Рабочая программа элективного курса по финансовой грамотности
Оценка 4.7

Рабочая программа элективного курса по финансовой грамотности

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
обществознание
9 кл
15.02.2020
Рабочая программа элективного курса по финансовой грамотности
Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 9 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Предназначение курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.
РП кружка Фининсовая грамотность 2017.docx

                                                                

 

                                                                    Пояснительная записка

Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности. Обучающиеся 9-х классов  с правовой точки зрения обретают часть прав и обязанностей, в том числе и в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем обучающиеся 9-х классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение обучающихся, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности обучающегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения обучающегося. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у обучающихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне,  исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге  финансовых отношений.

Общая характеристика курса

Рабочая программа  курса «Основы финансовой грамотности» составлена на основе :

·         Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании».

·         Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год       утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года.  Источник: http://минобрнауки.

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» №2 от 09.01.2014 г.

·         Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2015 г. Регистрационный N 35915.

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644).

·         "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644).

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

·         Историко–культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // http://school.historians.ru/wp-content/uploads

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от  08 июня 2015 г. N576 г. Москва «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ  начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».

·         Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации

от 2 июня 2015 г. № 08-802 «О повышении квалификации»

·         Примерная основная образовательная программа  основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15)  www.fgosreestr.ru

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.10 2015 № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов»

·         учебная программа: «Финансовая грамотность»: учебная программа. 8–9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: Вита-Пресс, 2014.

Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 9 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор.  Курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Предназначение курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса.

Программа рассчитана на 17 часов в год, 0,5 часа в неделю. Программа  курса состоит из двух модулей:

- Модуль 1. (9 класс) Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (17 ч.)

- Модуль 2. (10 класс)  Финансы и кредит (18 ч.)

Цели и задачи курса:

Цель -  сформировать у обучающихся 9 классов основы финансовой грамотности.

Задачи -

·         усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;

·         формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

·         развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;

·         выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;

·         освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;

·         формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.

 

Методы и формы обучения:

Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:

         лекции,

         практические занятия: анализ печатной, теле-радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,

         семинары,

         дискуссии,

         деловые игры,

         решение тестов, задач, проблемных ситуаций.

Данный курс соответствует возрастным особенностям обучающихся и предусматривает индивидуальную работу, работу в группах.

Методы и формы контроля:

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. По завершении каждого модуля проводится итоговое диагностическое тестирование.

Критерии оценивания курса:

Для оценивания  курса применяется зачетная система. Курс считается пройденным, если обучающийся посетил не менее 80% занятий и  выполнил итоговую тестовую работу по завершению каждого модуля не менее 50%. Оценка выполнения итоговой тестовой работы выставляется в соответствии с процентным выполнением заданий:

100-90% - отлично

80-70% - хорошо

60-50% - удовлетворительно

менее 50% - неудовлетворительно

Планируемые результаты обучения

В результате изучения  курса обучающийся должен знать и понимать:

         понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

         структуру денежной массы;

         структуру доходов населения страны и способов её определения;

         зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;

         основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;

         возможные нормы сбережения;

         способы государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации;

         различные виды страхования;

         виды финансовых рисков;

         способы использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;

         способы уплаты налогов, принципы устройства пенсионной системы в РФ.

В результате изучения  курса обучающийся должен уметь использовать в практической деятельности:

         умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

         готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;

         умения анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

         умения осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов.

Структура курса

Курс «Основы финансовой грамотности» в 9 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением итогового контрольного тестирования.

Раздел

Количество часов

Раздел 1

Управление денежными средствами семьи

10

Раздел 2

Способы повышения семейного благосостояния

7

Раздел 3

Риски в мире денег

5

Раздел 4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

7

Раздел 5

Человек и государство: как они взаимодействуют

6

 

 

35

 

 

Содержание курса

Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч.)

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (10 ч)

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи.  Статьи семейного и личного бюджета.  Обязательные ежемесячные затраты семьи.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)

Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения.

Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

                                                       Учебно-тематический план    (9 класс)

Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (17 ч.)

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (10 ч)

Кол. час.

Теорет. занятия

Практ.

занятия

План

Факт

Тема 1. Происхождение денег (2 ч)

 

 

 

 

 

1.

Деньги: что это такое?

1

1

 

 

 

2.

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

1

0,5

0,5

 

 

Тема 2. Источники денежных средств семьи (3 ч)

 

 

 

 

 

3.

Какие бывают источники доходов

1

1

 

 

 

4-5.

От чего зависят личные и семейные доходы

2

1

1

 

 

Тема 3. Контроль семейных расходов (1 ч)

 

 

 

 

 

6.

Как контролировать семейные расходы

1

0,5

0,5

 

 

Тема 4. Планирование семейного бюджета (4 ч)

 

 

 

 

 

7-8.

Что такое семейный бюджет и как его планировать

2

1

1

 

 

9.

Как оптимизировать семейный бюджет

1

0,5

0,5

 

 

10.

Практическая работа

1

 

1

 

 

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч)

 

 

 

 

 

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (3 ч)

 

 

 

 

 

11-12.

Для чего нужны финансовые организации

2

1

1

 

 

13.

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

1

0,5

0,5

 

 

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния (4 ч)

 

 

 

 

 

14-15.

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

2

1

1

 

 

16-17.

Итоговое тестирование

2

 

2

 

 

                                                                                10 класс

Модуль 2. Финансы и кредит (18 ч.)

Раздел 3. Риски в мире денег (5 ч)

Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч)

Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса.  Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч)

Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц  Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика.

 

                                                   Учебно-тематический план (10 класс)

Модуль 2. Финансы и кредит (18 ч.)

Раздел 3. Риски в мире денег (5 ч)

Кол. Час.

Теорет. занятия

Практ.

занятия

План

Факт

Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (2 ч)

 

 

 

 

 

1.

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

0,5

0,5

 

 

2.

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

0,5

0,5

 

 

Тема 8. Риски в мире денег (3 ч)

 

 

 

 

 

3-4.

Какие бывают финансовые риски

2

1

1

 

 

5.

Что такое финансовые пирамиды

1

0,5

0,5

 

 

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч)

 

 

 

 

 

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи (2 ч)

 

 

 

 

 

6.

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1

0,5

0,5

 

 

7.

Польза и риски банковских карт

1

0,5

0,5

 

 

Тема 10. Собственный бизнес (3 ч)

 

 

 

 

 

8-9.

Что такое бизнес

2

1

1

 

 

10.

Как создать свое дело

1

0,5

0,5

 

 

Тема 11. Валюта в современном мире (2 ч)

 

 

 

 

 

11.

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

0,5

0,5

 

 

12.

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

0,5

0,5

 

 

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч)

 

 

 

 

 

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи (6 ч)

 

 

 

 

 

13-14.

Что такое налоги и зачем их платить

2

1

1

 

 

15.

Какие налоги мы платим

1

0,5

0,5

 

 

16-17.

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

2

1

1

 

 

18.

Итоговое тестирование

1

 

1

 

 

 

Учебно-материальное обеспечение

Для обучающихся

1.      Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: Вита-Пресс, 2014.

2.      Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: Вита-Пресс, 2014.

3.      Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: Вита-Пресс, 2010.

4.      Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 9 класса. – М.: Вита-пресс, 2010.

Для учителей

1.      Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2014.

2.      Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: Вита-Пресс, 2014.

3.      Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2014.

4.      www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ

5.      www.gov.ru – сайт Правительства РФ

6.      www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики

7.      www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ

8.      www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ

9.      www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ

10.  www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ

11.  www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ

12.  www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»

 

Материально-технические средства обучения:

- мультимедийное оборудование;

- проектор;

- интерактивная  доска


 

Рабочая программа элективного курса по финансовой грамотности

Рабочая программа элективного курса по финансовой грамотности

Пояснительная записка Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности

Пояснительная записка Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности

Министерством юстиции Российской

Министерством юстиции Российской

Модуль 2. (10 класс) Финансы и кредит (18 ч

Модуль 2. (10 класс) Финансы и кредит (18 ч

Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

Содержание курса Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч

Содержание курса Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч

Итоговое тестирование 2 2 10 класс

Итоговое тестирование 2 2 10 класс

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте 1 0,5 0,5

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте 1 0,5 0,5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2020