РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАСС
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАСС

Оценка 5
Образовательные программы
docx
10 кл—11 кл
29.10.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАСС
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10–11 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния.
ФГ 10-11.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Министерство образования Ставропольского края‌‌

‌Управление образования администрации Георгиевского муниципального округа‌

МБОУ СОШ № 20 станицы Подгорной

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_______________

Тинякова О.А.

Протокол № 1

от «29» августа 2024 г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Бессонова Н.В.

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Поротова Н.В.

Приказ № 540

от «29» августа 2024 г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАСС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

станица Подгорная 2024​ г

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Особенности курса

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс  взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые знания и умения, которые в последующем позволят ему принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые мошенничества.

Рабочая программа элективного курса составлена   в соответствии с УМК Ю.В. Бреховой «Финансовая грамотность», а также в соответствии со следующими документами:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

3.Концепция Национальной программы повышения уровняфинансовой грамотности населения Российской Федерацииhttp://www.misbfm.ru/node/11143.

4.Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 годаhttp://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.

Курс Финансовая грамотность для 10–11 классов является логичным продолжением целостной программы повышения финансовой грамотности, нашедшей своё отражение в учебно-методических комплектах, разработанных для учащихся 2–9 классов. Однако данный курс вполне может рассматриваться и как самостоятельный, поскольку учащиеся 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать предлагаемые темы. В выпускных классах можно изучать темы, которые подростками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены.

В основе курса Финансовая грамотность для 10–11 классов лежит системно-деятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему общего образования для организации внеурочного обучения по мрограммам финансовой грамотности.

Курс Финансовая грамотность для 10–11 классов тесно переплетается с общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому педагог может добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащиеся – осознать, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни.

Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием. Ввиду того что ЕГЭ по обществознанию содержит в себе вопросы экономического блока, включающие различные аспекты финансовой грамотности, рабочая тетрадь, входящая в состав учебно-методического комплекта, разработана с учётом типовых заданий экзамена.

Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности.

Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку учащиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.

Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Так же курс предполагает формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых финансовых решений и

умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых операций.

Курс Финансовая грамотность для 10–1 классов разбит на тематические модули, изучение которых обеспечит освоение широкого спектра финансовой информации по вопросам, наиболее интересующим молодых людей в этом возрасте. Поскольку модули подготовлены с учётом тех конкретных практических задач, которые придётся решать молодым людям на определённом этапе их жизни, это позволит учащимся выстроить собственную образовательную траекторию и получить углублённые знания именно по тем финансовым проблемам, которые они посчитают наиболее полезными для себя. В качестве дополнительного материала при глубоком изучении учащимися отдельных вопросов финансовой грамотности могут быть использованы учебные пособия, подготовленные в рамках целостной программы повышения финансовой грамотности: Страхование, Фондовый рынок, Банки, Финансовые риски и финансовая безопасность, Пенсия и пенсионные накопления.

 

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10–11 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния.

Рабочая программа по основам финансовой грамоты  разработана с учетом рабочей программы воспитания, что конкретизируется в планируемых результатах

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Требования к личностным результатам освоения курса:

1. Гражданского воспитания, которое включает:

формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.

2. Патриотического воспитания, которое предусматривает:

формирование российской гражданской идентичности;    

формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;

формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

3. Духовно-нравственного воспитания, которое осуществляется за счет:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

4. Эстетического воспитания, которое предполагает:

приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;

создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.

5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, которое включает:

формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;

развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;

6. Трудового воспитания, которое реализуется посредством:

воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

7. Экологического воспитания, которое включает:

развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

8. Популяризацией научного познания, которая подразумевает:

содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;

создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

В том числе:

• способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;

• сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

• понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;

• готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания;

• готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;

• сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия;

• способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

 

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

• умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;

• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;

• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;

• умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

• умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования;

• умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

 

Требования к предметным результатам освоения курса:

• владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;

  владение знанием:

  об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных средств;

  об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов;

  о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;

  о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике;

  о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;

  об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;

  об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;

  об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;

  о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов.

 

Структура курса «Финансовая грамотность»

 

Курс финансовой грамотности в 10—11классах состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретический материал, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия, сформировать практические умения.

Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы учащийся имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В зависимости от логики преподавания, особенностей класса и прочих причин педагог имеет право изменять представленную последовательность в оптимальном для выбранной ситуации варианте.

В тематическом плане указано общее количество часов, а также количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс

повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к обучению, при котором знания не противопоставляются умениям, а рассматриваются как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.

Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными умениями в области

управления личными финансами в целях адаптации к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру денежных отношений.

 

10 класс

Номер темы

Название темы

Кол-во часов

 

Введение в курс «Основы финансовой грамотности»

1

Модуль 1

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

13

Модуль 2

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

7

Модуль 3

Налоги: почему их надо платить

5

Модуль 4

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

8

            Итого

 

34

 

11 класс

Номер темы

Название темы

Кол-во часов

Модуль 4

Страхование: что и как надо страховать,

чтобы не попасть в беду

2

Модуль 5

Собственный бизнес: как создать и не потерять

 

Модуль 6

Финансовые мошенничества: как распознать

и не стать жертвой

3

Модуль 7

Обеспеченная старость: возможности пенсионного

накопления

4

Модуль

Итоговый контроль по курсу

3

            Итого

 

17

 

Формы и методы организации учебной деятельности

 

В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий.

Лекция-беседа или диалог с аудиторией – форма организации учебной деятельности, представляющая собой метод донесения до учащихся новых знаний. Основное отличие от других форм занятий — большая информативность и активная позиция обучающихся.

Педагог передаёт новую систематизированную информацию, раскрывает междисциплинарные связи, фокусирует внимание учащихся на основных проблемах, отражает практический опыт решения поставленных задач в процессе беседы.

Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное сочетание обучающих, воспитывающих, развивающих функций; системность, ясность изложения и активизация мышления учеников; аргументированность суждений; учёт особенностей аудитории (профиль класса); сочетание теории и практики, логики изложения с творческой импровизацией учителя; использование технических средств.

Активизировать диалоговые и творчески-поисковые формы проведения образовательной работы позволят лекции-беседы с участием представителей финансового сектора, бизнеса, профессорско-преподавательского состава вузов.

Практикум — форма тематических учебных занятий, связанных с лекционным курсом, используемая для формирования умений и компетенций, проверки уровня усвоения материала учащимися.

Практическое занятие курса финансовой грамотности как форма организации образовательной деятельности носит обучающий характер, направлено на формирование предметных умений и компетенций в области управления личными финансами, является связующим звеном между теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации. Предметные умения

и компетенции отрабатываются посредством решения практических задач, выполнения заданий, осуществления поисковой деятельности и др.

Игра — форма организации учебной деятельности, имитирующая реальную деятельность, в ходе которой происходит синтез абстрактного

восприятия теоретического материала и реального применения полученных знаний. Абстрактное восприятие теоретического материала, заключающееся в основном в нахождении общих закономерностей, связей и отношений, посредством моделирования жизненной ситуации,

связанной с принятием финансового решения, находит своё отражение в конкретных действиях. Целью игры является выработка модели поведения в сложившейся ситуации, приобретение опыта.

Занятие – презентация учебных достижений — форма организации учебной деятельности с целью мониторинга приращения знаний

и умений обучающихся. Мониторинг может быть проведён в форме решения тематического теста, тематического задания, практических задач, написания эссе, викторины, защиты проектов и других видов интерактива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 10 КЛАССА

 

п/п

Тема
урока

Кол-во

часов

Базовые понятия

Дата

1.                   

Введение в курс Основы финансовой грамотности.

Финансы в жизни человека.  Личные финансы гражданина

1

 

 

2.                   

Финансовые институты.

1

 

 

3.                   

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

Управление личными финансами и выбор банка

1

• личные финансы, сбережения, заёмщик, кредитор (заимодавец), кредитно-финансовые посредники, банковская система, коммерческий банк, Центральный банк, банковские операции, вклад, кредит, банковская карта, драгоценные металлы, расчётные операции;

• знание механизма взаимодействия коммерческих банков и

Центрального банка, ключевых банковских операций с населением.

 

4.                   

Банковская система РФ

1

5.                   

Банковские услуги

1

6.                   

Управлять финансами с помощью

банковской карты

1

• банковская карта, эмитент, держатель карты, платёжная система, эквайрер, дебетовая карта, кредитная карта, предоплаченная кар-

та, зарплатная карта, овердрафт, POS-терминал, ПИН-код;

• знание видов банковских карт, механизмов выпуска и обращения банковских карт, способов защиты от мошенников в процессе использования банковских карт, возможностей использования банковских карт в повседневной жизни.

 

7.                   

Депозиты и как с ними обращаться

1

• финансовые активы, ликвидность, надёжность, доходность,

банковский вклад (депозит), банковский процент, риск, вкладчик, инфляция, Роспотребнадзор, валюта вклада, Агентство по страхованию

вкладов;

• знание видов депозитов по срокам размещения средств, способов размещения средств во вклады, механизма защиты интересов

вкладчиков Агентством по страхованию вкладов.

 

8.                   

Проценты по вкладу: большие и маленькие

1

• банковский процент, вкладчик, договор банковского вклада,

срок вклада, вклад до востребования, срочный вклад, формула сложных процентов, формула простых процентов, капитализация, валюта

вклада;

• знание способов начисления процентов по вкладам.

 

 

9.                   

Как хранить сбережения

и получать прибыль

1

• драгоценные металлы, золото, инвестиции, ювелирные изделия, налог на добавленную стоимость, слитки, коллекционные монеты,

инвестиционные монеты, обезличенные металлические счета;

• знание способов размещения сбережений в драгоценные металлы, механизмов проведения операций с обезличенными металлическими счетами и в сети Интернет, способов снижения расходов при

проведении операций с драгоценными металлами.

 

10.               

Кредит: зачем он нужен и где его получить

1

• кредит, заём, ссуда, ежемесячный платёж, задолженность, годовой доход, потребительский кооператив, микрофинансовая организация, поручитель;

• знание сущности кредита и способов оценки актуальности его

привлечения для заёмщика, достоинств и недостатков различных способов привлечения ссуд, способов оценки рисков использования кредитов.

 

11.               

Виды кредитов. Кредит целевой

1

• потребительский кредит, ипотечный кредит, автокредит, кредитная карта, срок кредита, сумма кредита, процентная ставка по кредиту, кредитный договор, льготный период, дифференцированные

платежи, равные платежи, график платежей, штрафные санкции, просрочка по кредиту, кредитная история;

• знания видов кредитов и условий их предоставления, основных элементов кредитного договора, этапов предоставления кредита коммерческими банками, обязанностей и ответственности, возникающих

при получении кредита, знание того, что такое кредитная история.

 

12.               

Виды кредитов. Потребительский кредит

1

 

 

13.              М

Микрофинансирование

1

 

 

14.               

Законодательство по защите прав клиента

1

 

 

15.               

Деловая игра. Банки

1

 

 

16.               

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста

доходов

Финансовые риски и стратегии

инвестирования

1

инвестирование, доходность, финансовый риск, срок инвестирования, инвестиционная стратегия, инвестиционные финансовые инструменты, инвестиционный портфель, диверсификация;

• знание инвестиционных стратегий и финансовых рисков, с которыми они сопряжены.

 

17.               

Что такое ценные бумаги

1

рынок ценных бумаг, финансовый рынок, долевые и долговые

ценные бумаги, акции, обыкновенные акции, привилегированные акции, дивиденд, уставный капитал компании, акционер, облигации, дисконт,

купонные выплаты по облигациям, вексель, доходность ценной бумаги;

• знание видов ценных бумаг и их отличий друг от друга, рисков

инвестирования в ценные бумаги, способов оценки доходности ценных бумаг, механизмов функционирования рынка ценных бумаг и финансового рынка.

 

18.               

Граждане на рынке ценных бумаг

1

• стратегии управления инвестициями, активные инвесторы, пассивные инвесторы, инвестиционный портфель, структура инвестиционного портфеля, диверсификация активов, срок инвестирования,

риск, доходность, технический анализ, фундаментальный анализ, коллективные инвестиции;

• знание стратегий инвестирования на рынке ценных бумаг, механизма формирования инвестиционного портфеля, принципов анализа рынка ценных бумаг, способов инвестирования на фондовом рынке.

 

19.               

Паевые инвестиционные фонды

1

• паевые инвестиционные фонды (ПИФы), пай, открытый ПИФ,

интервальный ПИФ, закрытый ПИФ, управляющая компания, доверительное управление;

• знание способов коллективных инвестиций в России и механизмов их функционирования, рисков, преимуществ и недостатков

инвестирования в ПИФы, видов ПИФов.

 

20.               

Профессиональные участки рынка ценных бумаг. Брокер, дилер. Типы валютных сделок

1

 

 

21.               

Операции на валютном рынке: риски и возможности

1

Валюта, валютный курс, рынок FOREX. Типы валютных сделок. Риски и возможности. Граждане на рынке ценных бумаг.

 

22.               

Деловая игра. Фондовый рынок.

1

 

 

23.               

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить

Понятие «Налоги»

1

налогообложение, налоговая система, налог, прямые и косвенные налоги, налоговый орган, налогоплательщик, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), налоговая декларация, налоговый агент, налоговое правонарушение, налоговые санкции, пеня по налогам;

• знание налоговой системы России и ее устройства, общих

принципов работы налоговой службы, случаев, когда необходимо подавать налоговую декларацию, способа получения ИНН, возможных налоговых правонарушений и наказаний за их совершение.

 

24.               

Основы налогообложения граждан

 

1

• налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог,

земельный налог, налог на имущество физических лиц;

• знание видов налогов, уплачиваемых физическими лицами

в России, оснований для взимания налогов с граждан России, способов расчёта сумм налогов к уплате.

 

25.               

Налоговые вычеты или как вернуть налоги в семейный бюджет

 

1

• налоговая льгота, налоговый вычет, стандартный налоговый

вычет, социальный налоговый вычет, имущественный налоговый вычет, профессиональный налоговый вычет;

• знание видов налоговых льгот и вычетов и их влияния на величину семейного бюджета, случаев и способов получения налогового вычета.

 

26.               

Гражданская ответственность за неуплату налогов

1

 

 

27.               

Деловая игра. Налоги.

1

 

 

28.               

Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать,

чтобы не попасть в беду

Рынок страхования в России

1

страхование, страховщик, страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель, договор страхования, страховой полис, правила

страхования, страховая премия, объект страхования, страховой риск,

страховой случай, страховая выплата;

• знание структуры и особенностей страхового рынка в России,

основных участников страховых отношений, алгоритма действия при

наступлении страховых случаев.

 

29.               

Страхование имущества: как защитить нажитое состояние

1

• страхование имущества, автострахование (автокаско), аварийный комиссар, агрегатная страховая сумма, неагрегатная страховая

сумма, франшиза;

• знание правил страхования имущества, роли имущественного

страхования в сохранении семейного бюджета, условий автострахования.

 

30.               

Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о
личном страховании.

1

• личное страхование, накопительное страхование, рисковое

страхование, медицинское страхование: обязательное и добровольное, выкупная сумма;

• знание основ личного страхования как способа защиты от непредвиденных трат личного бюджета, условий пользования медицинским страхованием.

 

31.               

Страхование гражданской ответственности

1

• ответственность, страхование гражданской ответственности, обязательное страхование гражданской ответственности, добровольное страхование гражданской ответственности, третье лицо, ОСАГО, ДСАГО, страхование гражданской ответственности владельцев жилых помещений;

• знание основ страхования ответственности и особенностей данного вида страхования.

 

32.               

Как выбрать страховщика

1

• критерии выбора страховой компании, лицензия на ведение страховой деятельности, страховой портфель, надёжность страховой компа-

нии, обоснованный и необоснованный отказ в страховой выплате;

• знание основ правильного выбора страховой компании по-

средством оценки ряда параметров её деятельности.

 

33.               

Договор страхования по правилам

1

Заключение договора страхования и как защитить свои права при наступлении страхового случая

 

34.               

Страхование в жизни человека. Деловая игра

1

 

 

35.               

Итоговый урок

1

 

 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЛЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ 11 КЛАССА

 

п/п

Тема
урока

Кол-во

часов

Базовые понятия

Дата

1)       

Вводный урок

Страховой рынок России: коротко о главном

1

 

 

2)       

Страхование

1

страхование, страховщик, страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель, договор страхования, страховой полис, правила

страхования, страховая премия, объект страхования, страховой риск,

страховой случай, страховая выплата;

• знание структуры и особенностей страхового рынка в России,

основных участников страховых отношений, алгоритма действия при

наступлении страховых случаев.

 

3)       

Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять

Создание собственного бизнеса: с чего начать

1

 

 

 

 

 

 

 

 

4)       

Пишем бизнес-план

1

бизнес-план, планирование, бизнес-идея, организационная

структура фирмы, финансовый план, срок окупаемости, маркетинг, потребители, конкуренты, точка безубыточности;

• знание основных элементов бизнес-плана, последовательности

его составления.

5)       

Расходы и доходы в собственном бизнесе

1

• доходы, расходы, прибыль, чистая прибыль, собственный капитал, уставный капитал, заёмный капитал, кредит, лизинг, основные

средства, оборотные средства, стартап, бизнес-ангел, венчурный инвестор;

• знание видов финансовых ресурсов компании, способов формирования капитала компании, механизма формирования прибыли

организации.

 

6)       

Налогообложение малого и среднего бизнеса

1

налогообложение, общий режим налогообложения бизнеса,

упрощённая система налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вменённый доход, патентная

система налогообложения (ПСН);

• знание видов режимов налогообложения бизнеса, обязательств при выборе одного из них.

 

7)       

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

1

• предпринимательская деятельность, финансовые риски, риск

снижения финансовой устойчивости организации, риск неплатежеспособности, инфляционный риск, валютный риск;

• знание видов рисков, с которыми может столкнуться бизнесмен

при осуществлении предпринимательской деятельности, способов

нейтрализации финансовых рисков.

 

8)       

Модуль 6. Финансовые мошенничества: как распознать

и не стать жертвой

Финансовая пирамида, или

Как не попасть в сети мошенников

1

 

 

 

 

 

 

 

1

• ориентироваться в инструментах управления предпринимательскими рисками;

• оценивать последствия предпринимательских рисков для бизнеса;

• осуществлять выбор инструмента для нейтрализации рисков

и снижения последствий от их воздействия.

 

9)       

Виртуальные ловушки, или Как не потерять

деньги при работе в сети Интернет

 

1

• фишинг, фарминг, Evil Twin / Honeypot, нигерийское письмо,

хайп (от англ. HYIP);

• знание возможных финансовых мошенничеств, с которыми

можно столкнуться в сети Интернет, последствий вовлечения в них и

способов сохранения личного бюджета от интернет-мошенников.

 

10)   

Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу

Все слышат

1

• финансовая пирамида, мошенничество, финансовые риски;

• знание видов финансовых мошенничеств, признаков финансовой пирамиды, механизмов её функционирования и возможных по-

следствий вовлечения в неё.

 

11)   

Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного

накопления

Думай о пенсии смолоду, или как формируется
пенсия

1

• пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, страховой

взнос, страховой стаж, страховая пенсия по старости, индивидуальный

пенсионный коэффициент, накопительная пенсия;

• знание основ функционирования пенсионной системы в России, видов пенсий и условий их получения, способов формирования

будущей пенсии, факторов, определяющих размер будущей пенсии гражданина.

 

12)   

Как распорядиться своими пенсионными

накоплениями

1

• накопительная пенсия, негосударственный пенсионный фонд,

управляющая компания, инвестирование пенсионных накоплений;

• знание основ формирования будущей пенсии гражданина

посредством управления накопительной пенсией, представление о существующих программах пенсионного обеспечения.

 

13)   

Как выбрать негосударственный

пенсионный фонд

 

 

 

14)   

Обучающая игра Выбери свой

негосударственный пенсионный фонд

1

• негосударственный пенсионный фонд, надёжность фонда, доходность от инвестирования пенсионных накоплений, срок функционирования негосударственного пенсионного фонда;

• знание основ функционирования негосударственных пенсионных фондов, критериев выбора в пользу одного из них.

 

15)   

Модуль 4. Итоговый контроль по курсу

Занятия – презентации учебных достижений

1

 

 

16)   

Занятия – презентации учебных достижений

1

 

 

17)   

Занятия – презентации учебных достижений

1

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Особенности курса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Особенности курса

Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними

Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними

Патриотического воспитания, которое предусматривает: формирование российской гражданской идентичности; формирование патриотизма, чувства гордости за свою

Патриотического воспитания, которое предусматривает: формирование российской гражданской идентичности; формирование патриотизма, чувства гордости за свою

Экологического воспитания , которое включает: развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам

Экологического воспитания , которое включает: развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам

Требования к предметным результатам освоения курса: • владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор…

Требования к предметным результатам освоения курса: • владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор…

Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого

Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого

Практикум — форма тематических учебных занятий, связанных с лекционным курсом, используемая для формирования умений и компетенций, проверки уровня усвоения материала учащимися

Практикум — форма тематических учебных занятий, связанных с лекционным курсом, используемая для формирования умений и компетенций, проверки уровня усвоения материала учащимися

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Проценты по вкладу: большие и маленькие 1 • банковский процент, вкладчик, договор банковского вклада, срок вклада, вклад до востребования, срочный вклад, формула сложных процентов, формула…

Проценты по вкладу: большие и маленькие 1 • банковский процент, вкладчик, договор банковского вклада, срок вклада, вклад до востребования, срочный вклад, формула сложных процентов, формула…

Виды кредитов. Потребительский кредит 1 2

Виды кредитов. Потребительский кредит 1 2

России и механизмов их функционирования, рисков, преимуществ и недостатков инвестирования в

России и механизмов их функционирования, рисков, преимуществ и недостатков инвестирования в

Деловая игра. Налоги. 1

Деловая игра. Налоги. 1

Как выбрать страховщика 1 • критерии выбора страховой компании, лицензия на ведение страховой деятельности, страховой портфель, надёжность страховой компа- нии, обоснованный и необоснованный отказ в…

Как выбрать страховщика 1 • критерии выбора страховой компании, лицензия на ведение страховой деятельности, страховой портфель, надёжность страховой компа- нии, обоснованный и необоснованный отказ в…

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЛЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЛЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вменённый доход, патентная система налогообложения (ПСН); • знание видов режимов налогообложения бизнеса, обязательств при выборе одного из…

УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вменённый доход, патентная система налогообложения (ПСН); • знание видов режимов налогообложения бизнеса, обязательств при выборе одного из…

Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2024