Рабочая программа элективного курса по географии "Клуб путешественников"
Оценка 4.8

Рабочая программа элективного курса по географии "Клуб путешественников"

Оценка 4.8
docx
28.02.2023
Рабочая программа элективного курса по географии "Клуб путешественников"
Клуб путешественников 2022.docx

 

5

 

 

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Центр образования»

 

 

 

 

           

 

 

 

 

Дополнительная образовательная  программа

Естественно-научная направленности

«Клуб путешественников»

(базовый уровень)

для обучающихся 9 классов  (15-16лет)

срок реализации: 7 месяцев

 

Разработчик программы:

Николаева А.В.,

педагог дополнительно образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Пангоды

2021

 

Пояснительная записка

Цель современной школы: развитие личности учащихся, формирование его сознания. Ее невозможно достичь без развития духовного мира ребенка, его нравственной воспитанности.

Полноценная познавательная деятельность школьника выступает в обучении главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции.

Дополнительное образование в школе, а значит, и наличие дополнительных образовательных программ, позволяет создать широкий эмоционально значимый для ученика фон усвоения школьных предметов. А также предметно ориентировать его в определении его жизненных планов. Интеллектуальное удовлетворение, которое получает ученик в самой деятельности, и есть залог формирования у учащихся увлеченности наукой, техникой без чего невозможно всестороннее развитие личности.

В настоящее время выбор профильности обучения учащимися в старших классах является одним из направлений модернизации школьного образования на современном этапе. С учетом целей обучения в основной школе проверяются сформированность комплекса умений, связанных с информационно-коммуникативной деятельностью, с получением, анализом, а также применением эмпирических знаний.

Направленность дополнительной образовательной  программы «Клуб путешественников» является естественно-научной  и предполагает уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации – 7 месяцев.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пифагор» разработана в соответствии с:

• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018г. № 196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);

• Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);

• Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);

• Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;

• Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2;

• Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020г. №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

• Постановление Администрации МО Надымский район от 10.08.2020 N 434 «Об утверждении Положения Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа».

Уровень освоения содержания программы: базовый.

Актуальность. В настоящее время интерес к предмету география снизился, в значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Поэтому даже учащиеся с хорошим в целом уровнем подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. Актуальность программы «заключается в развитии мотивации к изучению предмета, в формировании умений решения не стандартных заданий повышенной сложности и коммуникативных навыков. Содержание программы  позволяет познакомить учащихся с современной политической картой мира и основными этапами ее формирования, познакомить с типами стран современного мира, их многообразием и многоликостью (расширить и углубить знания по страноведению), а также с основными международными организациями. Курс «Клуб путешественников» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии, необходимыми для понимания основных направлений развития современного мира. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован  для изучения учащимся разных профилей.

Новизна программы заключается в том, что она способствует не только получению знаний, умений и навыков в рамках углубленного изучения географии, но и нацелена на формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий, что и является новизной данной программы для учреждения.

Педагогическая целесообразность заключается в соединении практической и интеллектуальной деятельности, которая способствует умственному развитию учащихся, активному познанию окружающего мира, его экологических и социальных проблем, формирует потребность применять знания в повседневной жизни, активную социально-значимую позицию учащихся, устойчивую мотивацию к профильному самоопределению, способствует их дальнейшей адаптации в социуме.

 В зависимости от имеющегося учебного оборудования, а также особенностей класса, учителю предоставляется право вносить коррективы в планирование и методику проведения занятий. Методические рекомендации к занятиям, представленные в программе, ориентируют на проведение разных форм учебно-познавательной деятельности школьников, использование различных методов, приёмов и средств обучения.

Отличительные особенности. Программа объединила в себе теоретические сведения из области географии, биологии, истории, демографии, агроклиматологии. Данная интеграция помогает сформировать у обучающихся целостное восприятие окружающего мира, выработать собственную точку зрения на важнейшие проблемы, найти свое место в жизни. Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является возможность в полном объеме получать знания, умения, навыки и компетенции, которые им будут необходимы для будущей жизнедеятельности

1.     Цели и задачи:

Цель: создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие её природы и населения, расширить и углубить базовые знания и представления страноведческого характера (о континентах, странах и народах) необходимых современному человеку.

Обучающие задачи:

- Способствовать освоению обучающимися знаний об основных географических понятиях;

- Обучать навыкам самообразования и решения заданий повышенной сложности.

Развивающие задачи:

- Развивать познавательные интересы и творческие способности школьников;

- Формировать у обучающихся понимание значимости географических знаний;

- Формировать устойчивую мотивацию к профильному самоопределению;

- Предоставить возможность для самореализации в рамках выбранного вида деятельности;

- Формирование у обучающихся потребности в творческой деятельности.

Воспитательные задачи:

- Способствовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, ответственности, бережного отношения к окружающей среде;

- Воспитывать географическую, экологическую, психологическую и коммуникативную культуру, навыки сотрудничества;

- Формировать активную социально-значимую позицию обучающихся, способствующую их дальнейшей реализации социуме.

Планируемые результаты реализации программы

Личностными результатами обучения по программе  является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее

рационального использования и сохранения;

- патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей, толерантность;

Метапредметными результатами обучения является формирование и развитие познавательных интересов,интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Важнейшие метапредметные результаты:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических

умений, умение управлять своей учебной деятельностью;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;

- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами обучения является:

Минимальный уровень:

- умение работать с разными источниками географической информации;

- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических

 объектов и явлений.

Базовый уровень:

- картографическая грамотность;

- овладение системой географических знаний и умений практической направленности и навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, вести мониторинг за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

Продвинутый уровень:

- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;

- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- умение составлять географический прогноз.

Адресат программы: учащиеся среднего и старшего школьного возраста (15 – 16 лет).

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы – 7 месяцев, количество академических часов по программе – 96, из них 30  часов теории, 66 часов  практики.

Форма обучения: очная, очная с применением дистанционных технологий

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут. На год обучения отводится  96 академических часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом действующего СанПиН.

Наполняемость групп: не менее 12 учащихся.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков.

Уровень сформированности программных умений и навыков и их качество определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы.

Для отслеживания результативности программы используются следующие методы:

- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ выполнения учащимися диагностических заданий, тестирования, участия в мероприятиях, защиты проектов, решения задач поискового характера, активности учащихся на занятиях;

- педагогический мониторинг, включающий диагностику личностного роста и продвижения;

- мониторинг образовательной деятельности учащихся, включающий оформление фотоотчета.

Указанные способы отслеживания результативности используются как средство: начальной или входной диагностики; текущей диагностики;

Виды контроля:          

·  начальный контроль – проводится в начале освоения программы обучения с 15 по 25 октября;

·  промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря;

·  аттестация по завершению реализации программы – в конце освоения программы с 12 по 19 апреля.

  Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

Оценка УиН осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов).

Начальный контроль проводится в форме тестирования.

Используемые методы – практикумы, зачеты, зачетные итоговые работы, защиты творческих работ.

Промежуточная аттестация - в форме теста. Используемые методы – зачеты, зачетные итоговые работы, защиты творческих работ. Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме тестирования, зачета.  Используемые методы  опрос, практическая работа, самостоятельная работа, зачеты, зачетные итоговые работы, защиты творческих работ.

  Содержание аттестации по завершении реализации программы определяется на основании содержания дополнительной общеразвивающей программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

  Критерии оценки результатов освоения программы

Критерии оценки начального контроля:

- уметь решать географические  задачи;

- уметь использовать карты атласа для нахождения географических объектов и установления закономерности процессов и явлений в ГО;

Критерии оценки промежуточной аттестации (с 20 по 26 декабря):

уметь решать типовые задачи по топографии;

уметь использовать формулы для вычисления демографических показателей;

уметь решать задачи статистического характера;

Критерии оценки промежуточной аттестации (с 12 по 19 апреля):

уметь  устанавливать взаимосвязь между происходящими географическими процессами;

знать географическую номенклатуру;

знать основы и принципы рационального природопользования;

уметь выполнять классификацию стран мира по различным критериям;

знать роль инноваций в международной туристской индустрии.

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.

Материально-техническое обеспечение (описать в соответствии с программой):

• компьютер;

• мультимедиа проектор;

• оборудование для практических работ;

• доска – 1 шт. и т.д.

Кадровое обеспечение:

педагог дополнительного образования.

Методическое и дидактическое обеспечение :

• методические разработки, планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;

• учебная, методическая, дополнительная литература;

• развивающие и диагностические процедуры: тестовые задания;

• дидактические материалы:; таблицы, модели – схемы, географические карты, образцы горных пород и минералов;

• учебники, учебные пособия в расчете на одного учащегося;

• видео-фотокаталоги: СD-диск, репродукции;

• литературные каталоги;

• научно-популярные журналы и т.д.

Воспитательная деятельность. Работа с родителями

В рамках программы предусмотрено проведение:

- географических конкурсов, участие в олимпиадах, выставках, конкурсах;

- реализация творческих проектов;

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно  обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при       организации учебной деятельности.

Работа с родителями предусматривает:

- родительские собрания;

- индивидуальные беседы и консультации;

- профилактические беседы;

- анкетирование, социологический опрос родителей;

- совместные воспитательные мероприятия.

3.Учебно-тематический план

 

№ раздела тем

Название раздела, тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

 

всего

теория

практика

 

Введение – 2 час.

1.

Вводное занятие.

2

1

1

Фронтальный опрос.

 

  1. Моя Россия. Большое путешествие (61 часов)

2.

Место России на международном туристском рынке

2

1

1

Устный текущий опрос.

3.

Разработка федеральных и региональных программ развития туризма.

2

1

1

Фронтальный опрос.

4.

Инфраструктурное обеспечение и инвестиционная активность в туристской индустрии.

2

1

1

Отчет.

5.

Города Федерального значения.

4

2

2

Сообщения учащихся.

6.

Центральная Россия.

4

2

2

Отчет.

7.

Русский Север.

4

2

2

Устный текущий опрос.

8.

Русская Прибалтика.

2

1

1

Тест.

9.

Поволжье.

2

1

1

Отчет.

10.

Юг России и южно-русское подстепье.

3

2

1

Устный текущий опрос.

11.

Северный Кавказ.

3

2

1

Сообщения учащихся.

12.

Урал .

3

2

1

Фронтальный опрос.

13.

Западная Сибирь .

6

3

3

Отчет.

14.

Средняя Сибирь .

6

3

3

Устный текущий опрос.

15.

Горы Южной Сибири.

4

2

2

Тест.

16.

Северо-Восточная Сибирь.

4

2

2

Сообщения учащихся.

17.

Дальний Восток .

4

2

2

Отчет.

18.

ЯНАО

4

2

2

Фронтальный опрос.

19

Итоговая проектная работа по разделу.

2

 

2

Устный текущий опрос.

 

  1. Современная политическая карта мира – 4 часа.

2.

Политическая карта мира и основные этапы её формирования.

1

1

 

Устный текущий опрос.

3.

Практическая работа «Составление классификации стран мира по разным критериям».

1

 

1

Отчет.

4.

Международные организации.

1

1

 

Сообщения учащихся.

5.

Практическая работа «Составление «визитной карточки» международной организации».

1

 

1

Отчет.

 

  1. Страны и континенты – 27 часов.

6.

Доходы от международного туризма и их ежегодные изменения. Деление на региональные рынки согласно классификации ЮНВТО.

1

1

 

Фронтальный опрос.

7.

Международные туристские прибытия, доходы и расходы по регионам мира. Поступления с одного прибытия.

1

 

1

Тест.

8.

Страны-лидеры по международным туристским прибытиям, доходам и расходам.

1

 

1

Сообщения учащихся.

9.

Страны – поставщики туристов на международный рынок.

1

1

 

Устный текущий опрос.

10.

Путешествие по городам Австралии.

1

 

1

Сообщения учащихся.

11.

Путешествие по странам Океании.

1

 

1

Сообщения учащихся.

12.

Традиционные страны-лидеры в регионе и появление новых туристских дестинаций.

1

1

 

Устный текущий опрос.

13.

Путешествие по странам Южной Америки.

1

 

1

Тест.

14.

Изменения туристского спроса, происходящие в международном туризме. Роль инноваций в международном туризме.

1

 

1

Сообщения учащихся.

15.

Основные направления инновационной деятельности туристских предприятий. Новые стратегии развития международного туристского бизнеса.

1

 

1

Зачет.

16.

Основные статистические показатели международного туризма стран-лидеров АТР.

1

1

 

Устный текущий опрос.

17.

Особенности развития международного туризма в Американском регионе.

1

 

1

Тест.

18.

Путешествие по странам Северной Америки.

1

 

1

Сообщения учащихся.

19.

Тенденция возрастания туристских потоков на Африканском континенте.

1

1

 

Устный текущий опрос

20.

Страны Африки с развитым туристским сектором.

1

 

1

Тест. Номенклатура.

21.

Факторы, способствующию развитию туризма в Европе.

1

 

1

Сообщения учащихся.

22.

Путешествие по странам Зарубежной Европы. Западная Европа.

1

 

1

Сообщения учащихся.

23.

Путешествие по странам Зарубежной Европы. Восточная Европа.

1

 

1

Сообщения учащихся.

24.

Путешествие по странам Зарубежной Европы. Южная Европа.

1

 

1

Номенклатура.

25.

Путешествие по странам Зарубежной Европы. Северная Европа

1

 

1

Сообщения учащихся.

26.

Туризм на Ближнем Востоке и влияние государственной поддержки на его развитие

1

 

1

Сообщения учащихся.

27.

Азиатско-Тихоокеанский регион как наиболее динамично развивающийся туристский регион мира.

1

 

1

Сообщения учащихся.

28.

Путешествие по странам Зарубежной Азии. Юго-Западная Азия.

1

 

1

Сообщения учащихся.

29.

Путешествие по странам Зарубежной Азии. Страны Закавказья.

1

 

1

Сообщения учащихся.

30.

Путешествие по странам Зарубежной Азии. Центральная Азия.

1

 

1

Зачет.

31.

Путешествие по странам Зарубежной Азии. Восточная Азия.

1

1

 

Фронтальный опрос.

32.

Путешествие по странам Зарубежной Азии. Южная Азия.

1

 

1

Сообщения учащихся.

 

  1. Итоговое занятие – 2 часа.

33.

Научно – практическая конференция

1

 

1

Защита проектов.

34.

Итоговое занятие.

1

 

1

Тест.

Итого:

96

40

56

 

 

4. Содержание дополнительной общеразвивающей программы

Введение. (2 час)

Вводное (организационное) занятие: знакомство с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и творческих итоговых работ.

На вводном занятии учитель должен обсудить с учащимися примерные темы творческих работ для научно-практической конференции, которая состоится на итоговом занятии. Темы творческих работ будут предложены учителем, но учащиеся могут взять свою тему. Над творческим проектом учащиеся могут работать самостоятельно или коллективно, разбившись на группы. Форму представления материала учащиеся также выбирают самостоятельно (реферат, создание и выпуск брошюры и т.п.).

Раздел I. Моя Россия. Большое путешествие  (61 часа).

Теория. Место России на международном туристском рынке. Состояние развития въездного туризма.

Анализ выездных туристских потоков из России. Факторы, сдерживающие развитие российского туризма.

Создание в России высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса. Совершенствование нормативно-законодательной базы. Организация особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Разработка федеральных и региональных программ развития туризма. Инфраструктурное обеспечение и инвестиционная активность в туристской индустрии. Формирование за рубежом образа России как страны, благоприятной для туризма.

Города Федерального значения

Москва: Кремль. Китай-город. Бульварное кольцо. Садовое кольцо. Замоскворечье. Музеи Москвы и Подмосковья.

Санкт-Петербург: Северная пальмира. Петропавловская крепость. Адмиралтейство и Исаакиевский собор. Дворцовая площадь и Эрмитаж. Александро-Невская лавра. Стрелка Васильевского острова. Мосты, каналы и набережные Санкт-Петербурга. Летний сад, Марсово поле, Михайловский замок, площадь искусств. Стрельна. Петергоф. Пушкин. Павловск. Кронштадт. Шлиссельбург.

Центральная Россия (4 часа).

Золотое кольцо России. Духовные святыни России. Владимир. Суздаль. Гусь-Хрустальный. Сергиев Посад. Переславль-Залесский. Ростов Великий. Ярославль. Углич. Кострома. Плес.

Жемчужины природы Валдайской возвышенности: в верховьях Волги, озера Валдай, Ильмень, Селигер. Рыбинское водохранилище. Мещера – «глухомань» в центре России.

Русский Север (4 часа).

Кольский полуостров и Хибины.

Карелия – край воды и камня. Петрозаводск. Ладога. Онежское озеро. Кижи. Белое море.Чистота и свет Вологды и Архангельска. Холмогоры. Каргополь и окрестности. Котлас и Сольвычегодск. Соловецкие острова. Белозерск. Великий Устюг – «родина» Деда Мороза.

Красота северных рек – Северная Двина, Сухона, Онега, Пинега.

Русская Прибалтика (2 час).

Куршская коса. Зеленоградск. Куршский национальный парк. Озера Чайка и Изумруд. Дюна Ореховая. Калининград.

Поволжье (2 час).

         Национальные парки Поволжья. Марий Чодра. Нижняя Кама. Нечкинский. Смольный. Чаваш Вармане. Самарская Лука. Хвалынский.

Юг России и южно-русское подстепье (3 часа).

Островные леса Среднерусской возвышенности. Приокско-террасный биосферный заповедник. Центрально-черноземный заповедник. Дивногорье: жемчужина среднего Дона, пещерные храмы Больших и Малых Див. Галичья гора. Заповедник «Черные Земли» в Калмыкии.

Северный Кавказ (3 часа).

Северный Кавказ. Географическое положение. Самые высокие и молодые горы России. Высотная поясность Кавказа. Природно-ресурсный потенциал Северного Кавказа.

Кавказский биосферный заповедник. Высокогорные заповедники Кавказа: Тебердинский, Кабардино-Балкарский, Северо-Осетинский. Красная Поляна.

Эльбрус. Природный парк Приэльбрусье.

Черноморское побережье России: от Новороссийска до Адлера.

Урал (3 часа).

Урал – каменный пояс земли русской.  Геологическая история Уральских гор. В подземных кладовых Урала. Города Урала: Пермь, Екатеринбург.

Природные уникумы Урала от Пай-Хоя до Мугоджар. Полярный Урал: от Константинова Камня до истоков Хулги. Приполярный Урал: Каменная россыпь, Торговое озеро, край ледников. Северный Урал: плато Манпупунер, Вишерский заповедник, Тулымский камень, плато Кваркуш. Средний Урал: гора Колпаки, заповедник Басеги. Южный Урал: Ильменский заповедник.

Западная Сибирь (6 часа).

Особенности географического положения. Специфика природы региона. История освоения. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины.

         Югра – древняя земля. Ханты-Мансийск и окрестности. Парк «Самаровский чугас». Обь. Нижневартовск: озеро Самотлор. Самотлорское месторождение.

Тюменская область. Тобольск – дорогой декабристов.

Ямало-ненецкий автономный округ. Верования ненцев. День оленевода. Заповедные зоны. Мангазея. Северный двойник БАМа - Трансполярная магистраль. Салехард – Лабытнанги – Надым.

Омская область: Густав Гасфорт, Омская крепость, «пять озер».

Новосибирская область. Новосибирск – «наукоград» России. Барабинская равнина. Умревинский острог. Палеолитическая стоянка «Волчья грива». Озера: Убинское, Чаны, Карачи.

Томская область: Таловские Чаши. Обь-Енисейский водный путь.

Средняя Сибирь (6 часа).

Особенности географического положения, история освоения региона. Специфика природы: с высоты Среднесибирского плоскогорья, край великих рек и «моря тайги».

Красноярский край. Красноярск – крупнейший город Восточной Сибири. Пароход-музей «Святой Николай». Государственный природный заповедник «Красноярские Столбы». «Палласово железо» - знаменитый железокаменный метеорит. Саяно-Шушенская ГЭС. Озеро Тиберкуль. По Енисею.

Эвенкийский автономный округ. Озеро Виви – географический центр России. Хатанга – «ворота» на Северный полюс.

Таймырский (Долгано-Ненецкий автономный округ). Дудинка. Норильск. Музей мамонта. Остров Диксон. Таймырский заповедник. Плато Путорана: Тальниковый водопад. Хэйро – праздник Солнца.

Горы Южной Сибири (4 часа).

Особенности природы пояса гор Южной Сибири. Озеро Байкал – жемчужина Сибири. Причины уникальности Байкала. Значение ресурсов Байкала. Экологические проблемы Байкала. Байкальский государственный биосферный заповедник.

Алтайский край. Барнаул. Бийск. Республика Алтай. Горно-Алтайск. Телецкое озеро и гора Белуха.

Северо-Восточная Сибирь (4 часа).

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. История освоения региона.

Особенности природы Северо-Восточной Сибири. Восточная Сибирь – край будущего.

Заповедник «Остров Врангеля» - уголок уникальной арктической природы.

Дальний Восток (4 часа).

Дальний Восток – край контрастов. Уникальный природно-ресурсный потенциал Дальнего Востока. Особенности природных условий Дальнего Востока. Стихийные природные явления: вулканы, землетрясения, цунами.

Камчатка. Вулканы и гейзеры Камчатки. Приморский край: на берегах Японского моря. Сахалин. Курильские острова. Дальневосточный морской заповедник. Круиз по Амуру.

ЯНАО

Практика. Особенности природных условий. Экологические проблемы и охрана природы. Итоговая проектная работа по разделу

Формы и методы обучения: творческие задания (индивидуальные, групповые); практические задания.

Форма подведения итогов: собеседование, опрос.

 

Раздел II. Современная политическая карта мира. (4 часа)

Политическая карта мира и основные этапы её формирования. Международные организации.

Теория.Что такое политическая карта. Основные этапы ее формирования. Количественные и качественные изменения на политической карте мира в разное историческое время. Что такое государство, государственная территория, государственные границы. Типы государств современного мира. Многообразие стран современного мира. Международные организации: значение, функции. Политические и политико-экономические. Межправительственные и неправительственные. Глобальные и региональные. Представления о структуре, функциях, роли международных организаций в современном мире: Организация Объединенных Наций (ООН),  Международный Валютный Фонд (МВФ), Европейский Союз (ЕС), ОПЕК и другие.

Практика:

1. Составление классификации стран мира по разным критериям (по величине территории, численности населения, формам государственного устройства, уровню экономического развития и т. д.).

Учащиеся работают в группах с различными видами карт (историческими и политическими), анализируют произошедшие количественные и качественные изменения. Группы получают задание проанализировать произошедшие изменения политической карты на определенной территории за конкретный исторический период и подготовить краткое сообщение по данной теме (I группа: Северная Америка, II группа: Южная Америка, III группа: Африка, IV группа: Евразия – Европа, V группа: Евразия – Азия).

2.     Составление «визитной карточки» международной организации. Учащиеся готовят устное сообщение и составляют «карту международной организации», а затем выступают с этими сообщениями и представляют свои карты.

Формы и методы обучения: творческие задания (индивидуальные, групповые); практические задания.

Форма подведения итогов: собеседование, опрос.

 

Раздел III. Страны и континенты. (27 часов)

Основные понятия раздела: государственная территория, государственные границы.

Динамика развития международного туризма Динамика мировых туристских потоков.

Практика. Доходы от международного туризма и их ежегодные изменения. Деление на региональные рынки согласно классификации ЮНВТО.

Международные туристские прибытия, доходы и расходы по регионам мира. Поступления с одного прибытия. Страны-лидеры по международным туристским прибытиям, доходам и расходам. Страны – поставщики туристов на международный рынок.

Современные тенденции развития туризма в регионах мира Характеристика Европейского региона как главного участника мирового туристского рынка.

Теория. Изменения туристского спроса, происходящие в международном туризме. Роль инноваций в международном туризме. Основные направления инновационной деятельности туристских предприятий. Новые стратегии развития международного туристского бизнеса.

Факторы, способствующию развитию туризма в Европе. Традиционные страны-лидеры в регионе и появление новых туристских дестинаций.

Азиатско-Тихоокеанский регион как наиболее динамично развивающийся туристский регион мира. Основные статистические показатели международного туризма стран-лидеров АТР.

Особенности развития международного туризма в Американском регионе.

Туризм на Ближнем Востоке и влияние государственной поддержки на его развитие. Тенденция возрастания туристских потоков на Африканском континенте. Страны Африки с развитым туристским сектором.

Практика. Путешествие по странам Зарубежной Европы (Северная Европа, Западная Европа).

Путешествие по странам Зарубежной Европы (Восточная Европа, Южная Европа).

Путешествие по странам Зарубежной Азии (Юго-Западная Азия, страны Закавказья, Центральная Азия).

Путешествие по странам Зарубежной Азии (Восточная Азия, Южная Азия).

Формы и методы обучения: творческие задания (индивидуальные, групповые); практические задания.

Форма подведения итогов: собеседование, опрос.

 

Раздел IV. Итоговое занятие. (2 часа)

Практика. Подводятся итоги изучения элективного курса «Клуб путешественников». Итоговая работа должна быть представлена учащимися в форме сообщения и презентации (PowerPoint).

На итоговом занятии целесообразно провести анкетирование или провести обсуждение содержания данного элективного курса, форм его проведения, выяснить предложения и пожелания учащихся.

Формы и методы обучения: творческие задания (индивидуальные, групповые); практические задания.

Форма подведения итогов: собеседование, опрос.

 

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать и понимать

  1. основные этапы формирования политической карты мира;
  2. основные международные организации, их значение и функции;
  3. классификацию стран мира по разным критериям: по величине территории, численности населения, формам государственного устройства, уровню экономического развития;
  4. типологию государств современного мира;
  5. особенности размещения географического положения стран материка;
  6. наиболее крупные по площади страны материков;
  7. географическое положение страны и ее столицу;
  8. размещение основных видов хозяйственной деятельности страны;

Уметь

  1. называть и показывать наиболее крупные по площади страны материков;
  2. определять и описывать по карте географическое положение страны и ее столицу;
  3. объяснять особенности размещения географического положения стран материка;
  4. объяснять особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности;
  5. анализировать исторические и политические карты;
  6. анализировать статистические материалы;
  7. уметь составлять сообщения с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников материалов периодической печати, информационных ресурсов интернет.

5. Методическое обеспечение дополнительной  образовательной  программы.

Формы проведения занятий по программе «Клуб путешественников»: проблемные лекции, практикумы, беседы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их способностей – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Учебная деятельность

1.   Методическое:

-разработка программы;

-анализ учебной деятельности;

2. Дидактическое:

- разработка учебных занятий, составление самостоятельных и контрольных работ.

- дидактического и наглядного материала

3. Материально-техническое:

- ноутбук, интерактивная доска;

- наличие канцелярских принадлежностей;

- географические карты.

6. Литература

Литература для учителя

1.    Атлас Мира [Карты] / Пер. с итал. – М.: ООО «Торговый дом «Издательство Мир книги», 2015. – 96 с.: ил.

2.    Гладкий, Ю.Н. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2016. – 286 с.: ил., карт.

3.    Журналы «GEO».

4.    Крылова, О. В. Программа элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки. Политическая карта мира [Текст] / О.В. Крылова.–М., 2018.– 14 с.

5.    Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы [Текст] / В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2020.

6.    Программно-методические материалы. География. 6-9 кл. [Текст] / Сост. В.И. Сиротин. – 4-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2015. – 288 с.

7.    Страны мира от А до Я. Новый информационный справочник [Текст] / Сост. С.А. Романцова. – Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2017. – 352 с.: ил.

8.    Страны мира. Современный справочник [Текст] / Сост.  Ю.А. Сереженко, Н.Ю. Дмитриева, О.А. Иванова, Н.А. Сарафанова. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2020. – 416 с., ил.

Литература для учащихся

1.    Атлас Мира [Карты] / Пер. с итал. – М.: ООО «Торговый дом «Издательство Мир книги», 2018. – 96 с.: ил.

2.    Большая серия знаний. Страны. Народы. ЕВРОПА и РОССИЯ [Текст] / Сост. В.Б. Новичков. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги». Издательский дом «Современная педагогика», 2019. – 128 с.: ил.

3.    Большая серия знаний. Страны. Народы. АМЕРИКА, АВСТРАЛИЯ и ОКЕАНИЯ [Текст] / Сост. В.Б. Новичков. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги». Издательский дом «Современная педагогика», 2020. – 128 с.: ил.

4.    Большая серия знаний. Страны. Народы. АЗИЯ и АФРИКА [Текст] / Сост. В.Б. Новичков. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги». Издательский дом «Современная педагогика», 2020. – 128 с.: ил.

Интернет ресурсы

1.    http://businesstravelrussia.ru/ Ассоциация бизнес-туризма

2.    http://www.astt.ru/ Ассоциация содействия туристским технологиям

3.    http://turistprav.ru/ Клуб защиты прав туристов

4.    http://www.intacadem.ru/ Международная туристская академия

5.    http://www.rostourunion.ru/ Российский Союз Туриндустрии

6.    http://www.turbooks.ru/ Портал "Все о туризме"

7.    http://www.russia.travel/ Национальный туристический портал Russia.travel

8.    http://www.tmanager.ru/ "ТурМенеджер" - автоматизация работы турагентства

9.    http://www.km.ru/turizm

Туристический портал на базе мультипортала “Кирилл и Мефодий”

10.  http://100dorog.ru/ Туристический портал "100 дорог"

11.  http://www.travel.ru/ Туристический портал Travel.ru

12.  http://www.t66.ru/ Портал "Новости туризма"

Проект "Малый бизнес в сфере спорта, туризма и отдыха"

13.  http://www.tagazeta.ru/ Электронная газета "Турагент"

14.  http://www.ttg-russia.ru/ Туристская деловая газета

Электронные ресурсы

1.      Биржаков М.Б.Введение в туризм [Электронный ресурс] / М.  Б. Биржаков. - programs. - СПб. : Герда , 2017 : цв., зв.

2.      Александра Дмитриевна.Организация сферы туризма: учеб.пособие и CD-ROM/ Александра Дмитриевна Каурова. - СПб.: "Издательский дом Герда", 2018 - 368 с.

3.      Коноплева, И. А. Информационные технологии [Электронный ресурс] : учеб. / И. А. Коноплева, О. А. Хохлова, А. В. Денисов.  - Электрон. текстовые дан. - М. : КНОРУС, 2019 - эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.

4.      Кусков А.С. Основы туризма [Электронный ресурс] : учеб. /А. С. Кусков. - Электрон. дан. - М. : КНОРУС, 2019 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.

7. Календарный учебный график

на 2021/2022 учебный год

к дополнительной общеразвивающей программе естественно-научной направленности

«Клуб путешественников»

       Календарный учебный график является приложением к программе и разрабатывается для

каждой учебной группы.


 

Российская Федерация Ямало-Ненецкий автономный округ

Российская Федерация Ямало-Ненецкий автономный округ

Пояснительная записка Цель современной школы: развитие личности учащихся, формирование его сознания

Пояснительная записка Цель современной школы: развитие личности учащихся, формирование его сознания

Содержание программы позволяет познакомить учащихся с современной политической картой мира и основными этапами ее формирования, познакомить с типами стран современного мира, их многообразием и многоликостью…

Содержание программы позволяет познакомить учащихся с современной политической картой мира и основными этапами ее формирования, познакомить с типами стран современного мира, их многообразием и многоликостью…

Формировать активную социально-значимую позицию обучающихся, способствующую их дальнейшей реализации социуме

Формировать активную социально-значимую позицию обучающихся, способствующую их дальнейшей реализации социуме

СанПиН. Наполняемость групп: не менее 12 учащихся

СанПиН. Наполняемость групп: не менее 12 учащихся

Условия реализации программы

Условия реализации программы

Разработка федеральных и региональных программ развития туризма

Разработка федеральных и региональных программ развития туризма

Международные туристские прибытия, доходы и расходы по регионам мира

Международные туристские прибытия, доходы и расходы по регионам мира

Путешествие по странам Зарубежной

Путешествие по странам Зарубежной

Русский Север (4 часа). Кольский полуостров и

Русский Север (4 часа). Кольский полуостров и

Эвенкийский автономный округ.

Эвенкийский автономный округ.

Составление «визитной карточки» международной организации

Составление «визитной карточки» международной организации

Знать и понимать основные этапы формирования политической карты мира; основные международные организации, их значение и функции; классификацию стран мира по разным критериям: по величине территории,…

Знать и понимать основные этапы формирования политической карты мира; основные международные организации, их значение и функции; классификацию стран мира по разным критериям: по величине территории,…

Программно-методические материалы

Программно-методические материалы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2023