ сост.еп. Александр (Милеант). – М.: Фавор – XXI, 2013.

18. Худошин А. Бисер небесный: рассказы для детей о рус. святых. – М.: Терирем, 2015.

19. Худошин А. С. Русский Патерик для детей. – М.: Терирем, 2013.

20. Худошин А. С.  Патерик  в изложении для детей. – М.: Терирем, 2014.

21. Что значит подарить радость?: Пасхал. рассказы и стихи. – М.: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2012.

22. ШипошинаТ.Чистый четверг. – М.: Изд-во Моск. Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.

 

Литература для  учащихся

1. Балашов Б., протоирей. Десять заповедей. Пособие для детей и взрослых по изучениюоснов православной веры. – Клин: Изд-во «Христианская жизнь». 2013.

2. Зёрнышки: добрые истории для малых ребят. Вып. 7. – Рязань: «Зёрна-слово», 2014.

3. Христианский дух в пословицах и поговорках/ сост.еп. Александр (Милеант). – М.: Фавор – XXI, 2003

4. Худошин А. С. Русский Патерик для детей. – М.: Терирем, 2013.

5. Худошин А. С.  Патерик  в изложении для детей. – М.: Терирем, 2014.

6. ЗубоваГ.Д. Уроки милосердия.1класс- Тамбов, 2017.

7. ЗубоваГ.Д. Уроки милосердия.2класс- Тамбов, 2017.

8. ЗубоваГ.Д. Уроки милосердия.3класс- Тамбов, 2017.

 


Отдел образования администрации

Отдел образования администрации

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 1

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 1

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1

Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными культурами не только русского, но и многих других народов

Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными культурами не только русского, но и многих других народов

При изучении курса программы «Уроки милосердия» очень важно помочь ребёнку ощутить глубокую личную причастность к великим ценностям

При изучении курса программы «Уроки милосердия» очень важно помочь ребёнку ощутить глубокую личную причастность к великим ценностям

Календарный учебный график Количество учебных недель – 36

Календарный учебный график Количество учебных недель – 36

Теория Практика Экскурсии

Теория Практика Экскурсии

Раздел 2. «Милосердие к ближним» 9 3 6 - 2

Раздел 2. «Милосердие к ближним» 9 3 6 - 2

Итого: 36 9,522,52

Итого: 36 9,522,52

Проект: «Правило отношения с друзьями»

Проект: «Правило отношения с друзьями»

В том числе Формы аттестации/контроля

В том числе Формы аттестации/контроля

Православные традиции праздника

Православные традиции праздника

Ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень

Ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень

Практика. Акция «Милосердие»: помощь ветеранам, детскому дому

Практика. Акция «Милосердие»: помощь ветеранам, детскому дому

В результате освоения предметного содержания по программе «Уроки милосердия» у обучающихся, оканчивающих 1 год обучения, формируются учебные действия:

В результате освоения предметного содержания по программе «Уроки милосердия» у обучающихся, оканчивающих 1 год обучения, формируются учебные действия:

В результате освоения предметного содержания по программе «Уроки милосердия» у обучающихся, оканчивающих 2 год обучения, формируются учебные действия:

В результате освоения предметного содержания по программе «Уроки милосердия» у обучающихся, оканчивающих 2 год обучения, формируются учебные действия:

Интернета;  сопоставлять информацию, представленную в разных видах;  выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах

Интернета;  сопоставлять информацию, представленную в разных видах;  выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах

ИКТ); осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера

ИКТ); осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера

Начало занятий первого года обучения с 10 сентября, окончание занятий 31 мая, второго и последующего с 1 сентября по 31 мая

Начало занятий первого года обучения с 10 сентября, окончание занятий 31 мая, второго и последующего с 1 сентября по 31 мая

Оценочны материалы Диагностические методики

Оценочны материалы Диагностические методики

Анкета для родителей Определение уровня сформированности самостоятельности ребенка

Анкета для родителей Определение уровня сформированности самостоятельности ребенка

Выбор оптимальной формыработы с детьми в зависимости от темы занятия

Выбор оптимальной формыработы с детьми в зависимости от темы занятия

Что значит подарить радость?:

Что значит подарить радость?:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2023