РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Экотопики» естественнонаучной направленности
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Экотопики» естественнонаучной направленности

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
экология
6 кл—7 кл
11.05.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Экотопики» естественнонаучной направленности
Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность каждому учащемуся открыть для себя новые экологические знания в разделе «Окружающий мир», через декоративно-прикладное и художественное творчество.
Рабочая программа МЗ 2022.docx

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА НЯГАНИ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

___________ Е.Х. Насратуллина

___ __________________2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Экотопики»

естественнонаучной направленности

на 2022 – 2023 учебный год

I год обучения

 

 

 

 

 

Ф.И.О. разработчика программы:

Полуянова Динара Рашидовна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нягань

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экотопики», включает в себя программно - методические материалы по экологии.

Новизна предлагаемой программы заключается в самом содержании, методических формах работы, стремлении изучать проблему более углубленно, расширенно, в широком использовании интерактивных методов обучения и разнообразных форм освоения учебного материала. Программа предусматривает осознанное участие детей в практических природоохранных мероприятиях, изучая освоение основы декоративно - прикладного и художественного творчества.

Важнейшей функцией образовательной деятельности является формирования у учащихся интереса к явлениям природы, экологическим взаимодействиям в природе, отношению человека к природе. Именно в этом и заключается актуальность настоящей программы, где через знакомство и приобщение детей к миру природы открывается простор для последующего совершенствования знаний о взаимодействиях в окружающем мире.

            Педагогическая целесообразность программы заключается не только в расширении и углублении знаний детей об окружающем мире, но и в формировании целостного представления о природе на основе развития интеллектуального потенциала, тем самым развивая экологический аспект современной культуры учащихся.

Содержание занятий не только обогащает знания учащихся о животном и растительном мире, но и способствует формированию навыков экологически правильного поведения детей в природе. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственное представление, воображение, сообразительность, фантазия, творчество, расширяются знания по биологии, экологии, изодеятельности. Программа предполагает проведение обучения в большинстве случаев в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования и для данного возрастного периода. Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность каждому учащемуся открыть для себя новые экологические знания в разделе «Окружающий мир», через декоративно-прикладное и художественное творчество.

Цель: формирование и развитие познавательного интереса учащихся к окружающему миру через декоративно - прикладное и художественное творчество.

Задачи:

·      способствовать расширению экологических знаний у учащихся;

·      развивать у детей способность видеть многообразие окружающего мира в системе взаимосвязей живых и неживых объектов природы;

·      развивать у учащихся любознательность через развитие внимания и

наблюдательности, памяти и воображения, художественного мышления и конструкторских способностей;

·      формировать эстетическое отношение детей к окружающему миру на основе  декоративно – прикладного и художественного творчества;

·      воспитывать чувства бережного отношения к природе и окружающему миру;

·      совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить

аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Краткая характеристика учащихся детского объединения «Семицветик»

            Программа «Экотопики» реализуется в детском объединении «Семицветик» и рассчитана на детей  в возрасте 6 - 7 лет, срок реализации программы 1 год. Занятия с детьми проводятся в группе по 12 – 15 человек. В детское объединение зачисляются все желающие обучаться по данной программе. Данная программа может успешно реализовываться в дистанционном цифровом режиме обучения, где каждому учащемуся предоставляется возможность «построить» индивидуальную образовательную траекторию.

Режим учебных занятий

Режим занятий в неделю

Общая нагрузка в неделю

Общая нагрузка в год

2 раза по 1 часу

2 часа

72 часа

 

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Дата

(месяц, число)

Время

проведения занятия

Форма

занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 

1. Блок занятий «Осень»

        1.             

 

 

Беседа

1 час

Вводное занятие.

МБОУ «НОШ №11»

Викторина

        2.             

 

 

Экскурсия

1 час

«Осенние листья».

Пришкольный участок

Подвижные игры, загадки

        3.             

 

 

Экскурсия

1 час

«Листья по ветру летят».

Пришкольный участок

Подвижные игры, загадки

        4.             

 

 

Практическое занятие

1 час

«Грибными дорожками».

МБОУ «НОШ №11»

Подвижные игры, загадки

        5.             

 

 

Практическое занятие

1 час

«Растения под нашей защитой».

МБОУ «НОШ №11»

Наблюдение, экспресс-опрос

        6.             

 

 

Практическое занятие

1 час

«Его Величество Лес».

МБОУ «НОШ №11»

Наблюдение, экспресс-опрос

2. Блок занятий «Дикие животные»

        7.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Как человек нашёл себе друга».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

        8.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Заяц - «Длинное ухо».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

        9.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Лисица. «Лиса Патрикеевна».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    10.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Серый хищник – волк».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    11.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Хозяин леса – медведь».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    12.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

Любознательный зверёк - белка.

 

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    13.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Куница - охотник на белок».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    14.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Лесной красавец – лось. Косуля».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    15.             

 

 

 

2 часа

Досугово – просветительская деятельность.

МБОУ «НОШ №11»

Игровая деятельность

    16.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Сердитый недотрога – ёж».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    17.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Подземные жители. Кроты».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    18.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Всеядное животное – барсук».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    19.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Бобр – строитель».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    20.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Подземные жители. Дождевые черви».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    21.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Бурундук, мышь»

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    22.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Рысь-родственник кошки».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    23.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Наши друзья - лесные звери»

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    24.             

 

 

Практическое занятие, с элементами игры

1 час

«Как животные приспособились к зиме».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    25.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Насекомые»

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    26.             

 

 

Практическое занятие, с элементами игры

1 час

«Разновидности насекомых»

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

3. Блок занятий «Птицы»

    27.             

 

 

Практическое занятие

1 час

Итоговое занятие за 1 полугодие

МБОУ «НОШ №11»

Викторина, тесты

    28.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Среди птиц».

МБОУ «НОШ №11»

Подвижные игры, беседа, экспресс-опрос

    29.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Какие удивительные эти птицы!»

МБОУ «НОШ №11»

Подвижные игры, беседа, экспресс-опрос, загадки

    30.             

 

 

 

2 часа

Досугово – просветительская деятельность.

МБОУ «НОШ №11»

Игровая деятельность

    31.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Воробей - самая распространённая птица на земле»

МБОУ «НОШ №11»

Подвижные игры, беседа, экспресс-опрос,

    32.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

Ворона - «Интеллектуальная» птица

МБОУ «НОШ №11»

Подвижные игры, беседа, экспресс-опрос,

    33.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Сорока - белобока»

МБОУ «НОШ №11»

Подвижные игры, беседа, экспресс-опрос, загадки

    34.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Лесной доктор» - дятел

МБОУ «НОШ №11»

Подвижные игры, беседа, экспресс-опрос, загадки

    35.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Сестрицы - синицы»

МБОУ «НОШ №11»

Подвижные игры, беседа, экспресс-опрос, загадки

    36.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Кто главный в лесу?»

МБОУ «НОШ№11»

Подвижные игры, беседа, экспресс-опрос, загадки

4. Блок занятий «Растения»

    37.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Хвойное дерево - ель; кто дружит с ней?»

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    38.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Растительная аптека».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    39.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Сбережём удивительный мир растений и животных леса».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    40.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Путешествие на далёкий Север».

МБОУ «НОШ №11»

Подвижные игры, загадки

    41.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Путешествие в пустыню».

МБОУ «НОШ №11»

Подвижные игры, загадки

    42.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«На земле, под землёй, в воде и под водой».

МБОУ «НОШ №11»

Подвижные игры, загадки

5. Блок занятий «Неживая природа»

    43.             

 

 

Занятие исследовательского цикла

1 час

«Воздух вокруг нас».

МБОУ «НОШ №11»

Подвижные игры, загадки

    44.             

 

 

Занятие исследовательского цикла

1 час

«Беседа о волшебнице-воде».

МБОУ «НОШ №11»

Подвижные игры, загадки

    45.             

 

 

Занятие исследовательского цикла

1 час

«Кто живёт в воде».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    46.             

 

 

Занятие исследовательского цикла

1 час

«Луговое сообщество».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    47.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Твоя Красная книга»

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    48.             

 

 

Занятие исследовательского цикла, игра

1 час

«Маленькие человечки»

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    49.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«На лесной полянке».

МБОУ «НОШ №11»

Подвижные игры, загадки

    50.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Что где растёт, кто где живёт?»

МБОУ «НОШ №11»

Подвижные игры, загадки

    51.             

 

 

 

2 часа

Досугово-просветительская деятельность.

МБОУ «НОШ №11»

Игровая деятельность

    52.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Позади зима» (обобщающий)

МБОУ «НОШ №11»

Экспресс-опрос, загадки, тест

    53.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Стихия – огонь».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    54.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Радуга – дуга».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    55.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Полёт на Луну».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    56.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Солнце, Земля и другие планеты».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    57.             

 

 

Мероприятие

1 час

«Земля, с днём рождения тебя!»

МБОУ «НОШ №11»

Конкурсная программа

    58.             

 

 

Практическое занятие

1 час

Итоговая аттестация учащихся.

МБОУ «НОШ №11»

КВН, викторина

    59.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Весна – красна».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    60.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Хлеб – всему голова».

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    61.             

 

 

Беседа, игровая деятельность

1 час

«Встреча с феей Экологией».

 

МБОУ «НОШ №11»

Беседа, экспресс-опрос, загадки

    62.             

 

 

Мероприятие

1 час

Экологическая викторина «Лес – страна чудес».

МБОУ «НОШ №11»

Конкурсная программа

    63.             

 

 

Выставка детских работ.

7 часов

Подготовка к конкурсам и выставкам различного уровня

МАУ ДО «ЦДТ»

 

    64.             

 

 

Итого:

72 ч.

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты освоения программы

            Хорошими показателями эффективной реализации данной программы являются: высокий уровень общего развития ребенка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности.

            К концу освоения программы первого года обучения учащиеся должны показать знания по следующим блокам: «Осень», «Дикие животные», «Птицы», «Растения», «Неживая природа», а так же пройти тестирование на итоговом занятии за 1 полугодие  и итоговой аттестации.

Учащиеся будут знать:

·      сезонные изменения природы в осенний период;

·      элементарные представления о лесе, диких животных ХМАО-Югры;

·      разновидности насекомых;

·      условия жизни птиц, и роль человека в их жизни;

·      о значении чистого воздуха и воды для человека, животных и растений;

·      отличительные особенности лиственных деревьев от хвойных;

·      разнообразие плодов, цветов, семян; необходимые условия для хорошего роста растений;

·      понятия «живое» и «неживое»;

·      лечебные свойства лекарственных растений родного края;

·      свойства воздуха, воды; некоторые виды животных, живущих в воде;

·      названия растений и животных, занесённых в Красную книгу Югры.

Учащиеся будут уметь:

·           узнавать и называть несколько видов: диких животных, насекомых, птиц;

·           делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

·           отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту;

·           выделять признаки приспособленности животных к среде обитания;

·           распознавать по внешнему виду и другим признакам деревья, кустарники, травянистые растения, фрукты, овощи, цветы, грибы;

·           делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

·           самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с простыми веществами;

·           кодировать и декодировать полученную информацию.

Способы проверки результатов освоения программы

     Выявление критериев знаний и уровня экологической воспитанности учащихся осуществляется по методике Л.П. Симоновой.

·      Собеседование.

·      Тестирование по программе, включающее задания по пройденным темам.

·      Итоговое занятие за 1 полугодие.

·      Тематические загадки.

·      Тематическая викторина, инсценировка и др.

·      Промежуточная аттестация учащихся.

 

 

 

Критерии оценивания знаний и умений учащихся

 

Вид работы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

 

Организация рабочего места. Знание правил техники безопасности. Владение  пластическими и художественными инструментами.

Не умеет организовывать рабочее место и владеть  различными инструментами.

Умеет организовать своё рабочее место с помощью педагога

Самостоятельная подготовка рабочего места. Хорошо владеет различными инструментами  и материалами

Виды декоративно-прикладного творчества

Не различает виды ДПИ

Называет виды ДПИ, но не различает их

Называет виды ДПИ,   различает один от другого. Умеет воплощать самостоятельно в практической работе.

Цветоведение

Не различает основные и дополнительные цвета.

Владеет основными навыками смешения цвета, знает правила получения дополнительных цветов

Называет все основные цвета. Умеет смешивать цвета и получать дополнительные. Использует трёхцветие, тёплые и холодные цвета.

Технология изготовления аппликации.

Не знает технологию изготовления аппликации.

Владеет технологией изготовления аппликации, показывает и называет помощью педагога.

Владеет технологией изготовления аппликации, показывает и называет самостоятельно.

Природный  и искусственный материал.

Не может привести примеры природного и  искусственного материала.

Приводит примеры природных и искусственных материалов с помощью педагога.

Самостоятельно приводит  примеры природных и искусственных материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п

Сердитый недотрога – ёж».

Сердитый недотрога – ёж».

Беседа, игровая деятельность1 час «Лесной доктор» - дятел

Беседа, игровая деятельность1 час «Лесной доктор» - дятел

Занятие исследовательского цикла, игра 1 час «Маленькие человечки»

Занятие исследовательского цикла, игра 1 час «Маленькие человечки»

Ожидаемые результаты освоения программы

Ожидаемые результаты освоения программы

Критерии оценивания знаний и умений учащихся

Критерии оценивания знаний и умений учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2023