Пояснительная записка
Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности. Обучающиеся 9-х классов с правовой точки зрения обретают часть прав и обязанностей, в том числе и в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем обучающиеся 9-х классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение обучающихся, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности обучающегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения обучающегося. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у обучающихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.
Общая характеристика курса
Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» составлена на основе :
· Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании».
· Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года. Источник: http://минобрнауки.
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» №2 от 09.01.2014 г.
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2015 г. Регистрационный N 35915.
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644).
· "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644).
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
· Историко–культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // http://school.historians.ru/wp-content/uploads
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 08 июня 2015 г. N576 г. Москва «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 2 июня 2015 г. № 08-802 «О повышении квалификации»
· Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) www.fgosreestr.ru
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.10 2015 № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов»
· учебная программа: «Финансовая грамотность»: учебная программа. 8–9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: Вита-Пресс, 2014.
Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 9 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Предназначение курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса.
Программа рассчитана на 17 часов в год, 0,5 часа в неделю. Программа курса состоит из двух модулей:
- Модуль 1. (9 класс) Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (17 ч.)
- Модуль 2. (10 класс) Финансы и кредит (18 ч.)
Цели и задачи курса:
Цель - сформировать у обучающихся 9 классов основы финансовой грамотности.
Задачи -
· усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
· формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
· развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
· выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
· освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
· формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.
Методы и формы обучения:
Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:
• лекции,
• практические занятия: анализ печатной, теле-радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,
• семинары,
• дискуссии,
• деловые игры,
• решение тестов, задач, проблемных ситуаций.
Данный курс соответствует возрастным особенностям обучающихся и предусматривает индивидуальную работу, работу в группах.
Методы и формы контроля:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. По завершении каждого модуля проводится итоговое диагностическое тестирование.
Критерии оценивания курса:
Для оценивания курса применяется зачетная система. Курс считается пройденным, если обучающийся посетил не менее 80% занятий и выполнил итоговую тестовую работу по завершению каждого модуля не менее 50%. Оценка выполнения итоговой тестовой работы выставляется в соответствии с процентным выполнением заданий:
100-90% - отлично
80-70% - хорошо
60-50% - удовлетворительно
менее 50% - неудовлетворительно
Планируемые результаты обучения
В результате изучения курса обучающийся должен знать и понимать:
• понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
• структуру денежной массы;
• структуру доходов населения страны и способов её определения;
• зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
• основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
• возможные нормы сбережения;
• способы государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации;
• различные виды страхования;
• виды финансовых рисков;
• способы использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
• способы уплаты налогов, принципы устройства пенсионной системы в РФ.
В результате изучения курса обучающийся должен уметь использовать в практической деятельности:
• умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;
• умения анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
• умения осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов.
Структура курса
Курс «Основы финансовой грамотности» в 9 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением итогового контрольного тестирования.
№ |
Раздел |
Количество часов |
Раздел 1 |
Управление денежными средствами семьи |
10 |
Раздел 2 |
Способы повышения семейного благосостояния |
7 |
Раздел 3 |
Риски в мире денег |
5 |
Раздел 4 |
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем |
7 |
Раздел 5 |
Человек и государство: как они взаимодействуют |
6 |
|
|
35 |
Содержание курса
Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч.)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (10 ч)
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)
Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения.
Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Учебно-тематический план (9 класс)
Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (17 ч.)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (10 ч) |
Кол. час. |
Теорет. занятия |
Практ. занятия |
План |
Факт |
|
Тема 1. Происхождение денег (2 ч) |
|
|
|
|
|
|
1. |
Деньги: что это такое? |
1 |
1 |
|
|
|
2. |
Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Тема 2. Источники денежных средств семьи (3 ч) |
|
|
|
|
|
|
3. |
Какие бывают источники доходов |
1 |
1 |
|
|
|
4-5. |
От чего зависят личные и семейные доходы |
2 |
1 |
1 |
|
|
Тема 3. Контроль семейных расходов (1 ч) |
|
|
|
|
|
|
6. |
Как контролировать семейные расходы |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Тема 4. Планирование семейного бюджета (4 ч) |
|
|
|
|
|
|
7-8. |
Что такое семейный бюджет и как его планировать |
2 |
1 |
1 |
|
|
9. |
Как оптимизировать семейный бюджет |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
10. |
Практическая работа |
1 |
|
1 |
|
|
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч) |
|
|
|
|
|
|
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (3 ч) |
|
|
|
|
|
|
11-12. |
Для чего нужны финансовые организации |
2 |
1 |
1 |
|
|
13. |
Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния (4 ч) |
|
|
|
|
|
|
14-15. |
Для чего нужно осуществлять финансовое планирование |
2 |
1 |
1 |
|
|
16-17. |
Итоговое тестирование |
2 |
|
2 |
|
|
10 класс
Модуль 2. Финансы и кредит (18 ч.)
Раздел 3. Риски в мире денег (5 ч)
Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч)
Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса. Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч)
Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика.
Учебно-тематический план (10 класс)
Модуль 2. Финансы и кредит (18 ч.)
Раздел 3. Риски в мире денег (5 ч) |
Кол. Час. |
Теорет. занятия |
Практ. занятия |
План |
Факт |
|
Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (2 ч) |
|
|
|
|
|
|
1. |
ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
2. |
ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Тема 8. Риски в мире денег (3 ч) |
|
|
|
|
|
|
3-4. |
Какие бывают финансовые риски |
2 |
1 |
1 |
|
|
5. |
Что такое финансовые пирамиды |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч) |
|
|
|
|
|
|
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи (2 ч) |
|
|
|
|
|
|
6. |
Что такое банк и чем он может быть вам полезен |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
7. |
Польза и риски банковских карт |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Тема 10. Собственный бизнес (3 ч) |
|
|
|
|
|
|
8-9. |
Что такое бизнес |
2 |
1 |
1 |
|
|
10. |
Как создать свое дело |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Тема 11. Валюта в современном мире (2 ч) |
|
|
|
|
|
|
11. |
Что такое валютный рынок и как он устроен |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
12. |
Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч) |
|
|
|
|
|
|
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи (6 ч) |
|
|
|
|
|
|
13-14. |
Что такое налоги и зачем их платить |
2 |
1 |
1 |
|
|
15. |
Какие налоги мы платим |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
16-17. |
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости |
2 |
1 |
1 |
|
|
18. |
Итоговое тестирование |
1 |
|
1 |
|
|
Учебно-материальное обеспечение
Для обучающихся
1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: Вита-Пресс, 2014.
2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: Вита-Пресс, 2014.
3. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: Вита-Пресс, 2010.
4. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 9 класса. – М.: Вита-пресс, 2010.
Для учителей
1. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2014.
2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: Вита-Пресс, 2014.
3. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2014.
4. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
5. www.gov.ru – сайт Правительства РФ
6. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
7. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ
8. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
9. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
10. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
11. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ
12. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»
Материально-технические средства обучения:
- мультимедийное оборудование;
- проектор;
- интерактивная доска
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.