Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная русская словесность» (для обучающихся 10-12 лет)
Оценка 4.6

Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная русская словесность» (для обучающихся 10-12 лет)

Оценка 4.6
Документация +1
doc
русский язык
5 кл—6 кл
24.11.2019
Рабочая программа  дополнительного образования «Занимательная русская словесность» (для обучающихся 10-12 лет)
Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 11-12 лет
Занимательная русская словесность.doc

Рабочая программа  дополнительного образования

«Занимательная русская словесность»

(для обучающихся 10-12 лет)

 

Пояснительная записка к программе

        

     Образовательная программа «Занимательная русская словесность» (далее Программа) составлена на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»), Р.И.Альбетковой «Основы  русской  словесности»  для детского объединения на 1 год в количестве 68 часов.

      Словесность, в широком смысле слова, — это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно. В узком смысле слова, собственно словесностью, называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. 

        Словесность — важнейшее проявление духовной жизни человека. Главным образом в словесности выражаются самосознание нации, народа, нравственные, политические, социальные основы жизни общества. Благодаря словесности личность сознает свою включенность в общество, нацию, историю, познает мир и самое себя, осваивает культуру и развивает способность мыслить, чувствовать, творить, общаться с людьми. Художественная словесность создаст новую реальность, осваивая которую, люди обретают способность самосовершенствования.

      Все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения — как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова — и есть специфический предмет изучения словесности. Иными словами, это — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова.

      Актуальность Программы состоит в том, что гуманизация современного образования потребовала сближения школьного преподавания русского языка и литературы и усиления их практической направленности.

      Цель Программы

помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.     

     Задачи Программы:

   1. Изучать законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов.

   2. Овладевать умением самостоятельно   постигать   идейно-художественный   смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учиться осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и    воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.

   3. Учиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учиться   творческому   употреблению родного языка.

      Программа развивает 

познавательный интерес подростков, их кругозор, навыки устной и письменной речи, творческие способности.

      Программа способствует

развитию творческих способностей учащихся, воспитанию у них осмысленного, бережного отношения к языку.

       Работа по данной Программе направлена на знакомство с некоторыми свойствами языка, позволяющими выражать содержание, в частности, с понятиями литературный язык и разговорный язык; на выработку умения различать разговорную  и книжную окраску слов и выражений, употребление слов в соответствии с их окраской.

        Данная Программа является модифицированной и направлена на формирование первоначального представления о произведениях устной народной словесности и о литературных  произведениях — эпических, лирических и драматических, созданных отдельными писателями.

        Отличие данной Программы от существующих в том, что она обусловлена задачами, заложенными в Программе развития школы, предусматривающей активизацию творческого потенциала детей.

        Данная Программа разработана с учётом инновационных форм организации занятий, методов и приёмов воспитания.

Методы и формы обучения

Методы обучения:

Словесный:

● объяснение нового материала;

● рассказ обзорный для раскрытия новой темы;

● беседы с учащимися в процессе изучения темы;

Наглядный:  применение наглядных пособий, технических средств;

Практический:  работа с текстами произведений, иллюстрациями;

Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;

Исследовательский:  выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий.

Формы обучения:

● приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;

● проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;

● беседы с учащимися в процессе изучения темы;

● заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;

● самостоятельная работа с книгами;

● работа с иллюстрациями;

● просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;

● практическая работа по созданию презентаций, буклетов по определённой теме;

● развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;

● экскурсии.

 

Тематический план

Календарно – тематическое планирование

(Первый год обучения. 68 часов)

№ п/п

Раздел Программы

Количество часов

1.

 Что такое слово

4 часа

2.

Что такое словесность

11 часов

3.

Богатство  лексики  русского  языка

14 часов

4.

Текст

12 часов

6.

Стихотворная  и  прозаическая  формы  словесного  выражения

4 часа

7.

Устная народная словесность

4 часа

8.

Литературное эпическое произведение

8 часов

9.

Литературное лирическое произведение

7 часов

10.

Литературное драматическое произведение

4 часа

 

Содержание программы

Что такое слово

   Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении  слов.

   Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.

   Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.

   Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим  словарем.  Размышление о значении языка.  

Что такое словесность

   Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.

   Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.

   Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.

   Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение.

Богатство  лексики  русского  языка

    Многообразие лексики русского языка. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.

    Слова-термины, способы определения понятия.

 Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

    Синонимы, их роль в художественных произведениях.

    Антонимы, их роль в художественных произведениях.

    Неологизмы, их роль в художественных произведениях.

    Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.

    Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.

    Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, понимать их роль, и передавать свое понимание в выразительном чтении. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.

Прямое и переносное значения слова

    Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.

    Эпитет. Сравнение. Аллегория.

    Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произведений, в которых употреблены средства художественной изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.

Текст

    Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.

    Формы словесного выражения:  повествование, описание, рассуждение,  диалог,  монолог.

    Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Выразительное чтение текста-описания. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следственных отношений в рассуждении. Выразительное чтение научного и художественного текста-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения,  диалога,  монолога.

Стихотворная  и  прозаическая  формы  словесного  выражения

    Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.

    Интонация. Повествовательные, вопросительные и  побудительные  предложения  в  прозаическом  тексте, интонация в них. Восклицательные  предложения  и  их  интонация.

    Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.

    Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествовательных вопросительных и побудительных предложениях, их чтение. Чтение предложений с восклицательной  интонацией.  Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений: определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений голоса. Подбор рифм к предложенным  словам.

Устная народная словесность

    Понятия: произведение, устная народная словесность.          

    Знакомство со сказками. Поэтика сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.

    Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.

    Использование в произведениях устной народной словесности языковых  средств  выражения  содержания.  

    Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического  значения. 

Литературное эпическое произведение

    Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения

    Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.

    Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.

    Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».

    Рассказ и повесть.

    Понятие о  сюжете и  эпизоде эпического произведения.

    Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и  диалог в эпическом произведении.

    Понимание того, что эпическое произведение — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.

Литературное лирическое произведение

    Лирическое произведение: произведение, в котором главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.

    Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.

    Значение стихотворной речи в лирическом произведении.

    Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и  чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.        

Литературное драматическое произведение

    Драматическое    произведение:     произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

    Пьеса-сказка.

 Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.

    Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание рощ авторских-ремарок: Чтение пьесы по ролям. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки, инсценировка эпического произведения.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся,

осваивающих программу

 

Обучающиеся должны

знать начальные сведения о русской словесности;

уметь, пробуя свои силы в творчестве, найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, ценить художественные качества произведений, созданных писателями; грамотно оформлять альманахи, альбомы, буклеты; уметь защищать проекты, презентации;

приобрести навыки самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный  смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания

 

Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений  самостоятельно постигать   смысл,    выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески  употреблять   язык   в   собственных  высказываниях.

   В программе предлагается и создание учащимися собственных произведений — сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двоякая. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями. Во-вторых, школьники учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.

   Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 5—6 классах, а также важнейших базовых понятий, основ русской словесности должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный  смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьник

Календарно- тематический план

 

№ п/п

Дата

Тема

Количество часов

Форма проведения

Отметка о выполнении

  1.  

 

Вводное занятие

1

Виртуальная экскурсия

 

  1.  

 

Что такое слово. Как возникло слово.

1

Путешествие по словарям

 

  1.  

 

Для чего служат слова.

2

Практикум

 

  1.  

 

Что такое словесность. Формы словесности.

3

Исследовательская работа

 

  1.  

 

Разговорный и литературный язык.

2

Сопоставление произведений

 

  1.  

 

Просторечие. Литературный язык.

2

Просмотр диафильмов

 

  1.  

 

Язык художественной словесности.

2

Анализ текстов

 

  1.  

 

Язык художественной словесности. Устное описание картин

И.Левитана «Осень»;  Остроухова «Золотая осень».

2

Экскурсия в осенний парк

 

  1.  

 

Многообразие лексики русского языка.

2

Создание презентаций о словах

 

  1.  

 

Слова  однозначные и многозначные. Слова – термины.

1

Практикум

 

  1.  

 

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественном произведении.

2

Анализ текстов

 

  1.  

 

Синонимы  и  антонимы.  Их  роль в художественных произведениях.

2

Игра со словами

 

  1.  

 

Неологизмы и устаревшие слова. Их роль в художественных произведениях.

2

Конкурс юных лингвистов

 

  1.  

 

Фразеологизмы как средство выразительности. Прямое и переносное значение слова.

2

КВН по лексике и фразеологии

 

  1.  

 

Сравнение. Эпитет. Аллегория.

3

Исследовательская работа

 

  1.  

 

Что такое текст.  Тема и идея текста.

2

Работа с текстами

 

  1.  

 

Способы связи предложений в тексте.

2

Практикум

 

  1.  

 

Формы словесного выражения.  Повествование.  Описание. Рассуждение.

2

Создание презентаций о стилях речи

 

  1.  

 

Формы словесного выражения.  Диалог и монолог.

2

Составление диалогов

 

  1.  

 

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм.

2

 

 

 

Конкурс «Весёлые говорошины»

 

  1.  

 

Интонация. Цель высказывания и интонация.

2

Практикум

 

  1.  

 

Особенности интонации в стихах.  Рифма в стихах.  Строфа.

3

Исследовательская работа

 

  1.  

 

Произведения устной народной словесности. Сказки и их виды. Особенности языка сказок.

2

Конкурс сказителей

 

  1.  

 

Малые жанры народной словесности. Особенности языковых средств выражения содержания.

3

Создание презентаций

 

  1.  

 

Три рода произведений, созданных писателями. Литературная сказка.

2

Викторина «Сказочный мир»

 

  1.  

 

Басня.  Особенности языка басен.

1

Конкурс инсценированной басни

 

  1.  

 

 Рассказ, повесть, роман.

Особенности языка  эпического произведения.

3

Анализ текстов

 

  1.  

 

Сюжет и эпизод произведения.

2

Практикум

 

  1.  

 

Что такое лирическое произведение. Зачем поэт говорит стихами.

3

Поэтическое состязание

 

  1.  

 

Стихи о природе,  о животных.

2

Конкурс чтецов

 

  1.  

 

Стихи о событиях.  Играем со словами!

2

Игра со словами

 

  1.  

 

Что такое драматическое произведение.  Пьеса – сказка.

2

Посещение театра

 

  1.  

 

Играем со словами!

1

Лингвистический турнир

 

  1.  

 

Итоговое  занятие 

1

Зачёт

 

 

Методическая литература

для учащихся

1.      Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5 кл.: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009

2.        Арсирий  А. Т. Занимательные материалы по рус­скому языку. — М., 1995.

3.        Кодухов  В. И.   Рассказы о синонимах. — М., 1984.

4.        Паустовский  К. Г.   Золотая роза. (Любое издание.)

5.        Солганик Г. Я.  От слова к тексту. — М., 1993.

6.        Успенский Л.   Слово о словах. (Любое издание.)

7.        Чуковский  К. И.   Живой как жизнь. (Любое из­дание.)

8.        Шанский  Н. М.   Занимательный русский язык. — М., 1996. - Ч. 1, 2.

для учителя

1.      Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М.,1998.

2.      Горшков А. И. Композиция художественного текс­та как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лек­сикография. — М., 1981.

3.       Граник  Г. Г., Бондаренко  С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. — М., 1995.

4.       Львова  С. И.   Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 1997.

5.       Максимов Л. Ю.  О языке и композиции художе­ственного текста // Язык и композиция художественного текста / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. — М., 1983.

6.      Новиков  Л.А.   Художественный  текст  и  его  ана­лиз. –  М., 1988.

Словари и справочники

1.      Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Около 11 000 синони­мических рядов. — 9-е изд. — М., 1998.

2.      Ахманова О. С.  Словарь омонимов русского язы­ка. - М., 1986.

3.      Ашукин Н. С., Ашукин М. Г.  Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражений: — М., 1998.

4.      Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. — М., 1994.

5.      Васюкова И. А.  Словарь иностранных слов: С грамматическими формами, синонимами, примерами употребления/Под ред. И. К. Сазоновой. — М, 1998.

6.      Горбачевич  К. С,  Хабло Е. П.  Словарь эпи­тетов русского литературного языка. — М., 1979.

7.      Даль   В. И.    Пословицы русского народа.  —  М., 1994. - Т. 1-3.

8.      Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (Любое издание.)

9.      Детская энциклопедия в 12 томах. Том 11: Язык и ли­тература. — Ц., 1976.   

10.   Жуков В. П.,  Жуков А. В.  Школьный фразеоло­гический словарь русского языка. — 3-е изд.,  перераб. — М., 1994.

11.   Жуков В. П.  Словарь русских пословиц и поговорок. (Любое издание.)

12.   Изобразительное искусство.  Музыка  /  Ред.-сост. М. М. Подзорова, Т. Н. Марусяк. — М., 1997. (Словари школьника).

13.   Квятковский  А. П.  Школьный  поэтический  словарь. — М., 1998.

14.   Краткий словарь литературоведческих терминов  /  Сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев:  Кн. для учащихся. — М., 1985.

15.   Крысин  Л. П.  Школьный словарь иностранных слов. - М.. 1997.

16.   Лапатухин  М. С.,  Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П.  Школьный толковый словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. и  доп. — М., 1999.

17.Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М., 1990.

Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная русская словесность» (для обучающихся 10-12 лет)

Рабочая программа  дополнительного образования «Занимательная русская словесность» (для обучающихся 10-12 лет)

Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная русская словесность» (для обучающихся 10-12 лет)

Рабочая программа  дополнительного образования «Занимательная русская словесность» (для обучающихся 10-12 лет)

Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная русская словесность» (для обучающихся 10-12 лет)

Рабочая программа  дополнительного образования «Занимательная русская словесность» (для обучающихся 10-12 лет)

Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная русская словесность» (для обучающихся 10-12 лет)

Рабочая программа  дополнительного образования «Занимательная русская словесность» (для обучающихся 10-12 лет)

Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная русская словесность» (для обучающихся 10-12 лет)

Рабочая программа  дополнительного образования «Занимательная русская словесность» (для обучающихся 10-12 лет)

Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная русская словесность» (для обучающихся 10-12 лет)

Рабочая программа  дополнительного образования «Занимательная русская словесность» (для обучающихся 10-12 лет)

Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная русская словесность» (для обучающихся 10-12 лет)

Рабочая программа  дополнительного образования «Занимательная русская словесность» (для обучающихся 10-12 лет)

Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная русская словесность» (для обучающихся 10-12 лет)

Рабочая программа  дополнительного образования «Занимательная русская словесность» (для обучающихся 10-12 лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2019