Рабочая программа элективного курса "Практикум по геометрии 9 класс"
Оценка 4.9

Рабочая программа элективного курса "Практикум по геометрии 9 класс"

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
математика
9 кл
13.03.2023
Рабочая программа элективного курса "Практикум по геометрии 9 класс"
Рабочая программа элективного курса "Практикум по геометрии 9 класс"
РП Практикум по геометрии 9 класс.docx

Примерная рабочая программа элективного курса

«Практикум по геометрии, 9 класс»

 

Примерная рабочая программа элективного курса «Практикум по геометрии» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021

№ 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования». Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 классов и рассчитана на 34 часа в год.

Данный элективный курс реализуется независимо от УМК по геометрии, по которому ведется преподавание в образовательной организации.

Цель элективного курса:

   создание условий для формирования устойчивых знаний обучающихся по геометрии на базовом уровне.

 

Задачи элективного курса:

повышение мотивации обучающихся к изучению геометрии;

создание                     «ситуации    успеха»    у    обучающихся    при    решении геометрических задач;

обобщение и систематизация геометрических знаний обучающихся; совершенствование практических навыков, математической культуры

обучающихся;

   применение геометрического аппарата для решения разнообразных математических задач.

 

1.   Планируемые результаты освоения элективного курса.

Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания.

 

Личностные результаты:

патриотическое воспитание проявление интереса к истории и современному состоянию российской математической науки; ценностное отношение к достижениям российских учёных-математиков (Основные направления воспитательной деятельности № 2);

эстетическое воспитание — восприятие эстетических качеств геометрии, её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности; (Основные направления воспитательной деятельности № 4)


ценности научного познания — формирование и развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по геометрии необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений (Основные направления воспитательной деятельности № 5);

экологическое воспитание — ориентация на применение геометрических знаний для решения задач в области окружающей среды, повышение уровня экологической культуры (Основные направления воспитательной деятельности

№ 8);

ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

 

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

умение выдвигать гипотезы при решении задач, понимать необходимость их проверки;

понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

 

Предметные результаты:

умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;


овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и

изобретательных умений, приобретение навыков геометрический построений умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы

для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения

задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, равенство фигур;

оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

вычислять длины линейных элементарных фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин, используя при необходимости справочники и технические средства.

Обучающийся научится:

                оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;

                извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;

                применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;

                решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам;

                оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;

                выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;

                применять формулы периметра, площади и объема при вычислениях, когда все данные имеются в условии;


                применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях;

                изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов;

                выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

                использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания;

                использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни;

                вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни;

                выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.

 

Обучающийся получит возможность:

                овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов;

                приобрести         опыт         применения         алгебраического         и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач;

                вычислять   площади   фигур,   составленных    из   двух    или   более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

                вычислять     площади     многоугольников,     используя     отношения равновеликости и равносоставленности.

 

2.                                                                                                                  Содержание курса

Раздел 1. Углы (7 часов)

Угол. Величина угла. Градусная мера угла. Биссектриса угла. Смежные и вертикальные углы. Углы, образованные параллельными прямыми и секущей. Треугольники. Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника Углы в равнобедренном, равностороннем треугольниках. Углы, связанные с окружностью. Углы в четырехугольниках. Свойства углов параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции.

 

Раздел 2. Линии в треугольнике, четырехугольнике и окружности (17 часов)

Высота, медиана, биссектриса, серединный перпендикуляр, средняя линия треугольника. Признаки равенства треугольников, в том числе и прямоугольных. Диагонали и высоты в параллелограмме, ромбе, прямоугольнике, квадрате, трапеции. Средняя линия трапеции. Отрезки и


прямые, связанные с окружностью. Касательная и секущая к окружности. Хорда, радиус и диаметр окружности. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырехугольников, правильных многоугольников. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике. Определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора. Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30⸰, 45⸰, 60⸰. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Треугольники и четырехугольники на клетчатой бумаге.

 

Раздел 3. Площади фигур (10 часов)

Понятие о площади плоской фигуры и ее свойствах. Измерение площадей. Сравнение и вычисление площадей. Площадь параллелограмма. Площадь прямоугольника. Площадь ромба. Площадь квадрата. Площадь трапеции. Площадь треугольника. Площадь многоугольника. Площадь круга и его частей. Площади фигур, изображенных на клетчатой бумаге.


3.   Тематическое (календарно-тематическое) планирование элективного курса

 

занятия

 

 

 

 

Темы

 

Дата (план)

 

Дата (факт)

 

 

 

 

 

 

Основные виды деятельности

обучающихся (на уровне учебных действий)

 

Материально- техническое оснащение

(оборудование)*

 

 

 

 

Универсальные учебные действия

(УУД), проекты, ИКТ- компетенции, межпредметные понятия

 

Основные направления

воспитательной деятельности**

 

Раздел 1. Углы 7 часов

1

Угол.

Биссектриса угла

 

 

 

Объяснять, что такое угол и градусная мера угла, биссектриса угла; какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными, знать свойства и признаки параллельных прямых. Формулировать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, знать свойства углов в равнобедренном и равностороннем треугольниках. Формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать теоремы: о вписанном угле. Формулировать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника, знать и применять свойства углов в параллелограмме, прямоугольнике, ромбе, квадрате, трапеции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1, 2,

3, 4, 5, 6, 11

Личностные: формирование стартовой мотивации к обучению; положительного отношения к учению, желания приобретать новые знания, умения.

Регулятивные: уметь исследовать ситуации,

требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: строить логические цепи

рассуждений.

Коммуникативные: умение оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций.

ИКТ-компетенции:

1)  самостоятельно находить информацию в информационном поле;

2)  анализировать информацию. Межпредметные понятия:

утверждение, свойства, сравнение, схема, классификация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2, 5,

8

2

Смежные и вертикальные углы

 

 

 

3

Углы, образованные параллельными

прямыми и секущей

 

 

 

4

Сумма углов треугольника. Внешние

углы треугольника

 

 

 

5

Углы в равнобедренном, равностороннем треугольниках

 

 

6

Углы, связанные с окружностью

 

 

 

 

7

 

Углы в четырехугольниках

 

 

 

Раздел 2. Линии в треугольнике, четырехугольнике и окружности 17 часов

 

8

Высота, медиана, биссектриса,

треугольника

 

 

Знать определения высоты, медианы, биссектрисы, серединного перпендикуляра, средней линии треугольника. Формулировать

теоремы, связанные с замечательными точками

 

1, 2,

3, 4, 5, 6, 11

Личностные: формирование воли и настойчивости в достижении цели.

Регулятивные: самостоятельно находить и

 

2, 5,

8

9

Серединный

 

 


 

 

перпендикуляр, средняя линия треугольника

 

 

треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника. Формулировать и применять признаки равенства треугольников, в том числе и прямоугольных. Изображать и распознавать многоугольники на чертежах; в том числе на клетчатой бумаге, показывать элементы : высоты, диагонали параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; формулировать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, построение, связанные с этими видами четырёхугольников. Знать определение и свойства средней линии трапеции. Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки; формулировать теоремы: о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёхугольника; решать задачи на вычисление и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками. Уметь формулировать теорему Пифагора и обратную ей; решать задачи на вычисления, связанные с теоремой Пифагора. Формулировать определение и

 

формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: сопоставлять характеристики

объектов по одному или нескольким признакам, выявлять сходства и различия объектов Коммуникативные: умение при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая аргументы фактами.

ИКТ-компетенции:

1)  самостоятельно находить информацию в информационном поле;

2)  осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации.

Межпредметные понятия: расстояние, свойства, масштаб, вид, сравнение, схема, аналогия, классификация

 

1

0

Признаки равенства

треугольников

 

 

 

1

1

Признаки равенства

прямоугольных треугольников

 

 

 

 

1

2

Диагонали и высоты в

параллелограмме, ромбе,

прямоугольнике, квадрате, трапеции

 

 

1

3

Средняя линия трапеции

 

 

1

4

Проверочная работа по теме «Углы. Линии в треугольнике»

 

 

 

1

5

Отрезки, связанные с

окружностью. Хорда, диаметр, радиус

 

 

 

1

6

Прямые, связанные с окружностью.

Касательная, секущая

 

 

1

7

Вписанная в

треугольник окружность

 

 

1

8

Описанная около

треугольника окружность

 

 

 

1

9

Вписанная в четырехугольник,

правильный

многоугольник окружность

 

 


 

 

2

0

Описанная около четырехугольника,

правильного многоугольника окружность

 

 

иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; знать основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°. Находить элементы треугольника на клетчатой бумаге.

 

 

 

2

1

Теорема Пифагора

 

 

 

2

2

Тригонометриче ские функции острого угла в прямоугольном

треугольнике

 

 

2

3

Значения синуса, косинуса, тангенса для

углов 30о, 45о, 60о

 

 

2

4

Треугольники и четырехугольники на

клетчатой бумаге

 

 

 

Раздел 3. Площади 10 часов

 

2

5

Площадь плоской фигуры.

Площадь параллелограмма

 

 

 

 

 

 

 

Объяснять, как производится измерение площадей треугольников, многоугольников; круга и его частей; формулировать основные свойства площадей, знать и применять формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; решать задачи на вычисления, связанные с формулами площадей. Находить площади различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге

 

 

 

 

 

 

 

 

1, 2,

3, 6, 11, 12,

13, 14

Личностные:

формирование нравственно- этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные: самостоятельно находить и

формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные:

выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

ИКТ-компетенции:

1)             умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников;

2)             умение интерпретировать и представлять информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1, 2,

5

2

6

Площадь

прямоугольника, ромба, квадрата

 

 

2

7

Площадь трапеции

 

 

2

8

Площадь треугольника

 

 

2

9

Площадь круга и его частей

 

 

3

0

Итоговая проверочная работа

 

 

 

3

1

Площади многоугольников, изображенных на

клетчатой бумаге

 

 

3

2

Площади многоугольников, изображенных на

 

 


 

 

клетчатой бумаге

 

 

 

 

Межпредметные понятия: сравнение, схема, площадь, формула, аналогия, классификация

 

3

3

Практическая работа по теме:

«Площади фигур»

 

 

 

3

4

Занятие по обобщению и

систематизации знаний за курс

 

 

Итого

 

4

 

 

 

проверочные работы – 2 практические работы - 1

 

 

*Материально-техническое оснащение (оборудование) 1.Интернет-ресурс:

https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/173942232-2

2.  Учебное пособие для обучающихся «Практикум по геометрии, 9 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021.

3.   Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация элективного курса «Практикум по геометрии», 9 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021.

4.  Классный набор чертежных инструментов (линейка классная, угольник классный, циркуль классный, транспортир классный)

5.  Доска магнитно-маркерная или меловая.

6.  Проектор мультимедийный с креплением

7.  Компьютер (ноутбук) педагога.

8.  Компьютер (ноутбук) обучающегося.

9.  Система голосования (при наличии в ОО).

10.  Интерактивная доска (при наличии в ОО).

11.  Индивидуальный набор чертежных инструментов обучающегося (линейка, угольник, транспортир).

12.  Ножницы.

13.  Клей.

14.  Цветная бумага, картон.

 

**Основные направления воспитательной деятельности

2. Патриотическое воспитание.

4.  Эстетическое воспитание

5.  Ценности научного познания.

8. Экологическое воспитание.


 

Скачано с www.znanio.ru

Примерная рабочая программа элективного курса «Практикум по геометрии, 9 класс»

Примерная рабочая программа элективного курса «Практикум по геометрии, 9 класс»

Основные направления воспитательной деятельности № 5); экологическое воспитание — ориентация на применение геометрических знаний для решения задач в области окружающей среды, повышение уровня экологической культуры…

Основные направления воспитательной деятельности № 5); экологическое воспитание — ориентация на применение геометрических знаний для решения задач в области окружающей среды, повышение уровня экологической культуры…

Обучающийся научится: • оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; • применять для…

Обучающийся научится: • оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; • применять для…

Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях; • изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с…

Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях; • изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с…

Касательная и секущая к окружности

Касательная и секущая к окружности

Тематическое (календарно-тематическое) планирование элективного курса № занятия

Тематическое (календарно-тематическое) планирование элективного курса № занятия

Формулировать и применять признаки равенства треугольников, в том числе и прямоугольных

Формулировать и применять признаки равенства треугольников, в том числе и прямоугольных

Описанная около четырехугольника, правильного многоугольника окружность иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; знать основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и…

Описанная около четырехугольника, правильного многоугольника окружность иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; знать основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и…

Межпредметные понятия: сравнение, схема, площадь, формула, аналогия, классификация 3 3

Межпредметные понятия: сравнение, схема, площадь, формула, аналогия, классификация 3 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2023