Рабочая программа дополнительного образования
«Занимательная русская словесность»
(для обучающихся 10-12 лет)
Пояснительная записка к программе
Образовательная программа «Занимательная русская словесность» (далее Программа) составлена на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»), Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности» для детского объединения на 1 год в количестве 68 часов.
Словесность, в широком смысле слова, — это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно. В узком смысле слова, собственно словесностью, называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями.
Словесность — важнейшее проявление духовной жизни человека. Главным образом в словесности выражаются самосознание нации, народа, нравственные, политические, социальные основы жизни общества. Благодаря словесности личность сознает свою включенность в общество, нацию, историю, познает мир и самое себя, осваивает культуру и развивает способность мыслить, чувствовать, творить, общаться с людьми. Художественная словесность создаст новую реальность, осваивая которую, люди обретают способность самосовершенствования.
Все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения — как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова — и есть специфический предмет изучения словесности. Иными словами, это — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова.
Актуальность Программы состоит в том, что гуманизация современного образования потребовала сближения школьного преподавания русского языка и литературы и усиления их практической направленности.
Цель Программы
помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Задачи Программы:
1. Изучать законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов.
2. Овладевать умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учиться осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
3. Учиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учиться творческому употреблению родного языка.
Программа развивает
познавательный интерес подростков, их кругозор, навыки устной и письменной речи, творческие способности.
Программа способствует
развитию творческих способностей учащихся, воспитанию у них осмысленного, бережного отношения к языку.
Работа по данной Программе направлена на знакомство с некоторыми свойствами языка, позволяющими выражать содержание, в частности, с понятиями литературный язык и разговорный язык; на выработку умения различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, употребление слов в соответствии с их окраской.
Данная Программа является модифицированной и направлена на формирование первоначального представления о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях — эпических, лирических и драматических, созданных отдельными писателями.
Отличие данной Программы от существующих в том, что она обусловлена задачами, заложенными в Программе развития школы, предусматривающей активизацию творческого потенциала детей.
Данная Программа разработана с учётом инновационных форм организации занятий, методов и приёмов воспитания.
Методы и формы обучения
Методы обучения:
Словесный:
● объяснение нового материала;
● рассказ обзорный для раскрытия новой темы;
● беседы с учащимися в процессе изучения темы;
Наглядный: применение наглядных пособий, технических средств;
Практический: работа с текстами произведений, иллюстрациями;
Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;
Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий.
Формы обучения:
● приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;
● проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;
● беседы с учащимися в процессе изучения темы;
● заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;
● самостоятельная работа с книгами;
● работа с иллюстрациями;
● просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;
● практическая работа по созданию презентаций, буклетов по определённой теме;
● развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;
● экскурсии.
Тематический план
Календарно – тематическое планирование
(Первый год обучения. 68 часов)
№ п/п |
Раздел Программы |
Количество часов |
1. |
Что такое слово |
4 часа |
2. |
Что такое словесность |
11 часов |
3. |
Богатство лексики русского языка |
14 часов |
4. |
Текст |
12 часов |
6. |
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения |
4 часа |
7. |
Устная народная словесность |
4 часа |
8. |
Литературное эпическое произведение |
8 часов |
9. |
Литературное лирическое произведение |
7 часов |
10. |
Литературное драматическое произведение |
4 часа |
Содержание программы
Что такое слово
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.
Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка.
Что такое словесность
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.
Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.
Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.
Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение.
Богатство лексики русского языка
Многообразие лексики русского языка. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.
Слова-термины, способы определения понятия.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Синонимы, их роль в художественных произведениях.
Антонимы, их роль в художественных произведениях.
Неологизмы, их роль в художественных произведениях.
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, понимать их роль, и передавать свое понимание в выразительном чтении. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.
Прямое и переносное значения слова
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.
Эпитет. Сравнение. Аллегория.
Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произведений, в которых употреблены средства художественной изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.
Текст
Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.
Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.
Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Выразительное чтение текста-описания. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следственных отношений в рассуждении. Выразительное чтение научного и художественного текста-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.
Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация.
Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.
Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествовательных вопросительных и побудительных предложениях, их чтение. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений: определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений голоса. Подбор рифм к предложенным словам.
Устная народная словесность
Понятия: произведение, устная народная словесность.
Знакомство со сказками. Поэтика сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.
Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.
Литературное эпическое произведение
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения
Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.
Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.
Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».
Рассказ и повесть.
Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.
Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.
Понимание того, что эпическое произведение — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.
Литературное лирическое произведение
Лирическое произведение: произведение, в котором главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.
Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.
Значение стихотворной речи в лирическом произведении.
Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.
Литературное драматическое произведение
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.
Пьеса-сказка.
Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание рощ авторских-ремарок: Чтение пьесы по ролям. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки, инсценировка эпического произведения.
Требования к уровню подготовки обучающихся,
осваивающих программу
Обучающиеся должны
знать начальные сведения о русской словесности;
уметь, пробуя свои силы в творчестве, найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, ценить художественные качества произведений, созданных писателями; грамотно оформлять альманахи, альбомы, буклеты; уметь защищать проекты, презентации;
приобрести навыки самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания
Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
В программе предлагается и создание учащимися собственных произведений — сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двоякая. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями. Во-вторых, школьники учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.
Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 5—6 классах, а также важнейших базовых понятий, основ русской словесности должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьник
Календарно- тематический план
№ п/п |
Дата |
Тема |
Количество часов |
Форма проведения |
Отметка о выполнении |
|
|
Вводное занятие |
1 |
Виртуальная экскурсия |
|
|
|
Что такое слово. Как возникло слово. |
1 |
Путешествие по словарям |
|
|
|
Для чего служат слова. |
2 |
Практикум |
|
|
|
Что такое словесность. Формы словесности. |
3 |
Исследовательская работа |
|
|
|
Разговорный и литературный язык. |
2 |
Сопоставление произведений |
|
|
|
Просторечие. Литературный язык. |
2 |
Просмотр диафильмов |
|
|
|
Язык художественной словесности. |
2 |
Анализ текстов |
|
|
|
Язык художественной словесности. Устное описание картин И.Левитана «Осень»; Остроухова «Золотая осень». |
2 |
Экскурсия в осенний парк |
|
|
|
Многообразие лексики русского языка. |
2 |
Создание презентаций о словах |
|
|
|
Слова однозначные и многозначные. Слова – термины. |
1 |
Практикум |
|
|
|
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественном произведении. |
2 |
Анализ текстов |
|
|
|
Синонимы и антонимы. Их роль в художественных произведениях. |
2 |
Игра со словами |
|
|
|
Неологизмы и устаревшие слова. Их роль в художественных произведениях. |
2 |
Конкурс юных лингвистов |
|
|
|
Фразеологизмы как средство выразительности. Прямое и переносное значение слова. |
2 |
КВН по лексике и фразеологии |
|
|
|
Сравнение. Эпитет. Аллегория. |
3 |
Исследовательская работа |
|
|
|
Что такое текст. Тема и идея текста. |
2 |
Работа с текстами |
|
|
|
Способы связи предложений в тексте. |
2 |
Практикум |
|
|
|
Формы словесного выражения. Повествование. Описание. Рассуждение. |
2 |
Создание презентаций о стилях речи |
|
|
|
Формы словесного выражения. Диалог и монолог. |
2 |
Составление диалогов |
|
|
|
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм. |
2
|
Конкурс «Весёлые говорошины» |
|
|
|
Интонация. Цель высказывания и интонация. |
2 |
Практикум |
|
|
|
Особенности интонации в стихах. Рифма в стихах. Строфа. |
3 |
Исследовательская работа |
|
|
|
Произведения устной народной словесности. Сказки и их виды. Особенности языка сказок. |
2 |
Конкурс сказителей |
|
|
|
Малые жанры народной словесности. Особенности языковых средств выражения содержания. |
3 |
Создание презентаций |
|
|
|
Три рода произведений, созданных писателями. Литературная сказка. |
2 |
Викторина «Сказочный мир» |
|
|
|
Басня. Особенности языка басен. |
1 |
Конкурс инсценированной басни |
|
|
|
Рассказ, повесть, роман. Особенности языка эпического произведения. |
3 |
Анализ текстов |
|
|
|
Сюжет и эпизод произведения. |
2 |
Практикум |
|
|
|
Что такое лирическое произведение. Зачем поэт говорит стихами. |
3 |
Поэтическое состязание |
|
|
|
Стихи о природе, о животных. |
2 |
Конкурс чтецов |
|
|
|
Стихи о событиях. Играем со словами! |
2 |
Игра со словами |
|
|
|
Что такое драматическое произведение. Пьеса – сказка. |
2 |
Посещение театра |
|
|
|
Играем со словами! |
1 |
Лингвистический турнир |
|
|
|
Итоговое занятие |
1 |
Зачёт |
|
Методическая литература
для учащихся
1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5 кл.: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009
2. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.
3. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.
4. Паустовский К. Г. Золотая роза. (Любое издание.)
5. Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.
6. Успенский Л. Слово о словах. (Любое издание.)
7. Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое издание.)
8. Шанский Н. М. Занимательный русский язык. — М., 1996. - Ч. 1, 2.
для учителя
1. Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М.,1998.
2. Горшков А. И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. — М., 1981.
3. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. — М., 1995.
4. Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 1997.
5. Максимов Л. Ю. О языке и композиции художественного текста // Язык и композиция художественного текста / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. — М., 1983.
6. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М., 1988.
Словари и справочники
1. Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Около 11 000 синонимических рядов. — 9-е изд. — М., 1998.
2. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1986.
3. Ашукин Н. С., Ашукин М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражений: — М., 1998.
4. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. — М., 1994.
5. Васюкова И. А. Словарь иностранных слов: С грамматическими формами, синонимами, примерами употребления/Под ред. И. К. Сазоновой. — М, 1998.
6. Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. — М., 1979.
7. Даль В. И. Пословицы русского народа. — М., 1994. - Т. 1-3.
8. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (Любое издание.)
9. Детская энциклопедия в 12 томах. Том 11: Язык и литература. — Ц., 1976.
10. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд., перераб. — М., 1994.
11. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. (Любое издание.)
12. Изобразительное искусство. Музыка / Ред.-сост. М. М. Подзорова, Т. Н. Марусяк. — М., 1997. (Словари школьника).
13. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
14. Краткий словарь литературоведческих терминов / Сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев: Кн. для учащихся. — М., 1985.
15. Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. - М.. 1997.
16. Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1999.
17.Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М., 1990.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.