ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Экотопики», включает в себя программно -
методические материалы по экологии.
Новизна предлагаемой программы заключается в самом содержании, методических
формах работы, стремлении изучать проблему более углубленно, расширенно, в
широком использовании интерактивных методов обучения и разнообразных форм
освоения учебного материала. Программа предусматривает осознанное участие
детей в практических природоохранных мероприятиях, изучая освоение основы
декоративно - прикладного и художественного творчества.
Важнейшей
функцией образовательной деятельности является формирования у учащихся
интереса к явлениям природы, экологическим взаимодействиям в природе,
отношению человека к природе. Именно в этом и заключается актуальность
настоящей программы, где через знакомство и приобщение детей к миру природы
открывается простор для последующего совершенствования знаний о
взаимодействиях в окружающем мире.
Педагогическая целесообразность программы заключается не только в
расширении и углублении знаний детей об окружающем мире, но и в формировании
целостного представления о природе на основе развития интеллектуального
потенциала, тем самым развивая экологический аспект современной культуры
учащихся.
Содержание
занятий не только обогащает знания учащихся о животном и растительном мире,
но и способствует формированию навыков экологически правильного поведения
детей в природе. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность,
пространственное представление, воображение, сообразительность, фантазия,
творчество, расширяются знания по биологии, экологии, изодеятельности.
Программа предполагает проведение обучения в большинстве случаев в игровой
форме, что очень важно для дополнительного образования и для данного
возрастного периода. Отличительной особенностью программы является то,
что она даёт возможность каждому учащемуся открыть для себя новые экологические
знания в разделе «Окружающий мир», через декоративно-прикладное и
художественное творчество.
Цель:
формирование и развитие познавательного интереса учащихся к окружающему миру
через декоративно - прикладное и художественное творчество.
Задачи:
·
способствовать расширению
экологических знаний у учащихся;
·
развивать у детей способность видеть многообразие окружающего
мира в системе взаимосвязей живых и неживых объектов природы;
·
развивать у учащихся любознательность через развитие внимания и
наблюдательности,
памяти и воображения, художественного мышления и конструкторских
способностей;
·
формировать эстетическое
отношение детей к окружающему миру на основе декоративно – прикладного и
художественного творчества;
·
воспитывать чувства бережного
отношения к природе и окружающему миру;
·
совершенствовать трудовые
навыки, формировать культуру труда, учить
аккуратности, умению бережно и
экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Краткая
характеристика учащихся детского объединения «Семицветик»
Программа
«Экотопики» реализуется в детском объединении «Семицветик» и рассчитана на
детей в возрасте 6 - 7 лет, срок реализации программы 1 год. Занятия с
детьми проводятся в группе по 12 – 15 человек. В детское объединение
зачисляются все желающие обучаться по данной программе. Данная программа
может успешно реализовываться в дистанционном цифровом режиме обучения, где
каждому учащемуся предоставляется возможность «построить» индивидуальную
образовательную траекторию.
Режим учебных занятий
Режим занятий в
неделю
|
Общая нагрузка в
неделю
|
Общая нагрузка в
год
|
2 раза по 1 часу
|
2 часа
|
72 часа
|
|
|
КАЛЕНДАРНО -
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Дата
(месяц, число)
|
Время
проведения
занятия
|
Форма
занятия
|
Кол-во часов
|
Тема занятия
|
Место
проведения
|
Форма контроля
|
|
1. Блок занятий «Осень»
|
1.
|
|
|
Беседа
|
1 час
|
Вводное занятие.
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Викторина
|
2.
|
|
|
Экскурсия
|
1 час
|
«Осенние листья».
|
Пришкольный участок
|
Подвижные игры, загадки
|
3.
|
|
|
Экскурсия
|
1 час
|
«Листья
по ветру летят».
|
Пришкольный участок
|
Подвижные игры, загадки
|
4.
|
|
|
Практическое занятие
|
1 час
|
«Грибными дорожками».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Подвижные игры, загадки
|
5.
|
|
|
Практическое занятие
|
1 час
|
«Растения под нашей
защитой».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Наблюдение, экспресс-опрос
|
6.
|
|
|
Практическое занятие
|
1 час
|
«Его
Величество Лес».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Наблюдение, экспресс-опрос
|
2. Блок
занятий «Дикие животные»
|
7.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Как человек нашёл себе
друга».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа,
экспресс-опрос, загадки
|
8.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Заяц - «Длинное ухо».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
9.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Лисица. «Лиса
Патрикеевна».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
10.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Серый хищник – волк».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
11.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Хозяин леса – медведь».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
12.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
Любознательный зверёк -
белка.
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
13.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Куница - охотник на белок».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
14.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Лесной красавец – лось.
Косуля».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
15.
|
|
|
|
2 часа
|
Досугово – просветительская деятельность.
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Игровая
деятельность
|
16.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Сердитый
недотрога – ёж».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
17.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Подземные
жители. Кроты».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
18.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Всеядное
животное – барсук».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
19.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Бобр – строитель».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
20.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Подземные
жители. Дождевые черви».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
21.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Бурундук,
мышь»
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
22.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Рысь-родственник
кошки».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
23.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Наши
друзья - лесные звери»
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
24.
|
|
|
Практическое занятие, с
элементами игры
|
1 час
|
«Как животные
приспособились к зиме».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
25.
|
|
|
Беседа, игровая
деятельность
|
1 час
|
«Насекомые»
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
26.
|
|
|
Практическое занятие, с
элементами игры
|
1 час
|
«Разновидности насекомых»
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа,
экспресс-опрос, загадки
|
3. Блок занятий «Птицы»
|
27.
|
|
|
Практическое занятие
|
1 час
|
Итоговое занятие за 1 полугодие
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Викторина, тесты
|
28.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Среди птиц».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Подвижные
игры, беседа, экспресс-опрос
|
29.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Какие
удивительные эти птицы!»
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Подвижные
игры, беседа, экспресс-опрос, загадки
|
30.
|
|
|
|
2 часа
|
Досугово – просветительская деятельность.
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Игровая деятельность
|
31.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Воробей
- самая распространённая птица на земле»
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Подвижные
игры, беседа, экспресс-опрос,
|
32.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
Ворона
- «Интеллектуальная» птица
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Подвижные игры, беседа, экспресс-опрос,
|
33.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Сорока
- белобока»
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Подвижные
игры, беседа, экспресс-опрос, загадки
|
34.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Лесной
доктор» - дятел
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Подвижные игры, беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
35.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Сестрицы
- синицы»
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Подвижные игры, беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
36.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Кто
главный в лесу?»
|
МБОУ «НОШ№11»
|
Подвижные игры, беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
4. Блок занятий «Растения»
|
37.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Хвойное дерево - ель; кто
дружит с ней?»
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
38.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Растительная
аптека».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
39.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Сбережём
удивительный мир растений и животных леса».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа,
экспресс-опрос, загадки
|
40.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Путешествие
на далёкий Север».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Подвижные игры, загадки
|
41.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Путешествие
в пустыню».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Подвижные игры, загадки
|
42.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«На земле, под землёй, в
воде и под водой».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Подвижные игры, загадки
|
5. Блок занятий «Неживая природа»
|
43.
|
|
|
Занятие исследовательского цикла
|
1 час
|
«Воздух вокруг нас».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Подвижные игры, загадки
|
44.
|
|
|
Занятие исследовательского цикла
|
1 час
|
«Беседа
о волшебнице-воде».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Подвижные игры, загадки
|
45.
|
|
|
Занятие исследовательского цикла
|
1 час
|
«Кто
живёт в воде».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
46.
|
|
|
Занятие исследовательского цикла
|
1 час
|
«Луговое
сообщество».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
47.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Твоя
Красная книга»
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
48.
|
|
|
Занятие исследовательского цикла, игра
|
1 час
|
«Маленькие
человечки»
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа,
экспресс-опрос, загадки
|
49.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«На
лесной полянке».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Подвижные игры, загадки
|
50.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Что
где растёт, кто где живёт?»
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Подвижные игры, загадки
|
51.
|
|
|
|
2 часа
|
Досугово-просветительская деятельность.
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Игровая
деятельность
|
52.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Позади
зима» (обобщающий)
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Экспресс-опрос, загадки,
тест
|
53.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Стихия
– огонь».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
54.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Радуга
– дуга».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
55.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Полёт
на Луну».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа,
экспресс-опрос, загадки
|
56.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Солнце,
Земля и другие планеты».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
57.
|
|
|
Мероприятие
|
1 час
|
«Земля,
с днём рождения тебя!»
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Конкурсная
программа
|
58.
|
|
|
Практическое занятие
|
1 час
|
Итоговая аттестация учащихся.
|
МБОУ «НОШ №11»
|
КВН, викторина
|
59.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Весна
– красна».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
60.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Хлеб
– всему голова».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
61.
|
|
|
Беседа, игровая деятельность
|
1 час
|
«Встреча
с феей Экологией».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Беседа, экспресс-опрос,
загадки
|
62.
|
|
|
Мероприятие
|
1 час
|
Экологическая
викторина «Лес – страна чудес».
|
МБОУ «НОШ №11»
|
Конкурсная
программа
|
63.
|
|
|
Выставка детских работ.
|
7 часов
|
Подготовка к конкурсам и выставкам различного уровня
|
МАУ ДО «ЦДТ»
|
|
64.
|
|
|
Итого:
|
72 ч.
|
|
|
|
Ожидаемые результаты освоения
программы
Хорошими
показателями эффективной реализации данной программы являются: высокий
уровень общего развития ребенка, положительное отношение к окружающему миру,
стремление к самостоятельной творческой деятельности.
К концу освоения программы
первого года обучения учащиеся должны показать знания по следующим блокам:
«Осень», «Дикие животные», «Птицы», «Растения», «Неживая природа», а так же
пройти тестирование на итоговом занятии за 1 полугодие и итоговой
аттестации.
Учащиеся будут знать:
·
сезонные
изменения природы в осенний период;
·
элементарные
представления о лесе, диких животных ХМАО-Югры;
·
разновидности
насекомых;
·
условия
жизни птиц, и роль человека в их жизни;
·
о
значении чистого воздуха и воды для человека, животных и растений;
·
отличительные
особенности лиственных деревьев от хвойных;
·
разнообразие
плодов, цветов, семян; необходимые условия для хорошего роста растений;
·
понятия
«живое» и «неживое»;
·
лечебные
свойства лекарственных растений родного края;
·
свойства
воздуха, воды; некоторые виды животных, живущих в воде;
·
названия
растений и животных, занесённых в Красную книгу Югры.
Учащиеся будут уметь:
·
узнавать и называть несколько видов: диких животных, насекомых,
птиц;
·
делать
элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
·
отстаивать
собственную точку зрения, доказывать ее правоту;
·
выделять признаки приспособленности животных к среде обитания;
·
распознавать
по внешнему виду и другим признакам деревья, кустарники, травянистые
растения, фрукты, овощи, цветы, грибы;
·
делать
элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
·
самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с простыми
веществами;
·
кодировать и декодировать полученную информацию.
Способы проверки результатов освоения
программы
Выявление критериев знаний и уровня
экологической воспитанности учащихся осуществляется по методике Л.П.
Симоновой.
·
Собеседование.
·
Тестирование по программе, включающее задания по пройденным
темам.
·
Итоговое занятие за 1 полугодие.
·
Тематические загадки.
·
Тематическая викторина, инсценировка и др.
·
Промежуточная аттестация учащихся.
Критерии
оценивания знаний и умений учащихся
Вид работы
|
Низкий уровень
|
Средний
уровень
|
Высокий
уровень
|
Организация рабочего места. Знание правил техники
безопасности. Владение пластическими и художественными инструментами.
|
Не умеет организовывать рабочее место и владеть
различными инструментами.
|
Умеет организовать своё рабочее место с помощью педагога
|
Самостоятельная подготовка рабочего места. Хорошо
владеет различными инструментами и материалами
|
Виды декоративно-прикладного творчества
|
Не различает виды ДПИ
|
Называет виды ДПИ, но не различает их
|
Называет виды ДПИ, различает один от другого. Умеет
воплощать самостоятельно в практической работе.
|
Цветоведение
|
Не различает основные и дополнительные цвета.
|
Владеет основными навыками смешения цвета, знает правила
получения дополнительных цветов
|
Называет все основные цвета. Умеет смешивать цвета и
получать дополнительные. Использует трёхцветие, тёплые и холодные цвета.
|
Технология изготовления аппликации.
|
Не знает технологию изготовления аппликации.
|
Владеет технологией изготовления аппликации, показывает
и называет помощью педагога.
|
Владеет технологией изготовления аппликации, показывает
и называет самостоятельно.
|
Природный и искусственный материал.
|
Не может привести примеры природного и искусственного
материала.
|
Приводит примеры природных и искусственных материалов с
помощью педагога.
|
Самостоятельно приводит примеры природных и
искусственных материалов.
|
|
|