Рабочая программа элективного курса "Познание мира по картам"
Оценка 4.7

Рабочая программа элективного курса "Познание мира по картам"

Оценка 4.7
doc
22.01.2021
Рабочая программа элективного курса "Познание мира по картам"
познание мира по картам+.doc

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа элективного курса «Познание мира по картам» составлена по программе «Элективные курсы. Предпрофильные и профильные» автор Н. В. Болотникова. Программа «Познание мира по картам» рассчитана на 12 часов, является предпрофильной и предназначена для учеников 9 класса средней общеобразовательной школы.

Цель: расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования.

Задачи:

  1. Формировать представления учащихся о географических картах материков, регионов  и стран мира;
  2. Передать учащимся сумму знаний по географии, которые помогут им ориентироваться в современном мире;
  3. Способствовать формированию географического мышления учащихся, развитию творчески мыслящей личности;
  4. Возбудить интерес к географии, профессии картографа.
  5. Способствовать формированию картографической грамотности;
  6. Учить составлять сообщения с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников материалов периодической печати, информационных ресурсов интернет.

Курс «Познание мира по картам» представляется необходимым, так как методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике.

Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы и подготовка к ГИА по профильным предметам. Курс «Познание мира по картам» может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации:

картографическими (топографической и географической картами, глобусом),

текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой),

профилями, диаграммами, рисунками, схемами.

Планируемые результаты.

1. Определять координаты и местоположение объектов на картах, расстояния между ними, направления.

2. Ориентироваться на местности по плану, топографической карте, аэрофотоснимку. Читать топографическую карту, составлять по ней описание местности.

3. Свободно читать и анализировать тематические карты. Пользоваться системой условных обозначений, сочетать тематические карты с другими источниками информации (например, с климатическими справочниками или со статистическими данными).

4. Определять простые картографические характеристики объектов (н а п р и м е р, длину реки, береговой линии, площадь ареала, высоту, глубину).

5.Оценивать по тематическим картам основные количественные показатели объектов (климатические характеристики, плотность населения, экономико-географические показатели и др.). Строить по картам диаграммы и профили.

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Название раздела,

темы

Всего

часов

В том числе

Формы

контроля

Лекция

Практи-
ческая

работа

Семи-
нар

1

Введение.

 

1

1

 

 

 

2

Что изучает картография

 

 

1

 

1

 

 

 

 

Тестирование

3

Практическая paбoта

 

 

1

 

 

1

 

Выполнение практической работы

4-5

Топографическая карта

 

 

2

 

1

 

 

 

1

Участие в семинаре

6-7

Практические работы по топографической карте

 

 

2

 

 

 

2

 

Выполнение практической работы

8

Свойства географической карты

 

 

1

 

0,5

 

 

0,5

Участие в семинаре

9

Приемы самостоятельной работы с картой

 

 

1

 

0,5

 

0,5

 

Выполнение практической работы

10

Географическая карта как источник знаний

 

1

 

1

 

Выполнение практической работы, тестирование

11

Практическая pa6oта

 

1

 

1

 

Выполнение практической работы, тестирование

12

Итоговое занятие (обобщающее повторение)

 

 

1

 

 

0,5

 

0,5

Участие в семинаре, выполнение практической работы, тестирование

Итого

12

4

6

2

 

 

 

 

 













СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Что изучает картография. История появления карт и атласов. Значение картографии в современном обществе. Основные виды изображения земной поверхности.

· Картография как наука, ее формы.

· История картографии.

· Связь картографии с другими естественными и общественными науками.

· Значение и примеры использования карт в различных видах деятельности современного человека.

· Основные виды изображения земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок, космический снимок (свойства изображения, методы и способы создания, использование).

Тема 2. Топографическая карта.

Основные свойства топографической карты, система топографических условных знаков. Многолистовые топографические карты. Оформление топографической карты. Измерение расстояний, площадей по карте. Чтение рельефа. Бергштрихи, заложение склона. Построение профиля по топографической карте. Определение координат по топографической карте.

Тема 3. Практические работы по топографической карте. Виды упражнений для закрепления.

· Определение по топографической карте координат различных объектов.

· Нанесение на ту же карту пунктов по известным географическим координатам.

· Определение по карте прямоугольных координат объектов.

· Нанесение на карту объектов по прямоугольным координатам.

· Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах.

· Нахождение на топографической карте основных форм рельефа, изображенных горизонталями.

· Рассчитать и построить шкалу заложений по заданным данным.

· Пользуясь шкалой заложений, определить по карте наибольшую и наименьшую крутизну склонов.

Тема 4. Свойства географической карты.

· Классификация карт по пространственному охвату.

· Классификация карт по содержанию: общегеографические и тематические. Группы тематических карт: карты природных явлений и карты общественных явлений, карты пограничной (междисциплинарной) тематики.

· Классификация карт по назначению: научно-справочные, культурно-просветительные и агитационные, технические, учебные, туристские.

· Т и п ы к а р т: аналитические, комплексные, синтетические.

Географические атласы – систематические, целостные собрания карт, созданные по единой программе. Классификация атласов по назначению: справочные атласы, комплексные научно-справочные, популярные (краеведческие), учебные, туристические и дорожные.

• Математический закон построения – важнейшее свойство карты.

• Определение масштаба. Виды масштабов: числовой, именованный, линейный.

• Картографическая проекция: определение; требования, предъявляемые к картографическим проекциям; главный масштаб и линии нулевых искажений; виды искажений – искажения длин, площадей, углов и форм.

• Виды проекций по характеру сведения к минимуму: равноугольная, равновеликая, произвольная.

• Виды проекций по виду вспомогательной поверхности при переходе от эллипсоида или шара к плоскости (цилиндрическая, коническая и поликоническая, азимутальная).

• Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота.

• Определение направлений. Азимут магнитный и истинный.

• Магнитное склонение. Сближение меридианов. Румбы. Дирекционный угол.

Тема 5. Приемы самостоятельной работы с картой.

Что такое обобщенный прием самостоятельной работы с картой. Ориентирование. Картометрические приемы. Определение географических координат, расстояний по карте. Ортодромия. Приемы использования условных знаков карты.

Тема 6. Географическая карта как источник знаний.

Географическая карта – основной источник знаний. Обобщенные приемы самостоятельной работы (определение географического положения, прием наложения карт, географическая характеристика территорий).

Тема 7. Обобщающее повторение.

Выполнение практических заданий и практической работы. Игра «Виртуальное путешествие по топографической карте».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Аксакалова, Г. П. и др. Факультативные занятия по географии / Г. П. Аксакалова, Н. В. Андреев, В. П. Голов. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с.: ил.

2. Андреев, Н. В. Основы топографии и картографии: пособие для уч-ся по факультативному курсу. – М.: Просвещение, 2011.

3. Баринова, И. И. Самостоятельные и практические работы по физической географии СССР: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2015. – 96 с.: карт.

4. Богданова, А. А. Уроки географии: 7 кл.: пособие для учителя; из опыта работы. – М: Просвещение, 1985. – 175 с.

5. Герасимова, Т. П., Мясникова, С. В. Общая география. 10 класс. – СПб.: СпецЛит, 2001.

6. География: справ. материалы: кн. для уч-ся сред. и старш. возраста / A. M. Берлянт, В. П. Дронов, И. В. Душина и др. / под ред. В. П. Максаковского. – М.: Просвещение, 2013. – 400 с.: ил., карт.

7. Пятунин, В. Б. Контрольные и проверочные работы по географии, 6–10 классы: метод. пособие. – М.: Дрофа, 2011. – 192 с.: ил.

8. Сиротин, В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6–10 кл.): пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2012. – 144 с.: ил.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса «Познание мира по картам» составлена по программе «Элективные курсы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса «Познание мира по картам» составлена по программе «Элективные курсы

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Что изучает картография

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Что изучает картография

Определение направлений. Азимут магнитный и истинный

Определение направлений. Азимут магнитный и истинный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2021